Л н толстой пожар краткое содержание. Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н

скачать

Аудио быль "Пожар" из "Первой русской книги для чтения" Льва Николаевича Толстого. Можете читать брифли (краткое содержание), слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио быль "Пожар".
В жнитво мужики и бабы ушли в поле на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе осталась бабушка и трое внучат: трехлетняя Маша, полуторагодовалый Кирюшка и восьмилетний Ваня. Бабушка истопила печь и легла на лавку отдохнуть, закрыла голову платком от мух и уснула. Тем временем Маша нагребла в черепок угольев из печки и подожгла в сенях снопы. Снопы загорелись. Перепуганная Маша с Кирюшкой вернулась в избу и спряталась под лавку. Ваня был на улице, увидел, что из сеней валит дым и побежал в избу. Тушить было поздно. Мальчик разбудил бабушку. Та спросонку забыла про детей, выскочила на улицу и побежала звать людей. Ваня отыскал Машу и Кирюшку под лавкой. Через дверь уже нельзя было уйти из горящей избы. Он поднял окно. Сначала в него вылезла Маша, потом он вытолкнул, упирающегося Кирюшку, и успел выскочить в окно сам.

В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".

Краткая биография автора

Л. Н. Толстой родился в далеком 1828 году. Его родители принадлежали к знатному роду, владели усадьбой "Ясная поляна" в Тульской области (тогда - губернии). Они рано ушли из жизни, оставив сына на попечение родственников.

Опекуны хорошо заботились о мальчике, дали ему блестящее образование. После окончания Казанского университета Лев поступил служить в армию и уехал на Кавказ. Именно здесь он начал писать. Его первое произведение - "Детство". Всего Толстой написал более 170 книг.

Русский автор Лев Толстой известен практически каждому соотечественнику по таким произведениям, как "Анна Каренина" или "Война и мир". Но он много писал и для детей (у самого писателя было 13 отпрысков, 5 из них умерли в младенческом возрасте). Самые известные детские рассказы Толстого:

  • "Филиппок".
  • "Три медведя".
  • "Косточка".
  • "Котенок".
  • "Пожар".
  • "Лев и собачка".
  • "Правда всего дороже".

Интересен и поучителен детский рассказ "Пожарные собаки". Анализ произведения дан в статье.

Толстой Л. Н. умер в 1910 году, но память о нем и любовь к его творчеству будут жить всегда.

Рассказ "Пожарные собаки" начинается с объяснения, что во время пожара маленькие дети пугаются, прячутся и сидят тихо. В дыму и копоти спасатели не всегда могут их увидеть, на оклики они не отзываются. Что делать, как спасать малышей из огня? В Лондоне специально для таких целей начали обучать собак, которые с помощью нюха находили детей и выносили их из огня. Четвероногих друзей так и называли - пожарные собаки. Один героический пес по кличке Боб вынес из огня 12 детей.

Далее рассказывается, как однажды Боб во время пожара вынес из дома 2-летнюю девочку. Пожарные, убедившись, что собака цела, хотели увести ее, поскольку мама девчушки говорила, что в доме больше нет детей, но Боб рвался в огонь. Его отпустили, и он бесстрашно вбежал в горящий дом, а через минуту вернулся назад, неся что-то в зубах. Неужели еще ребенок? Когда собака подбежала ближе, все увидели, что она спасла от пожара большую куклу! Пожарные рассмеялись.

Анализ произведения

Анализируя рассказ "Пожарные собаки" (Толстой - автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня. Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, - Маленький принц, - скажет: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.

Примерный по теме: "Пожарные собаки" (Толстой Л. Н.)

Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:

  • познакомить учеников с автором Л. Н. Толстым, его произведениями;
  • отрабатывать технику чтения;
  • развивать память, внимание, умение слушать других, а также формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • расширить знания учеников о взаимосвязи природы и человека;
  • научить детей бережно и благодарно относиться к животным.

Ориентировочный план действий:

  • Рассказать ученикам, кто такой Лев Толстой, кратко и доступным языком описать его жизнь, охарактеризовать творчество, назвать самые популярные произведения, рекомендовать к прочтению детские рассказы (дать список). Для наглядности использовать презентацию.
  • Прочитать рассказ "Пожарные собаки" (Толстой), анализ которого сделать позже.
  • Ответить на вопросы учителя: "О ком говорится в рассказе?" (о пожарной собаке), "Как звали собаку?" (Боб), "Что делают маленькие дети во время пожара?" (прячутся и молчат), "Где впервые начали обучать собак пожарному делу?" (в Лондоне), "Почему пес Боб вернулся в горящий дом?" (за куклой). Такие короткие вопросы-ответы помогут ученикам лучше запомнить рассказ.
  • Перейти непосредственно к анализу произведения. Учитель дает наводящие вопросы: "Какое впечатление произвел на вас этот коротенький рассказ?", "Как пожарные относились к псу Бобу?", "Какие чувства вызывает у вас эта собака?", "Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой четвероногий друг?", "Какие обязанности у хозяина по отношению к своей собаке, к другим домашним питомцам?" Ответы на эти вопросы должны быть не короткими, а объемными, основанными на размышлениях ученика.

Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого "Пожарные собаки" и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

Лягушка и лев

Лев услыхал - лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит - вышла лягушка из болота. Лев раздавил ее лапой и сказал: «Вперед не рассмотревши, не буду пугаться».

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер. Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих

(Рассказ)

Когда я был маленький, меня пугали слепыми нищими, и я боялся их. Один раз я пришел домой, а на крыльце сидело двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся пройти мимо них: я думал, что они схватят меня. Вдруг один из них (у него были белые, как молоко, глаза) поднялся, взял меня за руку и сказал: «Паренек! что же милостыньку?» Я вырвался от него и прибежал к матери. Она выслала со мною денег и хлеба. Нищие обрадовались хлебу, стали креститься и есть. Потом нищий с белыми глазами сказал: «Хлеб твой хороший - спаси бог». И он опять взял меня за руку и ощупал ее. Мне его стало жалко, и с тех пор я перестал бояться слепых нищих.

Дойная корова

У одного человека была корова; она давала каждый день горшок молока. Человек позвал гостей; и чтобы набрать для гостей больше молока, он десять дней не доил коровы. Он думал, что на десятый день корова даст ему десять кувшинов молока.

Но в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде.

Китайская царица Силинчи

У китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись, что с этим червяком делать и как его водить, и тебя народ никогда не забудет».

Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как водить их.

С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют.

Стрекоза и муравьи

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Мышь-девочка

Один человек шел подле реки и увидал, что ворон несет мышь. Он бросил в него камень, и ворон выпустил мышь; мышь упала в воду. Человек достал ее из воды и принес домой. У него не было детей, и он сказал: «Ах! если б эта мышь сделалась девочкой!» И мышь сделалась девочкой. Когда девочка выросла, человек спросил ее: «За кого ты хочешь замуж?» Девочка сказала: «Хочу выйти за того, кто сильнее всех на свете». Человек пошел к солнцу и сказал: «Солнце! моя девочка хочет выйти замуж за того, кто сильнее всех на свете. Ты сильнее всех; женись на моей девочке». Солнце сказало: «Я не сильнее всех: тучи заслоняют меня».

Человек пошел к тучам и сказал: «Тучи! вы сильнее всех; женитесь на моей девочке». Тучи сказали: «Нет, мы не сильнее всех, ветер гоняет нас».

Человек пошел к ветру и сказал: «Ветер! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Ветер сказал: «Я не сильнее всех: горы останавливают меня».

Человек пошел к горам и сказал: «Горы! женитесь на моей девочке; вы сильнее всех». Горы сказали: «Сильнее нас крыса: она грызет нас».

Тогда человек пошел к крысе и сказал: «Крыса! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Крыса согласилась. Человек вернулся к девочке и сказал: «Крыса сильнее всех: она грызет горы, горы останавливают ветер, ветер гонит тучи, а тучи заслоняют солнце, и крыса хочет жениться на тебе». Но девочка сказала: «Ах! что мне теперь делать! как же я выйду замуж за крысу?» Тогда человек сказал: «Ах! если б моя девочка сделалась опять мышью!»

Из девочки сделалась мышь, и мышь вышла замуж за крысу.

Курица и золотые яйца

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри ее большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

Урок внеклассного чтения 2 класс.

Учитель - Кильдибекова И.И.

Тема: Л.Н.Толстой «Пожар».

Цели: Образовательная - продолжить знакомство с литературными жанрами на основе произведения Л.Н.Толстого «Пожар»; повторить произведения известных авторов про пожар; учить выборочному чтению.

Развивающая - развивать устную речь, учить рассуждать,

развивать мышление через анализ поступков героев, умение сравнивать, делать выводы; расширять кругозор учащихся через использование дополнительной информации и литературы, интерес к литературе.

Воспитывающая –аккуратное обращение с огнём, доброжелательное отношение друг к другу, культуру речи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять

Много нового узнать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Бежит- сверкает, мерцает, переливается,

А заденешь - жжет, кусается? (Огонь).

Ребята, а вы знаете,как появился огонь на Земле?

А хотите узнать? Об этом нам расскажет Егор (огонь из молнии, как люди поддерживали огонь, священность огня).Рисунок огня на доску.

Есть ещё легенда о появлении огня на земле. С ней вы можете познакомиться в данной книге «Мифы Птолемей», которую можно взять в школьной библиотеке.

Ребята, а кто из вас знает, как можно получить огонь?

(при трении, при ударе камень о камень)

С давних времен люди учились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?

Какую пользу приносит огонь? (ответы детей)

На доску вывешиваются слова: - обогревает

Освещает

Приготовление пищи

Молодцы, ребята.

А только ли пользу приносит огонь? (нет)

А о том, какой вред может нанести огонь,вы вспомните сами из известных вам произведений.

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание (отрывок из стихотворения).

С.Я.Маршак. «Пожар».

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам.


С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребёнок

Протягивал к ним.

К.И.Чуковский «Путаница».

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!!

Помогите, помогите!»

Спасибо! Молодцы!


Что общего, во всех трёх произведениях? (тема пожара)

В каком произведении, прочитанном вами дома, встретилось

Слово ПОЖАР?

Кто написал это произведение?(Л.Н.Толстой).

К какому жанру относится это произведение? (Стих-е, рассказ, басня, былина), (рассказ, он повествует о событии, которое произошло).

3.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем пойдёт речь на уроке? (Мы будем работать над произведением Л.Н.Толстого «Пожар» и узнаем, всегда ли огонь нам друг).

4. Физ. Минутка. Зарядка для глаз. Под музыку.

5.Словарная работа.

Глазки открываем. - Что изменилось? (появились слова на доске).

Чем мы сейчас будем заниматься и зачем это нужно?

(разберём непонятные, сложные слова)

ЖИТВО

СЕНИ

СВЯСЛА

СНОПЫ

ОШАЛЕЛА

Как и где можно узнать значение данных слов?

Кто сможет объяснить значение данных слов?

(показать снопы, по Толковому словарю Ожегова находим значение слова ошалела-потеряла соображение от испуга, сильного удивления)

6.Проверка усвоения прочитанного.

Дома вы ознакомились с содержанием текста. – Понравился ли вам этот рассказ?

Почему этот рассказ называется «Пожар»?

Кто является главными героями этого произведения?

Какова главная мысль этого рассказа?

Что такое ПОЖАР? (это беда, гибель природы, людей)

В словаре даётся такое объяснение данного слова –непреднамеренное возгорание предметов по неосторожности, из-за небрежного обращения с огнём.

А что же случилось в рассказе?

А кто в этом виноват?

Как звали эту девочку?

7.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

Найдите в тексте ответ и зачитайте.

Почему Маша этим занялась?

(ей было скучно, интересно, любопытно) за чтение ставится оценка.

Как повели себя дети, когда начался пожар? Зачитать. Оценка.

В чём была ошибка детей?

(разбудить бабушку и выбежать из дома)

Давайте найдём отрывок, в котором рассказывается о героическом поступке старшего брата Вани. Зачитать. Оценка.

8. Итог урока.

Все рассказы Л.Н.Толстого обязательно чему-то нас учат. Чему же научил этот рассказ?

Какой вывод для себя сделали вы?Ответы ребят.

Когда огонь может стать не другом, а врагом и от кого это зависит?

А знаете ли вы по какому номеру нужно позвонить в такой ситуации?

Кто придёт нам на помощь?

Картинка пожарника телефон 01

Почему нам приходится обращаться к людям данной профессии,

вы сейчас увидите.

ИНСЦЕНИРОВКА (два ученика)

Д.-Чем бы нам заняться? М.- Что бы такого сделать?

Ой, я, кажется, придумал!

(достаёт из кармана спички, пытается зажечь)

Давай мы с тобой костёрчик разведём.

Д.- Вот здорово! Давай! Загорится огонёк, огонёк!

Появляется взрослый.

Взр.- Ой, что это вы делаете?

Ну что вы кричите, пожар что ли?

Взр. – Не останови я вас вовремя – пожара не миновать!

Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички пожар? Ну, вы насмешили!

Взр. – Да! – Правда, ребята!?Мы то знаем, что спички - это не игрушка. Когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом!Хоровое чтение последней фразы.

Большое спасибо нашим артистам.Оценивание.

Рефлексия. Продолжи предложение –

Я узнал…..

Японял….

Я задумался…

Мне понравилось….

Мне захотелось….

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и поговорим о пьесе «Любите обижающих вас».

Вас заинтересовало название? А хотите узнать о чём эта пьеса?

Чем пьеса отличается от других литер жанров?

9. Д. З. с.72-74 чит. Выписать и найти объяснение сложным словам. Подобрать пословицы.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.

Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.

Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
- Глянь, Килюска, какую я печку вздула.Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
- Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
- Тащи его за голову! - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.