Конспект занятия тифлопедагога в средней группе. Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

Данный материал подготовлен к семинару на тему: "Портфолио дошкольника". Содержит: презентацию, текст к презентации, памятку для педагогов, структура создания портфолио, таблицу для мониторинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.

3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.

4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.

6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей

7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Портфолио дошкольника Воспитатель: Григор И.А.

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.

Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Задачи Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; Поощрять его активность и самостоятельность; Формировать навыки учебной деятельности; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. Содействовать индивидуализации образования дошкольника;

ОСОБЕННОСТИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

Условия Добровольность Необходимость чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Удобство хранения Индивидуальность Систематичность в сборе информации.

Функции портфолио Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка; Целеполагающая – поддерживает учебные цели; Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты; Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; Социообразующа – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностия; -Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Виды портфолио

Принципы работы по составлению портфолио: Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.

Этапы работы по составлению портфолио 1 этап: Постановочный. 2 этап: Поисковый. 3 этап: Заключительный.

Взаимодействие с семьей С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, инте­ресы.

Критерии оценивания Творческий подход к оформлению Интерес и желание ребенка Значимость для ребенка, его родителей, педагогов

Алгоритм работы по составлению портфолио Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Презентация.

Структура создания портфолио дошкольника Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Титульный лист

Я хожу в детский сад

Мне больше всего нравится

Я учусь быть самостоятельным

Я учусь общаться

Я учусь правильно говорить

Мои награды

Портфолио выпускника детского сада

Предварительный просмотр:

Результаты освоения воспитанником образовательной программы по итогам мониторинга

Направление

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Физическое

Социально-личностное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Предварительный просмотр:

Четкой структуры создания

  • Титульный лист

Я расту

Это я

1 младшая группа – 2 младшая

Разрешите представиться

Средняя группа

Мой портрет

Старшая -подготовительная

Моя ладошка

Все группы

Какой я

2 младшая

Расскажи о себе

Средняя -подготовительная

Разрешите представиться

Старшая -подготовительная

Я и моя семья

Все группы

Генеологическое дерево семьи

Старшая -подготовительная

Члены моей семьи

Все группы

Нарисуй свою семью

средняя

Расскажи о своей семье

старшая

Я хожу в детский сад

Это мой детский сад

Все группы

Я в детском саду

Все группы

Моя группа

Все группы

Расскажи о своей группе

Младшая подготовительная

Я и мои друзья

Средняя - подготовительная

Мои друзья в детском саду

Средняя - подготовительная

Фотографии с праздников

Все группы

Мои праздники в детском саду

Старшая -подготовительная

Мне больше всего нравится

Моё самое любимое занятие

Средняя - подготовительная

Самая интересная игра

Все группы

Самый любимый праздник

Средняя - подготовительная

Самое вкусное блюдо

Средняя - подготовительная

Я уже умею

Старшая -подготовительная

Я хочу научиться

Подготовительная

Я учусь быть самостоятельным

Копилка моих умений

Средняя - подготовительная

Я учусь быть опрятным

Средняя - подготовительная

Средняя - подготовительная

Я учусь общаться

Старшая - подготовительная

Старшая - подготовительная

Я учусь правильно говорить

Разговаривать с другом

Составлять рассказ

Выделять звуки в словах

Знаю буквы

Моя рука готова к письму

Умею писать

Я научился произносить звуки

Я научился обводить

Я научился штриховать

Я научился писать

Мои награды

Предварительный просмотр:

Цель семинара: представить педагогам новую технологию «портфолио дошкольника».

Задачи: семинара:

1. Познакомить педагогов с технологией «портфолио дошкольника».

2. Раскрыть структуру и алгоритм запуска технологии.

3. Предложить примерный план работы по технологии.

4. Дать представления об оформлении и составлении портфолио дошкольника.

С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.

Что такое портфолио и для чего оно преднозначенно?

Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника - это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.

Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс.

При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и родителей – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой.

Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять его активность и самостоятельность;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Создание портфолио дошкольника - это новая и пока ещё не освоенная технология.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

  • Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
  • Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,

направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником

в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

  • Портфолио дошкольника – перспективная форма представления

индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

  • Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио

дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

  • Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного

оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Результаты работы показали, что в большинстве случаев – это накопительное портфолио, «Всё обо мне» - так его называют дети.

детей, может оказать неоценимую услугу, как педагогам, так и их родителям. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. С помощью портфолио можно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка, при необходимости провести коррекцию обучения, что особенно важно для наших детей.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  • Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  • Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.
  • Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  • Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  • Индивидуальность. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  • Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Определены основные функции портфолио:

  • диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка
  • целеполагающая – поддерживает учебные цели
  • мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты
  • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ
  • социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности
  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  • Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
  • Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Портфолио показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.

Портфолио – копилка любых успехов ребенка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

  • в быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.;
  • на занятиях, которые проводятся в детском саду;
  • при посещении различных кружков, секций;
  • в общении со взрослыми, сверстниками.

Заполнение портфолио поможет узнать, как развивается ребенок, когда лучше начать обучение в школе, учитель же получит представление о том, что ребенок думает о себе.

Работа с портфолио поможет нам:

  • установить более близкие отношения друг с другом;
  • создать атмосферу общности интересов;
  • активизировать свое внимание к успехам ребенка, своевременно их отмечать;
  • поддерживать интерес к различным видам деятельности малыша;
  • формировать у ребенка самоконтроль и самооценку.

Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений.

Принципы работы по составлению портфолио

Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.

Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.

Этапы работы по составлению портфолио

1 этап: Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как:

  • оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолиоявляется индивидуальной программы развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).
  • накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.
  • Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

2 этап: Поисковый.

  • Сбор информации

Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.

3 этап: Заключительный.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.

Взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

  • творческий подход к оформлению;
  • интерес и желание ребенка;
  • значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

Алгоритм работы по составлению портфолио

  • Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  • Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
  • Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  • Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
  • Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
  • Презентация.

Структура создания портфолио дошкольника

Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

  • Титульный лист

На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия,имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания.

Разделы портфолио:

Я расту

Это я

1 младшая группа – 2 младшая

Разрешите представиться

Средняя группа

Мой портрет

Старшая -подготовительная

Моя ладошка

Все группы

Какой я

2 младшая

Расскажи о себе

Средняя -подготовительная

Разрешите представиться

Старшая -подготовительная

Я и моя семья

Все группы

Генеологическое дерево семьи

Старшая -подготовительная

Члены моей семьи

Все группы

Нарисуй свою семью

средняя

Расскажи о своей семье

старшая

Я хожу в детский сад

Это мой детский сад

Все группы

Я в детском саду

Все группы

Моя группа

Все группы

Расскажи о своей группе

Младшая подготовительная

Я и мои друзья

Средняя - подготовительная

Мои друзья в детском саду

Средняя - подготовительная

Фотографии с праздников

Все группы

Мои праздники в детском саду

Старшая -подготовительная

Мне больше всего нравится

Моё самое любимое занятие

Средняя - подготовительная

Самая интересная игра

Все группы

Самый любимый праздник

Средняя - подготовительная

Самое вкусное блюдо

Средняя - подготовительная

Я уже умею

Старшая -подготовительная

Я хочу научиться

Подготовительная

Я учусь быть самостоятельным

Копилка моих умений

Средняя - подготовительная

Я учусь быть опрятным

Средняя - подготовительная

Я учусь самостоятельно одеваться

Средняя - подготовительная

Я учусь общаться

Мой портрет «Какой я в общении»

Старшая - подготовительная

Мой портрет «Какой я в общении» (чему я научился).

Старшая - подготовительная

Я учусь правильно говорить

Я умею правильно произносить звуки

Разговаривать с другом

Составлять рассказ

Выделять звуки в словах

Знаю буквы

Моя рука готова к письму

Умею писать

Мои достижения в развитии речи

Я научился произносить звуки

Я научился разговаривать с другом

Я научился составлять рассказ

Я научился выделять звуки в словах

Я научился обводить

Я научился штриховать

Я научился писать

Мои награды

Портфолио выпускника детского сада

Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио

1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.

2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.

3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.

4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.

6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он

рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей

7. При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться


Портфолио дошкольника

АМДОУ №1 П.Парфино

Михайлова Ю.А.


Портфолио

Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.


Цель портфолио

Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.


Задачи портфолио

Создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности; - формирование положительных нравственных качеств личности; - приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию - содействовать индивидуализации образования дошкольника; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.


Функции портфолио

  • Диагностическая функция – фиксируется изменение и рост за определенный период времени.
  • Функция целепологания – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.
  • Мотивационная функция – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.
  • Содержательная функция – материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.
  • Развивающая функция – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году.
  • Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Виды портфолио (по оформлению)

  • Печатный вариант – в виде папок, картотек, портфелей.
  • Электронное портфолио
  • Раскраска.

Виды портфолио (по времени создания).

  • Краткосрочный.
  • Среднесрочный.
  • Долгосрочный.

Виды портфолио (по содержанию).

  • Портфолио документов;
  • Портфолио работ;
  • Портфолио отзывов;
  • Комплекс материалов.

Алгоритм запуска портфолио.

  • Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно зачем нужен портфолио.
  • Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен руководителем, педагогом или выбран по желанию автора.
  • Определение времени работы над портфолио и сроков сдачи.
  • Определение структуры портфолио.
  • Определение критериев оценивания: обсуждается и определяется совместно с авторами.
  • Определение способов оценивания (представления) портфолио.

Планирование работы над портфолио.

  • Каковы цели использования портфолио?
  • Из каких компонентов будет состоять портфолио?
  • Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
  • Как будет выглядеть портфолио?
  • Кто участвует в разработке портфолио?
  • Как часто будет происходить обсуждение материалов портфолио?
  • Где будет храниться портфолио?
  • Как будет происходить презентация портфолио?

Этапы работы над портфолио.

  • Постановочный этап – определяется цель создания портфолио, функциональные обязанности участников, вид и структура портфолио.
  • Поисковый этап – включает в себя сбор, систематизацию материалов и заполнение портфолио:

2.1. Сбор информации

2.2. Индивидуальная работа с детьми

2.3. Взаимодействие с родителями

2.4. Консультация с педагогами

3. Заключительный – рефлексия собственной деятельности, осознание своих достоинств и проблем.


Ошибки при работе над портфолио.

1.Портфолио - дело добровольное отражает индивидуальность автора – составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер.

2. При сборе документов, творческих работ, при оформление состава портфолио родители и педагоги включают в него те или иные материалы без учета мнения самого ребёнка, опираясь лишь на свои предпочтения.

4. Формальный подход к портфолио – «соревнование за количество» за максимальное число документов и материалов, помещаемых в папку.

5.Сбор только документов с печатями (дипломы, сертификаты, свидельства, удостоверения, грамоты).

6. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора.


7.Сбор материалов только последнего времени.

8. Псевдопортфолио – представляется одинаковая для всех книга, папка, где все заранее разграфлено.

9. Отсутствие систематической работы над портфолио. Портфолио как разовая акция.

10. Сбор материалов взрослыми, а не ребёнком.

11. Акцент на форме, а не на содержании. Часто родители увлекаются оформлением, появляется негласный конкурс у кого профессиональнее, красивее, богаче.

12.Стремление оценить все материалы портфолио в баллах.


Критерии оценивания

  • Полнота информации о деятельности.
  • Логичность отбора содержания.
  • Логичность строктурирования материалов.
  • Транслируемость.
  • Правильность оформления материалов.
  • Авторские находки.
  • Креативность мышления.
  • Сформированность умения решать задачи.
  • Сформированность прикладных умений.
  • Развитость коммуникативных умений.
  • Сформированность умений самоконтроля и самооценки.

Портфолио дошкольника своими руками


Распространение опыта воспитателя
Портфолио дошкольника
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.)
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето - весёлая пора и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.

Портфолио можно разделить на несколько видов.
1 Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
В портфолио можно предложить следующие рубрики:
1. «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
2. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.
3. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
5. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
6. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
7. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
8. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
9. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Алгоритм работы над портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Презентация на тему: Портфолио дошкольника

Ольга Чистякова
Портфолио дошкольника - презентация

Совместное ведение детских портфолио увлекательное занятие. Для чего дошкольнику портфолио ? Как я понимаю, это своеобразная копилка его успехов. Успехов, которые характеризуют развитие ребёнка как личности, его индивидуальных способностей.

Портфолио бывает разное : электронное, печатное, в виде раскрасок. Мы остановились на варианте накопительного портфолио . Это когда в папке систематизирована информация о ребенке все его достижения за определенный период времени. В нашем случае за 2 года старшую и подготовительную группы. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени

По нашему мнению, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех участников : ребёнка, родителей, педагога. Создает атмосферу общности интересов, помогает взрослым и детям установить близкие отношения, позволяет проводить больше времени вместе. Своевременно отмечать успехи ребенка, поддерживать его интерес к различным видам деятельности, формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки.

Мы решили не перегружать портфолио чрезмерной информацией. Выбрали на наш взгляд оптимальные разделы для классификации.

Титульная страница оформляется по задумке ребенка и его семьи. Это может быть рисунок, отображающий всех членов семьи или автопортрет , фотография ребенка или всей семьи. На странице прописывается имя, отчество и фамилия ребенка, год и день рождения (самостоятельное написание ребенком приветствуется) .

Раздел «Я хочу вам рассказать» включает все интервью ребенка, его высказывания, обращенные к сверстникам, выводы по интересующим его вопросам, даже стихи собственного сочинения. В начале года ребенок может рассказать о себе, своих интересах : «Мне нравится…» , «Что я умею» , «Чему я хочу научиться» , по завершению года «Чему я научился» .

«Расскажите про меня» содержит отзывы и впечатления о ребенке высказанные его товарищами, педагогами. Мнения родителей о том, чего достиг, чему научился ребенок, какие они заметили изменения в деятельности ребенка, его «изюминки» .

В раздел «Мои достижения» вкладываются грамоты, дипломы, благодарственные письма, лучшие работы, странички с самыми удачными работами. Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях.

«Я творю и создаю» включает в себя рисунки в разных жанрах, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или кружка, который посещает ребенок.

Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

Одно из главных условий ведения портфолио – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио , то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио .

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника , так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Публикации по теме:

Доброе время суток уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию детское «Портфолио». На данную публикацию.

Создание портфолио дошкольника можно отнести к инновационной деятельности дошкольного образования. Создание портфолио - метод индивидуализации.

В нашем детском саду прошло праздничное мероприятие итоги конкурса «Портфолио дошкольника». В этом конкурсе приняли участие группы: вторая.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, его положительных.

Слайд 2

Вопросы вебинара

1. Зачем дошкольнику портфолио? 2. Виды портфолио дошкольника. 3. Как составить портфолио дошкольника? 4. Структура портфолио. 5. Применение портфолио в процессе преемственности между ДОО и начальной школой.

Слайд 3

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что способен ученик»

Слайд 4

Слайд 5

Портфолио дошкольника –

это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Слайд 6

Портфолио - Это …

Индивидуальная папка ребёнка В портфолио фиксируются основные показатели, характеризующие существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка. Маршрут развития ребёнка Портфолио собирает, систематизирует и фиксирует результаты развития ребёнка, демонстрирует весь спектр его способностей, показывает динамику в их развитии, помогает оценить сильные стороны развития, наметить умения, требующие развития. Мотиватор личностного развития Содержание портфолио направлено на формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию, достижениям.

Слайд 7

Копилка личных достижений Портфолио отражает различные успехи ребёнка в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период нахождения в детском саду или в школе. «Книга о самом себе» Портфолио включает в себя всевозможные интересы, склонности ребёнка, его знания и умения. Напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. «Досье успеха» В нём отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.

Слайд 8

Зачем нужно портфолио дошкольника?

Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог и др.) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к ребенку, который изберут люди, занимающиеся его воспитанием и развитием.

Слайд 9

Технология «Портфолио»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Слайд 10

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОО является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Слайд 11

Нормативные документы, регламентирующие внедрение технологии «Портфолио»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» «О порядке проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Слайд 12

Структура создания портфолио дошкольника

Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие- портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Слайд 13

Первый вариант

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы. Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». Фиксируются высказы-вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.

Слайд 14

Второй вариант

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини- презентацию на дне рождения ребенка. Структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» в нем последовательно вклеиваются портреты ребенка, содержится информация о времени и месте рождения, о значении имени и др. Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши, где дается информация о росте ребенка, где указывается чему научился за прошедший год, например считать до пяти, выучил буквы и др. Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах Раздел 4 «Чем могу помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы. Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам. Раздел 6 «Вдохновение природы». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

Слайд 15

Третий вариант

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио: Раздел 1«Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители. Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая. Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Слайд 16

Четвертый вариант

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио: Блок «Какой ребенок хороший», содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям за воспитание ребенка; Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность; Блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Слайд 17

Цель портфолио

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Слайд 18

Задачи

Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; Поощрять его активность и самостоятельность; Формировать навыки учебной деятельности; Содействовать индивидуализации образования дошкольника; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.

Слайд 19

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий - это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишняя нагрузка и для педагога и для детей и для родителей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио. 2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной: для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.); накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени; тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.; сбор информации о ребенке для презентации дошкольника при переходе в первый класс

Слайд 20

Условия

3. Индивидуализация. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. 4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. 5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Слайд 21

Функции портфолио

Диагностическая - фиксирует динамику развития ребенка; Целеполагающая - поддерживает учебные цели; Мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты; Содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ; Социообразующая- формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностью; Развивающая- обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Слайд 22

Особенности портфолио дошкольника

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его развития и воспитания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства (диагностику), направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, формирования целевых ориентиров заложенных в ФГОС ДО Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.

Слайд 23

Портфолио дошкольника - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Слайд 24

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации. При составлении портфолио нужно исходить из того, что это - своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о дошкольнике, его уровне развития и способностях.

Слайд 25

Виды портфолио

Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте - это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Слайд 26

Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Слайд 27

Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Слайд 28

Слайд 29

Принципы работы по составлению портфолио:

Первый принцип - единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Второй принцип - это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.

Слайд 30

Этапы работы по составлению портфолио

1 этап: Постановочный Приступая к реализации технологии «портфолио», необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как: оценочная функция - «портфолио как инструмент комплексной диагностики». Оценочно-диагностический портфолио является индивидуальной программой развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится у педагога) (личная папка ребёнка). накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника. портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

Слайд 31

2 этап: Поисковый

Сбор информации Внедряя портфолио в деятельность дошкольной организации, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.

Слайд 32

3 этап: Заключительный

Слайд 33

Взаимодействие с семьей

С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, понимают его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.

Слайд 34

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в школу, а затем ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Слайд 35

Алгоритм работы по составлению портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть - обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Презентация.

Слайд 36

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых - родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на: . творческий подход к оформлению; . интерес и желание ребенка; . значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

Слайд 37

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Готовность к школе - это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов: Интеллектуальная готовность. Личностная и социально-психологическая готовность. Эмоционально-волевая готовность. Физическая готовность. Как в дошкольной организации, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Слайд 38

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения; 2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Слайд 39

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. 1. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. 2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию - «портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. 3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Слайд 40

Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста; — формирование положительных нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд 41

Портфолио ученика

Может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Слайд 42

Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио

1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка. 2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании. 3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д. 4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

Слайд 43

5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений. 6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи - в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей 7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться.

  • Слайд 53

  • Слайд 54

    Посмотреть все слайды