Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе (из опыта работы). Открытое занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды

гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .

2. Игры с вертушками.

Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

4. Игра-забава с мыльными пузырями.

Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.

5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.

6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.

Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

7. Игры с песком :»Угощение для кукол»

Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.

8. Опыты с вертушками .

Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?

9. Рисование на мокром песке.

Цели : обогащать эстетический опыт детей .

10. Опыты с камнями .

Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.

13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

16. Опыты со снегом .

Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

17. Опыт : «Тонет-не тонет» .

Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.

18. Опыт «Лед и снег»

Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

20. Эксперимент «Цветной снеговик»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

21. Опыты со снегом

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)

22. Экспериментирование с водой.

Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.

23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.

24. Конкурс «Снежный ком»

Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.

25. Опыт » Чем пахнет?»

Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .

26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.

27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»

Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.

28. Опыт с глиной .

Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .

29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.

Цели : расширять практический опыт детей .

30. Эксперименты со своей тенью.

Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.

31. Эксперимент «Куда исчез снег?»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .

32. Эксперимент :» Куда делась вода?»

Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.

33. Эксперимент «Таяние сосульки» .

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.

36. Опыт «Свойства почвы»

Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.

37. Опыт » Легкий-тяжелый»

Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.

38. Опыт «Как растут проталины?»

Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.

41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.

43. Опыт «Уголь и мел»

Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.

Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе.

Сентябрь

Тема № 1 «Свойства песка»

Цель:

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы

Опыт №1 «Почему не получился куличик»

Цель : ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод : сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель : продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты

Опыт №3. « Песок и земля»

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Описание опыта:

У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок - рассыпчатый.

Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Опыт № 5. « Из чего состоит песок»
Цель
: ознакомление со свойствами песка.

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опыт № 6. «Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка .

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком. Во время рисования звучит спокойная музыка.

Октябрь

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют .

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я могуч,

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Вывод : Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно .

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта :

1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.

2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.

3. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Опыт № 3 « Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта :

1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.

4. Что заставило шарик надуться?

5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Опыт № 3 «Дети машут веером»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.

А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать ?

Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо что дует ветер!

Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

ОПЫТ №4 « Иллюстрация песчаной пустыни»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта: Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.

Опыт № 4 «Волны» Опыт № 5 «Волны»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта:

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море».Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Ноябрь

Тема № 3 «Узнаем, какая вода»

Цель:

Ход: загадка:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта : д ать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Описание опыта : п еред детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко - нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт - Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Опыт №3 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Декабрь

Тема № 4 «Бумага, ее качества и свойства»

Цель : формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Ход : дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука!

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Опыт №1 «Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Описание опыта:

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Цель:

Описание опыта:

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Опыт № 3 « Бумага для рисования»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Описание опыта: в озьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.

Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

Январь

Тема № 5 «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

Цель:

Описание опыта:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”. Как же помочь нашему Снеговику?

Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).Из чего? (Из снега), Где взять снег? (На улице)

Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.

В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло).

Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.

Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Послушайте загадку.

Он пушистый серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как положишь на ладонь

Что это такое?

Снег.

Да, ребята снег. Это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду? Нет, снег не слипает? А в теплую погоду снег, какой? Сырой, тяжелый, липкий, влажный. А кто из вас наблюдал, как падает снег в теплую морозную погоду? Хлопьями, отдельными снежинками. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода.

Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять "

Вода

Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.

Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной? В теплой.

Опыт № 3«Снег холодный и белый »

Цель : выявить свойства снега.

Описание опыта : Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?
- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).
Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).
- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).
- Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша?
(индивидуальные повторения).
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.
- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).
- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.
- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.
- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? (Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).
- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).
- А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? (Она грязная).

Февраль

Тема № 6 «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Описание опыта : сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

Опыт № 2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Описание опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель : В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта : воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Опыт № 4 «Цветные бусы»

Также сделать бусы из коробки из - под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.

На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Март

Тема № 7 «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

Цель : познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Описание опыта: Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду(ребёнок выполняет действие).

Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя.

И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Описание опыта : предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Спросите их, как прозрачная вода может изменить свой цвет?

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Вы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробуйте опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, обсудите плавает - тонет. Сделайте вывод: в светлой краске – игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку – не видно.

Опыт № 3 « Плавает, тонет или растворяется»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Ход опыта :

1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.

2. Предложите малышу взять камень и медленно и осторожно, без всплесков, опустить его в воду.

3. Теперь смотрим, утонул ли он.

4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.

5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.

Оборудование: камни, сухой песок, банка с водой, песочные часы.

Ход опыта: д ети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше - они тяжелее. Песок осел на дно позже камня - он легче.

После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, игрушек и т.д.

Апрель

Тема № 8 «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Цель : развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Оборудование. Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

Описание опыта: как отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, (например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод .

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Цель : сравнить свойства крупы.

Оборудование: стеклянная банка (именно прозрачный сосуд, для того, чтобы дети могли видеть, какие изменения происходят, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, что бы они были разной формы, величины, цвета).

Описание опыта: воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит: «Посмотрите, какой беспорядок! » Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Подбежать могут все, но постепенно останется несколько человек, остальные могут пойти и заниматься дальше своими делами. Вскоре они замечают, что крупа в банках перемешена.

Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)

А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)

Вспоминаем правила безопасности! Но сначала, ребята, нам нужно вспомнить, чем же могут быть опасны мелкие предметы? (Ответы детей)

В уши, нос нельзя совать мелкие предметы,

Могут там они застрять,

Помните об этом!

Педагог: а теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? (Ответы детей)

Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.

Педагог: переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обсудите с детьми форму, размер, цвет).

Педагог: Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?

Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Описание опыта : р ассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!

1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Опыт № 4 «Проращивание фасоли»

Цель : расширить представления детей о росте растений.

Последовательность наблюдения опыта : выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.

Май

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель : показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа : наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Описание опыта :

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель : наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.

Тема № 10 «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Выполнение эксперимента: в оспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами .Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой) . Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние) .

Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

- Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света) .

Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.

Опыт № 2 «Свет повсюду»


Цель : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента :
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Опыт №3 «Фонарик»

Цель : показать значение света.

Описание игры - эксперимента:
Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.

Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.
Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Елена Антышева

Работа с детьми младшей группы доставляет мне огромное удовольствие. Они очень восприимчивы ко всему новому, необычному, проявляют живой интерес к различного рода наблюдениям, опытам , экспериментам .

С наступлением весны мы решили с детьми понаблюдать за прорастанием лука, познакомиться с его свойствами, а моя цель состояла ещё и в том, чтобы убедить детей в полезности этого овоща для здоровья каждого из них. К сожалению, дети очень часто отказываются от еды, если видят в ней лук.

Для начала лук мы рассмотрели, определили, что он твёрдый, гладкий, круглый, по цвету жёлтый, есть верхушка и корешок (донце, значит, лук будет расти.

Затем попробовали его на вкус. Сделали вывод, что он горький, щиплет глаза, заставляет плакать, но он очень полезный, в нём много витаминов и его нужно обязательно кушать, чтобы не болеть.

На этом закончилась первая часть нашего эксперимента .

После того, как луковица была исследована, мы решили посадить её в банку с водой и в землю.

Мы ещё раз уточнили, где у лука верх, откуда будет расти зелёный лучок и где корешок или донце. Сделали вывод, что лук надо сажать донцем вниз. А чтобы наш лучок быстрее рос, его нужно поливать тёплой водичкой.

На этом закончилась вторая часть нашего эксперимента . Третья часть эксперимента заключалась в наблюдении за ростом зелёного лука. С каким удовольствием дети ухаживали за луком : поливали, посылали ему воздушные поцелуи, гладили пёрышки, говорили ему «до свидания» , когда я убирала его со стола на подоконник.

А чтобы наш лучок рос быстрее, мы его не только поливали из леечек, но и играли в подвижную игру «Расти,лучок» .

По мере того, как наш лучок подрастал, сложилось и стихотворение о нём.

Вот лучок мы посадили

И из леечек полили.

Ты, лучок, расти, расти,

Набирайся силушки.

Вот и вырос наш лучок,

Вверху зелёненький пучок,

Стал лучок такой лохматый,

Витаминами богатый.

Мы пучочки срежем, срежем,

Мелко, мелко всё порежем,

И украсим супчик наш,

Вот какой обед у нас!

Теперь мы знаем, что лук твёрдый, горький, заставляет плакать; сажать нужно донцем вниз, для роста зелени нужна вода, свет и тепло; в луке много витаминов, он полезен для здоровья.

Дети и родители с удовольствием выполняли и домашнее задание. Смотрели мультфильм "Приключения Лунтика. Лук.


Выращивали лучок дома


Готовили любимые блюда с зелёным луком


Публикации по теме:

Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: «Удивительный мир вулканов» Актуальность: 1. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Экспериментально- исследовательская деятельность детей -свойства воды. В рамках проекта "формирование экологических представлений у детей.

Экспериментально-исследовательская деятельность (видеоотчет) Когда малыши только приходят в детский сад, у многих из них начинается нелёгкий процесс адаптации. Они привыкают прежде всего к тому, что.

Я воспитатель старшей группы детского сада №50. Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ. Работая в дошкольном.

Цель: Активизировать знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык, кожа) и их функциях. Задачи: 1) образовательные: Учить определять.

Переславцева Светлана Анатольевна

МБДОУ "Детский сад №11" г. Сосногорска

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Волшебные губки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебные губки»

I младшая группа

Программные задачи:

1. Продолжать работу по обобщению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности (познавательно-исследовательской, консруктивно - модельной) .

2. Формировать умение различать, сравнивать губки по количеству, (кирпичик) цвету (красный, желтый, синий, зеленый, разноцветный, величине. Называть свойства предметов (мокрая, сухая губка; впитывает, отдает воду).

3. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки из губок (башня, забор, дорожка, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. По словесному указанию воспитателя находить предметы по цвету.

4. Продолжать работу по развитию всех компонентов устной речи, обогащать словарь детей прилагательными (мокрая, сухая, глаголами (пьет, впитывает).

5. Продолжать развивать мелкую моторику рук, нанизывая кусочки губки на шнурок.

Материал: губки разные по цвету, величине, тарелочка с водой.

Словарная работа: губка, мокрая, сухая, впитывает, разноцветная.

Ход деятельности.

Дети проходят, здороваются с гостями тихо, громко, присаживаются на свои места за столом.

В. - Ребята, посмотрите, какая у меня красивая коробка. Какого она цвета?

Д. - Красного.

В. - Молодцы, правильно. А хотите узнать, что в ней находится?

В. - Веселей, ребятки хлопайте в ладошки

Открывай коробочка

Все свои окошки.

В. - Ребята, давайте откроем коробку и посмотрим что в ней. (Открывается ко-

Как вы думаете, что это?

Д. - Губки.

В. - Правильно, молодцы. Посмотрите, сколько губок в коробке?

Д. - Много.

В. - Да. А кто мне скажет, какого они цвета?

Д. - Красные, желтые, зеленые, синие, разноцветные.

Воспитатель обращает внимание на цветной картон, предлагает разложить по цвету.

Красный картон красная губка и т.д.

В. - Ребята, а губки у нас непростые, а волшебные, они могут превращаться в

разные предметы.

Выберите себе по одной губке и давайте мы с ней поиграем.

Превратим губку в гармошку. Берем ее за короткие стороны и играем. А еще

споем песенку.

Д. -Ля - ля -ля…

В. - Громко споем песенку, а теперь тихо.

А теперь наша гармошка превращается в бабочку. Берем губку за длинные

стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка,

села на стол.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка летает, вьется (2 раза) .

В другой руке полетала бабочка.

В. - А сейчас наши губки превращаются в заборчик. Поставьте губки рядом од-

на возле другой на длинную сторону. Какой получился забор?

Д. - Красивый, разноцветный (от Леры до Вани) .

В. -А сейчас наши волшебные губки превратятся в башню. Поставьте одну губку

на другую. Что получилось? (Построить башни разные по высоте) .

Д. - Башня.

В. - Правильно. Какая получилась башня?

Д. - Высокая, красивая, разноцветная.

В. - Молодцы, ребята! А еще наша губка может превращаться в кроватку. Одна

губка- это матрац, а две по краям - это спинки.

Молодцы, все справились.

А наши волшебные губки превращаются в дорожку. Одна губка возле другой,

получилась дорожка. И по этой дорожке пошли гулять наши пальчики.

Мы шагаем по дорожке (пальчики идут по губке)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки!

Раз, два! Раз, два! (2 раза)

В. - Ребята, наша губка, может не только превращаться в разные предметы,

она еще умеет пить водичку. Хотите посмотреть?

В. - Тогда возьмите по одной губке и подходите ко мне.

Хорошенько потрогайте, сжимайте губку, какая она?

Д. - Мягкая.

В. - А если губка еще не встречалась с водичкой, какая она?

Д. - Сухая.

В. - Правильно, молодцы! А давайте посмотрим, как она пьет водичку. У вас у

каждого есть тарелочка с водой. Чтобы губка выпила всю водичку, надо ее по-

ложить в тарелочку и сильно придавить ее руками. Посмотрите, воды не стало.

Куда исчезла вода?

Д. - Губка выпила водичку.

В. - Молодцы! А еще можно сказать, что губка впитала водичку и какой стала

Д. - Мокрой.

В. - Правильно. А теперь давайте отожмем сильно губку. Посмотрите, губка

отдала водичку (2 раза) .

Воспитатель надевает бусы из нарезанных кубиков. Обращает внимание детей.

Из чего сделаны бусы? А хотите сами такие бусы сделать?

Дети садятся на ковёр нанизывают бусы.

Вам понравилось играть с губкой?

В. - А какие у нас с вами были губки?

Д. - Желтые, красные, синие, разноцветные, мокрые, сухие.

В. - Молодцы! Вы все постарались и у всех у вас все получилось!