Конспекты занятий с детьми нарушения зрения. Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и пространственной ориентировки, "путешествие к коту леопольду"

Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

(Старшая группа.)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Коррекционно-развивающие:

1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

3) Развивать зрительное внимание;

4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

5) Развивать мелкую моторику;

6) Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно – воспитательные:

1) Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

1) Организационный момент:

Дети встают в круг.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети:- Давайте.

2) Основная часть:

Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»

Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?

Арина: - Матрёшка

Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.

Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.

Загадки:

1) Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (Кукла)

2) Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это- плюшевый…. (медведь)

3) Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки У игрушечной ... (Машинки) 4) Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
( Мяч)

5) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6) Любит наряжаться свечка

А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка) Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: -игрушки

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)

- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.

Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?

Саша: -Да

Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?

Саша: пирамидка.

Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.

Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?

Настя:- матрёшку.

Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.

Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»

Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,

Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )

Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят : кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Проводится два раза

Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: - из квадрата.

Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: - из овала.

Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.

Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: - из круга.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам

Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!

Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения по ознакомлению с миром социальных отношений

Тема «Семья».

Цель: ознакомление дошкольников с нарушением зрения с миром социальных отношений.

Задачи :

  • - уточнять и расширять знания детей о семье, её составе,о родственных отношениях;
  • - учить детей ориентироваться в микропространстве;
  • - развивать общие речевые навыки, мимику;
  • - активизировать словарь по данной лексической теме;
  • - развивать внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику;
  • - воспитывать чувство эмпатии к членам семьи;
  • - формировать доброжелательность, взаимопонимание, инициативность.

Оборудование: «телеграмма», фотография (картина) семьи, куклы-бибабо, «дедушка», «бабушка»; мяч; карточки в клетку, машинки; рабочие листы, карандаши; аудиозапись зрительной гимнастики «Человек», аудиозапись «Ноктюрн» Ф. Шопена..

Предварительная работа: заучивание 2 детьми стихотворений «Дедушка», «Если бабушка болеет»; разучивание зрительной гимнастики «Человек».

Конспект занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Собираем добрые слова». Создание эмоционально положительного настроения детей. Объявление темы занятия. Активизация словарного запаса детей.

Пелагог вносит телеграмму, в которой сообщается о том, что бабушка и дедушка приглашают детей в гости. Детям предлагается подготовиться к поездке.

Дидактическая игра «Собираем добрые слова». Дети вспоминают добрые слова или слова, обозначающие хорошие качества человека, называют их, перебрасывая друг другу мяч. Слова не должны повторяться. Игра заканчивается, когда каждый ребенок назовет 2-3 слова.

2.Упражнение «Дорога».

Развитие ориентировки в микропространстве (на листе бумаги в клетку), зрительного внимания и восприятия.

Послушайте стихи Татьяны Шорыгиной, посвященные бабушке и дедушке.

«Если бабушка болеет.»

Если бабушка более,

Я на цыпочках хожу,

Сяду у её постели

И тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку,

Подбодрю, и добрым словом

Прошепчу я ей на ушко:

«Скоро будешь ты здорова!

Только слушайся врачей,

Вовремя лекарства пей

«Дедушка»

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой.

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой.

Отправляемся в путь. На чем мы можем поехать? (ответы детей) Поедим на машине. Внимательно смотрите на стрелочки, они помогут вам доехать до бабушки и дедушки.

Детям раздаются индивидуальные карточки в клетку и машинки.

3. Упражнение «Здравствуйте».

Развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Тифлопедагог озвучивает кукол-бибабо «Дедушка», «Бабушка».

Здравствуйте, детки дорогие! Как мы рады вас видеть! Как вы доехали? Никто не заблудился по дороге?

Педагог предлагает детям поприветствовать бабушку и дедушку, и произнести «Здравствуйте!» с радостной интонацией.

4. Беседа с детьми.

Уточнение, активизация и актуализация словарного запаса детей по теме «Семья», развитие логического мышления, слухового внимания.

Детям предлагается рассмотреть фотографию (картину) семьи.

А кто изображен на фотографии? (ответы детей) На этой фотографии вся наша большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (браться и сёстры папы и мамы).

Мужчин и женщин в семье называют по-разному. Как могут называть мальчика в семье? (ответы детей). Правильно – сын, брат, внук. А девочку как можно назвать? (ответы детей) Дочь, сестра, внучка. Как могут называть женщину? – Мать, дочь, жена. А мужчину? – Отец, сын, муж.

(Если дети затрудняются в подборе правильного варианта, педагог помогает им ответить с помощью наводящих вопросов.)

Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д.

Много лет назад мы тоже, как и вы, были маленькими, у нас были мамы, папы, дедушки и бабушки. Для вас они - прапрабабушки и прапрадедушки. А по-другому говорят – предки.

Кто такие предки?

– Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за 100 лет.

Всё, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

И от предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой. Е. Губина

5. Упражнение «Сначала и потом».

Развитие логического мышления, внимания, умения объяснить свои действия.

Тифлопедагог предлагает детям отметить цифрами по порядку: каким человек был сначала, а каким стал потом. Дети комментируют свои действия.

6. Зрительная гимнастика «Человек» (музыка и слова М.Пеньковской).

Развитие глазодвигательных функций, умения выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, развитие моторики.

Тифлопедагог предлагает детям встать в круг и выполнить движения по тексту.

Утром солнышко встаёт, Потягивание с разведением рук в стороны вверх.

Спать ребятам не даёт. Частое моргание глазами.

Глазки просыпаются, Повороты головы в стороны с улыбкой.

Солнцу улыбаются. Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев, сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.

Мы потерли их немножко,

Сразу глянули в окошко – Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).

Лучик тёплый увидали, Протянуть руки вперед, стараясь «достать до лучика», поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.

На ладонь свою поймали. Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то же левой рукой.

Он с ладошки – прыг да скок,

На головку, на носок. Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки достать кончик носа.

Я его поймать хочу,

Головою я кручу. Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

Спрячусь и зажмурюсь, Закрыть глаза ладонями, зажмуриться

Улыбнусь, нахмурюсь. Улыбнуться, нахмуриться.

Ножками потопаю, Потопать ногами.

Ручками похлопаю. Похлопать в ладоши

Приходи скорей, дружок, Выполнить «шагающие» движения указательным и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки.

Нарисуем мы кружок. Рисование перед собой указательным пальцем максимально возможного круга, следя за движением пальца взором.

Ты на пальчик мой садись

И со мною порезвись. Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик, находящийся на ладони левой руки, «взять» лучик обеими ладонями, поднести к лицу и подуть на него.

Ты весёлый, озорной,

А теперь беги домой!

7. Упражнение «Близнецы».

Пополнение словарного запаса детей, развитие зрительного внимания, умения работы карандашом.

Тифлопедагог: Иногда бывает так, что у мамы появляются 2 малыша одновременно. Они очень похожи друг на друга. Таких людей называют близнецами. Найдите их и раскрасьте. Дети рассматривают на рабочем листе портреты малышей и находят двух одинаковых.

8. Упражнение «Вежливый» мальчик»

Развитие слухового внимания, чувства эмпатии, ласкового, чуткого отношения к близким людям, логического мышления.

Логопед предлагает детям поведение мальчика: он использует ласковые, вежливые слова, но можно ли его назвать вежливым, добрым человеком. Затем, после прослушивания стихотворения, задать детям те же вопросы.

…Вот пришёл из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,

Манит дедушку: - Дедульчик, принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!

Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!

И поправь-ка мне носочек!

Бабушка спешит: - Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик! Вот батончик, вкусный блинчик, пышный пончик!

Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!

Я наелся! Ну, бабульчик! Отодвинь-ка быстро стульчик!

Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - Принеси-ка мне журнальчик!

И не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И – молчок! Отдыхает ваш внучок!!

9. Релаксация «Отдых в бабушкином саду».

Снятие мышечного утомления.

Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена, дети ложатся на ковер, закрывают глаза, внимательно слушают и выполняют задания.

Тифлопедагог: Сделать вдох на 1-2-3; пауза; 1-2-3 выдох; 1-2-3 пауза (повторить несколько раз). Послушайте своё дыхание. Оно глубокое и ритмичное. Представьте себе, что на рыхлой земле появился маленький зеленых росток. Он тянется к свету, согреваясь теплыми солнечными лучами. Он растёт, растёт. Вот появились на росточке листочки. Они очень нежные. Появляются бутончики. Они растут и раскрываются. Полюбуйтесь, какой красивый цветок! Легкий ветерок слегка колышет его. Солнышко согревает его. Летают бабочки. Они легко касаются вашего лба, носа. Радуйся и смейся, весело играй! Трудностей не бойся и зренье улучшай!

После окончания музыки дети встают в круг и благодарят дедушку и бабушку за хорошо проведенное время, за то, что узнали много нового и т.д.

10. Окончание занятия.

Положительная оценка работы детей.

«Дедушка и бабушка» прощаются с детьми: До свиданья, в добрый час!

Вам понравилось у нас?

Приезжайте к нам ещё,

Будем рады горячо!

Последующая работа.

Работа воспитателей с детьми. – Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья»

Объяснение детям понятия «Генеалогическое древо».

Деятельность родителей и детей. Оформление работы «Моё генеалогическое древо»

Литература:

  1. Т. Шорыгина «Беседы с детьми о хорошем и плохом поведении»
  2. Г. Киселева «Книжка-учишка.»Выпуск 3. М., 2003г.
  3. М. Пеньковская. Зрительная гимнастика.
  4. И. Лопухина «Логопедия 550». М., 1995г

Задачи: — расширять и пополнять представления детей о различных насекомых (учить называть части тела насекомых, замечать цвет, величину, объяснять способ передвижения), закреплять обобщающее понятие «Насекомые»;

— формировать умение различать изображения с пересекающимися контурами, соотносить контурные изображения с цветными;

— учить анализировать образец насекомого, составленный из геометрических фигур, составлять целое из частей с опорой на зрительный образец;

— развивать прослеживающую функцию глаз, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, графо-моторные навыки.

Материал: — карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка), цветные изображения этих же насекомых для игры «Узнай по контуру»;

— игрушки из набора «Насекомые» для игры «На лесной поляне»;

— опорные картинки для сказки «Ленивая пчелка»;

— наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом) для задания «Выложи насекомое»;

— карточки для упражнения «Обведи по точкам»;

— фломастеры.

Предварительная работа: составить вместе с детьми схему леса на магнитной доске.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра «Узнай по контуру».

У детей картинки с пересекающимися контурами насекомых, справа на картинке три пустых квадрата.

Педагог: — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать художник? (ответы детей) Положите в пустые клеточки цветные изображения. Назовите одним словом, кто это? (дети: — Это насекомые)

  1. Беседа. Вместе с детьми рассмотреть насекомых. Обратить внимание на цвет, величину. Назвать части тела насекомых.
  2. Упражнение «На лесной поляне».

Педагог: — Ребята, в прошлый раз мы с вами выложили на магнитной доске очень красивый лес. Вот только насекомых в нашем лесу пока нет. Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?

Дети рассаживают насекомых и объясняют их местоположение). Пример:

— Жук прилетел на дерево.

— Муравей приполз к муравейнику.

— Пчела прилетела на цветочную поляну.

Педагог: — Ребята, мне кажется, я знаю эту пчелку. Да это же Ленивица!

Садитесь на свои места. Я расскажу вам сказку.

  1. Сказка «Ленивая пчелка».

Жила-была в улье пчелиная семья. Все пчелы в ней работали. Они собирали цветочный нектар и делали из него вкусный мед на зиму. И только одна пчелка ничего не делала. Ее так и звали – Ленивица. Целыми днями она летала над цветочками и пила сладкий сок.

Но вот наступила зима, и Ленивица осталась без меда. Стала она просить мед у подруг, но они с ней не делились. Только одна пчела пожалела Ленивицу и дала ей меда. Стало Ленивице грустно и стыдно. Она пообещала, что следующим летом будет трудиться наравне со всеми.

(Рассказ педагога сопровождается показом опорных картинок). Обсуждение сказки.

  1. Зрительная гимнастика «Полосатая пчела».

Полосатая пчела Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась, как могла. (траектория восьмерки).

Раз, два, три, четыре, пять Моргают глазами.

Будем мы с пчелой играть.

Она летает высоко, Движения по тексту.

Она летает низко.

Улетает далеко,

Прилетает близко.

Пчела по кругу полетела, Круговые движения глазами.

Словно яркий огонек.

Опустилась на поляну, Движения глазами вправо — влево.

Собирать цветочный сок.

  1. Задание «Выложи насекомое».

Педагог: — Ребята, у Ленивицы совсем нет друзей. А ей так хочется познакомиться с другими насекомыми. Давайте ей поможем.

(Рассматривание и анализ образца насекомого, составленного из геометрических фигур: стрекоза, божья коровка ). После обсуждения дети составляют насекомое с опорой на зрительный образец.

  1. Упражнение «Обведи по точкам».

Педагог: — Ребята, Ленивице пора возвращаться в свой улей. Давайте ей в подарок нарисуем рисунки (дети обводят насекомых по точкам).

педагогический образовательный занятие зрение

Проведенного в старшей группе №3

время: 9.00-9.20

Тема: Объемные тела

Цель: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи

Образовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Обучающие:

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту.

Закрепить представление о цвете предметов.

Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Коррекционно-развивающие:

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Оборудование:

тетрадь для индивидуальной работы, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы, презентация «Офтальмотренажёр Снежинки».

Ход занятия:

Коррекционные цели и задачи:

1. Совершенствование ощущений при восприятии различных геометрических тел, способности осуществлять зрительно-осязательный перенос.

2. Развитие способности располагать геометрические тела на микроплоскости в соответствии со схемой, объяснять их местоположение.

3. Закрепление умения последовательно обследовать и описывать объемное тело.

4. Формировать умение узнавать объемные тела, выполненные в прямоугольной проекции.

Материал:

Демонстрационный: геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус; схемы геометрических тел, выполненные в прямоугольной проекции.

Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, подставки, листы, карандаши, геометрические трафареты, лоточки, муфты, набор деревянных геометрических тел на каждого ребенка, геометрические фигуры, схемы пространственного расположения геометрических тел.

Ход занятия:

Дети, сегодня вы побываете в гостях у объемных тел, они приготовили для вас интересные задания. (Дети подходят к демонстрационному столу, который накрыт скатертью зеленого цвета, на котором стоят объемные тела).

Вы видите их на столе, назовите их. (Дети называют геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус). Почему их еще называют объемными телами? (Их можно рассмотреть со всех сторон).

На столе вы видите схемы, определите, какие объемные тела изображены на них, объясните почему. (Конус и шар).

Ду «Узнай объемное тело по схеме».

Дети проходят и садятся за столы.

Перед вами муфты, вы будете доставать из нее только те объемные тела, которые вам буду называть. (Педагог называет геометрические тела которые спрятались в муфте).

Ду «Волшебная муфта».

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь вам надо расставить геометрические тела на рабочем поле так, как показано на схеме.

Ду «Расставь по схеме».

Теперь расскажите о том, как расставлены геометрические тела на вашем рабочем поле. (Ответы детей).

Ду «Расскажи, как расставлены геометрические тела».

Теперь сложите геометрические тела в лоток и сверху положите муфту. Давайте немного отдохнем, встанем и выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Вот стоит большая елка»

Хорошо, садитесь и послушайте новое задание, которое для вас приготовили цилиндр и куб. (Педагог показывает их детям). Они предлагают вам из геометрических фигур, которые лежат в лоточках, выбрать те, которые соответствуют их главному виду и виду сверху и выложить их на рабочем поле (индивидуальном фланелеграфе). Вспомните, какие геометрические фигуры будут соответствовать главному виду и виду сверху цилиндра и куба. (Куб - главный вид и вид сверху-квадрат, цилиндр - главный вид-пряпоугольник и вид сверху-круг).

Ду «Выложи два вида цилиндра и куба».

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте разогреем руки с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин (Дети разламывают вообр. апельсин)

Много нас, (Показывают 10 пальцев)

А он один. (Показывают 1 палец)

Эта долька - для ежа (Загибают по очереди пальцы)

Эта долька - для стрижа

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька = для бобра.

А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас - Беда!!! (Прижимают кулачки к груди)

Разбегайтесь - Кто куда! (Бегут пальцами по столу)

Теперь цилиндр и куб предлагают вам при помощи геометрического трафарета изобразить свои вид спереди и вид сверху. Найдите на нем нужные геометрические фигуры и обведите их карандашом.

Ду «Нарисуй два вида».

Хорошо, теперь заштрихуйте два вида цилиндра слева направо (горизонтальная штриховка), а два вида шара сверху вниз (вертикальная штриховка).

Объемные тела благодарят вас за то, что справились со всеми заданиями, которые они вам предложили. За это они вам дарят игру «Найди недостающий вид», чтобы вы о них не забывали.

3. Схема анализа психолого-педагогического обследования ребенка с сенсорными нарушениями

Общие сведения о ребенке старшей группы №3

Дата рождения

Жалобы родителей: Плохое зрение

Заключения специалистов:

Отоларинголога здоров

Психоневролога здоров

Педиатра здоров

психолога здоров

Логопеда артикуляционный аппарат развит в соответствии с нормой

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: Гиперметропированный астигматизм средней степени.

Анамнестические данные

Данные о протекании беременности и родов: Беременность первая, токсикоз 1-2 триместр, перенесенное ОРВИ в сроке 11 недель, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные роды в сроке 35 недель

Вес и рост при рождении: 2350 кг, 50 см.

Вид вскармливания ребенка до года: грудное.

Развитие ребенка в первые годы жизни

Сон: спокойный

Аппетит: в номе

Характеристика условий воспитания

Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду): Дома.

Социокультурный статус семьи

Характер взаимоотношений в семье: В семье положительные взаимоотношения.

Есть ли единство требований при воспитании ребенка: Есть.

Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка: Возможности и домашние условия благоприятные для общего психического развития ребенка.

Отношение членов семьи к зрительному нарушению ребенка (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефекте): Родители не фиксируют свое внимание на дефекте.

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка

Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем): Владеет представлениями об окружающем, понимает родственные связи.

Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: Навыки овладения программным материалом в соответствии с возрастной нормой.

Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Особых трудностей при овладении ФЭМП не испытывает, трудности возникают при проведении параллельных горизонтальных и вертикальных линий, обведении шаблонов. В игре ребенок берет на себя главные роли, лидирует, владеет диалогической речью.

Характеристика высших психических функций

Особенности восприятия (зрительного и слухового): Ребенок не всегда быстро находит интересующий объект, особенно если он не подкреплен звуковым сопровождением.

Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости): Средний объем, внимание устойчивое, легко переключается.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоционален, но не вспыльчив, часто обижается по незначительным причинам.

Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладает в основном в хорошем расположении духа.

Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). Решителен, самостоятелен, редко обращается за помощью.

Особенности характера и поведения ребенка

Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): Легко вступает в контакт со сверстниками и посторонними людьми.

Спокойный или беспокойный: Спокойный.

Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: Старается избегать конфликтных ситуаций.

Добрый, ласковый: Добрый, отзывчивый.

Аккуратный или неряшливый: Аккуратный.

Развитие двигательных функций ребенка

Состояние общей и мелкой моторики. Имеются нарушения мелкой моторики (тяжело дается шнурование). Общая моторика без особенностей.

Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. Ходьба динамичная, бег стремительный, при прыжках с разбега левая нога ведущая, навыки метания развиты не в достаточной мере.

Тип ведущей руки: Правая.

Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) Навыки самообслуживания развиты в пределах возрастной нормы.

Состояние речи ребенка

Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Ребенок хорошо владеет диалогической речью. Речь богата прилагательными, имеет сложные эмоциональный окрас. Предложения полные, развернутые.

Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны.

Основные направления коррекционной работы

1. Развивать мелкую моторику;

2. Продолжать развивать зрительный анализатор, глазомер.

3. Обогащать знания об окружающем мире.

4. Улучшать навыки пространственной ориетрировки.

Вид занятия: подгрупповое.

Возрастная группа: старшая.

Разрабатывая конспект занятия, прежде всего учитывались офтальмологические заключения детей, зрительная нагрузка и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Цель занятия: развитие ориентировки в пространстве через лексическую тему “Зимующие птицы”.

Цель занятия осуществлялась через решение обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных задач.

Коррекционные задачи:

  • Расширять у детей с нарушением зрения опыт ориентировки в малом пространстве. Для решения этой задачи мы использовали игру “Найди части картинки” , дети должны были воспринять словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнить задание.
  • Формировать пространственные представления, умение ориентироваться на листе в крупную клетку. Данная задача была решена в задании “Перемести птичку по клеткам”.
  • Совершенствовать зрительно-моторную координацию. Мы использовали лабиринт, где были задействованы одновременно рука и глаза.
  • Развивать глазомер. Для решения этой задачи мы использовали зрительные ориентиры.

Обучающие задачи:

  • Закреплять и конкретизировать знания детей на тему “Зимующие птицы” , опираясь на графические изображения. Для решения этой задачи мы использовали дидактические картинки.
  • Обучать соотношению расположения птиц на карте-пути (лабиринт).

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, внимание, память, прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику, умения ориентироваться по словесной инструкции. Эти задачи осуществлялись через следующие игры и упражнения: “Составь из частей целое” , “Узнайте птиц, прилетевших к кормушке” , пальчиковая гимнастика “Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?” , “Проведи линию у себя на листочке ”, “лабиринт ”, “Найди части картинки ”. Развитию слухового восприятия помогало музыкальное сопровождение “Голоса птиц”.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Эти задачи старались осуществлять в ходе всего занятия, а также через игры: “Помоги птицам добраться до своего дерева” (лабиринт), пальчиковую гимнастику.

Требования, которые учитывались во время проведения данного занятия:

  • Время занятия. Зрительная гимнастика проводится на 7–10 минуте (для детей старшего возраста). Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.
  • Достаточная освещенность.
  • Предварительная посадка детей (по отношению к свету и с учетом состояния их зрения и вида косоглазия).
  • Учет расстояние от глаз до наглядного материала 20–30 см.
  • Доступность наглядного материала (он должен быть – яркий, контрастный, насыщенный).
  • Использование фланелеграфа, подложек, конторок.

На занятие обучение строили как увлекательную игровую деятельность. Использовали сюрпризный момент, прием воображаемой ситуации. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения и повысила активность детей.

В ходе занятия использовали наглядные, словесные и практические методы. На протяжении занятия учитывали интересы и способности детей, варьировали задания и их дозировку. Оказывали помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах. Практиковали групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Занятие динамично: дети ходят по кабинету, сидят за партой, собирают картинки, работают на ковролине, конторках, и т.д.

Планируя занятие, мы учитывали индивидуальные особенности детей. Детей с низкой остротой зрения и зрительной нагрузкой №1 мы посадили за первую парту. Детей с косоглазием мы посадили так, чтобы рабочий глаз ребенка видел рассматриваемый предмет. Конторки давались детям со сходящимся косоглазием с целью смены деятельности.

Все общеразвивающие упражнения строились так, чтобы зрительный анализатор не перегружался, а его функция сочеталась с работой слухового и двигательного анализатора.

Ход занятия

Организационный момент.

– Здравствуйте, дети, сегодня со мной произошла вот какая история:

Прихожу утром в кабинет, а на столе сидит птица с запиской. Вот она. (Показывает птицу с запиской.)

– Хотите узнать, что написано в письме?

(Читаю письмо.)

– Сегодня утром я нечаянно залетел в ваш кабинет. Перелетая с одного места на другое, я уронил все картинки, которые лежали на ваших столах. Я расскажу, где они лежат, а вы их найдите.

Основная часть.

Дидактическая игра “Найди части картинки”.

– Первая картинка на стуле, который стоит у окна, ближе к доске.
– Вторая картинка находится около стола педагога.
– Третья картинка лежит во втором ящике большого стола.
– Четвёртая картинка находится за зелёной книгой, которая стоит на полке.
– Пятая картинка выглядывает из-за игрушечного мишки, который сидит на подоконнике.
– Давайте сложим все картинки вместе и посмотрим, что получится.

Дидактическая игра “Составь из частей целое”.

– Что у вас получилось? (Кормушка.)
– Кому нужна кормушка зимой? (Птицам.)
– Рассмотрите картинку, и узнайте птиц, прилетевших к кормушке. (Ворона, синицы, воробей, снегирь.)
– Какие это птицы? (Зимующие.)
– Молодцы, правильно!
– Представьте, что мы очутились в зимнем лесу

Физическая минутка:

В лесу очень холодно, у нас замерзли руки, погреем их (потерли).

Щеки тоже замерзли (потерли).

Давайте попрыгаем, на месте побегаем.

Раздается птичий крик.

– Вы слышите, как кричат птицы? Давайте послушаем и узнаем, какая птица издает голос (прослушивание криков птиц).

– Чтоб на холоде не мерзнуть
Птицам нужно упражняться.
Ну и глазкам нашим нужно
Всегда зарядкой заниматься.

– Давайте потренируем наши глаза, чтоб продолжить наше путешествие.

Зрительная гимнастика:

Проводиться со зрительными ориентирами.

– Надевайте очки и проходите за парты.

“Лабиринт”.

– Мы с вами пришли на лесную зимнюю полянку. Ребята, а кто расположился слева на лесной полянке? Это птицы. Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз (снегирь, воробей, сорока, синица).
– Посмотрите, что находится справа на зимней поляне? Назовите деревья по порядку снизу вверх (сосна, береза, ель, дуб).
– Не зря птицы собрались все вместе. Они забыли, с какого дерева они прилетели. Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы? А помогут нам в этом разноцветные дорожки.
– Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке, а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь, будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее дерево.
– Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки.
– Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. (Дети следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии лабиринта.) Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел снегирь? (С елки.) Мы с вами выручили снегиря. Какого цвета дорожка нам в этом помогла?
– Теперь проведите линию на своих листочках от снегиря до елки, мы нашли с какого дерева прилетел снегирь.
– Все остальные дорожки вы должны распутать сами.
– Чтобы приступить к дальнейшему заданию, потренируем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:
2 синицы, воробей
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.

“Ориентировка на микроплоскости”.

– А теперь, Петя подойдет ко мне. У каждого из вас на парте сидит птичка. Возьмите ее в руки и покажите, как она полетела на середину листа. А ты Петя, покажешь это на ковролине. А теперь, птичка полетела на одну клетку вверх, вправо, где оказалась птичка? (в верхнем правом углу) и тд.
– Молодцы, правильно выполнили задание.

Дидактическая игра “Кто скорее соберёт зёрнышки?”.

– Я приготовила корм для птиц. Он лежит у вас на тарелочках. Давайте переберём его, чтобы птицам удобнее было клевать. Пшено складывайте в синие тарелочки, а семечки в жёлтые.

Итог занятия.

– Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Нужно ли делать кормушки для птиц? Вот и я вам приготовила подарок. Я вам дарю кормушку, чтобы вы ее повесили у себя на участке, насыпали туда семечек и подкармливали птиц. Ведь им так тяжело зимой.