Занятие в старшей группе «Загадки русской избы. «Надрал лыка» - Строго расправился

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Извековская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Открытое внеклассное мероприятие

«Из истории возникновения обуви в России»

Разработала

и литературы

Д. Извеково

2013г

Цель:

Рассказать детям об истории возникновения обуви в России.

Задачи:

1. Рассказать школьникам о том, когда впервые появились лапти в обиходе, из чего делали лапти, какие бывают лапти.

2. Познакомить с народными пословицами, загадками, сказками о лаптях и других видах обуви, возникших в России позднее.

3. Развивать смекалку, умения мыслить.

Оборудование : Лапти (лыковые, верёвочные), валенки, сапоги, босоножки и др., составные части аппликаций для украшения валенок.

Ход мероприятия.

1. Слово учителя:

Ребята, а знаете ли вы, что мы ежедневно, сами того не подозревая, носим на своих ногах тысячелетнюю историю. Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки могли говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своём путешествии во времени. Ведь обувь, кроме своего прямого назначения – защищать ноги от холода и острых камней, в древние времена выполняла и другие функции. Например, она могла много рассказать о своём владельце : к какому роду он принадлежал, каков его материальный достаток, общественное положение.

2. Ученик (1 ) Археологи установили, что в древности каждый род имел свою форму обуви. Изготавливалась она из шкуры с задних ног убитых на охоте оленей и диких лошадей. В те времена обувь имела ритуальный смысл. Так, для «посвящения в род» новому члену нужно было вступить в символический башмак « правильной» ногой, т. е. правой. Отсюда и знакомое нам выражение «встать не с той ноги».

До наших дней дошёл обряд гадания с участием башмака, описанный в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали.

3. Ученик (2) А когда же на Руси впервые появилась обувь?

Оказывается, что первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (12 век). Когда киевский князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: «Эти не захотят быть нашими данниками, пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Да и првда: чуть ли не до начала 20 века крестьянская Россия была лапотной.

4. Ученик (3)

Лапти - обувь простого народа, известная ещё со времён язычества. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. По числу полос лыка различали лапти-пятерики, шестерики, семерики. После изготовления лапти опускали в горячую воду, в результате чего они приобретали желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2-3 пары лаптей в день.

Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги подвязывали оборами - верёвками из лыка или шерсти.

5. Ученик(1)

Зимой для крестьянина лаптей хватало на 10 дней, а летом, в страду - на 4. В связи с этим бытовала поговорка: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».

С появлением других видов обуви в лексиконе русских людей появляется само слово «обутка» (обувь), которое происходило от славянского корня «бут» - бедро.

6. Учитель.

Ребята, мы с вами узнали, когда впервые появились упоминания о лаптях, из чего делали лапти. А сейчас я вам расскажу о том, какие были лапти.

Во-первых , лапти были мужские, женские и детские.

Во-вторых , лапти были повседневные и праздничные.

Для работы по хозяйству удобны были плетёные ступни – подобие высоких галош. Ступни оставляли у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на улице грязь, а лапти с онучами надевать долго и хлопотно.

В праздники, деревенские молодухи, надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шёл венчик из узких полос лыка.

В-третьих , у русских лапти были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов – мордвы, чувашей и татар – они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать.

В-четвёртых , лапти - лёгкая и удобная обувь. В лаптях зимой тепло, а летом - прохладно. В среднем пара лаптей на базаре стоила 3-5 копеек. Плели лапти всей семьёй по 12-17 часов в сутки.

Лапти, например, в Нижегородской губернии носили вплоть до 50-х годов 20 века, а в трудные 20-е годы и в послевоенное время лапти были рабочей, повседневной, а иной раз и праздничной обувью.

Русский народ сложил про лапти массу пословиц, поговорок, загадок, сказок.

Например:

«Мы тоже не лыком шиты» - Знаем дело и имеем достоинство.

«Ободрал как липку: - Взял непомерно высокую цену.

«Обменял ремешок на лыко» - Взял плохое вместо хорошего.

«Надрал лыка» - Строго расправился.

«Лыка не вяжет» - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

«Путает, словно кашу в лапти обувает» - Путать в деле, разговоре.

«Звонит в лапоть» - Человек, который ничего не делает, слоняется туда-сюда.

« Не всякое лыко в строку» - Человек, не разборчивый в словах и делах.

«Лапти плетут» - Вяло и плохо работать.

Лапти вошли в традиции и ритуалы народа. Их наполняли снедью, украшали и ставили в подарок домовому.

Русский народ сложил сказки про лапоть: «Лиса и лапоть», «Лапоть, Соломинка и Боб», «Как старуха нашла лапоть» и другие. (Приложение)

(инсценировка сказки «Лапоть, Соломинка и Боб»).

Пословицы и поговорки про лапоть.

1. Не берись лапти плести, не надравши лыка.

2. Дом вести-не лапти плести.

3. Только и родни, что лапти одни.

4. Сидит, надувается, три дня в лапти обувается.

5. Сегодня гули, завтра гули, смотри, чтобы в лапти не обули.

6. Ему чёрт лыки дерёт, а он лапти плетёт.

7. Поменял сапоги на лапти.

Великие русские писатели: , и другие в своём творчестве также не обошли своим вниманием лапти.

В рассказе «Хорь и Калиныч» сравнивал орловского мужика с калужским оброчным крестьянином: «Первый… ходит на барщину , торговлей занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик… торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах».

В стихотворении «Калистрат» пишет:

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою.

Пуще мужа наряжается,

Носит лапти с подковыркою.

А в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», описывая мужиков, у читаем:

…Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обуты…

в рассказе «Лапти», рассказывает о самопожертвовании Нефёда, ради спасения господского больного мальчика, который в бреду просил мать дать ему красные лапти.

Рассматривая картины великих русских художников: Ивана Ефимовича Репина (), Николая Петровича Богданова-Бельского (),Алексея Гавриловича Венецианова () и других, замечаешь, что на них можно увидеть не только изображённый быт, но и обувь, в которую были обуты герои.

(Рассматривание репродукций картин: «Устный счёт. В народной школе.», «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге» и др.).

Известны также русские народные игры со словом «Лапоть»

Игра «Лапоть»

В середине площадки стоит ведущий и держит в руках длинный шест с лентой. Вокруг шеста обводят круг, диаметром 2,5 метра.

Водящий берёт конец ленты и становится в центре круга. Игроки стоят спиной к водящему. Игроки бросают в круг какой-либо предмет. Повернувшись к водящему, игроки спрашивают: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Играющие спрашивают ещё раз: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Игроки в третий раз спрашивают: «Сплели лапти?», Водящий отвечает: «Сплели!». Тогда дети бегут в круг и стараются забрать свой предмет, а водящий охраняет лапти и старается кого-нибудь запятнать. Тот, кого запятнал водящий, становится на его место. Играющие берут свои предметы и игра повторяется сначала.

Правила:

1. Водящий бегает по кругу, только на длину вытянутой ленты, за круг выбегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, он выходит из игры.

3. Играющим за кругом можно перемещаться из стороны в сторону.

4. Салить играющих водящий может только в круге.

5. Игра проходит веселее, если в круге находятся двое водящих.

Слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового об истории лаптей, но исконно-русской обувью были так же и валенки.

(Рассказ ученицы о валенках). (Приложение)

Учитель:

Ребята, но не все и не всегда ходили только в лаптях или валенках. На Руси была распространена и другая обувь.

Например, сапоги входят в моду в 14 веке.

Делались сапоги из телячьей кожи, их шкуры телят, из конской кожи. Традиционно сапоги носили богатые. Они носились до колен, спереди - выше, сзади - ниже и служили вместо штанов для нижней части тела.

В конце 16 века к сапогу добавляют каблук. Женщины быстро оценили ценность каблука и увеличили его до 12 см. Сапоги в эти времена стоили 25-50 копеек. Это была весьма внушительная сумма. На эти деньги можно было купить 7 пудов ржаной муки. В 17 веке сапожники стали помечать свои изделия специальным клеймом .

Петр 1 вводит на Руси ботфорты. Это была обувь для военных. Они были сшиты из толстой кожи и служили защитой для ног при столкновении с врагом.

В 18 веке самой модной обувью стали туфли с квадратными носами на высоком каблуке, с металлическими пряжками. Богатые украшали их бриллиантами, и её цена достигала порой стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.

Дамы носили изящные остроносые туфельки на высоком изогнутом каблуке, шитые из атласа или тонкой кожи. Чтобы красиво ходить на каблуках дамы брали уроки танцев.

Екатерина 2 вводит в моду красные каблуки - признак знатного происхождения.

В 19 веке платья стали короче. Поэтому женщины открыли мужчинам свои ножки. Обувь шили без каблука, она имела форму лодочки, ленты, обвязанные вокруг щиколотки, придавали лёгкость и изящество походке.

Мужчины сменили туфли с тупыми носами и перешли на бескаблучные туфли-лодочки, которые полагались к фраку.

В 40-х годах 19 века появилась лакированная обувь.

В 1803 году появляются галоши как особый вид уличной обуви.

В 50-60-х годах 19 века появляются первые обувные фабрики

А в 1883 году в Америке была зарегистрирована первая обувная машина.

В начале 20 века обувь уже не является предметом роскоши. Обувь становится предметом широкого потребления.

В 1920 году в моду входит обувь из кожи рептилий, мужские ботинки из шевро (светло-коричневая кожа).

В 1940-х года появляется обувь на танкетке, основу которой составляли пробка или дерево.

В 1950-х годах модно стало носить ботинки на шнуровке и туфли на каучуковой подошве.

В 1960-х начинается бум на сапоги, которые надевали ко всем видам одежды.

1970-е годы возвращают модниц к обуви на платформе, ходить на которой было весьма непросто.

ВЫВОД: Мода меняется, совершая новый виток в своём движении, она старается нас удивить возвращением хорошо забытого старого.

Мероприятие заканчивается слушанием русской народной песни «Валенки» и дизайнерским украшением валенок.

Литература:

1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №5 2010г с. 30-34

2. Журнал «Русский язык» №6 2004г с. 43

3. «Крылатые слова»/ Государственное издательство художественной литературы »/М.1955г, с. 34.

4. Владимир Соловьёв «Золотая книга русской культуры»/ Белый город/ М, 2007г

5. «Стихотворения. Поэмы»/Дрофа/ М.2002г с.68

6. «Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе». /Дрофа/М, 2002г

7. Материалы интернета

Приложение

Самой оригинальной распространенной в народе обувью являются валенки. Их положительные свойства описываются в стихах, частушках и песнях. Валенки не дадут ногам замерзнуть даже при самых низких температурах, у них очень удобно, а также они оказывают противоревматическое воздействие.
Появилась эта обувь не так уж давно – примерно в 18-ом веке ее придумали жители Сибири. Потом валенки завоевали популярность и во всей России. Материал, из которого изготавливают валенки, то есть войлок, изобрели тюркские народы, которые использовали его не только для изготовления обуви, но также из него шили одежду, ковры, утепляли свои жилища. Для изготовления войлока используют шерсть овец, коз, верблюдов или даже собак. Первые упоминания о войлоке в России появились в 10-ом веке.
Различают мужские, женские и детские валенки. Валенки катались из чистой овечьей шерсти, поэтому они могли быть только белого, черного и серого цветов. Есть валенки с кожаной или резиновой подошвой, еще на валенки принято надевать галоши, чтобы продлить их срок службы.
В наше время валенки удивляют нас своей формой и цветом. Эта обувь остается отличным полем для фантазии дизайнеров, воплощения их креативных идей. Можно встретить валенки украшенные росписью, мехом, кружевами, даже есть валенки на каблуке. Все это делает валенки не только удобной и полезной обувью, но и красивой и стильной.

Татьяна Иосифовна Гаврилюк
Занятие в старшей группе «Загадки русской избы»

Цель :

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Создание образа оберега для своего дома.

Задачи :

ОО «Коммуникация»

1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины .

2. Закрепить знания детей о русской избе , о предметах русского быта , о народном творчестве.

3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

ОО «Познание»

1. Обобщить знания детей об избе на Руси : о предметах быта.

2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

3. Закрепить знания о символах и древних образах.

4. Развитие интереса к прошлому.

ОО «Художественное творчество» , ОО «Труд»

1. Вызвать желание создать оберег своими руками.

2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.

3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

ОО «Социализация»

1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).

ОО «Музыка»

1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен , к истокам русской культуры , к народно- прикладному искусству.

2. Предварительная работа :

1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

2. ОБЕРЕГ (С. И. ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.

Тип занятия :

Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).

Материалы :

Кусочки ткани, нитки, заготовки – трафареты веника для создания оберега, фасоль, монетки, лавровый лист, зерно.

Оборудование :

Группа оборудована в стиле русской избы : деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта : самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда,образцы оберегов.

Инструменты :

Ножницы, нитки, палочки.

Предварительная работа :

1. Проживание тем в группе – «Мы россияне» , «Святки» , «Народное творчество» .

2. Просмотр презентаций : «Государственные символы России» , «Внутренний мир русской избы » , «Обереги» .

3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба , предметы быта в ней (из соленого теста) .

4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель :

Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю .

Дети : кланяются, прижав руку к сердцу.

Здравствуйте.

Воспитатель : Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы ? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома) .

Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова :

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт ) .

В горнице детей встречает русская барышня – красавица .

Здравствуйте хозяева!

Здравствуйте гости дорогие : красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?

Дети : Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.

Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте .

Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами) .

Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели) .

В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

2. Что же было в каждой избе?

Дети : В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

3. Какие же были в избе полы?

Дети : Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Воспитатель : Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье» . Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы : ухваты, большую лопату,кочергу.

Хозяйка : Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте .

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым» . Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

4. Что же значит название Красный угол?

Дети : Название «красный» означает «красивый» , «хороший» и «светлый» .

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

Воспитатель : А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы . И помогут нам в этом загадки :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(Лапоть.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

(Свеча.)

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

(Керосиновая лампа.)

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности :стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)

Воспитатель : чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома : оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов) .

Игра «Назови слово по схеме» .

Хозяйка. А сейчас я покажу вам схему, а вы будете называть мне слова, которые есть в моей избе. Показ схемы

Обозначающей предмет- отвечает на вопрос Кто? Что?

Дети называют слова : Ухват, печь, горшок и т. д.

А сейчас показывает новую схему, которая обозначает признак предмета :

Дети подбирают слова к слову ухват - деревянный, железный, нужный.

Хозяйка. А теперь, подберите слова к этой схеме, которая обозначает что?

Дети : действие предмета – называют слова : печь, ставить, готовить и т. д.

Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную

Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий , дети выполняют движения танца).

Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас : У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и, какой росписью он расписан.

Игра «Назови роспись» .

Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги.

Дети переходят в другую комнату : группа превратилась в мастерскую : на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.

Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы ) . Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.

Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.

Марьяна – искустница : Краткая информация о кукле день-ночь :

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

Марьяна – искустница : перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи? (ответы детей) .

Практическая работа в мастерской.

Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.

Самостоятельная работа.

(Форма работы совместно – индивидуальная)

Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка .

По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.

Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии ?

Дети : научились делать куклу оберег день-ночь.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.

ПШЕНО – от сглаза.

ЧЕСНОК – от нечистой силы.

ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.

РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.

СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.

ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК

КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.

ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.

ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.

МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.

КОСА – бесконечность.

ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.

МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.

МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.

ПУГОВИЦЫ – к обновам.