Воспитание патриотизма в детях. Что-то связанное с богами
Елена Митина
Тема: Путешествие на волшебный остров.
Тип занятия: комплексное занятие-путешествие (средняя группа).
Задачи: - продолжать узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);
Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (5 предметов);
Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, синий, красный);
Продолжать развивать умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, подставки, цветные изображения, контурное изображение, окно, мольберт, макроплоскости (группа);
Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения;
Развивать речевое дыхание;
Автоматизировать звук [л] изолированно, в словах и в словосочетаниях;
Закреплять навык согласования существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5 и прилагательными в роде, числе и падеже;
Закреплять умение подбирать признаки предмета;
Развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;
Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади;
Развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;
Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;
Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.
Оборудование: ширма, игрушка дракон, ковер, вертушка, картина «обезьянки», диск с музыкой, подзорные трубы (по количеству детей, индивидуальные фланелеграфы, разноцветные яблоки, зеленые яблоки 5 оттенков разной величины, пересеченные контуры животных, силуэтные изображения, сюжетное изображение «фотография», дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, сундук, сартинки со схесатическим изображением животных.
Предварительная работа: чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, постановка звука [л] и автоматизация его в словах.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? А хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают интересные приключения и, конечно же, на этом острове спрятан клад, который мы попробуем отыскать.
Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный. (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.)
Нас много, поэтому мы полетим на ковре-самолете.
Чтобы наш ковер полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш ковер-самолет (дети дуют на вертушку).
Ковер-самолет взлетел и загудел, неся нас к приключениям. Покажите, как гудит наш ковер. Чтобы правильно произнести звук [л], вспомните, что губки в улыбке, язычок поднят и прижат за верхними зубками. (Дети произносят изолированный звук [лллллл…].
II. 1. Молодцы! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке обезьянок).
Да это озорные обезьянки. А мы знаем пор них песенку. Давайте ее споем. (веселые песенки для детей Е. Железнова)
Обезьянки вышли погулять выполняем движение «фонарики»
Обезьянки стали танцевать сжимаем и разжимаем кулачки
Но одна из них ушла домой поспать, ладони прижаты др/др, под щеку
Потому что надоело танцевать. стряхивающие движения кистями
2. Вот мы и приземлились на волшебный остров.
Под музыку на ширме появляется дракон.
Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?
Ну что ты сердишься, дракон? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Ребята, давайте мы расскажем дракону какой он замечательный.
Посмотрите, какие у него глаза (дети: добрые, черные, грустные и т. д.).
А какой у него хвост?
Скажите, а лапы? (дети подбирают признаки)
Ой, спасибо ребята, а я и не знал, что вы такие добрые. Хорошо, я разрешаю вам погулять по моему острову. Но чтобы найти сокровища, вы должны выполнить четыре моих задания. Задания будут не простые, вам придется показать все свои знания и умения, проявить фантазию и смекалку.
Я такой сердитый и печальный потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись среди других; на острове часто идет необычный голубой дождь… Вот если вы мне поможете навести порядок на острове, то мое настроение улучшится и я открою вам тайну сокровищ. Там где надо навести порядок, я расставил цифры 1. 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.
3. – Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).
4. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Следующее задание будет сложнее. Помогите мне найти зеленые яблоки разных оттенков.
На столе разложены разноцветные яблоки, дети выбирают зеленые.
Ты взял какое яблоко? – зеленое яблоко. На столе у вас лежат какие яблоки? – зеленые яблоки. Мы нашли для дракона много каких яблок? – много зеленых яблок.
А теперь разложите ваши яблоки от самого темного до самого светлого.
Разложите по величине от самого большого до самого маленького.
Молодцы, а теперь посчитайте сколько зеленых яблок вы нашли. так одно зеленое яблоко… (дети по очереди считают яблоки от1 до 5).
5. Ищем 3 задание. Подходим к ширме.
– На моем волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На мой зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)
Вспомните, что было на зонтике: голубой слон, голубой самолет, голубая неваляшка, голубое пальто, голубой василек, голубые колокольчики, голубое платье, голубое яблоко.
Скажите, что объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит на моем острове идет какой дождь? (голубой дождь)
III. Гимнастика для глаз.
Ваши глазки устали, давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика с силуэтными изображениями животных на окне).
IV. 1. – У меня есть фотография моих друзей жирафа и черепахи. Я хотел бы послать им такие же. Фотография одна, а друзей много. Сделайте для меня много таких фотографий (выставляется сюжетное изображение).
Смотрите, какая интересная фотография. Кого вы на ней видите? Что находится справа? – пальма. Кто находиться слева? – жираф. Кто находится в центре? – черепаха. Что находится перед черепахой? – озеро. Что находится позади черепахи? – горы….
Дети рассматривают картинку, перечисляют все объекты, планы с использованием в речи пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади. Выкладывают копию картины силуэтами предметов на индивидуальных фланелеграфах. После выкладывания проверяется точность выполнения задания.
Молодцы, спасибо вам за такие чудесные фотографии, моим друзьям они точно понравятся.
2. Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным. А каким я стану?
Дети подбирают признаки: добрым, хорошим, веселым, милым…
Спасибо. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным? Что понравилось больнее всего?
Ну, а теперь я разрешаю вам поискать сокровища на моем острове. Только я не помню, где они спрятаны, знаю только, что сокровища в каком-то сундуке. Постарайтесь найти их сами. А я очень устал, полечу в свою пещеру отдыхать. Всего вам хорошего.
V. Дети в группе находят коробку с сокровищами, открываю.
Смотрите, кроме волшебных подарков в сундуке еще сюрприз от дракона. Это картина его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.
А сейчас нам пора домой. Садимся на наш ковер-самолет. Закрываем глаза и представим, что мы летим… Открываем глаза. Мы в своем детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?
Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).
Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления).
Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).
Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).
Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учетом возраста детей.
Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога.
Направленияработы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения Обучение ориентировке в пространстве
Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов. На каждом из них большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием. На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе», Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. Третий этап – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Следует отметить, что работа проводится тифлопедагогом во взаимосвязи с воспитателем. Причем тифлопедагог, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используются реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используется система меток: аппликационные изображения. Кружки, цветы, флажки, бантики и т. д. Их прикрепляют на одежду и объясняют ребенку, что эта сторона его тела – левая.
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»). Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушенным зрением, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, тифлопедагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.
Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).
Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Проводятся занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т. п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами тифлопедагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели он берет руки ребенка в свои и направляет движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Все действия ребенка и педагога сопровождаются словесными пояснениями с постепенным вовлечением в это ребенка. Позже, опираясь на сформированные у детей навыки, можно перейти к обучению моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей Детям дается представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала. С помощью тифлопедагога дети выбирают, какой строительной деталью можно заменить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты, соотносят их форму с формой деталей. Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства (например, кабинета тифлопедагога).
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.
Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираются крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми знакомятся дети, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек и предметов, то есть легко узнаваемыми. Схемы замкнутого пространства также должны быть простыми. Например, на одной из них условное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек (слева, справа и посередине). Следующая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изображено уже пять игрушек. Постепенно тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т. д.).
Дети учатся соотносить расположение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, предлагаются следующие задания: «Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предметы, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т. д.)», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме», и т. д. Детям задаются вопросы, побуждающие их использовать пространственную терминологию. Например: «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «С какой стороны на столе стоит игрушка?», «Где ты нашел игрушку?».
Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве. Сначала тифлопедагог учит детей рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели. С этой целые используются трафареты. Позже дети учатся рисовать контурные изображения по точкам. Далее задания усложняются. Каждому ребенку дается лист-схема (например, схема стола), на ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.
Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Обучение социально-бытовой ориентировке
В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.
Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т. д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.
Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т. д.). Знания о труде взрослых расширяются: детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников детского сада. С этой целью тифлопедагог проводит экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т. д. Следует отметить, что у дошкольников с нарушениями зрения необходимо формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане создания понимания недоступности для них ряда профессий из-за нарушения зрения. В то же время необходимо дать как можно более полные и интересные сведения о тех видах профессионального труда, в которых они могут себя реализовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специальное предварительное ознакомление детей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими познавательными возможностями дошкольников с нарушениями зрения, их искаженным восприятием предметов на расстоянии. Например, перед экскурсией на кухню нужно познакомить их с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рассмотреть, обследовать при помощи осязания. Можно провести сюжетно-ролевую игру «Сварим кукле обед». Дети отгадывают загадки о предметах кухонной посуды, составляют загадки-описания самостоятельно и т. п. Во время проведения экскурсий тифлопедагог постоянно направляет зрительное восприятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью других анализаторов: осязания, слуха, обоняния. Экскурсии на природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Например, во время экскурсий в парк дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят с определенными деревьями, сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внешнему виду и запаху, наблюдают порывы ветра и листопад.
Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумываю загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.
Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.
Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, какой наглядный материал изучали, какие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть четкими, конкретными, дающими возможность уточнить представления по теме помогающими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются использованием наглядности. Подбирается она в соответствии с темой беседы и с учетом зрительных возможностей детей.
В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т. п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица. Позже тифлопедагог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создается представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.
Меркулова Н.П.,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Конспекты специальных коррекционных
занятий по социально-бытовой ориентировке
(младшая группа)
Сентябрь. Занятие №1
Тема: «К нам приехали игрушки»
Форма проведения занятия: подгрупповая (2-4 чел.)
Предварительная работа:
Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
Программное содержание:
Познакомить детей е игрушками в групповой комнате, с обобщающим понятием «игрушки».
Познакомить с местонахождением разных игрушек.
Показать приёмы осязательного обследования игрушек, называя их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за тифлопедагогом).
Материал: коробка, игрушки: машина, кубики (по количеству детей), мяч, кукла.
Ход занятия:
(Дети сидят на ковре)
1 .Машина приехала
Тифлопедагог - Ребята, вы хотите поиграть? (Ответы детей).
И я хочу. В раздевалке что-то есть для вас. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в группу большую яркую машину).
В машине, в машине
Шофёр сидит.
Машина, машина
Едет, гудит.
Посмотрите, какая большая и красивая машина! (Подвозит машину к детям, предоставляет им возможность рассмотреть ее и потрогать, называет основные части машины, направляет руки детей для их осязательного обследования).
2.Строим башню
Тифлопедагог - Что машина нам привезла? (Достает из машины коробку с кубиками).
Это коробка. Посмотрите, какая коробка красивая! Что же в ней лежит? (Открывает, показывает детям деревянные кубики).
Посмотрите внимательно. Скажите, что это?
Сколько кубиков? Правильно, кубиков много.
Возьмите в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. (Вот так - показывает).
Ребята, вы почувствовали рукой, что кубик шершавый. Скажите: «кубик шершавый». Молодцы, правильно!
Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик деревянный». Повторите: «Кубик деревянный». Молодцы, правильно!
Положите кубик на коленки. Попробуйте ладошками обеих рук надавить на кубик. (Вот так - показывает). Вы почувствовали руками, что кубик твердый. Повторите: «Кубик твердый». Правильно, молодцы!
Ребята, встаньте и подойдите со своими кубиками к столу. Постучите кубиками по столу. (Вот так - показывает). Внимательно послушайте, как звучат деревянные предметы,
С кубиками интересно играть. Мы можем построить высокую башню. (Кладет свой кубик на стол).
Сережа, положи свой кубик сверху, а теперь ты, Саша и т. д.
Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!
Ребята, повторите: «Кубики деревянные». Молодцы!
Ребята, сложите кубики в коробку. Молодцы, красиво сложили кубики!
3.Играем с мячом
Тифлопедагог - Что ещё лежит в машине? (Достаёт мяч).
Что у меня в руках? Правильно, это мяч. Посмотрите, как мяч
Ай да мячик, ай да мячик!
Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).
Ребята, можно еще сказать: «Мяч прыгает».
Как вы думаете, почему мяч прыгает (скачет)? (Выслушивает ответы детей).
Потрогайте мяч - Сожмите его ладошками. (Вот так - показывает).
Мяч сделан из резины, поэтому он упругий и легко прыгает. Повторите за мной: «Мяч сделан из резины», «Мяч упругий», «Мяч легко прыгает»
Ребята, посмотрите, если нажать на мяч ладонями, вот так, - он сплющится. Сделайте также. А теперь уберите руки. Мяч снова стал круглым. (Тифлопедагог предлагает детям поочередно сжимать мяч ладонями).
Мяч может кататься. Посмотрите, как он катится. Давайте поиграем с ним. Я буду катить мяч по очереди каждому из вас, а вы мне. Встаньте напротив меня. (Вот так-тифлопедагог ставит детей напротив себя).
Следите внимательно за мячом. Я беру мяч двумя руками и отталкиваю его от себя. Мяч покатился к Даше. Даша, присядь. Возьми мяч двумя руками. Не поднимай мяч. Он должен лежать на полу. А теперь оттолкни его от себя. Вот так: (показывает, как присесть и выполнить действия с мячом).
Смотрите, ребята, как я ловлю мяч двумя руками. (Затем игра продолжается с другими детьми).
Мы поиграли с мячом, теперь надо положить его на место. (Кладёт мяч на полку с игрушками).
Тифлопедагог подходит к машине и берёт в руки куклу.
4.К нам в гости приехала кукла
Тифлопедагог - Ребята, какая нарядная кукла приехала к нам в гости! Зовут её Машенька. Она как девочка. Вот у нее голова. Посмотрите, какие у Машеньки красивые глаза, волосы! А вот у Машеньки руки, вот ноги. На Машеньке надето платье.
Машенька умеет ходить, плясать. Её можно покатать в коляске, усадить за стол, положить в кровать. (Тифлопедагог вместе с детьми обследуют куклу и выполняют с ней все действия). Если Машеньку уронить, ей будет больно. Давайте посадим её на полку к другим куклам. Пусть пока отдохнет.
Ребята, попрощайтесь с Машенькой. Пригласите ее еще прийти поиграть с вами. (Тифлопедагог дает детям словесные образцы).
5.Прощаемся с машиной
Ребята, машина вам нравится?
Смотрите, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомните, какие игрушки привезла машина. (Ответы детей),
Ребята, кубики, мяч. кукла и машина - все эти предметы называются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повторите.
Поставьте машину в наш гараж. Когда пойдете на прогулку, возьмете ее с собой. Будете катать кукол, перевозить песок, возить машину по дорожкам.
Провести игры «Собери в машину деревянные кубики», «Собери игрушки в машину». «Покатай в машине куклу (мишку, зайчика и т.д.).
Сентябрь. Занятие №2
Тема: «Маша-растеряша»
Форма проведения занятия: Подгрупновая (4-5 чел., причем, тифлопедагог подбирает детей, чьи раздевальные шкафчики рядом)
Предварительная работа:
Чтение рассказа Л. Ф. Воронцовой «Маша - растеряша».
Рассматривание детьми одежды (своей и других детей).
Рассматривание цветных изображений одноименных предметов
Программное содержание:
Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одежда», «обувь».
Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту расположения среди других).
Учить отвечать на вопросы взрослых: «Что делают в раздевалке:», «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик» и т.д. Дать детям образцы ответов.
Материал:
Предметы одежды, обуви (которые надеты в этот день на детях), набор цветных картинок с изображением предметов одежды, раздевальные шкафчики, метки на шкафчиках (крупные, яркие цветные предметные изображения - для слабовидящих детей, простейшие рельефные изображения, выполненные в цвете -для слепых детей и слепых с остаточным зрением), комплект предметов (детская шапочка, шарф, куртка, рейтузы, ботинки).
Ход занятия:
(Дети полукругом стоят перед тифлопедагогом)
1.Вспоминаем рассказ про Машу-растеряшу
Тифлопедагог читает детям стихотворение:
В чем пойду гулять я? Потерялось платье!
Платье в горошину - Куда оно положено?
И на стуле нет, и под стулом нет.
Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).
Правильно, о девочке Маше из рассказа «Маша - растеряша):. Почему так называют Машу - «растеряша»? (Ответы детей).
Вы не хотите быть похожими на Машу? Тогда давайте пойдем в раздевалку. (Тифлопедагог и дети проходят в раздевалку).
2.Учимся находить свой шкафчик
Тифлопедагог - Я расскажу и покажу, как правильно и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.
Посмотрите, как много здесь шкафчиков. Как же узнать свой шкафчик? (Ответы детей).
Правильно, ребята. Свой шкафчик можно узнать по картинке, которая наклеена на дверцу. Вы помните каждый свою картинку? Назовите. (Дети по очереди называют каждый свою картинку).
А теперь поищем ваши шкафчики. (Тифлопедагог ведет детей от шкафчика к шкафчику, помогая им рассмотреть картинки). |
Ребята, свой шкафчик можно найти не только по картинке. Надо запомнить, чей шкафчик рядом. Встаньте каждый около своего шкафчика. Саша, скажи, чей шкафчик рядом с твоим? (Тифлопедагог берет руку ребенка и делает указательный жест в сторону соседнего шкафчика). Правильно, Сережин. Наташа, а твой шкафчик рядом с чьим? Правильно, рядом с Колиным (указательный жест). Запомните своих соседей и будете помогать друг другу находить свои шкафчик.
А быстрее всех запомнит свой шкафчик Саша. Посмотрите, ребята, Сашин шкафчик рядом с окном.
3. Учимся убирать в шкафчик свои вещи
Тифлопедагог - Ребята, откройте свои шкафчики. Посмотрите, наверху есть полочка (указательный жест). На эту полочку вы будете класть шапочки, шарфы, а зимой и варежки. (Кладет на верх-" нюю полку шапочку из комплекта предметов).
Найдите на боковых стенках своего шкафчика крючки. Покажите их мне. (Подходит к каждому ребенку. Берет руки ребенка в свои и направляет их для обследования крючков).
На них вы будете вешать куртку, кофту, пальто или шубку, брюки, колготки. (Вот так - тифлопедагог показывает - вешает на крючок куртку).
На нижней полочке (указательный жест тифлопедагога) будет стоять ваша обувь: ботинки, сапожки, туфли, босоножки. (Ставит ботинки на нижнюю полку).
Утром мамы помогли вам раздеться, аккуратно разложили и повесили ваши вещи. Посмотрите внимательно, где что висит и лежит. (Тифлопедагог дает детям возможность рассмотреть содержимое своих шкафчиков).
4.Чему мы научились на этом занятии
Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны эти шкафчики. Напомните мне. (Ответы детей). Правильно, молодцы! Вы знаете теперь, что шапочки и шарфики надо аккуратно складывать на верхнюю полочку (повторите, куда вы положите шапочку и шарфик), одежду надо вешать на крючки (повторите, куда вы повесите одежду), а обувь ставить на нижнюю полочку (повторите, куда вы поставите обувь). (Тифлопедагог сопровождает свои слова указательными жестами).
Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили! Теперь вы будете сами все брать из шкафчика.
Надо вещи убирать –
В первой половине дня (если нет общеобразовательных занятий, связанных с зрительной нагрузкой) или во второй половине дня (используя дополнительное освещение) дать детям листы с контурными изображениями знакомых им предметов (одежда, обувь). Предложить заштриховать эти изображения, стараясь не заходить за контур.
Ноябрь. Занятие №1.
Тема занятия: «Игры с фигурками-человечками»
Форма проведения: подгрупповая (2-3 чел.)
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Узнай фигуру», «Подбери фигуру», «Почтовый ящик», «Найди предмет такой же формы».
Программное содержание:
Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательным способом (обведение пальцами контура фигуры с одновременным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.
Учить выделять части из целого.
Упражнять в назывании основных цветов.
Дать детям образцы описания своих действий, правильного
называния геометрических фигур и их цвета. Материал: корзинка, большие цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с нарисованными «лицами» - это фигурки- человечки, указка с ярким наконечником, «Чудесный мешочек» с набором цветных геометрических фигур меньшего размера (по 2-3 на каждого ребенка), карточки к упражнению «Фигуры под зонтиком» (в верхнем ряду нарисованы три зонтика, в нижнем - геометрические фигурки -человечки: по 2 круга, треугольника, квадрата -вперемешку), черные фломастеры (по количеству детей).
Ход занятия:
1. Встречаем гостей
(Тифлопедагог выходит к детям с корзинкой в руках и I -сворит, что пригласила к ним гостей. Достает из корзинки поочередно круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки)
Тифлопедагог - Ребята, поздоровайтесь с гостями - фигурками-человечками! (Дети здороваются).
Давайте внимательно рассмотрим фигурки. (Тифлопедагог показывает их детям, обводя контур пальцем. Внимание детей обращается на цвет каждой фигуры). Обведите фигурки указательным пальцем. Вот так. (Показывает и называет каждую фигурку).
2. «Рисуем» фигурки человечков
Ребята, встаньте! Сейчас внимательно следите за указкой. Я рисую фигуру (круг, квадрат, треугольник) в воздухе. (Тифлопедагог называет каждую фигуру). Делайте также, только «рисовать» вы будете пальцем. Вытяните вперед правую руку (левую, если ребенок левша). Все пальчики зажмите в кулак. А теперь выпрямите указательный палец. Он будет вашим фломастером. Нарисуйте фигурку-человечка (круг и т.д.). (Дети «рисуют» фигуры в воздухе;
Тифлопедагог подходит к каждому ребенку и направляет его руку для правильной передачи в движении руки формы фигуры). Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
3. Выбираем для фигурок-человечков «печенье»
(Фигурки-человечки размещаются на фланелеграфе)
Тифлопедагог - Ребята, фигурки-человечки - наши гости. А гостей принято угощать чем-то вкусным. Мы угостим их «волшебным печеньем». Для этого вы должны выбрать это «печенье» из «Чудесного мешочка».
Тифлопедагог достает из корзинки «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур. Дети садятся за столы. Тифлопедагог по очереди подходит к каждому ребенку и предлагает ему достать из «Чудесного мешочка» любую геометрическую фигуру. Внимание ребенка обращается на то, что доставать фигуру надо двумя руками, предварительно тщательно ощупав ее.
Ребенок, к которому подходит тифлопедагог, достаёт из «Чудесного мешочка» геометрическую фигуру. Тифлопедагог предлагает обвести ее пальцем, назвать и положить перед собой. Так каждый ребёнок получает по 2-3 геометрические фигуры. (Тифлопедагог оказывает каждому ребенку необходимую ему помощь).
Проведение физкультминутки
4.Угошаем гостей «печеньем»
Тифлопедагог - Ребята, сейчас вы будете угощать человечков своим «печеньем». Каждый человечек будет подходить к вам. Вы должны угостить его «печеньем» такой же формы, как и он сам. Будьте внимательны! (Тифлопедагог поочередно снимает с фланелеграфа фигурки-человечков и обходят детей, собирая «печенье» (разноцветные круги, квадраты, треугольники. Дети угощают человечков, а те благодарят их. Тифлопедагог дает детям соответствующие словесные образцы).
5. Поиграем с фигурками-человечками
Тифлопедагог - Фигурки-человечки очень веселые. Они любят играть с детьми. Давайте поиграем все вместе. (Тифлопедагог предлагает встать из-за столов и построиться перед ним в одну линию).
Внимательно слушайте мои слова и смотрите, что я делаю. Постарайтесь делать всё вместе со мной. (Тифлопедагогог произносит слова, сопровождая их движениями. Дети проговаривают слова вместе с тифлопедагогом и повторяют за ним движения).
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (Смотрят вправо, влево).
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Смотрят вверх, вниз).
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитируют движения бабочек).
Дин - дон! Дин - дон!
Влево - звон, вправо - звон,
Дин - дон! Дин - дон! (Смотрят вправо, влево)
Прилетела пчела,
На нос села она. (Показывают пальчиком траекторию полета пчелы к носу).
6. «Фигуры под зонтиком»
(Тифлопедагог предлагает детям сесть за столы и раздает каждому по одной карточке).
Ребята, рассмотрите внимательно, что нарисовано на карточке. (Тифлопедагог направляет зрительное восприятие каждого ребенка указательными жестами). Что это? (Ответы детей).
Тифлопедагог - Наши игры с фигурками-человечками продолжаются. Нужно помочь им спря- таться под зонтики, так как начинается дождь. Но под каждым зонтиком должны быть спрятаны одинаковые фигурки. Например: человечки - круги под одним, треугольники - под другим, квадраты - под этим зонтиком. Фломастером нужно провести линии от фигурок к их зонтикам. (Свои слова тифлопедагог сопровождает указательными жестами).
Молодцы, ребята, вы правильно соединили фигурки-человечков с зонтиками! Человечки благодарят вас за интересные игры и прощаются с вами.
Скажите мне, какие геометрические фигуры приходили к нам в гости? (Ответы детей). Рекомендации воспитателям:
Собрать с детьми птичку из геометрических фигур (по образцу).
Декабрь. Занятие №1.
Тема: «В гости к трем медведям»
Форма проведения: групповая (6-8 чел.)
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Лепка из пластилина мисочек разной величины.
Дидактические игры: «Расставим мебель в домике трех медведей», «Кому какая посуда»; игровые упражнения: «Обведи фигуру пальчиком», «Наложи треугольники (квадраты, круги) на контур», «Разложи фигуры по величине (треугольники, квадраты, круги)».
Программное содержание:
Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении величины предметов.
Учить устанавливать различия предметов по величине (большой, поменьше, маленький).
В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.
Дать детям образцы описания их действий. Материал: игрушки-медведи трех размеров, картинки, изображающие лесной домик трех медведей, столовую и спальную комнаты, предметы мебели, вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»), длинные веревки (4) для обозначения ручейков, ворота - низкие и высокие; набор кукольной мебели (стол, три стула, три кровати), кукольные мисочки и ложки (все предметы трех размеров), кукольные постельные принадлежности; указка с прикрепленной на конце крупным, ярким изображением бабочки.
Ход занятия:
Тифлопедагог говорит детям, что они отправляются в гости к трем медведям. Дорога ведет в лес. На пути к домику медведей встречаются препятствия.
1 .«Перепрыгни через ручеек»
Тифлопедагог подводит детей к первому из них - ручейку, обозначенному на полу двумя веревками- Предлагает детям перешагнуть через ручеек. Вот так. (Показывает).
Дальше на пути второй ручеек, но уже шире. Тифлопедагог объясняет, что через этот ручеек нужно перепрыгивать. Показывает, как это сделать. (Если кто-то из детей не справляется с заданиями, тифлопедагог берет ребенка за руку и помогает преодолеть препятствие).
Тифлопедагог обсуждает с детьми, почему один ручеек удалось перешагнуть, а через в юрой пришлось перепрыгивать. Обращает их внимание на ширину ручейков- один узкий, а второй широкий.
2. «Пролезь под воротиками»
Тифлопедагог подводит детей к двум воротикам (низким и высоким), стоящим на некотором расстоянии друг от друга. Объясняет, что в лесу деревья старые, большие. Некоторые ветки очень низко растут. Под ними проходить нужно, пригнувшись, чтобы не поцарапаться. (Внимание детей обращается на высоту воротиков (одни воротики низкие, вторые - высокие).
Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть воротики, измерить
их высоту руками. а затем пролезть под ними.
3.Вспомним сказку «Три медведя»
На мольберте вывешивается картинка лесного домика.
Тифлопедагог спрашивает, чей это домик. Выслушивает ответы детей.
Предлагает детям рассмотреть и ощупать игрушки-медведей. (Внимание детей обращается на то, что они разной величины, дети отвечают па вопросы: «Какой по величине этот медведь?», «Как зовут самого большого медведя?»).
На флапелеграфе размещаются вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»),
Дети говорят, какой медведь изображен на портрете (например, самый маленький) и как его зовут.
4. «Наведем порядок в домике трёх медведей» (Кукольные столы и стулья).
Тифлопедагог меняет изображение лесного домика на другую картинку, изображающую столовую трех медведей. Дети рассматривают картинку. Затем тифлопедагог предлагает детям навести порядок в доме, пока медведи на прогулке.
Дети ни столе расставляют мебель для столовой. Напротив каждого стула ставят на стол мисочку и кладут ложку соответствующего размера, объясняя свои действия. (Повторяют их описание за тифлопедагогом).
Проведение физкультминутки: «Проследим за полетом бабочки».
Тифлопедагог хвалит детей за хорошо выполненную работу. Говорит, что их глазки устали и им надо немного отдохнуть.
Тифлопедагог медленно перемещает бабочку в воздухе - на уровне глаз детей (слева направо, снизу вверх), а дети прослеживают глазами за ее перемещениями.
Тифлопедагог - Бабочка улетает. Покажите, как летает бабочка. (Дети имитируют ее движения).
5.«Спальня медведей»
Тифлопедагог размещает на мольберте картинку второй комнаты медведей - спальни. Дети рассматривают ее, показывают и называют, где чья кровать. Рядом - па столе стоят три кукольные кроватки, лежат кукольные постельные принадлежности-подушки и одеяла к ним.
Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно постельные принадлежности и правильно разложить их на кроватях. (Помогает каждому ребенку соотнести предметы - постельные принадлежности с кроватями - по величине).
Тифлопедагог говорит, что медведи будут очень довольны и
благодарны детям за, что они так хорошо навели порядок в их домике.
Во время прогулки вылепить с детьми из снега фигуры медведей.
Декабрь. Занятие №2.
Тема: «Как мы мебель покупали»
Форма проведения : подгрупповая (4-5-чел.)
Предвари тельная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова.
Рассматривание мебели в группе.
Игровое упражнение «Найти в группе предметы, сделанные из дерева».
Программное содержание:
Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».
Дать представление о назначении некоторых предметов мебели группы, спальни, раздевалки.
Учить узнавать предметы мебели с помощью зрения и осязания и правильно называть их. Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».
Дать детям образцы правильного называния предметов мебели и описания их назначения.
Материал: цветные иллюстрации к скачке «Теремок»: макет домика-теремка; кукольная мебель: кровать, стол. стул. шкаф: мебель в помещениях группы; конструктор (деревянные неокрашенные кирпичики); большая игрушечная грузовая машина.
Ход занятия:
1. «Вспоминаем сказку «Теремок»
Тифлопедагог предлагает детям сесть на стульчики (или на ковер) возле себя. затем читает отрывок из сказки «Теремок»:
«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась н спрашивает...»
Ребята, из какой сказки этот отрывок? Правильно, из сказки «Теремок». Давайте вспомним героев этой сказки. (На демонстрационной доске перед детьми размещены иллюстрации к сказке «Теремок». Дети называют героев сказки).
Вот как много зверей поселилось в лесном теремке! А что случилось с теремком потом? (Дети рассказываю т).
2.Мебель нашей группы
Тифлопедагог - Ребята, а что нужно сделать, чтобы в теремке было удобно жить? (Ответы детей).
Тифлопедагог - Правильно, нужны разные предметы. Давай те пройдем по помещениям пашей группы. Тифлопедагог проводит детей из группы в спальню, затем в раздевалку. Обращает их внимание на разные предметы мебели. (Подводит детей к каждому из называемых предметов мебели). Задает им вопросы: «На чем мы сидим"?». «На чем мы спим?». «Какой предмет нам нужен, когда мы хотим поесть, порисовать поиграть?». (Отве! 1)1 детей).
Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы! Все эти предметы можно назвать одним словом: «мебель». Повторите.
3.«Покупаем мебель для жителей «Теремка»
Тифлопедагог - Ребята, давайте подарим героям сказки мебель в их новый домик-теремок. Ведь они живут в лесу и не знают, где можно достать мебель. Л вы знаете? (Ответы детей).
Правильно, мебель продается в мебельном магазине. Мы с вами сейчас отправимся в мебельный магазин. (Тифлопедагог подводит детей к столу, на котором под салфеткой собрана кукольная мебель: кровать, стол, шкаф, стул. Убирает салфетку).
Мебельный магазин открыт. Давайте посмотрим, что в нём есть.
Тифлопедагог берет в руки стул и спрашивает детей;
Что это? Правильно, стул. На стуле можно сидеть. Вот спинка стула, вот сиденье. (Указательные жесты). У стула есть ножки. (Указательный жест). Давайте сосчитаем, сколько ножек у стула. (Также обследуются остальные предметы кукольной мебели. Тифлопедагог помогает детям осязательно обследовать каждый предмет: берет руки ребенка в свои и проводит ими по частям кукольной мебели).
Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все предметы мебели и рассказали, для чего она нужна.
Эту мебель мы отправим в лес для жителей «Теремка». На чем можно её отвезти? Правильно, на грузовой машине. (Тифлопедагог просит одного из ребят привезти машину, которая стоит в игровом уголке).
Возьмите мебель и осторожно погрузите в кузов машины. (Указательный жест). Дети кладут все предметы в кузов машины. Тифлопедагог увозит машину в другую комнату. - Тифлопедагог- Машина повезла в лес мебель для «Теремка».
Ребята, сколько в теремке живёт зверюшек? Правильно много! А в магазине была всею одна кроватка, одни стол, одни стул, один шкаф. Что же нам делать? (Выслушивает высказывания детей).
Правильно, нужно больше мебели, чтобы веем хватило. (Тифлопедагог дает детям листочки с точечными изображениями мебели).
Когда у вас будет свободное время, вы на этих листочках нарисуете