Рекомендации родителям по адаптации ребенка. Рекомендации родителям

Адаптация – это процесс приспособления к изменившимся условиям, который включает влияние на многие психофизиологические функции растущего организма. Любые перемены – это, несомненно, стресс. Поэтому малышу так важна поддержка и доброжелательное отношение в этот период. И, конечно, главными помощниками в деле приучения к детскому саду являются родители.

Вот несколько полезных рекомендаций для родителей

по адаптационному периоду.

    Первое, что стоит помнить – не нужно грозить ребенку детским садом. Необходимо создать положительное впечатление, говорить, как малышу будет там хорошо и весело. Можно даже предложить ребенку дома поиграть в «детский сад» - тогда еще до знакомства с учреждением, он будет иметь представление о том, что это такое.

    Важно сразу поддерживать в домашних условиях режим дня, максимально близкий к режиму пребывания в садике. Если это новый режим для ребенка, оптимально начать адаптировать его за пару месяцев до похода в детский сад.

    Необходимо вовремя оформить медицинскую карту для поступления в детский сад.

    Обратите внимание на питание малыша. По составу оно должно быть приближено к рациону, предлагаемому в детском саду. Обязательно должны быть в меню каши и супы. Ребенок, питающийся исключительно полуфабрикатами, будет испытывать еще больший стресс от непривычной еды. Обед должен состоять из трёх блюд (первое, второе и компот).

    Желательно, чтобы к посещению детского сада малыш умел самостоятельно одеваться, хотя бы частично. Сюда же относится владение основными навыками: использование столовых приборов, умывание. Довольно важным фактором является приученность к горшку. Учиться новым действиям в стрессовой ситуации гораздо сложнее, чем прийти в незнакомый мир уже знающим.

    В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

    Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

    Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

    Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

    В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

    Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

    В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Таким образом, Вы сможете максимально снизить негативные факторы адаптационного периода, и малыш в детском саду с первых дней будет ощущать себя в комфортной обстановке.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!


Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения . Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша , что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду , что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей.

Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-­за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом , как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.

Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско­родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка.

Не критикуйте детский сад , не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Рано или поздно ребёнок подрастает, а родители задумываются о том, чтобы отдать его в детский сад. Этот период требует много терпения от родителей, ведь на адаптацию уйдёт немало времени. Когда малыш начинает посещать дошкольное учреждение, мамы и папы сталкиваются с разными трудностями, о которых и не подозревали ранее. «Популярно о здоровье» готов дать рекомендации по адаптации детей к детскому саду.

С какими сложностями придётся столкнуться ?

Посещение детского сада – стресс для малыша. Он привык находиться рядом с мамой, а теперь ему придётся менять привычки и окружение. Смена обстановки вызывает тревогу, страх у ребёнка. Вот какие трудности ожидают родителей, когда малыш начнёт ходить в садик:

* кроха станет устраивать истерики каждый день;
* будет отказываться идти в сад;
* его сложно будет разбудить утром, ведь малыш привык спать дольше;
* ребёнок начнёт часто болеть.

Дополнительные проблемы ожидают родителей, дети которых не имеют необходимых навыков самообслуживания – не умеют самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, просить помощи (такое бывает, если кроха стесняется или не умеет говорить).

Если малыш пока ещё ничему не научился, стоит повременить с детским садом. Нужно обучить его обслуживать себя хотя бы в какой-то мере. Что должен уметь мальчик или девочка:

Кушать ложкой сам;
- проситься на горшок;
- снимать штанишки и трусики и надевать их.

Это самые основные требования к ребёнку, которого собираются отдавать в дошкольное учреждение.

Прежде всего, отдавая чадо в сад, нужно научить его самым элементарным вещам. Малыш должен уметь просить помощи у воспитателя. Если он совсем не разговаривает, как он заявит о своих потребностях?

Будьте готовы к тому, что будет нелегко. Случаи, когда дети охотно посещают дошкольное учреждение с первых дней, редки. Большей частью детки плачут и капризничают. В связи с этим родителям поможет рекомендация не идти на поводу у своих чад. Если кроха просит оставить его дома, не соглашайтесь, иначе потом ситуация каждый день будет повторяться.

Ещё один совет родителям – укрепляйте иммунитет детей витаминами, рыбьим жиром, во время эпидемий гриппа и ОРВИ давайте Анаферон или другие лекарства для профилактики заболеваний. В первый год посещения детского садика все дети болеют большую часть времени. Это нормально, но всё же лучше предпринимать профилактические меры, чтобы избежать серьёзных проблем со здоровьем.

Как подготовить малыша к детскому саду ?

Родители должны заблаговременно вызвать у своих чад интерес к ДОУ. Для этого можно прогуливаться около садика, где гуляют детки, рассказывать крохе о том, какие интересные занятия проводятся в дошкольном учреждении.

О чём стоит рассказать крохе :

Кто такие воспитатели, что они делают, зачем нужны, как к ним обращаться;
- что родители каждый день оставляют деток в садике, чтобы пойти на работу, а потом забирают;
- в саду интересно, там есть игрушки, дети играют вместе, там вкусно кормят, выходят на прогулку;
- там делают поделки, играют, танцуют и поют;
- по всем вопросам нужно обращаться к воспитателю.

Чтобы помочь ребёнку адаптироваться, нужно высказываться о садике только в положительном ключе. Попробуйте поиграть в игру про детский сад, показав сыну или дочке, как там всё происходит. Если воспитатели не против, предложите крохе брать с собой любимую игрушку, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Внимание ! Всегда уверяйте малыша, что заберёте его, точно говорите, когда именно вы придёте, не лгите. Никогда не ругайте его за слёзы и переживания, будьте готовы утешать, сколько потребуется.

Когда кроха начнёт ходить в ДОУ, уделяйте ему больше времени по вечерам и выходным дням. Теперь он реже бывает дома, ему не хватает любви, прикосновений и поцелуев. Будьте готовы дать всё это в избытке.

Родителям важно поддерживать отношения с воспитателями и участвовать в жизни ребёнка – хвалить за поделки, над которыми он трудился, приходить на утренники, участвовать в спортивных соревнованиях. Такой подход поможет быстрее адаптироваться к новому коллективу.

Важно научить чадо решать конфликты, возникающие в группе со сверстниками. Поощряйте малыша искать помощи и защиты у воспитательницы и обращаться к ней в любое время.

Чего делать нельзя

Некоторые родители своими словами и действиями сами настраивают деток против сада. Как? Ругая малыша, они говорят: «Перестань, не то отдам тебя в садик и не заберу, мне не нужен такой непослушный мальчик!» Подобные высказывания неуместны.

В присутствии своих детей нельзя обсуждать действия воспитателей и говорить о них в негативном ключе. Критика в адрес учреждения и его работы, питания недопустима, ребёнок не должен слышать возмущений родителей по поводу ДОУ, иначе у него разовьётся негативный взгляд на посещение садика.

Адаптация к детскому саду – тяжёлый период как для детей, так и для родителей. Часто взрослые оказываются не готовыми пройти этот путь и под давлением чада перестают водить его в группу. Однако это не выход – рано или поздно ему придётся посещать учебное учреждение. Гораздо лучше, если малыш уже успеет научиться находить общий язык со сверстниками и воспитателями до школы.

  • Приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
  • Приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
  • Ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
  • Ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
  • Ребёнок остается один с завтрака до обеда;
  • Ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • Ребёнок остается один на целый день.
  1. Некоторые дети нуждаются в присутствии мамы в группе или раздевалке в самом начале адаптации. В присутствии мамы ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мама должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая «тетя» хорошая, добрая. Как она любит детей, играет с ними, кормит. Никогда нельзя тихонечко уходить, не предупредив ребёнка!
  1. Дайте ребёнку в садик небольшую игрушку. Лучше мягкую. Хорошо если это будет та, с которой вы знакомились с детским садом. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  1. Если есть возможность, пусть малыша отводит в садик тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  1. Когда вы собираетесь оставить ребёнка в садике, обязательно скажите, что Вы уходите, что вы обязательно придете, и обозначьте когда. Я приду к тебе:
  • после прогулки;
  • после обеда;
  • после того, как вы поспите;
  • «Починю машинку и приеду ПОСЛЕ….»
  • «Куплю нам еду в магазине и приеду ПОСЛЕ…»
  • «Съезжу по делам и приеду ПОСЛЕ….»

Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

  1. Ритуал прощания. У вас должен быть свой ритуал прощания, который ребёнку уже знаком:
  • Воздушный поцелуй;
  • Сдуть поцелуй с ладошки;
  • Поцелуй в обе щёки;
  • Помахать рукой;
  • Сказать «пока-пока»;
  • Попрощаться так же с игрушкой и поручить ей играть с ребёнком вместе.

Первые месяцы адаптации. Чего ожидать от ребёнка в первые месяцы адаптации?

Период привыкания ребенка к новым условиям можно разделить на три этапа:

острый, подострый и окончание адаптации.

  1. Острый период, или «период дезадаптации» – когда имеется более или менее выраженные изменения поведения у ребёнка и его эмоционального состояния. В это время наиболее заметны изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в речи ребёнка, в его активности и игре (это не говорит о том, что адаптация проходит плохо).
  2. Подострый период – когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая правильные формы поведения. В это время постепенно уменьшаются заметные изменения в его поведении. Это происходит не одновременно. Прежде всего, нормализуется аппетит, потом нормализуется сон и эмоциональное состояние, и только затем привычный способ игры и речевая активность
  3. Период окончания адаптации. Адаптация считается законченной, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет с другими детьми.

Какие бывают распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации?

  1. Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции у ребёнка: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
  2. Контакты со сверстниками и воспитателем. В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
  3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
  4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
  5. Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
  6. Двигательная активность. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
  7. Сон. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
  8. Аппетит. В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
  9. Здоровье. В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Помните, что даже самая лёгкая адаптация обычно наступает за 3–4 недели.
  10. Поведение дома. Родителям нужно настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий – ну просто золотые дети. Но, придя домой, золотой ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся. Например, одевание-раздевание, уборка игрушек. Такое поведение вполне объяснимо – в саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно. Ну а маме достается самое плохое поведение. Плохое поведение после сада – это, прежде всего, потребность в любви и повышенном внимании со стороны мамы. Итак, во время процесса адаптации к детскому саду у ребёнка могут наблюдаться различные нарушения поведения и общего состояния.

Отнеситесь к этому с пониманием:

  • Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание).
  • Нарушение сна (сон кратковременный, прерывистый).
  • Меняется эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается, капризничает, упрямится, грубит).
  • Забывает то, что умел делать ранее (еда, одевание, горшок).
  • Иногда можно отметить и более глубокие расстройства (повышение температуры тела, изменения характера стула).

  1. Отдавая своего малыша в сад, Вам очень важно настроиться на то, что он совсем не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно, особенно в первые два месяца. Особенно в первые два месяца, пока еще не появились друзья, и ребёнок еще не привык. Вы должны быть вполне готовы к тому, чтобы спокойно, уверенно, а главное — единодушно встретить со стороны ребенка явное или неявное сопротивление саду и нежелание ходить в него. Это нормальное явление для любого ребёнка в самом начале.
  2. Всегда говорите только хорошее о садике и воспитателе в присутствии ребёнка. Даже в том случае, если вам что-то не понравится, нельзя обсуждать это при ребёнке.
  3. Рассказывайте в присутствии ребёнка другим о том, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.
  4. Рассказывайте в присутствии ребёнка другим о достижениях ребёнка в садике – что у него там хорошо получается, что он хорошо делает, чему научился.
  5. В выходные дни старайтесь не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  6. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  7. Старайтесь по вечерам после садика и на выходных давать ребёнку столько Вашего времени, сколько возможно. У ребёнка происходит резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Важно его максимально восполнять
  8. Ни в коем случае никогда нельзя пугать детским садом, как местом, куда ссылают непослушных детей: «Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!» Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  9. Не берите с ребенка обещаний о том, что он будет вести себя хорошо, что не будет плакать при расставании или дома, при упоминании необходимости идти в сад. Дети маленького возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  10. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже, полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.
  11. Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему. Теперь Вы точно знаете как правильно начать водить его в группу и какие изменения в его поведении могут происходить в первые недели после начала сада. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.