Третье состояние сознания: гипнотический транс. Что такое гипнотический транс? Гипноз в психологии и психотерапии

Для всех без исключения людей, существуют, по крайней мере, две РЕАЛЬНОСТИ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, во всем его многообразии (включающем человека) и личная ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, или, другими словами, врожденная и наработанная опытом адаптации к окружающему миру - ПСИХИКА.

Достаточно легко обнаружить, что часть психических процессов нами НЕ осознается.

(Например, это те психические процессы, которые регулируют обмен веществ в организме, кровообращение, дыхание; которые меняют их течение в зависимости от условий окружающей среды, от состояния внутренних органов или психологического состояния. Это, также знания и информация о событиях, произошедших в прошлом,которые можно извлечь путем припоминания. И многое, многое другое.)

ЭТУ, неосознаваемую часть психических процессов, в настоящее время, в психологии принято именовать «БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ».

Таким образом, условно можно говорить о том, что ПСИХИКА – это наше СОЗНАНИЕ и наше БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного - образы, символы. Бессознательное говорит с нами на его языке во сне и в творчестве, рождая литературные, музыкальные, художественные произведения. Бессознательное содержит весь опыт наших достижений, а также способы взаимодействия с миром, основанные на личном опыте.

Исследования обнаруживают, что за сознательные процессы в большей степени отвечает левое полушарие, а за работу бессознательного - правое. Когда активность левого полушария снижается, а правого – повышается, возникает промежуточное состояние, которое можно назвать ИЗМЕНЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ СОЗНАНИЯ, или трансовым состоянием - ТРАНСОМ, или гипнотическим состоянием – ГИПНОЗОМ.

В этот момент наблюдается работа обоих полушарий, и сознания и бессознательного.

Принято различать повседневный транс; углубленный транс и сомнамбулический .

Повседневный транс – обычная «мечтательность». Очень часто мы спонтанно входим в транс в транспорте. Слушая скучную лекцию. Занимаясь любимым делом. Сосредоточившись на сильно волнующей нас проблеме. Мы проходим через транс, когда просыпаемся и засыпаем. Исследования показали, что кроме этого, каждые полтора часа у нас бывают микротрансовые включения. Считается, что именно в это время информация «раскладывается по полочкам», решаются какие-то повседневные задачи. «Утро – вечера мудренее», видимо, по той же причине.

Таким образом, транс- это нормальное, физиологически естественное и жизненно-необходимое состояние.

Углубленный транс – намеренное усиление естественного феномена с помощью другого человека или самим человеком (самогипноз). Мы вызываем естественный для человека феномен, продлеваем его во времени, усиливаем для терапевтических или каких-то других целей.

Сомнамбулический транс (сомнамбула- лунатик) – глубокий транс, в котором человек выглядит и ведет себя так, как будто он в обычном состоянии. Его, как правило, используют клинические психотерапевты и гипнотизеры на сцене, демонстрируя, как некое «ЧУДО».

Важно понять, что транс – что это НЕ потеря сознания и НЕ утрата контроля.

Транс – это такой способ функционирования,при котором задействованы и сознательный и бессознательный уровни. Это опосредующее звено между двумя типами психического функционирования.

Трансовое состояние от обычного отличается, прежде всего, тем, куда направлено внимание. Внимание похоже на луч прожектора. Когда внимание направлено наружу, на окружающий мир - мы находимся в обычном состоянии сознания. Когда же мы направляем луч нашего внимания вовнутрь, то очень скоро входим в состояние, называемое трансом или гипнозом.

Навести транс или загипнотизировать – это значит помочь человеку развернуть прожектор нашего внимания внутрь самого себя.

Например, это происходит в транспорте. Там этому способствуют покачивания, мелькание за окном, монотонный шум. Дифференцировать - разделить эту информацию, обработать, сознание не может; в качестве альтернативы, автоматически, оно переводит внимание вовнутрь, и … человек входит в транс, а потом неожиданно для себя обнаруживает, что проехал свою остановку, или не помнит, как проехал какой-то отрезок пути.

Таким образом, чтобы обратить внимание внутрь, его, прежде всего, надо зафиксировать, остановить, на чем-либо. Так, собственно, обычно и поступает «классический» гипнотизер, предлагая смотреть на блестящий предмет, в одну точку, или ему в глаза.

ОДНАКО, фактически, субъект САМ ВВОДИТ СЕБЯ В ТРАНС , терапевт лишь подсказывает ему КАК это делать грамотно, то есть выступает в роли инструктора или проводника в его бессознательную реальность.

Классический традиционный гипнотерапевт использует авторитарный подход; навязывает представление о том, что в гипноз может погрузить только гипнотизер; культивирует подчинение; использует прямые внушения и заставляет думать, что ОН имеет власть над человеком. (Вспомним, как работает Кашпировский).

Эриксоновский терапевт, действует противоположным образом – он объясняет человеку, что ГИПНОЗ принадлежит ему и только ОН сам властен над ОСОБЫМ СОСТОЯНИЕМ ЕГО СОЗНАНИЯ и, что другой властен лишь в той степени, в которой сам человек позволит ему над ним властвовать. Как видим, «негипнабельных» людей не существует в природе, есть люди, которые сопротивляются директивным методам вхождения в транс и, просто, не отдают власти над собой другому человеку. А самогипнозом такие люди просто никогда не занимались.

Эриксоновский гипноз осуществляется ТОЛЬКО с разрешения самого субъекта вступить в особый тип психического функционирования В ДИАЛОГЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Субъект принимает определенную установку, из которой вытекает все его поведение. Культивируется поиск ресурсови ОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ НАД САМИМ СОБОЙ .

Поскольку,ТРАНС – это процесс (и состояние одновременно), происходящийв психике и теле конкретного человекаи ИМ же (этим человеком, его психикой) генерируемый (создаваемый), то из определения становится понятным, что НИКТО кроме САМОГО человека ЕГО (транс) запустить или остановить не может!!!

Один человек (консультант, терапевт), используя известные ему техники и обучая им клиента, помогает другому (клиенту) войти в транс, войти в определенную собственную реальность, найти доступ к ней, войти в контакт со своим собственным бессознательным. Возможно сопровождение в этом процессе или согласие отдать во власть другого человека все происходящее в нем. Однако эксперименты показывают, что, даже используя эту власть, НЕВОЗМОЖНО заставить человека делать то, что не укладывается в его нравственные и этические нормы. Человек НИКОГДА не сделает под гипнозом то, что он не сделал бы без него.

Еще один миф - это представление о том, что можно «не выйти из гипноза». Однако, однажды уяснив тот факт, что в состоянии транса мы сохраняем сознание и контроль над происходящим, (то есть в любой момент можем ДАТЬ СЕБЕ КОМАНДУ выйти из гипноза),этот миф развеивается сам собой.

Да, и, на самом деле, не знает история такого факта, чтобы человек вошел в состояние гипноза и больше из него не вышел…

Подобное убеждение меняется, как только состоится хотя бы единичный опыт вхождения в гипнотическое состояние .

В измененном состоянии сознания, все, чтобы мы не делали, получается мощнее и сильнее.

Транс (гипноз) усиливает работу бессознательных механизмов, другими словами усиливает воздействие духа на тело.

Есть данные о том, что в трансе происходит излечение от тяжелых заболеваний, а наши способности к творчеству значительно увеличиваются и даже открываются новые.

Часто мы обнаруживаем различного рода внутренние барьеры: «Это - я могу, дальше - нет!» Транс снимает наши СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ограничения, и эти изменения сохраняются и продолжают действовать вне транса.

Транс, несомненно, полезен, благотворен, терапевтичен для человека - в нем происходит психическое переструктурирование; он позволяет воспользоваться ресурсами бессознательного, позволяет включить его в работу для решения конкретных задач, для достижения наших целей.

При написании данной статьи использованыкниги М. Р. Гинзбурга и Стивена Гиллигена.

В чем разница между гипнозом и трансом с научной точки зрения. Что такое транс в психологии и медицине?

Берем факты, оставляем домыслы в стороне и что видим, согласно словарям:

Транс -- 1) Внезапно наступающее повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля и с кратковременным расстройством сознания, выражающееся в бессознательном совершении различных поступков. 2) Состояние экстаза, ясновидения, отрешенности и т. п. © Т. Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный.

Транс -- (франц. transe - оцепенение), вид сумеречного помрачения сознания (см. Сумеречное состояние). Трансом обозначают и состояния отрешенности, экстаза, ясновидения и др. (от лат. trans - сквозь, через, за). © Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

Транс -- (книжн.) повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля, а также помрачение сознания при гипнозе, экстазе. Впасть в транс. Больной в трансе (в состоянии транса). © С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

Транс -- (·франц. transe) (книж.). Повышенное нервное возбуждение, помрачение сознания при гипнозе, экстазе и т.п. Впасть в транс. У спиритов - состояние медиума во время спиритического сеанса. © Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка.

Транс -- помрачение сознания и автоматичность поступков при некоторых психических расстройствах, в состоянии гипноза, экстаза и т. п. Тело ее на моих руках сделалось тяжелым, как свинец, глаза полузакрылись, за веками появились белки, голова качнулась вперед, я понял, что Лиза находится в трансе. А. Н. Толстой, Эманация сознания. Повышенное нервное возбуждение с потерей контроля над своими поступками. Она все время в трансе по случаю отъезда. У нее сердце не на месте, она волнуется, как бы не опоздать. Юрьев, Записки. Я кончил повесть, творческий транс прекратился, и я вернулся к действительности. Чириков, Гиблое место. © Малый академический словарь русского языка.

Транс -- (фр. transe - оцепенение) - мед. помрачение сознания с потерей самоконтроля; состояние отрешенности. © Словарь иностранных слов. Комлев Н. Г., 2006.

Транс -- Особое усыпление, в которое впадает медиум во время спиритических опытов. © Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910.

Транс -- особое состояние, в которое впадает медиум (см.) при вызывании духов во время спиритич. опытов. © Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907.

Транс -- состояние ясновидения, особое состояние, в котором находится (по представлению спиритов) медиум, т. е. лицо, служащее посредником между духами и вопрошающими их о ч.-л. простыми смертными. © Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.

Закономерный вывод "впасть в транс" значит "потерять голову", потому что все определения говорят об одном, а именно транс есть повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля, сопровождающееся помрачением сознания . По этой причине в психиатрии конкретное название этого заболевания: «транс и состояния одержимости », код F 44.3 по МКБ-10.

Как состояние транса выглядит со стороны:

Кто не в курсе, есть такое направление в музыке trance (youtube в помощь, лучше кислотная дискотека в живую). Особо глубокий транс - психоделический. "Люси" гарантирует полное погружение))

Что такое гипноз в психологии и медицине?

Психологически, гипноз - состояние повышенной внушаемости; физиологически, гипноз - режим работы мозга, при котором возможно формировать новые условные рефлексы.

За подробностями и примерами о гипнозе:

Как состояние гипноза выглядит со стороны:

Быть в гипнозе не значит терять сознание (отсюда возможность организовать шоу или эстрадный гипноз , проводить операции без наркоза или гипноанестезия , удивлять людей новыми фокусами или уличный гипноз), наоборот в гипнозе сознание остается и как ребенок веришь хорошему и плохому. Простите экстрасенсы))

Есть ли польза от транса?

Как любят говорить, чаще просто повторяют, что транс обладает терапевтическим эффектом (буквально постулат "эриксоновского гипноза ", который и без того хромает на обе ноги из-за отсутствию экспериментальной базы), так вот не обладает и разберемся почему?

За пару тысячелетий на Востоке убедились (ценой жизней многих аскетов), что для внутреннего развития нужны трансовые техники. И чего только не придумали (медитация, йога, молитва и конечно древняя фармакология). Мистикам нужен не транс, а возможность в измененном состоянии сознания снять запреты, убрать страхи. Технология как это сделать вот те сакральные знания!

Войти в транс не сложно: выпил, закусил и уже там; более экологично через медитацию или дыхание. Ясно, что если хватка ума ослабевает, то наружу прорывается истинная сущность человека со всеми глубинными страхами. Именно по этой причине при массовых практиках случаются припадки эпилепсии, вспышки агрессии. То есть подсознание сбрасывает психическое напряжение любыми способами. Соответственно процесс неконтролируемый.

Отлично когда рядом знающий шаман подхватит связь и проведет инициируемого через опасности. А если нет, что бывает в большинстве случаев, то конвульсии и галлюцинации, что естественно снимает симптомы и при этом оставляет психическую травму (кому все-таки это может помочь исцелиться, так кстати зарождалось искусство врачевания души).

Итог. Если при погружении в транс удается вести человека, не давать гаснуть сознанию, то есть шансы на успешное лечение психических отклонений. Самые эффективные среди бесчисленных техник составили скелет мировых религии (христианство, ислам, иудаизм). Прогресс не стоит на месте и со временем от религии отпочковалась психиатрия, область интересов которой гораздо более узкая, зато на этом пяточке остались только проверенные методы.

Чья сильнее, та и правее, что по факту-то лучше гипноз или транс?

Здравый смысл лучше. Перевод транса в контролируемое состояние называется гипнозом. Человечество придумало море трансовых техник, та часть, которая частично сохраняет сознание взята на вооружение медициной и именуется гипноз. Дальше идет игра слов, совершенно бесполезная.

Есть и другие выводы:

❶ Погружение в транс вскрывает внутренние конфликты, поэтому намерение многих психологических школ что-то менять внушая, мол жизни прекрасна, наоборот обостряет внутреннее напряжение. Как при поломке компьютера вместо того, чтобы снести старую программу и установить новую, горе-техник делает только второе, отчего система подвисает еще больше.

❷ Человек сам творец своей судьбы, поэтому любые трансовые техники, где на фоне затуманенного сознания внушается чего-то якобы "доброе", по определения считаются деструктивными (так в сектах лишают свободы выборы). В процессе терапии каждый решает есть смысл меняться, если да, то принимает ответственность и выбирает новый тип поведения. Все как в жизни, только быстрее.

❸ Если в течении долгого времени снимать симптомы с помощью транса (и гипноза в том числе), не устраняя причину, то тем самым формируется зависимость от метода, гуру или самой идеи, что представляет совокупность первых двух факторов.

❹ Пораскинув мозгами, можно сделать еще как минимум один вывод, если переосмыслить материал статьи.

На протяжении последних двух столетий различные теоретики были полностью уверены в существовании семи (или девяти, или четырех, или более) фаз транса. На самом деле все не так просто, и провести границу между одной фазой и другой бывает очень нелегко, однако пробы для измерения глубины транса существуют.

Глубина транса частично зависит от восприимчивости субъекта, частично - от умения гипнотизера, но больше всего - от метода лечения. Для избавления от никотиновой зависимости вполне достаточно легкого или умеренного транса; для прове дения же хирургической операции следовало бы достичь чего-то более глубокого!

Опирачсь на практические потребности, можно выделить пять стадий транса в порядке увеличения уровня погружения: гипнозоподобное состояние, легкий транс, умеренно выраженный транс, глубокий транс, сомнамбулическое состояние. Термин «сомнамбулизм» - наследие позднего восемнадцатого и раннего девятнадцатого столетий - буквально означает «гуляние во сне», и поэтому не точен, однако он широко распространен в литературе по гипнозу. «Бодрствование во сне» - словосочетани г со столь же длинной историей - гораздо более подходящее выражение. Так как регулярно прибегающие к гипнозу индивиды вскоре вырабатывают быстрый способ полного погружения в гипнотическое состояние, то наблюдать стадии гипноза различной глубины легче у новичков. Если вы занимались самогипнозом, то, возможно, ощущали переход от стадии к стадии и на себе. Легкий транс напоминает состояние расслабленности, при переходе к более глубокому трансу впечатления становятся острее, образы - ярче и так далее.

Еще по мере углубления транса происходит угасание нашей общей ориентации в реальности (OOP). Любая ситуация, с которой мы сталкиваемся в течение дня, поистине уникальна. Другого подобного случая никогда не происходило раньше и не произойдет потом, даже свет на вашу входную дверь каЖДый день падает по-разному. Детство - время чудес, в том

числе и потому, что дети постоянно сталкиваются с событиями, которые не случались прежде, для них все свежо, все ново. По мере взросления наше Эго все больше становится в центр жизни; новые ситуации и впечатления в сравнении с уже произошедшими приобретают оттенок второстепенности. Каждый из нас формирует собственную і очку зрения на происходящее, разрабатывает свое мировоззрение, на основании которого дается оценка событиям и приобретенному опыту. То, что не согласуется с нашей системой, чаще всего отвергается, тогда как остальное сортируется в соответствии с заранее выработанной классификацией. Именно это психологи и называют «общей ориентацией в реальности» или OOP. В ней нет ничего плохого: она позволяет нам, например, осознавать различия между кино и реальной жизнью. И угасание нашей OOP в пользу особой, временной ориентации является одним из самых і павных изменений, происходящих во время гипноза. Чем больше мы отказываемся от привь; чной OOP - тем глубже транс. С угасанием OOP снижаются критические способности, и те вещи, которые в обычном состоянии не имеют доступа в наш мозг, например, разные обрывочные воспоминания, проникают в наше сознание. Именно таким образом, кстати, гипноз активизирует память. В целом, это и является причиной нашей открытости внушениям со стороны гипнотизер Поскольку OOP является механизмом редактирования и фильтрации информации, то при ее угасании в ходе транса мы подбираемся ближе к бессознательным областям нашего разума. Подсознание - это фундамент разума. Безусловно, далеко не все, хранящееся там, плохо, но есть и грязные углы, где таятся странные, а порой даже опасные вещи - всякие примитивные импульсы и желания. Все, что мы не хотим показывать себе и остальному миру, запрятано в один из таких углов. Каждое воспоминание где-нибудь да хранится и может быть восстановлено. То, о чем мы не думаем непосредственно в данный момент, по определению относится к бессознательному. Сознательный ум или рассудок характеризуется всем тем, что доступно нам прямо сейчас, его отношение к подсознанию можно сравнить с факелом, который человек берет с собой в подвал: мы используем наше сознание для освещения, для доступа в бессознательные области. Проблема заключается в том, что наше подсознание не просто воспринимает и хранит „„формации но еще ее как-то перерабатывает, совершенно независимо от сознания. Один ученый выразился по этому поводу следующим образом: «Подсознание вовсе не бессознательно, это Сознание бессознательно по отношению к тому, что осознрєт Подсознание». Гипноз - хороший способ под- лять из глубины подсознания спрятанный там материал, чтобы осознать его, принять и систематизировать.

Сам я не очень-то хороший объект для гипноза, однако в легкий транс вхожу без проблем, и мое самое главное субъектав ное впечатление об этом состоянии - полная двугмысленность переживаний. С одной стороны, есть уверенность, что стот вам захотеть, и можно будет не поддаваться никаким внушениям гипнотизера, ибо вы ясно понимаете, как и каким обпазом он заставляет вас что-то делать, с другой стороны, в голове вертится мысль: «Пожалуй, нет ничего плохого в том, чтобы следовать его указаниям, хотя бы ради успеха эксперимента». Следовательно, вы постоянно сомневаетесь: «Попробовать или нет?» И так происходит на протяжении всего сеанса Умные врачи используют данное состояние легкого замешательства, которое мы могли бы называть «параллельным сознанием», чтобы заронить в подсознание могущественные терапевтические идеи, к бо сомнения поглощают все внимание нашего сознания. В другом контексте (в связи со спиритическим сеансом) прекрасно описал это ощущение ирландский поэт У. Б. Йетс. Он обнаружил, что его руки и плечи начали подергиваться: «Я мог бы запросто остановить это,- писаі он позднее,- но я никогда не сталкивался с подобным явлением, и мне стало любопытно».

Внешне поведение человека под гипнозом может и не отличаться от такового в его обычном состоянии. Однако внутри происходят интересные вещи. Наиболее типичными переживаниями являются следующие: наступаег расслабление; внимание отвлекается от происходящего вовне в пользу внутреннего мири, преобладает ощущение, что психические процессы каким-то образом расширились, несмотря на сужение сознания; появляется некоторое безразличие (снижение ассоциативной деятельности), ведущее к живой заинтересованности идеями, в особенности теми, которые подкидывает гипголог; обнаруживается сравнительная неподвижность и фиксация на отдельных чувсівеннлх переживаниях (например, на ритме голоса гипнотизера, который может восприниматься независимо от личности последнего);

происходит искажение восприятия времени и частичная потерт памяти, когда полчаса проходят, как пять секунд; пассивный поток переживаний похож на сон; появляется їЛОї ичность восприятия («логика транса»;, при которой аномальные ситуации воспринимаются как должное. Если спросить находящегося в глубоком трансе субъекта, о чем он думает, то ответом, скорее всего, будет: «Ни о чем». Но на самом деле он - весь внимание: слушает и ждет дальнейших внушений от гипнотизер;

Кого можно загипнотизировать?

Американский гипнотерапевт Милтон Эриксон считал, что если кого-то не удается загипнотизировать, то лишь по вине гипнотизера. Любой человек поддается гипнозу. Кто может противиться заразительному энтузиазму толпы? Кого не приводят в волнение военные марши? Попробуйте во врет просмотра по телевизору захватывающего триллера не напрячься и не сползти при этом на краешек стула. Нам нравится быть конформистами, нравится, когда другие нас принимают. Мы не любим внутренних и внешних конфликтов. Пресс конформизма и делает нас восприимчивыми. Некоторые исследователи определяют гипноз как состояние повышенной внушаемости. Пусть это и не совсем адекватное и полное определение, но частица истины в нем есть: повышенная внушаемость - это необхс - димейший компонент восприимчивости к гипнозу (гипнабель- ности). А поскольку мы все обладаем какой-то внушаемостью, следовательно, любого из нас можно загипнотизировать.

Разумеется, все мы восприимчивы не в одинаковой степени. Во введении говорилось, что имеется три ключевых компонента гипноза: восприятие (или сфокусированная внимательность), диссоциация и внушаемость. У высокогипнабель- ных людей все три параметра находятся на высоком уровне. Наиболее интересен первый из них - восприятие или способность погружаться (образно - входить) в поставленную задачу. Он означает,- и это очень важно,- что люди с высокой гипнабельностью умеют контролировать свое внимание. Привести в легкий транс можно всех, однако в десяти процентах случаев потребуется столько попыток, что достижение эффек і не оправдает потраченных усилий, и поэтому, с практической точки зрения, можно сказать, что десять процентов населения не подвержены гипнозу. Около тридцати процентов населения без труда достигают легкого транса, примерно тридцати пяти процентам доступен умеренно выраженный транс, и оставшиеся двадцать пять процентов могут войти в состояние глубокого транса (хотя некоторые специалисты понижают эту цифру всего лишь до пяти процентов).

Ученые используют «шкалы внушаемости» в психологических тестах, состоящих из множества вопросов, предназначенных для оценки гипнабельности человека как по объективным, так и по субъективным критериям. Я знаю восемнадцал таких шкал (Стэмфордская шкала гипнотической восприимчивости, шкала гипнотической восприимчивости Гарвардской группы и другие) и не собираюсь рассматривать все «за» и «против» каждой из них, замечу только, что главная выгода от них - некоторая стабильность психологических экспериментов по гипнозу. То есть можно составлять группы из испытуемых с равной внушаемостью по какой-то одной шкале, гот звить контрольные группы с более высокими и более низкими показателями и так далее.

Если гипнотизер применяет всего одну единственную технику введения, то в некоторых случаях его может постичь неудача, ибо одна и та же методика может не подойти всем без исключения людям. Поэтому гипнотизер обязан быть гибким. Даже сопротивляющиеся пациенты, на которых провалились все другие методики, обычно отступают перед сбивающей с толку техникой, где в быстром темпе даются внушения относительно разных частей тела, чувствующих тяжесть или легкость. Я.сратко коснусь других способов іреодоления сопротивления в другой главе, когда буду говорить о Милтоне Эриксоне, потому что это было его особым даром.

Часто говорят, что по сравнению со взрослыми дети от семи до четырнадцати лет более восприимчивы к гипнозу, а самый пик приходится на возраст девяти-десяти лет. Возможно, есть доля истины и в современном представлении о том, что люди с сильно развитой фантазией, способные полностью погрузиться в книгу, фильм или собственную иллюзию, игравшие в детстве в игры, требующие воображения, более восприимчивы к гипнозу, чем все остальные. Для гипноза необходимо отстранение от действительности, а склонным к фантазии людям сделать это проще: °ни легко выделяют часть себя в воображаемую зону, в то время как внешний мир становится для них менее реальным.

Достаточно примечательно обстоятельство, что, оказывается, трудно загипнотизировать невменяемых людей. Чем лучше может сконцентрироваться человек на отдельном сенсорном возбудителе (например, голосе гипнотизера) и не отвлекаться, тем легче его ввести в гипноз. Пожалуй, именно это и объясняет, почему душевнобольные с трудом поддаются гипнозу. Однако не беспокойтесь: если вы - трудный для использования гипноза объект, это еще не значит, что вы сумасшедший!

Гипноз, Пи-видимому, нельзя назвать однородным феноменом; возможно, он представляет собой комбинацию целого ряда характеристик, включающих в себя способность фантазировать и входить в роль, каждая из которых делает человека более восприимчивым. И если он так сложен по своей природе, то искать простую зависимость между восприимчивостью и типом личности глупо. В викторианские времена считалось, что женщин легче загипнотизировать, чем мужчин. Но современные тесты не подтвердили это открытие; оно возникло на основании предрассудка девятнадцатого века, будто бы женщины являются слабым полом, а для гипноза необходимо подавление воли.

Противоречит фактам и популярное воззрение, что вы, должно быть, глупы, раз поддаетесь гипнозу. Напротив, гипна- бельность напрямую зависит от интеллекта или, по крайней мере, от способности к концентрации. На этой идее основан комический эффект фильма «Эббот и Костелло встречаются с убийцей, Борисом Карловым» (1949). Костелло подозревается в убийствах людей в отеле, где он работает коридорным. Мистик Карлов пытается его загипнотизировать, но Костелло, увы, слишком глуп, чтобы поддаться гипнозу. На самом деле существует параметр поважнее интеллекта-это самооценка человека: людей с низкой самооценкой труднее загипнотизировать предположительно потому, что они либо больше опасаются за себя, либо менее заинтересованы в самоисследова- нии, либо не хотят, чтобы их изучали.

В общем, как бы ни старались психологи, установить взаимосвязь между восприимчивостью и типом личности пока не уцается. Раньше полагали, что гипнабельные люди отличаются от остальных более устойчивыми связями с правым полушарием мозга. Правое полушарие, если говорить коротко, управляет левой стороной тела, его целостностью (левши представляют исключение), а также ориентацией в пространстве, тогда как левое - правой стороной тела плюс вербальным, логическим и линейным мышлением. Можно, следовательно, ожидать, что художник больше полагается на свое правое полуша- е а университетский профессор - на левое. У большинства из нас доминирует левая половина мозга. Некоторые недавние эксперименты с участием высокогипнабельных испытуемых показали, что они значительно лучше выполняют задачи для правого полушария, чем плохо поддающиеся гипнозу люди.

Однако события, происходящие в мозге во время гипноза, включают в себя гораздо больше, чем просто переключение на недоминирующее полушарие. Сама по себе смена ведущей роли между полушариями, похоже, происходит не всегда, а преимущественно у легко гипнотизируемых людей. Более того, доминирующее в норме полушарие во время гипноза тоже активно, причем активность того или иного полушария в каждый конкретный момент, по-видимому, зависит от рода задачи, поставленной перед испытуемым. Отсюда следует, что переключение между полушариями, возможно, нельзя назвать причиной гипнабельности, оно является лишь частью общей способности хорошо восприимчивых к гипнозу людей переходить из одного состояние в другое - отстраняться. Работа по исследованию связей гипноза с деятельностью мозга еще не завершена. Так, например, ранние исследования вроде бы указывали на то, что высокогипнабельные люди - это те, у кого легко наступает альфа-состояние. Волны альфа-диапазона (8-13 Hz) - это «тот производимый мозгом шум, когда мозг бодрствует, но мало работает», например, человек уже проснулся, но держит глаза закрытыми. Однако современные данные говорят о том, что для гипнабельных субъектов и, быть может, для гипноза вообще характерен более медленный тета-ритм (4-7 Hz), соответствующий состоянию дремоты.

Экспериментальные данные указывают на то, что чувствительность к гипнозу каждого конкретного человека можно улучшить, как если бы она была неким навыком, доступным для освоения. Хотя опыт практикующих гипнологов показывает, что повышение уровня восприятия, скорее, связано с преодолением начального сопротивления. Дело не в том, что пациенты чему-то Учатся, просто они становятся менее пугливыми и начинают больше доверять врачу. Существует и другая точка зрения - довольно сильная и интересная теория,- в соответствии с кото рой проще игипнотизировать человека, когда естественные рш - мы его тела протекают в режиме расслабленного состояния.

Можно ли сопротивляться гипнозу, как это, к примеру, делал Ким в новелле Редьярда Киплинга (1901), повторяя про себя таблицу умножения, дабы не допустить галлюцинаций, которые ему приказывали видеть? Конечно, можно. Вы должны захотеть поддаться гипнозу, а иначе все бесполезно Суще- сгвуют способы борьбы с вашим нежеланием, и, как я уже говорил, Милтон Эриксон был в этом мастер. Но даже ему для успешного преодоления сопротивления пациента необходимо, чтобы тот подсознательно захотел быть загипнотизированным, несмотря на протесты своего рассудка.

Феномены гипноза

Гипнотические феномены могут быть разделены на разный категори”. Во-первых, происходят изменения в работе гладкой мускулатуры, отвечающей за непроизвольные сокращения: дыхание становится глубже, в животе урчит, глаза увлажняются, какие-то мышцы конвульсивно по іергиваются, ритм сердца и пульс ускоряются или замедляются. Вы 4} вствуе ге вялость и тяжесть в руках и ногах. Эти феномены пегко объяснимы, они суть признаки легкого гранса или обычного расслабления. Но по мере углубления транса начинают проявляться более необычные феномены: происходят изменения в работе поперечнополосатых мышц, отвечающих за волевые сокращения, перемены в чувственном восприятии, могут возникнуть галлюцинации и некоторые другие явления психического порядка. Нельзя думать, буцто эти феномены характерны единственно и только для гипноза, они могут возникать спонтанно или, например, при наркотическом опьянении. Но для нас важно, что все они индуцируются также и в ходе гипноза, что сыграло немаловажную роль в егс истории.

Изменения в работе произвольных мышц

Каталепсия - это состояние, когда одна мышца или группа мышц становятся неподвижными. Многие гипнотизеры говорят в начале введения: «Вы не можете открыть глаза. Как бы. вы ни старались, ваши веки закрыты плотно, словно заклеены». Проба на невозможность открыть глаза является для гип- цотизера одним из способов проверки успешности погружения. Мышцы век стансвя гея каталептичными. Полная каталепсия, когда все тело становится твердым, и есть то, что применяют гипнотизеры на сцене в уже описанном трюке под названием «человек-доска». Однако гипнотизер может внушить и каталепсию руки, ноги или чего угодно. Иногда наблюдается и противоположный эффект, аномальная пластичность.

Другими изменениями являются расслабление, возникающее как естественный результат комфортного самочувствия клиента в кабинете гипнотизера, и рост мускульной силы. Знаменитый английский психолог Дж. А. Хэдфилд измерил силу у трех мужчин в нормальном, бодрствующем состоянии. Они выжали, в среднем, сто один фунт15. Затем он загипнотизировал ш и внушил, что они ослабли; при этом каждый выжал всего лишь около двадцати девять фунтов. Потом, не выводя из гипноза, он сменил внушение на противоположное, что они стали очень сильными,- и средний жим поднялся до ста сорока двух фунтов Таким образом, испытуемые оказались способными увеличить СВОЮ СИЛ)" на сорок процентов. Польза от применения данного феномена в спортивном гипнозе- очевидна. Хотя этот феномен был подтвержден массой других исследователей, неизменной характеристикой гипнотического состояния он все-таки не является, и сейчас многие психологи считают, что мышечные показатели увеличиваю" ;я, скорее, в результате усиленной мотивации, а не чего-то, присущего самому гипнозу Однако в пользу гипнотической природы роста таких способностей свидетельствуют сообщения о шаманах, развивающих в состоянии транса удивительную сил).

Изменения в чувственном восприятии

В работе наших органов чувств может произойти два вида изменений. Во-первых, возможно обострение ощущений. Его обозначают специальным термином-гиперестезия. Иногда результат гиперестезии бывает совершенно удивительным, что, возможно, объясняет многие якоб^л паранормальные явления, столь любимые у исследователей девятнадцатого века. Человек под гипнозом, например, может различить слова, написанные на листке бумаги, который он сам никогда не видел, если кто-то другой смотрит на этот листок; на самом же деле он ориентируется по отражению слов в \ лазах читающего. Во время шоу гипнотизеры нередко собирали у публики носовые платки, перетасовывали их и давали испытуемым, чтобы те вернуть, платки владельцам; возможно, здесь играло роль обостренное обоняние. Испытуемые замечают малейшие перепады. омпературы, разницу в весе вплоть до пяти грамм. Во всем этом поражает не сама по себе способность человека к обостренному восприятию чего- либо. Если вы вдруг ослепнете и попадете в незнакомое помещение, то через несколько дней научитесь избегать препятствий, ориентируясь исключительно на слух. Так что гиперестезия:ia- ложена в каждом человеке. Замечательна здесь быстрота «пробуждения» в испытуемом новой способности. Быть может, это результат сужения фокусировки внимания.

К другим важным изменениям относятся анальгезия и анестезия. Первый термин, как правило, обозначает локальную потерю ощущения, а второй - бессознательное состояние, побочным результатом которого является полная потеря чувствительности.

Данные феномены хорошо знакомы нам по телевизионным и прочим выступлениям гипнотизеров. Все мы знаем, что загипнотизированный человек может уколоться булавкой или обжечься сигаретой и ничего не почувствовать. Прикладное значение здесь очевидні, особенно в медицине, во времена, когда еще отсутствовали чадежные анестезирующие средства. И сейчас анестезия с помощью гипноза не потеряла своей актуальности, поскольку многие пациенты страдают аллергией на обезболивающие препараты или просто хотят избежать попадания лишней «химии» в свой организм. Перед внушении [ полной анестезии гипнотизер обычно проверяет восприимчивость клиента с помощью «перчаточной» (потеря чувствительности ограничивается ладонью) или «рукавной» (то же, но на всей руке целиком) анестезии. Способность не ощущать боль, вероятно, самый поразительный, а в медицинском контексте - и самый важный феномен, связанный с гипнозом. Я буду возврг - щаться к нему время от времени на протяжении книги.

Гипнотизер также может «обмануть» наши органы чувств и вызвать галлюцинации. Они бывают позитивными и негативными. Позитивная галлюцинация - когда субъект воспринимает то, чего нет, а негативная - когда не может воспринять то, что есть. Оба вида галлюцинаций очень легко индуцируются во время гипноза и, конечно, относятся к излюбленным номерам всех эстрадных гипнотизеров: «Вы держите в руках букет цветов. Почему бы не подарить его вон той девушке?» Иногда появление галлюцинаций связано с постпшнотическими внушениями. Терапевтической целью подобных галлюцинаций является вызов ТОЙ самой абреакции, о шіцающего эмоционального разряда, о котором я упоминал раньше. Предположим, пациент боится пауков; галлюцинации с их участием могут принудить его встать лицом к лицу со своим страхом и преодолеть его. В «Царстве нереального» Амброза Бирса (1890) загипнотизированные люди видят предметы и даже события, никогда не имевшие места. Несмотпя на то, что факт гипнотических галлюцинаций хорошо установлен, для их индукции необходимы команды со стороны оператора; они не могут возникнуть самопроизвольно ниоткуда, как это описывается в рассказе Бирса.

Различные психические явления

Наиболее важное психологическое изменение - настолько важное, что оно часто рассматривается как определение гипноза- это гиперсуггестивность. Поскольку спонтанных гипнотических феноменов очень мало, в основном они возникают лишь по команде гипнотизера, можно сказать, что большинство из них объясняется возросшей внушаемостью, суггестивностью.

Искажение восприятия времени. Наряду с каталепсией относится к спонтанным феноменам гипноза. Полчаса проходят, словно пять минут. Иногда искажение времени приводит к появлению способности выполнять сверхзадачи. В одном опыте женщина с успехом насчитала на кусте хлопка восемьсот шее тьдесят два шарика за три секунды. У нее даже хватило времени на проверку под листьями, чтобы не пропустить ни одного.

Сверхскоростное обучение и творчество. Эксперименты, произведенные за железным занавесом в Советской России, показали, что загипнотизированный человек может выучить от ста двадцати до стг пятидесяти иностранных слов в час. Учитель должен их произносить особым образом, меняя ласковый тон на командный голос, а успокаивающая музыка помогает создать благоприятствующий скоростному обучению фон. Однако более надежный способ улучшения обучения при помощи гипноза - это дать клиенту расслабиться и отодвинуть в сторону все тревоги и прочее, мешающее обучению. Именно так могут быть вскрыты дремлющие таланты. В настоящее время причина усиления іворческих способностей благодаря гипнозу не вполне ясна. В соответствии с одной из самых интересных теорий, предложенных психологом Пэтом Бовер- сом, предполагается, что гипноз задействует в мозгу нейронные сети, не подвластные сознательному контролю (отсюда та легкость и естественность, о которых часто говорят испытавшие гипноз). В этих сетях устанавливаются новые ассоциаці л а создание новых ассоциаций и является творческим процессом.

Спонтанная возрастная регрессия. Я уже упоминал возрастную регрессию в качестве одной из методик лечения, однако стоит отметить, что иногда она происходит спонтанно во время гипнотического транса. У Марселя Пруста вкус печені я «мадлен» немедленно вызывал воспоминания о прошлом. Точно так же и в ходе транса какое-нибудь ощущение может внезапно пробудить воспоминания детства, и испытуемый переживет их заново. Гипнотизер легко определяет, когда такое случается, потому что голос и фразы испытуемого начинаю: звучать по-детски.

Паранормальные явления. Оккультные исследователи, особенно в девятнадцатом столетии, связывали возникновение паранормальных явлений с тем, что индивид задействует в ходе гипноза некий другой уровень разума. Ст этого, как полагали, и случается телепатия, предскг зание будущего и ясновидение. В наши дни такое объяснение никого не устраивает. Если что-то подобное и случается, то, как правило, не в связи с гипнозом. Хотя если бы удалось показать,- а идея сама по себе не является абсурдной,- что гипноз повышает вероятность вхождения в рассредоточенное состояние, наподобие грез наяву, при котором по парапсихологическим исследованиям улучшаются пси-способности, то связь между гипнозом и паранормальными явлениями следовало бы пересмотреть и оценить по-новому.

Я должен кратко упомянуть здесь о пусковых механизмах психосоматического лечения и даже о контролировании органических функций, таких, как кровотечение, температура тела и слюновыделение. Это подлинно гипнотические явления, и они столь важны, что я собираюсь отложить рассказ о них до одиннадцатой главы, где подробно рассказывается о современной теории и практике гипнотерапии.

Гипермнезия и амнезия

Гипермнезией называют состояние, когда испытуемый воскрешает в памяти события, о которых в сознательном состоянии вспомнить не мог. О памяти я расскажу подробнее в восьмой главе, здесь же повторю только свое мнение о механизме явления. Как я уже говорил, гипноз снижает порог критического отношения. Фрагменты воспоминаний, которые обычно считались слишком неточными и не воспринимались всерьез, теперь могут проходить сквозь критический фильтр и приниматься на веру. Гипермнезия чрезвычайно неустойчива: вам или удается вспомнить то, что действительно было, или не удается, существует также вероятность принять ложное воспоминание за истинное.

Амнезия - другой известный феномен гипноза, который часто используется в литературе и кино. Однако, к несчастью для писателей, спонтанная амнезия - явление крайне редкое и, как правило, ограничивается теми людьми, которые могут входить в глубокий транс. Гораздо чаще амнезия возникает благодаря намеренным внушениям гипнолога, преследующего те или иные медицинские цели. В спонтанной же амнезии таинственного не больше, чем в забвении ночных снов: вы помните, что видели какой-то сон, но не можете представить его в словах и картинах. Одна девушка, у которой я брал интервью, быта загипнотизирована во время представления и проделывала очень необычные, но не унизительные действия вроде сворачивания в позу зародыша и тому подобное. Так вот, потом она почти ничего не помнила о происходившем, пока подруги не спросили: «Разве ты не помнишь, как делала то-то и то-то?» Ее рассказ, в смысле возвращения памяти, был похож на утреннее пробуждение после тяжелой попойки. Возникновение спонтанной амнезии иногда может объясняться тем, что чем глубже вы погружаетесь, тем с большей вероятностью сталкиваетесь с материалом, вытесненным в подсознание, с материалом, который ваше сознательное «Эго» отказывается воспринимать. Другой причиной может быть самовнушение, то есть некоторые люди верят в обычность амнезии и, таким образом, сами и вызывают ее у себя под гипнозом.

Постгипнотичєскиє внушения

Факт того, что человек может действовать согласно установкам, внушенным под гипнозом, когда сеанс уже закончился, поражает воображение. Все феномены, которые мы обсудилі можно вызвать и постгипнотически, особенно негативные и позитивные галлюцинации. Конечно, постгипнотичєскиє внушения популярны у эстрадных гипнотизеров, которые говорят испытуемым, что даже после пробуждения при слове «четверо» те буду г подпрыгивать в воздух и размахивать руками. Пусковое слово затем намеренно произносится. Хороший гипнотизер обычно внушает сразу нескольким субъектам разные действия в ответ на различные пусковые слова. В гипнотерапии клиенту, который хочет бросить курить, внушается, например, что вкус сигарет будет для него отвратительныг Часто отмечается, что выполняющие постгипнотическую команду люди находят, если, конечно, у них получается, оправдание своим действиям. Вот простейший пример: вам сказали почесать левую коленку, и вы) верены, что действительно чувствуете в ней зуд. В более сложных случаях, если вас, допустим, попросили открыть книгу на заданной странице и прочитать абзац, вы скажете, что старались, мол, найти отрывок, который особенно любите.

Надежность постгипнотических внушений не стопроцентная. Если человеку велят выполнить действие в определенное время, он может его вообще не выполнить, или выполнить в другое время, или у него возникнет только побуждение выполнить это действие. Человек всегда имеет выбор, подчиниться ему или нет. Однако чаще внушения все-таки действуют. Спорным является вопрос, впадает ли человек в некий транс при выполнении постгипнотического внушения (некоторые психологи, такие, как Ева Баньи, пользуются термином «возбуждеї ное состояние трансах»)? Гипнотические шоу вызывают порой законную тревогу: «А что если гипнотизер, который только что зозвратил жертву обратно на свое место с внедренным постгип- отическим внушением, случайно даст ей уйти из театра, не странив внушение?» Как долго может это длиться? Ведь кол- теги по работе немало удивятся, если при словах «Как насчет іанча в четверг?» кто-то начнет прыгать и размахивать руками! 1 осттипнотические внушения могут работать долгое время. Я;лышал об одном гипнотизере, который сказал своему пациенту другу: «Как только я дотронусь до твоего пальца, ть будешь мгновенно загипнотизирован». Четырнадцать лет спустя он случайно на вечеринке коснулся пальца того парня, и - раз! - голова человека откинулась на спинку кресла.

Некоторые психологи, такие, как Дж. Милн Брэмвелл, успешно ставили эксперименты, в которых испытуемые с очень небольшой погрешностью угадывали необходимый промежуток времени: «Через двадцать одну минуту вы сделаете то-то и то-то». Как отмечает Уильям Джеймс в «Многообразии религиозного опыта» (1902), эти эксперименты важны, ибо свидетельствуют о наличии у людей неординарных способностей. Есть, например, подсознательная часть нашего разума, которая может точно отсчитывать пройденное время. Очень многим людям знакомо переживание, когда они говорят себе перед сном: «Я должен проснуться в шесть часов ровно», и, не прибегая к помощи будильника, действительно встают вовремя

Скрытый наблюдатель

Я уже упоминал, что психологи, изучающие гипноз, при случае используют автоматическое письмо. Приведу один очень известный эксперимент. Профессор Эрнест Хилгард (Ernest Hilgard) из Стэнфордского университета был озадачен тем, что при использовании гипноза для обезболивания пациент сообщает об отсутствии боли, хотя обычные непроизвольные ин- дикаторь боли (такие, как КГР - кожно-гальваническая реакция16) свидетельствуют об обратном. Он индуцировал рукавную анестезию, в результате которой пациентка могла держать руку в резервуаре с ледяной водой. Он спросил ее, что она чувствует, и та ответила: «Ничего, никакой боли». Однако он также попросил ее с помощью другой руки информировать о появлении боли, ранжируя степень болевых ощущений по шкапе от одної ч. до десяти. Тощ? она, по-прежнему громко отрицая боль, начала писать серию возрас тающих цифр, показывающих усиление болевых ощущений, что естественно при погружении руки в ледяную воду. Отсюда и из некоторых других эксперимен тов Хилгард вывел существование в нас так называемого «скрытого наблюдателя. > - некой части нас самих, которая бодрствует даже во время перехода сознания в иное состояние. Скрытый наблюдатель не чувствует боли, но осознает ее, даже если боль заблокирована или скрывается за порогом амнезии.

Сам Хилгард всегда очень сдержанно отзывался о назначении скрытого наблюдателя. Он никогда не разрешал себе вслух произнести (на словах он все отрицал), что его эксперименты продемонстрировали существование более глубокой части нас самих, которая всегда бодрствует и которую мы можем иногда осознавать. На самом деле только половина испытуемых в его экспериментах выявляла скрытого наблюдателя, да и то если они относились к «высшим», то есть обладали высокой гипнабельно- стью. Он заключні, что по сравнению с другими людьми «высшие» более искусны в отстранении и потому с большей вероятностью могут ощутить присутствие скрытого наблюдателя.

Но экспериментальные данные и случаи из жизни указывают на то, что скрытый набтюдатель есть в каждом, и я сам придерживаюсь такого же мнения. Людям, пратс икующим медитацию Скрытый наблюдатель - аполитичный, безэмоцио- нагьпый, деловой... Скрытый наблюдатель - это часть меня. Есть «Я первый», «Я второй» и «Я третий». «Я первый» загипнотизирован, «Я второй» загипнотизи рован и наблюдает, «Я третий» действует, кс?да я пробужден... Скрытый наблюдатель осведомлен обо всем, что происходит; поле зрения у пего чуть уже, чем у «Я третьего», он словно спит и одновременно не спит, при этом полностью осознает ва:ии действия... Скрытый наблюдатель видит больше, задает больше вопросов, он все время в курсе происходящего, но искать контакта (с ним) совершенно излишне... Он как ангел-храни- телъ, оберегающий от действий, которые замарали бы вас... И пока кто-нибудь не скалсет мне вступить в контакт со скрытым наблюдателем, я не буду этого делать. Он просто там.

Иногда, особенно в критические моменты жизни, события оставляют на нас свой отпечаток. «Если бы я не пошел именно в этот детский сад, я бы никогда не встретил сестру Бобби, которая потом представила меня Марте, что привело к походу в Эксетер в тот день и встрече с женщиной, которой предстояло стать моей женой»,-что-то вроде этого. Похоже, существует скрытая часть каждого из нас, организующая наши поступки в масштабе всей жизни, не отвлекаясь на ежесекундные детали. И хотя Хилгард смог выявить скрытого наблюдателя только у половины своих пациентов, я думаю, что он есть у всех. Может быть, они чересчур привыкли к нему и не подозревали, что ищут что-то очень знакомое; или он слишком глубоко запрятан и обладает чрезвычайно тонкой организацией, чтобы его можно было так просто увидеть.

Предположение и предупреждение

При обзоре феноменов гипноза кое-что странное бросилось мне в глаза, и я отважился выдвинуть следующее предположение. Эксперименты Хилгарда по выявлению скрытого наблюдателя привели его к выводу, что метод гипнотического обезболивания не избавляет от боли на самом деле, а Прячет ее за «барьером, похожим на амнезию», как он его назвал. Это связывает воедино три главных феномена гипноза: скрытого наблюдателя, анестезию с анальгезией и амнезию. Пойдем дальше и свяжем анальгезию не только с амнезией, но и с каталепсией. Вы бы не смогли держать руки вытянутыми на уровне плеч в течение пятнадцати минут, если бы не сдерживали боль. Так в один узел увязываются сразу четыре гипнотических феномена.

Более того, есть основание полагать, что и искажения времени связаны с амнезией. Не говорят «время движется медленно», только - «время прошло медленно». Значит, только оглянувшие назад, вы можете оценить, быстро или медленно текло время Время сжимается, и полчаса проходят, как пять минут, лишь тогда, когда вы, оглядываясь на эти полчаса, припоминаете событий только на пять минут, забывая все остальное. В ходе гипноза этому дополнительно сіііл;обствует сужение фокуса вашего внимания, которое ограничивает количество переживаемых событий.

Я полагаю, что в феноменах гипноза можно обнаружить аналогию с «единой теорией поля» в физике. Необходимо выявить тот единственный феномен гипноза, который сможет объяснить сразу все уже имеющиеся. В настоящее время ставки, в основ ном, де іаются на способность диссои кировать или менять состояния сознания. Большине гво прочих феноменов гипноза можно подогнать под одну планку с помощью предположения, что вы переключаетесь с одного способа мышления на другой, более свободно оперирующий категориями образов и принципиально по-новому комбинирующий ранее возникшие мысли и идеи.

Однако если мы говорим подобным образом о феноменах гипноза, как субъективных, так и объективных, значит, мы признаем, что гипнотический транс - это весьма определенное, особенное, отличное от других, измененное состояние сознания (ИСС)17 со своими собственными признаками и симптомами. Данная идея в высшей степени противоречива. И хотя в истекшем столетии мало у кого вызывала сомнение связь между гипнозом и ИСС (и до сих пор есть люди, бездумно придерж* вающиеся такого мнения), последние 50-60 лет по этому и некоторым другим родственным вопросам ученые вели ожесточенные споры. Можно с уверенностью сказать, что в среде профессиональных психологов, наверное, нет ничего, что привело бы к появлению столь же контрастных и несовместимых точек зрения. Они спорят не только по поводу того, что представляет собой гипноз и с чем его едят, но даже и по поводу того, существует ли он вообще (некоторые предпочитают помещать слово в уст-

пашающие кавычки); они не могут прийти к единому мнению по доводу метода най іучшего измерения гипнабельности и необходимости поиска такого метода; они спорят о техниках введения и о том, чего и сколько можно достичь с помощью гипноза; они расходятся і том, можно ли отнести другие методики, такие, как акупунктуру, к гипнозу или нет. Доказать существование гипнотического транса настолько трудно, что маг Крескин (Жорж Кресге) предложил вознаграждение в сто тысяч долларов каждому, кто это сделает; и уже отбил на суде пар; весьма обнадеживавших притязаний. Боюсь, прочтение данной книги не поможет вам добиться награды, но, надеюсь, она убедит вас в том, что гипнотическое состояние действительно существует.

В начале (или почти в начале, в сущности, не важно) был, возможно... гипноз. «И погрузил Господь Бог человека в виепкий сон; и когда тот уснул, взял одно из ребер его...»,- читаем мы в книге Бытия (Быт. 2:21). Конечно, здесь нет ссылки на гипноз, и вообще не сказано, каким образом Господь Бог навел на человека сон, однако один или два писателя-энтузиаста цитировали данное место именно в русле гипнотизма А может; Бог использовал наркотические растешь, растущие в Эдеме? Но если бы цитата и относилась к гипнозу, то она означала бы одновременно и первое упоминание о хирурі ми. произведенной под гипнозом, поскольку спящий Адам был подвергнут крайне болезненной операции - сотворению женщины из запасного ребра!

Однако шутки в сторону! Стоит только взять книгу по гипнозу, как тут же, в первой главе или даже в первом параграфе мы читаем: «Гипнотизм - это старинное искусство, его секреты были известны древним египтянам и грекам и дошли до наших дней». Конечно, энтузиастам простительно желание придать своему любимому предмету ауру почитаемой античности, но, я надеюсь, истина имеет не меньше прав на существование, нежели такого рода фанатичная преданность. К сожалению, утверждения о древности гипнотизма никогда не подкрепляются сносками на соответствующие авторитетные источники. Нам придется взглянуть на все свежим взглядом, т. е. заново проверить тексты. Таковых совсем не много,

к тому же большинство из них весьма сомнительно. В целом, предыстория гипнотизма на Западе до появления Месмера очень слабо документирована и трудно воспроизводима.

Доктор философии по антропологии Карлос Кастанеда, автор многих сочинений о шаманизме, считал «магию» важнейшим способом манипуляции сознания человека. Именно поэтому свои книги он посвятил учению толтеков («людей знания»), о котором узнал от мексиканского мага Хуана Матуса. Суть учения сводится к изменению восприятия окружающего мира другим человеком. Иными словами, после сеанса такой «магии» другой человек видит все вокруг себя в другой реальности. Например, мага воспринимает как Бога.

И хотя Кастанеда утверждал, что всё это делается во имя человека, его труды позволяют так называемым "нагвалям" (магам) духовно властвовать над другими людьми. Между тем специалисты по гипнозу говорят, что художественные трактаты Карлоса Кастанеда можно смело отнести к гипнологии – науке о гипнозе.

Впрочем, его вряд ли можно назвать первооткрывателем гипноза. Заслуга Кастанеды заключается в популяризации этого учении. Понять научные статьи гипнологов могли только сами гипнологи, а не широкая публика. Другое дело, увлекательные книги талантливого писателя, каким был Кастанеда. Ставшие бестселлерами, его публикации открыли западному обществу таинственную силу гипноза, а также подсказали многим аферистам путь к ненасильственному изъятию чужих денег.

Сомнамбулический сон

Между тем о гипнозе было известно еще с древних времен. Первые выводы о мыслительном влиянии человека на своего оппонента были сделаны врачом и алхимиком Парацельсом еще в начале XVI века. Но гипнология, как официальная наука, была представлена публике лишь в 1866 году трудами французского доктора Амбруаза Льебо, основателя школы Нанси. Он доказал, что гипнотический транс носит психофизиологическую природу и не является магнетизмом, как считалось на тот момент официальной медициной. В частности, Льебо исследовал сомнамбулизм и разработал методику введения пациентов в эту форму сна. «На первый взгляд, человек, находящий в состоянии сомнамбулического сна, выглядит абсолютно нормальным и не спящим, - писал Амбруаз. – Но он выполняет всё, что ему говорят».

Главное - утомить

После трудов доктора Льебо гипнология стала развиваться ускоренными темпами. Оказалось, необязательно вводить человека в сомнамбулический сон, чтобы влиять на его сознание. «Гипноз есть не что иное, как прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений. Например, чувства, ощущения, или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточенности», - считал русских психолог Владимир Михайлович Бехтерев. С ним был согласен врач-физиолог Иван Петрович Павлов. По его мнению, чтобы загипнотизировать человека, нужно было вызвать в нем умственное утомление. Выражаясь научным языком, необходимо спровоцировать торможение клеток головного мозга, что происходить в момент обычного засыпания.

Параллельно с теорией Павлова формировалось и представление о гипнозе, как о генерализируемой сверхвнушаемости, которой придерживался американский гипнолог Майкл Халл. Впрочем, современные эксперты убеждены, что обе теории друг друга только дополняют.

Транквилизаторы – оружие гипнотизеров

Сегодня гипнология считается уже сформировавшей наукой, обогащенной трудами многочисленных авторов. Существуют вполне реальные процедуры и проверенные годами техники погружения человека в состояние гипноза. Некоторые из них далеки от метафизики. Например, для преодоления защитной реакции головного мозга от психического воздействия извне (оказывается, в нашем организме есть механизм борьбы с гипнозом) применяют различные препараты, в частности мепробомат и фенобарбитал.

Гипнологу, который незаметно ввел человеку эти транквилизаторы, остается лишь монотонно что-то говорить, постепенно понижая голос. «Таким способом можно загипнотизировать кого угодно, например, во время делового завтрака, – рассказывает преподаватель по гипнозу, который предпочел остаться анонимным, – Я знаю бизнесменов, которые именно так подписывают выгодные им контракты». По приведенной им статистике, у 40% людей слабая защита от внушаемости. Они и являются «золотым фондом» различных гипнотизеров, чаще всего криминальной ориентации.

Мошенники

В настоящее время в России действуют порядка 266 крупных школ, где обучают гипнозу, в то числе и технике нейролингвистического программирования. Скорее всего, не все выпускники становятся гипнологами «с большой дороги». Однако специалисты уверены, что 4% всех преступлений совершается именно учениками таких школ. Как правило, в криминальных целях используют каталепсию, искажение восприятия времени, положительные и отрицательные галлюцинации, амнезию, постгипнотическое внушение. Понять, что против вас применяют гипноз, достаточно просто. Для начала мошенник-гипнотизер копирует вашу позу и подстраивается под ритм вашего дыхания, при этом в быстром темпе произносит совершенно ненужную информацию, постепенно понижая голос. Если у вас появляется чувство вины перед ним, то первые его стрелы попали в цель.

Кстати, нейролингвистическое программирование применяется и со стороны сотрудников спецслужб. «Во время переговорного процесса ставится задача максимально расположить бандитов к себе, вызвать у них чувство взаимной симпатии, с тем, чтобы усыпить бдительность», - поделился опытом один из оперативников Сергей Д. – Такая программа всегда составляется индивидуально, с учетом психики оппонента».

Гипнотический транс и самогипноз очень тесно связаны между собой. По сути самогипноза не бывает без гипнотического транса . Давайте же подумаем как эти два понятия могут помочь нам в деле собственного самосовершенствования.

Вряд ли есть на свете человек, абсолютно довольный собственным характером. Многие хотели бы изменить какие-то черты своей личности, научиться владеть собой. Но, как уже говорилось, наш «репертуар состояний сознания», в которые мы можем входить по желанию, удивительно беден. В повседневной жизни большинство из нас пользуется всего несколькими привычными ролями-стереотипами - притом часто далеко не самыми лучшими для нас.

Вместе с тем подсознание любого человека хранит огромное число элементов жизненного опыта, воспоминаний и представлений, из которых в принципе можно «сконструировать» любой стиль поведения. Но как извлечь из подкорки накопленное богатство?

Легче всего это сделать в состоянии гипнотического транса . Действительно, опытный гипнотизер поможет вам сыграть любую роль, проявить любые черты характера. Однако специалистов, способных устойчиво и надолго закрепить такие изменения, у нас единицы. Что касается отечественной литературы на эту тему, то она, увы, безнадежно абстрактна, оторвана от практики и не дает реальных методик овладения самовнушением . В результате гипноз обычно представляется нам таинственным или даже сомнительным искусством, а не научно обоснованным методом.

Модель гипнотического воздействия как процесса нейролингвистического программирования личности ценна именно своей нацеленностью на практическое освоение и использование резервов подсознания . Стержень этой модели - принцип «направленной фантазии ». Суть его в том, что гипнотический транс фактически достигается силами нашей собственной психики, которые гипнотизер особыми приемами подталкивает в нужном направлении.

Как только удается разбудить фантазию человека, он погружается в себя. Фокус его внимания самопроизвольно направляется внутрь, на всевозможные воспоминания, грезы или просто текущие ощущения. Повседневное видение реальности как бы разорвано, привычный мир «разобран» на составные элементы. Теряется резкая граница между сознанием и подсознанием , исчезают ограничения, наложенные на личность ее привычной, «заезженной» ролью. Но подобное состояние, по существу, является тем же самым трансом ! Перечисленные особенности гипнотического транса как раз и позволяют проводить психотерапию , внушение и самовнушение , в том числе формировать новое самоощущение личности.

В самом деле: внимательный к себе человек не может не заметить, что состояния, напоминающие гипнотический транс , довольно часто возникают у него самопроизвольно, без чьего-либо воздействия. Прежде всего, конечно, в минуты задумчивости, но так же, например, и во время длительной поездки в транспорте, монотонной работы или даже оздоровительной пробежки. Это явление и используется в методике НЛП: один из простейших способов погружения в гипнотический транс - попросить пациента вспомнить и заново пережить свои ощущения в похожей ситуации.

Люди обычно охотно рассказывают о себе, своих переживаниях, вспоминают прошлое. Психотерапевт ненавязчиво поддерживает разговор, а сам внимательно фиксирует изменения во внешнем облике собеседника, указывающие на наступление гипнотического транса , то есть и на готовность воспринять внушение .

Основные «приметы» искомого состояния может распознать каждый. Это неподвижность, расслабление лицевой мускулатуры, отрешенный, остановившийся взгляд. Специалисты по НЛП уверенно различают и многое другое: незначительные, но характерные изменения в напряжении отдельных групп мышц и позе тела, цвете кожи и мимике лица, микродвижения рук, расширение или сужение зрачков и т.д. На постоянном отслеживании таких несловесных (как говорят психологи, невербальных) признаков основан другой важный принцип НЛП - принцип «обратной связи»: если признаки гипнотического транса усиливаются от слов психотерапевта, он понимает, что идет по верному пути.

Овладев данной методикой, теоретически можно продолжать беседу до погружения пациента в глубокий гипнотический транс , причем даже ни разу не произнеся слова «гипноз».

Чем же ценно состояние гипнотического транса ? Как подчеркивал родоначальник НЛП Милтон Эриксон, здесь психика наиболее способна к изменениям и восприятию нового знания. Хотя внешне человек выглядит отрешенным и заторможенным, обычные ограничения бодрствующего разума сняты и творческая стихия подсознания раскована. Многократно увеличивается сила фантазии и образного мышления. Человек начинает «видеть» и «слышать» события, на которые его наводят реплики психотерапевта и собственные воспоминания. Тогда подсознание можно напрямую попросить «придумать» новую модель поведения, решить определенную проблему и т.п. Главное при этом - пользоваться как можно более общими фразами, не сковывать психику рамками слишком четко поставленной задачи.

В какой-то момент сформированные переживания становятся очень близкими к реальным, новые модели - яркими и полными. Теперь остается закрепить их -по известному принципу условного рефлекса Павлова, но в данном случае без многократного повторения. Условным раздражителем тут может стать, например, прикосновение к определенной точке тела. И в дальнейшем, касаясь того же места, удается сразу вызывать у человека нужное психоэмоциональное состояние.

Не правда ли - очень напоминает работу компьютера? (Кстати, именно отсюда и название метода - «нейролингвистическое программирование».) «НЛП-оператор» как бы создает в подсознании пациента новые программы переживаний, поведения, после чего вводит их в сознание. А нажатие той или иной «кнопки» на теле (в терминах НЛП - «якоря») включает в мозге-компьютере соответствующую программу.