Во сколько встречают новый год римляне. Как встречали новый год в древние времена

Славная традиция праздничной встречи Нового года идет из далекого прошлого: по мнению ученых - с III тысячелетия до н. э., с празднования жителями Месопотамии победы бога Мардука над темными силами. Торжество приходилось на конец марта, когда природа расцветала, прибывала вода в Тигре и Евфрате и крестьяне могли приступить к посевной. Но прежде чем приниматься за дело, народ устраивал грандиозное веселье. Гуляли 12 дней и, судя по клинописным свидетельствам той эпохи, отрывались по полной программе.

Сириус, Дионис и Юлий Цезарь

Для древних египтян год начинался с важнейшего события - разлива Нила. Жрецы в парадных одеждах под пение религиозных гимнов шли к берегу великой реки и устремляли взоры к звездному небу, ожидая появления над горизонтом Сириуса: восход звезды на небосклоне предвещал скорый разлив нильских вод.

В Древней Греции новый год вступал в свои права в день летнего солнцестояния - 22 июня. Гвоздем программы было веселое карнавальное шествие в честь бога виноделия Диониса. Его участники, облачившись в козьи шкуры, изображали жизнерадостных сатиров, больших любителей вина и хорошеньких женщин, сопровождающих Диониса во всех его похождениях. Надо ли говорить, что и «сатиры», и зрители щедро отдавали дань главному герою торжества, выпивая несметное количество вина в его честь и веселясь до упаду (в прямом смысле этого слова).

В Древнем Риме Новый год связывали с началом полевых работ, но праздновали его куда скромнее, чем в Греции. Организовывалась торжественная процессия, степенные жрецы приносили жертвы богам и молили их не оставить народ своим вниманием в наступающем году. Тогда же появился обычай вручать друг другу подарки в качестве доброго пожелания и предзнаменования удачного и счастливого нового года.

В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь законодательно перенес новогоднее празднование на 1 января. В этот день римляне почитали двуликого бога Януса - божество неба и солнечного света, а также всех входов и выходов. Он открывал небесные врата, выпуская на небосвод солнце, а на ночь вновь запирал их. По легенде, Янус научил людей ремеслам, земледелию, а еще - исчислению времени. Этот педантичный бог вел счет дням, месяцам и годам; на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), что в сумме давало 365 - общее число дней в году.

К слову, именно в честь Януса назван первый месяц года - январь. Юлий Цезарь тоже «отметился» на календаре, обессмертив свое имя в названии месяца июля.

В средневековой Европе мудрую инициативу римского императора позабыли, отмечая Новый год как бог (не Янус!) на душу положит. Например, во Франции до 755 года летосчисление вели от 25 декабря, затем - от 1 марта. В XII веке первым днем года стал праздник Пасхи, и только в 1564 году после указа короля Карла IX отсчет начался с 1 января. Англия последовала примеру своей южной соседки лишь в середине XVIII века.

«С сего числа перестать дурить головы людям»

Когда и как отмечали Новый год в языческой Руси, достоверно неизвестно. После крещения «новое лето» начиналось в марте или после Пасхи. В конце XV века великий князь московский Иван III распорядился считать началом года 1 сентября. В этот день было велено платить различные подати. Примерно в то же время началось официальное празднование Нового года и в Кремле стали проводить пышные церемонии. Соборная площадь заполнялась народом, патриарх в праздничном облачении возглавлял шествие духовенства с иконами, крестами и хоругвями. Подходя к царю, он благословлял его и желал государю здоровья. Начиналась торжественная служба, после которой царя и патриарха по очереди поздравляли все бояре и иерархи. Завершалось действо поздравлением властителя простым людом, который, не отличаясь красноречием, попросту падал ниц перед «надежей-государем».

В 1699 году царь-реформатор Пётр I, перекраивая русскую жизнь на европейский лад, решил установить единообразие и в летосчислении - не от легендарной даты сотворения мира, как было принято на Руси, а от Рождества Христова, как в Европе: «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».

Пётр Алексеевич решил устроить в Москве невиданное доселе празднество. В полночь царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первый фейерверк. Костры, иллюминация - веселые гуляния продолжались семь дней. Так с 1 января 1700 года праздник прочно закрепился в российском календаре. И потому, собираясь за новогодним столом, будет справедливо провозгласить один из тостов за великого царя-преобразователя, подарившего нам это замечательное торжество.

«Мы бодры, веселы...»

После революции 1917 года советская власть Новый год, в отличие от Рождества, праздновать не запрещала. Более того, Владимир Ленин распорядился организовывать «пролетарские елки» для детей рабочих, однажды даже сам приезжал к ним на праздник в Сокольники. Об этом визите писала советская поэтесса Вера Инбер:

В Сокольниках один заветный просек,

Где Ленин был на елке у ребят,

Уже давно о памятнике просит,

Деревья все об этом шелестят.

После смерти вождя мирового пролетариата отношение к празднику изменилось, ревнители коммунистической морали заклеймили его как «буржуазный пережиток» и «обывательщину». К тому же украшенная елка ассоциировалась у воинствующих безбожников с Рождеством, а оно по тем временам считалось едва ли не идеологической диверсией.

В советских газетах появлялись письма «возмущенных трудящихся»: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что «Универпочта» предлагает елочные украшения... Предлагаю «Универпочте» поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Но к середине 1930-х «генеральная линия» вновь изменилась: 28 декабря 1935 года газета «Правда» публикует заметку второго секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева под патетическим заголовком: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» «Почему... лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? - вопрошает автор. - Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Сказано - сделано. ЦК ВЛКСМ оперативно принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», на фабрики и заводы разослали поручения приготовить детям подарки, а райлесхозы обязали заготовить елки. Следуя новым указаниям, газета «Комсомольская правда» заранее дает отпор «левым загибщикам»: «Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей «современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих «сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Дальше - больше: появляются бодрые статьи о том, как охотно раскупают на рынках елки, как хороши новогодние торжества и народные гуляния. В результате Новый год в СССР стал единственным государственным праздником, не связанным с коммунистической идеологией, одним из редких ярких штрихов на сером фоне будней советских людей сталинской эпохи.

1 января оставалось рабочим днем, серьезно осложняя жизнь трудящимся, ударно отмечавшим накануне наступление нового года. Лишь с 1948-го
власть пошла народу навстречу, сделав эту дату выходным. Уже в либеральное постсоветское время, в 1992 году, наши соотечественники обрели право гулять и 2 января, а в 2005-м страна получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы - с 1 по 5 января. С учетом выходных дней и «реабилитированного» Рождества Россия погружается в праздники аж на десять дней.

Но и это еще не все: ведь в запасе у нас есть и Старый Новый год. Этой традицией мы обязаны декрету советского правительства о переходе в 1918 году с юлианского на григорианский календарь, «ускорившем» время на 13 дней. Поэтому россияне с полным правом могут вторично проводить старый год в ночь с 13 на 14 января. А заодно и завершение каникул отметить... 

ПРАЗДНИК ВЗАЙМЫ

Когда иностранные праздники пытаются привиться на русской почве.

РАЗВЛЕКАЙ И ВЛАСТВУЙ

О силе воздействия празднеств на людей.

ПРОЩАЙ, МЯСО!

Именно так с вульгарной латыни переводится слово «карнавал».

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК В ТОЛПЕ

Но что влечет нас в новогоднюю ночь на Красную площадь

и заставляет примерить маску на карнавале?

Новый год – праздник непростой. Начать с того, что это, вообще, первый человеческий праздник, а значит, самый древний праздник! Так или иначе он отмечался у всех народов. И знакомясь с традициями празднования Нового года - сегодня и много веков назад, в России и на другой стороне земного шара, - можно только удивляться единству и разнообразию мира.

Всем праздникам праздник

При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива Нила (примерно в конце сентября), очень важного события, ведь только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. За неимением елок, египтяне украшали пальмы и устраивали ритуальные катания на лодках и песнопения.

И в Древней Месопотамии 3 тысячи лет назад Новый Год встречали всенародным ликованием. Радость была вызвана той же причиной – разливами Тигра и Евфрата. У месопотамцев это случалось в начале марта. На радостях всем запрещалось работать, наказывать, вершить суды – в течение целых 12 дней! Все это время люди праздновали очередную победу светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. И инсценировали ее, устраивая мистериальные шествия и карнавал с маскарадом. Клинопись рассказывает, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами".

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

И у многих древних народов празднование Нового года совпадало с началом возрождения природы и чаще всего было приурочено к марту месяцу. Вот и в законе Моисея встречается постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю.

Хотя порой Новый год праздновали, наоборот, по завершении жирной урожайной поры. Кельты и жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Самхейн (конец лета), и это именно он потихоньку перетек в Хэллоуин. В Новый год кельты украшали жилище ветвями вечнозеленой омелы, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым.

Древние римляне долго отмечали новый год с марта. Ещё до нашей эры они стали веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи и благополучия. В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Больше всех подарков принимали патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима. А император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и чего дал...

Но в 45 году до н.э. Верховный Жрец Юлий Цезарь с помощью своих жрецов и звездочетов ввел новый календарь и постановил праздновать Новый Год с 1 января. И неспроста. Январь у римлян почитался месяцем бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Янус – хранитель времени, божество всякого начала, входа и выхода (поэтому он еще покровительствует всем дверям с их замками и запорами). Такой месяц мог стоять лишь после окончания прошлого года и в начале года следующего.

Русский новый год непрост!

Празднование Нового года на Руси имеет сложную судьбу, как и сама ее история. Дата начала года сменялась на наших землях не раз, и изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство в целом.

Для наших далёких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен: хотя зима лютует в полную силу, но понемногу разгорается Солнце, день начинает удлиняться. Год начинался в середине зимы праздованием Коляды. Позже, во времена развития земледелия, другой праздник приобрёл большое значение. В мартовский день весеннего равноденствия славяне праздновали Новолетие, пробуждение Природы (Комоедицы), то есть сельскохозяйственный Новый год. В средние века у наших предков даже счёт времени шёл по летам, а не по годам. Велись летописи. Само слово «год» означает ожидание, от «годити» - ждать, отсюда наше «погоди». Любопытно, что в русском языке возраст маленьких деток, которые ждать-то как раз не умеют и от которых помощи еще пока никакой, считают в годах, а не в летах: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года. Да и сам год, который ныне делится на 4 сезона, наши предки, не мелочась, разделяли на зиму и лето, или зимнее и летнее время.

С принятием христианства Киевской Русью, в 990 (988) г. Новый год начал отмечаться 1 марта. Началом отсчёта послужил «день сотворения Адама» (пятница 1 марта 1 года «от Сотворения мира»). И это неплохо наложилось на устоявшуюся славянскую традицию празднования Нового года (Масленицы) в начале весны.

Но в 7000 году «от Сотворения мира» (1492 год нашей эры) в Средневековой Руси начало года было перенесено на 1 сентября. Во многих землях именно в Новый год собиралась дань, пошлины, различные оброки (эхо обязательных новогодних подарков). И часто именно весной собиралась дань и начинался год, поэтому весенний Новый год был очень удобен, ведь большая часть различных сборов шла на весенний сев. Но на Руси все обстояло иначе: за зиму у бедняков, с которых собиралась дань, все запасы могли закончиться. Поэтому пошлина взималась после сбора урожая, то есть осенью. Туда же перенесли и Новый год.

Подписав указ, сам Царь Иван Третий (тот самый, который женился на Софье Палеолог, привез из Константинополя знаки императорской власти и сделал Москву «третьим Римом») устроил пышное торжество и явился в Кремль, где каждый простолюдин или знатный боярин мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Устраивая торжественные праздничные церемонии по поводу сентябрьского новолетия, царь и духовенство брали пример с Византии. К концу XV века завершилось создание централизованного русского государства, и перевод на осеннее время отсчета года в письменных источниках стал прослеживаться более отчетливо.

В 7208 году «от Сотворения мира» 19 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других стран Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Царь Петр опирался на юлианский календарь, который был ещё принят во многих протестантских государствах Европы. Россия тогда праздновала Новый год одновременно с этими странами, но на 11 дней позже стран католических, где c 1582 действовал григорианский календарь. В 18 веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль, и Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским. Только начиная с 1919 года новогодний праздник уже в послереволюционной России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.

«А что у вас?»

Китайский Новый год

В Китае Новый год традиционно приурочивается к зимнему новолунию. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчет» о прошедшем годе, а затем отдает дань уважения памяти предков.

Япония

Если у нас встречают Новый год вечером, то японцы ранним утром. Недаром Японию называют страной восходящего солнца. Утром 1 января все жители городов и сел с первыми лучами солнца поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками. Также в Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола. Вот такая назидательность и дотошность.

Вьетнам

Вот тут Новый год встречают ночью у костров. С наступлением сумерек вьетнамцы собираются всей семьей в парках, садах или на улицах, разводят костры и на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды.

Монголия

Вместо пышных торжеств в Монголии устраивают спортивные состязания - проверку на ловкость и смелость. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому в этот день принято готовить массу блюд из мяса. Так же, как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки. К ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

Болгария

Новый год в Болгарии, пожалуй, самый романтичный и таинственный. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гаснет свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.

Румыния

Если будете встречать Новый год в Румынии, будьте осторожней, не подавитесь! В новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы: мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.

Италия

В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена (как не вспомнить младенца Буратино…)

Куба

На Кубе вы основательно можете промокнуть, если решите пройти в новогоднюю ночь по улице. Дело в том, что жители этой страны перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился. Кубинцы также желают, чтобы новый год был таким же ясным и чистым, как вода.

Еврейский Новый год

Еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечает начало десятидневного периода духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур‎) называют «днями возвращения» (имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!»

Новогодний праздник - это самый древнейший праздник из всех существующих праздников. Археологи раскопали древнеегипетские пирамиды и нашли сосуд с написанными на нем словами: «Начало Нового года». Новый год в Древнем Египте отмечался, когда разливалась река Нил. Обычно это случалось в конце сентября. Для них был очень важен разлив Нила, так как он способствовал выращиванию зерна в сухой пустыне. Статуи бога Амона, его сына и жены в Новый год ставили в лодку. Плавала эта лодка по Нилу целый месяц. Действие это сопровождалось танцами, пением и шумным весельем. После плавания статуи относили снова в храм.

Новый год в древнем Риме

А ещё до нашей эры древние римляне дарили новогодние подарки. В этот праздник люди могли веселиться всю ночь напролёт. Они желали друг другу удачи, благополучия и счастья. Долгое время римляне праздновали Новогодние праздники в начале марта. Это длилось, пока Юлий Цезарь не утвердил новый календарь. Этот календарь так и стали называть - юлианский. И датой встречи и празднования Нового года стал первый день января. Январь получил свое название в честь римского бога двуликого Януса. У Януса один лик был обращен к прошлому году, другой - к новому. Праздник встречи Нового года называли «календы». Народ украшал свои дома и дарил друг другу подарки и монеты с изображением бога Януса. В этот праздник ели и веселились все вместе: рабы и их владельцы. Также римляне делали императору подарки, изначально добровольно, но потом императоры стали их требовать. Рассказывали даже, что в новогодний вечер одному своему рабу Юлий Цезарь дал свободу за то, что этот раб пожелал ему пожить дольше в новом году, чем в старом. Калигула - Римский император выходил на площадь перед своим дворцом в первый день Нового года, чтобы принять подарки от своих подданных. Он даже записывал, кто именно и сколько чего ему дарил...

Новый год в древнем Вавилоне

В Древнем Вавилоне встреча Нового года была весной. Царь на несколько дней покидал город на время этого праздника. В его отсутствие, народ делал все, что ему вздумается и веселился. Потом царь со свитой торжественно возвращался в город, и люди возвращались к работе. Каждый год, таким образом, люди начинали заново свою жизнь. Жители Галлии - Кельты (это современная Франция) в Новый год украшали жилье омелой, которая изгоняет призраков, полагая, что духи мертвых являются живым в Новый год. Они унаследовали римские традиции: подданные также дарили новогодние подарки. Украшения и золото дарили чаще всего.

Новый год на Руси и в Англии

Спустя века, благодаря римской и вавилонской традициям у королевы Елизаветы I скопилась огромная коллекция отделанных драгоценностями перчаток. Мужья женам давали деньги в Новый год на булавки и прочие безделушки. Традиция эта почти забылась к 1800 году. В средневековой Англии Новый год праздновали в марте. Парламент вынес перенести Новый год на 1 января 1752 года, но это решение натолкнулось на женскую оппозицию. Возмущенные англичанки заявили спикеру, что парламент не имеет прав делать женщин на много дней старше. Спикер якобы ответил так на это возмущение: «Вот классический образец женской логики!». Новый год в глубокой древности часто связывали с весной - началом возрождения природы, а также с ожиданием нового урожая. Новый год на Руси отмечали 1 марта. Московский церковный собор в XIV веке издал постановление считать 1 сентября началом Нового года согласно греческому календарю. А Пётр I в 1699 году после возвращения из Европы повелел: «с 1 января впредь лета исчислять, и в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, учинять в честь Нового года украшения из елей, забавлять детей, на санках катать с горок».


Через два дня наступит Новый год! Это один из немногих праздников, который дошел до нас с древних времен и продолжает регулярно праздноваться практически во всех странах мира. Но что мы знаем об этой привычной всем традиции?

Известный философ и гуманист, Л. Рон Хаббард считал, что нужно знать, что празднуешь, и делился со своими друзьями интересными историческими справками. Например, в декабре 1974 года он рассказал занятную историю, откуда пошла традиция украшать рождественскую елку огнями: «... 21 декабря солнце перестает двигаться на юг и начинает возвращаться на север. Немцы раньше сжигали ёлку, чтобы помочь солнцу начать возвращаться, поэтому мы зажигаем огни…».

Я решил последовать примеру Рона Хаббарда и рассказать вам немного об истоках празднования Нового года, не рождества.

Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона (бога солнца), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Древние римляне в течение долгого времени праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому.

Во время новогоднего праздника римляне украшали дома и дарили друг другу подарки, и монеты с изображением двуликого Януса. Интересно, что только в этот праздник рабы и их владельцы ели и веселились вместе.

Также интересная история, связанная с этим праздником, произошла в средневековой Англии. Раньше англичане встречали Новый год в марте. Позже, когда парламент решил перенести Новый год на 1 января, они натолкнулись на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Новый год в России тоже претерпел изменения. Изначально наши предки отмечали Новый год 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября, согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января:
«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

В то время девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

Я думаю, вы уже заметили, что изначально Новый год народы разных стран праздновали в начале марта. Это можно объяснить тем, что в древности наши предки выживали главным образом за счет земледелия, которое было жестко привязано к временам года. С приходом весны, как правило, начинался новый сезон посевов. И в этот период люди производили различные ритуалы, чтобы проводить холод и зиму, а также ускорить приход теплого солнца, которое обогреет землю и растопит реки.

Когда Юлий Цезарь решил произвести реформу в праздновании Нового года, римляне уже обладали достаточной технологией и знаниями о природе, чтобы прокормить себя. Поэтому они в меньшей степени нуждались в ритуалах, чтобы получить плодородный урожай. И можно сказать, что эта смена даты исчисления на 1 января, ознаменовала собой переход человека к такому состоянию, когда он не подчинялся стихии, а уже учился управлять ей и стремился контролировать силы природы.

Но такой переход к практичности не лишил праздника своего очарования. Как видно, празднование Нового года в каждой стране имело свою особенность. И некоторые из древних обычаев нашли отражение и в современности.

Например в Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена. Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

Надеюсь вам было интересно.

От себя же и от фонда «ЭЙБЛ СНГ» поздравляю вас наступающим Новым годом! Ставьте перед собой смелые цели и загадывайте самые оптимистичные желания, двигайтесь в направлении их осуществления и они обязательно сбудутся.

Денис Бедарев
Президент фонда «ЭЙБЛ СНГ».

Новый год в древнем Риме. December 27th, 2011

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь - тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь - символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад - на прошлый год и вперед - на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Сатурналии. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы.

Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю.
Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.

С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.
После ужина 16 декабря один из жрецов-понтификов (потом этот титул перешел к римским папам), расположившись под портика-ми храма Сатурна, торжественно провозглашал: «Сатурналии!» И весь Рим буквально сотрясался от криков многотысячной толпы, которая, весело раз-бегаясь по улицам города, во все горло возвещала о наступающем событии.

Среди толпы непременно присутствовали и ряженые, переодетые в шкуры животных - прежде всего волчьи. Тут же и группы рабов, осво-божденных по случаю праздника (на них особые головные уборы). Все они радостно выкрикивают: «Я сатурналий! Я сатурналий!» В праздничные дни никаких войн, никакой работы, никакой школы. Как проклятые, работают только булочники и конди-теры. А из домов уже доносятся песни, повсюду танцы...

В эти дни все разрешено и пьянство, и оргии, и азартные игры. Известный римский поэт Гораций окрестил все это «декабрьской свободой». Шутовски наряжали и возили по городу даже некоторых заключенных. С ними вообще не церемонились. И все это ради всеобщего веселья! Снимались многие запреты, и начиналось всена-родное театральное шоу. Рабы облачались в одежды хозяев, а хозяева, в лохмотьях, принимались с удо-вольствием прислуживать за столом