Маленькие хитрости на минутках чистописания. С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Чистописание

Педагог Нина Козубова отвечает на актуальные вопросы по курсу

Почему ребёнку нужна каллиграфия?

Вопрос: Почему ребёнку нужна каллиграфия?

Ответ: Каллиграфия - это искусство красивого письма. Занятия ею несут в себе многогранную пользу. Если Вы решили записать своего ребёнка на курсы каллиграфии, то знайте, это может помочь улучшить почерк, благотворно повлияет на развитие памяти и усидчивости, на общую успеваемость в школе, поможет «успокоить» гиперактивного ребёнка и, наконец, научит прекрасному классическому искусству.

Давайте разберёмся, как каллиграфия помогает улучшить почерк. За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. Один из первоочередных - это развитая мелкая моторика руки и понимание строения букв, которые пишешь. У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита не в должной степени, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком - буквы корявые, неорганизованные, наклон «пляшет». Для устранения этой проблемы одних лишь школьных уроков письма, к сожалению, существенно не хватает. Здесь нужно более сильное «лекарство», каковым и является классическая каллиграфия.

Наши курсы предполагают углубленную специальную программу, которая направлена именно на развитие мускулатуры пальцев, кисти руки ребёнка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» «спящих» зон мозга, отвечающих за механизм такого сложного явления как почерк .

За основу на наших занятиях берётся классический русский уставный почерк (традиционный исторический почерк, которым раньше писали русские рукописи). К сожалению, не все родители школьников представляют себе, что обучение каллиграфии на базе такого «нешкольного» почерка также влияет на письмо и помогает улучшить почерк в школе, а в каких-то случаях приносит более плодотворный результат.

Разберёмся почему.
Во-первых, происходит развитие пространственного и пластического мышления ребёнка. Пишущая часть школьной шариковой ручки - это «точка». При письме эта «точка» даёт на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощённо описать двумя математическими параметрами.

Для письма русского уставного почерка используется ширококонечное перо, которое при письме даёт «ленту» различной ширины. Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером - усложненным бегом боком или спиной вперёд при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси.

Кажется невероятно сложным, но именно такое сложнейшее упражнение выполняют мозг и руки ребёнка при письме ширококонечным пером на наших каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырёх направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

Во-вторых, работа ширококонечным пером помогает понять структуру букв и ритм письма, что невольно положительно отражается на обычном почерке. Опытные каллиграфы советуют начинать изучение искусства красивого письма с освоения одного из классических исторических каллиграфических почерков, выполняемых ширококонечным пером: буквы в нём более конструктивно понятные, ребёнку легче увидеть, из каких элементов они состоят и как пишутся. Приходит понимание законов рождения шрифтовой формы.

Одним из таких почерков как раз является Древнерусский Устав. Мы намеренно не предлагаем новичкам начинать с освоения английского письма, несмотря на его близость к «школьному» почерку. Английское письмо выполняется остроконечным пером и предполагает менее понятный ребёнку принцип строения буквы. Недаром в Национальной школе искусства красивого письма работа остроконечным пером предлагается только для третьего уровня обучения. Детям же лучше начинать с более конструктивного и ясного по форме и пластике Устава.

Осваивая каллиграфический почерк, ребёнок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов. Автоматически этот опыт самоанализа переносится и на письмо в школе, и в большинстве случаев происходит самостоятельная, независимая коррекция почерка. (Это основная тенденция, но имеются исключения, когда коррекция почерка требует индивидуального подхода. В основном это связано с какими-либо специфическими особенностями личности или здоровья учащегося.)

В-третьих, в каллиграфии привлекает свежесть и красота изучаемого предмета. В школе у рёбенка уже прививаются навыки письма, пусть даже неправильные. И на занятиях каллиграфии стоит двойная задача: «стереть» неправильную информацию из головы ребёнка и «записать на чистый лист» новую, корректную. Одномоментно это сделать не получается. Приходится ждать, когда ребёнок научится писать в школе, а потом станет осознанно критиковать свой почерк, и у него появится желание его исправить. Это обычно возможно в возрасте девяти и старше лет. Хорошо, когда ученик сам недоволен собою и хочет это исправить.

Но большинство детей в таком возрасте не хотят заниматься школьным письмом дополнительно. Детям трудно навязать дело, к которому у них не лежит душа. Негативное или равнодушное отношение ребёнка к письму нужно менять. И здесь на помощь приходят красивый каллиграфический почерк, а не приевшееся, скучное «школьное» письмо.

Демонстрация на занятиях высокохудожественных образцов, созданных каллиграфами прошлого и современности, вдохновляет детей на активную работу и творчество - ведь всем хочется творить красивое. Ребёнок начинает «играть» в буквы, любоваться ими, изучает их и создаёт свои детские, порой не по-детски серьёзные и осознанные шедевры каллиграфии. Погружение в мир прекрасных букв меняет прежнее представление ребёнка о письме, и он уже готов к новым открытиям и достижениям.

А полученный практический опыт работы каллиграфическим инструментом позволяет двинуться на ступеньку выше. Тогда и приходит время вводить остроконечное перо и обучать английскому письму, которым писали письма наши прабабушки и прадедушки и которым так хочется заменить школьный почерк.

Вопрос: Почему программа изучения каллиграфии для детей начинается именно с Древнерусского Устава, а не с какого-либо другого каллиграфического почерка?

Ответ: Изучение каллиграфии начинается с изучения структуры буквы. Древнерусский Устав является одним из наиболее конструктивно понятных почерков, связанным с элементарными геометрическими фигурами, известными детям: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Поэтому он хорошо понимается и осваивается детьми как первый почерк. Кроме того, интересная форма букв Древнерусского Устава с удовольствием и интересом воспринимается детьми, и они увлечённо работают на уроках и дома над заданиями.

Вопрос: Не слишком ли сложно будет моему ребёнку осваивать то, что входит в учебный план первого года? Как он с этим справится? Должен ли мой ребёнок быть очень умным и усидчивым, обладать художественными способностями?

Ответ: Для занятий каллиграфией нет ограничений по способностям. Предлагаемый курс успешно пройден другими детьми.
Главное - это интерес самого будущего каллиграфа к обучению. Подготовительные курсы, состоящие из 4-х занятий, станут для Вас индикатором, интересно ли это ребёнку, и Вы сможете принять правильное решение о продолжении занятий.

Вопрос: Поможет ли курс исправлению школьного почерка у моего ребёнка?

Ответ: Практика показывает, что курс помогает большинству детей отрегулировать свой школьный почерк и сделать его правильнее и ровнее.
Занятия каллиграфией, какой бы почерк ни изучался, развивают чувство ритма и регулярности, помогают ученику понять, что такое ровно, а что такое криво, и приучают видеть это не только на уроках каллиграфии, но и при письме в школе в своей тетрадке. «Среднестатистический» ребёнок обязательно усвоит эти навыки и будет их применять и в школе. Эффект от занятий может проявиться в разное время. У кого-то влияние каллиграфии сказывается сразу, кто-то созреет позже.
В особых случаях требуется индивидуальный подход.

«Михалков Сергей» - Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Трезор. Михалков вспоминает:“Детство моё прошло в подмосковном посёлке Жаворонки». Сергей Михалков. Так было, так есть и так будет всегда! Стихи Михалков начал писать рано, в 10 лет. Славься, страна! 1927 году семья переезжает в Пятигорск.

«Муса Джалиль» - И простите вы мне Шутливые строки. Вернусь, коль останусь живым на войне. Жена поэта Амина Джалиль. Лишь в отважном сердце вечность есть! Лишь в свободе жизни красота! Вечная память! Уж я крылья сложил, готовый Камнем в бездну смерти упасть. Поступил учиться в Московский госуниверситет. Я еду сражаться.

«Василий Тёркин поэма» - Теркин - тертый, терпеливый. Василий близко к Ване, Теркин - перетертый, перемятый жизнью. Связь времен. Пафос поэмы. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Солдат-богатырь. Иван Бунин о поэме: Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Бой идет... Бывалый солдат. Первая глава "От автора".

«Творчество Пастернака» - Какие средства художественной выразительности автор использует? Анализ стихотворения «Февраль». В чём особенность цветописи в стихотворении? Что почек, что клейких заплывших огарков Наплёвано к веткам! Прокомментируйте концовку стихотворения. Урок в 12 классе. Затеплен Апрель. В раннем творчестве природа заменяет весь мир.

«Алые паруса урок» - Уроки повести А.Грина " Алые паруса". сказочные города: Зурбаган, Гель–Гью,Лисс, Каперна. Ассоль. Сказочная страна Гринландия. и благородные, пре-красные люди: Лонгрен, Ассоль, Грэй. …пройдет много лет, и в Каперне расцветет одна сказка. А. Грин «Алые паруса». Шакурова Розалия Наильевна учитель русского языка и литературы.

«Суриков Детство» - 1841 г. – 1880 г. Поэт-самоучка. Познакомиться с произведением И.Суриков «Детство». Конкурс на лучшего чтеца. Иван Захарович Суриков. Тема:Стихи русских поэтов. И на землю тихо-тихо, Опустились и притихли. Снеговик. У нас всё получилось Получилось, но допущены ошибки У нас ничего не получилось. «Снежок порхает, кружится».

Всего в теме 24 презентации



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«СОШ № 9»

Маленькие хитрости

на минутках чистописания

Составитель: Корк Ольга Николаевна -

учитель начальных классов

г. Миасс

Систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.

От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствованиепочерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

Чистописание является тем обязательным этапом урока, о котором учитель не должен забывать. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв и т. д. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Но чем старше дети, тем с меньшим желанием выполняют минутки чистописания. А если желания нет, то, как показывают наблюдения, от такой работы мало толку. В связи с этим полезно включит в минутку чистописания игру.

Рядом с буквой учащиеся рисуют картинку-рисунок. В нём наиболее ярко показан тот или иной элемент буквы или название предмета начинается с данной буквы.

Дидактический рисунок снимает однообразие, монотонность в работе, вносит определенную разрядку, стимулирует интерес к чистописанию. Данные упражнения не только готовят руку к письму, но и к письму ускоренному, более быстрому, что так важно для дальнейшего обучения учащихся.

Учитель должен учитывать особенности своего класса, и на первых порах письмо должно быть сравнительно медленным. Не следует торопить детей, побуждать их писать и рисовать быстрее. Но в то же время обучение надо вести энергично, с самого начала регулировать «плотность нагрузки», чередовать письмо с четким объяснением правильного рисования.

Идеи, которые заложены в этой работе:

    учить писать красиво, четко, разборчиво

    учить соблюдать наклон букв;

    уметь соразмерять высоту и ширину букв;

    продолжать готовить руку к скорописи .

Работу по чистописанию тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Перед записью предложения проводится следующая устная работа:

звуко - буквенный анализ слова;

название слов, которые нельзя перенести;

разбор слов по составу;

разбор по членам предложения;

разбор по частям речи;

и т.д.

Особенностью является и то, что для закрепления букв даются веселые стихотворные строки, несущие в себе заряд положительных эмоций. Знакомство с ними снимает у детей излишнюю напряжённость, тревогу, которые нередко возникают на уроках русского языка.

Тексты насыщены орфограммами, иногда даже в большей степени, чем общепринятые. Например, тема «Парные согласные»:

Скользкая тропинка - не спеши, Иринка!

Узкая дорожка, низкая сторожка, а в сторожке - кошка.

Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.

Мёд сладкий, лёд гладкий.

Мне очень нравится жираф: высокий рост и кроткий нрав.

У меня находка-маленькая лодка.

Ну не больше коробка разноцветные бока.

и т.д.

Это дает возможность активно работать мысли, работать заинтересованно, видеть меткость русского слова. Предложения коротки, просты и запоминаются само собою. Делая речь детей живой, выразительной.

В течении уроков следить за посадкой детей, положением тетради, авторучки, приучать учащихся красиво и чисто выполнять письменные работы.

В основу работы по чистописанию положен комплексный подход в решении проблем по каллиграфии, а именно:

    упражнения, направленные на обработку начертания букв, их элементов, соединений;

    упражнения по решению основных задач каллиграфии:

    соблюдение наклона, определение высоты букв, расстояния

    между элементами букв, буквам, словами;

    упражнения на ускорение темпа письма, связности,

    ритмичности;

    работа с дидактическим рисунком.

При формировании и совершенствовании каллиграфических навыков сохраняется преемственная связь с обучением грамоте, но дается это на новом, более сложном витке.

Дидактический материал

А а

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …

(Арбуз)

Может это чудо:

Плод побольше блюда,

А ветром не сбивается,

И ветка не ломается.

Б б

1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий, круглый …

(Барабан)

Я трещу и грохочу, в ногу вас ходить учу.

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан.

2. Спинка в веснушках

Ах, как неловко!

И покраснела …

(Божья коровка)

Божья коровка паслась на листочке

И потеряла случайно все точки.

3. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья.

Бабочка – капустница отсюда улетай!

Бабочка-капустница не ешь наш урожай!

В в

Как зовут меня, скажи!

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый …

(Василек)

На лугу пестреют яркие цветы, золотом облиты темные листы.

Г г

1. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Гриб растет среди дорожки - голова на тонкой ножке.

Белка очень весела: белый гриб нашла она.

2. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

3. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)

В воде купался, сухим остался.

По узкой по тропке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

Гусь купил себе гармошку, но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела.

Д д

1. Мех у тётки встал на шубе, как под ветром лист на …

(Дубе)

На поляне весной вырос дуб молодой.

2. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Е е

Её всегда в лесу найдешь-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Ё ё

Недотрога, весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери.

Ты смотри, меня не тронь-

Я колючий шарик….

Вот колючий умный ёж, на клубочек он похож.

Всей семьёй идёт гулять ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать и ребёнок-ёжик.

Ж ж

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

На лужайке, на ромашке жук летал в одной рубашке.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Волк живет в своей норе, а жучки живут в коре.

Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

З з

1. Свернешь - клин, развернешь –блин.

(Зонт)

Дождь в лесу, дождь в лесу.

Не грибы домой несу – одни дождинки на носу.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

(Заяц)

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

Зайке холодно в лесочке – свяжем серому носочки.

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.

Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.

И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.

И и

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

(Иголка)

Иголка и нитка – большие дружки.

Смотри, получились какие стежки.

К к

1. Когда за грибами ты в рощу идёшь,

Её непременно с собою берёшь.

(Корзина)

Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке.

У Маринки-грибы в корзинке, у Иринки и Вити – две корзины земляники.

Чтоб нести продукты с рынка, есть плетёная корзинка.

    Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж - что же это?

(Карандаш)

    Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

С книгою кто не в ладу, с тем я дружбу не веду!

У меня характер крут: уважаю с детства труд.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

У Скворцова Гришки жили-были книжки-

Грязные, лохматые, рваные, горбатые

Без конца и без начала, переплёты, как мочала,

На листах каракули, книжки горько плакали.

Л л

    За плечами в рюкзаке

Спит, мечтая о реке.

На реке бока раздует

И на волнах затанцует.

(Лодка)

Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.

Лев комариков ловил, лапой лоб себе разбил.

У меня находка-маленькая лодка.

Ну не больше коробка, разноцветные бока.

    Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку – орешком, Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой, Васю – хворостинкой!

(Лес)

На опушке ольха качнула ветками слегка.

Ель нагнула ветки: ответила соседке.

Берёзка макушкой кивнула подружкам.

    Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

(Лук)

Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет.

М м

    На глухой опушке, где росли одни волнушки,

Словно красный светофор, загорелся…

(Мухомор )

Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

В красной он шляпке, на шляпке горошки.

    Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда-

С ним не скучно никогда.

(Мяч)

В тихом парке на лужайке высоко взлетает мяч.

Н н

1. Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером.

(Ночь)

Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.

Мы любим дни морозные, катка упругий лёд,

Ночное небо звёздное и шумный Новый Год!

2. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

(Ножницы)

О о

1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

(Очки)

Палочка, рядом две ровные душки - вот и готовы очки для лягушки.

2. Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел, я побежал.

(Воздушный шарик)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака)

Облака, облака - кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

П п

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

(Пила)

Хоть не ела, не пила острозубая пила,

Все дрова перепилили и добавки попросила.

Р р

1. В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт.

(Рыба)

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

2. На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо- мастер смастерил

Мост высокий, без перил.

(Радуга)

Поднялись ворота - всему миру красота.

С с

    Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло.

(Сова)

Совята у совушки умные головушки:

На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ.

    Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь.

(Светофор)

Познакомимся, друзья! Светофорчик- это я. Лет пока ещё мне мало.

Но, ребята, всё равно, я дорожные сигналы изучил уже давно.

    Ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, ярко светит

И не пекарь, а печёт.

(Солнце)

Солнце светит так прекрасно, но по льду ходить опасно!

Поздно рыбку здесь ловить, грустно в речку угодить.

Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?

4 . Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик)

5. Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

Слон смеётся в самый зной: «Славный душ всегда со мной».

Т т

    Золотая голова.

Велика, тяжела.

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Вот огромный бегемот.

Ему тыква влезет в рот.

    Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.

У у

    Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический …

(Утюг)

Я надежный друг - электрический утюг.

    Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт.

(Улитка)

Улитка - улитка, шагаешь ты прытко: от калитки до меня проползёшь четыре дня.

Хочет в сад попасть улитка, да мешает ей калитка.

    Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(Утёнок)

Ф ф

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок-

Красный, маленький…

(Флажок)

Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Х х

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

Ц ц

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают.

(Цветы)

Хрустит за окошком морозный денёк.

Стоит на окошке цветок-огонёк.

Ч ч

    На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходит с боем и без боя,

Всем нужны и нам с тобою.

(Часы)

Часы даны не для красы, диктуют время нам часы.

Говорят, часы стоят,

Говорят, часы спешат,

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

    Он уже исходит паром,

И свисти, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит-

Эй, сними меня! - кричит.

(Чайник)

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чижик был в гостях у тётки, он на чай летал к чечётке.

Ш ш

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

(Шапка)

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

Сшила Саша Саньке шапку.

Щ щ

Кто меня назвать не сможет,

Я на ёжика похожа.

Я от пыли и от пятен

Охраняю ваши платья.

(Щётка)

Щёткой часто чищу чушку, щекочу я чушке брюшко.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.

Ъ Ь

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

(Твёрдый знак)

Всех быстрей я кашу съем, ведь мне скоро будет семь.

Зачерпнём воды ковшом, суп съедим, чайку попьём.

С мягким знаком слово "мышь" пишет грамотный малыш.

Э э

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?

(Эскимо)

Это ласточка весной возвращается домой.

Это кнопка и шнурок - электрический звонок.

Ю ю

На одной ноге кружится

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная …

(Юла)

Юлька –Юленька -юла, Юля юркая была,усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.

Юра только сел на стул, ножки свесил и заснул. Юра очень утомился -целый день юлой крутился.

Я я

    Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Солнце яблоки румянит тёмной зеленью садов.

Яблоко спелое, красное, сладкое.

Яблоко хрусткое с кожицей гладкое.

Яблоко я пополам разломаю.

Яблоко с другом своим разделю.

    Красные и чёрные,

Кислые и сладкие,

Так и просятся в рот,

И в варенье и в компот.

(Ягоды)

Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.

А в траве у старых сосен земляника хороша!

Ягод множество в лесу! Я их маме отнесу.

Собирали ягоды и вели мы счёт:

Ягоду в кружку, две ягоды в рот.

На минутке чистописания использую рубрику «Азбука хороших слов». Я составила алфавитный перечень качеств, которые мне хочется видеть в моих учениках и в других людях. Вот что должно быть в человеке:

А – аккуратность

Б – бодрость

В – веселье, воспитанность

Г – галантность

Д – дружба, доброта, доброжелательность

Е – единодушие

Ж – жизнерадостность

З – здоровье

И – искренность

К – красота

Л – ласковость, любовь

М – мудрость, мужество

Н – надежность

О – образованность

П – постоянство

Р – работа, рассудок

С – смелость, стойкость

Т – трудолюбие

У – ум, умение

Ф – фантазия

Х – храбрость

Ц – целеустремлённость

Ч – честность, чистота

Ш – широта души

Щ – щедрость

Э – элегантность

Ю – юмор

Я – яркость, ясность.

Используемая литература:

    Карпенко М. Т. «Сборник загадок».

    Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».

    Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать».

    Кленицкая И. Я. «Весёлые горошины».

    Агеева И. Д. «Весёлые диктанты».

    Голощапова Т. Г. «Игры со словами».

Тяжело учиться делать что-то впервые в жизни, особенно если дело касается приобретения писательского навыка в школе. Маленький ребенок в первый раз держит в руке ручку и чертит неуверенные линии, закорючки и загогулины. Нужно писать аккуратно, правильно, прописывая каждую петельку, сочетая гласные и согласные буковки, доводя до получения единого слога. И вот, результатом первых стараний, получаем красиво написанное слово.

Хотели написать какое-то слово в тетрадке, но вышло не правильно. А вот и первая неудача, придется вырвать листок и начинать сначала. Избавившись от листа, пишем заново. Не спеша, все тщательно проверяя и вырисовывая каждую буковку. Повторяем пока не получим правильно написанное слово. Только вот беда! В нашей тетради в косую линейку, каким то образом поселилась клякса и все собой закрыла. Ну ничего! Вырываем страничку, от того что под этим образовавшимся пятном совсем не разглядеть букв.

С улицы доносится какой-то шум. Это ведь собака лает, и кто-то в мяч играет, слышен очень сильный звон, детишки затеяли игру в прятки, а гд-то мальчик пускает воздушного змея. Ну а вам присоединиться к детским забавам, к сожалению нельзя, вам буквы и слоги еще писать и писать! И вот уже в который раз, мы беремся за ручку и строчим наши закорючки. Все также аккуратно и красиво выводим каждую линию. Ведь ни для кого ни секрет, что для того, чтобы быть умным и стать прославленным ученным, нужно знать грамматику на отлично и много учиться.

Вот так, дети! Учеба – это великий труд, и вам необходимо знать основные предметы. Для того чтобы все получалось, старайтесь побольше практиковаться, снова и снова переписывая слова. По началу всем тяжело, но дальше вы будите приобретать опыт из которого вы поймете, что то, что вы будите писать красиво, аккуратно и прежде всего правильно – это и называется чистописанием.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Михалков. Все произведения

  • Дядя Степа
  • Чистописание

Чистописание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • По Эдгар

    Эдгар любил свою работу и работал всегда с упорством, но был беден, так как его работа сводилась к журналистике, хоть что-то,что вызывало интерес у публики.

  • Краткое содержание Айтматов Когда падают горы (Вечная невеста)

    Действие романа в года перемен, когда страна начала активно двигаться к капитализму. Многие старые устои потеряли ценность, а новые не прижились в умах большинства. В данном романе два главных героя

  • Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм

    На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.

  • Краткое содержание Линдгрен Приключения Эмиля из Леннеберги

    Эмиль – мальчик, который находиться в детстве, причем даже не старается выйти из этого возраста. Но, так как он мал еще, это считается вполне нормальным. Но дело в том, что частенько Эмиль переходит все границы в своих шалостях