Ребенок ворует сладкое психология. Что делать, если ребенок ворует – пошаговое руководство

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

Девочка ворует деньги из кошелька

Кражи, совершаемые ребенком – безусловно, серьезная проблема, требующая немедленного решения. Однако не стоит забывать прописную истину: обвинять ребенка в пропаже денег можно только в том случае, если у родителей есть твердая уверенность в том, что именно он совершил кражу. Какими бы сильными не были обида и разочарование, не стоит забывать о том, что иногда даже одно неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред детско-родительским отношениям.


Дети берут деньги без спроса

И все же, что делать, что предпринять, если обнаружилось, что ребенок ворует деньги у родителей? Какие советы психолога могут помочь в этой ситуации?

Почему?

Кражи, совершаемыми детьми, лишенными родительского контроля, вряд ли вызовут у кого-нибудь удивление. Но, что делать, если ребенок ворует ценные вещи и деньги в семьях, где ему прививали совершенно другие установки и ценности? Как правило, именно этот вопрос задает себе большинство родителей, чьи дети были уличены в краже денег. Действительно, что может заставить ребенка перешагнуть через запреты, совершая заведомо неблаговидный поступок?

Для начала, родителям необходимо заглянуть в самую суть проблемы. Психологи выделяют несколько групп факторов, толкающих детей на кражу. Зная об этом можно принять наиболее верное решение и подумать, что делать, если ребенок ворует из дома деньги.

1. Потребность в авторитете среди сверстников

Нередко дети воруют деньги для того, чтобы с их помощью приобрести себе авторитет среди сверстников. Действительно: вокруг ребенка, всегда имеющего при себе определенную сумму, всегда собираются желающие воспользоваться его деньгами. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что авторитет нельзя купить за деньги и никакие подарки не позволят ребенку обрести друзей или положение в группе сверстников. Более того: неблаговидные поступки не укрепляют авторитет, а напротив, безнадежно ему вредят. И только доброжелательность и искренний интерес к ребятам могут помощь ребенку найти настоящих друзей.

Дети часто воруют, стараясь повысить свой авторитет

2. Зависть к другим детям

Если все сверстники вокруг давно обзавелись мобильными телефонами, демонстрируют друг другу дорогие гаджеты, одежду и другие вещи, ребенок неизбежно начинает им завидовать. И далеко не всегда материальное положение родителей может позволить им покупать вещи и делать дорогие подарки, о которых они так мечтают. Но легко ли объяснить это ребенку в том возрасте, когда любое отличие от окружающих воспринимается крайне болезненно? Безусловно, делать это нужно.

В первую очередь, ребенка нужно научить не реагировать на чужое хвастовство и достойно отвечать на провокации со стороны других детей.


Зависть к другим - причина воровства

Ведь, по сути, всегда найдутся дети, которые будут носить более дорогую одежду, доставать из портфелей более дорогие телефоны. И смысла «гнаться» за кем-то, стараясь доказать свою состоятельность и делать то, что не имеет смысла, нет.

3. Воровство как попытка привлечь к себе внимание

Довольно часто на кражу денег решаются дети, испытывающие недостаток родительского внимания и поддержки. Проступок для них – это шанс спровоцировать близких людей на эмоциональную реакцию и заставить их хотя бы ненадолго вспомнить о его существовании.

В такой ситуации необходимо в корне пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Всегда ли он может рассчитывать на понимание со стороны своей семьи? Не сводится ли его общение с родными к дежурным вопросам? Именно восстановление отношений с сыном или дочкой, а не разбирательство факта кражи в этой ситуации должно стать приоритетной задачей.


Дети считают, что деньги повысят их авторитет среди сверстников

Стоит отметить, что зачастую после одной доверительной беседы ребенок начинает чувствовать угрызения совести и чувство стыда за совершенное.

4. Непонимание роли и ценности денег

Имея весьма поверхностное представление о том, какой ценой достаются деньги большинству родителей, многие дети могут спокойно брать их без разрешения и тратить на свои нужды. Конечно же, в этом случае одной беседы будет недостаточно. Целесообразно дать ему почувствовать последствия нехватки денег, на время ограничив его траты на развлечения, уменьшив количество карманных денег. Подростку можно также предложить найти подработку (не мешающую его учебе).


Часто дети не понимают ценность денег

Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?


Доверительная беседа с ребенком помогает остановить кражи

Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует. Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.

Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства . И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!

Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то. Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.

Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте. Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.


Деньги должны храниться в недоступном для детей месте

Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах , принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности. Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.

Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы. Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.


Деньги на карманные расходы

По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

Детям надо выдавать карманные деньги

Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.

Полезные запреты

Для того, чтобы отучить ребенка от воровства, полезно взять на вооружение не только советы, но и запреты.

Закрывать глаза на пропажу небольших денежных сумм или вещей, представляющих собой незначительную ценность. Нужно ли говорить о том, что ребенок, которому сошла с рук мелкая кража, не сможет удержать себя от более значительного проступка. Последствия, которые наступят, если ребенок совершит этот проступок, должны быть направлены, главным образом на профилактику краж в дальнейшем. И размер украденной суммы не имеет принципиального значения.


Родительские ошибка

Самые частые родительские ошибки

Если ребенок украл деньги, не стоит публично отчитывать его, либо использовать в качестве наказания запугивание или угрозы. Это окончательно испортит отношения с родителями. Выслушав любого детского психолога, можно понять, что отказ от воровства должен быть мотивирован сознательным уважением к собственности окружающих, а не угрозой наказания.
Если кражи денег стали постоянными и начали повторяться и за пределами дома, ребенку потребуется серьезная помощь квалифицированного психолога.

Нельзя оставлять кражу без внимания

Отучить ребенка воровать непросто. Но учитывая приведенные в статье советы психолога, можно повлиять на ребенка и вести эффективную профилактику воровства как дома, так и за его пределами.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым, счастливым и умным, а главное, слушался маму и папу. Ведь с высоты взрослых лет нам кажется, что мы все знаем и умеем лучше них. Но бывает так, что радужные представления об идеальном поведении ребенка разбиваются о суровую реальность – сыном или дочерью украдены деньги. Что делать в этой ситуации? Успокоиться и примириться с тем, что деньги таскают многие дети или пойти на принцип и жестко наказать ребенка, чтобы впредь было неповадно?

Это достаточно сложный вопрос и любые действия должны быть тщательно обдуманными. Ведь даже неосторожно брошенное слово может стать причиной холодных отношений с ребенком в будущем. Иногда необдуманные действия приводят к детским обидам, которая остается с ребенком на долгие годы. В этой статье попробуем разобраться, почему дети воруют деньги у родителей, как реагировать на такое поведение и как предотвратить инцидент в дальнейшем.

Почему ребенок ворует деньги

Для начала нужно попробовать понять, почему ребенок ворует деньги? Что подвигло его на подобный поступок? От этого может зависеть общая эмоциональная картина происходящего. Ведь одно дело, когда сын взял деньги на лечение бездомного пса, а другое, когда он прогулял зарплату отца с друзьями. Чтобы выяснить истинную причину произошедшего, не нужно повышать голос на ребенка, кричать и читать ему нотации. Постарайтесь сначала выстроить доверительные отношения и найти контакт. Зачастую кражи случаются в подростковом периоде, дети в это время довольно агрессивные и закрытые. Но постарайтесь найти ту ниточку, за которую можно потянуть. Выйдите с ребенком на откровенный разговор и спросите, почему он так поступил. Обычно дети воруют деньги у родителей по следующим причинам.

  1. Бывает так, что ребенок берет деньги, просто считая, что они общие, ведь семья и бюджет общий. Но такое обычно происходит у детей младшего возраста – до 7 лет, они пока еще не могут различать «свое-чужое».
  2. Чаще всего ребенок ворует деньги, потому что ему хочется купить жвачек, конфет и иную дребедень, а денег нет. Ведь вокруг все пестрит соблазнами, друзья покупают желаемое. Признайтесь себе честно, даете ли вы ребенку деньги на карманные расходы, а вместе с этим возможность распоряжаться своими деньгами? Безусловно, отсутствие карманных денег не оправдывает воровство, однако если вы все время отказываете ребенку в мелочах вроде жвачки, говоря о том, что это вредно, вы просто не оставляете ему иного выхода.
  3. Иногда к воровству подталкивает желание самоутвердиться в компании более взрослых и наглых сверстников. Особенно ярко это проявляется в том случае, если ребенка не понимают дома, папа отмахивается от совместного времяпровождения, а мама считает увлечения самолетами ерундой. С помощью родительских денег ребенок хочет показать себя в новой компании, завоевывает доверие ее «главарей» путем покупки различных сладостей и т.д.
  4. Бывает так, что воровство – это простое привлечение внимания родителей к своей персоне. Признайтесь себе откровенно – когда вы посвящали все свое свободное время ребенку? Целый день вы проводите время вдали друг от друга, а вечерами уговариваете ребенка отстать от вас, ведь вам нужно приготовить ужин, прибраться и закинуть вещи в стирку. «И вообще, иди уроки делай», говорите вы. Папа тоже занят – он смотрит важный обзор политических новостей. Ребенок понимает, что для того, чтобы на него обратили внимание, с ним должно произойти что-то особенное, ведь не зря родители носились с ним как угорелые, когда у него была ангина с высокой температурой. И тогда чадо решает привлечь внимание родителей именно воровством денег. И пусть это внимание проявляется криком, гневом и наказанием, но это уже достижение – ведь он добился этого внимания. Если причина именно в этом – это укор не ребенку, а именно вам. Ведь по сути, воровство в этом случае — немой крик о помощи.
  5. Некоторые дети воруют на спор или на «слабо». Они пытаются утвердиться среди друзей за счет преодоления страха и получения желанной наживы. В этом случае можно сказать, что у ребенка реальный комплекс неполноценности, и он не может поставить себя в обществе правильно, не может добиться уважения иными способами.
  6. Дети могут воровать, если видят перед собой пример. Если вы берете и кладете в карман найденный кошелек, забираете ручки с различных касс и без спроса присваиваете соседскую лопату, ребенок понимает, что ничего опасного и дурного в этом нет.
  7. Бывает так, что родители со злостью отзываются о богатом соседе, говоря о том, что деньги он наворовал. Ребенок видит «красивую» жизнь более удачливого соседа и начинает понимать, что брать без спросу – это хорошо, так жить лучше.
  8. Иногда начинают воровать тихие, и даже замкнутые дети. Если вы уверены в моральных качествах своего ребенка, возможно, его заставляют это делать старшие подростки. Зачастую слабых духом детей заставляют воровать деньги под страхом избиения его или его младших братьев и сестер. Здесь очень важно выйти на откровенный разговор с чадом.

Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству. Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги.

Итак, факт кражи был зафиксирован. Ни в коем случае не обвиняйте ребенка, если вы не уверены, что это был именно он. В жизни всякое случается, украсть деньги мог непорядочный сосед, проверяющие коммунальных служб, да их вообще могли вытащить в транспорте! Даже после извинений от несправедливого обвинения осадок останется. Поэтому разговор с ребенком должен быть только после полной уверенности в том, что это совершил он.

Первым делом нужно справиться с агрессией и постараться не кричать на ребенка. Особенно, в общественном месте. Не отчитывайте ребенка при посторонних людях – это может нанести ему травму, чувство вины и стыда останется с ним на всю жизнь. Даже всей семьей ругать ребенка не стоит. Нужно чтобы родители (без братьев и сестер) поговорили с ребенком на чистоту. Нужно обязательно узнать, почему он совершил такой поступок. Если эти деньги вымогали старшие дети, обязательно обращайтесь в правоохранительные органы, не оставляйте ребенка одного – он должен знать, что на любое бесправное действие найдется противодействие. Ребенок должен знать, что вы всегда можете его защитить.

Если он взял деньги по собственной воле, спросите его, зачем он это сделал. Нужно объяснить ребенку о своих желаниях и приоритетах. Обязательно начните давать ребенку деньги – на мелкие карманные расходы. Ведь он становится взрослым и тоже участвует в торгово-рыночных отношениях. Но только не сразу, а через некоторое время, чтобы ребенок не думал, что это поощрение за воровство. Наличие карманных денег отлично воспитывает ребенка любого возраста. Можно объяснить ему, что управлять деньгами очень интересно. Можно потратить все деньги в один день, купив шоколадки и конфеты, а можно их собирать и на сбережения приобрести велосипед или планшет. Финансовое воспитание – очень важный фактор развития ребенка.

В разговорах с ребенком часто должны присутствовать беседы на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо». Прививайте сыну и дочери моральные ценности, говорите, что брать чужое нельзя. Говорите о том, что богатые люди – молодцы, они добились всего своими умениями и знаниями, даже если это не всегда правда. В будущем ребенок будет стремиться к знаниям, к получению качественных навыков выбранной профессии, чтобы добиться реальных высот. Ни в коем случае не пугайте ребенка тюремным сроком и сомнительным будущим. Также не стоит сравнивать его с братом или сестрой. Кроме того, что вы сеете вражду в родственные отношения, таким образом вы выращиваете в ребенке комплекс неполноценности. Скажите ребенку, что вы его любите и переживаете о нем, что воровать нехорошо, некрасиво и стыдно. Скажите, что хотите справиться с проблемой вместе, что всегда поддержите его на пути исправления. В общем, ребенок должен слышать понимание, а не истерики и агрессию.

Как не допустить повторения кражи

Во-первых, ситуацию нужно закрыть в тот же день, когда вы ее разобрали. Не стоит напоминать о воровстве каждый день, а тем более, стыдить перед бабушкой или упрекать при каждой потерянной копейке. В ребенке может зародиться чувство вины, от которого потом будет сложно избавиться.

Чтобы инцидент не повторился в будущем, старайтесь выработать у ребенка уважение. Вы зарабатываете деньги и сами распределяете их. Сын или дочь должны уважать это и не трогать деньги без вашего ведома. В то же время нужно научиться проявлять уважение к ребенку – его желаниям и потребностям. Если он просит купить ему новые наушники, не торопитесь их приобретать, но и не отказывайте ему безоговорочно. Скажите, что каждую неделю вы даете ему определенную сумму, если он не будет тратить их, он вполне сможет купить себе наушники уже через месяц. Или скажите, что пока у вас нет возможности купить желаемое, но через 5 дней вы получите зарплату и непременно их купите. Важно искать компромиссы, глухая стена непонимания всегда толкает на воровство.

При этом очень важно научить ребенка правильно относиться к деньгам, одежде, игрушкам. С ранних лет мамы успокаивают маленьких детей, испачкавшихся в лужах – ничего, мол, страшного, постираем или купим новую футболку. Ребенок взрослеет и без опасения идет играть в футбол в новой белой рубашке – мама ведь купит новую, если что. В этом случае ребенок думает, что финансы – это бесконечный ресурс и их можно брать из маминого кошелька сколько угодно.

Чтобы воровство не повторилось, старайтесь находить точки соприкосновения со своим чадом. Проводите с ним доверительные беседы, но не в качестве обязательной программы, поставив табуретки друг напротив друга, а непринужденно. Самые откровенные тайны родителям рассказываются за приготовлением еды, во время простого лежания в кровати или совместной прогулки. Интересуйтесь делами ребенка, старайтесь вникать в его проблемы, налаживайте психологический контакт и говорите ребенку о своих чувствах. Просто произнесите, что вы любите и гордитесь им. И тогда на вас посыплется море ласки, разговоры о подругах и первой любви.

Если ребенок украл родительские деньги – не торопитесь набрасываться на чадо с обвинениями, криками, телесными наказаниями и запретами. От того, какие слова вы подберете, зависит будущее вашего ребенка. Ведь это ваш малыш, вы сами должны знать ключ, которым открывается его сердце. Постарайтесь понять причину воровства и устранить ее. И тогда украденные деньги станут лишь воспоминанием, о котором вы больше никому не расскажете.

Видео: что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Детское воровство - проблема, с которой сталкиваются все родители. Такое поведение обычно вызывает у старших членов семьи растерянность, панику и недоумение. Мы расскажем вам об основных причинах, почему ребёнок ворует деньги, и что вам необходимо делать в такой ситуации.

Детские кражи - явление довольно частое. Практически каждый ребёнок сталкивается с соблазном взять что-то чужое. Если такая ситуация коснулась и вашей семьи, не стоит паниковать. Проблема имеет решение. Необходимо только разобраться в причинах такого поведения и правильно отреагировать на него. При этом нужно учитывать возраст ребёнка, его отношения с вами и сверстниками.

Такие особенности сугубо индивидуальны. Один ребёнок, уличённый в краже однажды, испытает сильное эмоциональное потрясение и навсегда откажется от таких затей. Другой, переживая систематические наказания, будет продолжать воровать снова и снова. Обе ситуации требуют внимания и ответственного подхода со стороны родителей.


Почему ребёнок ворует?

Психология, мотивы и суть детских краж во многом зависят от того, когда именно дети начинают воровать.

Если малышу менее 3-4 лет, говорить об осознанном воровстве нельзя. В это время малыш только начинает анализировать понятия чужой собственности и ценности. Ему пока ещё трудно контролировать свои желания владеть чем-то.
В старшем возрасте, достигнув рубежа в 5-6 лет, ребёнок уже хорошо понимает и осознает границы дозволенного. Воровство в таком случае говорит об определённых проблемах в социализации и отношениях с родителями. Вам необходимо разобраться в мотивах ребёнка и целях такого поведения, что бы пресечь это на корню.
Причин, почему ребёнок 6-7 лет и старше ворует, может быть несколько:

  1. Ребёнку не хватает внимания, причём речь может идти как о внимании родителей, так и о внимании друзей, сверстников. Выявив пропажу, все бросают повседневные дела и начинают искать деньги, и маленькому режиссеру этого спектакля нравится наблюдать за тем, как резко меняется обстановка. Даже воспитательная беседа о том, как нехорошо воровать, становится для малыша лишним поводом для общения.
  2. Ребёнок чувствует себя обделённым, не имея того, что есть у других детей. В особенности это касается малышей, которые являются пока единственными в семье. При отказе родителей купить дорогую игрушку маленький комбинатор задумывается о том, как получить этот трофей, и принимает решение украсть деньги у родителей на покупку вожделенного объекта.
  3. Желание заслужить уважение сверстников. Максимальным влиянием в детском обществе пользуется тот, у кого больше всего игрушек. Если ваш ребенок стремиться быть лидером, он будет искать рычаги воздействия и способы их получения даже в обход запретов родителей. Одним из решений становится воровство.
  4. Ребёнок повторяет поведение кого-то из взрослых. Причины воровства могут крыться в наблюдении за тем, как мама берет деньги из папиного кошелька без спроса. Если взрослые приносят в дом чужие вещи, это также может навести малыша на мысли о том, что так делать нормально.
  5. Он использует воровство как месть, способ наказания кого-то. Если в недавнем времени вы наказали свое чадо за проступок, причина кражи может скрываться в стремлении отомстить, выразить свою обиду.

Проанализируйте ситуацию и выявите ключевую причину происшествия. Это поможет вам спланировать план действий и подобрать правильные слова, чтобы объяснить ребенку, что так делать нельзя. Когда вы поймете мотивы, которые легли в основу такого поведения, у вас появится возможность целенаправленно решить проблему, не обращаясь к психологу.

Что предпринять в случае первой кражи?

Заметив пропажу денег дома или увидев чужие предметы, деньги в вещах ребёнка, вы не должны игнорировать такую ситуацию - с таким поведением необходимо бороться не откладывая. При этом не имеет значения ценность украденного, будь то дешевая игрушка или дорогая, крупная или мелкая купюра. Беспокойство должен вызывать сам факт кражи, а не ее размеры. Психолог необходим лишь в крайнем случае, сначала попытайтесь самостоятельно справиться с этим казусом.

Поговорите о произошедшем

Без серьёзного разговора не обойтись. Задайте прямой вопрос и наблюдайте за реакцией. Если ребёнок честно признает свою вину, объясните ему недопустимость и последствия такого поведения.

  • Если ребёнок честно признает свою вину, похвалите его за смелость, а затем объясните недопустимость и последствия такого поступка.
  • Если в ответ вы получаете молчание, слезы или отказ в признании вины, с одной стороны, это положительный сигнал: малышу стыдно за свое поведение. Однако причиной неспособности сознаться может быть и копирование поведения родителей во время ссор и семейных разборок. Мягко намекните, что вы понимаете, почему так произошло. При этом нужно быть серьезной и строгой, не сводить разговор в шутку или игру.

Выясните причину кражи

Когда ребенок сознается, нужно приложить максимальные усилия к тому, чтобы он объяснил, почему сделал это. Речь идет о разговоре с детьми старше 4 лет - они уже понимают, для чего и почему совершают те или иные поступки. Постарайтесь создать доверительную атмосферу, чтобы малыш смог открыть вам истинные причины своего поступка. Возьмите на вооружение советы психолога: спросите, что его тревожит, что обижает, почему он расстраивается. Выслушайте свое чадо - это поможет определить причины и меры предотвращения повторного воровства.

Объясните негативные стороны воровства

Расскажите, откуда берутся деньги, подчеркните тот факт, что их нужно зарабатывать, а не брать у чужих. Объясните, что в обществе за воровством следует уголовное наказание, лишение свободы и потеря репутации. Пусть дети поймут, что люди, которые так делают, становятся изгоями, которых никто не уважает.

Поставьте ребенка на место пострадавшего

В случае присвоения чужой игрушки спросите малыша, был бы он рад, если бы у него забрали его любимую машинку или куклу. Детям легче осознать собственные чувства и эмоции, нежели пожалеть пострадавшего. Когда он представит себя на месте того, у кого он украл любимую игрушку, ребенок поймет, какую ошибку совершил. В дальнейшем эта ассоциация остановит его при желании присвоить что-либо.

Не кричите и не унижайте ребёнка. Нельзя называть его вором, грозить жестоким наказанием, отказом от него. Так вы спровоцируете страх и недоверие, а это лишь усугубите ситуацию. Ребёнок может не перестать воровать, просто теперь он будет скрывать от вас всё из боязни быть отвергнутым.

Определите меру наказания

В этом вопросе необходимо быть строгим. Объясните виновнику, что украденную сумму, вещь нужно вернуть или заплатить за неё. Он должен прочувствовать последствия неправильного поступка. В качестве расплаты можно предложить работу по дому, которую он раньше не выполнял, другую помощь родителям.

Организуйте возвращение украденного предмета. Желательно, чтобы малыш попросил прощения у вас за кражу денег из кошелька или извинился перед другом, у которого украл игрушку.

Когда нужно обратиться к психологу?

Порой ситуация выходит из-под контроля. Родители не могут понять, что делать, если ребёнок ворует уже не в первый раз. Если ваш малыш начал воровать регулярно, и воспитательные меры не помогают, это может быть поводом искать помощи у психолога.

Когда в очередной раз ваши доводы и действия не возымеют успеха, запишитесь на прием к специалисту. Возможно, дело не только в дефиците внимания дома или желании обрести авторитет среди сверстников. Одной из причин детского воровства является клептомания. Эту болезнь отличает:

  • Импульсивное влечение. Дети воруют без определенной цели и подготовки.
  • Непреодолимая тяга удовлетворить потребность в краже. Разговоры и увещевания родителей не помогают.
  • Психоэмоциональное напряжение. Когда потребность долго не удовлетворяется, малыш замыкается или выказывает агрессию.
  • Неразборчивость. Ребенку всё равно, что похитить - он начал красть не только игрушки и деньги, но и совершенно бесполезные для детей предметы.

Когда вы выявите один или несколько признаков клептомании, не отказывайтесь от профессиональной помощи психолога. Специалисты подскажут, как решить возникшие проблемы в этом возрасте.

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

    Причины детского воровства

    Ребенок пришел с прогулки и постарался достать незаметно для вас из своего кармана нового робота. Конечно, вы это увидели и сразу спросили, откуда игрушка у ребенка. А в ответ неуверенная смазанная попытка ответить или четкое "Мне Стас подарил". А Стас не мог подарить робота, о котором мечтал последние несколько недель, и вы это понимаете. Единственное вы не понимаете, почему ваш ребенок украл этого робота у мальчика, ведь у него самого полно игрушек.

    Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.

    Недостаток развития воли и нравственных представлений , когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это очень хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное "хочу" не руководство к действию.

    Серьезная психологическая неудовлетворенность . В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.

    Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести . Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка из Франции соседской Наташи.

    Как быть родителям


    Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.

    1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.

    2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах "Как ты мог?" - они бесполезны и даже вредны. Да и в будущем ребенок, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки, если вы будете на него кричать.

    3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.

    4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.

    5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное "воровством", "кражей" или "преступлением"). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.

    6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.

    7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.

    8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.

    9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".

    10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.

    11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."

    12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.

    13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.

    14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.

    15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.

    Профилактика воровства:

    16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.

    17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.

    18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.

    19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.

    20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.