Трудные подростки с какими проблемами сталкиваются. Каковы главные проблемы,волнующие подростков в России? Самооценка и её влияние на поведение

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда. Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал. Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

  1. понятно;
  2. правильно;
  3. да ещё и красиво?

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

План урока:

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.


При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Угадайка

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

Вот, например:

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Задание: Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки препинания.

№ 1. На празднике ёлки

Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят костюмы маски головные уборы, мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка лёгкие снежинки кружат в танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца. (75)

№ 2. Родничок

Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, обложили камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у тропы выкладывают колодец путник может утолить жажду родник в горах называют именем человека, открывшего его. (66)

2. Деление сплошного текста на абзацы.

Задание: Поделить текст на абзацы.

№ 1. Ягодные места

Земляника любит расти по лесным вырубкам, светлым местам. Найдёшь ягоды алые, душистые около лесных пней. Не всякий кустик может расти в еловом тенистом лесу. А вот черники там очень много. Черничный кустик может жить много лет. Адрес клюквы - болото, где растёт мох. У клюквы стебли стелются. Они поднимаются вместе с мохом и всплывают на воде. Ягоды созревают и лежат во мху, словно красные бусы. (64)

№ 2. Строитель

Во дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики строили крепость. Всем было весело. Вдруг в стороне они заметили другого мальчика. Он копался в глине, макал в воду красные руки. Он строил высокие дома. Мальчики подошли к нему и стали ногами ломать постройки. Малыш молчал. Вот рухнула последняя стена. Весельчаки ушли. На другой день малыш сидел на том же месте. Он старательно строил дом. (62) (По В. Осеевой)

3. Составление связного текста из данных абзацев.

Задание: Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1. Дедушка Крылов

У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора. Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, героев его басен - разных зверей и птиц.

Прошло много лет. Но басни Ивана Андреевича Крылова знают, любят и ценят.

Строки из многих его басен давно стали пословицами и поговорками.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. (65)

№ 2. Золотой дождь

Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)

4. Составление связного текста из данных предложений.

Задание: Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1. Наши наблюдения

Мы видели нежные лепестки пиона, красные головки мака.

Кончились они поздней осенью, когда опали листья с клена ясеня вяза тополя и других деревьев.

Нам нравилось наблюдать, как на чистой лилии дрожат капельки росы.

Весной летом и осенью мы всем классом изучали растительность нашей местности.

Восхищались мы и пестрым ковром полевых цветов.

Начались наши наблюдения ранней весной, когда мы увидели первые цветы.

Задание: Поставьте недостающие знаки препинания.

Воздух был удивительно чист.

Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.

Выпал первый снег.

На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

Земля, ветки кустов, деревья - всё белое и пушистое.

Шёл я по лесу в эту пору.

Какой он нарядный! (По Г. Скребицкому)

Задание: Озаглавьте получившийся рассказ.

5. Составление связного текста из деформированных предложений. Задание: Составьте и запишите связной текст из деформированных предложений. Подберите к нему название.

зимнее, заиграло, янтарным, зажгло; снега, светом, над, солнышко,

взошло, лесом, и

от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, оконном, узор, стекле,

огоньком, ярким

на, затейливом, следы, снегу; переплетаются, белом, узором, птиц

мальчик, фырканье, слышать, зверя

вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый

долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос

из, показываться , сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая

зарослей, из, вылезать , барсук, маленький

поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на

Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.

6. Свободные диктанты

Задание: Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

№ 1. Пшеничный колосок

1. Брат у Сережи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камень.

2. Однажды брат попросил Сережу прислать ему колосок пшеницы.

Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?

3. Сергей пошел на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Сережа, и сразу догадался, почему брат колосок попросил. (78)

(По В. Сухомлинскому).

Слова для справок: охраняет, бушует, начиналось, зачем, нужен, в себе, пошел, которая, начинается, его.

№ 2. Воробей

1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

2. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

3. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.

4. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (По И. Тургеневу)

Слова для справок: неподвижно, детище, трепетало, замирал, жертвовал.

7. Рассказ с элементами описания.

№ 1. Нарядная птица

Я сел отдохнуть на молодую травку. Заглушил мотор машины.

На дорогу вылетела сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на ней не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Сорока редко когда спокойно сидит, всё больше суетится. Ловкая, подвижная птица и очень нарядная.

Пошла колонна машин. Птица вспорхнула и полетела к лесу.

Задание: Найдите в тексте и выпишите описание сороки.

№ 2. Дивный цветок

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски.

Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминало солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали - подсолнечник. По имени яркого солнышка. (81) (По Е. Пермяку)

Задание: Найдите в тексте и выпишите описание подсолнечника.

8. Выборочное выписывание из текста по заданию.

№ 1. Ель

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.

Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!

Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)

Задание: Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.

№ 2. Каким бывает снег

Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки - утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81) (По С. Иванову)

Задание: Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания снега. Выпишите их.

9. Письменные ответы на вопросы.

Задание: Записать ответы на вопросы.

Воробей поселился у окна моей комнаты. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной. Около рамы висел колокольчик. Звон его забавлял Фильку. Он сам стал пробовать дёргать за шнурок.

Я наблюдал за воробьём. Его мастерство росло с каждым днём. Скоро он стал хорошим звонарём. Я давал ему за это вкусные семечки.

Где поселился воробей?

Как он знакомился со мной?

Что висело около моего окна?

Как Филька отнёсся к звону колокольчика?

Что я заметил, наблюдая за птицей?

Чем я кормил воробья?

№ 2. Враги змей

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеёй еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок - и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82) (По Н. Коростелеву)

Как расправляется со змеей еж?

Каков внешний вид мангусты?

Как мангуста побеждает очковую змею?

10. Составление краткого рассказа.

№ 1. Как белка готовится к зиме

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубу. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка - самый веселый и проворный зверек в наших лесах. (83)

(По И.Соколову - Микитову)

Задание: Какова главная мысль рассказа. Прочитайте первую часть текста.

Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

№ 2. Птенчик

Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал мол

Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.

Он принес его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане. (87)

Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.

Задание: Какова главная мысль рассказа?

Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Проделайте такую работу над отдельными частями текста. Запишите текст кратко.

11. Творческий диктант.

Задание: Допишите предложения.

Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга … . На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и … . Деревья разукрасили инеем, точно … .

Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.

12. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).

Задание: Составьте текст, используя данные слова (словосочетания)

№ 1. День в парке

Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.

Задание: Составить текст из данных слов (словосочетаний). Подобрать к нему название.

Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,

груши, ягоды, огород.

13. Составление текста по данному началу или по его концу.

Задание: Напишите рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

По листьям дождь шуршит. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. …

Ночью был сильный мороз. Лужи замёрзли. Появился гладкий прозрачный лёд. Выбежали ребятишки во двор. …

14. Редактирование текста.

Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.

№ 1. Дятел

Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

№ 2. Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

15. Запишите предложения, подбирая более точное слово.

У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).

№ 2. Встреча на дороге.

С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.

Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки - в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!