Классные часы для 10. Классные часы

Классный час для 10 класса. Мир кино

Цель : развитие творческих и познавательных способностей старшеклассников.

Ход классного часа

Фонограмма «Снимается кино» с повторением популярных фраз из отечественных кинофильмов.

Учитель . Вот уже не одно десятилетие кино как самостоятельный жанр искусства победно шагает по планете. Уже невозможно представить, что было время, когда нельзя было дома включить телевизор и посмотреть что-нибудь по своему вкусу, выбрав из телепрограммы. Кино вошло в наш быт так уверенно, что для многих превратилось в киноманию. А давайте попробуем разобраться, почему. Что ищем мы в том или ином фильме, что ходим смотреть в кинотеатр, чем наслаждаемся, включая видео? Итак, что для нас кино? Предлагаю провести блиц-опрос на эту тему.

Ученики высказывают свое мнение. Для одних кино - приятное времяпровождение, для других - удовольствие от хитросплетений сюжета, для третьих - встреча с любимыми киноактерами, а для кого-то - возможность уединиться с девушкой на последнем ряду в полупустом кинозале.

Учитель . Для чего люди ходят в кино? Обычно люди смотрят фильмы, чтобы получить удовольствие. Но есть и такие, которые усаживаются перед экраном с иной целью... В кинотеатр эти люди приходят по одной-единственной причине: они коллекционируют киношные ляпы. И как же их радует, когда во время танца у героини куда-то исчезают серьги, а потом, как по волшебству, появляются вновь (фильм «Запах женщины»). Они впадают в бурное ликование, заметив, что герой «Крепкого орешка» разгуливает то в белой маечке, то в серой. Им нет никакого дела, что фильм снимается в течение нескольких месяцев, и тот двухминутный эпизод, который они смотрят, смонтирован из пятнадцати дублей. Ну, забыла актриса про эти серьги. Ну, износилась у актера маечка. Но дотошному зрителю нет дела до этих обстоятельств. Он сидит и пунктуально фиксирует все «опечатки» режиссера. И он уж точно заметит, что в фильме «Первый рыцарь», где речь идет о короле Артуре и прочих преданьях старины глубокой, по весьма средневековому полю скачет очень средневековый конь, а неподалеку торчит телефонная будка. Подобных оплошностей много. Например, в фильме «Мэверик» (время действия - прошлый век) герои на лошадях скачут мимо красного автомобиля. А в фильме «Спартак» римские гладиаторы расхаживают в наручных часах, которые были изобретены на тысячу с лишним лет позже. Пока обычный зритель погружается в пучину страстей и вод вместе с героями «Титаника», коллекционер ляпов пишет в свою записную книжку: «Складывается ощущение, что бабка Роуз не та, за кого себя выдает, поскольку у молодой Роуз глаза зеленые, у старушки - голубые». Далее, «Титаник», как известно, шел из Англии в Штаты, через Атлантику, с востока на запад. Однако дельфины, на которых глазеют Джек со своим приятелем с борта корабля, - тихоокеанские белобокие и уж никак не атлантические. С курсом корабля вообще много неточностей. Когда Джек и Роуз совершают «полет» на носу «Титаника», закатное солнце светит в левый борт. А корабль идет с востока на запад. Значит, либо он с курса сбился, либо солнце в те годы садилось на юге.

Происходит обсуждение, кто еще замечал необычные вещи в кино. В конце вечера хорошо бы посмотреть какой-нибудь поучительный хороший фильм.

Цели и задачи: рассмотреть соотношение между словами и поступками; дать определение жестокости и состраданию; рассмотреть, к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей; обсудить вопрос о том, какое влияние могут люди оказывать друг на друга (как плохое, так и хорошее); как человеческие поступки могут влиять на других людей; проанализировать, к чему может привести отсутствие у человека определенных личностных качеств.

Предварительная беседа.

Составьте список признаков жестокости или жестоких поступков, которые учащиеся отметили при обсуждении.

Подумайте о том, как они отражают то, что вы цените. (Например, ваш ужас перед жестоким отношением к животным отражает вашу любовь к животным.)

Своими словами дайте определение жестокости. Прочтите следующие ситуации.

Жестокость

1. Подросток ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому он взял ее в руки и быстро засунул в стеклянную банку с плотно завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик принес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома он встретил приятелей и вскоре, забыв о змее, убежал с ними играть. Банка осталась во дворе. Почти через неделю он наткнулся на нее. Змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

2. Однажды поздно вечером мальчики шли по окраине деревни. Вокруг не было ни души. Им было скучно, и они решили поразвлечься. Недалеко от дороги они увидели полузаброшенный курятник. Один из них залез в курятник и принес цыпленка. Другой достал из кармана перочинный нож. Прижав шею цыпленка к земле, мальчики решили отрезать ему голову. Однако нож был тупой, и они не смогли полностью обезглавить вырывающуюся птицу. Тогда они решили выдернуть у полумертвого цыпленка перья. Потом они выкололи ему глаза и вырезали сердце у еще живой птицы. Но и этого им показалось мало: они взяли еще одного цыпленка и снова начали экспериментировать. Этому они отрезали лапки и клюв, а потом сожгли.

3. Как-то вечером двое приятелей решили воспользоваться машиной отца одного из них, чтобы прокатить знакомую девушку. Покатавшись по городу, они вышли из машины в тихом безлюдном парке. Проходивший мимо мужчина увидел девушку и двух ребят, один из которых держал в руке ключ от стоявшей рядом машины. Поблизости больше никого не было. Мужчина быстро подошел к подросткам и, угрожая пистолетом, отобрал ключи, связал их и бросил в машину. Выехав на темную проселочную дорогу, он повернул в поле и остановился. Ребята на коленях умоляли пощадить их, но он в упор выстрелил в них обоих. Девушку он провез еще несколько километров по грунтовой дороге, затем вытащил ее из машины и изнасиловал. После этого он задушил ее и, убедившись, что она мертва, бросил тело в лесу.

А теперь подумайте: ведь такое нередко случается. Что в этих историях нас отталкивает? Можно привести множество причин, по которым эти поступки дурны, но несомненно одно - все эти истории отличает бессмысленная жестокость. Боль, причиняемая невинным, удовольствие, получаемое от этого, вызывает нравственное отвращение. Читая все эти истории, понимаешь, что прежде всего они отражают темную сторону природы человека, действующего из бессмысленной, беспричинной жестокости.

Как вы думаете, каковы были мотивы, побудившие персонажей этих рассказов поступить так, как они поступили? Каких ценностей недостает героям каждого рассказа?

Присущие герою черты

Недостающие ценности

Рассказ 1

Рассказ 2

Рассказ 3

Как изменился бы рассказ, обладай герой недостающими ценностями?

Следующие ситуации для обсуждения.

Сочувствие

а) Однажды днем выглядевший очень изможденным 30-летний человек шел по многолюдному центру города. Всего полгода назад у него была хорошая квартира, много друзей, работа, и он мог нормально обеспечивать свою семью. Однако не так давно в его городе начались межнациональные распри. Его семье пришлось все бросить и бежать. Теперь у них ничего не было, и он не представлял, как они выживут. Идя по улице, человек вдруг увидел на тротуаре белый конверт. Он с любопытством (впрочем, не надеясь на удачу) поднял конверт. К своему изумлению, он обнаружил в конверте две стодолларовые банкноты, чей-то адрес, телефон и фамилию. Уже две недели он был практически без гроша, и ему приходилось каждый день мучительно выискивать хоть какой-то способ заработать денег, чтобы накормить своих жену и ребенка. И все же уже через несколько часов он отыскал законного владельца двухсот долларов и вернул ему деньги. Тот был так поражен его честностью, что, узнав о его обстоятельствах, предложил ему хорошую работу.

б) Молодой человек на автобусной остановке заметил, как подвыпивший парень недалеко от него пристает к девушке. Пьяный отпускал двусмысленные шутки, подходя к ней все ближе, и, наконец, чуть не упал на нее. У девушки был испуганный вид, она пыталась отойти в сторону, но он продолжал преследовать ее. Ждущие на остановке люди заметили эту сцену и отчаяние молодой девушки. Обстановка стала неловкой. Все отводили взгляды, стараясь не замечать ее отчаянной, но молчаливой мольбы о помощи. Куда бы ни отходила девушка, пьяный следовал за ней и то и дело протягивал руку, пытаясь обнять ее.

Обеспокоенный беззащитностью девушки и настойчивостью преследователя, молодой человек обратился к нему и потребовал оставить ее в покое. Это не помогло. Разозленный пьяница закричал на него, чтобы он не лез не в свое дело. Затем, повернувшись к девушке, снова принялся досаждать ей. Не обращая внимания на его выкрики, молодой человек силой заставил пьяного отстать от девушки и идти своей дорогой. Тот в бешенстве ушел, а девушка спокойно села в автобус.

Задание : обсудить эти ситуации с точки зрения нравственных категорий.

Обсудив рассказы о сочувствии, вызовите двух учащихся к доске. Скажите классу, что собираетесь разобрать рассказы о жестокости, исходя из тех ценностей, которых недостает героям этих рассказов. Один учащийся будет записывать на доске недостающие ценности, наличие которых могло бы изменить исход рассказа. Второй учащийся записывает последствия того, что этих ценностей недостает.

Пример:

Недостающие ценности

Религиозная (национальная) терпимость

Сочувствие к женщине

Последствия

Смерть невинного человека

«Этническая чистка»

Изнасилование и избиение

Работая в группах, учащиеся комментируют утверждение: «Это хороший и добропорядочный человек, хотя у него есть склонность совершать жестокие и злые поступки и он нечуток по отношению к другим».

Как мы можем определить понятие «хороший человек»?

Дискуссия.

Возможное задание: из прочитанных рассказов учащиеся должны выбрать одну ситуацию и представить себя в группе персонажей или ввести новый персонаж и предложить иную версию рассказа, показывающую, как присутствие этого персонажа изменило бы ситуацию. Другие возможные вопросы:

Каким образом вы могли бы положительно повлиять на других?

Могут ли, по-вашему, действия одного человека изменить ситуацию?

Как может положительное давление среды обеспечить нравственное и законопослушное общество? Зависит ли это от того, какие ценности «навязываются» в обществе?

1. Разбейте учащихся на группы по четыре человека, в которых они будут обсуждать свои рассказы. После того как все участники группы прочтут свои рассказы, каждая группа должна выбрать один рассказ для прочтения перед всем классом (он не обязательно должен читаться автором).

2. Когда учащиеся прослушают эти рассказы, предложите им выбрать несколько рассказов для обсуждения. Предложите им проанализировать, как действия одного человека повлияли на ход и результаты описываемых событий и какие личные качества этот человек проявил при этом (на доске составьте список этих качеств для каждой истории отдельно).

Учащиеся должны также обратить внимание на то, какие качества отсутствовали у некоторых персонажей этих историй. Обсудите всем классом важность моральных ценностей не как таковых, но их проявление в поступках людей.

3. Вопросы, которые можно использовать в ходе обсуждения:

Какие поступки персонажей повлияли на ход событий?

Какие личные качества проявили персонажи рассказов?

Какие качества отсутствовали у некоторых персонажей? Как это отразилось на их поступках?

4. Предложите учащимся выбрать из списка на доске наиболее, по их мнению, важные качества личности и подумать, как человек, обладающий этими качествами, может проявить их в трудной ситуации.

Беседа при обсуждении.

Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, свои возможности, с их помощью овладевая речью. К. Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Мать, окружающие ребенка люди учат его говорить, знакомят с различными предметами, их назначением. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях и, наконец, самостоятельно с помощью книг человек познает мир, овладевает опытом, накопленным предшествующими поколениями, различными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения, самореализации.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что же отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастет только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Прослушав следующие строки, подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку зрения аргументируйте.

Для человека мысль - венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет, не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.

Анвари

Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: «Каков он? кто он? знает ли он себя?»

Итак, какое оно - ваше собственное «Я»?

Прежде всего, уясним, что понятие «Я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое Я» - каким человек хочет стать; «фантастическое Я» - каким ои видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно; «будущее Я» - каким он может стать; «идеализированное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; и целый ряд воображаемых, представляемых «Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».

Как же человек обычно узнает сам о себе?

Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми (вспомните слова К. Маркса).

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с товарищами, близкими строятся неправильно. «Он много о себе мнит» - говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.

Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.

ТЕСТ «ВАША ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

1. Легко ли вы сходитесь с людьми? (Да - 1; не очень - 3; нет - 5.)

2. Курите ли вы? (Да - 1; иногда - 3; нет - 5.)

3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то... (никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).

4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики? (Да - 1; не знаю - 3; нет - 5.)

5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»? Да - 1; не уверен - 3; нет - 5.)

6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы свои последние деньги? Да - 5; не все - 3; нет - 1.)

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья обижают малыша или слабого, вступились бы вы за него? (Да - 5; не уверен - 3; нет - 1.)

8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? (Да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1.)

9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы... (учусь - 5; делаю вид, что учусь - 3; стараюсь отделаться — 1.)

10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем они просят? (Да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1.)

От 10 до 22 баллов . Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками». Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.

Комментарий. Не думайте, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности.

От 23 до 38 баллов . Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете «жить в собственное брюхо» (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.

Качества успешного человека

Классный час в 10–11-х классах

Вступление

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют “везунчиками” и о которых говорят, что они родились в рубашке. Этим представителям человечества хорошо в нашем непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства складываются для них благоприятно. Они никогда не жалуются на нехватку денег, они достигают тех должностей, которых хотят. Они выглядят веселыми и беззаботными. Они успешны во всем и всегда, а приглядишься - и во внешности ничего особенного нет, и рост маленький, и прическа - репейник. Но что-то в них есть. Что-то, что притягивает других людей, заставляет говорить с ними, прислушиваться к их мнению, идти за ними.

Цель нашего классного часа - исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха. Мы должны осознать, что значит “успех”, “успешный человек”, и проанализировать, какие качества формируются в школьной жизни, способствуют ли они будущему успеху?

Правила ведения дискуссии (слайд)

1. Мы слушаем и слышим друг друга.

2. Каждый имеет возможность высказаться.

3. Учитываются все мнения и предложения.

4. Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.

5. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.

Упражнение “Ассоциации”

- Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”.

(Победа, счастье, удача, достижение.)

(слайд) Успех (словарь Ожегова):

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

- Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”?

Деловая игра

1. Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и

выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика.

Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не

хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем

обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель

группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала

именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).

Качества (на интерактивной доске):

дух соперничества,

чувство товарищества,

способность к творчеству,

любознательность,

озабоченность материальным успехом,

Порядочность,

Честность,

Доброта,

Независимость,

интеллектуальная развитость,

Послушание,

предприимчивость,

Открытость,

наличие собственных убеждений,

уравновешенность,

организованность,

Чувство юмора,

эмоциональность,

Искренность,

способность адаптироваться,

Воспитанность,

Настойчивость.

2. Подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.

3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам в жизни стать успешными людьми?

Обсуждение.

Слово гостю. Выпускник школы 1993, а ныне председатель Попечительского Совета школы, директор группы компаний «Крепость» Хлыстун Денис Владимирович

Итог.

Мнение психологов

Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов (слайд):

1. Такие люди честолюбивы. Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему.

2. Они храбры. Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха - опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения - ключ к успеху.

3. Они верят в себя и свое дело. Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.

4. Они профессиональны. Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.

5. Они ответственны. Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы - президент вашей собственной жизни.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.

Их отличают (слайд):

активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют

инициативу;

креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные

задачи для решения и не боятся их;

ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения

на себя;

уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в

полной мере;

коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать,

попросить о помощи.

Закончить наш разговор мне бы хотелось притчей.

Притча “Бабочка”

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла взлететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

(в это время на слайде)

Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать... А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их

проблемах.

Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Большое спасибо, я желаю вам всем быть в жизни успешными

Использованы материалы:

Майя СМИРНЯГИНА,

кандидат психологических наук,

педагог-психолог МОУ “Лицей № 6”,

г. Миасс, Челябинская область

«Настоящий друг»

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность,обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Оборудование: косынка или шарф для игры »Знаешь ли ты своего друга».

Оформление: на доске вывешены изречения и слова.

Нет друга- ищи, а найдешь- береги.

Друга иметь –себя не жалеть.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

План классного часа:

1. Вступительное слово

2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга»

3. Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»

4. Интервью «Расскажи о своем друге»

5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

8. Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»

9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба- это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учится, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга- великое благо.

2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга»

Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.

«.. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первомклассе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей,втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Олегом и Денисом.

С Олегом было всегдавесело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылизал из игровых автоматов. Он всегда звал за собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногдаони вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пишут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита»,да еще выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативахда и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишу: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла поравыбирать: или Олег, или Денис.

Как вы думаете, какого друга должен выбирать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.

3.Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»

Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: « А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями. Каковы признаки настоящей дружбы»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот…»

(Ответы детей)

Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга.

4.Интервью «Расскажи о своем друге»

Может быть, кто-то уже нашел такого друга. Представьте, ч

то к нам в класс пришел репортер, и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге, что вас связывает, что в нем вас привлекает.

(Ответы детей)

5.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания(знакомый, приятель, товарищ, друг).

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять.(учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать.. (знакомый)

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель)

_ Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете.. (товарищ)

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..(друг)

6.Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в это ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит вас помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.(Доведуего до дома, вызову скорую и скажу: «Друг познается в беде»).

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь).

Ну а к четвертой пословице сами придумайте ситуацию.(« Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»).

7. Игра «Знаю ли я своего друга»

Хорошо ли вы знаете своих друзей. Внимательны ли вы к ним. Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю вас к доске. Чтобы все увидели, кто у нас в классенастоящие друзья.(все остальные аплодируют им).

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод,хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязываю глаза, другой пишет на доске)

Вопросы:

1. Какой урок у него любимый

2. На чем он любит кататься

3. Какое время года у него любимое

4. Какой вид спорта он любит

5. Кем хочет стать, когда вырастет

6. Какое животное он хотел иметь дома

7. Какие книги он любит читать

8.Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»

«Дружба –это бескорыстная стойкая приязнь»- так определяет дружбу Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей очень плохо жить, но эту дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть надежныедрузья. Друзья на всю жизнь.

Наш классный час мы закончим вспомнив слова из песни«Песня о дружбе»

Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Задачи:

  • Научить подростков выделять основные признаки профессии;
  • Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.

Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).

Сценарий занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.

Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.

«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
  3. Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
  4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
  5. Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  6. Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
  7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
  8. ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?

К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?

(Ответы учащихся).

Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)

(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).

3. Игра «Угадай профессию»

Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.

Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1 , Приложение 2).

Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.

Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.

Учащиеся работают, звучит медленная музыка.

Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.

Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.

4. Обсуждение.

Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.

Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».

Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).

- Это способности, к которым человек предрасположен.

- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы

Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).

Вспомните, к какой сфере по результатам тестирования МОУ МУК относитесь вы.

5. Подведение итогов.

  • Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).
  • А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).
  • Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).
  • Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
    «Я узнал, что моя будущая профессия…»
    « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
    «Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1)
  • Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).
  • Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).

6. Заключение.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».

Литература:

  1. Ерёменко Н.И. Классные часы, 9 класс, Волгоград, «Учитель-АСТ» - 2005.
  2. Морозова Л.П. Классные часы, 10 класс, II полугодие, Волгоград, «Учитель-АСТ» - 2005.
  3. Классному руководителю о классном часе (технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа). Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Москва, Творческий Центр «Сфера» - 2004.
  4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию», комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. Москва, УЦ «Перспектива» - 2000.
  5. Голубева Я.В. Проблемные классные часы, 10-11 классы. Волгоград, «Учитель» - 2006.