Познавательное развитие в двигательной деятельности. Двигательная активность ребенка — дошкольника

Тема проекта в группе: «Волшебница вода» средний дошкольный возраст

1. Цель, задачи……………………………………………………………3

2. Проблема……………………………………………………………….3

3. Ожидаемый результат………………………………………………..3

4. Актуальность………………………………………………………….3

5. Этапы проекта, особенности………………………………………..4

6. Модель трѐх вопросов………………………………………………..5

7. План мероприятий…………………………………………………....5

8. Отчѐт по проекту……………………………………………………...6

9. Приложение…………………………………………………………....9

Цель проекта:

Задачи:

1. Расширение представлений детей о свойствах и качествах водычерез опыты и эксперименты.

природы. Развитие познавательного интереса и связной речи детей.

Проблема:

Дети не знают свойства и качества воды

Дети не знают о значении воды в жизни человека и природы

Дети не могут составить рассказ о воде

Дети не активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире

Ожидаемый результат:

Дети знают свойства и качества воды

Дети знают о значении воды в жизни человека и природы

Дети могут составить рассказ о воде

Дети активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире

Актуальность

Развивать познавательный интерес у детей наблюдениями, беседами, экскурсиями возможно, но этого не достаточно. Ребѐнку необходимо самому пощупать, потрогать, понюхать, а иначе говоря, действовать. И чем раньше он

начнѐт действовать, тем лучше. Наилучший способ развития познавательного

интереса у детей это опыты и эксперименты.Спрашивая детей: « что вы знаете

о воде?». Дети отвечают: «Вода белая». «Нужна для супа». «Чтобы помыть руки, лицо». «В воде можно купаться». «В воде плавает рыба». «Вода замерзает и становиться лѐд». И всѐ! Дети знают только то, с чем сталкиваются

в обычной жизни, в быту. А хотелось бы, чтобы дети знали намного больше, чем элементарные вещи.Необходимо дать наиболее глубокие знаниядетей о воде, о еѐ свойствах, качествах, о значении воды в жизни человека и природы.

И наилучший способ сделать это, возможно только, через опытно-экспериментальную деятельность детей.Считаем, что тема проекта актуальна, своевременна, она позволит расширить кругозор, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.

Этапы проекта:

1этап: Выявление проблемы

Ожидаемый результат

Модель трѐх вопросов

Постановка цели

Формирование задач

Актуальность

2 этап: Организация работы над проектом

Письмо родителям, подбор педагогической и художественной литературы, иллюстраций, дидактических и словесных игр, составление плана мероприятий реализации проекта

3 этап: Выполнение проекта

4 этап: Презентация проекта

Особенности проекта:

По составу участников: детско – взрослый

По типу: познавательно – развивающий

По сроку реализации: долгосрочный

Модель трѐх вопросов

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?

Вода белая.

Вода нужна для супа.

Вода нужна чтобы помыть руки, лицо, помыться.

В воде можно плавать.

В воде плавают рыбы.

Вода может замѐрзнуть.

Какая вода?

Где есть вода?

Кому нужна вода?

Спросить у мамы, папы.

Позвонить бабушке.

Спросить у воспитателя.

Посмотреть по телевизору.

Узнать в компьютере.

Взрослые прочитают в книге.

Планируемые мероприятия

Мероприятия Срок реализации

1.Опыты и эксперименты:

«Цветной салат»

«Куда делась вода?»

«Что поможет сделать воду чистой?»

«Превращения срезанных веток»

«Пар это вода»

«Лед это вода»

«Снег это вода»

«Вода имеет силу»

«Вырастет ли семечко?»

«Вода помогает расти корням»

«Вода нужна растению»

2.Беседы:«Зачем человеку лупа, микроскоп, весы, рулетка, песочные

«Зачем растению вода?»

«Если б не было воды?»

«Зачем опрыскивать листья?»

«Что такое пресная вода?»

«Какая в море вода?»

«Как помочь речке?»

«Где есть вода?»

«Кому нужна вода?»

«Как я научился плавать»

«Как я отдыхал на море»

3. Стихи и загадки о воде, водоѐмах.

4. Творческая игра «Я – маленький исследователь»

Рассматривание с лупой снежинок, льда, фруктов, семян растений, ракушек, предметов в группе.

5. Посадка растений каланхое, бальзамин, семян, наблюдение за ростом

герани (полив)

6. Коллажи: «Где есть вода»

«Кому нужна вода?»

«Предметы – помощники»

7. Дидактические игры:

«Кому нужна вода?

«Свет, звук, вода»

«Где есть вода?»

«Стань другом природы»

8. Консультации для родителей:

«Построение предметно – развивающей среды для организации жизни ребѐнка»

«Организация детского экспериментирования в домашних

условиях»

«Готовим исследователей на кухне»

«Весѐлые эксперименты»

«Картотека опытов по экологии»

9. Фотовыставка:

«Я – маленький исследователь»

«Волшебница вода»

10. Развлечение для детей

11. Презентация проекта.

Отчѐт о проектной деятельности «Я – маленький исследователь» по теме

«Волшебница вода» в группе среднего дошкольного возраста « Звездочки »

На протяжении трѐх месяцев, в группе среднегодошкольного возраста «Звездочки» был реализован долгосрочный проект «Волшебница вода».

Цель проекта:

Развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи: 1. Расширение представлений детей о свойствах и качествах воды через опыты и эксперименты.

2. Расширение представлений детей о значении воды в жизни человека и

природы. Развитие познавательного интереса и речи детей.

3. Воспитание бережного, заботливого отношения к воде и природе.

Для решения первой задачи, расширение представлений детей о свойствах и качествах воды, и привлечения детей к исследовательской деятельности, мы начали свою работу с ознакомления детей с предметами – помощниками в исследовательской деятельности.Познакомили их с такими предметами как, лупа, микроскоп, мерный стаканчик, «Мельница», рулетка, воронка, весы.Создали доступные условия для самостоятельной деятельности в

использовании иобследования предметов, таких как, ракушки, пуговицы, шишки, семена растений, соль, сахар, почва, песок. Дети в течение всего проекта рассматривали в группе предметы, игрушки, семечки во фруктах, проросшие семена, корни растений, а также на прогулке, снежинки, ствол

деревьев, оборудование на участке. Этим мы пытались привлечь детей к самостоятельной и активной исследовательской деятельности.

Знакомство со свойствами и качествамиводы мы начали с определения «Какая вода?», где дети узнали, что вода прозрачная (а не белая), не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет форму, в воде исчезает соль и сахар. Провели опыты: «Лѐд – это вода», «Пар – это вода», «Снег - это вода» дети на собственном примере убедились, что лѐд превращается в воду у них в руках, а пар это тоже вода, чему были очень удивлены. Мы провели эксперимент «Куда делась вода?» дети заметили, после выходных, что воды стало в стаканчике меньше. Они узнали о том, что вода может испаряться. Закрепили знания о том, что снег это тоже вода. Провели эксперимент «Вода имеет силу», который помог увидеть то, что вода может крутить колесо. А при смешивании холодной и горячей воды она становится тѐплой.

Для решения второй задачи, расширение представлений о значении воды в жизни человека и природы, мы провели эксперимент «Вырастет ли семечко?» где показали детям, что без воды не может прорости семечко растения, опыт «Вода помогает расти корням», где дети наблюдали за ростками каланхоэ и бальзамином, их ростом и развитием. Подливали воду в стаканчик, для того чтобы корни росли, были сильными. Акогда корни, стали достаточно крепкими, мы пересадили растения в горшки с землѐй. А также мы посадили семена касмеи, где дети принимали активное участие, опрыскивали, поливали и уже через три для заметили первые ростки. В течение этих месяцев мы также

ухаживали за геранью, семена которых дети посадили ещѐ осенью. А также, мы

показали детям как растение «пьѐт воду». Провели эксперимент «Цветной салат». Часть ростка сельдерея разрезали пополам и поместили в пищевую краску синюю и красную. На следующий день дети увидели, и были удивлены

тем, что краска поднялась вверх и окрасила часть растения в красный, а часть в

синий цвет. А также проводили беседы «Зачем растениям вода?», «Если б не

было воды?», «Зачем опрыскивать листья?», «Что такое пресная вода?», «Какая

в море вода?», «Как помочь речке?», «Где живѐт вода?», «Кому нужна вода?»,

«Как вода помогает человеку?» Читали стихи и загадывали загадки о воде и

водоѐмах, а также,стихи направленные на бережное отношение к воде.

Использовали вработе дидактические игры «Кому нужна вода?», «Свет, звук, вода», «Стань другом природы». Всѐ это позволило нам расширить представления детей о том, что вода очень нужна человеку, растениям для жизни и развития.

Проводя опыты и эксперименты, беседуя с детьми о воде, растениях мы

решали и третью задачу по воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, воде. Сделали коллаж «Где есть вода?», «Кому нужна вода?» Провели

развлечение для детей, где дети рассказывали Незнайке стихи, помогли отгадать загадки о воде, сравнивали напитки с водой и говорили, чем вода отличается от воды, играли в подвижную игру и эстафету. Сценарий праздника прилагается. Дети были на экскурсии в старшей группе «В» . Спасибо Марине Юрьевне Самойловой и Надежде Ивановне Помешкиной за приглашение. Дети узнали много интересного о песке, что тоже помогло нам в решении нашей задачи, развитие познавательного интереса. Для родителей провели фотовыставку «Я – маленький исследователь» и «Волшебница вода!».

Составили папку «Стихи и загадки о воде», которую предложили родителям для заучивания дома. А также предложили родителям консультации

«Построение предметно – развивающей среды для организации жизни ребѐнка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Готовим исследователей на кухне», «Весѐлые эксперименты», «Картотека опытов по экологии» для развития познавательного интереса у детей дома.

Считаю, что все задачи, которые мы поставили, выполнили, но работу, направленную на развитие познавательного интереса у детей через опытно –экспериментальную деятельность необходимо продолжать и в старшем дошкольном возрасте.

Приложение

Сценарий развлечения для детей средней группы « Звездочки »

«Волшебница вода»

Цель: закрепление знаний и представлений о свойствах воды, развитие речи детей, создание эмоционально приподнятого настроения, ощущение радости от праздника.

Оборудование: вода, напитки, соки, тазик с водой, ложки, музыкальное сопровождение для игр.

Действующие лица: Незнайка

Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде.

Ведущий. – Ребята сегодня у нас праздник и на наш праздник мы пригласили

гостя, он спешит к нам.

Звучит музыка вбегает Незнайка с книгой

Незнайка:- Здравствуйте ребята! Я Незнайка, спешил к вам из Солнечного

города. Мне подарили книгу с загадками, а я не могу отгадать загадки.

Помогите мне, пожалуйста!

Дети отгадывают загадки о воде.

Незнайка. – Молодцы! Загадки вы знаете, а знаете ли вы стихи о воде?

Дети читают для Незнайки стихи о воде.

Ведущий приглашает Незнайку и ребят поиграть в игру.

Подвижная игра «Солнце и снежинки»

Ведущий. - Незнайка, а ты хотел бы принять участие в викторине?

Незнайка. - Да, очень хочу! С вашей помощью ребята, я много узнал о воде.

Ведущий. – Незнайка, тогда помоги оценить правильные ответы детей при

нашей викторине «Вопрос – ответ»

Викторина «Вопрос – ответ»

Дети делятся на две команды «Капелька» и «Снежинка». Команда «Капелька»

отвечает на вопрос «Кому нужна вода?», а команда «Снежинка» на вопрос

«Зачем нужна вода?»

За правильный ответ ребята получают от Незнайки фишки. Чья команда

наберѐт больше фишек, та команда выиграла.

Ведущий. – Незнайка, ты много слышал о воде, но сможешь ли ты узнать воду

закрытыми глазами?

Незнайка. – Не знаю, я еще не пробовал так узнавать воду?

Ведущий приглашает Незнайку и детей поиграть в игру «Угадай на вкус и

сравни с водой»

Игра «Угадай на вкус и сравни с водой»

Дети закрытыми глазами должны угадать какой напиток они выпили и сказать

чем отличается напиток от воды (вода прозрачная, а молоко белое; вода не

имеет запаха, а сок пахнет; вода не умеет вкуса, а компот сладкий и т.д.)

Ведущий. – Незнайка ты уже знаешь, что вода нужна всем. Без воды всѐ живое

погибнет. Поэтому воду надо беречь.

Стихотворение «Берегите воду»

Ведущий: - Мы приглашаем тебя поиграть с нами, и ты увидишь какие наши

ребята бережливые. Они умеют переносить воду, не проронив ни капли.

Подвижная игра «Донеси не проливая»

Дети делятся на две команды и переносят воду в мерный стаканчик

деревянными ложками.

Незнайка. – Спасибо большое ребята, я много узнал о воде. Какая она, как вода

всем помогает, я узнал от вас, что воду надо беречь. Спасибо Вам, а мне пора

обратно в Солнечный город. Там меня ждѐт Знайка. Побегу и расскажу ему,

какие умные, ловкие, бережливые дети ходят в детский сад «Брусничка». До

свидания!

Дети прощаются с Незнайкой дарят ему чистую воду.

Я по воде могу ходить!

Я по воде могу ходить!

Хотите, я вам покажу?

И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток

Я по нему сейчас пройду,

Не замочив своих я ног.

По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?

Но лед- замерзшая вода.

Прошел- и ног не замочил.

Сказал я правду, как всегда.

Стихи и загадкио воде

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал

Ручеек живой бежал.

Очень радостно журчал,

Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал

Путь длиннее пробивал.

И однажды прямо к речке

Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!

Не прогонишь ты меня?»

Речка очень удивилась:

«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?

Может, просто поспешил?

Мы с тобой совсем чужие,

Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:

«Неужели невдомек,

Мы же оба из воды.

Наши водные следы

Уж давно переплелись.

Наконец-то мы нашлись!»

Что может быть в прозрачной капельке воды?

Что может быть в прозрачной капельке воды?

На первый взгляд, конечно, ничего.

Но капни на стекло, оставь следы

И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,

О чем ты даже не подозревал.

Секрет свой тайный может передать

Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она

Завесу своей тайны приоткроет.

Изведай ты ее, познай сполна.

И водный мир тебя собой накроет.

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода.

Что такое вода? Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом и газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Вода из-под крана

Я воду в стакан из под крана налил.

На свет посмотрел- она очень прозрачна,

Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,

На вкус она будет совсем уж иной.

Словами, пожалуй, и не передать,

Как вкусно напиться водой ключевой.

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, изо льда?

А может, с подземных ключей она бьет,

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Ручеек

Ручеек-журчалочка,

Буль-буль!

Завертелась палочка

Тирль-тюрль!

Козочка копытцами,

Брык-брык!

Хорошо напиться бы!

Прыг-прыг!

Окунула мордочку

Хлюп-хлюп!

А пастух на жердочку

У него есть дудочка,

Дудочка-погудочка,

Стой-стой!

И запела дудочка,

Дудочка-погудочка!

Все вороны каркают

А лягушки квакают,

Ручеек-журчалочка,

Буль-буль!

Где же теперь палочка?

Триль-трюль!

Ручеек.

Познакомьтесь, мой дружок -

Маленький и быстрый

Синеглазый ручеек

Чубчик серебристый.

Он бежит издалека,

По камням и сучьям.

Я завидую слегка:

Ах, какой везучий!

Он увидит океан,

Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан

О таком мечтает.

Поспешает ручеек

По траве и шишкам

А на спинке он везет

Лодочку мальчишки.

Дождик.

Утром дождику не спится.

Он в окошко к нам стучится.

Нас вчера с подружкой Зиной

Он настиг у магазина.

Мы не стали убегать,

Мы с ним начали играть.

Мы по лужицам плясали,

Как в реке, намокли сами.

Он опять стучит в окошко -

Поиграть зовѐт немножко.

Мы по лужице - туда.

Мы по лужице - сюда.

И ещѐ бегом - туда.

И опять - туда-сюда.

Мы б ещѐ, да вот беда:

В луже кончилась вода.

Дождинки.

Мокрою тропинкой

Я бегу домой.

Частые дождинки.

Хлещут в зонтик мой.

Саблей золотою

Тучу гром рассѐк.

И бежит за мною

Звонкий ручеѐк

Гонит капля дождевая…

Гонит капля дождевая

Ручеѐк за ручейком,

Те бегут не унывая.

В реки быстрые. Потом,

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Шутка

Что ты пьешь все время, Лешка?

У меня внутри – рыбешка!

Без воды ей не прожить.

Как же мне теперь не пить?

А откуда там рыбешка?

Съел вчера икры немножко.

Снежок и Алешка

С улицы домой Алешка

первый снег принес в ладошке.

«Мама! – закричал мальчонка,

протянул вперед ручонку. –

Я снежок принес сюда!..» -

И замолк. Одна вода

«Кто-то снег мой утащил,

мне в ладонь воды налил!»

Лешке тут его сестренка

крикнула со смехом звонким:

«Догадаться сам не мог,

что растаял твой снежок!»

Кто не умывается.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

Моряк.

Как пройти мне мимо лужи?

Я с водою очень дружен.

Ножкой шаркаю по дну -

Проверяю глубину.

Вот не видно сапога,

Значит лужа глубока.

Не волнуйтесь, я бывалый -

Мой сапог и глубже плавал.

Загадки о воде

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир,

Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкою.

В жаркий день,

Самой желанной бывает.

Мы говорим: она течѐт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперѐд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море.

В нее льется, из нее льется,

сама по земле плетется.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке,

Узнаете меня.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Кругом вода, а пить нечего.

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим,

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(Молния, гром)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка?

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает.

От матери рожден,

И сам ее рождает.

Он как алмаз:

И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает.

Заклички

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей

по плошке, А на лешего в бору - Лей по целому ведру!

Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!

Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки. На

зелѐненьком лужочке!

Стихи

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неѐ нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неѐ нам не прожить!

Есть чудесная водица,

Без нее нам не прожить,

Не умыться, не напиться,

И здоровыми не быть.

Утром только лишь проснешься -

Сразу личико умой.

Будешь чистым и красивым,

Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?

Кто ответит на вопрос?

О водичке все мы знаем,

И утрем любому нос:

Это дождик и сосулька,

Белый снег и гладкий лед,

Ручеек и речка: Каждый,

Пусть запомнит и поймет.

Познакомьтесь, мой дружок -

Маленький и быстрый

Синеглазый ручеек

Чубчик серебристый.

Он бежит издалека,

По камням и сучьям.

Я завидую слегка:

Ах, какой везучий!

Он увидит океан,

Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан,

О таком мечтает.

Поспешает ручеек,

По траве и шишкам.

А на спинке он везет

Лодочку мальчишки.

Журчит, поѐт водица.

Знакомую тропой

Медведь идѐт напиться

Водою ключевой.

Нагнѐтся он лаская,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкая,

И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы,

Пьют ключевую влагу.

И зеленью кудрявой

Покрыто дно оврага.

Снежинка – балеринка

Жила – была на свете

Снежинка – балеринка.

Кружил январский ветер

Весѐлую снежинку.

Снежинка – балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

Дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Иней

Всѐ вокруг укутал иней

В заячий тулуп:

Провода электролиний,

Крыши, дым из труб.

Опушил пеньки лесные,

На сосне – иголки,

И набросил ледяные

Кружева на ѐлки.

Ягодам рябины алой,

Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала

Разноцветной льдинкой.

Росинка.

На тонкой паутинке,

Качается росинка,

Светлая, хрустальная

Словно бусинка на вид.

Лес зеркальный отразит

Капелька зеркальная.

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.


Актуальность По результатам бесед с детьми было выяснено, что детям интересно узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства. Как вода помогает всему живому жить и расти. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать выводы, умозаключения в ходе знакомства с водой, а также бережно относиться к природным ресурсам.


Цели проекта Расширить знания детей о свойствах воды (прозрачность, не имеет вкуса, запаха и цвета, вода растворитель, вода текучая); Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности; Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью, экологической культуры;


Задачи проекта: Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов. Воспитывать бережное отношение к воде, осознавая необходимость ее беречь.


Этапы проекта Подготовительный: Выбор темы; Постановка проблемы; Определение цели и задач исследовательской работы; Изучение методической литературы; Разработка плана мероприятий проекта. Основной Организация исследования в рамках проекта: Занятия; Наблюдения в группе и на прогулке; Беседы; Игры-эксперименты; Чтение художественной литературы; Заключительный Повторное обследование детей;(беседа) Занятие «Волшебница-вода»; Оформление фотовыставки «Вы слыхали о воде?..»; Выставка детских работ Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой; Родительское собрание по теме «Детских экспериментов» Презентация проекта на педсовете


Формы работы оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов проведение занятий по теме проекта дидактические игры подбор консультаций наблюдения на прогулках и в группе чтение художественной литературы; опыты и эксперименты с водой; изготовление стенгазеты «Вы слыхали о воде», «Давайте купаться,..», «Круговорот воды в природе»; родительское собрание на тему: « Детское экспериментирование», презентация проекта.

























Данный проект является базой для развития опытной и исследовательской деятельности для дошкольников. Основной целью проекта является развитие самостоятельной поисковой деятельности в области природы и воды. К данному проекту есть подробная презентация. К сожалению объем презентации большой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский – творческий

проект

«Волшебница вода»

Поликарпова Ю.М.

Перелыгина О.А.

2012 год

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание проекта
  3. План реализации проекта:
  • Объект исследования
  • Тема
  • Цель
  • Тип проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации
  • Проблема
  • Образовательные области
  • Развитие интегративных качеств
  • Предварительная работа
  1. Конспект занятия в средней группе «Вода – наше богатство»
  2. Описание видов деятельности
  3. Вывод
  4. Список литературы
  1. Пояснительная записка

Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев

Поисково-экспериментальная деятельность “Волшебница вода” представляет собой разработку воспитателей детского сада “Эврика” г. Королев, для детей с 4 до 5 лет (средняя группа).

Поисково-экспериментальная деятельность - это вид проектной деятельности в которой дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Основной целью проектного метода является:

Развитие познавательных интересов, потребности и способности;

Самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

В ходе проведенного нами опытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Средний дошкольный возраст : этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

Образовательные задачи:

  1. Средний дошкольный возраст :
  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации : «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Структура детского экспериментирования

  • Проблемная ситуация
  • Целеполагание (что нужно сделать)
  • Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
  • Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Задачи:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  • Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю - понимаю» (Конфуций ). Экспериментирование поможет ребятам ответить на вопросы «Всегда ли вода одинаковая?», «Куда делась вода»

Программа предполагает проведение одного занятия в день в первой и во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15-20.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • Ознакомление с окружающим.
  • Экологическое воспитание.
  • Развитие речи.
  • Наблюдения на прогулке
  • Наблюдения в детском саду
  • Наблюдение в группе
  • Наблюдение в живом уголке
  • Экспериментирование
  • Опыты
  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
  • Беседы по теме «Путешествие капельки».
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия.

В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования


Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

  • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

  1. Содержание проекта – «Волшебница вода»

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

В рамках проекта дети познакомились с окружающим миром воды, со свойствами воды, с природными явлениями. Ответили на вопросы: Кому нужна вода, как вода попадает к нам, какая бывает вода? Провели ряд экспериментов по выявлению свойств воды: твердая, жидкая, газообразная, не имеет формы, какие вещества растворяются в воде, что тонет в воде и т.д. Также мы познакомились с обитателями воды и водоемов. Изучили движение воды в природе (круговорот воды). Рассмотрели такое состояние когда воды бывает опасной: наводнения, можно утонуть, обжечься и т.д. В этом нам помогла игра «Вода – хорошо, вода- плохо». После того, как мы достаточно изучили водную среду, нам предстояла задача решить вопрос о загрязнении воды и о том, как сберечь воду.

На всем протяжении проекта ребята готовили с родителями доклады на тему воды. Многие темы были освещены самими ребятами. Но помимо этого дополнительную информацию готовил воспитатель.

В рамках непосредственной работы воспитателя с ребенком:

  • Были поставлены наводящие вопросы, для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему;
  • Представлен дополнительный материал для совместного изучения;
  • Использование информационных технологий для показа тематических презентаций и мультфильмов;
  • Помощь в проведении более сложных и интересных опытов и экспериментов;
  • Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе;
  • Разгадывание загадок;
  • заучивание стихотворения;
  • Рассматривание фотографий;
  • Беседы по теме «Путешествие капельки»
  • Целевая прогулка;
  • Наблюдения в природе;

В рамках самостоятельной деятельности детей:

  • Рассматривание тематических картин;
  • Прослушивание аудиозаписи;
  • Опыты с переливанием воды;
  • Опыты «тонет – не тонет»;

На фронтальных занятиях были даны следующие темы:

  • Природная стихия – вода;
  • Вода – наше богатство;
  • Профессии, связанный с водной стихией;
  • Вода – друг, вода – враг;
  • Круговорот воды в природе;
  • Источники загрязнения воды;
  • Берегите воду;
  • Свойства воды;
  • Растворимые вещества в воде;
  • Откуда пришла вода;
  • Заучивание стихотворения «Волшебная вода»

Интересные методы обучения:

  • Мозговой штурм. Ученики высказывают идеи, связанные с заданной темой и связывают их с предварительными знаниями и новыми возможностями. Используется в начале проекта, ходе обсуждений.
  • Игра «Хорошо-плохо». Выявляет представление детей о свойствах изучаемого объекта, его системе взаимосвязей.
  • Рефлексия. Дает ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и методы их улучшения. Используется в проекте в письменной форме.
  • Оценивание плаката или доклада, созданной детьми с родителями, педагогом и воспитанниками с точки зрения знаний свойств изучаемого предмета, дизайна, участия родителей в проекте.
  • Тематическое рисование, лепка, аппликация;
  • Работа в парах: изобразите облако-тучу, каплю-дождь, лужу-ручеек-реку;
  • Групповая работа: изобразите процесс образования моря (ручейки-реки-море);
  • Сочинение экологической сказки о воде;
  • Развлечение «Праздник волшебной Воды»
  • Конкурс рисунков и поделок «Портрет воды»

Проект проходил в игровой форме, в непринужденной обстановке. Создавались искусственные проблемные ситуации, из которых дети искали выход самостоятельно, что доставило много радости.

На протяжении всего проекта был подобран соответствующий музыкальный фон. В проекте мы использовали аудиоэнциклопедию Дяди Кузи и Чевостика. Весь ход проектной деятельности мы сопровождали разучиванием и рассказыванием стихотворения:

"Волшебная вода"

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойства воды. Для этого детям в конце каждого занятия задавались вопросы по теме, а в конце каждого эксперимента и опыта воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.

Таким образом, применение различных методов при ознакомлении дошкольников со свойствами воды возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Это и доказывают проведенные нами опытно-экспериментальные занятия по общей теме «Волшебница вода». Следовательно, экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста.

  1. План реализации проекта
  • Объект исследования – Вода в природе
  • Тема – Волшебница вода
  • Цель - п родолжать расширять и уточнять представления детей о различных природных объектах; объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности; способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей; приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
  • Тип проекта – творческий, информационный, экспериментальный;
  • Участники проекта: воспитатель-ребенок-родители
  • Сроки реализации – 1 месяц
  • Проблема:

Проблемные вопросы:

  • Возможно ли жить без воды?
  • Может ли исчезнуть вода?
  • Как вода попадает в кран?

Учебные вопросы:

  • Какие состояния воды существуют?
  • Какие явления природы вы знаете?
  • Что такое круговорот воды в природе?
  • Почему воду нужно беречь?
  • Как очистить воду?
  • Образовательные области:

Физическая культура

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Социализация

Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

Познание

Сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи;

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству;

Музыка

Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству;

  • Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

Имеющий первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

  • Предварительная работа.

При выборе темы были учтены следующие правила:

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Адаптационный этап.

На этом этапе проводилась информационно-просветительская работа с родителями. Понятно, что исполнение самого проекта оказывается для самого ребенка наиболее сложным. Вместе с тем, познавательный интерес, идеи, которые высказывает ребенок, могут быть предъявлены как взрослым, так и сверстникам. Поэтому при выполнении проекта большая роль отводилась родным ребенка. В связи с этим успешность проекта во много зависела от заинтересованности родителей. После того, как родителей информировали о целях нашего проекта, его необходимости и значимости для ребенка, они активно включились в сбор информации и уже со своей стороны привлекали детей. Получился тройственный союз: воспитатели – ребенок – родители – что еще больше укрепило и сблизило наши отношения.

Заранее были подготовлены разные книжки для чтения, стихи, загадки, рассказы, демонстрационный материал; Были подобраны материалы для экспериментов и опытов, презентаций и просмотров видеоматериалов. Также было подобрано музыкальное оформление, на каждый день.

  1. Конспект занятия.

Занятие «Вода – наше богатство»

Цели:

  • расширить представления детей о том, где используется вода;
  • дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
  • закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
  • активизировать речь, развивать образное мышление;
  • воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

Развивающая среда:

  • Лист ватмана (картограф);
  • Предметные картинки с сюжетами использования воды;
  • Карточки в виде капелек воды с загадками;
  • Карточки с рисунками (ответы на загадки);
  • Картинки с растительным и животным миром;
  • Фильтр для очистки воды;
  • Письмо от Нептуна.

Методические приемы:

  • Загадки;
  • Опытническая деятельность;
  • Работа с картографом;
  • Вопросы;
  • Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
  • Проблемная ситуация;
  • Сюрпризный момент.

Ход занятия

1. Дети по очереди достают из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель и старшие дети читают их вслух.

Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло.

(Снег)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

(Дождь)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Речка)

Дети прикрепляют на картограф карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель:

– Что объединяет все наши отгадки? О чем мы сегодня будем говорить?

Дети:

– О воде!

2. Воспитатель:

– Как вы думаете, для чего людям вода?

Ответы детей.

– Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. А еще как человек использует воду?

Раздать картинки с сюжетами использования воды старшим детям. Они рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.

Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала. Загрязненная вода вредна для человека, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров.

Провести эксперимент по фильтрации воды. Засечь время, чтобы узнать, сколько минут потребуется для фильтрации стакана грязной воды и 0,5 банки. А также посчитать, сколько фильтров мы использовали, чтобы получить стакан чистой воды и 0,5 банки чистой воды. Дети с помощью воспитателя делают вывод, что очень много времени и средств приходится людям тратить на очистку воды. Поэтому к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А теперь послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте время зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет.

(С. Погорельский)

Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей.

Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

Воспитатель:

– Как вы думаете, кому еще нужна вода, кроме человека? (Показать картинку с изображением растения или животного около водоема. Младшие дети дают названия изображенного, а старшие – рассказывают, в каких целях используется вода).

– Правильно. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

Воспитатель:

– Ребята, это письмо от Нептуна. Он обращается с просьбой о помощи. По морю разлилась нефть в результате аварии танкера. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры». Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.

Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях. Лучшие предложения предложить послать Нептуну.

Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

– Что больше всего запомнилось?

– Как мы можем беречь наше богатство – воду?

  1. Описание видов деятельности
  • Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».

  • Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и экперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

  • Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:

  • ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
  • организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:

  • Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
  • Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.
  • Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.
  1. Перспективное планирование, цикл занятий

Взаимодействие ребенка и взрослого на организационных занятиях

Взаимодействие ребенка и взрослого в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Занятие 1. Природная стихия - вода

Рассматривание фотографий, на которых изображена вода. Отгадывание загадок о воде.

Создать условия для игровой деятельности.

Предложить сюж.ролевую игру «Профессия капитан», «Сантехник», «Садовник», «Поливальная машина», «Завод воды»

Занятие 2. Вода – наше богатство

Учим стихотворение о воде.

Чтение худ.литературы: А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов», Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка»

Занятие 3. Откуда пришла вода?

Распределяем темы докладов.

Занятие 4. Вода в природе

Опытная и экспериментальная деятельность

Занятие 5. Состояние воды в природе

Просмотр видеоматериала «Облака»

Занятие 6. Растворимые вещества в воде

Прослушивание выступающих детей с докладом о воде.

Занятие 7. «Вода – это хорошо, вода – это плохо»

Экскурсии, целевые прогулки,

Занятие 8. Берегите воду

Прослушивание аудиозаписи «Берегите воду»

Изодеятельность:

Наблюдения в природе

Рисование воды в природе

Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика

Развлечения, конкурсы, досуги

Аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик», «Морские жители»;

Опытническая деятельность, слушание музыкально-звуковой картины

Вырезание снежинок, изготовление корабликов из разных материалов

Сюрпризный момент, дидактическая игра «Слушай внимательно»

Музыкальное занятие:

Слушание, представление и обсуждение звуков природы

Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …)

Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки

Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»

Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»

Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка», «Я – капелька»

  1. Вывод.

В ходе проведенной нами экспериментально-исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Для родителей был представлен плакат с фотографиями детей во время проведения проектной деятельности, презентация проекта, а детям вручили грамоты.

  1. Список литературы

Интернет-ресурсы:

  • Глоссарий для родителей
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников]

Старшая группа № 7

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: старшая логопедическая группа (19 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Актуальность

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница-вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Тема совместной деятельности: «Волшебница-вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Оборудование: вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость), прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода), сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктельные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Цель: Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);

Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

Привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе «Уголок мудрой Совы» и в оформлении плаката «Круговорот воды в природе»; повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.

Предполагаемый результат:

Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, презентация проекта.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
Дидактические, словесные, подвижные игры.
Трудовая и продуктивная деятельность детей.
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».
Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

«Путешествие с капелькой».
ООД : Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
ООД : Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность :
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»
Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.
Речевое развитие

Совместная деятельность:

Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»,
Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
Оформление альбома
Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.
Физическое развитие Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море». Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются : организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей: пояпился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы : состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

1 этап: Подготовительный

(сентябрь – ноябрь)

Изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

Оборудовать мини-лабораторию в группе «Уголок мудрой Совы»;

Организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

Подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

Подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

Дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

Оформить плакат «Круговорот воды в природе»;

Организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

Провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

Подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

Воспитатель : ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Воспитатель : правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

(Н. Рыжова.)

Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта

Основные мероприятия

Дата Содержание деятельности Участники
Понедельник
23 ноября
Беседа «Вода – источник жизни»
Чтение рассказа «Жила-была река»
Д/и «Какой бывает вода», «Опиши»
П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

Речь с движениями «На речке»
ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой»
Д/и «Хорошо-плохо»
Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?»
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Вторник
24 ноября

Утро (совместная деятельность):

Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?»
Загадки о воде
Д/и «Хорошо-плохо», «Подскажи словечко»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Разучивание пословиц и поговорок о воде
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
Речь с движениями «На речке»
Физкультминутка «Дождик»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Среда
25 ноября

Утро (совместная деятельность):

Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
Чтение стихотворения «Что такое вода?»
П «Ходит капелька по кругу»

ООД

ООД : Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Д/и «Три состояния воды», «Где снежинку нам искать?»
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Четверг
26 ноября

Утро (совместная деятельность):

Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»
Народные приметы о воде
П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды»
П/и
Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Пятница
27 ноября

Утро (совместная деятельность):

П/и «Рыболов»
Д/и «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
Чтение стихотворения «Берегите воду»
Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
Презентация «Родственные слова семейки «ВОДА»

ООД

ООД : опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Разучивание индивидуальных стихотворений, пословиц и поговорок о воде
П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
Воспитатели
Учитель-логопед
Дети
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Понедельник
30 ноября

II-пол. дня:

Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода»

Воспитатели
Учитель-логопед

Презентация проекта «Волшебница-вода»

Список использованной литературы:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.

8. Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.