История создания вышивки кратко. Виды вышивки

Очень много людей, особенно домохозяек, начинают занятия рукоделием, в том числе техникой вышивания. Это весьма сложная работа, для исполнения которой необходимо иметь довольно заметный опыт в данном ремесле. Многим начинающим свой путь в шитье придётся узнать многое не только о тканях, нитях и иглах, но и изучить многие виды вышивки.

Безусловно, имеются некоторые основные виды вышивки, а потом уже множество дополнительных, для тех, кто заинтересовался:

  • — это почти самый распространённый вид, имеющий особенность, облегчающую работу: выполнение идёт по счёту нитей на ткани. Таким образом, можно сделать рисунок на ткани точь-в-точь подобным на оригинал. В связи с тем, что каждую клетку на схеме можно условно принять за крестик, то выполнение происходит на ткани с равномерным переплетением нитей. Их просто необходимо сосчитать, и, выполняя равномерные стежки, соотносить все «крестики» с переплетениями на ткани. Необходимое снаряжение для выполнения: иголка, нитки, схема с непосредственным рисунком, напёрсток (для безопасности) и, естественно, сама ткань. Для начала, желательно, обклеить края рабочей поверхности скотчем или заделать швом, т.к. края могут рассыпаться. С целью определения центральной точки полотна необходимо свернуть ткань в 4 раза и, развернув, сделать метки по согнутым линиям. Затем, закрепив на рабочем месте ткань, начать процесс вышивания по исходному рисунку. Сама по себе технология крестика состоит в диагональных стежках, чередуя справа налево и слева направо. Из-за того, что всё выполняется по размеченным крестикам, подобная техника считается самой лёгкой. Один из самых распространённых вариантов для начинающих

  • — так же является разновидностью счётных видов вышивки, выполняющаяся с помощью крупных и объёмных элементов. Основные использующиеся швы: накладной, наборной, рококо, тамбурный и французский. Для примера следует разобрать именно наборной шов, а рисунок — цветок. Так как сама техника является довольно сложной, то следует всё подробно изучить. После этого станет гораздо легче. Сам по себе шов подразумевает навивание нити на иглу. Таким образом, набираются петли. Для красоты картины надо набирать необходимое количество петелек. Вот основные подручные средства:
  1. иголка (длинная)
  2. сама ткань (желательно однотонная)
  3. нить
    А теперь сама пошаговая инструкция: начинать необходимо с центра. Протянув иглу, сделать стежок на том месте, где будет середина будущего цветка. Затем, сделав несколько петель вокруг пальца, возвращаем их на иголку и затягиваем. В общей сложности надо сделать десять штук на иглу, аккуратно протягиваем сквозь ткань. Получится очень красивый центр нашего цветка. Для создания маленьких лепестков, надо проделать те же шаги, но с четырнадцатью петельками. А вот для больших лепесточков понадобится девятнадцать петель. Так вот и получится цветок

  • Строчевая вышивка . Так же входит в счётные виды вышивки. Ткань должна быть обязательно с равномерным переплетением нитей. А основой подобного вида являются гладьевые стежки, которые выполняются по четыре в блоке. Нить подбирать желательно скрученную. В основном, по этой технике шитьё выполняется по прямым линиям, а в последствии получаются различные геометрические фигуры и узоры. Подобный вид является очень кропотливым, так что необходима довольно большая часть свободного времени. Вот принцип выполнения подобной работы: сделать несколько гладьевых стежков, затем один диагональный. После вышивание идёт по размеченным блокам до полного завершения картины. Так же является одной из самых лёгких технологий

  • по принципу мозаики — довольно интересное занятие, являющееся не совсем вышивкой. Для неё не понадобится ни нить, ни иголка. Это процесс обклеивания определённой картины стразиками . Понадобится лишь: сама схема с нанесённым клеящимся материалом, маленький пинцет, упаковки с самими стразами и расшифровка схемы (куда и какой номер клеить). На первый взгляд она может показаться очень сложной и громоздкой, но это лишь первое впечатление. На самом деле это очень простое занятие, требующее лишь усидчивости. Отчасти кропотливое, т.к. деталек довольно много. Клеящаяся основа обычно закрыта целлофаном, дабы не испортить и не загрязнить её. Желательно не снимать всю плёнку целиком, а по частям, которые вы сразу заполните нужными стразами. На заготовке рисунка в каждую клеточку нанесён определённый символ, который и отвечает за номера на пакетиках страз (расшифровка, обычно, находится в углу картины). Таким образом, беря каждый стразик пинцетом и клея на основу, со временем вы получите очень красивый рисунок. Единственный минус данного метода — работа с мелкими детальками, которые надо прятать от маленьких детей

  • . Получаются очень красивые картины, но является весьма трудоёмким. Вот перечень предметов, необходимых для выполнения: сама ткань, ножницы, золотая нить (желательно иметь много разной толщины), исходный рисунок, иголка и напёрсток (опять-таки для безопасности). Работу над картиной следует начинать с тщательной подготовки и планирования. Найти картинку, которую хотите увидеть на полотне. Выбрать удобную для вас ткань, закрепить её на рабочем месте и постепенно переводить исходную картинку. Данный вид вышивки известен ещё с древности, ведь именно таким образом создавали иконы и элементы одежды для зажиточных сословий

  • Вышивка лентами . В основном, используется для при создании красивых картин цветов и прочей растительности. Знать необходимо всего-лишь два стежка, так что это очень простой вид. Самым лучшим вариантом является использование шёлковых лент. Но есть и более бюджетный вариантатласные ленты. Они недорогие и присутствуют во многих магазинах в цветовом изобилии (а смотрятся ничуть не хуже шёлковых). Если вы не любите придерживаться строгих правил при вышивании — это самая подходящая техника. Ведь здесь всё зависит только от вашего желания, можно сочетать любые формы и фигуры. Размеры стежков так же подбираются по личному желанию, их можно менять на протяжении выполнения. Можно смело обшивать любые элементы одежды и украшений подобными лентами. Весь интерьер в квартире тоже выглядит привлекательно после вмешательства в него с подобными элементами

  • Вышивка бисером . Очень интересная технология, с помощью которой создаются очень красивые элементы. Так как сам по себе бисер очень выразителен, то с помощью него не составит никаких проблем создать по истине шедевральное произведение. Им можно, как и лентами, украсить свою одежду или аксессуары, что будет выглядеть стильно и привлекательно. В отличие от алмазной, здесь уже придётся использовать иглу. Но ничего сложного тут нет, всё происходит по принципу «иголку вперёд». Таким образом, подобрав сочетание цветов, и создаются все красивые картины. Единственная сложность — надо очень аккуратно и ровно выкладывать все стежки. Все советуют начинать именно со сложных и больших картин, чтобы сразу понять, понравится ли вам. Потому, что в мелких работах бисер не особо себя раскроет. Да и научиться будет легче

  • Ришелье . Одна из самых красивых, но, к сожалению, теряющих свою актуальность. В данный момент, используется в основном в производстве на станках. Но, к сожалению, это выглядит не так, как ручное шитьё. Ришелье — это прорезная вышивка. Она довольно сложная, так что придётся очень постараться, прежде чем начнёт выходить нечто действительно стоящее. Бриды — основные элементы ришелье. Они заполняют вырезы на ткани, и именно из них получается рисунок. Выполняется настил стежками в несколько слоёв (петельками) на месте будущих брид . После этого выполняется узор (но не по нитям ткани, а именно по настилу), благодаря чему получаются красивые и объёмные детали. После этого, ткань междубрид вырезается и получается эффект ещё большей объёмности рисунка

  • — не слишком кропотливый вид, ведь работы получаются довольно быстро, а выглядят очень приятно. Она весьма проста и прекрасно подойдёт начинающим свой путь в рукоделии. Полотно натягивается по определённому контуру, на нём расчерчивается карандашом схема будущего узора (в основном, это прямые линии по вертикали, горизонтали и диагонали без слишком сложных элементов). После этого же начинается сам процесс вышивки. Нитки желательно использовать мулине, а ткань подойдёт любая. Сначала вышивается так называемая «сетка», места пересечения вертикальных и горизонтальных нитей закрепляются маленькими стежками крестиком, а после этого выполняется основной узор (всё это для удобства)

Вышивание пришло к нам из очень далёких времён, а некоторыми приёмами владели лишь самые опытные мастерицы из богатых сословий, а обычным людям эти секреты не раскрывались, потому, что это было прерогативой состоятельных слоёв населения.

Это замечательный вариант занять чем-нибудь своё время, с учётом того, что количество различных видов и технологий попросту невозможно сосчитать, на столько их много.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючкамив вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центреОна выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, длямолодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Нельзя сказать, что увлечение вышиванием - удел барышень и крестьянок, коротавших за кусочком канвы долгие пустые часы. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки - рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и вкусу.

Счетный крест - лидер жанра

Наверное, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило - все крестики должны быть выполнены в одном направлении.
Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.

Крестики можно выполнять нитками хлопковыми, шелковыми или шерстяными. Сейчас появилась возможность приобрести мулине металлизированное или светящиеся в темноте. Можно вышивать хоть солнце, хоть звезды. Обычные милые цветочки и смешных зверят, конечно тоже. Цветочки эффектнее из хлопковых или шелковых крестиков, а зверюшек лучше шить шерстью - так они пушистыми получаются.

Для всегда берет за основу схему - разбитый на мелкие клеточки рисунок. Его можно купить, а можно сделать самим (с помощью специальных компьютерных программ) из любой понравившейся картинки или фотографии. Работа выполняется на особой равномерной ткани () или на вставках из нее. Канва бывает разных цветов и размеров клеточек-основ, выбор огромный. Обычно вышитый крестиком сюжет пришивается к основному полотну, если ему уготована судьба не картины, а практического предмета.

Вышивка лентами - новое из забытого старого

Техника вышивки тоже очень древняя, но сейчас переживает новый подъем. Ее так хорошо забыли, что она снова стала модной. Популярность объясняется не столько всплеском интереса к букетикам атласных цветов, сколько грандиозными возможностями в выборе материалов, руководств и схем.

Сейчас мастерицы могут позволить себе выбирать самые разнообразные ленточки для работы. Они могут быть любой ширины, плотные атласные или полупрозрачные из органзы.
Самый популярный сюжет для - цветы. Они получаются просто как живые, абсолютно узнаваемые и очень нежные.

Множество наборов появилось в продаже и по ним ее легко освоить самостоятельно. Начинающим можно начинать с . Удобно, что украшать шелковыми розами или подснежниками можно любую деталь одежды, мастерица свободна в выборе основы.

Гладь - живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс - возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальшица должна знать все и умело использовать их.

Профессионально выполненная вышивка гладью - настоящее чудо. Объемный аккуратный рисунок, с переливами цвета, появляется на ткани и кажется иллюстрацией из красивой книжки.

Ассизи родом из Италии

Одна из древнейших разновидностей вышивки, сочетающая крестики и шов гольбейн получила свое название от «тезки» - итальянского городка, где она и появилась. Техника предполагает использование в работе нитей одного цвета, при этом счетными стежками (крестиками обычными или удлиненными) зашивается не изображение, а фон.

Почти тысячу лет мастерицы выполняют работы в этой невероятно стильной и изысканной технике, но и сейчас она часто встречается. Освоить ее легко, работа одним цветом тоже ускоряет процесс, поэтому новичкам вполне можно советовать браться за освоение ассизи и ожидать быстрых успехов.

Ришелье, но не кардинал

Одна из разновидностей глади, почти всегда - одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вышивка ришелье — довольно трудоемкий процесс, но небольшой орнамент кому-то, возможно, доводилось делать даже на уроках труда в школе. Это вполне по силам рукодельнице без опыта, не требует какой-то особенной ткани или ниток. Подойдет любая хлопковая или льняная материя и в тон к ней нитки.
Для ришелье используют специальные схемы, рисунки, которые нужно переводить на ткань. Его можно нарисовать и от руки, главное - сделтаь линии ровными и правильно распределить участки-«дырочки».

Роскошная вышивка бисером

Техника очень старая. Первые виды в глубокую старину выполняли речным жемчугом, бусины из стекла тогда еще не научились делать. Эта техника похожа на крестик, работа ведется тоже по схеме, где каждый цветной квадратик соответствует бусинке определенного оттенка. Постепенно, бусинка за бусинкой, складывается целый рисунок. Бисер следует пришивать к основе очень прочными нитками того же тона, что и ткань. Схемы для вышивки крестом можно использовать для бисерных работ и наоборот.

Готовая работа представляет собой поистине волшебную картину, мягко мерцающую разными цветами.
Возможность выбрать для работы самый разный бисер открывает неисчерпаемые возможности для создания диковинных цветов и птиц. Любая из них сделает косметичку или вечернюю сумочку дорогим шедевром. А еще можно вышивать просто сказочные украшения. Браслеты, ободки, броши, украшенные вами, необыкновенно украсят вас.

Вышивка по-бразильски

Один из экзотических «представителей» - бразильская вышивка. Техника создания объемных элементов рисунка, выполняемая нитями искусственного шелка. Особенности ниток (их скученность) позволяют «плести» с помощью иглы настоящие кружева-лепестки.

Множество швов используют мастерицы этой школы и в готовом изделии цветочки, листики и птички выглядят просто сказочными и невесомыми. Готовые орнаменты похожи на аппликацию из вывязанных тонким крючком элементов. Эту технику выбирают энергичные особы, которым по душе карнавал ярких красок.

Царское золотое шитье

Золотое шитье еще с одиннадцатого века ведет свою историю. Как вид ручного труда оно развивалось при монастырях. Тончайшими нитями из чистого золота не прошивали ткань, а украшали ее, прикрепляя металлические проволочки другими нитками, в тон или контрастными. Техника очень сложная, материал невероятно ломкий и «капризный», поэтому к квалификации мастериц-золотошвеек всегда были самые высокие требования.

Сейчас этот вид декоративной вышивки продолжает существовать, металлизированные нити сделали его более доступным, но не менее трудоемким. Вышивка золотыми или серебряными нитями очень хороша на темном бархате и шерсти.

Доступная сутажная вышивка

Это вид вышивки, при которой на ткани-основе выполняется аппликация из декоративного шнура - сутажа. Шнур имеет по серединке удобный желобок, который позволяет легко прошивать его и пришивать в лбом положении. По сути похоже на золотое шитье, но намного легче в исполнении и готовая работа не требует какой-либо осторожности при обращении с ней.

Очень популярно украшение летней одежды, изготовление в .
Выбор сутажного шнура очень большой, можно использовать контрастные цвета или полностью повторяющие оттенок основы - в обоих случаях вещь получается необыкновенно эффектная.

Хандаргер - родом с севера

Этот вид декоративного шитья родом из арабских стран, но постепенно добрался до северных стран, обосновался в Норвегии и получил там очень большую популярность при изготовлении национального костюма.

Этот стиль вышивки удивительным образом сочетает крестик и гладь. Он так и называется - счетная гладь. Работа выполняется на ткани равномерного переплетения и стежки обязательно считаются, рисунок получается геометрически правильным. Немного хандаргер похож на нашу мережку, он тоже использует много ажурных элементов, но не по краю, а в центре.

Замечательно смотрится ажурный хандаргер в сочетании с вышитыми крестиком элементами.
Работы, вышитые в этом стиле, замечательно дополнят стиль рустик, отлично сочетаются они с народными мотивами.

Алмазная вышивка - узор без иглы

Очень близкая техника к вышивке крестом, но по сути является мозаикой. На клейкую основу нужно выкладывать ряды цветных стразиков. Это не требует никакого опыта и подготовки. Единственное, начинать лучше с маленького набора, чтобы оценить свои силы и саму технику.

Схемы для выпускаются в большом разнообразии, практически любой рисунок можно выполнить в этой модной технике. Согласитесь, что немного блеска украсят любой рисунок, особенно что-то волшебное или романтичное. Готовую мозаику лучше всего покрыть лаком или поместить под стекло.

С чего начать: инструктаж перед стартом

Все виды ручной вышивки легко узнаваемы и имеют свое индивидуальное лицо, но есть общие правила для работы в любой технике:

  1. - обязательно, специальная игла - очень желательно.
  2. Небольшой сюжет под силу вышить любому, поэтому знакомство лучше начинать с него.
  3. Готовый набор в выбранной технике - прямой путь к успеху.
  4. Качественную вышивку можно выполнить только при отличном освещении.
  5. Беритесь за работу, если появилось хотя бы 15 минут свободного времени.

Разные техники вышивки позволяют создавать настоящие картины, многие из них можно смело назвать произведениями искусства. Выбранный по душе вид рукоделия украсит вашу жизнь в прямом и в переносном смысле: вокруг появится много нарядных вещей и каждый день станет ярче, интереснее.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.

Вышивка - одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов. Среди многообразия видов вышивки именно вышивка крестом обладает наибольшей притягательностью и не теряет своей популярности со времен своего появления. Отчасти этому послужили широкие возможности этой техники – вышивают крестом узоры на одежде, скатертях, подушках, салфетках и на других аксессуарах и предметах декора, а также создают картины и панно, при этом вышивка даёт практически бескрайние возможности для воплощения самых разных идей – от простых картинок до картин мировой классики.

Из урока вы узнаете:

Вышиваем крестик

Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счётным видам рукоделия. Основной элемент – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Видов креста достаточно много, в вышивке крестом обычно используются техника в полный крест или полукрест.

Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх. Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении , нижние – в противоположном направлении.

Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.

– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.

Также можно выделить другие виды «креста»: удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест, прямой крест, чередующиеся крестики, «Звёздочка», Левиафан, Рисовый шов, Итальянский крест.

Рассмотрим, как же освоить вышивку крестом начинающим, с чего начать и что для этого понадобится.

Техники вышивки крестом

Крестик – самый простой в освоении шов. Даже начинающие мастерицы смогут выполнить простую вышивку крестом, ведь для освоения техники не потребуется много времени и сил. Вышивание крестиком легко в освоении и для детей. Для них это не только увлекательное занятие, но и хобби, помогающее в развитии художественного вкуса и чувства прекрасного, которое воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.

Выполнить «крестик» можно несколькими способами:

1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»

Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.

2. Датский способ

Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.

3. Простая диагональ

Порядок действий: Используя эту технику вышивайте, делая стежки сначала снизу вверх, не забывая чередовать нижние и верхние, а затем в обратном порядке – сверху вниз.

3.1. Двойная диагональ (слева направо)

Чтобы попробовать эту технику, внимательно рассмотрите схему. Вышиваемый отрезок представлен двойной цепочкой красных квадратов.

Порядок действий: начните вышивать снизу двумя одинарными стежками в параллельных квадратах. Закончив сторону, спускайтесь обратно вниз, закрывая стежки и делая крестики.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Техника вышивки по диагонали справа налево сильно отличается от той же, но слева направо, несмотря на кажущуюся схожесть. Если вы уже освоили двойную диагональ слева направо, то будьте внимательны при выполнении этой техники.

Порядок действий: Начните вышивать снизу, двигаясь постепенно вверх. Диагональные стежки необходимо заканчивать, доделывая крест, только во внешнем ряду. Дойдя до конца, возвращайтесь обратно, доделывая из диагональных стежков крестики во внутреннем ряду.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Порядок действий: Начните вышивать сверху, делая диагональные стежки вниз. Сделав все, продолжайте двигаться вверх, завершая кресты верхними стежками.

Пошаговая схема изображена на рисунке:

Порядок действий: Начните вышивать с самого длинного ряда. Выполняйте диагональные стежки. Перейдя к ряду с меньшим количеством стежков и выполнив его, не вышивайте сразу весь последующий ряд с большим количеством стежков. Завершив фрагмент, доделайте диагональные стежки в рядах с большим количеством заполненных «ячеек» канвы, поднимаясь вверх. Далее, завершите крестики, как указано на схеме.

Пошаговая схема:

6. Гобелен (полукрест)

Отдельно стоит упомянуть технику «Гобелен». Многие любят эту технику благодаря экономии времени на её выполнение.

Гобеленовый стежок – это полукрест, который выполняется слева снизу направо вверх. При вышивании ряда справа-налево меняется направление выполнения стежка – справа сверху налево вниз. Стежки идут строго параллельно друг другу. Нить при выполнении работы не должна затягиваться.

Важной особенностью техники «Гобелен» является выполнение стежков – они все должны быть направлены в одну сторону, канва при этом должна быть туго натянута на пяльцах, но не перетянута до перекоса. Если ткань не будет натянута при вышивке, то после завершения работы будет сложно выровнять готовый рисунок.

Закрепляем нить

В идеально выполненной работе не бывает узелков. Как этого добиться?

Начало вышивки

В начале работы над вышивкой необходимо закрепить нить. Это можно сделать следующим образом по методы «Петля»: отрезок нити-мулине необходимо сложить пополам посередине и получившуюся петлю вдеть в ушко иглы. Иглу ввести в угол «ячейки» канвы так, чтобы игла вышла на лицевую сторону, а петелька, которую мы сделали на предыдущем шаге, осталась с изнанки. Сделав небольшой отступ, вывести иглу на изнаночную сторону, продеть в петельку и затянуть узелок. Далее, начинаем вышивать.

Если у вас ещё остались вопросы по закреплению нити, то на видео вы можете детально рассмотреть, как выполняется метод «Петля».

Продолжение работы

Ещё один распространённый вид работы с нитью – присоединение новой нити. Этот приём может понадобиться с тех случаях, когда необходимо сменить цвет нити или закончилась рабочая нить. Для того чтобы аккуратно присоединить новую нитку, осторожно протяните её под несколькими стежками с обратной стороны картины к месту, откуда начнётся работа с ней. Сделайте в этом месте стежок «назад иголку» и продолжайте вышивку.

Завершение вышивки

Чтобы завершить вышивание, закрепить нить с помощью техники «назад иголку». Это можно сделать похожим способом, как и присоединение нити. Оставшийся хвостик, длиной примерно 5 сантиметров, проведите через несколько ближайших стежков с изнаночной стороны. Закрепите его стежком «назад иголку». Готово.

Выбор и работа с мулине

Традиционно для вышивки крестом используются специальные нити под названием мулине .

Мулине - пряжа, полученная заводским способом, реже ручной выделкой, произведенная специально для вышивания, а также других видов рукоделия.

Для своей работы вы можете выбрать любые нити, даже обычные нитки для шитья (лучше использовать только для простых картин), однако, как правило, лучше выбирать из хлопчатобумажных или шелковых мулине. В некоторых случаях подойдёт тонкая шерстяная пряжа.

Мулине бывает самых разных цветов и оттенков. Современные производства не ограничивают себя, стараясь угодить даже самым искушенным мастерицам, и предоставляют покупателям широкую гамму цветов – от классических оттенков до самых редких.

Иглы

Иглы для вышивки не требуют особых параметров – подойдут любые. Просто запомните несколько нюансов, которые помогут вам упростить процесс рукоделия и сделать красивую и аккуратную вышивку.

1. Обратите внимание на форму и размер игольного ушка. В него должна легко вставляться нить, но при этом канва не должна деформироваться при его прохождении через неё.

2.Если у вас канва крупного плетения, возьмите иглу средней толщины с тупым кончиком.

3. Толщина иглы зависит от плотности канвы: чем она плотнее, тем тоньше игла.

Канва

Канва - это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов - хлопок, лён, смесь материалов, пластик.

В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестов.

Если вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность - это значение из английских традиций и означает число крестиков на дюйм полотна. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве).

Популярны следующие размерности:

  1. Канва №14 (55 кл. на 10 см) - подходит для начинающих вышивальщиц. Она довольно крупная, поэтому на ней легко вышивать так, что нет необходимости использовать лупу или очки. На ней можно вышивать даже нитками в два сложения, для лучшего заполнения полотна. Вышивка на такой канве получается аккуратная, но будьте готовы, что картина может получиться немного больше, чем на канве другой размерности.
  2. Канва №16 (60 кл. на 10 см) подходит для вышивальщиц с опытом. Размеры крестиков на ней будут меньше, поэтому сама картина немного меньше, чем на канве №14, а крестики будут плотнее. Здесь также рекомендуется вышивать в две нити.
  3. Канва №18 - очень мелкая (72 клетки на 10 см). Чтобы работать с ней вам понадобятся специальные приспособления (например, лупа). Вышивать можно как двумя нитями, так в одну нить - в зависимости от желаемой плотности вышивки. Эта канва идеально подходит для создания картин, отличающихся большой реалистичностью.

Также вы можете встретить в магазинах канву №8 - используется для обучения (можно вышивать крестиком, полукрестом), №11 - используется для простых схем, а также для вышивания скатертей, салфеток и т.п., №20 - самая мелкая, используется для вышивки гобеленовым стежком или чтобы придать элегантность обычной вышивке.

Канва для вышивки крестиком бывает нескольких видов - Аида (AIDA) и Хардангер (Hardanger) . Это самые популярные среди рукодельниц.

Канва Аида наиболее удобна для вышивки счётным крестом, так как крестики получаются ровными и аккуратными без особого труда. Она состоит из 100 % хлопка, а полотно представляет собой основу из нитей 4×4, формирующих чёткие квадраты. Может быть следующих размерностей: 8, 11, 14, 16, 18, 20.

Канва Хардангер - льняное полотно с равномерным переплетением, поэтому вышивальщица сама определяет размер крестиков. Чаше всего на ней вышивают в технике гобелен, но также возможна вышивка крестиком или гладью. Используется только опытными вышивальщицами, поэтому для начинающих рукодельниц рекомендуется брать канву Аида.

Важный момент по работе с канвой - усадка хлопковой канвы после стирки. Происходит она по долевой линии, поэтому нужен правильный раскрой канвы, чтобы вышитая картина осталась симметричной, а не вытянулась в высоту. Это наиболее актуально для картин на всю рабочую поверхность, для картин с пустым фоном такая деформация будет менее заметна.

Пяльца

Пяльца - приспособление для закрепления и натяжения канвы. Бываю разных диаметров и из различных материалов.

  1. Пластмассовые круглые пяльца - удобный и недорогой вариант для начинающих. Лёгкие, широкий выбор диаметров, но хрупкие. Также могут деформировать канву, если она слишком «рыхлая».
  2. Деревянные пяльца -могут быть не только разного диаметра, но и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Лёгкие, удобные, универсальные, из них не выскальзывает канва, как из пластмассовых. Основное преимущество - наружное кольцо разомкнуто, его диаметр регулируется винтом, поэтому канва не деформируется при закреплении. Если у вас деревянные пяльца, то вы можете работать с тканью любой толщины.
  3. Пяльца-рамка – это пяльца и рамка в одном. Сначала вы натягиваете канву для вышивания, а потом в ней же и вешаете на стену. Универсальные, большое разнообразие форм и размеров, хорошо натягивают полотно, не деформируя его.
  4. Пяльца кресельные - вариант для тех, кто серьёзно увлекается вышивкой. Благодаря ножке с «лапкой» крепятся на кресло, что позволяет работать двумя руками. Помимо того, что процесс пойдёт быстрее, руки, спина и шея не будут уставать, так как вам не нужно будет держать вышивку.

Есть и другие виды пялец, но они для профессионалов и стоят дороже, для начинающих вполне хватит перечисленных вариантов.

Размер пялец очень важен: чем больше пяльца, тем меньше закреплений канвы потребуется, чтобы вышить фрагменты картины, тем самым меньше шансов повредить канву. В остальном выбирайте по вкусу и бюджету.

Выбор готового набора для вышивки

Итак, теперь у вас есть все необходимые знания и приспособления, чтобы приступить к вышивке. Осталось только определить с картиной для вышивания. Производители предлагают широкий спектр готовых схем и наборов для вышивания крестиком, а многообразие идей для картин воодушевит даже самую привередливую рукодельницу. Так как вы только начинающая мастерица, то для вас лучше всего подойдут не просто схемы, а готовые наборы для вышивания крестиком . В них есть всё необходимое для рукоделия, поэтому вам не придётся выбирать канву и мулине для будущей картины, а схема снабжена полезными пометками, благодаря которым вы сразу найдёте в наборе нити нужного цвета. Вам останется только выбрать пяльца для вышивания и запастись терпением и энтузиазмом.

Чтобы первая работа с вышивкой не стала последней, нужно тщательно подойти к выбору готового набора для вышивания, иначе вы рискуете потерять интерес к творчеству из-за сложности выбранной вышивки.

Как выбрать первый набор для вышивания крестом? Эти советы будут полезны для начинающих:

1. Какой размер картины выбрать?

Не берите большие картины со сложным рисунком. Да, они такие красивые, что непременно захочется вышить их все и повесить с гордостью на стену. И такие картины обязательно у вас появятся, но начинать лучше с чего-нибудь простого, чтобы понять, как работать с вышивкой. Оптимальным вариантом будет рисунок 25Х25 см: так вы потренируетесь, успеете почувствовать вкус к рукоделию, а получившаяся картина украсит вашу комнату.

2. Какой выбрать рисунок?

Для начинающих не подойдут картины с большим количеством мелких деталей. Кроме того, это сильно затягивает процесс. Лучше взять картину с крупными деталями: достаточно быстро вышиваются орнаменты и «сюжетные» рисунки (домики, игрушки, корабли).

Например, можно попробовать такую схему:

Если вам понравилось несколько наборов, посмотрите, какая цветовая гамма вам больше нравится, с какими нитками будет приятнее работать. Также обратите внимание на схему в комплекте. Схемы для вышивки бывают цветные и чёрно-белые. Здесь дело вкуса: одним нравится сразу видеть цвет на схеме, а другим кажется, что чёрно-белая не отвлекает внимание буйством красок, а пометки на ней чётче выражены.

3. Какая канва должна быть в наборе?

В наборы может входить разная канва. Обратите внимание на маркировку. Номер канве присваивается в зависимости от величины и плотности крестов. Канва №14 - идеальный вариант для начинающих. Если в наборе будет канва №16, то крестики будут меньше и плотнее, поэтому вам будет сложнее вышивать. Канва №18 - самая сложная, здесь вам даже может понадобиться лупа.

4. Каким должен быть первый набор для вышивания крестом?

В первую очередь он должен нравиться! Тогда и вышивка пойдёт легче, и рукоделие будет в радость.

Подготовка рабочего места

Главное требование к рабочему месту - вам должно быть комфортно. Так как на вышивание уйдёт не один час, то место должно быть удобным. Лучше всего подойдёт мягкое кресло.

Следующее требование - освещение. Вы будете работать с мелкими деталями, поэтому место должно быть хорошо освещено, чтобы вам не пришлось «ломать глаза» в полутьме. Удобнее всего, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Если вы творите по вечерам, то кроме люстры, желательно включать настольную лампу.

Схему для вышивания крестом желательно расположить ближе к источнику света. Всё остальное - в произвольном порядке.

Всё, можно приступать к рукоделию!

Приступаем к вышиванию крестом

Если вы купили канву отдельно, то перед началом работы необходимо обработать края - обметать или промазать специальным прозрачным лаком или клеем.

Чтобы легче было работать с канвой, нужно её разметить. Для этого сложите канву пополам дважды и прогладьте места сложения. Далее, карандашом или смываемым маркером разметьте канву на квадраты 10х10 см.

Не забудьте оставить не менее 5 см свободной канвы на припуски. Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на подложку. Если у вашей работы предполагается пустой фон, то помните о том, сколько вы хотите оставить отступ от рисунка до рамы или паспарту.

Закрепите канву в пяльцах так, чтобы полотно легло ровно, без перекосов. Не перетягивайте канву - так вы можете её деформировать, и канва или вышивка будет испорчена.

Выберите подходящую для себя технику вышивки крестиком и наслаждайтесь процессом.

Завершение вышивки и оформление готовой работы

После того, как вышитая картина готова, её нужно привести в порядок и оформить в рамку.

Чтобы удалить смываемый маркер с канвы, а также если ваша работа в процессе подготовки немного испачкалась, то замочите её в теплой мыльной воде, а затем прополощите, но ни в коем случае не трите и не выжимайте. Просушите работу в вертикальном положении. После этого прогладьте утюгом с отпаривателем с изнаночной стороны через чистую белую ткань. На доску перед глажкой положите ещё одну белую ткань или простыню, чтобы избежать случайного окрашивания.

Готовую картину можно оформить в рамку для фотографий или купить специальный багет.