Занятие по нравственному воспитанию со слайдами. Конспект занятия по морально-нравственному воспитанию дошкольников «Сказка учит, как делать добро

- познакомить детей с понятиями «добро», «зло» .

На примерах сказочных героев учить дошкольников замечать и изменять внешние эмоциональные признаки персонажей сказок, анализировать их положительные и отрицательные поступки, делать правильные выводы.

Определять чувство добра и зла, развивать умение распознавать их в словах, мимике, поступках героев сказок.

Формировать навыки творческой речи, умение подбирать слова-антонимы, синонимы.

Воспитывать чувство доброты, желания прийти кому-то на помощь.

Ход занятия по нравственному воспитанию детей:

Воспитатель: Дети, сегодня я получила телеграмму от сказочных героев. Послушайте, что они пишут нам: «Злые персонажи из сказок захватили в плен «Добро», спрятали его за высокими воротами и не отпускают. Помогите освободить и вернуть «Добро» в наши сказки. Подписались: Красная шапочка, Колобок, сестрица Аленушка. Что же это за воры. Вспомните их?

Дети: Это Волк из сказки «Красная шапочка», Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Лисичка из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно, дети. А какие злые дела они сделали?

Дети: Волк съел Красную шапочку и ее бабушку. Ведьма утопила Аленушку. Лисичка съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы оставить этим ворам «Добро»? А что такое «Добро»?

Дети: Добро - это хорошие дела, хорошие поступки.

Воспитатель: Кого из сказочных героев мы можем назвать добрым и почему?

Дети: Красную Шапочку, потому что она заботится о своей бабушке; Царевича, потому что он спас Аленушку.

Воспитатель: Правильно, дети. Какие слова мы можем подобрать к слову «доброта».

Дети: Смелость, честность, заботливость, дружба.

Воспитатель: А какими бы цветами вы изобразили добро?

Дети: Светлыми, теплыми, такими как солнце, цветы, листочки

Воспитатель: А зло?

Дети: Темными, холодными, такими как дождевые облака, ветер, ураган, огонь.

Воспитатель: С какими словами у вас ассоциируется добро? (мама, праздник, цветы, друг...). А зло? (болезнь, война, пожар, драка, смерть...). На какой цвет похоже добро (светлый, теплый), а зло (холодный, темный).

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку к цвету». Перед вами разные предметные картинки. Подберите картинки с цветами «добра» и «зла».

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Нелегко нам освободить «Добро». Большая армия черной силы предстанет перед нами (показывает иллюстрации злых персонажей сказок). Дети, обратите внимание на изображения этих героев. Что же подчеркивает их злой характер? Послушайте:

Я, Баба Яга - Костяная нога!

Кого хочешь я проучу,

В своей ступе разобью!

Темный лес - это мой дом

Не позволю ходить в нем

Там я спрятала добро

Чтоб не нашел его никто

Присмотритесь к портрету Бабы Яги. Что именно делает ее злой. Если правильно назовем, то отберем ее злость.

Дети: У нее злые глаза, зубы, рот, волосы, одежда.

Воспитатель: Давайте заменим на портрете ее злые черты на добрые (проводится игра «Бабушка Яга подобрела» - дети подбирают к лицу Бабы Яги веселую улыбку, красивые волосы, одежду).

Воспитатель: Вот портрет другого героя. (читает)

Я, Горыныч - сильный змей, ты цеплять меня не смей

Потому что я - огнедышащий змей!

Ху-ху-ху, ча-ча-ча, берегись Горыныча!

Ху-ху-ху, гу-гу-гу, кого хочешь я сожгу!

Добро у меня не отнять, потому что я могу испепелять

Скажите, что его делает таким грозным? Назовем правильно, отберем его силу.

Дети: Его грозная сила - это три головы, крылья, сильные лапы, когти, пламя.

Воспитатель: Так давайте сделаем его добрым, веселым (проводится игра «Добрый Змей Горыныч» - дети с изображения забирают две головы, крылья, пламя, а добавляют улыбку).

Воспитатель: А вот, посмотрите, еще одна героиня сказки-ведьма. Послушайте, что она говорит:

Как всех очаровать меня учила ведьма-мать

Братика и сестричку, я брошу в водичку,

И добро не отпущу, зло делать всех научу!

Посмотрите на ее портрет, внешние черты делают ее такой страшной? Определим правильно, отберем ее страшные черты.

Дети: у нее страшные руки, которыми она очаровывает, глаза, черная одежда, волосы со змеями.

Воспитатель: Давайте, дети, и мы поколдуем и превратим страшную ведьму в хорошую, добрую колунью (проводится игра «Волшебные превращения» - дети меняют злые признаки на веселые, яркие).

Давайте задумаемся, а почему эти сказочные герои стали такими злыми, страшными, грозными. Придумайте интересный рассказ о том, как можно помочь им стать хорошими, научить творить добрые дела. (рассказы детей)

Дети: У козы и семерых козлят не было папы и волк мог бы стать их папой и защищать их от врагов.

Ведьму надо научить делать доброе колдовство, чтобы никто не болел.

Воспитатель: Так какие были эти сказочные герои сначала? (злые, нехорошие, гневные, жестокие). А теперь, когда мы им помогли какие они стали? (веселые, счастливые, хорошие, красивые). Ну что же, дети, мы с вами сделали хорошее, хорошее дело, выгнали зло из сердец сказочных героев и чтобы оно больше никогда не поселилось в них снова, давайте нарисуем тех, кто его творит. Пусть зло останется только на бумаге.

Дети рисуют красками, как они представляют добро

Воспитатель: Ваши рисунки закроем в Волшебную шкатулку, чтобы зло больше никогда не появлялось (дети кладут рисунки в ящик и закрывают).

Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: «Будем добрыми и человечными»

Цель:

    Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

    Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

    Работать над выработкой положительных черт характера.

    С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать сообща.

Оборудование: Презентация, карточки с пословицами, таблицы анкет, цветок добра» для раскрашивания.

Ход мероприятия:

Воспитатель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Воспитатель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

Что такое нравственность?

В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете?

Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д

Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Успешными, удачными, счастливыми.

Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, вы должны развивать хорошие качества характера.

Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Давайте послушаем песню на стихи Н. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Добрый человек – это какой человек?

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Сценка:»Счастье»

А что это у тебя в руке?

Счастье...

А почему такое маленькое?

Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

Да, восхитительно!

Хочешь кусочек?

Наверное...

Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

Ой, оно такое тёплое!

Нравится?

Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

Так всегда бывает.

А если я с кем-то поделюсь?

Тогда у тебя прибавится своего!

Почему?

Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

А руки об него обжечь можно?

Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...

ДЕЛЮСЬ!!! Каждому раздать сердечко

Почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Учитель: Спасибо.

Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

    Добрые дела, …(дороже денег)

    Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

    Добро не лихо - … (бродит тихо)

    Доброе дело … (два века живёт)

    Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

    Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест: «Добрый ли ты человек»

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

Подведем итоги:

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7,8, 11

И за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 9, 10, 12.

Итог урока

О чем мы сегодня поговорили?

О нравственности. О доброте.

Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, я надеюсь что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.

Сейчас я предлагаю вам на своем сердечке написать те нравственные качества, которыми вы обладаете.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

коррекционной школы VIII вида

Моргачёва С. В. , воспитатель

МБОУ «Бейская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Тема: « Секрет дружбы ».

Задачи:

1. Формирование ценностного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.

2.Расширить знания детей о дружбе.

3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Коррекция речи.

Оборудование: использование мультимедиа, цветная бумага, карандаши, ножницы, конверты с пословицами.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему.

А) Вступительное слово воспитателя.

(Слайд №1)

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. Мы будем говорить..... А вот о чём, вы узнаете, когда выполните задание.

Б) Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах.

Поможете мне их собрать?

Я предлагаю вам поработать в группах.

У вас на каждой парте лежат конверты, вам из отдельных слов нужно правильно собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Нет друга - ищи, а нашёл - береги»

«Старый друг лучше новых двух»

«У друзей секретов нет»

«Друг познаётся в беде»

«Друг лучше старый, а платье новое»

О чём все пословицы? (ответы детей)

Итак, тема нашего занятия «Секрет дружбы » . (Слайд № 2)

2. Основная часть. Расширять знания детей о дружбе, раскрыть секрет дружбы.

А) Беседа по теме.

Наше занятие посвящено дружбе. На занятии мы постараемся раскрыть секрет дружбы и качества настоящего друга.

Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”? Что это такое? (ответы детей).

ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии . (Слайд № 3)

Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?(ответы детей)

А сейчас послушайте песенку и ответьте с чего же ещё начинается дружба? (ответы детей)

«С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с ……» (с улыбки).

Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского. (Слайд № 4)

(Слайд №5)

Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? А у вас есть друзья? Почему вы с ними дружите?(ответы детей).

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Б) Чтение и обсуждение стихотворений.

Можно ли дружить с героями этих стихотворений? (ответы детей).

«Сонечка» ()

Тронь её нечаянно - сразу:

Ольга Николаевна, он меня толкнул.

Мне попало что - то в глаз,

Я пожалуюсь на вас.

Дома снова жалобы: - Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики: - Мы откроем счёт

Сосчитаем жалобы – сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

(обсуждение)

«Жадина» ()

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дано

Даже не имя, а прозвище Жадина.

Жадину я ни о чём не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу.

(обсуждение)

Так каким же должен быть настоящий друг?(ответы детей)

Физ. минутка

В) Игра «Качества настоящего друга»

Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Сейчас мы с вами поиграем.

Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.

1). Честность

2). Доброта

3). Верность

*грубость

4). Взаимовыручка

*предательство

*драчливость

5). Справедливость

*задиристость

6). Ответственность

7). Сострадание

Вы, ребята, правильно выбрали качества настоящего друга.

Какими качествами должен обладать настоящий друг.(ответы детей).

А теперь прочитаем их ещё раз.

КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО ДРУГА (Слайд № 6)

Г). Практическое задание.

Детям предлагается обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, прикрепить на доску.

Отрывок из песни «Настоящий друг» (Слайд № 7)

Сл. .М. Пляцковского, муз. Б. Савельева

Хорошо, когда рядом есть надёжный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

Д). Законы дружбы.

Любимая фраза кота Леопольда. Давайте скажем хором:«Ребята, давайте, жить дружно!»

(Слайд № 8- Кот Леопольд)

Кот Леопольд прислал нам законы дружбы. В них и скрывается секрет дружбы.

Давайте прочитаем, а вы мне скажете, согласны с ними или нет.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ (Слайд № 9)

ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.

УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.

НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.

ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.

НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.

ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.

НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.

В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.

НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА.

Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друзей.

3. Итог занятия.(Слайд №10)

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы поместим в нашем классном уголке.

Итог: существует много законов о дружбе, но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте, жить дружно!»

наталья чернуха
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра»

Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи . также прилагаю видеозапись этого занятия , смотрите на ютубе (моя страница Наталья Чернуха, видеоматериал сад+40) . Мне было очень интересно работать над этой проблематикой, дети раскрывались с удивительной стороны. Считаю, что достигла хороших результатов. Буду рада вашему вниманию к моей работе. Благодарю заранее за внимание.

План - конспект занятия

по духовно - нравственному воспитанию детей

и возрождению духовных ценностей семьи .

Тема : «Путешествие Дорогою Добра »

Цели : сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.

Задачи : Формировать нравственную позицию детей . Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру , человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности , умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.

1. Здравствуйте, ребята! (ответ детей )

А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? (ответ) . Приготовьте свои ручки, свои улыбки! Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту) :

Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)

Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)

Здравствуй легкий ветерок, (кач руками)

Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)

Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)

Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)

Надо мною небо, (руки вверх)

А внизу Земля – (руки вниз, топаем)

Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)

А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)

Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром . Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!

Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия ! С путешествия Дорогою Добра . И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою , любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? (Ответ) Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки! (ответ детей ) Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.

(запевка) Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)

Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр) . Это было очень давно…

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (СЛАЙД - демонстрирую дерево) .

Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей ) .

Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.

Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.

(Я НА ИН. ДОСКЕ ВЕШАЮ ПЕРВОЕ ЯБЛОКО) .

Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (Я НА интерактивной ДОСКЕ вешаю ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО) .

Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей )

Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир?

(Дарина - яблоко дружбы, Лёва - помощи, Егор – заботы, Арс – защита, Кар – любовь, Варя – работа, Серж – ласка).

Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.

Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми .

(встаём)

Наше путешествие предлагаю продолжить игрой. Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?

Злой - добрый

Грубый - ласковый

Отнять - подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – весёлый

Молодцы! Вы назвали только добрые слова !

(ВКЛЮЧАЕМ МЕЛОДИЮ, фоном звучит спокойная музыка) . Наше . (Стоим)

Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте : доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

А как вы понимаете, что такое добро ? (4 ОтветА.)

(МУЗЫКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)

(встаю) Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый , какой же он еще? Вот загадка! А поможет разобраться нам игра. Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола. Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека , а потом плохого, недоброго человека . Если вы будете согласны , поднимаете сердечко соответствующего цвета.

Я попробую начать : У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).

У хорошего человека душа …добрая . Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? … Полным предложением. (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).

(показ на сердце) Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая). Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре . Я начну, а вы продолжите! - Доброе слово лечит , а худое калечит. - Доброе слово доходит до сердца. - Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

А какие пословицы о добре знаете вы ? (Лев, Арс - Жизнь дана на добрые дела . Саша - Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.)

Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда В ЛАДУ со своей совестью.

Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра .

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те , которые назову с «вежливыми словами» .

1. Поднимите руки. - Поднимите, пожалуйста, руки!

2. Будьте добры , похлопайте!

3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!

4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры , покружитесь и потопайте.

5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.

6. Будьте добры , коснитесь правою рукою левого ушка.

7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.

Молодцы! Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту , почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно? (Ответы)

А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД ДЕМОНСТРАЦИЯ СИТУАЦИЙ) .

Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)

–Какой поступок они совершают?

Когда человек совершает добрые дела и поступки , какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.

Наше путешествие Дорогою Добра продолжается , приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов, назовите : Зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок . Скажите, какой? (Дети : Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)

Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми , то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук . Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра . Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце , и оно станет большим и полным Любви! (СЛАЙД СЕРДЦА)

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, если мы каждый день будем делать добрые дела , изменится наше сердце? Каким оно станет? (добрым , отзывчивым) . Когда сердце совершает добро , в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова . Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви ! (ГОТОВИМ СЛАЙД СЕРДЦА С ЦВЕТКОМ)

Игра : «Подскажи словечко» .

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо) - СЛАЙД 1 ЦВЕТОК

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день ) . СЛАЙД 2 ЦВЕТОК

Когда виноваты, сказать поспешите : «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) СЛАЙД 3 ЦВЕТОК

Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо) . СЛАЙД 4 ЦВЕТОК

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте.) СЛАЙД 5 ЦВЕТОК

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста) . СЛАЙД 6 ЦВЕТОК

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания) . СЛАЙД 7 ЦВЕТОК

Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!

У вас у каждого доброе , чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Давайте своими руками сотворим сердце, полное Доброты ! Всё нужное для работы у вас на столах. Присаживайтесь. И начинайте творить. (МУЗЫКА ВКЛЮЧАЕТСЯ И СЕРДЦЕ ФОНОМ)

У вас получились прекрасные сердца! Я уверена, что они подарят вашим близким частичку доброты , душевности и любви! Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!