Сенсорика 2 мл группа. Конспект занятия во второй младшей группе по сенсорному развитию

Интегрированная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

«Волшебный сундучок».

Цель : Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные .

1. Учить сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Учить обозначать результаты сравнения словами: высокий - низкий, широкий - узкий.

Развивающие.

2. Совершенствовать умения закрашивания предметов, развивать глазомер и мелкую моторику руки.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие,

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Крупные карточки, ленточки, синие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), письмо.

Раздаточный материал . Карточки с заданием для каждого ребенка, карандаши цветные.

Предварительная работа. Учим стихотворение В. Берестова «Петушки». Разучиваем физкультминутки.

Ход деятельности .

В. - «Ребята, по-моему, за дверью кто то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу сундучок).

- «Но вот беда, он не открывается! Может быть там лежит клад? Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Баба Яга: «Для того, чтобы открыть мой волшебный сундучок, вы должны выполнить все мои задания».

«Задание первое. Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились» (сначала хором, а затем индивидуальное чтение).

Вопрос: «В каких случаях о наших детях можно так сказать? Ну распетушились как петухи» - ответы детей.

- «Мы сообщим Бабе Яге, что наши дети никогда не будут драться и ссориться, а будут помогать друг другу». Пальчиковая игра «Дружба».

«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

«Второе задание. На полу 2 ручейка.

В - «Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

- «Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире - уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть сундучок. Он по-прежнему не открывается. Баба Яга приготовила следующее задание».

Задание третье. «Посмотрите, ребята, на сундучке какие то изображения. Что это?»

Дети: «Домики».

«Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В - «Дома бывают высокие и низкие. Давайте построим домики из геометрических фигур. Сначала высокий дом. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети - «Большой жёлтый квадрат, большой синий треугольник, большой круг».

В - «Теперь низкий. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети - «Маленький зеленый квадрат, маленький синий треугольник, маленький жёлтый круг».

В - «Какой домик выше? Какой ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем домиками. Изобразите высокий домик, а теперь низкий. Еще поиграем („Были маленькие мы…“). С заданием справились?»

Дети - «Да».

В - «А сундучок не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки и дорисовать недостающие детали».

В - «1.Это что?»

Дети - «Солнышко».

В - «Солнышко какого цвета? Правильно, жёлтого. У солнышка есть лучики. 2. Воздушный шарик. Какого цвета?»

Дети - «Зелёного»

В - «Обратите внимание, у шарика ниточка. 3. А это что?»

Дети - «Рыбка».

В - «Она какого цвета?»

Дети - «Красного цвета». У нее есть плавнички и глазки.

В - «Внимательно посмотрели? Все запомнили? Я убираю свои картинки, а вам даю каждому задание (раскрасить картинки по памяти и дорисовать недостающие детали).

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть сундучок?» (Ответы детей).

Сундучок открывается - дети находят клад - сладости.

МБДОУ «Детский сад № 194»

г. о. Самара

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием.

Дидактические игры по сенсорному развитию во II младшей группе

1. Развивающая доска «Овощи».

Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление.

Материал: Доска с отверстиями, силуэты овощей.

Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на доске. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить соотнести овощи с отверстиями.

2. «Умная ёлочка».

Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.

Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;

обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.

3. Развивающая игра «Учим фигуры».

Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление.

Материал: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки.

Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу.

4. «Сравни и подбери».

Цель: учить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой.

Материал: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов.

Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи:

1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок;

2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты;

3) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду выложить карточки с плоскими геометрическими фигурами и назвать их, например: «Этот круг маленький, этот большой». В нижнем ряду выложить карточки с объёмными геометрическими фигурами и тоже назвать их.

5. Рамки-вкладыши М. Монтессори «Паутинки».

Цель: учить геометрические фигуры, развивать глазомер и координацию движений рук.

Материал: рамки-вкладыши геометрические фигуры.

Ход игры: ребёнок учится соотносить предметы по форме и размеру; вкладыши можно обводить на бумаге и раскрашивать.

6. Мини-коврик «Геометрия».

Цель: учить соотносит геометрические фигуры с окошками.

Материал: коврик с отверстиями, геометрические фигуры на липучке.

Ход игры: подбирать фигуркам подходящие рамки и приклеивать их на липучку; называть цвета фигур; поиграть в «ассоциации» - взять любую фигурку и подумать, какие предметы похожи на неё.

7. Досочки Сегена

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; знакомство с понятиями цвета и формы; развитие фантазии.

Материал: 18 досок с выемками, 18 вкладышей (геометрических фигур) в деревянной коробке.

Ход игры:

1) рассмотреть и назвать геометрические фигуры;

2) вкладывать фигуры в подходящие рамки, сопоставляя их по цвету;

3) использование рамок в качестве трафаретов (обводить фигуры и раскрашивать);

4) поиграть в «Чудесный мешочек». Сложить фигуры в непрозрачный мешочек. Опустить руку в мешочек, взять какую-нибудь фигуру, и. не вытаскивая руки, попробовать угадать её название;

5) игра «Мозаика». Выкладывание из фигур силуэтов животных, транспорта, различных предметов.

8. «Умное облачко»

Цель: развитие мелкой моторики рук , мышления; развитие точности глазомера, координации движений и последовательности действий; формирование умения работать по образцу.

Материал: 15 ламинированных карточек,1 деревянное облачко,

60 кружков (5 цветов по 12 шт. каждого) в деревянной коробке.

Ход игры:

Для чего нужны облака? Просто так? Вовсе нет! Наше облачко – трудолюбивое и у него очень много дел! Давайте узнаем, какие у облачка бывают дела!

Синий круг повисеть над озером и впитать в себя его испарения.

Зелёный круг создать тень для цветочков, чтобы им было не очень жарко.

Красный круг – полить клубнику в саду.

Жёлтый круг – вместе с другом ветерком перенести семена деревьев на землю.

Оранжевый круг – помыть дорожки на городских улицах.

Давайте поможем облачку! Возьмём карточку и внимательно посмотрим. Сколько заданий нужно выполнить облачку сегодня? Выберем необходимые по цвету круги и вставим в облачко!

9. «Волшебный комодик»

Цель : учить геометрические фигуры; составлять узоры по образцу.

Материал: 4 выдвижных ящика с двухсторонней гравировкой геометрических фигур; 1 выдвижной ящик с 10-ю разноцветными плашками внутри; 48 геометрических фигур (8 видов по 6 штук каждого).

Ход игры:

1) Познакомьте ребенка с названием геометрических фигур. Обсудите цвета.

2) Сортируйте фигурки по ящичкам комода. Бросайте фигурки в отверстия вверху комода. Затем откройте ящички и убедитесь, что все сделано верно. После того как ребенок усвоит 4 основные фигуры, переверните ящички другой стороной – там окажутся еще 4 фигуры для сортировки.

3) В нижнем ящике комода волшебные дорожки - разноцветные плашки. Показать, как выкладывать по ним геометрические фигуры.

4) Игра «Чудесный мешочек». Поместить фигурки в непрозрачный мешочек. Опустить в мешок руку, взять какую-нибудь фигурку, и попробовать угадать на ощупь, какую фигуру вы достали.

5) Игра «Что изменилось?». Выложить в ряд 5-6 фигур. Закрыть глаза и поменять местами несколько фигур или убрать некоторые из них. Попросить ребёнка сказать, что изменилось.

6) Выкладывание из геометрических фигур различные узоры и орнаменты, силуэты животных, машин, одежды и т. д.

10. Дидактическая игра «Кто что ест?» (с прищепками).

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные»;

закрепить умение различать и называть животных; развитие мелкой моторики рук; развитие у детей зрительного анализа изображённых предметов.

Материал: фигурки животных на прищепках, круг с секторами.

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.

При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

11. «Волшебные прищепки».

Цель: учить правильно брать и открывать прищепку; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.

Материал: разные предметные картинки, набор цветных прищепок.

Ход игры: в оспитатель предлагает игру сразу нескольким (2- 4) детям. Дети соотносят цвет прищепок с картинками.

12. «Весёлые резиночки».

Цель: учить натягивать резиночки; закреплять цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие, память.

Материал: разноцветные резиночки, колокольчик, карточки.

Ход игры: колокольчик размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг колокольчика, карточки лежат рубашками вверх.

Первый игрок переворачивает одну карточку, кладёт её, чтобы всем было видно. Игроки стараются, как можно быстрее, подобрать резиночки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке.

Тот, кто первым выполнит задание, звенит в колокольчик.

13. «Посади бабочку на цветок».

Цель: учить соотносить фигуры по цвету и форме; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.

Материал: силуэты цветов и бабочек разных размеров и цветов.

Ход игры: разложить бабочки в соответствии с цветом и размером цветков.

14. «Подбери фигуры».

Цель: развивать мелкую моторику рук; координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание; закреплять цвета и названия геометрических фигур.

Материал: карточки с геометрическими фигурами, набор геометрических фигур разных цветов.

Ход игры: дети соотносят геометрические фигуры по цвету на карточках.

15. «Магазин одежды».

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета.

Материал: силуэты одежды, карточки.

Ход игры: дети “развешивают” одежду разных цветов.

16. Шнуровка.

Цель : развитие мелкой моторики рук, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Материал: шнурочки разных цветов, деревянные предметы с дырочками.

Ход игры: дети протягивают шнурочки в отверстия.

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

17. Лабиринты.

Цель: развивать мелкую моторику; тренировка мышц кисти и отработки кругового движения.

Материал: лабиринты на подставке с движущимися предметами.

Ход игры: вести предметы по лабиринту.

18. «Шумовые коробочки».

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти; умения различать и дифференцировать шумы; развитие логик; тренировка концентрации внимания.

Материал: 22 шумовые коробочки (парные) с различными наполнителями, издающими разные звуки, цветные карточки с изображениями того, что лежит в коробочках.

Ход игры:

Для игры из контейнеров из-под киндер-сюрпризов было изготовлено 22 шумовые коробочки. Все они парные. В качестве наполнителей использованы:

гречка;

пуговицы;

фасоль;

рожки;

рис;

манная крупа;

сахар;

соль;

пшено;

перловка;

горох.

Вариант 1. Найди пару по звуку.

Для начала мы знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать собственно развивающую игру - позвените одной из коробочек и предложите детям найти коробочку с точно таким же звуком. Среди всех шумовых коробочек ребёнок должен постараться найти коробочки с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку, требуется применить и логическое мышление.

Вариант 2. Составление рядов.

Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.

Вариант 3. Звуковое лото.

Послушать с детьми, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку.

19. Дидактическая игра «Разноцветные баночки».

Цель: закреплять названия фруктови ягод; учить различать и называть цвета;

развивать цветовое восприятие, память, внимание, мышление; развивать мелкую моторику рук, тренировать координацию движений.

Материал: силуэты баночек с разноцветными крышками, фрукты и годы.

Ход игры: дети соотносят цвет фруктов и ягод с цветом баночек.

20. Дидактическая игра «Скворечник».

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур скворечник; развивать мелкую моторику рук; закреплять цвета и геометрические фигуры; учить различать размер, соотносить предметы по размеру.

Материал : набор геометрических фигур разных цветов, птички разного размера.

Ход игры: дети выкладывают из геометрических фигур скворечники и соотносят с размером птиц.

21. «Логическое домино».

Цель: закрепить знания о цвете; развивать зрительное восприятие, память и внимание.

Материал: фишки с геометрическими фигурами разных цветов.

Ход игры: дети составляют ряд из фишек с геометрическими фигурами.

22. Дидактическая игра «Подбери размер».

Цель: развивать зрительную память, внимание; учить называть цвета; развивать умение соотносить фигуры с размером отверстия.

Материал: круги разного размера с отверстиями.

Ход игры: дети соотносят размер круга с размером отверстия.

23. «Сложи квадрат» Б. П. Никитина

Цель: развивать мелкую моторику рук; учить узнавать и называть геометрические фигуры; учить составлять целый квадрат из нескольких частей.

Материал: деревянная доска с квадратами, состоящими из нескольких частей.

Ход игры:

1) собирать квадраты из меньшего количества деталей;

2) игра «Мозаика». Использовать детали от разных квадратов, придумывая свои собственные рисунки, предметы и орнаменты;

3) обводить детали от квадратов на бумаге и раскрашивать.

«Загадочные пуговки»

Цель игры: Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами
Бабочка - красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:
  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие слухового внимания,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:
  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:
  • Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:
  • Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Конспект занятия по сенсорному развитию во 2 младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные.

1.Закреплять с детьми знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; упражнять в различении их цвета, формы, величины.

2.Учить составлять изображение из геометрических фигур.

  1. Учить сравнивать контрастные по величине и ширине предметы; учить обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1.Развивать внимание, логическое мышление, память; развивать мелкую моторику рук.

2.Способствовать развитию различных видов деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

3.Побуждать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные .

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, вежливость по отношению к товарищам.

2.Воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.

3.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Методы и приемы:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построения образов.

Практические : показ упражнения, поручения, физкультминутка.

Стимулирующие : похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие,

Физическое развитие,

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились», разучивание физкультминутки «Дружба», д/игра «Назови фигуру правильно», д/игра «Высокий - низкий».

Оборудование: магнитная доска, д/игры, раздаточный материал на каждого ребенка.

Ход образовательной деятельности:

Под музыкальное сопровождение дети заходят в группу :

Воспитатель - Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь…

Воспитатель - Ребята, по-моему, кто- то стучится в нашу дверь. Пойду - ка я посмотрю, кто же это? (Выходит и приносит в группу посылку (сундучок), которую принёс почтальон).

Ребята, посмотрите, какую посылку нам принёс почтальон! Что это?

Только, как же нам его открыть?

Воспитатель рассматривает посылку.

Ой, а здесь ещё письмо для нас.

Читает: «Детям группы …от «Сказочной Феи».

В письме написано: «Сундучок откроется, если будут выполнены все задания Феи».

Задание первое.

Петушки распетушились

Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться.

Воспитатель.

«В каких случаях о наших детях можно так сказать? Ну, распетушились как петухи» — ответы детей… (…если дети поссорились, что-то не поделили)

Давайте пообещаем Фее, что наши дети никогда не будут драться и ссориться, а будут помогать друг другу.

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(соединять пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы считать

(парное касание пальцев от мизинцев, стряхнуть руки)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать

(руки вниз, стряхнуть кистями).

Воспитатель.

Не открывается сундучок. Значит нужно выполнить ещё задание.

Воспитатель читает второе задание.

Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

Дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

Посмотрите на нашем пути ручеек и речка.

Мы можем перешагнуть ручеек? Почему? (ответы детей…потому, что он узкий).

Дети перешагивают ручеек.

А речка какая? (…широкая) Мы можем ее перешагнуть? Почему? (…ответы детей - потому, что она широкая). Как мы сможем ее перейти? Нужно перейти ее по мостику (положить мостик и перейти речку).

Одинаковые ли ручеек и речка по ширине? (…ответы детей)

Задание выполнили? Попробуем открыть сундучок. Он по-прежнему не открывается. Нам нужно выполнить ещё одно задание.

Задание третье.

Воспитатель .

Посмотрите, ребята, на доску. Что здесь изображено?

Дети: «Домики».

- Они по высоте одинаковые или разные? (…ответы детей).

- Дома бывают высокие и низкие. Покажите мне, где высокий домик, а где низкий. — Какой домик выше? Какой ниже? Мы с вами будем домиками. Изобразите высокий домик, а теперь низкий. Скажите мне, из каких геометрических фигур состоит домик? (…ответы детей) Какого цвета крыша у домика, какого цвета сам домик и окошко в нем? (ответы детей). Нам нужно посадить елочки возле домика. Назовите мне какие это елочки по высоте? (высокая и низкая). Подумайте, к какому домику, какую елочку нужно посадить? Почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания). Домик стоит, елочки мы посадили, но в домик, чтобы он не пустовал, нужно поселить зверей. Посмотрите, какие у меня звери. (медведь и заяц) Какие они по величине? (большой и маленький) Подумайте, какого зверя, куда нужно поселить, почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания)

С заданием справились?

Дети — Да.

Воспитатель .

А сундучок не открывается.

Звери любят, когда в их лесу солнечно и радостно.

Задание четвертое.

Воспитатель.

Чтобы в нашей группе тоже было солнечно, радостно и тепло, мы с вами сделаем солнышки. Ребята, посмотрите, что у меня?

Дети — Солнышко.

Обратить внимание детей на солнышко, которое видно в окно или на картинке.

Воспитатель.

Солнышко, какого цвета? Правильно, жёлтого. А какой формы? (круглое). У солнышка есть лучики. Сколько лучиков (много).

Воспитатель.

Внимательно посмотрели? Все запомнили?

А теперь подойдите к столам. Посмотрите, что перед вами лежит?

(кружочки, какого цвета?). Давайте, эти кружочки превратим в солнышко. А чего у ваших солнышек не хватает? (лучиков) Лучики мы сделаем с помощью карандаша. Посмотрите на солнышко, сколько лучиков у солнышка? (много).

Посмотрите, ребята, какие красивые солнышки у вас получились.

Как светло и радостно стало от них в нашей группе.

А теперь подойдем к сундучку.

Посмотрите, сундучок

А на нем висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли!

Итог . «Что мы делали, чтобы открыть сундучок?» (Ответы детей).

Сундучок открывается — дети находят клад —…

Наше занятие подошло к концу. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)

Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)

До свидания всем сказали. (Все машут рукой)

Отправляемся домой.

Под музыкальное сопровождение дети уходят.

Конспект занятия по сенсорному развитию во 2 младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные.

1.Закреплять с детьми знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; упражнять в различении их цвета, формы, величины.

2.Учить составлять изображение из геометрических фигур.

  1. Учить сравнивать контрастные по величине и ширине предметы; учить обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1.Развивать внимание, логическое мышление, память; развивать мелкую моторику рук.

2.Способствовать развитию различных видов деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

3.Побуждать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные .

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, вежливость по отношению к товарищам.

2.Воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.

3.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Методы и приемы:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построения образов.

Практические : показ упражнения, поручения, физкультминутка.

Стимулирующие : похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие,

Физическое развитие,

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились», разучивание физкультминутки «Дружба», д/игра «Назови фигуру правильно», д/игра «Высокий - низкий».

Оборудование: магнитная доска, д/игры, раздаточный материал на каждого ребенка.

Ход образовательной деятельности:

Под музыкальное сопровождение дети заходят в группу :

Воспитатель - Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь…

Воспитатель - Ребята, по-моему, кто- то стучится в нашу дверь. Пойду - ка я посмотрю, кто же это? (Выходит и приносит в группу посылку (сундучок), которую принёс почтальон).

Ребята, посмотрите, какую посылку нам принёс почтальон! Что это?

Только, как же нам его открыть?

Воспитатель рассматривает посылку.

Ой, а здесь ещё письмо для нас.

Читает: «Детям группы …от «Сказочной Феи».

В письме написано: «Сундучок откроется, если будут выполнены все задания Феи».

Задание первое.

Петушки распетушились

Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться.

Воспитатель.

«В каких случаях о наших детях можно так сказать? Ну, распетушились как петухи» — ответы детей… (…если дети поссорились, что-то не поделили)

Давайте пообещаем Фее, что наши дети никогда не будут драться и ссориться, а будут помогать друг другу.

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(соединять пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы считать

(парное касание пальцев от мизинцев, стряхнуть руки)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать

(руки вниз, стряхнуть кистями).

Воспитатель.

Не открывается сундучок. Значит нужно выполнить ещё задание.

Воспитатель читает второе задание.

Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

Дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

Посмотрите на нашем пути ручеек и речка.

Мы можем перешагнуть ручеек? Почему? (ответы детей…потому, что он узкий).

Дети перешагивают ручеек.

А речка какая? (…широкая) Мы можем ее перешагнуть? Почему? (…ответы детей - потому, что она широкая). Как мы сможем ее перейти? Нужно перейти ее по мостику (положить мостик и перейти речку).

Одинаковые ли ручеек и речка по ширине? (…ответы детей)

Задание выполнили? Попробуем открыть сундучок. Он по-прежнему не открывается. Нам нужно выполнить ещё одно задание.

Задание третье.

Воспитатель .

Посмотрите, ребята, на доску. Что здесь изображено?

Дети: «Домики».

- Они по высоте одинаковые или разные? (…ответы детей).

- Дома бывают высокие и низкие. Покажите мне, где высокий домик, а где низкий. — Какой домик выше? Какой ниже? Мы с вами будем домиками. Изобразите высокий домик, а теперь низкий. Скажите мне, из каких геометрических фигур состоит домик? (…ответы детей) Какого цвета крыша у домика, какого цвета сам домик и окошко в нем? (ответы детей). Нам нужно посадить елочки возле домика. Назовите мне какие это елочки по высоте? (высокая и низкая). Подумайте, к какому домику, какую елочку нужно посадить? Почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания). Домик стоит, елочки мы посадили, но в домик, чтобы он не пустовал, нужно поселить зверей. Посмотрите, какие у меня звери. (медведь и заяц) Какие они по величине? (большой и маленький) Подумайте, какого зверя, куда нужно поселить, почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания)

С заданием справились?

Дети — Да.

Воспитатель .

А сундучок не открывается.

Звери любят, когда в их лесу солнечно и радостно.

Задание четвертое.

Воспитатель.

Чтобы в нашей группе тоже было солнечно, радостно и тепло, мы с вами сделаем солнышки. Ребята, посмотрите, что у меня?

Дети — Солнышко.

Обратить внимание детей на солнышко, которое видно в окно или на картинке.

Воспитатель.

Солнышко, какого цвета? Правильно, жёлтого. А какой формы? (круглое). У солнышка есть лучики. Сколько лучиков (много).

Воспитатель.

Внимательно посмотрели? Все запомнили?

А теперь подойдите к столам. Посмотрите, что перед вами лежит?

(кружочки, какого цвета?). Давайте, эти кружочки превратим в солнышко. А чего у ваших солнышек не хватает? (лучиков) Лучики мы сделаем с помощью карандаша. Посмотрите на солнышко, сколько лучиков у солнышка? (много).

Посмотрите, ребята, какие красивые солнышки у вас получились.

Как светло и радостно стало от них в нашей группе.

А теперь подойдем к сундучку.

Посмотрите, сундучок

А на нем висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли!

Итог . «Что мы делали, чтобы открыть сундучок?» (Ответы детей).

Сундучок открывается — дети находят клад —…

Наше занятие подошло к концу. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)

Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)

До свидания всем сказали. (Все машут рукой)

Отправляемся домой.

Под музыкальное сопровождение дети уходят.