Хрустальная империя даниэля сваровски. Камни от Даниэля Сваровски — мошенничество или гениальность? История главного производителя кристаллов

Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.


Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем... Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.

Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.

Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь... В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.

Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Но было бы глупо не выставлять, допустим, Сезанна, опасаясь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытеснят его с рынка. Между Сезанном и Сваровски не такая уж громадная разница: хрусталь - тоже искусство. Поэтому изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создаётся культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа. Я имею в виду музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Если бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверняка поселились бы местные гномы. Лабиринт из семи комнат, связанных лестницами и узкими коридорами, пришёлся бы им по вкусу.

Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведёт стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гёте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь.

Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов "мягкие" часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

В следующий зал ведёт дорожка метр в ширину, десять в длину. Она, как детский калейдоскоп, постоянно меняет цвет. В трёхмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звёзды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рёв ящеров сменяется пением птиц...

На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя.

Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Сваровски: история бренда и его основателя» — о том, как именно появилась и создавалась бижутерия самого высокого класса.

Многие современные женщины с огромным удовольствием носят разнообразные, яркие украшения известного бренда. А всего несколько сотен лет назад мастера, работвшие с недорогими камнями и хрусталем, назывались мошенниками и даже преступниками.

Ведь все думали, что они хотели делать подделки украшений из благородных металлов. Спустя некоторое время, все изменилось благодаря одной женщине — Это именно она сделала бижутерию сегодня настолько популярной. Но разумеется, что бижутерия другой бижутерии рознь.

Украшения от Swarovski

Все изделия от компании Swarovski очень высокого качества, они красивы. Блеск их кристаллов ничем не уступает украшениям из драгоценных металлов и дорогих камней.

Это элитная бижутерия, над которой трудятся самые известные в мире ювелиры и мастера. Сами же украшения часто являются фактически неотличимой копией самых роскошных и дорогих ювелирных произведений.

Бижутерия Swarovski охватывает собой самый обширный ассортимент украшений и изделий. Это: , кулоны, браслеты, бусы, колье, серьги, броши, заколки. При всем этом, каждое украшение обладает неповторимым дизайном и приятной элегантностью.

В украшениях Сваровски не используют вредные сплавы и материалы, которые могут вызвать аллергию. С этим, к сожалению, встречались многие женщины, которые обожают украшения и бижутерию.

Огромный плюс этих вещей в том, что их внешний вид потрясает, настолько они могут точно копировать дорогие ювелирные украшения, что надеть их можно не только в случае яркого праздника, но и на романтический вечер, в театр и ресторан.

Эти украшения сразу становятся любимыми и именно поэтому их можно подарить любимой женщине независимо от ее возраста. При этом не переживать за качество этого подарка.

Когда вы посещаете магазин бижутерии, то можете заметить то, что Сваровски будет стоить значительно дороже подобных украшений менее известных компаний. Но помните, что вы не переплачиваете за бренд, а больше платите за качество и красоту украшений!

А насчет качества — австрийская бижутерия будет служить более длительное время. А при должном уходе может иметь изначальный вид годами. В то время, как обычная бижутерия через несколько недель уже никуда не годится.

Помимо ювелирных изделий здесь изготавливают часы, статуэтки, модные аксессуары, сувениры, хрусталь и даже люстры! Известно, что самая большая люстра в мире находится в мечети Абу-Даби и она изготовлена компанией Сваровски.

Даниэль Сваровски: биография

Это австрийская компания, специализирующаяся на огранке синтетических и природных драгоценных камней. Она известна как производитель стразов под брендом «Кристаллы Swarovski», включая производство абразивных и режущих материалов.

Давным-давно, в 1862 году, в семье потомственных огранщиков богемского хрусталя родился мальчик. Его назвали Даниэль. Он получил хорошее образование и продолжил семейное дело, став первоклассным мастером-огранщиком хрусталя.

В 1889 австрийский молодой инженер посетил выставку в Париже, на которой были представлены первые машины, работающие на электричестве. После выставки к Даниэлю приходит идея изобретения электрической ограночной машины.

Даниэль Сваровски 1862-1956

В 1892 эта идея стала реальностью! Он сделал первый в мире электрический шлифовальный станок. Это позволило обрабатывать камни и хрусталь в большом количестве и с отменным качеством. Фабрику завалили заказами!

Мировое признание

Чтобы не конкурировать с богемскими мастерами, Даниэль перебрался в тирольское местечко Ваттенс. В 1895 году основал компанию Swarovski и стал делать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Вскоре он построил автономную гидроэлектростанцию на горной реке, что позволило обеспечивать производство недорогой электроэнергией.

Свой продукт Даниэль назвал «кристаллы Swarovski». Он предложил его модным домам Парижа для использования в отделке платьев и в производстве бижутерии. Бизнес стремительно набирал обороты! Росли и сыновья: Вильгельм, Фридрих и Альфред, которые стали незаменимыми помощниками в семейном деле.

Основатель компании умер в 1956 году, оставив семье процветающий бизнес. Он прожил 93 года. Его знак зодиака —

Технологический состав смесей изготовления хрусталя всегда являлся тайной компании и до сегодняшнего дня хранится в строжайшем секрете.

Сваровски: история бренда (видео)

Австрийский инженер, основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.

С того самого момента, как люди оценили красоту бриллиантов, ювелиры задумались над тем, как бы сделать что-то подобное по качеству, но с более низкой ценой. Попыток совершить этот прорыв было немало, но реализовать мечту удалось только австрийскому ювелиру Даниэлю Сваровски…

Даниэль Сваровски родился на территории Австро-Венгерской империи, в горной деревушке Георгиенталь (нем. Georgenthal; чеш. Ji?et?n pod Bukovou), на севере горной Богемии, на родине знаменитого богемского стекла. Он был неудавшимся скрипачом, но, имея хорошее образование, интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В 1883 году он посещает Международную электрическую выставку в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности. В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов.

Бриллианты хороши всем: они красивы, прочны, долговечны и всегда в моде. У них есть только один недостаток: они слишком дорого стоят. Кроме того, они не демократичны – в бриллиантах уместно пойти на званый ужин или на бал, однако не совсем уместно ходить на работу или на деловую конференцию. Сегодня это всем понятно и не вызывает возражений. Но в конце XIX века новый тренд по отношению к бриллиантам был понятен не всем. Однако наиболее чуткие к веяниям моды ювелиры понимали, что на сцену истории вскоре выйдут массы, а им потребуются новые образы и следовательно, красивые и доступные по цене украшения.

Думал над этим и уроженец Богемии, несостоявшийся скрипач, инженер Даниэль Сваровски. Даниэль долгое время пытался сделать станок по обработке хрусталя. В 1891 году Сваровски, живя в Париже, сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Это машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в количестве, несопоставимом с ручной обработкой, а внешне новые издали выгодно отличались от богемского стекла и хрусталя. И главное – позволяли поставить хрусталь в один ряд с другими драгоценными камнями.

Но на родину Даниэль решил не возвращаться, опасаясь конкуренции с богемскими умельцами, а также в силу дороговизны в Богемии электроэнергии. В 1895 году Даниэль Сваровски основал компанию Swarovski в небольшой деревушке Ваттенс, Австрия, где он построил гидроэлектростанцию на горной реке. Это позволило обеспечить завод недорогой и автономной электроэнергией. Свой новый продукт Даниэль назвал “кристаллы Swarovski” и предложил его модным домам Парижа для использования в отделке платьев и в производстве бижутерии. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг.

В 1911 году был создан главный секрет семьи Сваровски – формула состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском. Эта технология держится в тайне по сей день.

Достоверно известны лишь некоторые факты: кристаллы Сваровски производятся из оптического хрусталя, содержащего высокий процент окиси свинца, этим объясняется их уникальная прозрачность. Эффект достигается шлифовкой каждой грани плюс специальным покрытием, которое наносится на некоторые кристаллы.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

После смерти великого ювелира его дело продолжили сыновья: Вильгельм, Фридрих и Альфред, которые помогли отцу в работе.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.

В настоящее время Сваровски – один из самых знаменитых ювелирных брендов. Но не только: компания занимается созданием оптики, станков по обработке хрусталя, люстр, тканей и многого другого. Удивительно, но камни, созданные как дешевая замена бриллиантов, сегодня иногда стоят дороже натуральных драгоценностей.

В 1995 году к столетию фирмы открылся музей Сваровски. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса.

Вес гиганта – 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр – 40 сантиметров. Среди экспонатов “мягкие” часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

Долгое время эмблемой бренда был эдельвейс, но 1988 года его заменил хрустальный лебедь. Это грациозная птица со множеством граней как будто создана из воздуха, насыщенного глубоким блеском. Уникальное изображение лебедя сегодня украшает все драгоценные изделия этой компании. Лебедь как нельзя лучше отражает тот путь, который проделала компания на пути своего развития: от небольшой фабрики по выпуску бижутерии до настоящего промышленного гиганта, покорившего весь мир.

Swarovski

Австрийская компания, специализирующаяся на производстве рассыпных кристаллов, украшений, кристальных фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Компания также производит оптическое оборудование и готовые светильники и люстры. Количество сотрудников – 32 000 человек.

Источник – интернет и журнал Загадки истории.

April 24th, 2013

Загадочную личность Сваровски трудно понять. О нем можно сказать по-разному. Например, можно счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Ювелир Страсс жил в просвещенном восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Стразы - искусственные камушки, призванные имитировать натуральные, - были так названы именно в его честь. Но история знает его только как одинокого авантюриста. В отличие от владельца огромной фабрики, инженера, преуспевающего и законопослушного бизнесмена Сваровски.

Есть и иной взгляд на Сваровски: эстет, неудавшийся скрипач, романтик. Им двигало желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твое собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. Разве не может искусственный свет быть ярче природного, а поддельный бриллиант - затмить собой настоящий?

Было бы любопытно узнать, что думал обо всем этом сам Сваровски, глубоко верующий католик и мастер своего дела.

Кем же был этот человек-легенда Даниэль Сваровски (Daniel Swarovski ) родоначальник всемирно известной компании? Наверное мы уже этого никогда не узнаем — настолько много существует сейчас различных легенд, да и самой компании выгодно поддерживать сказку о никому неизвестной Золушке, надевшей хрустальные башмачки и ставшей принцессой.

Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Знаменитое богемское стекло, которым славится этот край, здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. В те времена в доме каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом его предприятие явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары для домашних нужд и розничной торговли.

Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, в свободное время играл на скрипке, а потом заскучал в тесной для его размахов богемской деревушке. Он решил, что большие дела делаются в больших городах, и Париж вполне бы подошел ему. Туда он и отправился изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. Изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и вычислений он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок.

-
Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в большом количестве и высоком качестве. Публика пока еще не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить ее об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, где проживало на тот момент всего 744 человека, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Свой бизнес Сваровски считал законным, и потому сам факт имитации не скрывал. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценностями. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене элегантную хрустальную штучку, не будучи заподозрен в растрате.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, чтобы товар, выпускаемый на рынок, не был безымянным.

За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел до совершенства технологию огранки и шлифовки кристаллов. Оказалось, что во всем мире только он один знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

Образцы своих украшений Даниель отправил в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки с восторгом. Спустя годы бижутерию из хрусталя включили в свои вечерние туалеты и сценические костюмы Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Тина Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и сегодня обшивают хрусталем свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.

В октябре 1945 года он выступил инициатором создания «промышленно-ремесленной школы повышения квалификации рабочих по стеклу, оптике, стали и металлу», зачислил первых учащихся и подготовил из них специалистов по точной оптике. Из неё в 1957 году в г. Халль было образовано профессиональное училище для оптиков, в котором сегодня обучаются специалисты почти из всех австрийских земель. Благодаря фирменной системе обучения «школа-учебная мастерская» предприятие вскоре смогло обеспечить себя собственным квалифицированным пополнением, а также обрести независимость в технологиях. С 1949 по 2000 год профессиональную учёбу по специальностям «оптика» и «точная механика» при фирме завершили 294 ученика. Многие из них позднее стали мастерами или начальниками отделов.

За первым биноклем серии Habicht («Ястреб») 6х30 модели 1949 года последовал целый ряд оптических изделий, которые вывели фирму Swarovski optik KG в лидеры на рынке. Призменный полевой бинокль «Ястреб» 7х42 с 1949 года и по сегодняшний день является стандартом для современной охоты. В представленной в 1967 году зрительной трубе 30х75 впервые была применена оригинальная оборачивающая система. В 1971 году мировой рынок завоевало первое поколение биноклей с резиновыми защитными накладками.

Однако руководству Swarovski optik KG тоже не раз приходилось принимать трудные решения. После выхода из бизнеса по производству очков и изделий для военных нужд в конце 80-х годов наметилось направление по производству оптической увеличительной техники. При этом фирма «Сваровски» решила стать единственным предприятием в мире по производству всей палитры оптических изделий: биноклей, телескопов, электронных оптических приборов, специального обрабатывающего оборудования, оптических прицелов, компонентов оптики и точной механики. Несмотря на застой на мировом рынке с 1990 года объёмы продаж продукции «Сваровски» увеличились вдвое.

После урегулирования ассортимента продукции фирма «Сваровски» стала осваивать всё новые и новые рынки, причём не только в географическом плане. Самым важным этапом роста стал выход на американский рынок, где очень мощно представлено движение наблюдателей за птицами. Сегодня наблюдение за птицами, наряду с охотой, отдыхом на природе и промышленным сектором, является важнейшим сегментом рынка.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal.

В 1965 года Сваровски начал выпуск дорогих хрустальных люстр мгновенно завоевавших популярность. Они украшают такие знаменитые залы как Метрополитен Опера, Версаль, Виндзор. В 1976 году из подвесок для люстры была собрана занятная мышка, открывшая совершенно новое направление изделий фирмы. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь… Со временем образовался целый зоопарк стеклянных животных. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Сегодня цена на эти фигурки колеблется от 30 до 600 долларов.

Вскоре был создан клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому коллекционеру клуба раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что и эскизы, и все инструменты, использованные для производства фигурок, безжалостно уничтожаются. Такая строгая конспирация вполне объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы.

И ни кризисы и не две Мировые войны не помешали Сваровски выпускать свою продукцию. Во время Второй Мировой войны Австрия воевала на стороне Германии, товары же Сваровски свободно продавались в Америке.

Мало кто знает, что Сваровски в середине прошлого века приобрел в СССР лицензию на создание фианита и с 1967 года занимается его огранкой. Фионит является искусственным заменителем алмаза не уступающим ему по характеристикам. Его часто называют цирконием, хотя циркон это натуральный камень, а цирконий это металл.

Но изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создается культ. Апофеоз этого культа - музей Сваровски, место поклонения хрусталю. Музей был создан к столетнему юбилею фирмы в 1995 году. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от столицы Тироля - Инсбрука. Такая пещера вполне бы сгодилась в качестве жилища гномов. Она представляет собой лабиринт из семи комнат, соединенных лестницами и узкими коридорами. Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведет стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гете, в которых есть слово «crystal» - хрусталь.

Среди экспонатов музея - самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Также здесь можно увидеть «текучие» часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальную стену высотой одиннадцать метров. В следующий зал ведет дорожка шириной метр, длиной 10 метров. Эта дорожка постоянно меняет цвет, как детский калейдоскоп. В трехмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звезды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рев ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчиненных, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя.

Музей Сваровски

Сваровски занимается обработкой и огранкой не только искуственных камней, но и натуральных, таких как сапфиры, рубины, гранаты, аметисты, топазы и некоторые другие полудрагоценные камни. Но как ни странно компания не занимается огранкой драгоценных камней большого размера.

Каждый год Сваровски выпускает около 20 миллиардов кристаллов, что составляет около 80% мирового рынка. Кроме этого она производит осветительную аппаратуру, шлифовальные и абразивные инструменты, бинокли, телескопы и светоотражатели для дорог, а в последнее время даже парфюмерную воду, неотступно следуя своему лозунгу – » Постоянное стремление к совершенству «.

Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Все внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера человек привык к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О тех, кто навевает сны и создает иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

На поздних портретах Даниэль Сваровски выглядит солидным господином с благородной сединой и щегольски подкрученными холеными усами, но мало кто знает, что за внешностью успешного богатого мужчины стоят годы поисков и борьбы, причем порой без всякой уверенности в победе.

Он родился двадцать четвертого октября 1862 года в деревне Георгенталь в Богемии. В те времена стекло на севере Австро-Венгрии в своих мастерских выдували многие. В том числе и отец Даниэля Франц Антон Сваровски, который изготавливал прелестные вещицы: брошки, гребни, заколки для волос.

Окончив школу, Даниэль, как и ожидалось, приобщился к семейному делу. Порой он ставил маленькие эксперименты, варьируя сочетания стекла и металла, а в свободное время играл на скрипке. Сложись судьба по-другому, Сваровски, возможно, стал бы профессиональным музыкантом.

Но однажды господин Фейкс, экспортер богемского стекла, иногда закупавший изделия у Франца Антона, узнал, что Даниэль увлечен разнообразными опытами, и в 1883 году отправил юношу во французскую столицу на Всемирную электротехническую выставку. Там-то богемец впервые задумался над механизмом для шлифовки стекла с помощью электрического тока.

В Париже он получил необходимое инженеру образование - в области физики, химии, механики. И все время учебы не оставлял своей идеи, ночами делая вычисления и чертежи. Стеклянные кристаллы уже пользовались большим успехом, дело оставалось за малым - поставить их производство на поток и по доступной цене, чему традиционная ручная резка не способствовала.

В 1891 году Даниэль Сваровски создал первый в мире электрический шлифовальный станок. А его друг, шурин и деловой партнер Франц Вайс подал заявку на патент. Недоставало только начального капитала. Инвестор вскоре нашелся: парижский предприниматель Арманд Косманн, обладавший не только деньгами, но и обширными связями. Париж был признанным центром моды, а в моду вошли кристаллы - Косманн это вовремя понял и рискнул.

Даниэль решил не возвращаться в Богемию, где слишком много умельцев-конкурентов, и обосновался в тирольском городке Ваттенс с населением менее семисот пятидесяти человек. Там он и начал изготавливать хрустальные копии драгоценных камней - в своей компании Swarovski. Отныне право на толику роскоши получили все, кто прежде о ней не смел и мечтать. Заказы потекли рекой, дело стремительно расширялось.

Впрочем, быстро оживились и конкуренты, почуяв настоящую золотую жилу. И тогда Сваровски сделал ставку на независимость, решив заняться не только изделиями из хрустального стекла, но и его производством. Это требовало новых знаний и опыта, снова пришлось учиться. Но теперь у Даниэля имелась мощная поддержка - подросшие сыновья Вильгельм, Фриц и Альфред. Все они пошли по отцовским стопам, а ради нового проекта даже отложили выпуск из швейцарского технического колледжа. Первые эксперименты ставили в гостевом домике усадьбы, пока в 1910 году у фирмы не появилась специальная лаборатория в Ваттенсе.