Кто такой опасный незнакомец? Игнорируйте неправильное поведение.

Разговаривайте со своим ребенком. Многие родители после того, как они услышали в свой адрес несколько резких слов из уст своих детей, сами начинают отдаляться от них. Но лучший способ сохранить ваши отношения – это продолжать общаться со своим ребенком-подростком. Если разговор не клеится – все равно не сдавайтесь, рано или поздно вам удастся найти общий язык со своим ребенком. Будьте деликатным и ненавязчивым.

Пусть ваш ребенок знает, что вы всегда рядом с ним, что вы можете поговорить с ним, ответить на его вопросы, дать совет. Если ваш ребенок будет чувствовать, что он может всегда подойти к вам, что вы по жизни идете рядом с ним, то ваш ребенок вам наверняка откроется. Если у вас будут доверительные отношения с вашим ребенком, то вы наверняка будете в курсе всего, что происходит с вашим ребенком, и какие мысли у него в голове. Старайтесь поддерживать своего ребенка в любой ситуации, не отдаляйтесь от него/нее. Не осуждайте своего ребенка не читайте ему нотации за допущенные ошибки. Мы все ошибаемся, значительная часть жизни состоит из ошибок и оплошностей. Не даром же в народе говорят «Век живи – век учись». Будьте опорой своему ребенку: помогите ему найти выход из сложившейся ситуации, помогите ему вынести соответствующий урок, подскажите, как избежать таких ошибок в будущем и так далее.

Не сравнивайте своего ребенка с собой. Не говорите ему, например, таких слов как «Почему мы не можем быть похожими на…». Подросток не может поменяться за секунду – у него намного больше обязанностей, чем вы думаете. Подростковый возраст на самом деле очень напряженный, ведь ребенок должен не только успеть выполнить домашнее задание (Родители, не ругайте своих детей за плохие оценки!), но и успешно интегрироваться в социуме. Кроме того, у подростка есть много других дел: ему нужно не попасть под чужое влияние, ему нужно избежать дурной компании и так далее. Список можно продолжать и продолжать.

Скорее всего, ваш ребенок-подросток рано или поздно не сдержится и нагрубит вам. Возможно, с помощью крика он всего лишь будет защищать себя. Например: вы посчитаете, что он сделал что-то плохое, прочитаете ему получасовую лекцию, на что он (и это только потому, что он находиться в стрессовом подростковом возрасте) начнет защищать себя и сделает все возможное, чтобы не подпустить вас к себе. Никто (даже родители) не любит ошибаться. Возможно, он захочет поговорить с вами в другой раз, но ему будет сложно собраться с духом и подойти к человеку, который постоянно на него кричит. Возможно, вы будете слышать, что вы его не понимаете, но именно так ваш ребенок и чувствует. И если на самом деле ваш ребенок вам так скажет, попросите кого-нибудь поговорить с вашим ребенком (друга или родственника).

Будьте в курсе событий. Если вас легко обмануть, то, нет сомнения, ваш ребенок будет этим пользоваться в своих целях. Также, если вы не будете знать, что происходит в жизни вашего ребенка-подростка, может случиться что-то важное, но вы об этом так и не узнаете. Поэтому живите жизнью, которой живет ваш ребенок. Всегда спрашивайте, куда он идет, старайтесь проверять, что он находится именно там, где он должен быть. Узнайте, с кем общается ваш ребенок, в какие секции и клубы он ходит. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок вас обманывал, и не позволяйте себе быть обманутым. Многие родители уверены, что их дети не обманывают, но это, к сожалению, не всегда так.

Установите правила и следите, чтобы ваш ребенок их выполнял. Если вы будете придумывать новые правила каждые пять секунд, ваш ребенок запутается, и вы упустите ситуацию. Продумайте несколько основных правил и условий, четко разъясните их своему ребенку. Обязательно следите, чтобы ваш подросток выполнял ваши правила, но помните, что бывают ситуации, когда нужно сделать исключение. Будьте строгим, но справедливым.

Наказывайте ребенка за плохое поведение, но следите за тем, чтобы наказание было эффективным. Если вы запрещаете ребенку пользоваться компьютером, но у него есть iPod, то ваше наказание просто не имеет смысла. Конфисковывайте только те вещи, которые находятся в единичном экземпляре. Выбирая наказание, будьте уверенны в том, что оно соответствует проступку.

Поощряйте примерное поведение. Если ваш ребенок-подросток улучшил успеваемость, наградите его. Если ваш ребенок сделал что-то хорошее без вашей просьбы, наградите его за это. Если он удивил вас своим хорошим поступком, не нужно сразу же бежать за новым телефоном, можно просто поблагодарить. Но если поступок будет того стоить, то не поскупитесь и на телефон!

Инструкция

Профессионализм в этой области определяется умением общаться с ребенком. Необходимо понимать требования и желания малыша, ведь некоторые дети еще не умеют хорошо разговаривать и четко формулировать мысли и желания. Нужно понимать, что каждый в группе хочет делать, чтобы успешно продумывать занятия.

Умение организовывать детей - это также важный навык воспитателя. До 7 лет дети не могут долго заниматься одним делом, нужно постоянно придумывать что-то новое. Малыши не должны слоняться без дела, их необходимо увлечь интересным занятием. Вариантов развлечений должно быть множество и желательно, чтобы каждое из них служило развитию коллектива и его участников.

Знакомство с различными методиками воспитательного процесса также помогает в работе воспитателя. Особенно это актуально при подготовке к школе, овладению первыми навыками письма, чтения и счета. Использование наработок позволит добиться лучших результатов, поможет выучить нужные вещи в более короткие сроки.

Воспитатель должен хотеть заботиться о детях. Простые навыки нужны обязательно. Детей необходимо одевать, причесывать, собирать на прогулку. Опрятность педагога отразится на состоянии всей группы. Очень важно приучать малышей с маленького возраста следить за внешним видом, вовремя мыть руки, правильно вести себя за столом.

Взаимодействие с родителями тоже важный фактор. Каждый ребенок индивидуален и об этом впервые рассказывает его мама. Нужно ее услышать, принять к сведению. А потом в течении времени давать правильную и полную информацию о ребенке, говорить о сложностях, проблемах, давать советы по воспитанию. Контакт со взрослыми поможет вовремя выявить и исправить некоторые спорные моменты в воспитании, поможет в дальнейшем предотвратить проблемы.

Полезный совет

Выбирая воспитателя для ребенка, отдавайте предпочтение тем, у кого есть опыт. Чем дольше человек работает в этой области, тем большими навыками обладает.

Источники:

  • Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны

Правильно вести себя за столом, где бы то ни было, на светском рауте, либо просто у себя дома это искусство, которое характеризует вас как личность.

Не стоит класть локти на стол или отвечать на с полным ртом. Вы должны красиво принимать пищу не только в , но и в кругу .

Сидеть за столом следует ровно, не сутулясь, но и не быть «натянутым, как струна», достаточно слегка облокотиться на спинку стула. Если вы закончили прием пищи, руки можно положить на колени. Если Вам уж так не сидится, то можно положить кисти на край стола. И лучше постараться не держать руки у лица.

Не стоит раскачиваться на стуле, со стороны это очень не красиво, даже глупо и при этом такими действиями можно повредить сам стул.

Салфетку, как правило, кладут на колени в развернутом виде, но только лишь того, как это сделает хозяйка банкета. Развернуть ее стоит резким и четким движением, особенно долго не церемонясь.

Слегка промокните губы салфеткой, но уж ни в коем случае не трите рот и лицо.

Если Вам необходимо выйти из-за стола, то салфетку следует положить слева от тарелки, а если они уже убраны, то на их место.

Когда приступать к еде

Если собралась небольшая компания, порядка 4-6 , то приступать к еде стоит лишь после того, как все члены банкета получат свои блюда и хозяйка возьмет в руки вилку и нож, для начала принятия пищи.

Если же за столом большое количество гостей, то ждать подачи блюд всем приглашенным не стоит, достаточно дождаться, пока будут обслужены 4-5 человек и приступить к трапезе, иначе горячее блюдо может остыть, пока Вы дождетесь всех.

Подкладывая еду в свою тарелку, следует аккуратно, чтобы не разлить или не пересыпать на скатерть содержимое блюда.

Если вы хотите приправить блюдо подливой или соусом, то следует лить его непосредственно на мясо, рыбу, картофель и т.п. А вот соленья, оливки, орехи либо редис, кладут рядом с основным блюдом на тарелку.

Если вам предлагают блюдо, которое вам не по вкусу, то стоит воздержаться от излишних комментариев, достаточно поблагодарить и отказаться.

Столовые приборы - от края - к середине!

Как правило, приборы на столе расположены по мере подачи блюд, т.е. приборы, которые расположены дальше всего от тарелки, следует использовать первыми и так далее по мере поступления блюд. Бывает конечно и , когда стол сервирован не правильно, тогда Вам придется взять нож и вилку, которые больше всего подходят для данного блюда.

После того как Вы закончили прием основного блюда, вилку и нож следует положить на тарелку параллельно, чтобы рукоятки их немного выступали за край тарелки.

Теперь немного о том, как не стоит вести себя за столом.

Принимая пищу, используя ложку или вилку, не стоит при этом придерживать тарелку другой рукой. Не стоит также отталкивать тарелку от себя, после окончания трапезы.

О том, что ваш прием пищи окончен, лучше всего скажут правильно положенные на тарелку приборы (параллельно друг другу), но уж ни в коем случае не стоит, облокотившись на спинку стула, вздохнув тяжело, объявлять всем, что вы наелись.

Не стоит ничего пить, пока ваша еда не будет проглочена, исключением может быть лишь небольшой кусочек десерта, запитый чаем или кофе, но он должен быть настолько мал, чтоб этого не заметили окружающие.


Избегайте жестикуляции, когда в вашей руке вилка, еще и с остатками пищи. Следует набирать еды столько, чтоб можно было за раз все съесть с прибора.

По окончанию трапезы, не забудьте поблагодарить за приятную компанию и вкусную еду.

Этикет включает в себя множество правил, тонкостей и нюансов, которые не в состоянии запомнить ни один человек. Однако запомнить правила поведения для ситуаций, в которых любой человек бывает очень часто, просто необходимо. Например, поведение за столом .

Инструкция

Сев за стол и обнаружив либо рядом с ней тканевую салфетку, не пытайтесь заткнуть ее за на манер доктора Борменталя. Сегодня это считается дурным тоном. Лучше разверните ткань, сложите вдвое и положите на колени. Главное предназначение этой салфетки – защитить вашу одежду от случайностей и коллизий, случающихся за столом . Руки же вытирают только бумажными салфетками. Ими же промакивают рот. Причем не вытирают, а именно промакивают, аккуратно касаясь губ и уголков рта.

Не забывайте о том, что ложку и нож держат в правой руке, а вилку в левой. Крест-накрест сложенные на тарелке приборы обозначают ваше желание сделать паузу. Сигналом же к тому, чтобы убрать прибор или заменить блюдо (если, скажем, вы обедаете в ресторане) являются и нож, положенные параллельно и по диагонали – так, чтобы их ручки смотрели в нижний правый угол. После того, как съедено первое блюдо, ложку просто оставляют в тарелке.

Помните, что птицу, рыбу, как и мясо так же едят, используя вилку и нож. Причем косточки изо рта извлекают не пальцами, а с помощью того же прибора, которым едят. Затем их аккуратно откладывают в сторону.

Ведите себя вежливо в отношении своих сотрапезников, будьте им удобны. За столом нельзя в голос, выяснять отношения, разговаривать громко, тем более, пытаться что-то сказать с набитым ртом. Помимо того, что это неэстетично и оскорбительно для собеседника, вы к тому же рискуете подавиться.

Видео по теме

Идеальной модели поведения ребенка не существует в природе. Тем не менее необходимо учить малыша с ранних лет, как следует вести себя в обществе. Потому что невоспитанные дети, которые плохо ведут себя, доставляют не только огорчение родителям, но и вызывают негативные чувства у окружающих.

Инструкция

Подавайте пример ребенку. Существует такое выражение: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Если дети видят перед собой правильную модель поведения, а именно, если родители воспитаны, вежливы, тактичны друг с другом дома, не употребляют бранные слова, не грубят, то ребенку будет казаться недопустимым грубое, вызывающее и хамское поведение, по крайней мере до бунтарского подросткового периода.

Учите ребенка правильному поведению не только на улице, но и дома. Если малыш привык дома делать все, что пожелает, и знает, что за это никто его не накажет, он будет сильно удивлен каким-то запретам в обществе. Не ограничивайте свободу ребенка дома, но объясняйте ему, что на улице, на людях так делать некрасиво.

Часто маленькие дети не умеют вести себя в магазине - устраивают истерику, хватают все подряд с прилавков. Чтобы обезопасить себя от последствий такого поведения ребенка, старайтесь реже ходить с ним в магазин, а если это невозможно, то пишите заранее для себя списки, чтобы не тратить много времени на покупки. Просите ребенка, чтобы он вам помог в магазине, ведь, наверняка, он уже знает, где можно взять в магазине пакет молока или батон. Это займет и отвлечет его от капризов.

Бывает, что дети, редко общающиеся со сверстниками, не знают, как вести себя, попав в детский коллектив. Особенно актуальна эта ситуация для детей, идущих впервые в детский сад. Ребенок может начать вести себя неестественно - замкнуться в себе или, наоборот, стать неуправляемым. Это может плохо сказаться на его здоровье.

Чтобы заранее предотвратить такую ситуацию, подготовьте ребенка к посещению детского учреждения заранее - ходите с ним гулять на детские площадки, заведите подруг с детьми и приглашайте их в гости, запишитесь в детскую студию раннего развития: там ребенок будет не только заниматься, но и общаться со сверстниками. Если ребенок будет регулярно находиться в обществе, для него не будет стрессом посещение детского сада, и его поведение будет адекватным и спокойным.

Не забывайте хвалить ребенка, если он хорошо себя ведет или стремится к этому. Похвала взрослого - это большой стимул продолжать и дальше вести себя так, как принято в социуме.

Видео по теме

Общаясь с ребёнком, внимательно следите за тем, что и как вы говорите и делаете. Дети должны доверять своим родителям, гордиться ими и подчиняться. Это одно из основных правил воспитания.

1. Не читайте ребёнку длинных нотаций. Он в лучшем случае их просто выслушает, но не последует им, а в худшем рассердится на вас или затаит обиду. Проще и действеннее подавать детям хороший пример своим поведением.

2. Дети на родителей и, видя их слабости и недостатки, теряются. Пока они маленькие, им больше не на кого положиться. Не обманывайте ребёнка, ведь если он узнает о вашей лжи, это навсегда подорвет его доверие к вам, либо он решит, что если обманывают родители, значит, так может поступать и он.

3. Никогда не ссорьтесь при ребенке. Слыша, как отец с матерью кричат друг на друга, ребёнок пугается или начинает бунтовать. Также нужно вести себя спокойно и приветливо с окружающими: друзьями, учителями, воспитателями в детском саду, родителями на детской площадке.

4. Не стоит пугать детей Бабой-ягой, волками, чудовищами. Выросший в страхе ребёнок вряд ли будет спокойным, добрым, заботливым.

5. Не бейте своих детей, даже если они этого заслужили. Можно шлёпнуть ребёнка,
но не в минуты гнева. Шлепок ребёнок забудет быстро, а искажённое гневом и злобой лицо матери или отца будет помнить ещё долго.

6. Ребёнок должен знать, что вы справедливы, наказывая его за плохой поступок, а не за то, что он уже «достал». И также он должен понимать, что существуют правила, которые необходимо соблюдать для его же блага.

7. Не называйте ребёнка бездарью, лентяем. Дети легко поддаются внушению, и если вы каждый раз будете говорить ребенку о том, какой он неумеха, ему не захочется учиться что-то делать, и через некоторое время он действительно может стать ленивым.

О боже! Этот страшный день настал – мужчина пригласил вас познакомиться со своими родителями! Эта встреча, безусловно, одна из самых важных в вашей жизни. Но о чем же с ними говорить, как накраситься и что, в конце концов, надеть?

Внешний вид

Безусловно, произвести первое впечатление нужно правильно, ведь исправить его у вас уже не будет возможности. Одеваться на встречу с стоит аккуратно и сдержанно: не увлекаться украшениями, аксессуарами и ярким макияжем. Конечно, если в обычной жизни вы не вылезаете из джинсов, приходить в строгом юбочном костюме серого цвета тоже не стоит, но помните об умеренности.

Итак, откажитесь от яркой и чрезмерно вызывающей косметики, безумных лаковых начесов и волос радиоактивного цвета. Постарайтесь выглядеть максимально естественно. Родителям вашего молодого человека важно понимать, что он встречается с , а не с какой-нибудь непонятной особой в разодранных джинсах и с пирсингом в пупке.

Как себя вести

Разумеется, знакомство с родителями мужчины – стресс для девушки. Ведь если любимый решил показать свою избранницу маме и папе, намерения его довольно серьезные. Как бы банально это ни прозвучало, но постарайтесь быть естественной – это всегда подкупает. Если вы никогда в жизни не читали поэтов серебренного века, не стоит пытаться рассуждать о творчестве Цветаевой, да еще и с видом знатока. Поверьте, лучше честно и просто признаться, что не очень любите поэзию, чем попасть в совсем уж неловкое положение.

Не стоит пытаться помочь маме готовить еду или мыть посуду. Вы можете лишь ненавязчиво предложить свою помощь, но палку не перегибайте. Во-первых, вы, все-таки, в гостях и вовсе не обязаны вести себя, как член семьи, а, во-вторых, мама мужчины не должна почувствовать в вас конкурента. Какой бы славной, хозяйственной и работящей вы ни были, если начнете затмевать собой ее – главную женщину в жизни драгоценного сына – окажетесь в черном списке.

Также не стоит слишком явно демонстрировать отношение к вашему молодому человеку при его родителях. То есть, если он возьмет вас за руку, выдергивать ее, конечно, не нужно, но и целоваться взасос за обеденным столом крайне нежелательно. Помните, вы – приличная девушка.

Маленькие секреты

Для первого знакомства с родителями мужчины можно приготовить небольшой подарок, если это, разумеется, уместно. Универсальными в этом случае будут цветы, коробка конфет или бутылка вина на стол. Кстати о вине, даже если вы умеете пить и способны осушить бутылку самостоятельно и без последствий, демонстрировать этот навык родителям не стоит. Лучше остановиться на одном бокале.

Детский сад - это новый и чужой мир, в который попадает ребенок после 1,5 лет домашнего счастья. Чтобы ребенку было комфортнее пережить этот непростой период, а процесс детского воспитания и развития был полноценным, выбранное дошкольное учреждение должно соответствовать определенным требованиям и стандартам.

Инструкция

Территория детского сада должна быть ограждена . Некоторые дошкольные учреждения активно внедряют программы наружного и внутреннего видеонаблюдения, другие ограничиваются размещением пункта охраны на входе. Помимо угроз внешней среды, необходимо обезопасить детей от различных угрожающих жизни и здоровью факторов во время игрового процесса. В детском саду обязательно должен быть медицинский кабинет и комната изоляции для заболевших детей. Некоторые сады из-за финансовых проблем не могут себе позволить содержать полный рабочий день, поэтому после обеда кабинет уже пустует. Это грубое нарушение. Поскольку воспитатели не могут оказывать квалифицированную медицинскую помощь, медработник должен присутствовать полный рабочий день во избежание происшествий.

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Название

показателя

7 лет 8 лет
Рост 121,2 см 126,9 см
Масса тела 22,9 кг 25,5 кг
Окружность головы 52 см 58 см
Окружность грудной клетки 52 см 59 см
Частота дыхания 20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений 85–100 ударов в минуту
Артериальное давление 90/60
Объем мышечной массы 25% веса тела
Вес сердца 92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:


У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:


Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушения Причины Признаки Методы борьбы
Физическая агрессия Страх

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессия Желание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

Вспыльчивость Закатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощность Переключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

Пассивность Ощущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

Гиперактивность Микроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

1. Игнорируйте неправильное поведение

Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить:

— Не обращать внимания — значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка — не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. (Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)

— Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения.

— Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка.

— Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше».

«Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение.

2. Уходите

Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться. Курение — возможный вариант, но не рекомендуемый.

3. Используйте отвлекающий маневр

Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12

Еще один способ избежать обострения ситуации — отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться.

Малыша отвлечь очень легко, например игрушкой или другим желанным для него предметом. Но как только дети подрастут (после 3 лет), вам понадобится более творческий подход, чтобы сосредоточить их внимание на чем-то совершенно отличающемся от предмета ссоры.

Например, представьте, что ваш ребенок настырно тянется еще за одной подушечкой жевательной резинки. Вы запрещаете ему и предлагаете взамен фрукты. Малыш расходится не на шутку. Не надо пичкать его едой, немедленно выберите иное занятие: скажем, начните играть с йо-йо или покажите ему фокус. В этот момент любая «съедобная» замена напомнила бы малышу, что жвачку он так и не получил.

4. Смена обстановки

Возраст: дети от 2 до 5

Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, — вопреки расхожему мнению. (Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все».) Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.

5. Используйте замену

Возраст: дети до 2/ от 2 до 5/ от 6 до 12

Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров:
— Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску.
— Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается.
— Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч.
Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии.
Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.

6. Крепкие объятия

Возраст: дети до 2/от 2 до 5

Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться — ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка.
Мне кажется, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама (читай — женщины) станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие.

Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии — будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, — и начнет успокаиваться.

7. Предложите выбор

Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров:
— Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?»
— Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься или тебе помочь?»
— Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»
Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно — это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность ребенка в независимости, а с другой — сохраняют контроль над его поведением.

8. Обратитесь за решением проблемы к ребенку

Возраст: дети от 6 до 11

Этот прием особенно эффективен, потому что дети младшего школьного возраста (6-11 лет) жаждут принять на себя больше ответственности. Скажите: "Послушай, Гарольд, ты столько времени тратишь на одевание по утрам, что мы каждый день опаздываем в школу. Плюс я не успеваю вовремя на работу. С этим надо что-то делать. Какое решение ты можешь предложить?"

Прямой вопрос заставляет ребенка почувствовать себя ответственным человеком. Дети понимают, что у вас не всегда и не на все есть ответы. Часто они так стремятся внести свой вклад, что просто фонтанируют предложениями.

Признаюсь, есть поводы для сомнения в эффективности данного приема, я сама не очень-то верила в него. Но, к моему удивлению, он часто срабатывал. Например, Гарольд предложил одеваться не в одиночестве, а в компании старшего брата. Это безошибочно работало в течение нескольких месяцев - замечательный результат для любой техники воспитания. Так что, зайдя в тупик, не ссорьтесь с супругом. Попросите ребенка дать вам свежую идею.

9. Учите на личном примере

Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12

Дети часто ведут себя, с нашей точки зрения, неправильно; значит, нужно, чтобы взрослый показал им, как вести себя правильно. За вами, за родителем, ребенок повторяет больше, чем за кем бы то ни было. Поэтому личный пример - это самый лучший и простой способ научить ребенка как себя вести.

Таким образом вы многому можете научить своего ребенка. Вот несколько примеров:

Маленький ребенок:

Устанавливать зрительный контакт.
- Сопереживать.
- Выражать любовь и привязанность.

Дошкольный возраст:

Сидеть спокойно.
- Делиться с другими.
- Решать конфликт мирным путем.

Школьный возраст:

Правильно разговаривать по телефону.
- Заботиться о животных и не обижать их.
- Тратить деньги с умом.

Если вы сейчас внимательно отнесетесь к тому, какой пример показываете своему ребенку, это поможет избежать многих конфликтов в будущем. И впоследствии вы сможете гордиться тем, что ребенок научился от вас чему-то хорошему.

10. "Нет" значит нет

Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12

Как вы говорите своему ребенку "нет"? Дети обычно реагируют на тон, которым вы произносите фразу. Отказ "нет" следует произносить твердо и четко. Можно также слегка повысить голос, но кричать все-таки не стоит (за исключением крайних ситуаций).

Вы замечали, как вы говорите "нет"? Зачастую родители "посылают" ребенку неоднозначную информацию: порой их "нет" означает "может быть" или "попроси меня еще раз попозже". Однажды мать девочки-подростка рассказала мне о том, что она говорит "нет" до тех пор, пока дочь "окончательно не достанет ее", и тогда сдается и дает свое согласие. Когда вы чувствуете, что ребенок пытается манипулировать вами или вывести вас из себя, чтобы вы поменяли свое решение, просто перестаньте с ним разговаривать. Оставайтесь спокойным. Пусть ребенок даст выход своим эмоциям. Вы один раз сказали "нет", объяснили причину отказа и больше не обязаны вступать ни в какие дискуссии. (При этом постарайтесь, объясняя свой отказ, привести простую четкую причину, которая была бы понятна ребенку.) Вам не нужно отстаивать свою позицию перед ребенком - вы не обвиняемый, вы судья. Это важный момент, так что попробуйте на секунду представить себя в роли судьи. А теперь подумайте, как бы вы в этом случае сказали своему ребенку "нет". Судья-родитель при объявлении своего решения сохранял бы абсолютное спокойствие. Он говорил бы так, будто его слова ценятся на вес золота, он бы выбирал выражения и не говорил лишнего.

Не забывайте о том, что вы в семье судья и ваши слова - это ваша власть.

И в следующий раз, когда ребенок попытается вновь записать вас в обвиняемые, можно ответить ему: "Я уже сказал тебе о своем решении. Мое решение - "Нет". Дальнейшие попытки ребенка изменить ваше решение можно игнорировать, либо в ответ на них спокойным голосом повторять эти простые слова до тех пор, пока ребенок не будет готов смириться.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.