Что такое детский дом. Детских домов больше не будет

/по материалам статьи Людмилы Петрановской - психолога, автора книги "К нам пришел приёмный ребенок"/

Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. И вот стоит нам начать ходить туда, мы устроим детям общение, и их жизнь станет более радостной. Когда же люди действительно начинают посещать детский дом, они видят, что проблемы у детей гораздо более глубокие и порой даже пугающие. Кто-то перестает ходить, кто-то продолжает, пытаясь изменить ситуацию, кто-то понимает, что для него единственно возможный выход – хотя бы одного ребенка забрать из этой системы.

В регионах еще можно встретить детские дома, где дети не ухожены, не лечены и так далее. В Москве подобного учреждения не найдешь. Но если мы посмотрим на детей из детских домов, благополучных в материальном плане, то увидим, что они отличаются от «домашних» по восприятию, по реакции на ситуации и так далее.

Понятно, что и детские учреждения могут быть разными: детский дом на 30 детей, откуда дети ходят в обычную школу, отличается от «монстров» на 300 человек.

У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:

1. «Диктат безопасности»

За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее. Но все-таки жить по-человечески хочется, и вот у ребенка появляется плюшевый мишка, с которым он спит, окна начинают украшать цветы. Перед проверками все эти запретные вещи прячутся в некоторых детских домах.

Очень сильно сократились у детей возможности заниматься чем-либо хозяйственно-полезным (опять же под лозунгом безопасности). Уже почти нет в детских домах мастерских, приусадебных участков, детям не разрешается участвовать в приготовлении пищи и так далее. То есть намечается тенденция «обматывания детей ватой» со всех сторон. Понятно, что в «большую жизнь» они выйдут полностью к этой жизни не готовые.

2. «Режимная жизнь»

Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа, где в палате – 6 человек, где в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы же с ума сойдем. Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.

А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли? Все равно следует пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают.

Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – «психологический голод» - когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинают беспрерывно и жадно есть.

Кстати, в некоторых учреждениях пытаются решить это вопрос так: сушат сухарики и позволяют детям их брать с собой из столовой. Мелочь? Но ребенку важно поесть в тот момент, когда он захочет…

3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».

4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.

Отсутствие дверей в туалетах, в душевых. Менять белье, совершать гигиенически процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить, постоянно ощущая его, невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому не придет в голову, что надо войти, постучавшись.

Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются. В семье это происходит постепенно.

Сейчас сиротам в обществе уделяют много внимания. Но чаще помощь, которую люди стремятся оказать детским домам, пользы не приносит, а наоборот – нередко развращает. Внешне получается – лоск в детских домах, а внутри – все то же отсутствие личного пространства.

Нет смысла покупать в учреждение ковры и телевизоры, пока там нет туалетов с кабинками.

5. Изоляция детей от социума

Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме.

Да, все это требует от сотрудников лишней ответственности. Но здесь важно расставить приоритеты: ради кого вы работаете – ради детей или начальства?

6. Неумение общаться с деньгами

Многие дети в детских домах до 15 - 16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как устроен бюджет детского дома, с ними не принято это обсуждать. А ведь в семье со старшими детьми подобные вопросы обязательно обсуждаются.

7. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности

В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко или чай, потом спрашивают, какую выбрать в футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 21.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.

Всем, кто работает с детьми в детских домах важно понять, что они имеют в виду: дети – это люди, которые потом вырастут и начнут жить жизнью нормальных взрослых; или дети – просто сфера ответственности до 18 лет, а что будет потом – уже не важно?

Странно ожидать, что у людей, у которых до 18 лет было 100% гарантий и 0% процентов свободы, вдруг в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узнают, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор… Не готовя ребенка к жизни и ответственности, мы обрекаем его на гибель. Или намекаем, что во взрослом мире для него есть только одно место – «зона», где нет свободы, и нет ответственности.

8. Неверные представления о внешнем мире

Не вводим ли мы сами детей в заблуждение, делая так, что каждый выход в мир для них – праздник? Когда все носятся с ними, заняты ими. А еще по телевизору показываю этот мир, где как будто у каждого встречного – сумки дорогих марок, дорогие авто и мало забот…

Однажды психологи провели эксперимент и предложили детям из детских домов нарисовать свое будущее. Почти все нарисовали большой дом, в котором они будут жить, множество слуг, которые за ними ухаживают. А сами дети – ничего не делают, а только путешествуют.

Психологи сначала удивились, а потом поняли, что ведь дети так и живут: в большом доме, за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию и так далее.

Поэтому, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в цирк, а к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы: кредит, то, что соседи залили и так далее. Чтобы жизнь внешняя не представлялась ему сплошным цирком и Макдоналдсом.

Людмила Петрановская также отмечает, что волонтерам важно изменить тактику в отношениях с руководством детских домов и из таких просителей: «А можно мы поможем детям?» - стать партнерами, общаться на равных. Нужно говорить с ними не только о детях, но и о них самих, о возможных вариантах развития. И умные руководители будут прислушиваться, ведь им важно сохранить учреждение (рабочие места) на фоне того, что детские дома в том виде, в котором они существуют сейчас, обречены – может быть через 10 лет, может быть – через пятнадцать… Но сохранить можно, только реорганизовав, не пытаясь цепляться за старое.

Детский дом - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей, лишившихся родителей или потерявших с ними связь, для воспитания детей одиноких матерей, пожелавших поместить их в детский дом, а также для воспитания детей, в семье которых нет для этого необходимых условий (болезни родителей, лишение их родительских прав и другие причины).

Дети, воспитываемые в детских домах, находятся на полном государственном обеспечении. Существует несколько типов детских домов: дошкольные, школьные, смешанные, специальные, а также детские дома для инвалидов. В дошкольных детских домах дети воспитываются с 3-4-летнего до 7-летнего возраста, затем переводятся в школьные детские дома. Школьные детские дома обеспечивают обучение детей в объеме средней . В детских домах смешанного типа существуют дошкольное и школьное отделения.

Специальные детские дома созданы для детей, больных туберкулезом, имеющих дефекты , зрения, опорно-двигательного аппарата, поражения центральной нервной системы и др.

Детские дома находятся в ведении органов народного образования либо промышленных предприятий, ведомств, колхозов, а детские дома для инвалидов - в ведении Органов .

Медицинское обслуживание детских домов всех ведомств осуществляется под непосредственным руководством органов .

Лечебно-профилактическую помощь воспитанникам детских домов оказывают врачи и медсестры, состоящие в штатах детских домов; специализированные медицинские осмотры воспитанников осуществляются врачами территориальных медицинских учреждений, прикрепленных к данному детскому дому. В детских домах сельской местности, имеющих две возрастные группы детей, где штатная должность врача отсутствует, вместо должности медсестры может быть введена должность фельдшера. Врачебное наблюдение за воспитанниками таких детских домов проводится прикрепленными врачами.

Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала, санитарным состоянием детских домов осуществляют органы здравоохранения.

При поступлении ребенка в детский дом представляется медицинская справка, содержащая сведения о состоянии здоровья ребенка, перенесенных заболеваниях, проведенных профилактических прививках, об отсутствии противопоказании к приему, свидетельство о рождении, а также справка с места жительства и сведения о родителях и др. Вновь поступающие в детский дом дети подвергаются медосмотру.

Средний медперсонал детских домов проводит осмотры всех поступающих детей и выполняет все назначения врача. Фельдшер или проводит периодические детей, следит за их , выявляет всех заболевших детей и изолирует их из групп. За заболевшими детьми, не нуждающимися в госпитализации, фельдшер или медсестра обеспечивает наблюдение и уход. Под руководством врача средний медперсонал детского дома проводит профилактические прививки, физиотерапевтические процедуры, а также организует и проводит все закаливающие процедуры среди детей, следит за привитием гигиенических навыков. Обязанностью среднего медперсонала детских домов является также контроль за правильной организацией питания детей. Среди сотрудников детского дома фельдшер или медсестра проводит санитарно-просветительную работу и следит за выполнением ими санитарно-гигиенических правил. Вся медицинская отчетность и учет медицинской работы ведется средним медперсоналом.

это воспитательное учреждение, которое создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством РФ.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов не должно превышать 12 человек.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы (см.: постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11 мая 2007 г.) "О детском доме семейного типа").

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия.Сказка, а не реформа. Однако из-за бюджетного дефицита все задуманное может так и остаться лишь на бумаге.

Детдом нового типа

С вступлением в силу закона о реорганизации планируется не просто сократить количество детских домов, но и поменять саму их концепцию. Детский дом нового типа будет выглядеть, как обычный жилой дом, где в каждой квартире живут семьи из воспитателя и прикрепленных к нему воспитанников. Ранее такая система действовала только в некоторых частных детских домах. Рабочий вариант названия детского дома - Центр помощи.

«Мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?», - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

В учреждениях дети будут проходить реабилитацию. Проживание там временное - пока ребенок не найдет себе семью. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Регионы в дефиците

В настоящее время в России более 80 тысяч детей находятся в детских домах. Для реорганизации детских домов свои усилия объединили Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты, что в принципе бывает не часто. Главная цель детских учреждений - возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, однако, по мнению экспертов, процесс вряд ли пройдет гладко.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, - немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

«Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия», - сказала в интервью Ведомостям Елена Альшанская.

По мнению специалистов, главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника - коррупция - сменяется другими неверными стимулами - экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.

Однако однозначные выводы делать пока рано. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у регионов еще есть переходный период до января 2016-го.

Марина Староверкина

Вам понадобится

  • - заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов;
  • - заверенные копии паспортов;
  • - заверенная копия свидетельства о браке;
  • - выписки из трудовых книжек;
  • - справки о заработной плате;
  • - медицинские заключения о состоянии здоровья обоих супругов;
  • - заявление в орган опеки и попечительства о желании открыть детский дом семейного типа;
  • - согласие всех совместно проживающих членов семьи;
  • - акт обследования жилого помещения.

Инструкция

Детские дома семейного типа создаются на базе семей, которые хотят и могут взять на воспитание от пяти до . При этом необходимо заручиться согласием всех членов семьи, совместно проживающих, а также родных и , достигших десятилетнего возраста. В семейном детском доме общее количество всех (включая родных и усыновленных) не может превышать двенадцати человек.

Прежде всего необходимо получить заключение, в котором подтверждается возможность супругов стать воспитателями в детском доме семейного типа. Для этого надо собрать папку документов и написать заявление в органы опеки и попечительства по месту вашего жительства.

К заявлению необходимо приложить заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов, свидетельства о браке и паспортов. Кроме этого, взять на работе выписки из трудовых книжек и справки установленного образца о средней заработной плате, а также получить медицинские заключения о состоянии здоровья.

На основании собранных документов, поданного заявления и акта обследования опеки жилищных условий семьи, желающей создать детский дом, в течение выносится постановление о возможности супругов быть воспитателями.

Если решение органов опеки и попечительства отрицательное, то вам обязаны сообщить об этом в десятидневный срок. По законодательству Российской Федерации его можно обжаловать в установленном порядке.

Если же заключение носит положительный характер, то между органами опеки и попечительства и будущим детским домом семейного типа заключается договор, в котором обговариваются все нюансы: количество взятых на и сроки их пребывания в семейном детском доме, а также воспитателей и суммы пособий, выплачиваемых на каждого ребенка.

Возраст детей, которые передаются на воспитание в семейные детские дома, может быть самым разным: от рождения и вплоть до восемнадцати лет. Для обеспечения психологического комфорта обязательно заручаются согласием каждого ребенка и взрослых, берущих на себя обязанности воспитателей. Также учитывается мнение администрации государственного учреждения, где находится ребенок.

Обратите внимание

Органы опеки контролируют условия жизни детей в семейном детском доме, а также проводят обучение желающих взять детей на воспитание.

Полезный совет

При создании детского дома семейного типа органы опеки дают преимущество семьям в которых есть педагоги, социальные работники и люди с медицинским образованием, а также тем, кто уже является опекунами и усыновителями.

Источники:

  • Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа»

В каждом городе России наблюдается острая нехватка мест в детских садах . Многих молодых родителей, не желающих оставлять свою карьеру раз и навсегда, именно этот фактор останавливает от расширения семьи. Родители, не желая по несколько лет отстаивать в очередях, все чаще отдают предпочтение семейным детским садам.

Инструкция

Будем говорить откровенно, большинство подобных действуют на нелегальной основе. Для того, чтобы открыть легальное частное дошкольное учреждение, не достаточно создать все необходимые условия, нужно также пройти массу инстанций и соблюсти список требований.

Для начала необходимо оформить юридическое лицо. Индивидуальное предпринимательство не подходит для этого дела, так как не позволяет получить необходимую сертификацию. Откройте счет в банке и встаньте на учет в налоговых органах. Помните об обязательных в пенсионный фонд и ежеквартальных отчетах. Для этого наймите профессионального бухгалтера.

К помещению для детского сада предъявляются особые требования. Рассчитать площадь можно по принципу - на одного ребенка 6 квадратный метров. У вас должно быть несколько помещений: игровая зона, спальня с оборудованными кроватями, столовая с мебелью, соответствующей , кухня, прачечная, санузел с душем.

К площадке для прогулок также предъявляются специальные требования. Она должна находиться по крайней мере в 6 метрах от проезжей части, быть огороженной, озелененной. А также быть оборудованной для активного отдыха и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

После того, как вы оборудуете , закупите необходимые игрушки, дидактические материалы, постельное белье, посуду и оборудование, вы должны получить разрешение на ведение деятельности в санитарно-эпидемиологической службе и пожарной охране. Также необходимо подтвердить программу образования и аттестовать каждого сотрудника.

Как вы можете заметить, легально открыть детский сад в обычной городской квартире, даже большого размера, не представляется возможным. К тому же, для прохождения всех инстанций и уплаты налогов, требуются финансовые средства. И для окупаемости, стоимость пребывания ребенка в вашем детском саду должна быть не менее 600, а то и 1000 долларов в . Не каждый родитель сможет оплатить такой детский сад. Именно поэтому многие семейные детские сады ведут свою деятельность незаконно, зарабатывая деньги и давая возможность родителям заниматься своей карьерой.

Для того, чтобы открыть такой семейный детский сад, будет лучше, если вы уже работали няней или педагогом и получили доверие и рекомендации родителей. Тогда вы сможете довольно быстро набрать свою группу. У вас обязательно должна быть санитарная книжка. Педагогическое образование послужит дополнительным плюсом.

В должно быть не более 5 детей. Спланируйте пространство таким образом, чтобы они все время были у вас на виду. Наймите помощника, который будет заниматься приготовлением пищи и помогать вам присматривать за детьми на прогулке.

Спальную зону можете организовать в игровой комнате, купив раскладную мебель и комплекты постельного белья.
Помните, что вы должны не только присматривать за детьми в течение дня, но и заниматься их всесторонним развитием. Для этого необходим инвентарь - скакалки и обручи, кисти и краски, альбомы и тетради.

Объясните родителям правила пребывания детей в вашем детском саду. Обговорите сумму оплаты и сроки, при наличие каких заболеваний ребенок не сможет посещать детский сад. Расскажите о распорядке дня и согласуйте программу.

Видео по теме

Детский дом - это учреждение, где растят и обучают детей, оставшихся без попечения родителей. Количество таких детей в нашей стране растет с каждым годом . Но и семейных пар, которые бы хотели заботиться о таких детях, также становится все больше. Согласитесь, что семья - это лучшее, что можно предложить ребенку. Поэтому правительство РФ разработало «Правила организации детского дом а семейного типа» (Постановление Правительства РФ №195 от 19 марта 2001 г).