Образ Ларисы Огудаловой. Столкновение иллюзий и реального мира

Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» - все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. Но, несмотря на то, что все девушки переживают из-за любви, у каждой из них своя драма в жизни.

«Бесприданница» отличается от двух других произведений тем, что в ней главная героиня сталкивается с жестоким миром буржуазных отношений, а не противопоставлена «темному царству», как в «Грозе». Главная тема пьесы – драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. И этой драматичной личностью в произведении является Лариса Огудалова.

Лариса Дмитриевна – девушка воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Нам становится жаль главную героиню, когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти дочери богатого жениха. Для этого мать учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Старшая Огудалова – более приземленная и практичная натура, чем младшая. Это непонимание между матерью и дочерью, разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов. Таким образом, жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена непониманием и постоянным унижением. Мать девушки говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

Самая главная же драма Ларисы – это ее душевные, сердечные переживания. Девушка уже познала разочарование в любви и предательство, когда Сергей Сергеевич Паратов в течение двух месяцев ездил к ней, «женихов всех отбил», а потом исчез неизвестно куда.

Ларисе не остается иного выхода, как выйти замуж за мелкого Карандышева, выгодного жениха, который избавит ее от унижения. Будущий муж, по мнению девушки, совсем не такой, как Паратов, которого она по-настоящему любит и не может забыть. Лариса видит всю ничтожность Карандышева, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих. От всех бед и стыда девушка ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в село, где наконец-то отдохнет душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, когда звуки уносят ее прочь от проблем. В ее музыкальной и чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Внутренний мир Ларисы богат, в отличие от кнуровых и вожеватовых. Поэтическая натура девушки летит над миром на крыльях музыки. Недаром ее имя в переводе с греческого языка означает «чайка»…

Когда возвращается Паратов, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов. Идеализировав образ возлюбленного, девушка считает его «повелителем», готова пойти за ним хоть на край света. Всем сердцем и душой она бросается в омут любви, отдает себя Паратову, не подозревая, что он недостоин ее. Его духовный мир намного примитивнее, расчетливее и самолюбивее, чем душа Ларисы. С целью весело провести остаток «холостых дней» Сергей Сергеевич зовет девушку на Волгу. Лариса, увидев его решительность, поверила в любовь, поверила ему и пошла на встречу мнимому счастью. Однако, Кнуров и Вожеватов знают Паратова лучше. Они догадались, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», они знали, что Сергей Сергеевич ни за что не променяет бесприданницу на миллионершу.

Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Девушка ожидала предложения руки и сердца, иначе для чего были эти прекрасные слова, время, проведенное с ней? Но Паратов не только не оправдал ее надежд, но и жестоко оскорбил Ларису, сообщив о том, что уже обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Довериться человеку, отдать часть своей души, а взамен получить глупую игру, пустые слова, и, в конце концов, – жестокое предательство. Лариса оказалась игрушкой, развлечением для Паратова. Что девушке ждать дальше от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает ее: выстрелив, он совершает «благодеяние». Перед смертью Лариса видит крушение своих иллюзий, ей открывается действительность: «Они правы, я вещь, а не человек». Умирая, она благодарит Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя «вещью», предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву».

Драма главной героини заключается в том, что ее духовный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Материальное здесь вытесняет доброту, душевность и даже любовь. Любовь всегда стоит на втором, а то и третьем месте после денег и положения в обществе. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полюбить рубли Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Это кажется абсурдным: добро не побеждает зло, любовь не становится выше приданного, как это обычно происходит на страницах большинства книг. Островский, написав «Бесприданницу», добился того, чтобы читатель или зритель задумался, осознал проблему соотношения чувств и расчета. Если все из нас будут выбирать второе, то в мире исчезнет любовь. Стоит ли этого материальное благополучие? Я думаю, что нет.

Хотя пьеса «Бесприданница» была создана более ста двадцати лет назад, ее и сейчас интересно читать или смотреть на сцене. И в наше время можно встретить расчетливых паратовых и приземленных карандышевых. Я думаю, что Островскому можно сказать спасибо за то, что после многократных постановок пьесы «Бесприданница» таких людей становится все меньше, а женщин с душой Ларисы Огудаловой – все больше, и подобные ей натуры находят свое счастье в этом мире.

Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.

Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.

Выходя за Карандышева, Л. чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…» В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать». По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье – это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.

ЛАРИСА ОГУДАЛОВА - героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Образ Л. завершает череду «бесприданниц» в драматургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны («Бедная невеста»), Нади («Воспитанница»), Аксюши («Лес»), Насти («Не было ни гроша да вдруг алтын») Л.- натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Душа Л. существует как бы «поверх быта» - над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. все время «манит» куда-то: в деревню, в лес, за Волгу - в «любой тихий уголок», который кажется ей «раем». Жизненный путь Л.- путь душевного одиночества и трагического надлома. Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается «заглянуть ей в душу», ни от кого не слышит она «теплого, сердечного слова». Л. вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то «базар», не то «цыганский табор». И только в пении романсов может высказать она свои чувства. Дома «во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов». Карандышев, в чью любовь Л. поверила и дала согласие на брак, из-за мелкого самолюбия не пощадил ее гордости. Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,- завлек и бросил. Друг детства Вася Вожеватов разыграл ее в «орлянку» с крупным дельцом Кнуровым. Решение Л. «искать золота» и сделаться «дорогой, очень дорогой вещью» ставит ее на грань падения. Смертельный выстрел Ка-рандышева оказывается для нее «благодеянием», спасением от окончательной нравственной гибели. Ни на кого не «жалуясь» и не «обижаясь», Л. умирает со словами любви и прощения. Образ Л. с его поэзией и лирической рефлексией явился крупным художественным открытием Островского, предварившим появление чеховских героинь. Первая исполнительница роли Л.- Г.Н.Федотова (1878). Среди других исполнительниц - М.Н.Ермолова (1878), М.Г.Савина (1878), В.Ф.Комиссаржевская (1896), М.И.Ба-банова (1940), К.Ф.Роек (1948).

Продолжаю традицию моих очерков о литературных персонажах и сегодня представлю Вам мое видение образа Ларисы Огудаловой из “Бесприданницы” Александра Островского, думаю, многие знают это произведение по кинофильму “Жестокий романс”.

Если сказать кратко о жизни Ларисы, то только так: “Жизненный путь Ларисы - путь душевного одиночества и трагического надлома”. Действительно, эта девушка - тонкая, искренняя, чистая, бесхитростная натура, которой случилось родиться не в том месте и не в то время. Родись она в родовитой и состоятельной дворянской семье, быть может, ее таланты были бы оценены по достоинству, и в обществе на нее смотрели бы как на достойного человека, а не как на красивую игрушку, которая не сегодня-завтра “пойдет по рукам”.

Будь Лариса искушеннее в жизни, она бы последовала совету матери: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Однако Лариса такая какая есть, в ее душе нет места испорченности, корысти и притворству, каждый день, принимая “нужных гостей дома” ей приходиться вынужденно терпеть это непотребство, и тихо мечтать о уединении в деревне.

Быть может, ее судьба сложилась бы иначе, если на ее жизненном пути не встретился Паратов, человек без чести и достоинства, прожигатель жизни. Живи Лариса, руководствуясь разумом, а не сердцем, быть может, она разглядела бы в Паратове его истинную суть, однако для бесхитростной Ларисы «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Образ Паратова становиться кульминацией в жизненной трагедии Ларисы. Сперва вскружив Ларисе голову, отбив от дома Огудаловых всех предполагаемых женихов, Паратов внезапно уезжает и Лариса в отчаянии решается выйти замуж за любого человека, который увезет ее из ненавистного ей города и тягостного материнского дома.

Таким человеком для Ларисы становится Карандышев - маленький человек с чиновничьей мещанской душой, чуждый благородства и чести. Карандышев говорит о любви к Ларисе, однако она для него, также как и для Паратова, всего лишь красивая вещь для самоутверждения. Карандышев осуждает Паратова, но в душе мечтает быть таким же “блестящим барином”, чтобы быть первым человеком в обществе и пользоваться благосклонностью лучших дам. Если Паратова лучше всего характеризуют такие его слова «Что такое «жаль», этого я не знаю. … найду выгоду, так все продам, что угодно», то Карандышев же открывается читателю по словам произнесенного им тоста “за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его”.

Для Паратова дело принципа вернуть обратно благосклонность Ларисы. Он знает, что женится на богатой невесте, но почему бы напоследок не развлечься, особенно если такая красивая девушка смотрит на него как на лучшего человека на земле. Паратову глубоко безразлична дальнейшая судьба Ларисы, для него первичны его удовольствия и развлечения.

Опустим сцену в доме Огудаловых, где Паратов спаивает Карандышева, унижая публично его и тем самым тешит свое самолюбие и показывает превосходство. Для меня гораздо более интересно написать о сцене на “Ласточке”, когда Паратов открылся Ларисе что обручен, она же обесчещена в глазах общества, и не знает как теперь жить.

Вожеватов как друг ее детства, будучи состоятельным человеком, мог бы оказать ей помощь, мог предупредить ее о том, что Паратов обручен, однако он предпочитает не вмешиваться и его равнодушие способствует падению Ларисы. Вожеватову больше по душе разыгрывать ее в орлянку с купцом Кнуровым, давно желавшим получить Ларису в любовницы-содержанки. Скорбно, что человек один приходит в этот мир, и ему приходится рассчитывать в этой жизни только на себя, те же, кто именуются родственниками или друзьями, идут параллельно по жизни, но именно в такие ключевые моменты жизни раскрывается истинная суть такого родства или дружбы. Поэтому путь Ларисы - путь душевного одиночества, ей не на кого опереться, никто не хочет ее понять.

Выстрел Карандышева для Ларисы становится избавлением. К сожалению иногда смерть лучше чем безрадостная жизнь, полная мучений, стыда и позора. Такие светлые люди, как Лариса, подобны ангелам на земле, и они не приспособлены жить среди нравственной грязи, подлости и предательства, кои в изобилии находятся в обращении среди людей. Проживая яркую жизнь, такие люди быстро сгорают, как свечи, тем самым освещая нам путь и давая пример духовности и чистоты.

Драма Островского "Бесприданница" построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать.

Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского говорил, что драматургу "как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искуственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостностью характера, драгоценными штрихами нравов, деталямя быта - и он охотнее удлинняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе".

Произведение Островского не укладывается ни в одну из классических жанровых форм, это дало повод Добролюбову говорить о ней, как о "пьесе жизни". В "Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных, тонких, психологически многозвучных человеческих характеров. Он показывает нам жизненный конфликт, читатель проживает этот небольшой отрезок жизни, как житель того же города Бряхимова, или, что ещё интересней, как любой герой драмы.

Лариса Огудалова- главная героиня драмы, вокруг неё всё дейсвтие, "бродят" интриги.

Лариса - девушка, ещё более хрупкая, незащищённая, чем кажется на первый взгляд. По моему мнению, её можно сравнить с белой благородной розой.Девушка такая же нежная и красивая, не зря её называют "украшением города". Но с другой стороны о Ларисе говорят, что она "дорогое украшение, требующее хорошего ювелира". Может быть, это было бы приятно, но здесь, в пьесе, эти слова прозвучали нахально и пошло. Ведь здесь Ларису оценивают как вещь, в данном случае, как драгоценный камень.Конечно, драгоценный - это лестно, но ведь камень, что-то холодное, неживое, бесчувственное, совсем не подходящее романтичной натуре Ларисы.

Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Лариса, как огонёк в этом городе, как героиня одного из русских романсов, которые она так любит петь. Наслушавшись романсов в собственном исполнении, она начинает мечтать о чистой любви, о крепкой семье, любящем супруге.

Но всё выходит не так, как хочет этого девушка. В основе драмы - социальная тема. Лариса бедна, она является девушкой без материального приданого, но в то же время у неё богатый внутренний мир, которого мы не найдём больше ни у одного из героев драмы. Лариса живёт в мире, где всё покупается и продается, даже девичья красота и любовь. Но, заплутав в своих мечтах, в своем радужном мире, она не замечает в людях самых отвратительных сторон, не замечает некрасивого отношения к себе, Лариса везде и в каждом видит только хорошее и верит в то, что люди таковы и есть.

Вот так Лариса ошиблась и в Паратове. Он оставляет влюблённую девушку ради выгоды, губит по собственному желанию. После, Лариса готовится выйти замуж за Карандышева. Девушка воспринимает его как доброго бедного человека, которого не понимают окружающие. Но героиня не понимает и не чувствует завистливой, самолюбивой натуры Карандышева. Ведь в его отношении к Ларисе больше самодовольства за владение таким драгоценным камнем, как Лариса.

В финале драмы к Ларисе приходит осознание. Она с ужасом и горечью понимает, что все вокруг вопринимают её как вещь или, что ещё хуже, хотят сделать содержанкой, как например Кнуров и Вожеватов.

И тогда героиня произносит слова:" Вещь...да вещь. Они правы, я вещь, а не человек." Лариса в отчаяньи пытается броситься в Волгу, но не может, ей страшно расставаться со своей жизнью, какой бы никчёмной и несчастной она ей не казалась.

Расстроенная девушка понимает наконец, что в этом мире всё оценивается "шорохом купюр", и тогда она решает:"Уж если и быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой".

Выстрел карандышева - это спасение в глазах Ларисы, она рада тому, что она снова принадлежит только себе, её не смогут продать или купить, она свободна. В нерасчётливом случайном поступке Карандышева Лариса находит тень благородства и живого человеческого чувства, и её душевная драма анконец заканчивается, впервые героиня чувствует себя по- настоящему счастливой и свободной.