Девушки взрослеют быстрее чем парни. Почему мальчики взрослеют позже девочек? Когда возникают различия

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2–3 месяца, и на 4–6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики – машинами и военными сражениями.

Замысел природы

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое – что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Природа «бережет» женский пол, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях – и природных, и социальных – мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

* * *

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Важно

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?...»

Почему мальчики взрослеют позже девочек? В самом деле, почему? Потом они догоняют и часто обгоняют их в развитии (особенно, что касается ума, а не интуиции), но почему же сначала тормозят? Нужно время для разгона? С чего это вдруг? Сперва развивается тело? А у девочек оно не развивается? Разве что-то мешает одновременно развивать и тело, и сознание, что было бы гармонично и логично?

Потом мужчины прокачивают себе большой ум, делают успехи в учёбе, науках, изобретениях. Получается, что этот потенциал заложен у них с самого начала. Но что-то мешает… Да и такой нюанс, достигнув больших успехов в науках и прочих знаниях ума, мужчины часто глупы (уж простите за прямоту) в простых жизненных ситуациях, не могут проявить интуицию, охватить вопрос не только умом, но и всеобще, глобально, «прочувствовать» правильное решение, что женщинам зачастую легко даётся. Мужчины же следуют за умом, бьются головой о стену и только потом делают выводы и что-то якобы понимают. Понимают, но по другому пути. Как будто им что-то недодали, урезали. Не знакомое чувство?

Так почему мальчики взрослеют (развивают сознание) позже девочек? И то как-то однобоко. Что же с ними не так? В чём причина? Чем отличается детство мальчиков и девочек? Что с ними делают по-разному? Должна же быть причина, простое логическое объяснение. Всякие там слова оправданий «так заложено», «так задумано», «просто мужчина и женщина разные по сути, и этим мы объясняем любой вопрос» меня лично не устраивают. Причина должна быть явной и понятной, а не надуманной и абстрактной.

Признаюсь, этот вопрос давно интересовал мой пытливый ум. И вот сегодня читаю в одной интересной книжке, что если ребёнку стричь волосы до года — у него замедляется развитие речи, а если детям стричь волосы до семи лет – то замедляется развитие умственных способностей. Всё, пазл собрался.

Для лёгкого управления и в офисах пропагандируется аккуратная короткая стрижка. А как же, «ты менеджер среднего звена», ты приходишь к 9 и остаёшься допоздна. И чем меньше ты об этом печалишься и задумываешься – тем лучше. Зачем тебе семья, друзья, родители? У тебя есть работа! И в тоже время, что ни творческий человек со свободным графиком — то зачастую длинные волосы, хвостик, борода. Так же и мудрецы, святые старцы многие отращивают волосы и бороду. Они все это просто так делают, случайно получается? Хотят соответствовать имиджу? Нет, это уже не их стимул. С длинными волосами и забот больше, мыть труднее и неудобно (проверено на себе), но они всё равно на это идут. Видимо, знают что-то.

Газета «Наш Мир»

Обучая сыновей грамоте перед поступлением в школу, многие родители с удивлением замечают, что мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. Почему?

Когда возникают различия

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей… Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики - машинами и военными сражениями.

Замысел Бога

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это божественный замысел. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое - что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола.

Промысел настроен на «сбережение» женского пола, а мужского ему «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но у них присутствует поисковое поведение: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Интересно

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?...»

А вы что думаете поэтому поводу?

Как часто приходится слышать "факты" о том, что психологический возраст девушки выше на 2 года, чем возраст парня. И вроде бы что с того? Но поэтому и именно поэтому, именно благодаря подобной дезинформации мы с горечью наблюдаем, как девушки впадают в иллюзию по поводу выбора партнера, поддаваясь собственным амбициям: "Парень должен быть старше!" и всё тут.
В школах у нас, хвала богам, смешанное обучение: парни и девушки одного возраста учатся вместе, абсолютно на равных правах. И что же? Да, наслышаны мы о сказочках про "девочек-отличниц" и "мальчиков-двоечников". Если присмотреться внимательнее, есть немало отличников среди мальчиков, есть и двоечницы-девушки, и вовсе не является это причиной назвать таких мальчиков "акселератами". В целом, наблюдаются гендерные отличия в IQ (сам способ определения которого весьма и весьма сомнителен: очень большой разброс результатов для одного человека при разных условиях), в общей успеваемости, в соотношении "гуманитарий/технарь" (которое само по себе является также сомнительным, так как следует скорее не из способностей, а личных предпочтений: кому-то нравится математика, кому-то - иностранные языки, разница в результатах по этим предметам не заставит себя ждать). Но отличия эти настолько ничтожны (менее 10%), что вряд ли можно говорить о генетической предрасположенности к "интеллектуальному превосходству" девочек над мальчиками своего возраста.
Оставим интеллект в покое. Ведь зачастую апеллируют именно в психологической зрелости, а это вопрос более тонкий. Весьма и весьма сложно сделать здесь какие-либо подсчеты социометрическими методами. Психология человека очень туманна, проявляется по-разному от личности к личности. В данном случае, если говорить о психологическом деморфизме групп, выделенных по гендеру, то мы не можем не принимать во внимание социальные факторы.
Так, пресловутая "зрелость" имеет весьма простое объяснение. Причина кроется в различных социальных стандартах, принятых для мужчин и женщин. Ни для кого не секрет, что традиционные требования для мужчин значительно выше, чем для женщин. Мужчина должен быть во всём лучше: умнее, сильнее, успешнее, богаче. Когда речь идет о браке, подразумевается как бы по умолчанию, что муж старше жены как минимум на несколько нет. 18-летняя невеста - это норма. 18-летний жених - существенная редкость. Как правило, и парни, и девушки, в 18-летнем возрасте не имеют высшего образования (вернее всегда его не имеют в 18 лет, за крайне редкими исключениями, которые не имеет смысла брать во внимание), не имеют работы, способной их прокормить, зависят материально от родителей. Пара, в которой обоим по 18 лет, обычно не имеет перспектив в ближайшее время стать четой. Даже если такое и происходит, то зачастую из непредвиденных обстоятельств и сопровождается различными конфликтами, по той причине, что как правило, эта новоявленная чета продолжает целиком и полностью зависеть от родителей.
Другое дело, если 18-летняя девушка выходит замуж за парня, например, 23-х лет. К этому моменту парень уже успевает закончить ВУЗ, обзавестись более-менее престижной работой, позволяющей ему прокормить хотя бы себя, грубо говоря, "встать на ноги", а говоря научным языком - стать личностью с т. з. социологии . В то же время, его молодая невеста еще личностью не является. Она не может себя содержать, но умеет готовить, смотреть за домом, хочет иметь детей (по крайней мере, в будущем). Но она не является личностью (с т. з. социологии), так как не содержит себя самостоятельно. Переходя в замужество, девушка передается из рук родителей в руки мужа, в обязанности которого входит ее не только защищать физически, но и обеспечивать материально, в то время как сама девушка в традиционном обществе обеспечивать себя не должна.
Весьма удручают амбиции, которые проявляют девушки, заявляя, что они "не встречаются с парнями меньше чем на 3 года старше", мотивируя это тем, что парни ее возраста, а тем более - младше, еще "не доросли" до нее. На самом же деле, как раз доросли! Но и не переросли, поэтому не могут пока еще справляться с должностью "настоящего мужчины", в которую входит быть на одну ступеньку выше, чем "настоящая женщина".
В школе же довольно умные молодые люди не пользуются успехом у ровесниц, которые обычно предпочитают парней старше их самих, причем весьма кичатся этим, бывает чуть ли не до хвастовства на тему "У кого парень старше". При этом имеют такие личности наглость утверждать, что их ровесники "еще дети по сравнению с ними". Жаль, что девушки не отдают себе отчет в том, что еще сами являются детьми! По их "наблюдениям", им легче найти "общий язык" с парнем старше их по возрасту и совсем не о чем поговорить с ровесниками, которых якобы интересуют только войнушки, комьютерные игры и прочие "мальчишеские вещи". Но, к сожалению, их "наблюдения" имеют одну интересную особенность, точнее говоря - погрешность, которая и позволяет нам писать это слово в кавычках. Девушки общаются с ровесниками внутри школьного класса, академической группы, то есть, фактически не выбирают сами себе объекты для наблюдения. При этом они по общей массе выносят усредненные суждения о "среднестатистическом парне моего возраста", которые "по умолчанию" навешивают на любого парня-ровесника. С другой стороны, легче складывается их общения со "старшенькими". И дело совсем не в том, что "старшенькие" умеют ухаживать, умеют обращаться с девушкой, знают, чего девушка хочет, и даже не в том, что не проявляют робости при знакомстве. Девушки зачастую сами обращают на себя внимание "старшеньких", а часто и сами с ними знакомятся, полностью игнорируя ровесников, воспринимая их как людей более низшего сорта. Вот и получается, что "старшенькие" умнее, сильнее, взрослее. А дело как раз в выборке: "старшеньких" выбирают сами, а ровесников сталкивает судьба в школе и университете.

Немного о физиологическом взрослении. 18-летняя девушка - это уже женщина. Ее физическое развитие практически завершено. Она способна выполнить свою биологическую функцию: выносить и родить ребенка. Что же касается 18-летнего парня, ему предстоит за ближайшие несколько лет еще существенно измениться - "возмужать". Это совсем не означает, что парень физически на эти несколько лет отстает в развитии от девушки. Напротив, физическое развитие женского организма завершается на более раннем этапе, чем развитие мужского. Мужской организм накапливает больше мышечной массы, является в целом более крепким и физически развитым, а на это, как известно, требуется больше времени. Выходит, что в 20 лет парень выглядит старше, чем в 18, а девушку в 20 лет практически и не отличить от 18-летней.

Почему-то в нашем обществе нормально для девушки не только проявлять слабость, но и хотеть защиты и покровительства, а порой даже требовать. Абстрагируясь же от суждений моральности, мы вполне можем заметить, что такое же желание присуще и парням, только лишь они не так активно его обсуждают и конечно же не смеют и надеяться на его исполнение. 16-летний парень влюбляется не столько в 14-летних "ровесниц" (с горькой иронией...), сколько в 16-18-летних девушек, а то и постарше. И кто из парней 16-летнего возраста был бы против иметь серьезные отношения со взрослой 20-летней девушкой, с которой и поговорить есть о чем, с которой и интересно, и которая во всех аспектах жизни на порядок опытней? Да вот только не смотрят 20-летние девушки на старшеклассников, разве что только свысока, увы!
И, скажу я вам, зачастую весьма многое теряют, принимая во внимание возраст как первоочередный фактор. Сколько бы ни говорили они: "Для меня возраст не главное!", на самом деле при знакомстве после "как тебя зовут" следует отнюдь не "чем ты увлекаешься", "какую музыку любишь", "где учишься/работаешь", а.... "сколько тебе лет". Стоит отметить, что в зависимости от ответа на данный вопрос может зависеть тон всего последующего общения. Если парень занизит свой возраст, то упадет в глазах девушки, она будет смотреть на него свысока и обращать внимание больше на его неопытность в некоторых вопросах, чем на достоинства и опытность в других, для того лишь, чтобы еще раз укрепить у себя критикуемый нами стереотип (есть такое у нас свойство - убеждать себя в собственной правоте, а точнее - в правоте того, кто нам эту "правоту" навязал). Но если парень свой возраст завысит (особенно если позволяет внешность), то ему будет гораздо легче добиться расположения девушки. Некоторые рассказывают, как таким образом у них выходило затащить в постель девушку старше себя. Отметим, что речь идет именно о завышенном или заниженном возрасте, который меняет отношение в первый же день знакомства, в первые же минуты. Какая здесь может быть речь о социальном положении парня, о его зрелости, взрослости? Так ли оно на самом деле важно, как такая мелочь, как возраст?