Конспект занятия тифлопедагога в старшей группе. Конспект занятия «О себе самом и о мире вокруг нас

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

Мария Борило
Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией.

Цель занятия: развитие зрительного восприятия.

Задачи :

Закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные»;

Учить воспринимать изображение разной модальности;

Развитие ориентировки в пространстве, умения понимать и употреблять предлоги ЗА, ПОД, В;

Развитие центрального зрения, отвечающего за восприятие цвета;

Тренировка аккомодационного аппарата;

Развитие сохранных анализаторов;

Развитие мелкой моторики рук, согласование речи с движением;

Воспитание положительной установки на участие в занятии;

Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование :

Презентация на ИАД (интерактивной доске); магнитофон; магнитная доска; картинки осенних деревьев; разноцветные листья для букета; листики для листопада, корзинка; «Чудесный мешочек» (мышка – рюкзачок); карточки для инд. работы (дикие животные и подарки для них) ; простые карандаши; цветные подкладки (в зависимости от зрительного диагноза); натуральные фрукты; упаковки с соком (тетрапаки 200мл); искусственная ель; указка.

1. Орг. момент. Ребята, отгадайте загадку!

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

Дети: Это бывает осенью!

Погода осенью очень переменчива. Помогите мне закончить предложение!

Если светит солнце, то она называется (солнечная )

Если на небе тучи, то она называется … (пасмурная )

Если идёт дождь, то она называется … (дождливая )

Если дует ветер, то она называется … (ветреная )

Слышится звук сильного ветра. На ИАД – картинка осеннего леса.

2. Упр. «Большой - маленький»

Педагог задаёт вопросы детям, добиваясь ответа предложением

Где мы с вами оказались? Мы оказались в осеннем лесу .

Что вы там видите? Я вижу деревья, кусты и т. д

Какие деревья растут в нашем лесу? В лесу растут берёзы.

В лесу растут дубы.

На ИАД – поочерёдно появляются картинки больших и маленьких деревьев

Появление картинок с эффектом «шахматы». Цель: стимуляция подкорковых отделов ГМ.

Педагог даёт образец предложения, дети составляют предложения самостоятельно.

В нашем лесу растут большие дубы и маленькие дубочки.

В нашем лесу растут большие берёзы и маленькие берёзки.

В нашем лесу растут большие сосны и маленькие сосенки.

3. Дыхательная гимнастика.

Что происходит с деревьями осенью?

Осенью на деревьях желтеют и опадают листья. На деревьях созревают плоды.

На ИАД – картинка листопада.

Ребята, а когда падает с дерева сразу много листьев, как называется это явление природы? Это называется листопад.

Давайте устроим листопад сами! Подуйте на эти листики!

Детям предлагаются маленькие листики из тонкой бумаги.

Вспоминаются правила правильного выдоха. Дети сдувают с ладони листики.

4. Согласование речи с движением.

Давайте поиграем с листиками!

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся Плавно приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо – влево

Будто опять закружиться хотят! Поднимаются, кружатся

Что делали наши листики? - Листики кружились, шуршали, ложились, шелестели.

5. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, сколько под ногами разноцветных опавших листьев!

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы в кулак .

Будем листья собирать! Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальцы в кулак

Листики тополя, листья осины, начиная с большого

Листики дуба мы соберём,

В садик осенний букет отнесём! Шагают на месте.

6. Упр. «С какой ветки детки?»

На полу лежат разноцветные листья деревьев.

Давайте соберём из них букет! 1 ребёнок собирает жёлтые листики. 2 ребёнок собирает оранжевые листики. 3 ребёнок собирает коричневые листики.

Дети собирают листья по цвету в соответствии с инструкцией.

Ребята, посмотрите на свои букет! Какие по форме ваши листики? Листики по форме разные.

Почему они разные? Потому, что упали с разных деревьев.

На магнитной доске картинки с деревьями.

Давайте найдём и назовём деревья, с которых они упали. Как называются листики?

Дети определяют с каких деревьев их листья и называют их.

Мои листики упали с клёна. Они называются кленовые.

Мои листики упали с дуба. Они называются дубовые.

Мои листики упали с каштана. Они называются каштановые.

Давайте положим их в корзину и потом сделаем из них гирлянду. Дети отдают свои букеты педагогу.

7. Зрительная гимнастика. На ИАД.

Подул ветер и наши листики опять полетели! Посмотрите, куда они полетели!

Кленовый лист полетел вниз и направо. Дубовый лист полетел вниз и налево.

Берёзовый лист полетел вниз и направо. Каштановый лист полетел вниз и налево.

8. Упр. «Найди животное».

Ребята, а кто может жить в нашем лесу? В лесу живут дикие животные и птицы .

Где же они? Они, наверное, спрятались от нас .

Давайте их поищем!

На ИАД – ч/б картинка со спрятавшимися животными (видна часть тела).

Я нашел зайца. Он сидит под кустом.

Я нашёл белку. Она спряталась в дупле.

Я нашёл лису. Она спряталась за деревом.

Я нашла волка. Он спрятался за ёлкой.

Я нашёл ежа. Он спрятался под грибочком.

Я нашёл мышку. Она спряталась в норке.

9. Работа в индивидуальных карточках. Упр. «Проведи линию»

Звери спрятались, потому, что испугались нас. Но мы не будем их обижать!

Давайте угостим лесных жителей! Садитесь за столы и раздайте подарочки!

На столах карандаши, листы бумаги с изображением животного и «гостинца», между ними дорожка. Дети проводят карандашом дорожку от животного к подарку.

Скажите, чем вы их угостили? На ИАД – по очереди появляются изображения животных.

Дети смотрят на доску – на свою карточку и соответственно картинке отвечают.

Я угостил зайца капустой. Я угостил белку орешками.

Я угостил лису рыбкой. Я угостил волка колбасой.

Я угостила ежа грибочком. Я угостила мышку сыром.

10. Д/игра «Чудесный мешочек». Мышка – рюкзак с фруктами.

Лесные жители очень вам благодарны и решили тоже вас угостить!

Давайте отгадаем, что принесла вам мышка? Расскажите про свой подарок.

Дети на ощупь определяют, что принесла мышка, называют, достают.

Мне подарили яблоко. Оно красное, круглое, твёрдое.

Мне подарили грушу. Она жёлтая, мягкая, ароматная.

Мне подарили апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный.

11. Упр. «Делаем сок»

Как можно назвать одним словом яблоко, грушу и апельсин? Это фрукты.

Что можно из них приготовить? Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье .

Какой сок можно сделать из яблока? Из яблока можно сделать яблочный сок.

Какой сок можно сделать из груши? Из груши можно сделать грушевый сок .

Какой сок можно сделать из апельсина? Из апельсина можно сделать апельсиновый сок .

Раз, два, три, свой сок получи! - детям отдаются маленькие пакеты сока.

12. Итог занятия.

Ребята, пора возвращаться в детский сад! Слышится звук ветра.

Ой, опять этот ветер! Мы возвращаемся в детский сад! Вам понравилось путешествие в осенний лес?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию руки и зрительного контроля у дошкольников с проблемами в развитии Тема: Рисование дуг Цель: закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии; развивать ритмичность двигательной функции кисти.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

В коррекционной работе в первом месяце летне-оздоровительного сезона я провела ряд мероприятий согласно перспективному комплексно-тематическому.

Комплексные конспекты

Конспект совместного игрового
занятия тифлопедагога с логопедом,
для детей с нарушением зрения по теме:
«Транспорт» в подготовительной группе.

Петухова Е.В., тифлопедагог;
Мельникова Н.В., логопед
ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

Речевые задачи:

  1. Активизировать словарный запас по теме.
  2. Совершенствовать навык чтения слов.
  3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
  4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
  1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
  1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

Коррекционные задачи:

  1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
  2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
  3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
  4. Развивать логическое мышление и память.
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
  6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование и наглядность:

  • Указки
  • Ковролин
  • Фланелеграф
  • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
  • Мягкий строитель
  • Тазик с водой
  • Игрушка-кораблик

Демонстрационный материал:

  • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
  • Картапуть
  • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

Изобразительный материал:

  • Детский сад
  • Автобус
  • Вокзал
  • Город
  • Два трамвая
  • Корабль
  • Два изображения необитаемого острова

Раздаточный материал:

  • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
  • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
  • Разрезные части вертолета
  • Предметные картинки с транспортом
  • Трубочки

Музыкальное сопровождение

Вводная беседа:

Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

Без разгона вверх взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский (вертолет)

Про что эти загадки?

А к чему относится самолет и вертолет?

Какой еще транспорт вы знаете?

Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному транспорту, водному?

А как транспорт делится по назначению?

У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

(Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

Подведение итогов.

На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

Конспект совместного занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему: "Собирай урожай". Закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Закрепление материала в игровой форме, с использованием увлекательных познавательных игр и упражнений.

Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай»

Провели: тифлопедагог Круликовская Татьяна Владимировна

Логопед Сидорова Лидия Трифоновна

Цель:

Закрепление и расширение словаря детей по темам «Овощи», «Фрукты».

Задачи:

Ø Закрепление умения составлять загадку о предмете, описывая его признаки, свойства.

Ø Дифференциация гласных звуков А, У.

Ø Формирование навыков элементарного звукового анализа.

Ø Развитие психических процессов детей, мелкой и общей моторики.

Ø Развитие зрительно-поисковой деятельности.

Демонстрационный материал: натуральные овощи; фрукты- муляжи; таблица с контурными изображениями овощей и фруктов, расположенными в определенном порядке; таблица – алгоритм «Расскажи о звуке»,

таблица – алгоритм для придумывания загадок; «чудесный » мешочек.

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия:

I . Организационный момент (логопед)

Д/и «Расскажи о звуке» (с использованием таблицы – алгоритма).

Дети придумывают и называют слова с изучаемыми звуками и садятся за столы.

II . Д/и «Отгадай загадку» (логопед)

1. Д/и «Четвертый лишний» (с натуральными овощами и фруктами:

Кабачок, патиссон, картошка, лук, баклажан

Апельсин, банан, ананас, груша, слива)

Дети определяют лишний овощ или фрукт.

2. Д/у «Назови звуки А, У в словах» (в названии лишнего овоща или фрукта)

3. Составление загадок – описаний с использованием таблицы-алгоритма (цвет, форма, размер, где растет, каков на вкус, что можно из него приготовить) (тифлопедагог)

Для придумывания загадки вызывается желающий ребенок, остальные дети отгадывают ее.

III . Д\и «Чудесный мешочек» (муляжи) (тифлопедагог)

Дети определяют фрукт в мешочке на ощупь и находят его контурное изображение на таблице, называя его местоположение (груша, ананас, мандарин, яблоко, лимон).

IV . Физминутка «В нашем огороде».

1. Развитие общей и мелкой моторики (логопед)

Огурцы, капуста, перец Дети загибают пальцы на

В огороде нашем есть одной и другой руке.

Сварим суп, в салат «Помешивают суп»: выпол-

порежем, няют круговые движения

ребром ладони одной руки

по раскрытой ладони другой.

Можем и сырыми съесть! Хлопки в ладоши.

2. Гимнастика для глаз (тифлопедагог) .

Ослик ходит, выбирает, Дети вытягивают вперед

Что сначала съесть не знает указательный палец правой

руки, свободно перемещают

его и следят глазами.

Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.

А внизу растет крапива, Посмотреть вниз.

Слева-свекла, справа-брюква, Движения глазами влево-

Слева-тыква, справа-клюква, вправо.

Снизу-свежая трава, Посмотреть вниз.

Сверху-сочная ботва, Посмотреть вверх.

Закружилась голова, Круговые движения глазами

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. Закрыть глаза.

V .Д/и «Поэты» (логопед).

Дети заканчивают строчки стихов, подбирая рифмы – названия овощей, фруктов:

Маме помог карапуз –

Он один съел спелый…(арбуз).

Чай горячий пьет Антон,

Положил он в чай …(лимон).

У Тани и Мани спор –

Кому съесть большой…(помидор).

Для своей дочурки Зины

Папа купит…(апельсины).

А из Африки для нас

Присылают…(ананас).

Забавной обезьяне

Мы принесли…(бананы).

В огороде пусто –

Убрана…(капуста).

Большое спасибо Антошке –

Он помог нам капать…(картошку).

Каждый очень-очень рад

Скушать сладкий…(виноград).

VI .Д/и «Собери картинку » (тифлопедагог).

(разрезные картинки у каждого ребенка).

VII . Итог занятия.

Дети вспоминают тему занятия и те предметы, которые были в чудесном мешочке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Любовь Леонтьева
Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

Конспект

Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

Программные задачи :

Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

Тренировка амблиопичного глаза;

-формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

-формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия

Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

Зрительная гимнастика.

Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

Золушка рассыпала бусы

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

7 гномов перепутали вещи –

Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

Звучит песня «Где водятся волшебники»

Сюрпризный момент.