Конспект занятия по обучению пересказу дошкольников с ЗПР рассказа «Кошка и еж» посредством использованием мнемотехники.
Кондратьева Л.В.
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №53 «Елочка», г. Тамбов
Цель: Формирование навыков пересказа небольшого по объему текста с использованием мнемотехники.
Оборудование:
Мольберт, дидактическая игра «Кто, где живет?», картинки ежа и кошки, маска ежа, герой Символик, мнемокарточки, мнемотаблица.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Кошка и еж»;
Изучение лексической темы «Дикие животные»;
Рассматривание картинок, иллюстрации по изученной теме;
Лексический материал: Существительные: еж, ежиха, ежата, кошка, игла, дети;
Глагол: идти, нести, бежать, видеть, смотреть, прыгать, прятать, подставить;
Прилагательные: острый, маленький, вытянутый.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети все вместе:
«Добрый день», - тебе сказали,
«Добрый день», - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
П: - Ребята, Символик тоже очень рад вас видеть.
П: - Ребята, отгадайте загадку:
Это что же за комочек,
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек,
Два листочка и грибочек. (Еж)
Педагог показывает иллюстрацию с изображением ежа.
2.Подготовка к восприятию текста
Педагог: - Ребята, кто из вас видел ежа? (Ответы детей)
Педагог: - Где живет еж?
Дети: - В лесу.
П: - А как выглядит еж?
Д: - Еж маленький, вытянутый нос, спинка покрыта иголками.
П: - А для чего ежу нужны иголки?
Д: - Иголки спасают ежа от врагов.
П: - А кто враг у ежа?
Д: - Враг у ежа лиса.
П: - А еще для чего нужны иголки ежу?
Д: - Иголки ежу нужны для того, что бы переносить на них листья, грибы, ягоды.
П: - Чем питается еж?
Д: - Еж ест червей жуков, ящериц, мышей, змей, лягушек.
П: - Чем лакомится еж?
Д: - Еж любит грибы, ягоды, овощи, фрукты, молоко.
П: - Как называют маму ежа?
Д: - Ежиха.
П: - А детишек?
Д: - Ежата.
П: - Сегодня я вам прочитаю рассказ «Кошка и еж».
3.Чтение рассказа
Пришли дети из леса. Принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидала его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы.
4.Беседа по содержанию с использованием картинок
П: - О ком говорится в рассказе?
Д: - В рассказе говорится о еже и кошке.
П: - Кто принес ежа?
Д: - Ежа принесли дети.
П: - Откуда и куда принесли ежа?
Д: - Дети принесли ежа из леса домой.
П: - Кого увидел еж?
Д: - Еж увидел кошку.
П: - Что сделала кошка?
Д: - Кошка прыгнула на ежа и цап лапкой.
П: - Что сделал еж?
Д: - Еж спрятал головку.
П: - А как можно по-другому сказать? (Еж свернулся клубком)
5.Подвижная игра «Ежик и мыши»
П: - Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ежик и мыши». Мы сейчас считалкой выберем ежа.
Ежик, ежик! Выходи!
В небе радуга, гляди,
Что не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
Играем в игру «Ежик и мыши»
6.Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.
Проведение урока с использованием презентации по теме "Письменное изложение" по материалам упр.30 ("Кошка и ёж"), размещенного в учебнике "Русский язык", 3 класс, 2 часть по УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Письменное изложение 3 класс (Ч 2 - упр.30) УМК «Перспективная начальная школа» Учитель ГБОУ СОШ № 838 г. Москвы: Скороход Надежда Викторовна
Задачи урока: продолжить работу над письменным пересказом текста: обратить внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста; обратить внимание детей на особенности текста-повествования; развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.
Кошка и ёж
Чтение текста: по учебнику «Русский язык». 3 класс, часть 2 – с.66- 68 упр.30 «Кошка и ёж».
Вопросы к тексту № 1. Тебе удалось представить внешний вид кошки и ежа? А видно ли из текста, как они себя вели, как развивались их отношения?
Вопросы к тексту № 2. Как же называется такой текст – это описание или повествование? Текст повествование
Вопросы к тексту № 3. Предположи: в тексте-повествовании больше слов-названий действий, чем слов-названий признаков? Проверь себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями. В тексте больше слов-названий действий.
Вопросы к тексту № 4. Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку? Какую игру придумала кошка? Принял ли эту игру ёж?
Вопросы к тексту № 5. Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? Чем закончилась эта история?
Вопросы к тексту № 6. Подумай почему текст разделен именно на такие части. Коротко своими словами расскажи, о чем идет речь в каждой части. Озаглавь каждую часть и составь план.
План 1. Первая встреча кошки и ежа. 2. Кошка начинает игру. 3. Чем закончилась игра кошки и ежа? 4. Чему научилась кошка? Попробуй самостоятельно пересказать текст по плану!
Орфографическая работа Наст…р… жилась Прил… гла Т о лкнула – запомни!!! Нак … лола – ук … лола – к… лючий Л… зать (лапку) Наст о р о жилась – ст о рож, стор о жка Прил е гла – прил ё г, л ё г Нак о лола – ук о лола – к о лючий - к о лкий, к о лется Л и зать лапку – обл и зывать, л и жет
Орфографическая работа Начал б… г о тню См… трела Переск о чила – запомни!!! Чере з – запомни!!! Зах … телось Схв … тить В ст о р …ну Начал б е г о тню - б е г См о трела – см о трит Зах о телось – х о чется Схв а тить - схв а тит В ст о р о ну - стор о нка
Наст о р о жилась – ст о рож, стор о жка Прил е гла – прил ё г, л ё г Т о лкнула – запомни!!! Нак о лола – ук о лола – к о лючий - к о лкий, к о лется Л и зать лапку – обл и зывать, л и жет Начал б е г о тню - б е г См о трела – см о трит Переск о чила - запомни!!! Чере з - запомни!!! Зах о телось – х о чется Схв а тить - схв а тит В ст о р о ну - стор о нка
Прочитайте внимательно текст, закройте его и приступайте к написанию изложения! Желаю успехов!
Использованные ресурсы: М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О. В. Малаховская «Русский язык». 3 класс, методическое пособие. Малаховская О.В. учебник «Русский язык». 3 класс, часть 2. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%B5%D0%B6&pos=175&uinfo=sw-1550-sh-787-fw-1325-fh-581-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fotozveri.ru%2Fejik%2F6007.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=69&text=%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&pos=2093&uinfo=sw-1550-sh-787-fw-1325-fh-581-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.bobtails.ru%2Fimg%2Fstandart.jpg
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Письменное изложение. «Кошка и ёж»»
Цель:
Научить учащихся письменно пересказывать текст, продолжать работу по развитию речи.
Слайд 1-2.
Знакомство с темой и задачами урока.
Задачи урока:
- продолжить работу над письменным пересказом текста: обратить внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста;
- обратить внимание детей на особенности текста-повествования;
- развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.
Ход урока
Слайд 3.
Ребята, рассмотрите внимательно фотографии. Можно ли по фотографиям определить главного героя рассказа? Выскажите предположения о том, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем работать на уроке.
Давайте проверим ваши предположения и прочитаем рассказ внимательно. (Появление заголовка текста )
Слайд 4.
Откройте учебник «Русский язык», часть 2 и найдите в упражнении 30 рассказ «Кошка и ёж». Прочитаем текст. (Текст читается учителем, а учащиеся следят по тексту.)
Слайд 5-10.
Анализ текста по вопросам учебника:
- Тебе удалось представить внешний вид кошки и ежа? А видно ли из текста, как они себя вели, как развивались их отношения?
- Как же называется такой текст – это описание или повествование ?
- Предположи: в тексте-повествовании больше
слов-названий действий
, чем слов-названий признаков?
Проверь себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями. - Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку? Какую игру придумала кошка? Принял ли эту игру ёж?
- Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? Чем закончилась эта история?
- Подумай, почему текст разделен именно на такие части. Коротко своими словами расскажи, о чем идет речь в каждой части. Составь план.
Слайд 11.
Составление плана:
1. Первая встреча кошки и ежа.
2. Кошка начинает игру.
3. Чем закончилась игра кошки и ежа?
4. Чему научилась кошка?
Ребята, попробуйте по цепочке пересказать текст по плану вместе с соседом по парте. Он пусть расскажет 1 и 3 части, а вы 2 и 4 части.
Ребята, кто готов попробовать пересказать текст для всех? (Выслушиваются ответы ребят).
Слайд 12-14.
Ребята, обратите внимание, в тексте встречаются трудные места в написании некоторых слов (пропущены буквы или слово подчеркнуто). Давайте вместе разберем написание таких слов.
- Насторожилась – сторож, сторожка
- Прилегла – прилёг, лёг
- Толкнула – запомни!!!
- Наколола – уколола – колючий - колкий, колется
- Лизать лапку – облизывать, лижет
- Начал беготню - бег
- Смотрела – смотрит
- Перескочила - запомни!!!
- Чере з - запомни!!!
- Захотелось – хочется
- Схватить – схватит
- В сторону - сторонка
Слайд 15.
Ребята, прочитайте еще раз внимательно текст, закройте его и начинайте писать.
Итог урока:
В конце урока по желанию можно предложить ребятам прочитать получившиеся изложения.
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку.
Изложение. 3 класс. 2 часа.
Учителя МОУ СОШ №3 ст. СтарощербиновскойКраснодарского края
Окулова С. Н.
Тема: «Письменное изложение «Кошка и еж»» (2 часа)
Цели:
· продолжить работу над письменным пересказом текста;
еще раз обратить внимание детей на особенности текста - повествование;
закреплять умение понимать основную мысль, выраженную в тексте;
· развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания;
· воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование : презентация, учебник «Русский язык», часть 2.
Ход урока.
I . Выявление цели урока:
1. Ребята, за какими животными вы наблюдали?
Чьи повадки вы знаете?
Как надо относиться к животным?
С каждым годом на земле остается все меньше уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей. Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами животных и растений, государство объявляет их заповедниками.
В нашей стране их создано около 155.
В Кандалакшском заповеднике охраняются птичьи базары и гнездовьягаги. Пух этой птицы высоко ценится.
В Беловежской пуще много копытных животных - оленей, кабанов, косуль. Здесь живут на воле лесные великаны - дикие быки, зубры.
И мы ребята, тоже должны бережно относиться к животным, которые нас окружают.
Сегодня мы напишем письменное изложение.
Прочитайте по цепочке и подумайте, как называется текст, который мы будем писать: текст-описание или текст-повествование.
Дети: «Сегодня мы будем писать текст-повествование, так как в нем больше слов названий действий (глаголов).»
II . Беседа по содержанию. Повторение признаков текста.
1.Повторение признаков текста.
· Что такое тема текста? (то, о чем говорится в тексте)
· Что такое основная мысль? (то, что хотел сказать автор)
· Видно ли из текста, как кошка и еж себя вели?
· Как развивались их отношения?
· Докажите, что это текст-повествование (глаголов больше, чем прилагательных?)
2.Работа в парах.
Проверьте себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями.
· Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапу? (не знала)
· Какую игру придумала кошка?
· Принял ли еж эту игру? (Нет, он каждый раз подставлял колючие иглы)
· Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? (хотела схватить)
· Чем закончилась эта история? (она запомнила, что еж колючий)
III . Составление плана и подбор опорных слов.
Подумай, почему текст разделен именно на такие части?
1. Прочитайте I часть и подумайте, какова основная ее мысль? (Первая встреча кошки с ежом закончилась тем, что кошка наколола лапу.)
· Как озаглавим? (Первая встреча кошки ежа)
· Какие опорные слова помогут передать нам главную мысль первой части? (Увидела, насторожилась, толкнула, подставил, наколола, лизать.)
2. Прочитайте вторую часть и подумайте:
· какова основная ее мысль? (кошка захотела поиграть с ежом)
· как озаглавим? (Кошка начинает игру.)
· Какие опорные слова помогут передать нам главную мысль второй части? (Опорные слова: вечером, хочется, долго смотрела, перескочила, не укололась.)
3. Прочитайте третью часть и подумайте, какова основная ее мысль? (Игра кошки и ежа закончилась печально для кошки.)
· Как озаглавим? (Конец игры кошки с ежом.)
· Какие опорные слова помогут передать главную мысль третьей части? (понравилась, еж подбежит, забыла, колючие иглы, захотелось схватить, в сторону)
4. Что говорится в четвертой части? Чему научилась кошка?
В конце изложения напишите, чему кошка научилась. Какие опорные слова? (с тех пор)
IV . Пересказ по плану и опорным словам.
V . Словарная работа. Разбор трудных случаев написания слов.
VI . Чтение текста еще раз вполголоса.
VII . Самостоятельная работа. Письменно изложите своими словами рассказ «Кошка и еж».
VIII. Самоконтроль.
Цель: Формирование навыков пересказа небольшого по объему текста с использованием мнемотехники.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
— формировать навыки планирования связного развернутого высказывания;
— обогащать словарь детей;
— активизировать речевую деятельность детей;
— учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сюжетного рассказа;
— упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление;
— развивать монологическую речь;
— развивать навыки подробного рассказа с опорой на мнемокарточки рассказа;
— развивать положительную установку на участие в занятии;
Коррекционно-воспитывающие:
— воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;
— воспитывать любовь к животным, к природе.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок к рассказу, составление плана рассказа по мнемотаблице; дидактическая игра «Кто, где живет?».
Оборудование:
Мольберт, дидактическая игра «Кто, где живет?», картинки ежа и кошки, маска ежа, герой Символик, мнемокарточки, мнемотаблица.
Предварительная работа:
— Чтение рассказа «Кошка и еж»;
— Изучение лексической темы «Дикие животные»;
— Рассматривание картинок, иллюстрации по изученной теме;
Лексический материал:
Существительные : еж, ежиха, ежата, кошка, игла, дети;
Глаголы: идти, нести, бежать, видеть, смотреть, прыгать, прятать, подставить;
Прилагательные: острый, маленький, вытянутый.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети все вместе:
«Добрый день», — тебе сказали,
«Добрый день», — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Педагог: — Ребята, Символик тоже очень рад вас видеть.
Педагог: — Ребята, отгадайте загадку:
Это что же за комочек,
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек,
Два листочка и грибочек. (Еж)
Педагог показывает иллюстрацию с изображением ежа.
2. Подготовка к восприятию текста
Педагог: — Ребята, кто из вас видел ежа? (Ответы детей)
Педагог: — Где живет еж?
Дети: — В лесу.
Педагог: — А как выглядит еж?
Дети: — Еж маленький, вытянутый нос, спинка покрыта иголками.
Педагог: — А для чего ежу нужны иголки?
Дети: — Иголки спасают ежа от врагов.
Педагог: — А кто враг у ежа?
Дети: — Враг у ежа лиса.
Педагог: — А еще для чего нужны иголки ежу?
Дети: — Иголки ежу нужны для того, что бы переносить на них листья, грибы, ягоды.
Педагог: — Чем питается еж?
Дети: — Еж ест червей жуков, ящериц, мышей, змей, лягушек.
Педагог: — Чем лакомится еж?
Дети : — Еж любит грибы, ягоды, овощи, фрукты, молоко.
Педагог: — Как называют маму ежа?
Дети: — Ежиха.
Педагог: — А детишек?
Дети: — Ежата.
Педагог: — Ребята, а о ком мы сегодня будем читать рассказ, как вы думаете?
Педагог: — Сегодня я вам прочитаю рассказ «Кошка и еж».
3.Чтение рассказа
Пришли дети из леса. Принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидала его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы.
4. Беседа по содержанию с использованием картинок
Педагог: — О ком говорится в рассказе?
Дети: — В рассказе говорится о еже и кошке.
Педагог : — Кто принес ежа?
Дети: — Ежа принесли дети.
Педагог: — Откуда и куда принесли ежа?
Дети: — Дети принесли ежа из леса домой.
Педагог: — Кого увидел еж?
Дети: — Еж увидел кошку.
Педагог: — Что сделала кошка?
Дети: — Кошка прыгнула на ежа и цап лапкой.
Педагог: — Что сделал еж?
Дети: — Еж спрятал головку.
Педагог: — А как можно по-другому сказать? (Еж свернулся клубком)
5. Подвижная игра «Ежик и мыши»
Педагог: — Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ежик и мыши». Мы сейчас считалкой выберем ежа.
Ежик, ежик! Выходи!
В небе радуга, гляди,
Что не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
Играем в игру «Ежик и мыши»
6. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.
Педагог: — Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти мнемокарточки.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается план рассказа из мнемокарточек в мнемотаблицу.
7. Коллективное составление алгоритма рассказа.
Педагог: — С чего начнем мы наш рассказ?
В своих ответах дети опираются на мнемокарточку, т.о. закрепляя в ней главную мысль каждого предложения, которое оформляется фразой.
8. Итог занятия.
Педагог: — Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?
— Вам понравился рассказ?
— Мне и Символику понравились ваши рассказы. Молодцы, ребята! До свидания!
В конце занятия детям домой раздаются мнемокарточки для закрепления пересказа текста с родителями в свободное время.