Мари карне особенная для двоих. Невеста для двоих

Гане́ша, или Ганапа́ти (санскр. गणेश; Gaṇeśa) – это бог, особенно почитаемый в Индии. Являясь покровителем в бизнесе, он дарит богатство и изобилие тому, кто служит ему, устраняя препятствия на его пути. Статуэтки и рисунки бога часто используют в фен-шуе. Зная, где их расположить, можно улучить свое материальное положение. Индийский бог Ганеша принесет процветание и благополучие в семью. Этому способствует пение и просушивание мантр.

Значение и изображение божества

Ганеша, согласно индуистской религии, является сыном Шивы и Парвати. Насчет его происхождения мнения расходятся. В некоторых мифах говорится, что его создал Шива, в других – Парвати, в третьих – указаны они оба. Есть мнение, что он был усыновлен этими божествами.

На рисунках чаще всего Ганешу изображают в виде мужчины с головой слона и одним бивнем, красным или желтым туловищем и огромным животом. На челе бога присутствует корона или другой головной убор из золота.

Как и у многих богов Индии, рук у Ганеши много – 4 и более на разных рисунках. Его опоясывает змея. В двух руках божество держит трезубец, лотос, третью он протягивает с дарами. В хоботе он часто держит конфету. Практически всегда на изображении Ганеша сидит на лотосе, а рядом с ним находится крыса. Ганешу изображают в окружении богатства и яств, символизирующих процветание.

Каждая часть изображения бога Ганеша имеет свое значение:

  • голова слона – это мудрость и верность;
  • большие уши – способность прислушиваться и слышать каждого, кто к нему обращается;
  • корона – божественность;
  • бивень – могущество, преодоление дуализма;
  • конфета – сладость освобождения;
  • змея – энергия;
  • крыса – мелочность и неуважение, способность бога быть выше этого, преодолеть любые обстоятельства;
  • изогнутый хобот – высокий интеллектуальный уровень;
  • большой живот – щедрость, стремление избавить мир от страданий.

Ганешу считают покровителем бизнесменов и торговцев. Но помогает он только людям тонкого ума.

Красочный фестиваль праздник Ганеши Чатуртхи

В Индии существует праздник, посвященный богу Ганеша чатуртхи. Проходит он в конце лета или начале осени. На красочное представление чатурти в индийском городе Мумбаи, съезжаются тысячи людей со всей страны. Индусы уверены, если правильно соблюдать все ритуалы торжества, то могут открыться новые возможности как в духовном так и в материальном плане.

Его обычно празднуют в первые две недели месяца Бхадра (август-сентябрь), в течение 4-10 дней.

Мантра Ганеши

Мантры – это своеобразные молитвы индийским богам. Текст их нельзя менять.

Мантра Ганеши для устранения любых препятствий поется перед началом важного дела:

Вакратунда Махакаайа

Сурьякоти Самапрабха

Нирвигнам Куру Ме Дева

Сарва Каариешу Сарвада

Существует мантра ганеши для привлечения денег и благополучия. Если исполнять ее регулярно по 108 раз, то она будет притягивать положительную энергию. Тем, у кого главная цель – привлечение денег, придется исполнять мантру в течение 48 дней. Вот ее текст:

Ом Гам Ганапатайе Намо Намаха

Шри Сиддхивинаяк Намо Намаха

Ашта Винаяк Намо Намаха

Ганапати Ваппа Мория

Просветление и мудрость, полученные от этой мантры, должны быть использованы в благих целях.

Мантра Ганеша шаранам универсальна, но обычно ее используют те, кому нужны деньги. Текст мантры звучит так:

Ганеша Шаранам Шаранам Ганеша

Ган Ган Ганапати Шаранам Ганеша

Джай Ганеша Джаяа Джаяа Гананата

Мантра Ганеша может быть записана, а слушать ее можно в любое свободное время. Молитва должна произноситься не менее 108 раз.

Пение и прослушивание мантр действует не только на устранение внешних препятствий. Уделяя молитве время, можно открыть энергетические центры – чакры.

Мудра

Тем, кто освоит, как делается эта мудра, бог Ганеша подарит уверенность в себе и мужество. Исполнение мудры открывает бронхи, улучшает сердечную деятельность, укрепляет мускулатуру сердце и убирает перекосы энергии в области этих органов, воздействуя на 4 чакру.

Упражнение выполняется так:

  1. Левую руку располагают перед грудью. Причем внутреннюю сторону ладони нужно повернуть наружу.
  2. Сгибают пальцы левой руки.
  3. Правую руку располагают тыльной стороной наружу и сцепляют пальцы с левой.
  4. Руки опускают до уровня сердца.
  5. Делают вдох и одновременно с усилием, не расцепляя пальцев, тянут обе руки в стороны. Появится ощущение напряжения в мышцах грудной клетки и верхней части рук.
  6. Выдыхая, расслабляют мышцы.
  7. Повторяют упражнение 6 раз и затем кладут руки на грудь, как будто запуская энергию любви в сердце и концентрируясь на своих ощущениях.
  8. Меняют положение рук и повторяют упражнение 6 раз.

После выполнения упражнения нужно некоторое время побыть в одиночестве. Достаточно повторять мудру раз в день.

Ганеша в фен-шуе

Фигурка ганеши поможет привлечь богатство и благополучие, если следовать этим правилам фен-шуй:

  1. Есть мнение, что чем больше размер фигурок, тем лучше они служат своим целям.
  2. Статуэтка может быть изготовлена из меди, бронзы, дерева и полудрагоценных камней. Иногда фигурку делают из пластика. Важнее проявлять уважение и почтение к Ганеше, чем то, из чего сделана фигурка. Поэтому рекомендуется, как можно чаще чесать ему правую ладонь и живот.
  3. Лучшее место для бронзовых статуэток – запад или северо-запад квартиры. Поставить ее можно, например, на рабочем столе по правую руку от себя.
  4. Деревянную статуэтку устанавливают в секторе семьи или богатства, то есть на востоке квартиры или комнаты. Это привлечет денежный поток.
  5. Рядом с фигурками нужно положить конфеты или другие сладости, как подношения для Ганеши.
  6. Мудрецы советуют: «Слушай и пой мантры». Это поможет усилить эффект.

Если на статуэтках обнаруживались сколы, не имеет значения, как это произошло, то считается, что бог принял на себя энергический удар. Тем самым, он спас семью. Поэтому его следует поблагодарить и обязательно починить. Можно приклеить отколовшийся обломок.

Тату на теле

Многие почитатели Ганеши стремятся сделать себе татуировку с его изображением. Рисунков и эскизов для этого существуют множество. Чаще всего они выглядят масштабно, с использованием ярких цветов. Но встречаются и одноцветные татуировки.

Много татуировок, где Ганеша изображен в полный рост, танцует или сидит на крысе, но есть и такие, где присутствует только его голова. Согласно рисунку, который составляет мастер, у божества может быть от 4 до 32 рук. Каждый выбирает, что он будет в них держать:

  • четки – символ знаний;
  • топор – преодоление жизненных преград;
  • сладости – беззаботная жизнь в достатке.

Татуировкам приписывают следующее значение:

  • защита в пути;
  • ораторское искусство;
  • удача в торговле;
  • помощь и защита;
  • достижение просветления и нирваны.

Поклонникам индуистского учения татуировка Ганеша поможет проявить индивидуальность и подчеркнуть их мировоззрение.

В стремлении к благополучию поможет чтение религиозного текста Ганеша Атарва Ширша, прослушивание и пение мантр, а также владение навыками фен-шуй. Все это открывает новые возможности и пути для получения желаемого.

Ганеша - Сын Шивы и Парвати

Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем, или владыкой, всех Ганов - войска Шивы. Любое тантрическое религиозное поклонение начинается с обращения к Ганеше. Поскольку он является одним из самых популярных индийских божеств, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия - путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделения дарами", однако чаще всего она держит ладду - сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

История появления Шри Ганеша

Когда-то в давние времена на горе Кайлаш жили в верности прекрасная Богиня Шри Парвати и Ее супруг, великий Бог Шри Шива. Однажды Шри Шива ушел, оставив супругу одну во дворце. Пока Его не было Шри Парвати решила принять ванну. Она попросила быка Нанди, слугу Шивы, охранять дверь и никого не впускать, пока Она принимает ванну. Спустя некоторое время Шри Шива вернулся, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом. Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг) эскорта Шивы не мог считаться Ее слугой и подсказали Ей создать своего собственного сына, который был бы Ей всецело предан. Она одобрила эту мысль, обмазала свое тело массой из шафрана и глины, помассировала Себя, собрала частички, которые отделились от Ее тела, размяла их и слепила, придав им форму мальчика сильного и красивого. Она одела его в одежды и царские украшения, благословила и вдохнула в него жизнь. Ребенок поклонился, говоря: "Мать, чего Ты хочешь от меня? Прикажи и я буду Тебе повиноваться." Парвати дала ему крепкую палицу и попросила его стань на страже у дверей Ее жилища, чтобы никто не мог туда войти.

Спустя некоторое время Шива подошел к дворцу и спросил себя, что это за ребенок, которого Он никогда не видел. Он хотел войти, но к своему великому изумлению, мальчик преградил Ему дорогу: "Стой! Никто сюда не может войти без согласия моей Матери." Шива был поражен подобной дерзостью: "Ты, что же, не знаешь, кто Я такой? Уйди с моей дороги!" Ребенок ни говоря ни слова ударил Шиву своей палицей. Шива пришел в гнев: "Ты обезумел! Я - Шива; муж Парвати, как осмеливаешься ты запретить мне зайти к Себе в дом." Вместо ответа ребенок снова Его ударил. Разъяренный Шива обратился к Ганам: "Арестуйте его и приведите ко Мне" и ушел, в то время как Ганы приближались к мальчику, который начал им угрожать: "Идите вон или я вас отколочу!" "Если тебе дорога жизнь, то придется отступить! Похоже, что ты забыл, что мы Ганы Шивы!" Ребенок оказался в затруднительном положении: "Что же делать?" - думал он. "Должен ли я сражаться с Ганами, которые являются слугами Господина моей Матери?" Но Парвати, услышав шум спора, послала одну из служанок узнать причину и та вскоре вернулась, чтобы рассказать о том, что происходит. Парвати какой-то момент колебалась: "В конце концов Шива - мой муж." Но Она повторила свое приказание никого не пускать, и тем самым сомнения Ее сына развеялись. Мальчик храбро обернулся к Ганам и объявил: "Я сын Парвати, а вы - Ганы Шивы. Вы подчиняетесь приказаниям вашей Матери, а я своей. Я утверждаю, что Шива не переступит порог без согласия моей Матери." Они рассказали обо всем Шиве, который подумал: "Увы, Парвати, заходит слишком далеко, не оставляя мне никакой альтернативы. Если Я прикажу своим Ганам уйти, то скажут, что Я склонился перед приказанием своей жены!" Поэтому Он подтвердил Ганам, чтобы те победили ребенка, и они, воодушевленные свирепостью, вернулись сражаться. Мальчик, увидев, что они наступают тесными рядами, встретил их насмешками. Ганы набросились на него. Нанди схватил его за ноги, но тот оттолкнул его и ударил своей стальной палицей. Ударив одних, нанося раны другим, нещадно бил тех, кто к нему приближался. Большинство из Ган были повержены, а те кто остался в живых, мгновенно сбежали, и сын Парвати снова стал на караул, невозмутимый, у входа во дворец своей Матери.

Однако шум битвы достиг ушей Брахмы, Вишну и Индры, которые обратились к мудрому Нарада. Тот научил их пойти к Шиве, которому они могли бы понадобиться. Итак они пошли засвидетельствовать свое почтение Богу Шиве, который выслушав их рассказ о сражении попросил Брахму урезонить этого ребенка. Брахма приняв вид брамина и в сопровождении множества мудрецов отправился ко дворцу Парвати, чтобы выполнить свою миссию. Как только Он приблизился ко дворцу, мальчик бросился на него и вырвал у него клок бороды. Застигнутый врасплох, Брахма сказал: "Я не пришел драться, а пришел для примирения. Послушай меня." Вместо ответа ребенок, потряс своей палицей и обратил всех в бегство. Мудрецы вернулись признать свое бессилие к стопам Шивы. Тогда Шива сам отправился ко дворцу Парвати. Две армии окружили ребенка, который выступил против них очень смело. В конце концов Шива с помощью Вишну отрезал голову у ребенка и Ганеша пал мертвым на поле битвы.

Когда Парвати узнала она разгневалась. Ее ярость брызнула в пространство, приняв образ двух ужасающих Богинь, Кали - кровавая, верхом на льве, и Дурга - ужасная, сидящая верхом на тигре. Кали с выпученными глазами, со спутанными волосами, со свисающим языком, потрясая саблей, открывала свой глубокий рот, подобный огромной пещере. Дурга приняла форму ослепляющей молнии. Ужасные Шакти Парвати стали уничтожать все вокруг. Испуганные боги стали умолять Шиву успокоить Парвати. И тогда Шива послал их на север страны, приказав принести голову первого живого существа, которого они встретят, а само животное бросить в реку, чтобы у него выросла новая голова.. Этим животным оказался слон. Поэтому Боги принесли Шиве голову слона, который сразу же прикрепил ее к телу мальчика и Ганеша ожил. Парвати обрадовалась и крепко обняла Ганешу, а Шива сказал: "После того, как я вернул ему жизнь, Ганеша теперь и Мой сын. Поскольку, мальчик проявил такую храбрость, теперь он будет Предводителем моих Ганов".

В другой версии утверждается, что Ганеша родился как дар, полученный Парвати за ее молитвы, обращенные к богу Вишну. Божественная Мать пригласила всех богов и полубогов в гости, чтобы они благословили ее дитя. Собравшиеся гости покорно рассматривали прекрасного младенца - все, за исключением Шани (Сатурна), который уставился в пол, так как его жена наложила на него заклятье: тот, на кого он посмотрит, мгновенно обратится в пепел. Божественная Мать оскорбилась таким поведением и настаивала на том, чтобы Шани посмотрел на ребенка и восхитился им. Шани поведал Божественной Матери о заклятии и отказался взглянуть на малыша. Однако Божественная Мать пребывала в полной уверенности, что, несмотря на заклятье, взгляд Шани не навредит ее ребенку, и потому вновь потребовала, чтобы Шани посмотрел и благословил его. Едва Шани поднял взгляд, как голова младенца сгорела дотла. На спине Гаруды (божественного орла) Вишну отправился на поиски детской головы и, по совету бога-творца Брахмы, вернулся с первой же найденной: он принес голову слоненка.

Существует множество историй о рождении Ганеши в различные кальпы (эпохи), но все они указывают на одно:

Ганеша был творением Божественной Силы, будь то Шива или Шакти. Он был создан как страж, или привратник, дворца Божественной Матери. Это означает, что человек может приблизиться к Божественной Матери только с разрешения Ганеши, который является также богом мудрости и благоразумия.

У Ганеши один бивень сломан. История рассказывает, что Ганеша Сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в мышь, которая стала ездовым животным (ваханой) Шри Ганеши.

Еще одна чрезвычайно интересная и поучительная история рассказывает о том, как этот бог стал покровителем всех ган (полубоги, войско-свита Шивы) и получил звание Ганеши. Давным-давно единственным стражем богов, полубогов, людей, демонов, духов, призраков и других созданий был Шива. Однако Шива все время пребывал в блаженном состоянии самадхи (транса), и потому всем существам, включая богов, было очень трудно связаться с ним. Когда ганы попадали в беду, им приходилось часами распевать гимны и молитвы, чтобы вернуть бога Шиву к обычному сознанию. Они испытывали потребность в другом хранителе, который оказывался бы рядом в любой миг, разрешал раздоры и обеспечивал безопасность в трудных обстоятельствах.

Ганы обратились с этой просьбой к Брахме, однако он не смог ничего придумать и предложил Вишну заставить бога Шиву назначить нового Ганапати ("предводителя ган"). Вишну предложил, чтобы ганы выбрали в качестве хранителя одного из двух сыновей Шивы: Карттикейю (Субраманью) или толстобрюхого Ламбодара (так поначалу звали Ганешу). Чтобы выяснить, кто из братьев достоин быть предводителем ган, боги и полубоги решили провести состязание. Они придумали для сыновей Шивы одну задачу и оговорили день, время и место проведения состязания.

В назначенный день все явились наблюдать за состязанием. Судьей назначили Вишну; центральные места заняли Шива и Божественная Мать Парвати. В оговоренное время Вишну объявил присутствующим суть состязания: братьям предстояло обойти всю вселенную и как можно скорее вернуться назад. Тот, кто вернется первым, и станет Ганешей, владыкой всех ган. Едва услышав условия и задачу состязания, Карттикейя вскочил на своего быстролетного павлина и скрылся в пространстве, чтобы как можно быстрее облететь всю вселенную. Тем временем Ламбодар продолжал сидеть на своей крысе и не двинулся с места. Увидев, что Ламбодар не спешит, Вишну предложил ему поторопиться. После настоятельных просьб Вишну вступить в состязание, Ламбодар улыбнулся и направился к своим родителям, чтобы засвидетельствовать им свое почтение. Боги и полубоги были совершенно поражены, увидев, что, вместо того чтобы устремиться в космос, Ламбодар объехал вокруг Шивы и Парвати, своей матери, которая представляет собой изначальную Пракрити, причину существования всех явлений. Сделав круг, Ламбодар вернулся в исходное положение, поклонился родителям и объявил: "Я выполнил задачу. Я обошел всю вселенную".

"Это неправда, - воскликнули боги и полубоги. - Ты никуда не уходил. Ты просто лентяй!"
Сложив руки, Ламбодар остановился перед богом Вишну и сказал: "Я знаю, ты понял, что именно я сделал. Однако для того, чтобы это стало понятно всем, я объясню: я действительно выполнил задачу и обошел всю вселенную, так как этот мир имен и форм представляет собой лишь выражение и проявление Божественной Матери и Божественного Отца. Они суть источник всего сущего. Я обошел этот источник, который есть Истина, сущность всего, что только есть, суть всех явлений. Мне известно, что эта сансара представляет собой океан относительного существования, что она иллюзорна - и потому нет никакого смысла оставлять за спиной Истину и обходить всю иллюзию. Мой брат все еще скитается по иллюзорному миру относительного существования. Когда он постигнет Истину, он также вернется сюда - к той Истине, которая единственна; все прочее, включая меня и вас, иллюзорно".

Его заявление вызвало среди ган проблеск подлинного понимания, и они были поражены и восхищены мудростью этих слов. Восхваляя утонченные рассуждения и просветленное поведение смешного на вид, толстобрюхого Ламбодара, они признали его своим покровителем, Ганешей. Когда Вишну украшал лоб слоноголового бога знаком победы (тилаком), появился мокрый от пота и задыхающийся Карттикейя. Он рассвирепел и оспорил право Ганеши на победу. Боги объяснили Карттикейе утонченный ум и мудрость Ганеши и сказали: "Ты погнался за материальным, которое иллюзорно; ты обошел обычный мир, чье существование относительно. Это означает, что ты не способен непосредственно воспринимать Истину".

Бог Вишну объявил, что с этих пор все ганы будут восхвалять Ганешу в начале всех важных дел.

Тот, кто вспомнит о нем в начале любого предприятия и вознесет Ганеше хвалу, избавится от помех на пути к цели - его путь будет легок, и он завершит свое дело без малейших затруднений.

МАГИСТЕРИУМ

Имя: Ганеша (Ганапати)

Страна: Индия

Создатель: индийская мифология

Деятельность: бог мудрости и благополучия

Семейное положение: женат

Ганеша: история персонажа

Добродушный мужчина с головой слона – индийское олицетворение терпения и благополучия. Ему первому возносятся молитвы и излагаются просьбы. Ганеша – добрый бог, чего нельзя сказать о большинстве родственников мужчины. Покровитель обиженных и попавших в трудную ситуацию защитит любого, даже перед лицом грозного .

История появления

Умиротворенный слон-человек относится к низшему пантеону богов древней Индии. Более того, Ганешу часто называют проявлением Шивы (его отца), а не отдельным существом. Первые изображения бога датированы 5 веком нашей эры.


Изначально божество вовсе не источало привычное добродушие. Первые упоминания Ганеши сопровождаются эпитетом «Творец препятствий». Легенда гласит, что Шива наложил на полубога важную обязанность – вставлять палки в колеса людей. Позже образ трансформировался в «разрушителя всех препятствий». Теперь на Ганеше лежит другая задача – освобождать путь от преград тем, кто попросит об этом.

Образ небожителя развивался и обрастал все большим количеством обязанностей. Современный Ганеша представляет собой бога богатства и мудрости, помощника в любых начинаниях, покровителя искусства и письменности.

Принято считать, что божество пришло в ведическую культуру благодаря древним дравидийцам (жителям южной Индии и Пакистана). Постепенно культ божества распространился на всю Индию, частично влившись в буддизм и шиваизм.


В 6 веке поклонение Ганеше выделилось в отдельную традицию, именуемую «ганапатья». Наибольшее влияние религия получила в 10 веке. Именно в это время на территории Индии были возведены известные храмы, посвященные богу-слону.

Правда, при всей любви индусов к прожорливому Ганеше, религиозная традиция не получила заметного распространения. По сей день поклонение полубогу является дополнением к основным верованиям индуистов.

Образ и легенда

Мифология, посвященная Ганеше, полна противоречий. Разногласия встречаются даже в легенде, описывающей рождение божества.

Сын Шивы и Парвати появился на свет из куска материи. Парвати безумно хотела ребенка, но Шива дал клятву, что не станет отцом для детей супруги. Обиженная жена устроила скандал. В пылу ссоры Шива оторвал от одежды кусок ткани и бросил на грудь любимой. Как только материал коснулся груди женщины, на глазах супругов произошло чудо – ткань стала живым ребенком.


Существует сказание, в котором рождение Ганеши преподносится в ином свете. Парвати не любила, когда муж без разрешения врывался в ее покои. Поэтому богиня натерла себя специальным составом, который снял с женщины частички омертвевшей кожи. Из полученной субстанции богиня слепила человечка, который ожил от ее прикосновения. С тех пор Ганеша охраняет покои матери.

Расходятся и легенды, откуда бог богатства получил голову слона. Изначально Ганеша был красивым ребенком. Гордые родители позвали всех знакомых богов, чтобы похвалиться сыном. Бог Шани – единственный, о ком забыли супруги, – явился на праздник без приглашения и испепелил взглядом лицо младенца. Тогда Парвати приставила на место отсутствующей части тела голову проходившего мимо слоненка.


Другая легенда гласит, что головы Ганешу лишил родной отец. Шива разгневался на ребенка, который не пустил божество в покои Парвати, и взмахом меча снес голову сыну. Богиня, увидевшая кровавую картину, разозлилась и потребовала исправить содеянное. Но голова ребенка куда-то запропастилась. Вспыльчивому Шиве пришлось приставить к телу ребенка голову слона.

Впрочем, внешность никогда не заботила Ганешу. Бог богатства быстро привык к новой голове. Из-за увлечения сладким божество обзавелось огромным животом, который гармонично дополнил необычный образ. Завершают картину четыре руки, каждая из которых символизирует важную составляющую «тонкого тела» человека: ум, интеллект, эго и суперэго.

При столь неповоротливом теле Ганеша успешно сражается с врагами и совершает добрые подвиги. К примеру, полубог победил демона и великана Гаджамукху, лишившись при этом одного бивня. Враг превратился в животное, которое Ганеша оседлал. Мужчину с головой слона часто изображают верхом на крысе.


Бог удачи и мудрости – не единственный ребенок божественных супругов. У Ганеши есть брат Сканда. Между родственниками существует заметное соперничество. Оба брата желали получить звание «владыка ганов» и управлять могучей армией отца. Чтобы разрешить спор, Шива предложил устроить соревнование – титул достанется тому, кто первым обойдет всю Вселенную. Сканда моментально сорвался с места и унесся вдаль. А Ганеша неторопливо обошел по кругу родителей, ведь Шива и Парвати олицетворяют необъятную Вселенную. Так бог богатства утер нос сильному богу войны.

Отец часто использует Ганешу в собственных целях. Однажды Кубера – еще один бог богатства и драгоценностей – хвастался перед Шивой собственными запасами продовольствия. Кубера пригласил Шиву на пир, который невозможно полностью съесть даже богам. Мудрый Шива отправил вместо себя Ганешу, употребившего в пищу не только яства, приготовленные для праздника, но и всю еду в городе (притча «Ганеша и Кубера»).


Когда полубог не занят управлением армией отца или сражениями с великанами, мужчина коротает время в компании любимиц. Лакшми, Сарасвати и Ганеша много времени проводят вместе. Божественное трио напоминает человеку, что процветание (Лакшми) и успех (Сарасвати) приходят в жизнь, если проявить мудрость и терпение (Ганеша).

Впрочем, иногда постоянное соседство божеств объясняется прозаичнее – по одной из версий, бог-слон женат на обеих красавицах. Но на юге Индии утверждают, что Ганеша – холостяк, который никогда не свяжет себя подобными узами. А жители Бенгалии уверены, что божество и вовсе состоит в любовных отношениях с банановым деревом.

Ганеша в фен-шуй

Влияние Ганеши не ограничивается Индией и индуизмом. Полубог весьма популярен в Китае и играет важную роль в даосской практике фен-шуй. Считается, что благодушный бог-слон способен принести деньги. Главное – знать, как и где разместить статуэтку божества.

Если цель человека – привлечение денег, то амулет, изображающий бога, лучше разместить в рабочем кабинете. Идеальным расположением станет правая часть стола или северо-западная часть офиса.


Не меньше пользы Ганеша принесет в доме. Лучшим местом для статуэтки станет гостиная, или так называемая «зона семьи». При размещении изображения Ганеши в спальне человеку гарантирован спокойный и крепкий сон.

Важно не только правильно разместить, но и зарядить полубога. Атрибуты, заряжающие Ганешу правильной энергией, – это специализированные мантры (при чтении необходимо гладить живот) и подношения. Больше всего бог-слон любит подарки в виде сладостей.

  • Значение имени божества – «владыка свиты», или «господь суждений».
  • Перед именем мужчины часто используют приставку «шри». Это дополнение – знак уважения великого бога-слона.
  • Любимое блюдо Ганеши – рисовые шарики со сладкой начинкой.
  • В театрах Кералы перед началом представления обязательно читают мантры, посвященные Ганеше. Двери в театр во время спектакля не закрывают, чтобы полубог тоже насладился зрелищем.
  • Ежегодно в честь Ганеши проходит фестиваль «Ганеша-чатуртхи», который длится 10 дней. Праздник выпадает на четвертый день после новолуния шестого месяца (19 августа - 20 сентября).

В этой статье вы узнаете:

В индуизме каждый бог покровительствует какой-то сфере жизни людей. Божество Ганеша, значений у которого больше, чем у других духов, помогает земным существам во многих делах. Он устраняет препятствия перед теми, кто честно трудится, и награждает их за это материальными благами. Человек, который отправился в путешествие или стремится обрести новые знания, также получит поддержку доброго Ганеши.

Что это за божество

Божество Ганеша, иначе именуемое Ганапати, легко запомнить из-за его необыкновенной внешности. Оно имеет тело человека и голову слона. Ганеша считается покровителем тех людей, которые ведут праведную жизнь, не забывают молиться и имеют светлые помыслы. На таких людей он направляет всю свою доброту и благосклонность.

На родине Ганапати бог процветания и мудрости относится к числу духов, которые особенно почитаются индийцами. Свое уважение они проявляют, прибавляя к имени божества приставку Шри. Танцующий Ганеша является сыном верховного бога Шивы и его супруги, дочери царя гор, Парвати. Супругами Ганеши выступают две богини: Буддхи, которая управляет разумом, и Сиддхи, в ведении которой находится успех.

Хобот Ганапати наделен необыкновенной силой, с помощью которой божество может устранить любые препятствия, очистив дорогу тому, кто хочет достигнуть вершин в каком-либо деле.

Иконография Ганеши

Существуют разные изображения Ганеши. Иногда его рисуют с желтым телом, а в некоторых случаях – с красным. У божества большой живот, 4 руки и мощная голова слона с одним бивнем.

Пояс бога обвивает змея, символизирующая энергию, которая может принимать самые разные формы.

На большинстве картин Ганеша восседает на цветке лотоса. Рядом с ним всегда можно увидеть мышь или крысу (иногда ее заменяют землеройкой или собакой). Легенда утверждает, что добрый бог усмирил это создание, которое раньше имело душу дьявола. Животное, являющееся символом суетности, дерзости, стало таким послушным, что разрешило себя оседлать. С тех пор Ганеша ездит на нем. А индийцы верят, что Шри Ганеша помогает духовному росту посредством избавления от суетливости, эгоистичности и гордыни.

Мы подобрали для васинтересные статьи:

Рук у Ганапати несколько. На разных изображениях их количество может достигать 4, 6, 8, 18 или 32. При этом в верхних конечностях он держит лотос и трезубец. Четвертая рука расположена таким образом, что создается впечатление, будто она что-то дарит смотрящему на бога. Иногда в ней лежит лада – сладкое лакомство из рисовой муки. В других руках божества могут находиться такие предметы:

  • аркан, который помогает поймать удачу;
  • топор, отсекающий все видимые и невидимые препятствия, лежащие на пути к цели;
  • раковина, являющаяся источником мудрости;
  • посох, который является символом опоры, необходимой человеку на протяжении всей жизни;
  • чаша изобилия , которая несет в дом достаток и добрую энергетику;
  • лепешка, посредством которой человеку будет даровано благосостояние;
  • цветок лотоса, символизирующий развитие духа.

Хобот божества держит конфету. Она является символом счастья, которое дарит освобождение от влияния негативных энергий. Большие слоновьи уши нужны Ганеше для того, чтобы не упустить ни одной просьбы о помощи, которые посылают ему в своих молитвах люди.

Скрытый смысл частей тела Ганеши

Каждая часть тела бессмертного Ганапати имеет смысл. Голова слона олицетворяет свойственное божеству благоразумие, постоянство и преданность. Уши подтверждают доброту духа, символизируя его бесконечное благородство и желание помочь тем, кто в нем нуждается.

Бивень символизирует направленность на борьбу, желание преодолеть двойственность человеческой натуры, победить ее негативную сторону, отличающуюся леностью, склочностью, злобой и другими разрушительными качествами.

Длинный хобот говорит о высоких интеллектуальных способностях божества. Большим животом Ганешу наделили в знак его щедрости и великодушия.

Талисман Ганеша станет защитой и помощью человеку, желающему обрести уверенность и счастье.

Гипотезы рождения бога

В Индии существует сразу несколько легенд, которые объясняют необыкновенную внешность Ганапати.

Согласно первой из них, мать будущего божества давно мечтала о сыне, о чем страстно молила Вишну. Тот удостоил ее милости, и скоро у Шивы и Парвати родился мальчик. Это событие счастливые родители решили отметить торжеством, на которое пригласили всех желающих. Среди гостей присутствовал бог Шани, который обладал способностью глазами испепелять любой предмет. Взгляд этого духа упал на младенца, и вмиг голова Ганеши сгорела.

Шива приказал слуге принести голову первого же существа, которое попадется ему на дороге. Им оказался слон. Так, Ганапати обрел голову этого животного.

По второй версии, ребенок лишился головы из-за вспыльчивости своего отца, который своими руками ее оторвал, чем навлек на себя гнев жены. Желая скорее исправить содеянное, Шива прикрепил голову первого же попавшегося животного – слона.

Существует еще одна легенда, согласно которой сама Парвати слепила ребенка из глины и шафрана и установила его возле входа в свои покои в качестве охранника. Когда пришел Шива, мальчик преградил ему путь, за что и был лишен головы. Однако огорчение супруги привело бога в замешательство, и он решил загладить вину, пользуясь своим могуществом. Он вернул ребенка к жизни, подарив ему голову слона.

По поверьям, больше всего индийский бог Ганеша любит шарики, сделанные из кукурузы и имеющие сладкую сердцевину. Как-то на своем дне рождения он съел большое количество этих шариков, а потом, разъезжая на мыши, упал. Это произошло потому, что мышь испугалась, увидев проползавшую мимо змею, и сбросила своего седока. От удара все сладости высыпались наружу, однако бог не растерялся и тут же съел их снова, а для уверенности перетянул живот змеей, которая и стала причиной его падения.

Обращение к Ганеше в виде мантр

Для того чтобы индийское божество Шри Ганеша услышал живущего на земле, необходимо прочитать мантру , посвященную этому богу. При этом для каждой цели используется особенное обращение. Читать ритмичные сочетания следует только в хорошем расположении духа. Лучше их распевать. Делать это необходимо не менее 180 раз, при этом чувствуя каждый проговариваемый звук и передавая ему чистоту и благородство своих мыслей.

Для защиты

Чтобы защититься от недоброжелателей и врагов, следует читать следующую мантру: «Мангалам дишту ме махешвари». Это буквенное сочетание приведет человека к гармонии с собой и окружающим миром, даст ощутить сладость от освобождения негативной энергии.

Для процветания

Если человек приступает к какому-то нелегкому делу или оказался в сложной ситуации, из которой не может найти выход, ему следует прочитать следующую мантру: «Джей Ганеша джей Ганеша джей Ганеша пахи мам Ганеша Ганеша Ганеша ракша мам гам Ганапатайе намо намах ом Ганешайя намах».

Энергия звуков поможет очистить тонкие энергетические слои и заручиться поддержкой бога Ганапати. Это сочетание следует произносить предпринимателям, т.к. эта мантра в бизнесе помогает устранять препятствия любого характера.

Для гармонизации себя

Чтобы избавиться от страха, который часто становится препятствием в достижении целей, следует прочитать следующую мантру: «Ом гам ганапатайе намах». Это буквенное сочетание поможет обрести гармонию, найти нужный путь, который принесет человеку успех.

Очистит разум от сомнений, снимет психологические барьеры и страхи и такая мантра: «Ом Лакшми-Ганапатайе намах».

Для исполнения желаний

Мантра «Аум Ганадхипатайе ом Ганакридайе намаха» используется, когда человек хочет добиться исполнения какого-либо желания. Однако это сочетание используется и более широко: оно дарит удачу, помогает добиться высот в профессиональной деятельности, начать дело, которое принесет материальное благосостояние.

Ганеша в учении фен-шуй

Многих людей смущает необыкновенная внешность индийского бога Ганапати, и они не хотят ставить его образ дома. Однако только тонкий ум сумеет разглядеть за странностями облика душу, которая полна доброты и искреннего великодушия. Обрести духовную свободу, уверенность и гармонию в себе может только тот человек, который откажется от стереотипов в мышлении.

Бог Ганапати может стать эффективным амулетом во многих делах. Статуэтку божества с головой слона устанавливают дома, в офисе. Ее можно носить на руке или шее. Изображение духа для привлечения материального богатства кладут в кошелек.

Распространена мысль, что чем больше фигурка Ганеши, тем выше вероятность достичь успеха. Однако в китайском учении нет подтверждения этому факту.

Если у статуэтки по непонятным причинам вдруг отломилась какая-то часть, например, рука или бивень, или треснуло само основание, то это верный признак того, что божество уберегло хозяина дома от какой-то большой опасности. Не нужно избавляться от такого талисмана. Следует попробовать прикрепить отломившуюся часть к прежнему месту, сопровождая процесс словами искренней благодарности. Тогда божество восстановит свое состояние и сможет продолжить защищать человека, который ищет у него покровительства.

Бронзовую статую Ганеша лучше поставить в секторе запада или северо-запада . Хорошим местом для нее станет правая сторона рабочего стола. Фигурка из дерева укрепит взаимоотношения в семье, поэтому лучшим местом для нее будет юго-восточный или восточный сектор.

Недостаточно только поставить индийское божество в нужном направлении. Ганеша нуждается в постоянном внимании: с ним нужно разговаривать, тереть живот и ладони. Усилить интенсивность энергетических потоков в каком-либо секторе поможет распевание мантр, обращенных к богу с головой слона. Его благосклонность можно завоевать с помощью сладостей, которые следует класть на блюдечко перед статуэткой.

О, сияющий светом миллионов солнц, бог Ганеша!
У тебя огромное тело и изогнутый хобот слона.
Пожалуйста, всегда устраняй препятствия
во всех моих праведных делах!

Пураны

Г анеша (санскр. गणेश) - бог мудрости и благополучия, также именуемый Ганапати. Является сыном бога Шивы и супруги его Парвати.

Иллюзорный материальный мир форм, ограниченных во времени и пространстве, находится под покровительством Ганеши. Существует одна интересная легенда, повествующая о том, как Ганеша стал покровителем ган (сонмы полубогов) и получил такое имя, иначе - Ганапати. Изначально его именовали Ламбодар (т. е. с большим животом). Он одержал победу благодаря своей мудрости в состязании со своим братом Карттикейей за право быть защитником и хранителем всех ган. Перед ними была поставлена задача как можно быстрее обойти всю Вселенную, и тот, кто сделает это первым, победит. Ганеша обошёл вокруг своих родителей, олицетворяющих Вселенское мироздание (Шива и Шакти), пояснив, что этот мир форм и есть проявление высших энергий Божественных Отца и Матери, которые являются источником всего сущего во Вселенной. А Карттикейя тем временем спешил преодолеть беЗконечные расстояния космического пространства, являющие собой относительный иллюзорный мир проявленного бытия. Нет смысла искать истину далеко вовне, когда она всегда рядом. Этот урок преподносит и нам Ганеша, - нам, духовным искателям, вставшим на Путь духовного самосовершенствования. Ни к чему искать истину вовне, она хранится в душе каждого из нас, являющихся проявлениями в материальном мире божественной сути. Так, найти ответы на все свои вопросы мы можем, лишь обратив взор внутрь, в глубины своего сознания, именно там кроется сокровищница духовного знания.

Считается, что Ганеша управляет , так как имеет власть над привязанностями и желаниями материального мира.

В пуранах можно найти различные версии его рождения, и все они отличаются в зависимости от времени повествования, согласно различиям кальп, например, «Вараха-пурана» описывает его появление на свет, благодаря Шиве, «Шива-пурана» - от Парвати. Согласно «Шива-пуране», у Генеши было две супруги: Сиддхи - совершенство, и Буддхи - разум, а также двое сыновей: Кшема, или Субха, - процветание, и Лабха - прибыль.

Согласно «Сканда-пуране», Ганеше следует возносить почести в четвёртый лунный день месяца Бхадрапада (23 августа - 22 сентября), считается, что в этот день сам Вишну проявляется в Ганеше и принимает дары и поклонения.

О, Ганеша, ты рождён в первую прахару на четвёртый день тёмной половины месяца Бхадра в благоприятный час восхода луны. Поскольку твоя форма появилась из благословенного ума Парвати, твоя превосходная врата будет совершаться в этот день или же начиная с него. Это будет благоприятствовать обретению всех совершенств (сиддхи)

«Шива-пурана», гл. XVIII, 35–37

Ганеша - бог знания и мудрости

Шри Ганеша - акаша-абхимани-дэвата - бог, контролирующий произведённый влиянием гуны тамаса вторичный эфир (бхута-акаша), объединяющий в себе пять первичных элементов творения, являющийся порождением ложного эго, коим управляет отец Ганеши бог Шива. Вторичный эфир связан со слухом, воспринимающим звуковые вибрации, распространяющиеся в эфире.

При этом мы знаем, что Веды изначально передавались потомкам посредством устной передачи знаний. Таким образом, Ганеша также является покровителем знаний (буддхи). Во многих легендах ему приписывается проявление ума и интеллектуальных способностей. Одно из его имён Буддиприя - ‘любящий знания’ («прия» - ‘любящий’, «буддхи» - ‘знания’). С благословения Ганеши даётся возможность постичь духовные истины.

Согласно одной легенде, Ганеша записал текст Махабхараты под диктовку Вьясы, считается, что каждый стих имеет помимо прямого смысла десять скрытых. Так, знания были даны тем, кому труднодостижимо постичь истинную суть Вед.

Аватары Ганеши

Согласно «Мудгала-пуране» Ганеша воплощался восемь раз в различные эпохи и имел следующие имена:

Вакратунда , что означает ‘с закрученным хоботом’. Его ваханой является лев. Воплотился с целью победить асура Матсарьясуру, являющегося олицетворением ревности и зависти.

Экаданта - ‘с одним клыком’. Вахана - крыса. Явился в мир, дабы одолеть Мадасуру - проявление надменности и тщеславия.

Манодара - ‘с большим животом’. Также ему сопутствует крыса. Победа над Мохасурой, проявлением обмана и заблуждения, - основная цель этого воплощения Ганеши.

Гаджанана - ‘слоноликий’. Ваханой его и здесь была крыса. Лобхасуру, олицетворяющего жадность, явился одолеть Ганеша.

Ламбодара - ‘с висящим животом’. Ваханой его также была крыса. Победить гневного Кродхасуру, пришёл Ганеша в этом воплощении.

Виката - ‘необычный’. В этом проявлении Ганешу в качестве ваханы сопровождал павлин. Камасуру (страсть) явился одолеть Ганеша.

Вигхнараджа - ‘властелин препятствий’. Змей Шеша был его ваханой на этот раз. Асура Мамасуру, проявляющегося как зависимость от материальных вещей, победить явился в этот мир Ганеша.

Дхумраварна - ‘серого цвета’. Вахана - лошадь. Горделивого Абхиманасуру воплотился одолеть Ганеша.

Однако «Ганеша-пурана» повествует о четырёх воплощениях бога Ганеши в различные эпохи: Махатката-Винаяка (в Крита-югу), Маюрешвара (в Трета-югу), Гаджнана (в Двапара-югу) и Дхумракету (в Кали-югу).

Изображение бога Ганеши

Обычно он изображается как человек со слоноподобным ликом, с одним бивнем, как правило, с четырьмя руками. Ваханой Ганеши является крыса, что олицетворяет наши чувства и эго-интересы, которые подчинил себе Ганеша.

Почему бога мудрости изображают именно так - со слоноподобным ликом? «Брихаддхарма-пурана» повествует, что головы Ганеша лишился, когда бог Шани (Сатурн) на его дне рождения отказался взглянуть на ребёнка, будучи скованным проклятьем, наложенным на него супругой, вследствие чего всё, на что обращал свой взор Шани, обращалось в прах. Однако, по настоянию Парвати, он всё же посмотрел на Ганешу и своим взглядом испепелил ему голову, после чего отец Ганеши Шива, по совету Брахмы, велел найти для сына голову, это должна была быть голова первого попавшегося на пути существа, спящего головой на север, коим оказался слон Айравата (вахана бога Индры).

Бивень Ганеша сломал в битве с великаном Гаджамукхой, и обладающий невероятной силой бивень, коснувшись великана, обратил его в крысу, ставшей в результате ваханой Ганеши. Но ещё существует другая легенда: Ганеша использовал свой бивень, чтобы применить его как перо для записи под диктовку Вьясы «Махабхараты».

Ганеша, как правило, изображается четырёхруким богом, держащим предметы-символы: топор (отсекающий привязанности к объектам материального мира, он же выступает символом власти), аркан, или крюк (необходимость уметь обуздывать свои эгоистичные желания), трезубец (олицетворяющий власть), лотос (символ духовного просветления), сломанный бивень в правой нижней руке, но иногда она сложена в защитную абхайя-мудру. Количество рук на его изображениях варьируется от двух до шестнадцати. Зачастую Ганеша изображается танцующим: многие статуи и изваяния бога благополучия и мудрости предстают пред нашим взором именно в таком виде.

Причина, по которой Ганеша имеет голову слона, в пуранических текстах различается. Некоторые тексты описывают его как рождённого уже с головой слона, в других рассказывается о том, как он приобрёл такую голову, до этого обладая головой человека.

Согласно «Шива-пуране» Ганешу как привратника для своего дворца создала божественная мать Парвати (олицетворение Пракрити). Парвати для своей защиты во время омовения решила создать стража, который ни на мгновение не отлучится от её покоев и не впустит к ней никого, кем бы он ни был, без её ведома. Создала его Парвати из своего пота. Он сиял мощью и доблестью, прекрасный величественный Ганеша. Когда Ганеша не позволил Шиве приблизиться к Парвати, Шива приказал ганам прогнать его, но им это не удалось. Доблестный Ганеша сражался с необычайной силой. Все боги и сам Вишну выступили в той грандиозной битве.

Видя Ганешу, Вишну сказал: "Он благословен, великий герой, великий силач, доблестный и любитель битв. Я видел многих богов, данавов, дайтьев, якшей, гандхарвов и ракшасов. Но никто из них в трёх мирах не сравнится с Ганешей в сиянии, форме, славе, доблести и других качествах"

«Шива-пурана», гл. XVI, 25–27

Когда было уже очевидно, что Ганеша одолеет всех, тогда Шива сам отрубил ему голову. Парвати была преисполнена ярым желанием создать потоп и уничтожить всех, кто выступил в битве против её сына. Тогда боги обратились к Великой Матери с просьбой остановить то стремительное разрушение, которое она учинила посредством многочисленного проявления сил шакти. Но единственное, что они могли сделать, чтобы спасти мир от разрушения, это вернуть жизнь Ганеше.

Богиня сказала: "Если Мой сын вновь обретёт жизнь, то остановится всякое разрушение. Если вы даруете ему почётное положение среди вас и сделаете его предводителем, то вновь воцарится мир во Вселенной. Иначе же не бывать вам счастливыми! "

«Шива-пурана», гл. XVII, 42–43

Дабы исправить положение, Шива отправил богов к северу, и голову первого встретившегося им на пути следовало отрубить и приложить к телу Ганеши. Так Ганеша обрёл голову слона - первого существа, которое попалось им на пути, согласно тексту «Шива-пураны».

Сломанный бивень, согласно «Мудгала-пуране», он получил во втором воплощении, и имя ему было дано Экаданта.

Змея также присутствует на некоторых изображениях. Является символом трансформации энергии. Согласно «Ганеша-пуране», во время пахтания млечного океана боги и асуры обернули змею вокруг шеи Ганеши. Также в этой пуране предписано изображать на лбу Ганеши знак тилаки или полумесяц, в данном случае он именуется как Бхалачандра.

Ваханой Ганеши является крыса. Согласно «Мудгала-пуране» в четырёх воплощениях он использует ездовое животное землеройку, в других воплощениях - льва (Вакратунда), павлина (Виката), Шешу - змия (Вигхнараджа), лошадь (Дхумраварну). Согласно «Ганеша-пуране» ваханами его были: павлин у аватары Маюрешвары, лев у Махатката-Винаяки, конь у Дхумракету и крыса у Гаджананы. Однако именно крыса стала основной ваханой Ганеши. Мышь символизирует тамо-гуну, представляющую собой желания, которые стремятся обуздать вставшие на Путь духовного самосовершенствования, избавляясь от эгоистичных проявлений ума. Так, Ганеша, управляющий крысой, олицетворяет силу преодоления препятствий на Пути. Его имена Вигнешвара, Вигнаратха, Вигнараджа и означают «разрушитель препятствий», хотя он также считается проявлением той силы, что преподносит уроки в виде чинимых преград, которые призваны послужить ступенью для духовного роста успешно преодолевающим их.

Слон символизирует силу и мощь трудноуправляемого животного. Анкус и верёвка, как средства подчинения слона, символизируют взятие под контроль чувств, обуздание грубоматериальных аспектов личности, уничтожение препятствий на духовном Пути, создаваемых эгоистически устремлённым умом. Рядом с Ганешей, как правило, стоит чаша со сладостями - модаками. Доставляющие усладу, вкусные десерты, которые встречаются на изображениях бога Ганеши, как правило, символизируют столь притягательное для духовного искателя состояние просветления. Кстати, если делать подношение богу Ганеше, то лучше самим приготовить сладкие шарики модак и поднести ему в дар (в количестве 21 шт., так как это считается любимым числом Ганеши).

32 формы Ганеши

Существует 32 вариации изображений Ганеши, согласно описанию в трактате, датируемом XIX веком, «Шри-таттва-нидхи». В разных формах Ганеша изображается с представленными в каждой из них в различных вариациях атрибутами, которые он держит в своих руках, в количестве от двух до шестнадцати, или в хоботке. Атрибуты-символы следующие: сахарный тростник, джекфрут, банан, манго, стебель зелёного падди, розовое и древесное яблоки, кокос, гранат, ветка древа желаний кальпаврикши, являющееся воплощением изобилия, сладкий модак, небольшой горшочек с молочным или рисовым пудингом, кунжут (сезам) - олицетворение беЗсмертия), горшочек мёда, сладкий ладду - восхитительный десерт, сломанный бивень, цветочная гирлянда, букет цветов, свиток из пальмового листа, посох, горшок с водой, Вина (музыкальный инструмент), голубой Лотос, чётки, маленькая чаша с драгоценностями (символ процветания), зелёный попугай, флаг, анкус, аркан лук, стрела, диск, щит, копьё, меч, топор, трезубец, булава и многое другое, что позволяет ему побороть невежество и зло в этом мире.

Иногда его ладони сложены в защитную абхайя-мудру или жест благословения - варада-мудру. В некоторых формах имеет несколько голов, может быть двуликим или трёхликим. Ему сопутствуют его вахана крыса или лев, также на некоторых изображениях на его коленях восседает Шакти в зелёном одеянии или спутницы Буддхи (мудрость) и Сиддхи (сверхъестественные силы). Иногда изображается с третьим глазом и полумесяцем на лбу. Кожа его может быть золотистого цвета, красного, белого, лунного, голубого и сине-зелёного цветов.

1. Бала Ганапати (ребёнок);

2. Таруна Ганапати (юный);

3. Бхакти Ганапати (преданный Ганеша, приятный взору созерцающим его);

4. Вира Ганапати (воинственный);

5. Шакти Ганапати (могущественный, обладающий творческой созидающей силой);

6. Двиджа Ганапати (дваждырождённый - некогда обезглавленный отцом богом Шивой и вновь возрождённый с головой слона);

7. Сиддхи Ганапати (совершенный);

8. Учхишта Ганапати (бог благословенных подношений, страж культуры);

9. Вигхна Ганапати (повелитель препятствий);

10. Кшипра Ганапати (мгновенно действующий);

11. Херамба Ганапати (защитник слабых и беЗпомощных);

12. Лакшми Ганапати (приносящий удачу сияющий);

13. Маха Ганапати (великий, дарующий интеллектуальные силы, процветание и защиту от зла);

14. Виджайя Ганапати (приносящий победу);

15. Нритья Ганапати (танцующий под древом желаний кальпаврикшей);

16. Урдхва Ганапати (властелин);

17. Экакшара Ганапати (повелитель слога Gam, который является частью Ганеша-мантры «Ом Гам Ганапатайе намаха» и дарует благословение бога);

18. Варада Ганапати (даритель благ);

19. Трьякшара Ганапати (владыка священного слога АУМ);

20. Кшипра-Прасада Ганапати (обещающий скорейшее исполнение желания);

21. Харидра Ганапати (золотой);

22. Экаданта Ганапати (с одним клыком);

23. Сришти Ганапати (главенствующий над явным творением);

24. Удданда Ганапати (страж Дхармы, контролирующий соблюдение нравственного закона Вселенной);

25. Ринамочана Ганапати (освобождающий от оков);

26. Дхундхи Ганапати (которого ищут все преданные);

27. Двимукха Ганапати (двуликий);

28. Тримукха Ганапати (трёхликий);

29. Синха Ганапати (восседающий на льве);

30. Йога Ганапати (великий йогин Ганеша);

31. Дурга Ганапати (поражающий тьму);

32. Санкатахара Ганапати (способный развеять печали).

Ганеша в пуранах

Ганапати-кханда, являющаяся третьей частью «Брахмавайварта-пураны», повествует о жизни и деяниях Ганеши. «Шива Махапурана» (Рудра-самхита, глава IV «Кумара-кханда») даёт подробное описание появления на свет Ганеши, его «второе рождение» и приобретения им головы слона, утверждения Ганеши повелителем ганов, обретения им семьи. «Брихад-дхарма-пурана» также повествует о рождении Ганеши и об обретении им головы слона. В «Мудгала-пуране» содержатся многочисленные истории, связанные с Ганешей. В «Нарада-пуране», в Ганеша-двадашанама-стотре перечислены 12 имён Ганеши, олицетворяющих 12 лепестков священного лотоса. И, конечно же, «Ганеша-пурана», в которой рассказываются различные истории и легенды, связанные с Ганешей.

Бог Шри Ганеша: значение

Ганеша - одно из имён бога удачи, которого также именуют Ганапати, Вигнешвара, Винаяке, Пиллаяр, Бинаяк и др. Перед его именем часто добавляют уважительную приставку «Шри» (санскр. श्री), что означает ‘божественный’, ‘святой’. Ганеша-сахасранама (санскр. गणेश सहस्रनाम) значит ‘тысяча имён Ганеши’, она содержит описание различных качеств бога, представленных определённым именем.

Имя «Ганеша» состоит из двух слов: «гана» - ‘группа’, ‘объединение множества’; «иша» - ‘бог’, ‘учитель’. Также и имя «Ганапати» включает слова: «гана» (некая общность) и «пати» (‘правитель’). «Ганы» - это полубоги (gana-devatas), помощники Шивы, возглавляемые Ганешей, объединяющие девять классов божеств: адитьи, вишвадэвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Кстати, имя «Ганапати» упоминается впервые в Веде гимнов (2.23.1).

Рассмотрим, как именуется Ганеша в «Амаракоше» - санскритском лексическом словаре терминов, составленным мудрецом Амара Синхой, - в шестом стихе (п. 6–9) первой части («Сваргади-кханда»): Вигнеша, или Вигнараджа, Винаяка и Вигнешвара (устраняющий препятствия), Двайматура (имеющий двух матерей), Ганадхипа, Экаданта (с одним бивнем), Херамба, Ламбодара и Маходара (имеющий полный живот), Гаджанана (со слоноподобным ликом), Дхаваликар (быстро вознесённый в пантеоне богов). Имя Винаяка встречается в названиях восьми храмов Индии в штате Махараштра - Аштавинаяк - сюда совершают паломничество и в определённой последовательности посещают все восемь храмов Ганеши, которые расположены вокруг города Пуне. Каждый из этих храмов имеет свою собственную легенду и историю, также и отличаются мурти (форма, проявление) Ганеши в каждом храме.

Ганеша, разрушающий препятствия

Как уже было описано выше, Шива отрубил голову Ганеше своим трезубцем, но после, по просьбе Парвати, он вернул ему жизнь и сделал его достойным всеобщего поклонения. Так, Ганеша стал богом - повелителем препятствий. Перед началом любого дела следует возносить почитание Ганеше, дабы получить благословение бога, устраняющего препятствия. Особенно, согласно «Сканда-пуране», Ганеша благоволит тем, кто поклоняется ему на 4-й день после обновления Луны в месяц Бхадрапада. Просите у Ганеши не преходящих материальных благ, а вечных духовных ценностей. У вставших на Путь духовного развития само слово «благополучие» (которого многие, ещё не постигшие истинный смысл бытия, опрометчиво просят у богов, ожидая приобретения материального благосостояния) ассоциируется с получением благ высших, духовных, коими являются постижение духовных истин, осознанность, достижение светлого чистого состояния единения с божественным.

Он будет осуществлять препятствия тем, кто не чтит достойных почитания, кто подвержены гневу, лжи и сварливы. Он избавит тех, кто привержены Дхарме и Шрути (Ведам), кто почтительны к старшим и обществу, кто милосерден и лишён гнева

«Сканда-пурана», гл. XXVII, 11–14

Считается, что святое место Гокарна в штате Карнатака Южной Индии основал сам Ганеша. Принявший образ мальчика-брахмана он встретился на пути Раваны, везущего камень Атма-лингам (совершая поклонение которому он обретал могущество и силу в трёх мирах), дарованный ему Шивой. По просьбе Раваны временно подержать камень, он согласился при условии, если, позвав его трекратно, Равана не вернётся, Ганеша опустит камень на землю. Но стоило Раване уйти, как Ганеша три раза позвал его и сразу положил камень. Это было сделано им по божественному волеизъявлению, ибо Гокарна должна была стать святыней. Теперь здесь обрёл своё пристанище Атма-лингам, которому поклонялись здешние мудрецы и брахманы. Через этот камень сияла могущественная сила Шивы. Так, Ганеша, создав препятствия на пути демонической сущности, устранял их перед святыми в достижении божественных целей и духовного совершенства. Поэтому его именуют также Винаяка - ‘устраняющий препятствия’, Вигнешвара - ‘повелитель препятствий’.

Мантры Ганеше

Многие в наше время обращаются к Ганеше с целью привлечения денег, а интернет переполнен информацией, что якобы, спев мантру Ганеше, она подействует как активатор успеха, и деньги начнут «липнуть» к вам. Обращаться к богам с целью обогатиться крайне неблагоразумно! Не забывайте, в этом мире вы имеете ровно столько, нести благо всем живым существам, а причина, побудившая вас обратиться к богу с просьбой в виде мантры, не должна нести в себе эгоистическую основу. Если ваше сердце преисполнено светом добра, а намерения чисты и искренни, лишь тогда бог Ганеша откликнется на ваши чаяния, исполнит ваши желания и устранит препятствия на пути.

Ганеша всегда будет сопутствовать в ваших искренних стремлениях к высоким целям.

Янтра Ганеши представляет собой геометрическую конструкцию, излучающую божественную энергию, являющуюся защитой, устраняющей препятствия на вашем жизненном пути. Янтра устанавливается, как правило, в северо-восточном углу дома. Считается, что перед началом важного дела, Ганеша-янтра может помочь, если созерцающий её будет преисполнен чистых беЗкорыстных намерений, и дело его пойдёт всем на благо, тогда бог Ганеша откликнется на ваши просьбы о защите и поддержке и устранит все возможные преграды.

К чему напутствует Ганеша

Все препятствия в вашей жизни преодолимы, их нет вообще, вы сами создаёте преграды на своём пути, а проявляются они в подсознательных страхах, вы сами боитесь двигаться вперёд. Именно страх идёт впереди вас и формирует устойчивые мысли о том, что должно случиться, а что невозможно, и это не даёт реализоваться вашим планам. Вы сами запустили в жизни такой сценарий развития событий, который не предполагает множества тех вариантов, к которым вы теперь стремитесь. Именно ваши представления о себе и о ваших возможностях чинят препятствия на Пути, формируя в вашей жизни такие обстоятельства, которые мешают реализовываться задуманному. Устраните любые тревоги и опасения, ибо вы сами себе мешаете. Ганеша всегда отзывается на просьбы тех, кто его призывает. Попросите Ганешу помочь вам, и он исцелит вас, избавив от иллюзий, дабы вы могли продолжить движение по Пути. Ганеша пройдёт сквозь все преграды, ибо вера в добро и любовь его непоколебима. Это единственное, что реально в этом мире, всё остальное - иллюзия... Вы прозреете, когда поймёте, что истина одна: Бог и любовь превыше всего! Тогда все преграды будут устранены, и ваш Путь расчистит от препятствий свет истинного духовного знания.