Все первом годе жизни ребенка. Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях


К. В. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи "Мастера", Москва

Как учились дети в России до времен Петра Первого? Отличались ли занятия царских детей от уроков простых смертных, получали ли они знания, недоступные остальным? Ведь они не должны были потом служить в войске или зарабатывать на жизнь. Но их готовили к самой важной и сложной профессии - управлению государством . Кроме того, продолжительность жизни человека в Средние века была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы или придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей чтению также начиналось в более раннем возрасте.

Царевичи и царевны с первых лет жизни были окружены заботой и роскошью.

Когда малыши только учились ходить, им шили одежду из самых дорогих тканей. Особых платьев для детей в те времена еще не знали ни в одной стране. В Западной Европе существовала традиция одевать маленьких мальчиков (до достижения ими возраста пяти лет), как девочек.


/ Изображение ребенка XVII в.
Гравюра из книги: А. Мейерберг. Собрание рисунков к путешествию. Спб, 1827

В России такой обычаи был неизвестен. Образцом для одеяний маленьких царевичей служили предметы царского гардероба. Что касается девочек, то в странах Запада в платье юных представительниц даже самых знатных семейств нередко присутствовали детали одежды простых людей - чепчики, фартуки. Ведь женщина должна была заботиться о доме и вести домашнее хозяйство. В России никому не пришло в голову одевать маленьких царевен, как служанок. Их платья с первых дней жизни повторяли те, которые носили царицы и боярыни.

Кроме того, с раннего возраста царские дети должны были изучать родословную своей династии, поэтому для них заказали «Книгу Степенную благоверного и благочестивого рода Романовых».

В 1674 году для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 года, была написана книга «Начаток о сотворении света». Сюжеты, связанные с сотворением мира, были широко известны людям того времени и часто присутствовали
в росписях дворцовых помещений. Самым известным примером является Грановитая палата царского дворца. Верхняя часть ее сводов была еще в конце XVI века расписана сюжетами, иллюстрирующими начало библейской книги Бытия - рассказ о сотворении мира. Подобные изображения в представлении людей того времени
несли в себе одновременно и благочестивый, и познавательный смысл, соответствуя уровню знаний той эпохи.

«Повесть о Бове Королевиче» «в лицах», то есть с иллюстрациями, была среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича: 3 декабря 1603 года из его хором «дьяк Кирила Тихонов снес потешную книгу в лицах в десть о Бове королевиче, многие листы выдраны и попорчены, а приказал тое книгу починить заново». Значит, царевич, который еще не умел сам читать, с таким увлечением листал картинки, что книжка изрядно потрепалась.

Среди произведений, которыми увлекались в России XVII века, одним из наименее известных современному читателю является роман «Пётр Златые Ключи». Необычное прозвище героя связано с тем, что знатный князь Пётр долго скрывал свое имя, считая, что лишь тогда может открыться, когда прославится своими подвигами; «и назвали его рыцарем Златых Ключей, потому что на шлему два ключа было золотых приделаны висящих».

Любовный сюжет романа был признан вполне подходящим для потешной книги трехлетнего царевича, который сам еще не умел читать. «1693 году октября во 2 день в хоромы к великому государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Петровичу всея Великия и Малыя и Белыя России окольничий Иван Юрьевич Леонтьев приказал написать в тетрадех в десть в лицах потешную книгу Петр Золотые Ключи, незамотчав, и подписать речи уставом. И того же числа тое книгу велено знаменить и писать иконописцу Ивану Афанасьеву».

Заказанная для царевича потешная книга имела достаточный объем, ее писали в нескольких тетрадях «в десть», то есть в целый лист, картинки были цветные (их сначала «знаменнли», то есть рисовали контуры, а потом раскрашивали). У картинок имелись подписи, написанные самым четким почерком того времени - уставом, который мог быть доступен маленькому ребенку. Из этого можно сделать вывод, что книга предназначалась не только для чтения вслух кем-то из приближенных, но и могла использоваться для первоначального обучения царевича.

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.

Введение

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.

Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.

Что уже умеет малыш

Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.

Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? И что он видит?

Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.

Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.

Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.

Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.

Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.

Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.

Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.

В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.

К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.

Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».

Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.

До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.

Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.

Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .

Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.

Массаж

Любой малыш может находить свою маму по запаху!

В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.

Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.

Четвертая неделя

Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.

Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.

Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.

Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.

Стоит учесть

Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.

Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.

Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.

Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.

Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.

У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.

Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.

Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Наталья Кулакова
Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей

Предисловие

Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.

Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.

Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.

Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…

Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»

Родители, задавайте свои вопросы! И думайте, действительно ли дожди и отсутствие мамы полезнее солнца и моря. А морская вода вредит пятимесячному ребенку больше, чем потница? Нужно ли учить ребенка читать до года? Если вы ответите себе, зачем это вашему ребенку, пробуйте. А еще доверяйте своей интуиции. Именно вы сможете почувствовать, подходит ли это вашему малышу. Всегда есть повод для размышлений, даже если это первый ребенок. И тем более если первый. И не забывайте, что малыш все впитывает, как губка, – плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Он каким-то чудом знает, слышит и видит все, даже если сидит, повернувшись к вам спиной.

Часть 1
Первый год жизни

Глава 1
Как любить ребенка в понимании ребенка?

Мой первый и главный ответ на вопросы, ответ-совет: в первый год жизни, а также до этого и после года ребенка надо любить.

«В каких же родителях нет любви к своему чаду?» – воскликнет читатель. «У нашей дочери все самое лучшее – самая дорогая одежда, самая удобная коляска, няня прекрасная… ей всего хватает». Кое-кто может добавить: «Очень бережем, даже в море не купаем, да и вообще климат не меняем. В общем, любим страшно!»

Любить нужно в понимании ребенка, а не взрослого.

Всегда ли мы умеем проявить свою любовь именно так, как это необходимо ребенку? Задумайтесь. Американскими учеными был проведен эксперимент: две группы крысят, рожденных от одних родителей, поместили в равные бытовые условия (их одинаково кормили, ухаживали и т. д.). За исключением одной детали: малышей из одной группы ежедневно… гладили, пока они росли. В результате они набрали больший вес, стали здоровее и крепче своих родственников из другой группы.

А теперь о людях. Новорожденного, совсем крошечного ребенка, почти всегда можно успокоить (когда другие средства уже не помогают), раздев и положив на свой живот, кожей к коже, лучше к левой груди, где бьется сердце. Это неудивительно, ведь основное назначение кожи – способствовать человеческой близости и теплу, восприятию, содействовать контакту, «проводить» ласку.

Дети чувствуют боль и прикосновение уже в возрасте 10–11 недель в утробе матери (а может быть, и раньше, такие исследования еще впереди). Кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. Ни один орган чувств, пожалуй, не развит у новорожденного так хорошо. «При рождении ребенком резче всего воспринимается именно прикосновение на биологическом и психологическом уровнях», – пишет Стенли Гринспэн.

Все это понимают, однако современные малыши проводят очень много времени в кроватках, манежиках, детских переносках, ходунках и т. п. Гиподинамия и различные психологические проблемы – вот расплата за «блага» цивилизации. Многие родители прямо заявляют: «Я своего стараюсь к рукам не приучать, пусть лучше покричит лишний раз, привыкнет». Дети действительно очень быстро понимают, что их плач мало или совсем не влияет на то, что происходит вокруг. Но вот в чем проблема: сама причина или природа стресса является менее значительным фактором, чем то, каким образом удается облегчить его последствия и удается ли это сделать вообще. Пережитые в период младенчества ситуации (дискомфорт, после которого не следует утешения) формируют поведенческие модели и скорее всего дадут толчок к возникновению комплексов, низкой самооценки, других проблем в будущем. Мы ведь не желаем этого своим детям? Тогда их надо любить.

В моей обширной педагогической практике иногда встречаются дети, которые выглядят «недоношенными». Нет-нет, они физически здоровы, родились в срок… Их не доносили уже потом, после рождения. Ребенок, которого мама везде носит с собой (чаще всего на бедре, это одна из удобных поз), получает гораздо больше материала для развития – как сенсорного, так и моторного. Например, мама что-то готовит или заваривает чай, она наклоняется или, наоборот, тянется за чем-то (одна рука у нее свободна, другой она придерживает ребенка, возможно, он сидит в слинге), малыш внимательно за всем наблюдает, у него работают многие группы мышц, положение его тела постоянно меняется в пространстве вместе с движениями матери, нагрузку получает вестибулярный аппарат. А если догадливая мама еще и объясняет свои действия, показывает, а что-то дает потрогать, у такого малыша есть все шансы на раннее развитие, на счастливый старт.

Дети требуют, чтобы их любили, они плачут и тянут ручки, затем взрослеют. И тогда большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, например помогая им одеться, сесть в машину и т. д. Особенно плохо обстоит дело с мальчиками: уже до года они получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Уменьшение физических контактов между взрослыми и детьми также происходит, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения. В лучшем случае воспитатель держит ребенка за руку, но никто не станет брать на руки или обнимать, многие стараются даже не сажать детей на горшок, боясь интимного физического контакта, сопряженного с этим процессом.

А когда розовощекий карапуз вытягивается в нескладного подростка, ни у кого уже не возникает умиления и желания приласкать его. А потребность в физическом контакте никуда не исчезает, просто она должна быть соответствующей возрасту. Надо продолжать его любить.

Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных младенцев. Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте прикосновений в Майами, показали, что преждевременно родившиеся младенцы, которым хотя бы в течение пяти дней делали массаж три раза в день, чувствовали себя лучше в сравнении с недоношенными детьми, которым такой массаж не делали. Детский психолог Тиффани Филд основатель Научно-исследовательского института прикосновений, пишет о том, что массаж стимулирует блуждающие нервы у таких детей, помимо прочего, они запускают действие механизмов пищеварения. В результате быстрого набора веса новорожденных, которым делали массаж, выписывали из роддома в среднем на шесть дней раньше обычного.

Люди нуждаются в прикосновениях, а младенцы нуждаются в массаже, поглаживании, укачивании, ношении на руках. Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и различные манипуляции: измерение роста, взвешивание, пеленание – приводят к перегрузке его сенсорных систем, нарушают его чувство безопасности, обусловливая дистресс нервной системы, в то время как ребенок нуждается только в одном – в контакте с мамой, желательно при соприкосновении с ее кожей, в ее ласковых объятиях, родном запахе.

Так что же значит любить для ребенка в первый год жизни? Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своих малышей; носите их на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Помните, что недостаток контакта в младенчестве может аукнуться в последующей жизни. Для новорожденного отсутствие прикосновений и любви может быть даже угрозой для жизни. Это известно со времен императора Священной Римской империи Фридриха II, который провел эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними – кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Все дети умерли.

Тактильная терапия (прикосновения, массаж и т. п.) помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости малышей, снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола, гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты. Находиться в контакте с матерью и вообще родителями – для ребенка вопрос эмоциональной безопасности, сенсорной стимуляции и раннего развития. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что 15 минут массажа в день могут помочь детям, страдающим диабетом, сохранять уровень глюкозы на нормальном уровне, а страдающим астмой улучшать работу легких. Что уж говорить об эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии наших детей!


Советы

Берите ребенка на руки, когда он просыпается, тактильный контакт в такие минуты крайне важен, потому что он может обеспечить три очень важных для ребенка условия: ощущение безопасности, связь с миром людей, начало процесса коммуникации и обеспечение обратной связи. Качайте и берите на руки ребенка при любом удобном случае, не оставляйте одного надолго.

Делайте ребенку массаж ежедневно, начиная с первых дней жизни, хотя бы несколько минут гладьте спинку, ножки, ручки, животик. Наиболее чувствительны у новорожденных ступни, ладони, лицо. Прикосновения или даже массаж не требуют специального обучения. Ведь массировать или гладить ребенка так же просто, как говорить с ним, главное – желание установить контакт. Часто родители инстинктивно чувствуют, когда и как это делать.

Играйте с малышом в разные игры, начните с таких простых упражнений, как «Ладушки», «Сорокабелобока», «Коза рогатая», в дальнейшем придумывайте игры, которые сопровождаются телесным контактом.

Старайтесь выполнять какую-то легкую работу по дому с ребенком на руках (вытереть пыль, разогреть обед и т. п.), это только поначалу кажется неудобным. Вытаскивайте ребенка из коляски на улице, если он бодрствует. Сведите к минимуму использование манежика, кроватки и т. п.

Примите за аксиому: ребенок никогда не требует контакта, не цепляется за маму, не плачет просто так, «из вредности». Причины могут быть разными: от физического недомогания до острой психологической потребности, неудовлетворение которой ведет к травмам и замедлению развития.

Сохраняйте «контакты» со своим взрослеющим ребенком, не обязательно обниматься и целоваться, можно прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться и т. п. Росс Кэмпбелл в книге «Как на самом деле любить детей» пишет, что «постоянный контакт глаз и физический контакт – наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом». Мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. По мере того как потребность в объятьях и поцелуях уменьшается, потребность в физическом контакте остается; возня, борьба, похлопывания по плечу, шутливые потасовки прекрасно подойдут.

Американцы очень любят разные эксперименты. Они выращивали растения, посылая им свои взгляды и свою любовь, такое любование происходило по 30 минут несколько раз в день. И что удивительно, росли и созревали такие растения в несколько раз быстрее, чем контрольная группа, которой никто не любовался. А может быть, и дети от любящих взглядов и внимания лучше растут и развиваются?


Помните, что у вас есть возможность дать ребенку в первый год жизни то, что необходимо для его эмоционального равновесия, быстрого роста и раннего развития, что поможет противостоять ударам судьбы, когда он повзрослеет, – вашу Любовь. Выразите ее через прикосновения и любящие взгляды. Не упустите эту возможность! Писатель Владимир Набоков советовал родителям баловать детей, пока они маленькие: еще неизвестно, что их ждет впереди».

Глава 2
О мере любви, или Об опасности излишнего комфорта для развития ребенка

Мой второй важный вывод: любить ребенка в первый год нужно в меру. Опа! Вот так поворот. Это не опровержение предыдущей главы, а уточнение. Сейчас объясню, что же я имею в виду. Один из важных критериев, по которому оценивают новорожденного, его физиологическая зрелость, готовность к переходу в новые условия жизни (изучаются сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы малыша). Зрелым или незрелым родился ребенок – это лишь первая ступенька на пути к здоровью и успешному его развитию. «Первый год – начало всему, год “запуска” здоровья, силы и способностей ребенка», – написал Борис Павлович Никитин, педагог, отец-профессионал. Даже физиологическую незрелость, с которой рождаются некоторые малыши, в первый год можно полностью компенсировать, как и наоборот – неверным обращением с ребенком можно не только усугубить ее, но даже вызвать.

Именно в первый год закладываются основы успешного или неуспешного развития, могут быть сглажены и компенсированы или, наоборот, обострены проблемы внутриутробного развития. Новорожденный может приспособиться практически к любым условиям, чего не скажешь о взрослом человеке. Это же касается и развития других способностей: чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Значит, не используя первые дни и первый год для развития адаптивных механизмов и способностей к обучению, мы теряем эти возможности почти безвозвратно. И если даже ребенок, родившийся ослабленным, незрелым, легче всего может наверстать упущенное, догнать сверстников именно в первый год, что уж говорить о сильном ребенке! Главное – не навредить. Какие же условия нужны для того, чтобы первый год стал залогом будущего успеха? И что, наоборот, может помешать успешному старту?

На первый взгляд кажется, что лучшее, что можно сделать, это создать малышу максимально комфортные условия, защитить почти как в утробе матери, устроить для него «райскую жизнь», ведь он еще такой крохотный и беспомощный: согреть, как следует накормить (чтобы рос поскорее), бережно положить в кроватку и лишний раз не выпускать из нее, ведь мир полон опасностей – вдруг упадет, поцарапается, грязь в рот возьмет, замерзнет и т. д. Но оказывается, не отсутствие комфортных условий, нестерильный пол и переохлаждение, – совершенно другие опасности подстерегают маленького человечка.

Перегревание

По словам специалистов, «перекутывание и высокая температура в комнате, где живет новорожденный, ведет к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям». Проще говоря, если у ребенка нет необходимости адаптироваться к окружающей среде, напрягаться, «работать», например согреваться через движение, тогда врожденный механизм терморегуляции сворачивает свою работу за ненадобностью, а малыш становится чувствительным к любому сквозняку или снижению температуры воздуха.

Сошлюсь опять же на Б. П. Никитина. После рождения ребенок должен попасть в среду, где температура гораздо ниже, чем нужно для комфорта и бездеятельного пребывания, это закаляет и делает малыша сильнее. Удивительно, но об этом знают даже животные. Ученые Югославии поставили опыт с крысами-самками накануне появления у них потомства. Крыс выпустили в длинный коридор, по сторонам которого находились ячейки, в каждой из которых кондиционеры поддерживали определенную температуру: 0, +5, +10, +15, +20, +25, +30 градусов Цельсия. После свойственной всем крысам первоначальной разведки они постепенно начали растаскивать кучу тряпок и мешок соломы – готовить для себя гнезда. Самым удивительным было то, что крысы, будто сговорившись, поместились все в комнате с температурой +15 градусов, то есть на целых 20 градусов ниже «комфортной», и это при том, что крысята рождаются голенькими. Разница температур тела и окружающей среды является самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного стресса. Каждая мать, раздев ребенка в комнате, где прохладно, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур. Поначалу у физиологически незрелого ребенка этот период не превышает 5-10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

А вот рекомендации Никитиных по поводу одежды для младенца: «Ребенок бывает голеньким все время, пока не спит или когда мама его кормит. Он свободно шевелит ручками, ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, если она у него работает, – холодные ножки отдают меньше тепла, восстанавливается тепловой баланс организма (определять, замерз ли ребенок, нужно, ощупывая не ручки и ножки, а плечо малыша). Засыпать ребенку лучше с теплыми ножками: его можно завернуть или даже согреть ножки своим дыханием и руками. При этом температура в комнате 17–19 градусов, а во время сна под пеленкой 32–34. Нужно завернуть, одеть или согреть малыша в том случае, если он перестал двигаться, расслабился, это значит, он устал!».

Из своего опыта могу сказать, что 17–19 градусов лично для меня не очень комфортная температура, у нас дома теплее, а дети голенькие (или в трусах, памперсах), спят тоже без пижамы, иногда мы их укрываем (все дети во сне раскрываются). Проветриваем часто, ноги всегда холодные, болеем редко. Ребенок до года, который спит с мамой, никогда не замерзнет, даже если раскроется.

Даже слишком теплая вода во время купания может повредить малышу: она снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности. По мнению Аршавского, температура воды не должна превышать 32–34 градуса даже при первых купаниях.

Не все мои дети так считают. Старшая, например, любит горячую ванну, но облиться холодной водой не прочь.

Вторая дочь любит прохладную воду, соответственно, обливаться ей не хочется. Будьте внимательны к своим детям. Какой тип закаливания подойдет им больше, какая должна быть температура – иногда они могут сказать вам больше, чем самые передовые идеи. И не забывайте впускать как можно больше свежего воздуха, даже холодного, он не вреднее, чем скопление вирусов, бактерий и углекислого газа.

Стерильность

Стерилизация пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и прочего задерживает естественное развитие и укрепление иммунитета ребенка, приводит к болезненности. Когда ребенок «не знаком» ни с какими микробами, то даже непатогенные микробы грозят инфекцией, а общая нервозность, страх перед «грязью, микробами», постоянное одергивание подросшего ребенка снижают сопротивляемость организма в целом. Конечно, нужно поддерживать чистоту, но не стерильность. Как это ни странно, но дети, знакомые с раннего возраста с «родными» микробами – именно такие они в своем доме, – меньше болеют. Ни одному ребенку в моей практике еще не стало плохо оттого, что он попробовал «на зуб» пальчиковые краски, самодельное тесто для лепки, сырую крупу. Со всем этим нужно познакомиться еще до года.

Ограничения в движении

Недостаток движения ведет к недоразвитию мышечной системы, а следовательно к слабости всех внутренних органов и даже к задержке умственного развития. Когда мышцы человека не работают нормально, перестают нормально функционировать и другие системы организма – лимфатическая, нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.

О чем речь? Ведь в первые месяцы ребенок очень мало двигается, даже ползать не умеет. Оказывается, в первые недели жизни основное внимание нужно обращать на двигательную активность малыша во время сна. В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный «пусковой механизм» двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате фактически 50–60 % времени спящий ребенок проводит в движении. Нельзя этому препятствовать, туго заворачивая его. В это я верю свято. Постепенно время бодрствования увеличивается, а значит, можно заняться с крохой гимнастикой, плаванием, массажем. Почему такое внимание двигательной активности? Оказывается, развитие интеллекта и двигательная активность в первые годы жизни напрямую связаны, нельзя ограничивать малыша в движениях, наоборот, если учить ребенка плавать, делать с ним гимнастику, он обгоняет своих сверстников и в интеллектуальном развитии.

Однако важно помнить, что вся двигательная активность малыша должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности, эмоциональной наполненности. Общение с родителями, похвалы и поддержка мамы могут вызвать интерес даже к сложным упражнениям.

В первые недели жизни такой интерес стимулируют с помощью двигательных рефлексов, вызванных раздражением подошв, пяток, пальцев, ладошек. Помните, что прикосновения и поглаживания невероятно важны в первые месяцы (и не только) жизни, чем больше вы держите ребенка на руках, касаетесь его, гладите и укачиваете, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.



Удержитесь от того, чтобы подросшего малыша оставлять в манеже, постоянно возить в коляске, это лишает сердце нагрузки, учит пребывать в безделье, не развивает стопу (она остается плоской), ограничивает свободу ребенка. Хотите, чтобы ребенок развивался? Тогда проститесь с мыслями о собственном удобстве на 2–3 года точно. Зато потом это вернется вам сторицей – самостоятельностью, здоровьем и сообразительностью ребенка.

Перекармливание

Неужели опасность может таиться в еде? Озабоченные родители считают калории и переживают, когда малыш не доедает свою порцию. Что же в этом плохого? Ведь невозможно перекормить ребенка грудным молоком. Малыш сам контролирует, сколько ему нужно высосать, а молоко максимально соответствует его потребностям. Опасность таится лишь в раннем прикорме (до прорезывания первого зуба), смешанном и искусственном вскармливании, а также в кормлении насильно. Вопреки рекламе искусственных смесей, наиболее удобной и безопасной пищей для младенца остается грудное молоко. А боязнь, что ребенок недоедает, недополучает, приводит к тому, что количество детей с избыточным весом неуклонно возрастает с каждым годом.

Никто не убедит меня в том, что длительное кормление грудью (минимум до полутора лет) бесполезно и бессмысленно. Одно из главных условий раннего и успешного развития ребенка – отсутствие стресса, эмоциональный комфорт. Даже недомогания, переезды, перемена климата «на груди» переносятся совершенно иначе. Да и мама, которая не озабочена подогреванием и размешиванием смесей и прикормов, имеет больше времени и сил для развития ребенка. Самое «легкое» на мой взгляд, время, для путешествий, музеев, гостей и т. д. – до года. Малыш, который устал от информации и впечатлений, заснет, прижавшись к маминой груди.

Позднее нужно продумывать все: где и что ребенку есть, как спать и пр. Не слушайте врачей, которые говорят обратное! Просто попробуйте. И помните: иногда у ребенка нет аппетита, как и у взрослых.

Оберегание от опасностей

Так же, как заброшенность, опасен сверхзаботливый уход за ребенком (непрерывные занятия, развлечения, игры), когда у малыша не остается времени для самостоятельной деятельности.

У сверхзаботливости есть и еще одна сторона: желание уберечь от опасностей внешнего мира. «В рот игрушки не давать, на пол не пускать, в гости не ходить – а вдруг заболеет!» Вот что пишет на эту тему Б. П. Никитин: «Ограничивая свободу ребенка и возможности познания мира, оберегая его от всего, мы задерживаем развитие творческой стороны интеллекта. Если вместо знакомства с опасностями мы ребенка попросту к ним не подпускаем, это ведет к неосторожности ребенка и в конце концов увеличивает опасность травматизма. Огромное количество запретов подавляет ребенка, делает его удобным для взрослых, но неразвитым. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность». Например, недостаточно просто включать ребенку музыку, важно, чтобы он сам попробовал извлекать какие-то звуки (хоть по кастрюле ложкой стучать), ведь когда ребенок что-то делает сам, он творец. Много писала об этом Мария Монтессори: «дети – другие», чтобы что-то усваивать, им недостаточно слов, им нужно совершать действия, манипулировать, трогать. Одна из причин отставания ребенка в речи также невовлеченность его в процесс. Мало просто говорить ребенку что-то, необходимо стимулировать его к действиям, даже если это простые действия с игрушками: «Вот зайка, держи зайку, покачаем зайку, положим зайку…»

Итак, что нужно делать, чтобы «запустить» здоровье и способности ребенка в первый год? Эти советы в большинстве своем взяты из опыта педагогов-новаторов, но опробованы лично.


Советы

Одевать малыша легко, очень хороши воздушные и солнечные ванны.

Не сдерживать двигательную активность ребенка (это касается и детей более старшего возраста).

Если даже вы не делаете специальную гимнастику, можно учить малыша крепко хвататься за протянутые к нему пальцы, выкладывать на животик, класть игрушку перед ним, чтобы тянулся за ней, это упражнение повторяется несколько раз в день.

Выкладывать с первых месяцев ребенка на пол (на пеленке, покрывале или одеяле) – это стимулирует его двигательную активность, позволяет видеть мир в ином ракурсе, к тому же совершенно безопасно – малыш не упадет.

Закаливать – обливать прохладной водой, оставлять с босыми ножками и т. п. Никитины рекомендуют троекратное погружение в холодную воду в первый-второй день после рождения – это запускает терморегулирующие функции организма. Тут каждый решает сам, но босые ножки точно еще никому не повредили. Японцы в любую погоду не надевают детям головные уборы и колготки, даже если снежок падает на головку.

Период младенчества играет особую роль в становлении всех психических функций, в том числе и речи.

На первом году жизни ребенок стремительно развивается. Семимесячный малыш рази­тельно отличается от трехмесячного. Каждый день у ребенка появ­ляется что-то новое: вчера он начал держать головку, сегодня осчастливил вас первой улыбкой... Вот он уже лежит на жи­воте и с интересом смотрит вокруг; а вот он потянулся к иг­рушке и схватил ее.

Как известно, ведущей деятельностью ребенка в период младенчества является общение. Становление общения ребенка со взрослым начинается в пер­вые дни жизни с эмоционального общения, которое является основной его формой в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. В эмоциональном общении (называемом ситуативно-личностным) ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией.

В ходе эмоционального общения ребенок выражает только чув­ства, но не мысли. Этого становится недостаточно, когда во вто­ром полугодии расширяются представления ребенка об окружаю­щем мире, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия, возрастают физические возможно­сти. Вокруг так много интересных вещей, говорить о которых на языке эмоций не только трудно, но и чаще всего просто не­возможно. После того как ребенок овладевает хватанием (к концу первого полугодия), возникает новая форма общения – ситуативно-деловое, предполагающее уже участие речи в общении.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторо­нами развития выделяются и такие, которые играют роль не столько в данное время, сколько в последующем разви­тии слышащего ребенка. Так, например, к ним относятся начало развития пони­мания слов взрослого в начале второго полугодия жизни, появле­ние первых самостоятельных слов к году, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни.

Как известно, все стороны развития ребенка тесно взаимосвязаны и строго регламентированы возрастом. Поэтому трехмесячному ребенку нельзя предъявлять те же требования, что к шестимесячному, также как неэффективно предлагать шестимесячному ребенку те же игры, что и трехмесячному. В связи с этим описание педагогического воздействия на неслышащего младенца представлено по возрастным периодам: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев. Следует особо подчеркнуть, что психофизическое состояние ребенка не всегда соответствует его календарному возрасту, так, например, недоношенные и ослабленные дети, как правило, отстают в развитии на 1-2 месяца, а иногда и больше. Поэтому при определении индивидуальной программы работы с ребенком следует исходить не из календарного возраста, а из фактического состояния малыша. Уровень психофизического развития по отношению к тому или иному возрастному периоду определяет врач и педагог-дефектолог. Работа с малышом в каждый возрастной период излагается совокупно по разным линиям развития.

Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие на одних детей начинается с первые три месяца жизни, на других – в период от 3 до 6 месяцев, а на третьих – во втором полугодии. Если педагогическое воздействие на младенца начинается не в первые 3 месяца, а в следующем возрастном периоде, то в содержание работы с ним включаются как упражнения, предлагаемые для самых маленьких детей и для малышей 3-6 месяцев. В случае начала занятий со второго полугодия они организуются в соответствии с возрастными особенностями ребенка. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия младенца в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.

Долгое время считалось, что младенец сродни животному, и ему больше всего нужен хороший уход и питание, а развитием и воспитанием стоит заниматься позже, когда он подрастет, окрепнет и научится общаться. Однако, исследования и открытия в психологии показывают обратное - ранний младенческий опыт имеет важнейшее значение для всей последующей жизни ребенка и вносит неоценимый вклад в развитие его индивидуальности и судьбы.
В первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей человеческой личности, на основании которого раскрываются и развиваются его индивидуальные особенности, заложенные природой.
Эти знания также привносят весомые аргументы в давнишний спор разных традиций о воспитании: нужно ли оставлять ребенка «проораться» и как реагировать на его «плохое» поведение.

Выделим важнейшие факты, свидетельствующие о важности этого периода.

Развитие мозга

Человеческий ребенок рождается очень незрелым; в сравнении с большинством других млекопитающих можно даже сказать – недоношенным. Ему нужно много времени, чтобы научиться простейшим вещам и очень много заботы и внимания со стороны родителей.

Это – плата людей за возможность ходить на двух ногах и использовать свой мозг в качестве главного эволюционного преимущества. Мозг у новорожденного так же очень незрелый. Его развитие начинается в утробе и активнейшим образом продолжается в первые годы после рождения. После родов у младенца сформировано всего лишь около 15-20% нервных связей, и подавляющее большинство оставшихся связей формируется в первые два-три года жизни. При этом младенческий мозг очень пластичен и подвержен влиянию внешней среды, а ранний опыт оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование.

Развитие младенца невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от заботящихся о нем взрослых. Первый год жизни – это постоянное тесное взаимодействие, в процессе которого идет становление важнейших систем ребенка, и значимость этой взаимосвязи для психического и физического развития ребенка огромна.

Благодаря последним открытиям в нейробиологии стало известно, что на развитие мозга самым прямым образом влияют эмоциональное окружение и способы взаимодействия с ребенком окружающих его взрослых. В зависимости от того, как реагируют взрослые на потребности ребенка и какой эмоциональный фон превалирует в семье, по-разному формируются нейронные связи и области мозга, отвечающие за чувствительность к определенным гормонам. Таким образом, эмоции и реакции взрослых закладывают психофизиологическую и биохимическую базу организма – самые что ни на есть материальные, объективные, измеримые параметры. Это напрямую влияет на развитие личности и построение способов взаимодействия с миром и реагирования на различные факторы и ситуации. Ранний опыт может сформировать у ребенка здоровую устойчивость к стрессу или, наоборот, чрезмерную тревожность.

Говоря простым языком – от того, чувствовал ли ребенок в младенчестве любовь и заботу зависит его способность в дальнейшем быть счастливым и радоваться жизни. Это зависит от биохимических реакций, которые закладываются как раз в самом раннем возрасте.
Психолог Сью Герхард в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» приводит множество данных современных исследований на эту тему. Она пишет: «Младенец - интерактивный проект, а не автономный. Некоторые системы организма человеческого детеныша готовы функционировать, но гораздо больше таких, которые еще не закончены и будут развиваться в ответ на влияние других людей».

Психологическое развитие

Самое важный итог первого года жизни в психологическом плане – это формирование образа окружающего мира, базового доверия к нему, базовой безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, каков же тот мир, в который он пришел – холодный и равнодушный или принимающий, поддерживающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители холодны эмоционально, ребенок растет с пониманием, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это чревато неуверенностью в себе, депрессиями и различными другими проблемами во взрослом возрасте.

Еще одна важнейшая веха - формирование привязанности к значимому взрослому. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века: основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями.

Эмоциональная сфера

В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Он во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать свои и чужие эмоции.

Младенцу жизненно необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности.

Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом.

Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними.
Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве.

Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно «контейнировать» - перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, озвучивать и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно ребенок научится делать это сам.

Физическое развитие

Связь психического и физического развития в раннем возрасте очень велика, поскольку все познание мира поначалу происходит через познание и осознание своего тела, через движение и телесные ощущения.

За первый год жизни с ребенком происходит невероятные изменения – вначале он практически ничего не умеет, но постепенно учится ползать, ходить, говорить, координировать движения рук и пр. Младенец с самого рождения непрерывно познает и развивает свои возможности, приобретает все новые умения, навыки и способы управления собственным телом.

Телесные ощущения имеют огромное значение в жизни ребенка. Все знают, что детям обязательно нужно все прочувствовать собой - потрогать, потрясти, облизать. Таким образом, они учатся не только чувствовать свое тело и управлять им, но и получают массу сведений об окружающем мире и его законах. Тут большую роль играет разнообразие и богатство среды.

Если лишить ребенка достаточного количества впечатлений и ощущений, это может негативно повлиять на его развитие. Может возникнуть повышенная или пониженная чувствительность, медленнее будут проходить процессы познания и интеллектуальное развитие.
Так же негативно влияют ограничения двигательной активности (например, постоянное использование манежа или перестраховывание). Ребенок должен сам узнавать возможности своего тело, это программа, заложенная природой.

Подведем итоги. Самое важное для ребенка первого года жизни – это наличие близкого заботящегося взрослого, тесный контакт с ним, в том числе телесный и эмоциональный, позитивный эмоциональный фон в семье, богатство и разнообразие среды, возможность изучать и использовать свое тело.