Почему женщина дружит с мужчинами психология. Дружба между мужчиной и женщиной: возможно ли это? Мужчина и женщина – такие разные или такие одинаковые

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

Тропарь, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Василиск / во страдании своем венец прият нетленный / от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 8:

Во страдании крепок и мужествен явился еси, / и в чудесех предивен, / явственно имя Христово преднося, мучителей посрамил еси. / Тем же тя почитаем, святый Василиске, присно зовуще, всечестне: / Радуйся, мучеников светлая доброто.

Величание:

Величаем тя, святый мучениче Василиске, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва

О, преславный мучениче и великий целебниче Василиске! Телом на горе в Команех почивая, душею же предстоя престолу Святыя Троицы и в Ея обителех пребываяй, призри на люди, к тебе прибегающия и твоея помощи просящия. Испроси душам нашим оставление согрешений наших, вознеси глас молебный ко Христу Богу о нас, многогрешных, яко да ходатая тя милостива ко Владыце имеем. Просим и молим тя, святый мучениче Христов Василиске, не презри нас, недостойных, молящихся тебе. Буди нам в печалех утешитель, в недузех страждущим врач, в напастех скорый покровитель, всем Христианом предстатель и исцелитель. Испроси всем вся, яже ко спасению полезная, твоими благоприятными к Богу молитвами, да прославим всех благих подателя Бога, Единаго в Троице Святей славимого и поклоняемого, Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; saarbruecken.orthodoxy.ru; иллюстрации - www.cofe.ru; img-fotki.yandex.ru; users.livejournal.com; abhazy.

June 3rd, 2016

Мученик Василиск, завтра его память, чем мы ему должны быть обязаны, кроме молитв, и так называемая «Абхазская легенда о святителе Иоанне Златоусте».

Компиляция из собственных изысканий на местности и текстов древних и современных. (во второй части текста, далеко внизу есть и картинки)

Из Синаксария Константинопольской Церкви (Synax. Eccl. CP). В этом источнике X века имеются два фрагмента, которые связаны со св. мучеником Василиском Команским. Первый фрагмент: сжатое изложение страданий св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. День памяти этих святых, согласно данному источнику, совершается 3 марта. Второй фрагмент: краткое изложение страданий св. мученика Василиска. Его день памяти, согласно Synax. Eccl. CP, празднуется 22 мая (4 июня по новому стилю).

На основании вышеперечисленных источников (других, связанных с именем св. Василиска, пока не обнаружено) мы узнаем следующее о жизни св. мученика Василиска Команского.

Святой мученик Василиск Команский родился в последней четверти III века в селении Хумиалон (предположительно совр. Omala, Турция). Это село располагалось рядом с Амасией (совр. Amasya, Турция) и приблизительно в 9 км к северу от города Команы Понтийские (совр. Gömenek, Турция). Св. Василиск приходился племянником св. мученику Феодору Тирону, который также родился в пределах города Амасия и вырос в том же Хумиалоне. После смерти правителя Амасии Пуплия, при котором св. Феодор Тирон принял мученическую кончину, новым начальником (игемоном) Амасии был назначен Асклипиодот, фригиец родом, который, придя в Амасию, подверг христиан гонениям. Это происходило во времена соправления Римской империей августов Максимиана и Максимина, т.е. между 308 и 310 гг.

После оглашения в Сенате города Амасия актов св. Феодора Тирона, в которых были изложены события, связанные с исповеданием им христианской веры и его мученической кончиной, правитель Асклипиодот заинтересовался дальнейшей судьбой упоминавшихся в этих актах св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Они, как выяснилось, находились под стражей в Амасии. Асклипиодот дал указание привести их к нему. Клеоник и Евтропий были родными братьями, родом из Каппадокии (совр. Kayseri, Турция). Они вместе со св. Василиском были воинами и соратниками св. Феодора Тирона. Игемон Асклипиодот потребовал от св. Евтропия, чтобы он вместе с Клеоником и Василиском совершил жертвоприношение в честь языческих богов и римских императоров. Причем, Асклипиодот не настаивал непременно осуществить саму процедуру языческого жертвоприношения, он требовал от св. Евтропия, лишь огласить публично, что он принес жертву богам и повинуется игемону. После отказа, последовавшего от св. Евтропия, правитель обратился к Клеонику и Василиску, спрашивая у них, совершат ли они жертвоприношение богам, чтобы остаться в живых или же будут на стороне Евтропия, чтобы подвергнуться тем же мучениям. Клеоник и Василиск ответили Асклипиодоту, что они пострадают за Христа вместе с Евтропием. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск подверглись жестоким мучениям. Их растягивали и избивали жесткими кнутами. Затем их опять заключили в темницу. Св. Евтропия вызывали из тюрьмы еще несколько раз, но он снова и снова отказывался принести жертву богам и повиноваться игемону.

По решению Сената города Амасия был назначен день принесения жертвы богам. В этот день Асклипиодот повелел призвать всех жителей Амасии и членов Сената в храм Артемиды, где каждый должен был совершить жертвоприношение, которое заключалось в воскурении ладана (ливана) перед статуей богини Артемиды. Ладан в руки каждому давал сам Асклипиодот. Для совершения этого жертвоприношения привели из заключения и Евтропия, Клеоника и Василиска. После мольбы св. Евтропия к Богу о помощи, произошло землетрясение, от которого сотрясся храм и статуя Артемиды упала и разбилась. Сильно напуганный игемон и все те, кто были с ним, выбежали из храма. Затем Асклипиодот, придя в здание Сената, повелел принести асфальт и растопить смолу в трех медных тазах с тем, чтобы вылить их на св. мучеников. Он также дал указание вбить столбы в землю, чтобы растянуть на этих столбах за ноги и руки святых мучеников, и принести туда котлы с кипящей смолой.

На следующее утро по указанию Асклипиодота привели святых Евтропия, Клеоника и Василиска. После очередного отказа св. Евтропия принести жертву богам, Асклипиодот повелел распять св. мучеников, вынося им приговор следующего содержания: «Евтропия, «учителя магов», и с ним «колдуна» Клеоника, не подчинившихся повелению августов (императоров) и признавших себя христианами, распять за городом. Василиска вновь заключить в тюрьму». Св. Василиск потребовал от игемона, чтобы был вынесен приговор и ему. Асклипиодот возразил, что, поскольку они, Евтропий, Клеоник и Василиск, условились пострадать вместе, он не вынесет одновременного приговора всем троим. Св. Евтропий и Клеоник были пригвождены палачами к древам, где они отдали свои души Богу.

Мученическая кончина св. Евтропия и Клеоника произошла между 308 и 310 гг. День их памяти совершается 3 марта (16 марта по новому стилю).

Два благочестивых человека, которых звали Коид и Велоник, мужы сенаторские, испросили у игемона Асклипиодота, дав ему дары, позволения взять для погребения тела святых мучеников. Велоник с почестями предал погребению тело св. Евтропия в своем владении, называвшемся Ферма, которое находилось в 18 милях (около 27 км) от Амасии. Тело же Клеоника было предано погребению Коидом, который, натерев его благовониями, похоронил его в селении, именовавшемся Кима и расположенном в 30 милях (около 45 км) от Амасии. В местах погребений св. мучеников Евтропия и Клеоника совершались великие знамения и чудеса.

Спустя какое-то время при правлении того же римского императора Максимиана (308-310 гг.) на место игемона Асклипиодота был направлен новый правитель по имени Агриппа. Ему также было поручено подвергать христиан гонениям. В это время мученик Василиск все еще находился в заключении в Амасии (совр. Amasya, Турция). После усиленной мольбы св. Василиску явился Господь, который сказал ему, чтобы он не скорбел о том, что призывается последним. Господь сообщил св. Василиску и то, что он будет отпущен из тюрьмы, чтобы увидеться со своими родными и затем, вернувшись, примет мученическую кончину в Команах. Когда наступило утро, св. Василиск позвал своих охранников и попросил их, чтобы они отпустили его на несколько дней к родным, в селение Хумиалон. Солдаты ответили ему, что они отпустили бы его, если бы не боялись того, что в скором времени он может быть призван к правителю. Тогда св. Василиск попросил солдат сопроводить его к родным, и сделать это до того, как игемон Агриппа прибудет в Амасию.
Мученик Василиск в сопровождении солдат был отведен в свой дом в Хумиалоне. Там он наставил в вере свою мать, братьев и родных, призывая их оставаться преданными вере Христовой и молиться за него Господу. После этого св. мученик Василиск возвратился вместе с сопровождавшими его солдатами в город Амасию.

Прибывший в Амасию игемон Агриппа, выяснив все, что касалось св. мученика Василиска, дал указание отвести его в город Команы для совершения над ним судебного процесса. Туда же, в Команы, немедля отправился и сам Агриппа. Расстояние от Амасии (совр. Amasya, Турция) до Коман Понтийских (совр. Gömenek, Турция) составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Солдаты, придя в тюрьму, вывели оттуда св. Василиска и, обув его в железные башмаки, натыканные изнутри гвоздями, повели его прямо в Команы. По дороге гвозди в обуви вонзались до самых костей св. мученика, так что вся земля, по которой волокли его солдаты, была залита кровью. Закат застал конвой в селении Дакозар (по другой версии Дакон) и они остались на ночлег в доме госпожи того села, гречанки (язычницы) по имени Траяни. Солдаты привязали св. Василиска к высохшему платану с обведенными назад вокруг ствола дерева руками. Сами же направились в дом, где для них был накрыт ужин. Святого мученика сопровождали около тринадцати солдат. Св. Василиск, оставшись один, привязанный к дереву, стал молиться Господу. Толпа народа собралась вокруг него. Во время мольбы св. Василиска произошло землетрясение, от которого все, находившиеся рядом с ним, испуганные, упали на землю. Поднявшись, они увидели, что высохшее дерево покрылось зеленой кроной, а на том месте, где стоял сам св. Василиск, из земли забил источник воды. Госпожа этого селения, Траяни, видя это чудесное событие, уверовала во Христа вместе со всеми, кто жил в ее доме. Солдаты игемона, которые сопровождали св. Василиска, также уверовали в Господа. Они освободили его от оков и продолжили свой путь по направлению к Команам. На следующий день солдаты вместе со святым Василиском, уже несколько дней находившиеся в пути, достигли города Команы Понтийские. Напомним, что расстояние от Амасии (совр. Amasya, Турция) до Коман Понтийских (совр. Gömenek, Турция) составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Там правитель Агриппа дает указание отвести св. Василиска в храм бога Аполлона (возможно, богини Артемиды — сестры Аполлона) для совершения жертвоприношения.

Когда солдаты привели Василиска в храм, игемон спросил св. мученика, почему он не желает совершить жертвоприношение согласно императорскому повелению. Св. Василиск ответил, что он не отказывался совершать жертвоприношения и всегда приносил Богу жертву хвалы и покаяния. Обрадовавшись этим словам, правитель Агриппа вознес хвалу богам. Св. Василиск же, приблизившись к алтарю и воздев руки к небу, стал молиться, и тотчас с неба снизошел огонь, который сжег храм и находившуюся в нем статую Аполлона (или Артемиды). Игемон, видя все это, поспешно выбежал из храма. Весь город пришел в замешательство. Агриппа вновь вопросил св. Василиска, почему он, вместо того, чтобы принести жертву богам, своим «колдовством» сжег храм и превратил в пепел их богов. Св. Василиск ответил игемону, что он от содеянного не отрекается. Он действительно, воздев руки к небу, как тому свидетелем был сам игемон, призвал Бога, который на небесах. И снизошедший оттуда огонь сжег окончательно камни и древа, и статуи богов их превратил в пепел для того, чтобы показать им, что они находятся в заблуждении, веря своими богам, и тем самым губят свои души. Игемон Агриппа, видя непреклонность святого мученика, вынес ему приговор: отрубить мечом голову св. Василиску и бросить его тело в реку. Палачи вывели святого мученика за городские стены Коман и там, в месте, именовавшемся Диаскор, отсекли ему голову. Тело св. мученика, согласно повелению Агриппы, было брошено в реку (по другой версии в пустынное место). Как известно, посередине города Команы Понтийские (совр. Gömenek) протекала река Ирис (совр. Yesilirmak).

Мученическая кончина св. Василиска произошла 22 мая (4 июня по новому стилю), между 308 и 310 гг.

Некто Маринос, христолюбивый (набожный) человек, отдав много денег палачам, забрал у них святые останки мученика Василиска. Он же построил в Команах храм (мартириум) и положил в нем с соответствующими почестями святые мощи (останки) мученика Василиска. В этом храме, по свидетельству составителей жизнеописания св. Василиска Команского, многие люди получали исцеления, и там же происходило много других чудесных знамений.

Когда именно Маринос построил этот мартириум сказать трудно. Храм, судя по всему, был выстроен на месте мученической кончины св. Василиска, т.е. за стенами города Команы Понтийские.

Ровно через век, в 407 году, конвой, который вел св. Иоанна Златоуста, достигнув Коман Понтийских, остановился на ночлег в этом мартириуме (храме) св. мученика Василиска Команского. Ночью Златоусту явился св. Василиск, который обратился к нему со словами: «Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе». На следующий день по настоянию солдат Златоуст продолжил свой путь в Питиунд. Однако его состояние резко ухудшилось, и солдаты возвратили его снова в Команы, в храм св. Василиска. Там он испустил дух, произнеся свои последние слова: «Слава Богу за все!». Это случилось 14 сентября 407 г.

Тело св. Иоанна Златоуста был погребено в мартириуме св. Василиска в Команах. В 438 г. его останки были торжественно перенесены из Коман в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.

Часть 2-я, географическая, с картинками

Из Жития святителя: …Живя в Кукусе, И. Зл. неоднократно жаловался, что оказался на краю земли, в месте, лишенном всяких признаков цивилизации, однако в целом место ссылки его устраивало: климат напоминал антиохийский (кстати - до Антиохии отсюда было всего 300 верст), И. З. чувствовал себя гораздо лучше, чем в К-поле, и мог отдохнуть от трудов и волнений. В Кукусе И. З. был гостеприимно принят пресв. Констанцием, антиохийцем по происхождению. Из Антиохии прибыла, чтобы почтить И. З., пожилая диаконисса Савиниана. Богатый житель Кукуса Диоскор предоставил И. З. свой дом, а сам переехал в загородное поместье. Правитель пров. Армения Вторая Сопатр оказался весьма расположенным к И. З. Две зимы, проведенные в ссылке (404/05 и 405/06 гг), оказались крайне суровыми. В 1-ю зиму И. З. постоянно болел, к весне его пищеварительная система была окончательно расстроена, и он мог принимать только самую легкую пищу. В течение следующей зимы в результате частых набегов исаврийского племени, жившего в горах Тавр, были истреблены целые города.

Ввиду реальной угрозы Кукусу его жители стали уходить в безопасные места в город-крепость Арабисс, в 52 милях от Кукуса. Несмотря на угрозу голода из-за большого скопления народа, И. З. чувствовал себя в Арабиссе в большей безопасности. Еп. Палладий приписывает переселение И. З. в Арабисс проискам недругов святителя, оставшихся в К-поле, к-рые приказали переправить И. З. в более суровую местность. Вероятно, к лету 406 г. И. З. вернулся в Кукус. В 2 письмах (кон. 406 - нач. 407) И. З. вспоминает о пребывании в Арабиссе как о прошлом. (из Православной Энциклопедии)

например весну 406 года святитель Иоанн находился в Арабиссе, крепости, где местное население пряталось от набегов исавров - примерно в 50 км от Кукуса. Сейчас называется Афшин, тут в 539 году родился император Маврикий, победитель персов и один из последних успешных императоров в целом. Фото из Google maps - современный вид долины Арабисса (Афшин)

фото из Гугл

нашел путем сложных поисков остатки Коман Понтийских, оказывается, что эта версия общепринятая, а абхазская скорее легендарная (масштаб на снимке: от остатков башни до звездочки - 1 км)

Про Абхазию, 1-я часть:

из массы прочитанного следует, что абхазская версия появилась только в конце 19 начале 20 века (ниже целая статья на этот счет), на пустом месте по предположениям некоего грека, который приехал туда и "все нашел", никакими документами и летописями доказать это не смог.

Наука, в т.ч. церковная придерживается версии о Команах Понтийских - города сейчас не существует, только остатки развалин - на полпути между Севастией (40 мучеников) и Неокессарией - рядом с этими Команами (75 км) город Амасия, где как раз пострадал мч. Василиск, тут же в 10 км был его древний мартирий, где еще в нач. 20 века все были уверены и был погребен святитель. В селе жили греки и армяне - они были вырезаны турками в 1915 году, теперь это село турецкое, турки проводили небольшие раскопки - найдены остатки древнего монастыря в поселении и несколько храмов, стоящих вне поселения. На фото - остатки Коман Понтийских - башня есть на карте, река Ирис (совр. турецкое название Ешилырмак), через которую переходил святитель в предпоследний день жизни, и село Акбелен, где был мартирий мч. Василиска - скорее всего тут и преставился наш дорогой святитель



Маршрут святителя Иоанна: Кукуз - порт Полемоний (современные Гёксун - Фатса), из которого святитель скорее всего должен был морем плыть в Питиунт (Пицунда)

Это Турция - самая серединка почти - но до 20-х годо 20-го века тут жили и греки и армяне, армян повырезали в 1915, греков тоже, а кого пощадили выгнали в Грецию в 1924, тогда и будущий старец Паисий с семьей и со своим духовником Арсением Каппадокийским переехал примерно из тех краев в Грецию

2. Еще об «Абхазской версии»

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя, местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста. По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума, появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина):

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.»

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения, а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв, которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевичу исследовать этот вопрос. Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей, подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума). Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем XI в.

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь, с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского, писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров»: данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении»: он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в Питиунте, где под алтарем кафедрального собора была сооружена символическая гробница Иоанна Златоуста. В 1898 г. возле Михайловки был основан женский монастырь во имя Иоанна Златоуста. Посетивший эти места в 1906 г. свящ. Александр Кременецкий приводит свидетельства о широком почитании среди монахов и местного населения свт. Иоанна и мч. Василиска. Однако если принять факт археологических находок Вриссиса, то с этого момента до 1906 г. прошло более 20 лет - достаточный срок для возникновения почитания святого, тем более что в честь его был основан монастырь.

Литературы по этому вопросу не было. А карт тем более, так как Абхазия ни Грузия, и не Россия. На свой страх и риск сели с другом в поезд и поехали в Адлер. Был сентябрь, на юге в это время бархатный сезон и после прохладного севера, календарь приятно отматывался немного назад. Добрались на маршрутке до границы, прошли ее без проблем, сели в автобус и поехали в сторону Сухуми.

Потрясала резкая разница между территорией России и Абхазии, казалось, что въехали в рай (сразу почувствовали, что это удел Матери Божией). Бурная растительность, прекрасные виды из окна, только как в фильме «Сталкер» заброшенные дома, запущенные сады и очень много ржавого металла, все давно не крашено и трещины на бетоне.

Вышли в Новом Афоне, чтобы помолится и разместится в монастыре и расспросить обо всем. Надо отметить, что в то время, когда мы ездили, еще видны были последствия войны. Народ боялся ехать сюда, поэтому в большой келье разместились вдвоем и получили инструктаж, как передвигаться по местности. Еще много мест было не разминировано, поэтому не рекомендовалось сходить с дороги и особенно обходить углы домов (так как стрельба велась в основном из-за углов, то в таких местах и ставили мины). Так же в монастыре получили ориентировочное направление движения и, помолившись утром, поехали в Сухуми. Подтвердив маршрут движения у таксистов около вокзала, пошли в сторону обезьяньего питомника, после него налево и на подъем никуда не сворачивая.

Прежде чем поехать в это святое место прочитали житие Василиска Команского и по пути молились ему. Всю дорогу думая, что мы идем в удобных ботинках, а мученик шел этой дорогой в металлических сапогах.

«связали Василиска двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману

Множество чудес по молитвам мученика было явлено по пути, но особенно чудесно поклонение животных: «вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени»*.

Немного с искушениями, но мы добрались до монастыря в Команах, определились с ночлегом и пошли на источник. Но прежде, надо было поклонится могиле мученика, которая находится недалеко от источника.«Когда благочестивые христиане копали мученику могилу, то некоторые из них захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого они призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, они прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление.»*

могила мученика Василиска

Обнаружив на ней акафист, написанный неразборчивым почерком от руки на засаленных листах, ну и конечно же его прочитали. Пока мы были там три дня, каждый день по два раза окунались в источнике, причем подолгу и находили много камешков с кровью мученика.

не только мы были на святом источнике

«После казни напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: "Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия". И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: "Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?"

Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа»*.