Что говорит домострой пробитие жен. Как жены на руси наказывали мужей за избиение

В ближайшее воскресенье Православной Церковью празднуется День святых жен-мироносец. Но как и когда надо поздравлять православных женщин; что им дарить? Об этом - разговор нашего корреспондента с настоятелем донецкого Свято-Николаевского храма протоиереем Евгением Пейковым.

- Прежде всего - почему Господь в первую очередь со словом «Радуйтесь!» явился не к ученикам, а к женщинам - при том, что именно Еву первой искусил сатана, из-за чего люди в конечном итоге лишились рая и единства с Богом?
- В христианстве перед Богом все равны - вне зависимости от пола, социальной и национальной принадлежностей. В христианстве - очень уважительное отношение к женщине. Представительница женской половины человечества, Пресвятая Богородица, Дева Мария - выше всех святых, выше всех небесных сил. А что касается конкретно святых жен-мироносиц… В то время, когда Христа послали на страшную и позорную смерть, все Его ученики разбежались. Остался только Иоанн Богослов, да и тот - отчасти потому, что был знакомым первосвященника и поэтому мог не опасаться за себя. А женщины оставались рядом со Христом до Его последнего издыхания. И хранили верность Христу и после Его смерти. На следующий день после Его смерти (с вечера пятницы) была пасхальная еврейская суббота, когда ничего делать было нельзя; и нужно было срочно Его хоронить. А через день, субботним вечером, пока ученики Христа, разбежавшись кто куда, тряслись от страха, каждый по-своему; женщины, взяв миро и ароматы, пошли в пещеру, где был похоронен Иисус, чтобы помазать Его тело. Они первыми пошли за Ним, поэтому Он к ним к первым и явился: сначала - к Марии Магдалине, потом - и к другим женам-мироносицам.

- Почему Господь впервые явился к бывшей блуднице - из особой Своей любви к падшим и покаявшимся грешникам?
- В Библии нигде не говорится, что Мария Магдалина когда-то была блудницей. Сказано только, что Господь изгнал из нее бесов. Есть все основания утверждать, что это была женщина благочестивая. Но ее часто путают с другой женщиной, которая, действительно, была блудницей. Та женщина, подобно Марии Магдалине, пришла ко Христу накануне Его Страданий, тоже принесла драгоценное миро, и начала у Его ног рыдать, каяться, омывать Его ноги слезами и миром и утирать их своими волосами. Это были две разные женщины. И путать их не надо. Надо внимательно читать Евангелие. Не найдя Христа во Гробе, Мария Магдалина, приняв Его Воскресшего за садовника, обратилась к нему со словами: «Господин! Где Учитель? Если ты взял Его, то скажи, где Он…»

- Чем объясняется то, что она не узнала Спасителя?
- Глаза ее были полны слез. Кроме того, она не могла предположить встретить Живого Иисуса: она-то шла к Нему Покойному. С другой стороны, такой, значит, была Воля Божья. После Марии Магдалины Христа не узнали его ученики, Лука и Клеопа, когда, удрученные Его смертью, шли вместе с Ним из Еммауса в Иерусалим. Почему Господь им являлся не как Бог, а как простой человек? - Чтобы продолжать проповедовать: не открывая им Себя, он открыл им ветхозаветные пророчества относительно Себя и Своей искупительной жертвы. Все это нужно было им, чтобы потом проповедовать Воскресение Христово остальным иудеям.

- Почему День святых жен-мироносиц отмечается только через две недели после самих памятных событий?
- Существует христианская традиция: каждое воскресенье собираться всем вместе в храме. Поэтому евангельские чтения в память о евангельских событиях устанавливаются по воскресным дням. Первое воскресенье после Пасхи, Антипасха, посвящена памяти апостола Фомы: он собой олицетворяет всех учеников Спасителя, которые уверовали в Христа Воскресшего, всех апостолов, все священство - столпов Церкви, преемственность которых передается Благодатью Святого Духа. Второе воскресенье после Пасхи посвящается людям, которые тоже были рядом со Христом, хотя апостолами не являлись. Наряду с женами-мироносицами это были Иосиф и Никодим: они тоже оставались верными Христу, служили Ему - погребали Тело Христово. Так что второе воскресенье после Пасхи - это день памяти не только святых жен-мироносиц, но также и святых праведных Иосифа и Никодима; теперь это - праздник всех тех людей, которые служат Богу не священном сане, то есть всех мирян - как женщин, так и мужчин, каждый из которых служит Христу. Вся жизнь христианина должна быть Богослужением. Мы Ему служим, когда молимся, когда читаем Святое Писание, когда творим добрые дела, даже когда садимся за трапезу.

- Почему же тогда в это воскресенье поздравляют не всех мирян, а именно православных женщин?

- Действительно, в Церкви установлена не такая уж давняя, но хорошая традиция - поздравлять с этим днем именно женщин. Возможно, этот христианский праздник в какой-то степени установлен в противовес мирскому празднику 8 Марта.

- Как вы считаете: как убедить православных не грешить 8 марта и отказаться отмечать этот бесовский праздник?
- Этот праздник вовсе не бесовский. Он имеет библейские корни: в начале весны отмечался ветхозаветный Пурим - в память об Эсфирь и спасении ею еврейского народа. Пурим праздновали и Пречистая Дева Мария, и Сам Христос. Конечно, надо учитывать, что ветхозаветные праздники для христиан утратили свое значение: у нас теперь есть новозаветные праздники. Но все же праздновать 8 Марта - вовсе не грех. Грех - сказать женщине, которая, может, целый год ждала этого дня, что это - бесовский праздник. Другое дело - как его отмечать. Но если он сопряжен с алкогольными возлияниями, с греховным времяпрепровождением, так от этого христианин должен воздерживаться всегда, а не только в какие-то определенные дни.

- Как христианин-мужчина должен поздравлять женщин в День святых жен-мироносиц?
- Христианин всегда должен относиться к женщинам с любовью и уважением; всегда должен быть внимательным к ним, проявлять о них заботу: уступать место, помогать нести тяжелые сумки. Никогда не должно быть никакого уничижения женщины, пренебрежительного к ней отношения. Если женщина оказывается в униженном положении, - это ненормально.

- Но даже в Новом Завете говорится о том, что для мужа глава - Христос, а для жены - муж…
- Эта иерархия - то, что муж главней жены, - дана на тот случай, если в семье не все в порядке. Когда же в семье все нормально, когда есть любовь, мир, согласие и взаимопонимание, тогда вопрос о том, кто главнее, просто не возникает; все вопросы решаются по согласию. А вот если согласие разладилось, - уступает, как правило, женщина. Потому что жена больше дорожит семьей; жена мудрее. Чтобы сохранить семью и мир, жена говорит самой себе, что муж главнее; этим она себя не унижает.

- А то, что в наше время по вине женщин мужчины оказываются в униженном положении - это нормально?
- В этом нет ничьей вины. Это - беда как мужчин, так и женщин. Причина - в том, что мальчиков с детства не воспитывают как мужчин. У многих нет отцов. А если отец и есть, ему зачастую не до сына: его больше занимают работа, а иногда - и отдых - футбол и пиво. Не получив мужского воспитания, юноша, женившись, не может в должной мере стать главой семьи. И женщине волей-неволей приходится брать на себя несвойственные ей роли и функции, приходится брать под каблук своего мужа. Часто причина - в пристрастии мужа к спиртному. К слову, мой вам совет: если хотите, чтобы ваша жена была покладистой, - не пейте вообще. А быть женой алкоголика - тяжкий крест: жене даже тяжелее, чем самому болящему алкогольной зависимостью; у нее психика нарушается даже больше, чем у него. Но если бы женщина могла бы быть за мужем как за каменной стеной, - думаю, любая согласилась бы на это; и феминисток тогда не осталось бы.

- Так, значит, женщина в идеале должна быть просто женой, матерью и домохозяйкой?
- Вовсе нет. У женщины должна быть самореализация как у полноценного члена общества, как у личности. Если муж обеспечивает семью и женщина не работает, она должна заниматься творчеством, развиваться всесторонне. Иначе, если она просто будет сидеть в четырех стенах, то начнет кидаться и на детей, и на мужа; это будет всем во вред. Ведь каждый человек нуждается в том, чтобы жить в любви и самореализации, безо всяких страхов.

- А как же тогда быть с библейским «Да убоится жена мужа своего»?..
- Понятие «бояться» имеет несколько смысловых пластов. Святитель Игнатий Брянчанинов хорошо объясняет, что высший страх - это не страх наказания, а страх благоговения, когда ты боишься потерять единство с тем, кого ты любишь, боишься его чем-то огорчить, причинить ему какое-то страдание. Именно таким страхом люди высокой духовной жизни боятся Бога. Такой же страх должен быть и у женщины по отношению к мужу. Она не должна бояться, что муж ее побьет, обматюкает или выгонит из дому. Жена должна бояться чем-то расстроить мужа, потерять с ним единомыслие.

- А ведь очень мудрая книга «Домострой» учит мужа бить жену…

- «Домострой» учит мужа бить жену бережно, нежно. Потому что в те дикие времена все мужья били жен, иного никто не мог представить. И мудрой эта книга была для своего времени. Христиане же всех времен должны жить по другой книге - по Евангелию. И я считаю, что если современный мужчина поднимает руку на женщину, он мужчиной и христианином называться не достоин. В чем бы она ни провинилась. Всегда причину надо искать в себе: если ты избавишься от плохого в себе, - это плохое исчезнет и в жене. Не зря ведь говорится, что муж и жена - одна плоть.

- Вы сказали, что, по вашему мнению, женщина мудрее мужчины. А как же тогда быть с евангельским «Жена Церкви да умолчит?»
- Интеллект и мудрость - не совсем одно и то же. Человек интеллектуальный нуждается в том, чтобы его слова были услышаны. А мудрый говорит без многоглаголания, говорит молчанием, всей своей жизнью. В Евангелии лишь один раз упоминается, что Пресвятая Богородица обратилась к людям со словами. И это слова были: «Слушайте Его!»

- И последнее. Мы знаем, что говорить и дарить друг другу на Пасху. Мужчины знают, как поздравлять женщин 8 марта. А что православный христианин должен говорить и дарить женщинам в День святых жен-мироносиц?
- Прежде всего - остается в силе пасхальное приветствие: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» Христиане так друг друга приветствуют в течение сорока дней - от Пасхи до Вознесения. А, например, святой Серафим Саровский круглый год приветствовал каждого: «Христос Воскрес, радость моя!» Я считаю, что настоящий православный христианин должен круглый год и каждый день дарить внимание - и своей любимой супруге, и другим окружающим женщинам. По отношению к своей жене любовь и заботу надо проявлять всегда, а не только в праздники. Чтобы жена всегда знала, как она нужна, важна и любима. Тогда ей легче будет простить мужу его недостатки. Тогда ничто не помешает их любви. Тогда будут счастливы и они, и их дети. Тогда и к любви к Богу, и к единению с Ним они смогут идти - вместе. протоиерей Евгений Пейков

ГЛАВА СОРОК ВТОРАЯ

Как посуду всякую хранить
в полном порядке, и все, что в избе,
и все хоромы содержать хорошо
в чистоте; как хозяйке в том слуг
наставлять, а мужу за женой в этом
приглядывать, поучать ее
и страхом спасать

Стол и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, ковши и братины, избу затопив с утра и воды согрев, перемыть, и вытереть, и высушить. После обеда и вечером также. А ведра, и ночвы, и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и кувшины, и корчаги также вымыть и выскрести, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где положено им быть. Сосуды всякие и утварь всегда должны быть чисты и сосчитаны, а по лавкам, и по двору, и по хоромам посуду бы не разносили, поставцы, и блюда, и ложки, и ковши, и братины на лавке и по избе не валялись бы, но лежали бы там, где положено, - в чистом месте, опрокинутые ниц. А если в посудине осталось что из еды или питья, так то покрыто бы было чистоты ради, и вся посуда с едой, и с питьем, и с водою, и квашня замешанная, - всегда бы все было накрыто, а в избе и завязано - от сверчков и от всякой нечистоты. А поставцы, и блюда, и ложки, и братины, и ковши, и всякие сосуды лучшие - серебряные, оловянные, деревянные - держать под замком и в надежном месте, и коли гости или праздник - для добрых людей к столу вынимать. После пира же пересмотреть, перемыть, пересчитать и снова убрать под замок, а повседневную посуду хранить, как прежде писано.

А в избе и стены и лавки, пол и окна, и двери, и скамьи , и в сенях, и на крыльце точно так же все вымыть, и вытереть, и вымести, и выскрести, чтобы чисто было всегда. И лестница, и нижнее крыльцо тоже были б чисты, а перед нижним крыльцом соломы положить, чтобы грязные ноги отирать, тогда и лестница не загрязнится; а у сеней войлок положить с той же целью, грязь обтирать. В грязную погоду у нижнего крыльца солому сменять, грязную убирать и новую класть, да и у сеней велеть войлок прополоскать и высушить, и снова туда же положить. Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом чист и прибран.

Во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают сор, а в грязь расчищают, а зимой снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же, и в хлеву, и в остальных всех службах устроено все как следует, упрятано и вычищено и подметено. В такой ухоженный и устроенный дом к добрым людям входишь, как в рай.

За всем тем и за всем порядком следить должна жена да наставляла бы слуг, и добром и лихом, а коли не понимают слова - и ударить не грех. А увидит муж, что непорядок у жены и у слуг, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену вразумлять да учить полезным советом; если внемлет и так все и делает, - любить и жаловать, но если жена науке этой, наставлению его не последует и того всего не исполняет, о чем в этой книге сказано, и сама ничего из сказанного не знает и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, наедине вразумлять ее страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением, но при этом мужу на жену не гневаться, а жене на мужа - жить им всегда в любви и в согласии.

А слуг также, по вине смотря и по делу, учить и наказывать и раны возлагать, а наказав, пожалеть. Госпоже же пристало за слуг просить во всем мужа рассудительно, тогда у слуг и надежда есть. Но если слову жены, или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушает и не боится их, и не делает того, чему муж, или отец и мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, поучив же, поговори с ним и пожалей, но никогда не гневаться вам друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Когда в сердцах или с кручины так бьют, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнут, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются.

В наказание бить плетью, - и разумно и больно, и страшно и здорово. Если же вина велика, и за ослушание и небрежение - рубашку снять и, за руки держа, плетью высечь, сколько нужно по вине смотря, да побив, поговорить по-доброму. И сделать все так, чтобы и гнева не было, и люди бы о том не слыхали, и жалобы бы о том не было. Да никогда бы не было брани, и побоев, и гнева на слуг по оговору из-за вражды без должного розыску. Если будет донос, или расскажет кто о неправедном, или свои у тебя подозрения, - виновного наедине допроси по-хорошему: искренне покается, без всякого лукавства - с милостью накажи, да прости, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщикам уж не попустительствуй, и впредь вражды такой чтобы не было. А если по вине и по справедливому розыску виновный не кается и не плачется о грехе своем и о вине, тут уж наказание должно быть жестокое, чтобы был виновный в вине, а правый в правде, а всякому греху покаяние.

"Бей жену молотом, будет жена золотом", "Бьет - значит любит".
Вот такие народные "мудрости" постоянно прилетают мне в журнал в комментариях мужчин.
Или даже такое встречается:
"ПРАВОСЛАВИЕ правильно делает что одобряет битье женщин" , - автор этого комментария - westaluk.

А в качестве главного аргумента, конечно, приводятся цитаты из Домостроя. А ведь Домострой - это книга совсем не о том, как лупить своих домашних.

Вспомните, в каких условиях жила в ту эпоху Россия:постоянные татарские набеги, дикая жестокость вокруг, необразованные крестьяне, которые приносят жертву своим идолам в лесу, а христианство для них не более чем набор ритуальных действий. Воины, ожесточенные от постоянной необходимости давать отпор захватчикам. Даже закон нередко подменяется поединками, это вполне типично для судопроизводства того времени. В семьях царят страшные произвол и насилие, за убийство женщины никто не ответит или заплатит небольшую пеню.
Жестокое время, безжалостное.
И вот пишется Домострой, в котором провозглашаются иные принципы сосуществования в социуме, в котором призыв - любить Бога и беречь своих близких. Домострой категорически запрещает разнузданное свирепство и несправедливость.

Какие мелочи! - можете возразить вы. - Все равно там написано о том, что можно телесно наказать жену и детей.
Друзья мои, человеческая мораль привязана к своему времени ровно так же, как и экономика. Упрекайте феодалов в том, что они не капиталисты, а крепостных крестьян в том, что они не фермеры.

В то время убить оппонента было абсолютной нормой.

А в Домострое жёстко сказано: «Люби жену, люби детей, соблюдай Заповеди, иначе ответишь перед Богом! Он видит каждый твой шаг, Он знает каждую твою мысль! Только позволь себе бесноваться, извергать гнев и лупить чем ни попадя по чему попало, и душа твоя взвоет на последнем суде! А будешь праведен, так ляжет на тебя милость Бога, Пречистой Богородицы и великих чудотворцев».

Что же касается современной жизни, то не врите на церковь. Ни один священник никогда не благословит мужа бить жену.

Известный многим православным отец Митрофан очень просто поступал с теми, кто поднимал руку на жену. Об этом пишет и Майя Кучерская в своей книге "Современный Патерик":
"Когда какая-нибудь женщина рассказывала ему, что муж ее бьет, отец Митрофан просто сильно мрачнел. И велел передать мужу, что если он не прекратит, будет иметь дело с ним, с отцом Митрофаном. Но такие предупреждения мало на кого действовали. Несчастная жена после очередных побоев снова приходила к батюшке.
Тогда отец Митрофан узнавал адрес, собирался и ехал к ней домой. Там дожидался, когда вернется муж, вставал перед ним во весь свой великанский рост и грозно говорил: «Только попробуй ее еще тронь!». Размахивался и пробивал громадным кулаком деревянную дверь. Или оставлял в стене глубокую вмятину. В случаях с пьяницами сжимал кулаком бутылку и давил ее. А бывало, просто опрокидывал плечом шкаф с одеждой.
Это было настолько страшно, что некоторые жены в ужасе убегали из комнаты. А мужья, даже выпив, больше не дрались. И дырки в стене или двери пытались поскорее заделать.
Сам отец Митрофан говорил про такие истории: «Если мужчина бьет женщину, значит, он трус, достаточно его слегка припугнуть».

Я однажды, не выдержав вот таких высказываний:
"я видел выступления современных ПРАВОСЛАВНЫХ богословов. они разрешают "бить с любовью". битье женщин и детей в православии разрешены всегда были и будут. Но я понимаю ВЕДЬ вы только женщина и поэтому не можете постичь основы ВЕРЫ. НИ ОДНА ЗАПОВЕДЬ НАКАЗЫВАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ. домострой написал известный православный деятель протопоп. Николаева ваша западная идеалогия не совместима традиционным православием" , -

обратилась к своему духовному отцу протоиерею Александру Никольскому, спросила у него:"Как в православии должен относиться муж к жене?"
Батюшка сразу сказал:"Он должен любить её больше собственной жизни, умереть, если надо, должен за неё. Во всем ей помогать, всегда беречь. На Страшном Суде именно муж держит ответ за жену свою".

Мне даже представить страшно, что будет с моим мужем, если он вдруг заявит батюшке на исповеди:"Вот тут отлупил я Настю, поучил её послушанию". Ох, бедный мой муж, батюшка-то наш мастер спорта по единоборствам, может сценарий отца Митрофана повторить.

В православии семья - малая Церковь. Муж, как Христос, должен сделать все для своей церкви, даже умереть за неё. А его семья всегда должна идти за своим защитником, видя в нем опору и поддержку.

Трудно, конечно, вместить такую высоту и следовать ей, но есть, к чему стремиться. А вы "бить" да "бить", эх...

Традиция регулярно бить жену появилась на Руси с принятием христианства. В языческий период женщина была более равноправным членом общества, чем в христианский. Женщины до XI века оставались под защитой своих близких родственников (отца и братьев), даже если вступали в брак. И те горой стояли за любимую дочь и сестру. Это не относилось только к украденным или купленным женам, которые в семьях супругов существовали на положении рабынь.

Женщины, вступившие брак по собственному согласию или договору между родителями, обладали многими правами. Могли даже «развестись» - уйти от мужа, если не были удовлетворены браком. Роль женщины отражалась и в наличии божеств женского рода: Лада – богиня любви и брака, Макошь - богиня прядения, рожаницы – божественные посланницы, определявшие судьбу ребенка при рождении.

После крещения Руси

Вместе с крещением Русь приняла и новую мораль, которая самым невыгодным образом сказалась на судьбе русской женщины. С принятием монотеизма и установлением главенствующей роли мужчины женщина в семье стала восприниматься как существо в какой-то степени неполноценное, неразумное, как дитя. Муж должен был буквально опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души».

Эта забота должна была выражаться в строгости и регулярных побоях. Аналогичным образом воспитывались и дети. Во многом такой стереотип поведения был внушен церковниками, которые в Средние века усматривали в женщине корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти. Чтобы душа женщины не попала в ад, муж был просто обязан регулярно «наущать» ее «битием».

Телесные наказания считались чем-то вроде профилактической работы. Они должны были выбить из женщины все те пороки, которыми она по определению была наделена с рождения. Если мужчина бил супругу, значит, заботился о спасении ее души от адского пламени. Сами женщины так усвоили этот урок, что отсутствие побоев воспринимали как признак отсутствия мужниной любви и заботы. Такие законы семейной жизни были отражены в известном литературном памятнике «Домострое».

Как бить жену

«Домострой» был создан неизвестными авторами приблизительно в XV-XVI веках в Новгородской республике. По мнению исследовавших этот документ Александра Сергеевича Орлова, Сергея Михайловича Соловьева и других русских литературоведов и историков, «Домострой» стал результатом труда множества священников, «учителей народа», и одновременно квинтэссенцией моральных норм общества того периода.

В этом документе делу «воспитания жены» посвящена не одна глава. Анонимный советчик поучает добропорядочных мужчин, как правильно бить жену, чтобы не наносить ей тяжелые увечья. Мужчине не рекомендовалось бить женщину по глазам, ушам и другим важным частям тела, чтобы не сделать супругу калекой. Также не следовало использовать для «воспитания» тяжелых и особенно металлических предметов, поскольку все это может привести к инвалидности.

Физические методы воспитания по «Домострою» полагалось применять не только к женам, но и к детям, слугам и нерадивым работникам. Регулярное поколачивание всех этих людей – иногда просто так, в профилактических целях – было святой обязанностью мужчины, как главы семьи. Таким образом он, как прилежный пастырь, заботился о своем «стаде».

Не бьет – значит, не любит

Именно так воспринимали русские женщины более лояльное к себе отношение. Сейчас это может показаться странным и диким, но нельзя забывать, что женщина воспитывалась в патриархальном обществе. Всю ее жизнь регулировали суровые законы семьи, рода. Русские женщины в подавляющем большинстве своем были необразованными, с узким кругозором. Им и невдомек было то, что жить в семье можно как-то иначе. Да и примеров таких не было.

Если женщине случалось – крайне редко – выйти замуж за иностранца, она вполне естественно воспринимала отсутствие побоев со стороны мужа как признак его нелюбви. Со временем в обществе было забыто исконное значение телесного наказания как способа воспитания «в страхе божьем». Мужчины стали бить жен просто из ревности или своеволия. Хуже всего, что сами женщины по-прежнему воспринимают такое поведение как норму и годами терпят рукоприкладство.

Мнение психологов

В русском обществе очень сильны традиции. Даже самые дикие и абсурдные. Память предков диктует русским женщинам молча терпеть побои и не выносить проблему на суд публики. Это меньше принято в интеллигентных семьях; чаще встречается в низших слоях населения. В последних регулярные побои могут быть отягощены пьянством и часто накладываются на другие виды насилия (моральное, сексуальное).

Как бы женщины ни считали, что «бьет – значит, любит», насилие – это только насилие. Зачастую опустившийся мужчина продолжает жить с давно нелюбимой женщиной и при этом бить он ее тоже продолжает. Ни о какой любви в таких семьях речи даже не идет. К тому же в огромном количестве случаев побои заканчиваются убийством. Ежегодно от рук своих мужей гибнет более 10-ти тысяч россиянок.

Плоды такой «любви»

От домашнего насилия страдают и дети. Даже не будучи прямыми жертвами побоев, они вырастают морально ущербными. Психологи называют это отклонение Стокгольмским синдромом. Он выражается в неспособности человека, который в детстве подвергался любому виду насилия, противостоять ему во взрослой жизни. Это касается и ситуаций, когда ребенок регулярно наблюдает избиение своей матери.

Такой человек становится беспомощным перед агрессором. Иногда он не только не может защитить себя, но еще и попадает в моральную зависимость от насильника. Если к ребенку, как и к его матери, применялось насилие, он точно так же вырастает с психическими отклонениями того или иного рода.

В зависимости от типа личности и силы нанесенной травмы у жертв насилия может развиться целая гамма отклонений: тревожное расстройство, маниакально-депрессивный психоз и пр. Девочки, выросшие в таких семьях, перенимают манеру поведения матери и вырастают уже сложившимися жертвами. Интуитивно они находят себе и соответствующего партнера, склонного к насилию. Так образуется очень крепкая связь «жертва – тиран», которая нередко обрывается только со смертью жертвы.

С мальчиками все еще сложнее, потому что они могут повторять модель поведения отца. Это не 100%-ная закономерность, но очень часто мальчики, выросшие в обстановке жестокости и насилия, сами становятся крайне жестокими. Если подобное «воспитание» накладывается на определенные психологические особенности личности, общество получает готового маньяка-убийцу. Едва ли такие люди могут считаться «плодами любви».

Муж жену бьет. Лубок. Из сборника "Русские народные картинки".

Чем оправдывается власть мужа?

Для традиционных обществ, к которым относится и допетровская Россия, свойственна патриархальная семья, где глава семьи - мужчина авторитарно господствовал над всеми домочадцами 1 . Авторитет главы семьи подкреплялся и позицией церкви, которая, опираясь на Евангелие, проводила параллель между властью Бога над Христом и Христа над людьми с властью мужа над женой: "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" 2 .

Такая власть главы семьи над женой и остальными домочадцами, включая право применять насилие по отношению к ним, не только нашла свое отражение в народных обычаях, но была обоснована религиозными поучениями и закреплена нормами канонического права.

В "Слове Иоанна Златоустого о добрых женах" власть мужа над женой объяснялась происхождением последней: "От мужа взята еси и той тобою да обладает, ты же в молчании повинися ему". Это произведение так определяло характер отношений между супругами: "Услышите жены заповеди Божия, и научитеся в молчании повиноватися мужем своим... И не супротивляйтеся жены мужем своим, но во всем покоряйтеся им, и повинуйтеся жены мужни воли" 3 .

Обязывая мужа учить и воспитывать супругу, "Домострой" указывал, что если муж "жены не учитъ...", то "о своей души не радит" и будет "погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит", поэтому "добрый муж о своем спасении радит, и жену наказует...". В семье, в которой муж поучает жену "с любовию и благоразсудным наказаниемъ... все будет споро, и всего будет полно" 4 .

Рекомендации учительной литературы нашли закрепления в нормах канонического права. Так церковный устав князя Ярослава вменял мужу "казнить" жену в случае, если она у "мужа крадет", "клеть крадеть" и "аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница" 5 .

Свидетельством глубокого проникновения в народное сознание мысли о необходимости применения насилия к жене являются пословицы и поговорки. Для сохранения семейного счастья они рекомендовали мужьям начинать воспитательный процесс сразу после женитьбы ("Бей жену в младости, покой будет при старости") и повторять наказание регулярно ("Бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена") 6 .


Рекомендации по правилам наказания жены, которая по-мужнему "научению и наказанию не живет", подробно расписаны в "Домострое". Воспитывать провинившуюся рекомендовалось наедине, "а люди бы того не ведали и не слыхали". Суровость наказания должна была зависеть от размера вины, степени "ослушания, и небрежения". В любом случае супругу рекомендовалось только "плеткою вежливенько побить за руки держа". При этом муж должен был соблюдать сдержанность и бить "бережно" без гнева. В этом случае, считал автор, наказание достигнет цели, будет "и разумно и больно, и страшно и здорово". По выполнении своего супружеского долга муж обязан был жену "пожаловати, и примолвити" 7 .

"Домострой" запрещал даже "с сердца или с кручины" бить жену "по уху, ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком; ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить", так как подобная суровость могла привести к тяжелым для здоровья последствиям: "слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие, и зубная болезнь" 8 .


Жестокая правда жизни

В жизни мужья не всегда следовали этим "гуманным" советам. Многочисленные источники рисуют страшную картину внутрисемейного насилия, царившего в России. В большой семье в воспитательном процессе принимали активное участие не только законный супруг, но и его ближайшие родственники, чаще всего отец. Так, Матренка Климантова дочь сбежала из дома "для того, что де ее муж и свекор били и увечили" 9 . Крестьянин Гришка Попов жаловался, что его зять Ведений и сват Арист "не любя дочеришко моего, били и увечили на смерть без вины" 10 .

Иногда на помощь мужу приходили и другие родственники. Аксинья Гурьева, жалуясь на жестокость своего зятя по отношению к дочери Натальице, писала: "Зять мой, держит... свою женку, Натальицу незаконно: повсегда и з дядею своим с Иваном биють и мучат без вины" 11 . А Дарья Мазлыкова в насилии и грабеже обвиняла своего мужа Шумило и его брата Прокопия: "А он Шумило с тем братом своим с Прокопьем... пришод во дворишко ко мне, и меня... оне хотели убить полением до смерти..." 12

Бывали вопиющие случаи, когда пособником главы семьи становился его сын. Так, в явке посадского Устюжского человека Кузьмы Попова указывалось, что "выдал я Куземка свою падчерицу Олександру... за того Тимофеева...; и тот Тимофей с своим сыном падчерицу мою... держали незаконно, били ее не по делу" 13 .

Как показывает актовый материал, воспитательные методики тоже были далеки от рекомендованных "Домостроем". Вместо "вежливенького" и "бережного" наказания плетью в грамотах практически всегда говорилось, что жену не только били, но и увечили. Так, в уже упоминавшейся челобитной Григория Попова автор жаловался, что он дважды был вынужден забирать домой избитую до полусмерти дочь Иринку, а в третий раз "сват мой Арест... у соные правю руку долонь розшиб, и от того удара жилы и персты сволокло крюком, никакие работы работать не может; и сын его Ведений дочеришко мое бьючи изувечил, - руками и ногами немочна ж" 14 .

За что били жен?

Каковы же причины столь широкого распространения семейного насилия в России и его жестокости? Порой женщины давали повод для недовольства. Как указывал в своем "Описании путешествия в Московию" Адам Олеарий, в основе супружеских конфликтов бывало недостойное поведение самой жены: "Если между мужем и женой у них часто возникают недовольство и драки, то причиною являются иногда непристойные и бранные слова, с которыми жена обращается к мужу... Иногда же причиной является то, что жены напиваются чаще мужей или же навлекают на себя подозрительность мужа чрезмерной любезностью к чужим мужьям и парням. Очень часто все эти причины встречаются у русских женщин одновременно" 15 .

Актовый материал подтверждает слова Олеария. Так, пеший казак Семейко Лученин "зашол [застал] ... под клетью" свою жену Оксиньицу, когда "воровала [изменяла мужу] она с конным казаком с Первушкою Сидоровым" 16 . А стрелецкий десятник Нефед Сидоров жаловался, что его жена Онтонидка "для своего пьянсково воровства заложила свое ожерелье жемчюжное..., а иной... живот, шапку и серьги, она, не ведаю где, испроворовала безвесно" 17 .

Однако гораздо чаще женщина становилась жертвой семейного насилия без какого-либо повода с ее стороны. Иногда, опасаясь за свою честь, муж бил жену только по подозрению в супружеской измене. Так, Н.И. Костомаров писал, что ревнивый муж приставлял к супруге "шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость к господину, нередко перетолковывали ему в другую сторону каждый шаг своей госпожи" 18 .

В некоторых случаях мужья использовали побои для расторжения надоевшего брака, путем склонения жены к принятию монашества. Например, Гаврилка Олександров "бил и увечил розными муками на смерть" свою жену Татьяницу, пока она уже "силно беременна" не согласилась постричься в монастырь. А сам Гаврилка "как ее постриг неделю спустя на другой женился жене" 19 .

Побоями принуждали гулящие мужья своих жен платить их долги. Так, некий Авраамка, большой любитель азартных игр, "зернью играет, кабалы на себя наигрывает, а жену свою...бьет и мучит: с собою в те зерновые кабалы велит писатца" 20 . Пьянство мужей часто становилось проблемой для имущества и безопасности жен. Устюжанка Анна Осокина сетовала на мужа своего Клемента, который мало того что пропил двор на Устюге, "поносил неведомо куда из домишка" платье Аннино, и "всякой житейский завод...", так еще, как придет домой пьяный, ее "бедную бьет и увечит на смерть по многое время, и... хвалитца убийством" 21 . О распространении практики пьяного насилия в семье свидетельствуют и народные поговорки: "Дома сидят пьют да жену бьют" 22 .

Сильнее бьет - больше любит?

В России бытовало представление о взаимосвязи между крепостью супружеской любви и побоями. В качестве аргумента обычно приводится рассказ, содержащийся в "Записках о московитских делах" Сигизмунда Герберштейна. В нем говорится о том, что некий немецкий кузнец по прозвищу Иордан женился на русской, и супруга обвинила его в нелюбви к ней на основании того, что Иордан ее ни разу не побил. И как писал Герберштейн, "немного спустя он весьма жестоко побил ее", и позже "в этом занятий он упражнялся очень часто", пока "наконец, сломил ей шею и голени" 23 .

Однако здесь стоит согласиться с мнением Олеария, который заметил: "Чтобы, однако, русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их - нелюбовь и нерасположение мужей к себе... этого мне не привелось узнать, да и не могу я себе представить, чтобы они любили то, чего отвращается природа и всякая тварь, и чтобы считали за признак любви то, что является знаком гнева и вражды..." 24 Многочисленные жалобы избитых жен и их родственников, обращенные представителям светской и духовной власти, говорят о том, что они не видели в проявлении мужней жестокости признаков какой-то особенной любви.

В актовом материале обращают на себя внимание многочисленные проявления немотивированной жестокости: "Били и увечили на смерть без вины", "биють и мучат без вины". Скорее всего причины семейного насилия коренились в особенностях общественных отношений в России в рассматриваемый период. Государство воспринималось правителем как личная вотчина, а все его подданные независимо от их социального статуса считались холопами государевыми. Аналогичным образом в собственной семье муж мог ощутить себя полновластным владыкой, имевшим право карать и миловать жену, отданную ему в безраздельную власть. Самоутверждаясь за счет бесправной супруги, мужчина частично компенсировал свое ущербное общественное положение. Поэтому многие главы семей в отношении к женам руководствовались принципом "убью и застегаю до смерти, яз над нею волен" 25 .


Жены в бегах

Вследствие бесчеловечного обращения жены бежали из семей, предпочитая скитания "меж двор" регулярным побоям. Так, Матрена Горбовских шесть лет жила в бегах, пока не была возвращена мужу Стенке 26 . "Неведомо куды" после постоянного битья "ушла безвесно" из дома жена Ивана Моховика Александра. И положение ее, по всей видимости, было столь отчаянное, что отчим Александры высказывал подозрение о возможном суициде несчастной женщины ("в воду потопитца") 27 .

Если же жертва семейного насилия не уступала требованиям мужа принять постриг или у нее не хватало сил и храбрости уйти из семьи, все могло закончиться серьезными увечьями, как в случае с Иринкой Поповой, которую муж изувечил так, что она "руками и ногами немочна" стала 28 .

Порой угрозы мужа убить жену реализовывались на практике. Супруг, как писал Н.Н. Костомаров, мог бить жену по десять раз на день, и тогда она умирала медленно 29 . А мог убить ее сразу в состоянии алкогольного опьянения, как это сделал, например, стрелец Еремеев 30 . Бывали случаи, когда мужья лишали жен жизни в состоянии аффекта. Например, Ивашко Долгой "убил де ту жену свою до смерти за то, что она от него воровала блудно" 31 , а крестьянин Баженов за то, "что утаила она у него два аршина сукна сермяжного" 32 .

Что касается ответственности мужа за убийство своей жены, то она отличалась мягкостью и зависела от степени виновности самой жертвы. Так, упоминавшийся выше стрелец Еремеев, убивший жену беспричинно, был казнен "смертию". А пьяный стрелец, зарезавший супругу "за невежливые слова", и крестьянин Баженов - за утайку аршина сукна - убили жен "не за великое дело", но все-таки не без вины со стороны погибших, поэтому были приговорены к отсечению левой руки и правой ноги, а потом переданы на поруки 33 . Причина же убийства жены Ивашкой Долговым показалась судьям настолько уважительной ("она от него воровала блудно"), что "за смертное убивство" было "учинено ему, Ивашке, наказание бить кнутом и отдать на чистые поруки" 34 .

Таким образом, русской семье допетровского периода были свойственны патриархально-авторитарные отношения, характерной чертой которых являлось господство мужа над женой и другими домочадцами. Распространению семейного насилия способствовала практически безграничная власть мужа над женой, часто вырождавшаяся в произвол, и низкий уровень юридической ответственности за семейное насилие.

1. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начала XX в.). СПб, 2003. Т. 1. С. 267.
2. Библия книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 1968. С. 212.
3. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. С. 119.
4. Домострой. Сильвестровского извода. СПб., 1891. С. 27-29, 38.
5. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т. 1. С. 191.
6. Архив историко-юридических сведений относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. М., 1854. Кн. 2. Ч. 2. С. 78.
7. Домострой. С. 37-38.
8. Там же. С. 38.
9. Русская историческая библиотека. СПб., 1890. Т. 12. Ч. 1. Стб. 858.
10. Там же. Стб. 867.
11. Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 25. Кн. 3. Стб. 36
12. Там же. Стб. 89.
13. Там же. Стб. 123.
14. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 867.
15. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 218-219.
16. Русская историческая библиотека. СПб., 1884. Т. 8. Стб. 561.
17. Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. Ч. 2. Стб. 79-80.
18. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях. СПб., 1860. С. 104.
19. Русская историческая библиотека. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 947.
20. Русская историческая библиотека. Т. 14. Ч. 2. Стб. 740.
21. Русская историческая библиотека. Т. 25. Кн. 3. Стб. 305.
22. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. С. 94.
23. Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908. С. 73-74.
24. Олеарий А. Указ. соч. С. 219-220.
25. Русская историческая библиотека. Т. 14. Ч. 2. Стб. 740.
26. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 858-860.
27. Русская историческая библиотека. Т. 25. Стб. 123.
28. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 867-874.
29. Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 106.
30. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VII. Т. 13-14. С. 127.
31. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 1. С. 586.
32. Соловьев С.М. Указ. соч. С. 127.
33. Там же.
34. Полное собрание законов Российской империи. Т.1. С. 586.