Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования. Конспект занятия по рисованию для детей средней группы «На выставке картин

Департамент образования г.Москвы Юго-восточное управление образования ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино»

Ружина Ирина Викторовна. Воспитатель средней группы.

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

Задачи:

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина) ; вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь) ; плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники» , П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года» .

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое…

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода..

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да..

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине…

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р»

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем» , двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей» ).

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок) .

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали…

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы..)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик» . Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши» ) .

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года» ) .

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  • Дидактические игры и занятия. И.А. Лыкова, Москва, 2010
  • Подвижные и речевые игры. Составитель А.А. Гуськова, Волгоград, 2014
  • Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под. ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013

(Средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
  2. Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.

Интегрированное занятие

«Игра – путешествие в осенний лес»

(познавательная + социально-коммуникативная образовательные области)

средний дошкольный возраст

Программное содержание:

Обучающие:

    Формировать умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

    Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).

    Упражнять складывать «Квадрат Воскобовича» по образцу.

    Систематизировать представления об осени.

    Учить составлять коллективный рассказ по картинке с помощью символов.

Развивающие:

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательное отношение к герою сказки, желание помочь.

    Воспитывать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

    Воспитывать активность, любознательность, желание познавать окружающий мир, природу.

    Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любви к природе родного края.

Предварительная работа:

    Чтение сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

    Изготовление: - карты-схемы;

Зашифрованной картины с символами;

Раздаточного материала и демонстрационного;

    Обучение игре Воскобовича «Квадрат Воскобович»;

    На занятиях обучение детей пониманию «языка» символов.

    На прогулке активизация внимания детей - признаки осени, беседы на тему «Осень»;

    На занятиях по изобразительной деятельности рисование на тему «Осень».

Оборудование:

    Игрушки: Незнайка, сова, сердце, письмо;

    Карта-схема (с направлением движения);

    Игра «Фигурки в домик» (поляна с геометрическими фигурами);

    Подносы голубой и розовый;

    Игра «Двухцветный квадрат»;

    Иллюстрации к игре-путешествию;

    Физкультурная минутка «Символы»;

    Зашифрованная картина «Осенний лес» с символами;

    Поляна с листьями (березовые, дубовые, кленовые);

    Зеркало;

    Художественное слово: стихи о листьях, стихотворение «Осень»;

    Музыка: «Звуки леса», «Водопады».

Ход занятия:

Выход из спальни, стоя около шкафов.

Группа – лес. Спокойная музыка – вход детей.

I Вступительная часть

Воспитатель: Дорогие дети! К нам в гости пришли добрые люди.

Вы рукой им помашите и улыбку подарите.

Стук в дверь – Кукла Незнайка (или ребенок? грустный)

Воспитатель: Вы узнаете героя? (Незнайка)

Почему ты такой грустный? Подарим чуточку тепла,

попытаемся успокоить добрым словом, добрым

взглядом. Познакомимся с Незнайкой, пожелаем ему

всего хорошего.

Игра «Доброе слово»

(передать сердечко)

Воспитатель: вы много слов пожелали. Давайте рассмотрим, с чем

пришел Незнайка, что у него в руках.

Воспитатель показывает рваное письмо.

Но что-то случилось:

«Гномик – друг Незнайки написал письмо, а лиса и волк подбежали и оторвали часть письма.»

Вот что пишет Гномик: «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к…»

Воспитатель: Как вы думаете, что могло быть написано в письме?

(Все решают пойти в лес к Гномику)

II Основная часть

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно решили – нужно найти Гномика!

    Дорога предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом Гномика, а поможет в этом карта. Здесь спрятаны задания. Выполнив их, мы доберемся до дома Гномика. Давайте рассмотрим карту и определим направление движения (от цифры «1» к цифре «2», к цифре «3», к цифре «4»).

Цифра «1» - вот мы и нашли начало пути – это полянка с геометрическими фигурами. Присядем и поиграем в Игру «Фигурки в домик» (фигурки на подносе) (голубой и розовый) группировка по форме геометрических фигур).

Поднос голубой (для мальчиков) и розовый (для девочек).

    Сначала вернем на место геометрические фигуры, которые не имеют углов. Назовите, какие формы не имеют углов. Найдите на тарелках. Если верно нашли место, фигура полностью заполнит пространство. Вернем на место овал, круг, квадрат.

Показывают девочки и мальчики. У Незнайки – это правильно, это точно?

    Хорошо, найдите на подносе, какие фигуры имеют углы.

    Сколько углов у треугольника, покажите – поэтому и называется (треугольник).

    Сколько углов у прямоугольника, покажите – поэтому и называется (четырехугольник).

    Нашли Гномика?

    Нет (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

    Ребята, нам пора отправиться в путь. Куда мы теперь пойдем?

(от цифры «1» к цифре «2») (к столам)

Продолжаем путешествовать.

    Пойдем в гости. Присядем за столы. А здесь что нашли?

(чудесный квадрат)

    А здесь…квадрат может превратиться в домик.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

    Образец – Давайте попробуем домик сделать (домик большой- крыша, стены).

    Картина – На доске картинка домика у Гномика есть. Вот и домик! (на доске)

    Пока Гномик прятался, конфетку потерял.

    Образец - Давайте угостим Гномика конфетой. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Теперь Гномик доволен.

    Образец - Как по лесу мышка бежала и домик увидала. Сложить мышку.

    Картинка - Молодцы ребята, вот и мышка добралась до домика и стала там жить да песни распевать.

Тут на опушку выскочил зайчик.

(слышна вода)

    Что вы слышите? (вода)

А как попасть в домик к Гномику? На чем можно переплыть речку? (лодочка)

    А у нас она есть? (нет)

    Образец - Наш квадрат может превратиться в лодочку. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Добрался зайка к домику и его впустили и стали жить вместе.

    Незнайка, ты рад за Гномика?

    Теперь мы точно узнали где живет Гномик.

    Молодцы, справились, смотрим на план – Цифра «3» (сова)

    Посмотрите, ребята, найдите цифру 3.

    Идем к сове.

Цифра «3» .

    Какая там большая сова сидит.

Физкульт-минутка (по символам) «Совушка – сова»

(движения в соответствии с текстом)

Совушка – сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к-а-а-а-к

Полетит!

(руки вверх)

Смотрим на план от Цифры «3» - Цифра «4».

Следующая цифра «4» Картина «Лес»

(птичий шум тихо-громко-тихо)

    Гномик, что ты не дописал в письме?

    Что же здесь происходит? Цифра «4» (звуки леса, птичий шум)

    Рассмотрим карту «Осеннего леса»

    Эта картина зашифрована.

    Вы мне поможете?

(сели на пеньки, накидки на стулья)

Рассказ воспитателя:

    Я рассказываю, а вы найдите, где такой символ?

    Откройте:

    Где деревья высокие и низкие?

    Что изображено на картине?

Продолжаем путешествовать в лесу.

(2, 3, 4, 5, 6)

    Вот мы и расшифровали картину.

    Кто догадался, что было написано в письме? (В лесу все готовятся к зиме) Вот, что написал Гномик Незнайке. Мы Незнайке помогли, за это он приготовил нам сюрприз. Героев оставляем в лесу, выходите, пойдем искать сюрприз.

    Выходите, ребята.

    Посмотрите внимательно вот и сюрприз – это осенние листочки, сколько много листьев на поляне.

    Давайте превратимся в ветерок, подуем на листья.

(тихо, сильно, еще сильнее сдуть листья с зеркала)

Итак: желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится… Что это? (лист)

Каждый берет на память по листочку.

    Подняли те, кому достался березовый листок. Проверьте у всех правильно? Такой, как у меня?

    И листок с березы золотистой

Пчелкой вьется и летает над колючей елкой.

(демонстрировать падение листа)

    А теперь у кого дубовый листок.

    Все ли подняли как у меня?

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, ветром гонимый.

(демонстрация стиха)

    А теперь кому достался кленовый лист.

    Проверьте верно, такой как у меня?

    Вот на ветке лист кленовый

Нынче он совсем как новый

Весь румяный, золотой. Ты куда листок? Постой!

(демонстрация стиха)

Как красиво в осеннем лесу.

Стих:

В золотой карете, что с конем игривым

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила –

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется:

«Все кругом искрится, все переливается!»

III Заключительная часть

    А теперь положите лист на ладошку – посмотрите на него внимательно, закройте другой ладошкой.

    Вспомните, где мы сегодня были?

    Если вы все задания выполняли правильно, то листочек останется на ладошке, а если кто-то допустил ошибку, то листик исчезнет.

    Мы все справились – Молодцы!

    Вот и закончилось путешествие в осенний лес.

    Ой, да здесь волшебное зеркало – все в него посмотрелись. Как вы поумнели, похорошели, посмотрите на лица друзей, гостей.

    Что пожелаем нашим гостям?

    А давайте подарим листочки с ласковыми словами нашим гостям.

Экологическая прогулка в старшей группе детского сада "Путешествие в осенний лес"

Название прогулки: «Путешествие в осенний лес»
Форма проведения тематической прогулки: прогулка-поход
Возрастная группа: старшая группа
Время проведения прогулки: первая половина дня
Продолжительность прогулки: 45 минут
Цель: создание ситуации развития детей по формированию представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Задачи:
способствовать развитию умения у детей устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи;
способствовать развитию у детей умения выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезон;
создать условия по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе.
Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя и дикой ранетки с почками, листья, таз, игрушка-ёжик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.Воспитатель:
Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только с начало побудем немного на опушке и рассмотрим песок.

Опыты с песком, наблюдения
Цель – создание условий по развитию умения различать и называть свойства песка.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Дети: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Из песка можно лепить. Цветом он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
Воспитатель: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. (Воспитатель просит, одного ребенка пройдись по песку и рассказать о своих ощущениях.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. (Воспитатель просит выбрать ребенка, который будет дождиком, он должен взять леечку и полить цветок.) Куда ушла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно? (Выбирают дети, кто выполнит следующее задание.) Пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, ребенок ушел, а что осталось на песке?
Дети: Следы.
Воспитатель: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Дети: Песок остается на подошве.

Наблюдение№1
Цель – создание условий по развитию умения наблюдать, делать выводы, что песок состоит из песчинок.
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит очень маленьких песчинок.

Наблюдение №2
Цель – создание условий по развитию умения сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование.
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать. Слушать стук при падении камня, шуршание струйки песка.
Воспитатель: Назовите свойства камней.
Дети: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
Воспитатель: Песчинки – это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга.

Опыт №2
Воспитатель: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.
В лесу
Воспитатель.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои!
С. Погореловский

Игровое упражнение «Продолжи слово»
Воспитатель: Давайте докажем лесу, что мы свои.
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово.
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я бел-ка, кА-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.п.

«Правила друзей леса»
Воспитатель: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.
Дети: Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они – санитары леса. Нельзя ловить насекомых – бабочек, божьих коровок, - они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору, нельзя подходить близко, что не напугать лесных обитателей.
Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.)
Ответы детей. (Лес - это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
Воспитатель: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Дети: Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц.
Воспитатель: Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это… а что можно в лесу?
Дети: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями – цветами, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Признаки поздней осени (закрепление)
Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку, держа нить в своей руке. Дети называют признаки осени – клубок идет по кругу.
Воспитатель: Дни короткие, а ночи длинные, темные.
Дети: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит, но не греет. Идет дождь иногда со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки.

Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
Дети выполняют образные движения согласно тексту.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий,
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно.
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень –
Разлетается листья вмиг.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся.
Дети: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы не поить и не кормить, - им самим нужны силы, чтобы пережить зиму. Листья сбрасывают на землю, под корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает снег, и ветки сломаются под его тяжестью.
А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют… что? (Предположения детей.)
Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками): какие они по форме, величине, цвету? (Ответы детей.) Сравните почки тополя и дикой ранетки. (Ответы детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут?
Дети: Нет. Деревья находятся в покое, они как бы спят.
Воспитатель: Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям. Кустам осенью и зимой для утопления. А сейчас еще и снежок прикрыл их.

Опыт с листьями
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуйте какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: Почему листья завяли засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку. Посмотрит на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья – это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими, и не будут шуршать).

Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком
Воспитатель: Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игрушку-ёжика.) Ёжик еще маленький и не знает, где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы можете подсказать, где он и как может перезимовать. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные могут приготовить гостям осенний рисунок – «рисовать» они будут песком.
Дети создают макет и «рисуют» песком.

Опыт «Сухим из воды»
Цель – создание условий для демонстрации существования атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься)
Воспитатель: Ребята посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла.
Дети заглядывают в тарелку с водой – там лежит ключ.
Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы.
Дети предлагают разные способы и проверяют их.
Воспитатель: Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнаружив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан.

Экологическое кафе
Воспитатель: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе. Приходите. Неслучайно такое кафе открылось именно в лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, ребята, вы хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину !
1.Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
2.То рыжая, то серая, а названьем – белая. (Белка)
3.Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках. (Заяц)
4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. (Ежи)
5.Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (Волк)
А теперь, девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!
П/и «Обитатели леса» (Дети изображают медведя, зайца, волка, лису.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам было трудно выполнять задания. Проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!