В анализе мочи белок abs. Расшифровка общего анализа мочи

Сложно представить себе ребенка, который не хотел бы прокатиться на велосипеде. Практически каждый малыш, наблюдая за тем, как весело гоняют на великах другие дети, начинают просить родителей купить ему двухколесную машину.

Но мало приобрести велосипед, нужно еще знать, как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде.

В каком возрасте нужно начинать обучение? В принципе, уже в 4 года многие дети уверено катаются. Если ребенок боится, то можно отложить обучение до возраста 5-6 лет. Ну а 7-8 лет почти все дети уверено держатся в седле двухколесной машины.

Если малыш уже имеет опыт катания на трехколесном велосипеде, то научить его ездить на двухколесном будет намного проще. По крайней мере, ребенок уже будет уметь управлять рулем и крутить педали. Поэтому останется только обучить его удерживать равновесие.

Если обучение начато в раннем возрасте, не стоит стремиться быстро научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Лучше действовать постепенно и не торопясь.

Меры безопасности

Родители должны своевременно позаботиться о безопасности ребенка. Необходимо приобрести не только шлем, но и защитные щитки на локти и колени. Падения на первом этапе неизбежны, да и потом, когда ребенок будет уверено управлять велосипедом, меры безопасности не будут лишними.

Вторым важным моментом является необходимость правильно отрегулировать велосипед по росту ребенка. Нужно установить сидение так, что если ребенок опустит ноги, то ступня будет опираться о землю.

Два способа обучения

Чтобы обучение проходило без слез и лишних падений, нужно выбрать один из двух простых способов.

Первый способ особенно хорош, если ребенок еще мал и не имеет опыта езды на трехколесном велосипеде. В этом случае, стоит приобрести модель, которая снабжена двумя дополнительными колесами, расположенными по бокам. Такая машина устойчива и ребенка нужно будет только научить работать педалями и управлять рулем. После того, как он полностью освоит искусство управления, можно будет открутить колесики и начать учиться удерживать равновесие.

Читайте также: Как отучить ребенка от пеленания? Нужно ли пеленать?

Некоторые родители, стараясь сделать переход более плавным, сначала откручивают одно дополнительное колесико. Но специалисты не советуют этого делать, так как в этом случае, велосипед становится очень неудобным, а это мешает ребенку научиться удерживать равновесии. Поэтому нужно сразу снимать оба колеса.

Второй способ правильно научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде, лучше использовать, если ребенок уже имеет опыт езды на трехколеснике. Такого малыша нужно научить удерживать равновесие. Можно купить специальный тренажер, который называется беговел. Собственно, это практически аналог велосипеда, но не имеющий педалей. Катаются на нем, отталкиваясь от земли ногами. Если ребенок хорошо научиться удерживать равновесие на этой машине, то он быстро обучится ездить и на обычном велосипеде.

Учимся работать педалями

Если опыта езды на трехколесном велосипеде нет, то нужно научить ребенка работать педалями. Проще всего это сделать, удерживая велосипед так, чтобы переднее колесо не касалось земли. Нужно объяснить ребенку, что крутить педали нужно равномерно, а не рывками. Возможно, на первом этапе потребуется помощь еще одного взрослого. Один человек будет удерживать велосипед, второй, установив ножки ребенка на педали, будет показывать будущему велосипедисту, как нужно действовать.

Учимся удерживать равновесие

Сначала нужно научить ребенка слезать с велосипеда. Это довольно простое упражнение, проводится так:

  • взрослый удерживает велосипед, держа руками за руль и сидение;
  • ребенка усаживают в седло;
  • взрослый начинает постепенно наклонять велосипед к себе, а задача ребенка в это время заключается в том, чтобы выпрямить ногу и опереться о землю;
  • аналогично проводится тренировка с наклоном в другую сторону.

Обычно, достаточно провести описанное упражнение 2-3 раза, чтобы будущий велосипедист запомнил, что нужно делать, если его средство передвижения начнет накреняться.

На начальном этапе важно, чтобы обучаемый осознал, что у этой машины нет дополнительных колес, поэтому удерживать равновесие на ней можно только в процессе движения.

То есть, чтобы не упасть, нужно постоянно работать педалями, причем стараться делать это равномерно. Если же нужно остановиться, нужно опустить на землю ноги.

Читайте также: Почему детям нельзя спать с родителями? Все за и против совместного сна

Немаловажным моментом является и психологическая подготовка. Если ребенок панически боится упасть, то учиться кататься ему бесполезно. Конечно, малыш должен понимать, что от падения никто не застрахован и именно поэтому родители настаивают на том, что без шлема и налокотников ребенок не пытался ездить. Но на первом этапе, ребенка будут страховать взрослый, который не даст ему упасть. Если малыш избавится от боязни падения, он научиться ездить намного быстрее.

Пока ребенок не научится уверенно удерживать равновесие, взрослому придется постоянно находиться рядом, удерживая маленького велосипедиста на плечо (в крайнем случае, можно держать за шиворот или капюшон). Можно поддерживать сзади за седло, но тогда взрослому придется пребывать в крайне неудобной позе, от которой очень скоро заболит спина. По этой причине на первых порах использовать специальные «поводья».

Удерживая ребенка (или велосипед), нужно будет периодически ослаблять хватку, чтобы ребенок мог понять, как он будет чувствовать себя, если взрослого не будет рядом.

Если удержать равновесие не получается, то можно на первых уроках попробовать ездить, крутя только одну педаль. Для этого кататься нужно будет около бордюра, Одной ногой ребенок будет крутить педаль, а второй отталкиваться от земли.

Далее нужно научить ребенка совершать повороты, то есть, управлять рулем. Проще всего, это сделать, если проводит уроки около круглой клумбы, но только в том случае, если бордюр вокруг нее не выложен острыми кирпичами. Предварительно нужно научить ребенка, что на повороте нужно снижать скорость, так как при интенсивной работе педалями увеличивается риск падения.

Затем нужно будет приступить к обучению более сложным приемам. Ребенок должен научиться тормозить, разворачиваться, объезжать препятствия и пр.

Езда на велосипеде это один из видов оздоровительных упражнений, она развивает ловкость, силу, выносливость, смелость, укрепляет мышцы и ног, и рук. Велосипедные прогулки дарят и детям, и взрослым массу положительных эмоций. Есть несколько методов обучения езды на велосипеде и, несмотря на различные подходы, все они эффективны. Но также существует в этих методах и нечто общее.

Умение езды на велосипеде является «пожизненным», т.е. если вы однажды научились кататься, то даже спустя двадцать лет, сев на велосипед вы поедете. Период обучения часто проходит довольно сложно, дети падают, получают ссадины и синяки, плачут. Поэтому особенно важно в этот период поддержать своего малыша, не критиковать его, не ругать, а вселить в него уверенность и веру в свои силы, тогда все у вас рано или поздно получится.

Возраст, с которого следует начинать обучение, в принципе не имеет значения, существуют только «нижние» рамки. Первую велосипедную поездку можно совершать уже в годик-полтора, конечно же, на трехколесном велосипеде. Многие родители скептически относятся к такому виду транспорта, но он поможет вашему ребенку овладеть самыми простейшими навыками езды – крутить педали, поворачивать. При выборе трехколесного велосипеда обратите внимание на то, что он должен соответствовать возрасту малыша, быть устойчивым, с удобным сидением и рулем, с легким ходом. Интересный дизайн поможет привлечь внимание ребенка. Первым этапом будет освоение руля, ребенок научится его крутить, объясните ему, что при повороте руля поворачивает и велосипед. Затем происходит освоение педалей. Первое время родители будут его подталкивать, но как только малыш осознает, что может передвигаться сам, будет с радостью крутить педали. Следите, чтобы ребенок избегал склонов и больших гор, поскольку на трехколесном велосипеде тормозить достаточно трудно.

Двухколесный велосипед.

С возрастом ребенка пора переходить на двухколесный велосипед. Обычно это происходит после трех-четырех лет. Отдельного внимания заслуживает вопрос об вспомогательных колесах велосипеда. Часто родители устанавливают их на длительное время, и когда приходит момент перехода на более взрослый велосипед, оказывается, что без двух заветных колесиков никуда. Чаще всего их рекомендуют скручивать, можно оставить одно, чтобы научить ребенка балансировать, но здесь есть риск, что в дальнейшем малыша будет перевешивать на ту сторону, где было прикреплено опорное колесо.

Для начала проведите подготовку к езде. Помните о защите для ребенка, обязательно надевать защитный шлем, желательно надевать налокотники и наколенники, которые помогут избежать появления ссадин и синяков, а чем меньше травм, тем охотнее ребенок воспринимает обучение. Затем выберите подходящее место для катания. Дорога должна бать ровной, в длину примерно 50 метров, без существенных препятствий в виде деревьев и корней, камней, выбоин и т.д. и с небольшим склоном. Сняв дополнительные колеса, отрегулируйте высоту седла, ребенок должен доставать ногами до земли. Будьте настроены оптимистично, поддерживайте ребенка, не давите на него.

Обучение проходит в несколько этапов , за один раз обучайтесь одному навыку. Целью преподавания техники езды является освоение трех основных навыков: балансировка и управление рулем, кручение педалей, торможение и остановка. Если пытаться освоить все за один раз, скорее всего, ни к чему хорошему это не приведет. Перед тем как перейти к следующему этапу, убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущий, чувствует себя комфортно и уверенно. Когда ребенок учится все делать по порядку, обучение происходит быстрее.

Этапы обучения.

Балансировка и управление рулем. Для начала следует обучить ребенка балансировке. Отправляйтесь в верхнюю точку дороги. Посадите ребенка на его велосипед так, чтобы он располагался вниз по склону. Велосипед будет медленно скатывать по склону, а ребенок будет держать баланс и предотвращать падения, пользуясь ногами. Пускай малыш повторит это упражнение несколько раз, и с каждой попыткой будет стараться как можно дольше ехать, не касаясь ногами земли. Контроль за счет ног позволяет ребенку быстро научиться балансировать. Также на этом этапе возникает понимание влияния управления рулем и на баланс, и на движение в требуемом направлении. Данный этап считается законченным, когда ребенок проедет по всему склону, не касаясь ногами земли.

Кручение педалей. После небольшого отдыха переходите к следующему упражнению: стоя на месте, ребенок ставит ноги на землю, а затем на педали. Проделывать это нужно быстро, не глядя вниз. Затем пускай попробует постоять на педалях. Когда ребенок уже уверенно катится по выбранному склону, попросите его поднять ноги немного выше от земли и во время движения ставить их на педали. Обратите внимание ребенка на то, что когда велосипед начнет останавливаться, ноги необходимо поставить на землю, иначе он упадет.

Когда ребенок будет готов спускаться с горки и при этом крутить педали, попросите его во время спуска для начала делать 1-2 оборота педалями. С каждым разом это количество увеличивайте. Несколько таких попыток приведут к тому, что ребенок будет уже проезжать дольше без касаний ногами земли, начнет ехать по горизонтальной дороге.

Тормоз. Теперь, когда ребенок уже немного ездит, пришла пора научиться тормозить. Большинство детских велосипедов оснащены ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Объясните ребенку принцип работы тормоза, практиковать это умение следует в то время, когда малыш катится по склону, при этом его ноги стоят на педалях, но не крутят их.

Освоив все этапы, повторите их для закрепления навыков. На следующий день можно приступать к езде по ровной дороге.

Малышам нравятся трехколесные велосипеды. Они быстрые, удобные и оснащены громким гудком, который пугает голубей и прохожих. Но ребенок вырастает и меняет детский байк на взрослый, у которого всего два колеса. Как помочь юному владельцу освоить новый транспорт? Сначала малыша учат держать равновесие и управлять рулем. Показывают, как крутить педали и правильно тормозить. А затем позволяют экспериментировать и веселиться.

Экипировка и удобный руль

Обучение начинается с покупки правильного велосипеда, который соответствует возрасту и росту ребенка. Родители идут в магазин вместе с малышом и «примеряют» понравившееся транспортное средство:

  1. Поддерживая мини-байк, усадить юного водителя на сиденье.
  2. У хорошего велосипеда руль находится на уровне детской груди.
  3. Нога ребенка, упирающаяся в нижнюю педаль, прямая, но ему не приходится становиться на носочек, чтобы достать.
  4. Сиденье удобное, ничего не мешает и не давит.

Велосипед, купленный «на вырост», будет стоять в гараже или коридоре, припадая пылью. Ребенку сложно управлять массивным железным байком, который тяжелее и выше его в два–три раза.

Начинать рекомендуют с велосипедов с задним тормозом. Ребенку проще провернуть педали в противоположную сторону, чтобы остановиться, чем постоянно держать палец на кнопочке, расположенной на руле, и стараться случайно на нее не нажать.

Малышам до 4–6 лет больше подходят трехколесные байки или варианты с дополнительными маленькими подпорками. Школьникам покупают обыкновенный велосипед без рамы, чтобы было проще закидывать ногу.

Вместе с транспортным средством приобретают наколенники с налокотниками, крепкий шлем и удобную закрытую обувь. Падения неизбежны, но чем надежнее защищен малыш, тем меньше травм он получит.

Перед тренировкой ребенок надевает брюки и кофту с длинными рукавами. Лучше выбрать старые вещи, которые не жалко порвать и выбросить. Никаких сандалий, шлепок или неудобных туфлей. Идеальный вариант обуви – кроссовки с плотной подошвой. Они не натирают и защищают пальцы ног от ссадин.

Эмоциональный настрой

Ребенку страшно садиться за руль двухколесного транспорта, ведь байк постоянно заносит то влево, то вправо, и малыш может упасть. Заставлять дочь или сына нельзя. Обучение из-под палки отбивает желание и редко дает положительные результаты.

Юного водителя знакомят с новым транспортом. Выходят с ним на прогулку и предлагают катить рядом с собой или проехаться на велосипеде, как на самокате. Малыш может поставить одну ногу на педаль, а второй отталкиваться от асфальта. Ребенок повеселится и расслабится, привыкнет к двухколесному байку и перестанет его бояться.

Затем родитель предлагает залезть на сиденье, поставив обе ноги на педали. Удерживая велосипед за руль и багажник, он медленно наклоняет его в разные стороны. Пускай малыш попытается выровнять байк или поставить ногу на землю, чтобы не упасть. Главное, не сильно его раскачивать, чтобы не упустить.

Велосипед превращают в веселый аттракцион, а обучение в игру. Если кто-то из родителей умеет кататься, ему рекомендуют оседлать детский транспорт и сделать маленький круг, чтобы показать, что ничего страшного нет.

Тренироваться нужно в местах, где мало людей и домашних животных. Малыш, переехавший кошку или птичку, откажется от велосипеда надолго, если не навсегда. Дорога должна быть ровной, без ямок и резких склонов, ведь достаточно небольшого углубления или камушка, чтобы юный велосипедист потерял равновесие.

Родителям советуют захватить с собой мини-аптечку с ватой, пластырем и антисептиком, чтобы обрабатывать царапинки и ранки. Во время тренировок важно сохранять спокойствие и не кричать на ребенка, ведь он только учится. Нельзя показывать волнение, ведь малыш из-за маминых или папиных страхов и постоянных подсказок и одергиваний становится неуверенным и рассеянным.

Этап 1: Короткие дистанции и торможение

Детям, которые в раннем возрасте освоили трехколесный велосипед, легче тренироваться. Они умеют крутить педали и поворачивать, медленнее устают. Ребенку, который впервые узнал о существовании двухколесного транспорта, придется учиться с нуля. Сначала он привыкает к рулю, поэтому на время велосипед превращают в самокат. Как?

С байка снимают педали, ведь они только мешают и отвлекают внимание юного водителя. Сиденье опускают, чтобы малыш доставал ногами до земли или бордюра. Сидя на импровизированном самокате, ребенок учится держать равновесие.

Он должен отталкиваться от асфальта и поджимать нижние конечности, стараясь балансировать и крепко сжимать руль. Если транспортное средство вдруг начинает падать в сторону, малыш останавливается и быстро упирается ногами в землю.

Важно: Некоторые дети предпочитают спрыгивать с наклонившегося велосипеда. Перед тренировкой малышу объясняют, что нужно удерживать равновесие и не отпускать руль, иначе он так и не сможет побороть страх.

Ребенку, научившемуся преодолевать небольшие дистанции, показывают, как тормозить. Возвращают педали на место и предлагают отталкиваться от земли, а по сигналу останавливать велосипед, не касаясь стопами асфальта.

Если ребенку сложно сконцентрироваться на двух задачах одновременно, на помощь приходит папа:

  1. Родитель хватается за сиденье одной или обеими руками и толкает транспортное средство вместе с юным водителем.
  2. Малыш ставит ноги на педали, но не крутит их. Только управляет рулем и балансирует, чтобы железный конь не упал.
  3. Папа должен двигаться быстро, желательно бежать. Преодолев 50–100 метров, взрослый дает сигнал «Стоп», убирая ладонь.
  4. Малыш проворачивает педали и плавно тормозит, а когда велосипед полностью остановится, опускает ноги на асфальт.

Папа или мама бежит рядом с транспортным средством, чтобы успеть подхватить ребенка, если он потеряет равновесие. Дети, которых никто не подстраховывает, чаще паникуют и во что-то врезаются или падают.

Этап 2: Равновесие

Юного велосипедиста, умеющего тормозить, учат отталкиваться и набирать скорость, а также своевременно запрыгивать на сиденье и удерживать равновесие. Сначала у ребенка не получается. Транспорт падает, стоит малышу закинуть ногу или неудачно повернуть руль, поэтому рядом с ним должен находиться взрослый.

Бегать за велосипедом, согнувшись напополам, не очень удобно. Высока вероятность потянуть спину или вывихнуть ногу. Современные родители используют ручку-толкатель, чтобы удерживать велосипед.

Экономные и сообразительные взрослые отдает предпочтение обычной скакалке. Обматывают спортивный инвентарь вокруг седла, а когда транспорт начинает падать, натягивают поводок и возвращают его в вертикальное положение.

Важно: Нельзя хватать за плечи или руль, мешая ребенку управлять велосипедом, иначе он никогда не научится удерживать равновесие.

Детям перед тренировкой рассказывают, что нельзя наклонять тело в стороны. Руками нужно упираться в руль, чтобы велосипед, наехавший на камень, вдруг не поднялся на заднее колесо и не сбросил пассажира. Велосипедист должен усвоить эти правила, а потом уже приступать к практическим занятиям:

  1. Малыш самостоятельно разгоняется и запрыгивает на свой байк, начинает крутить педали.
  2. Папа или мама бежит рядом, но когда ребенок наберет скорость и полностью сосредоточиться на дороге, отпускает багажник и позволяет юному водителю прокатиться без посторонней помощи.
  3. Если велосипедист начинает паниковать, его успокаивают, а затем предлагают затормозить.
  4. Родители должны похвалить малыша, ведь он управлял двухколесным транспортом без посторонней помощи. Это подбодрит ребенка и повысит его самооценку.

Когда юный водитель научится преодолевать длинные дистанции без падений, ему показывают, как правильно поворачивать. Желательно тренироваться на широкой дороге или рядом с клумбой, вокруг которой можно нарезать круги.

Этап 3: Безопасность

Первые 2–3 месяца дети катаются на велосипеде только под присмотром родителей. Если мама или папа решает, что малыш достаточно взрослый, то с ним проводят профилактическую беседу, рассказывая правила дорожного движения для владельцев двухколесных байков:

  1. На дорогу, предназначенную для автомобилей, выезжать запрещено. Только велосипедисты с большим стажем умеют вовремя затормозить или свернуть на обочину, избежав аварии.
  2. Дорогу переходить по зебре, железного коня катить рядом.

Детям объясняют, что нельзя проверять лужи и съезжать со слишком высоких горок, если не уверен в собственных силах. Управлять велосипедом на большой скорости сложно, можно потерять равновесие и упасть, повредив руку или шею.

Малышу, который покорил железного коня, устраивают тест. Предлагают прокатиться в парке по людным дорожкам, аккуратно объезжая гуляющих посетителей. Если ребенок справился с заданием, нужно проверить, насколько быстрая у него реакция.

Папа прячется за деревом, а когда велосипедист проезжает рядом, неожиданно выскакивает и преграждает путь. Малыш должен вовремя затормозить или свернуть, при этом сохранить равновесие и не упасть. Главное, чтобы в экстренной ситуации взрослый успел схватить велосипед и вернуть его в вертикальное положение. Ребенка, успешно сдавшего все экзамены, можно отпускать с друзьями и не волноваться, ведь он стал настоящим профессионалом.

Кататься на двухколесном байке весело и полезно. Дети быстро осваивают велосипед, но если у малыша не получается, рекомендуют подождать. Давить на малыша нельзя, лучше познакомить его с самокатом или ранбайком. После таких транспортных средств ребенку будет легче удерживать равновесие и не падать.

Видео: как научить ребёнка ездить на велосипеде

Когда взрослые учат ребенка кататься на велосипеде, это становится неким ритуалом посвящения для всех действующих лиц. Возможно, вы учились ездить при помощи боковых учебных колес, но сегодня специалисты рекомендуют снимать педали и учиться держать равновесие на велосипеде. Вне зависимости от выбранного метода обучения помните о необходимости направлять детей, но не поддерживать или подталкивать. Ребенку важно слышать от вас поощрительные слова вместо критики. Проведите это время с удовольствием и не забудьте наградить ребенка (и себя) вкусным мороженым!

Шаги

Часть 1

Как подготовить ребенка и велосипед
  1. Начинайте обучение, когда ребенок будет готов физически и эмоционально. Некоторые дети уже в четыре года обладают достаточно развитыми физическими навыками и могут удержать равновесие, но большинство будут готовы учиться только к шести годам. Каждый ребенок уникален, поэтому не торопитесь и дождитесь, когда он сможет сохранять равновесие без чрезмерных усилий.

    • Некоторые дети обретают необходимую эмоциональную готовность немного позже, и в этом нет ничего страшного. Не нужно торопиться и давить на ребенка. Говорите слова поощрения и ждите подходящего момента.
  2. Используйте велосипед такой высоты, чтобы ноги ребенка доставали до земли. Для большинства детей в возрасте 5 лет подходит велосипед с диаметром колес 35–40 сантиметров. Когда ребенок садится на сиденье, его ступни должны твердо стоять на земле на прямых ногах.

    • Если велосипед будет слишком большим или маленьким, то процесс обучения затянется.
  3. Снимите педали с велосипеда. На первый взгляд это кажется странным, но без педалей ребенок сможет сосредоточиться на необходимости держать равновесие во время движения вперед. Также он сможет отталкиваться и останавливаться благодаря тому, что ноги достают до земли.

    • Обычно для этого требуется лишь гаечный ключ, но следуйте всем указаниям производителя.
    • Можно купить “катящийся” или “балансирующий” велосипед без педалей, но это ненужная трата.
  4. Снимите или редко используйте боковые учебные колеса. Благодаря учебным колесам ребенок в первую очередь научится простым задачам - нажимать на педали, править рулем и тормозить. В таком случае самая трудная часть (держать равновесие) будет поджидать его в самую последнюю очередь.

    • Если сначала научить ребенка держать равновесие, то остальные задачи покажутся ему плевым делом.
    • Если вы все же хотите использовать боковые колеса, то постарайтесь ограничиться одной-двумя неделями, иначе они станут привычными для ребенка и ему придется переучиться ездить уже без учебных колес.
  5. Выберите ровную и открытую асфальтированную учебную площадку. На дороге и тротуарах слишком много отвлекающих факторов и потенциальных опасностей. Лучше отправляйтесь на стоянку без машин с ровным покрытием.

    • Ровная площадка с травой обычно кажется подходящим вариантом благодаря тому, что трава смягчит падения, но маленьким детям очень сложно передвигаться по такой поверхности хоть с педалями, хоть без них. Также на земле обычно много ухабов и неровностей.
  6. Используйте шлем и другое защитное снаряжение подходящего размера. Купите детскую модель велосипедного шлема. Он должен плотно сидеть на голове, а расстояние от бровей до переднего края не должно превышать ширины двух пальцев.

    • Также используйте детские наколенники и налокотники. Перчатки помогут защитить ладони от царапин при падениях.
  7. Примите тот факт, что падений не избежать. Даже когда ребенок ощутит уверенность и научится ездить без вашей поддержки, время от времени он будет терять равновесие. Если передвигаться по ровной поверхности, не разгоняться и (самое важное) использовать защитное снаряжение, то вероятность получить серьезную травму минимальна.

    • Убедитесь, что все в порядке, но контролируйте свое чрезмерное стремление утешить ребенка.
    • Скажите: “Ой! Ты как? Вроде все в порядке, поэтому давай вернемся на велосипед и попробуем еще раз. У тебя отлично получается!”.
    • Ребенок должен получить важный жизненный урок: человек может падать и снова вставать!

Это клинико-лабораторный признак поражения почек, используемый для диагностики их заболеваний и контроля за лечением.

Синонимы английские

Urine total protein, urine protein, 24-Hour Urine Protein.

Метод исследования

Колориметрический фотометрический метод.

Единицы измерения

Г/л (грамм на литр), г/сут. (грамм в сутки).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Среднюю порцию утренней мочи, суточную мочу.

Как правильно подготовиться к исследованию?

  1. Не употреблять алкоголь в течение 24 часов до исследования.
  2. Исключить прием мочегонных препаратов в течение 48 часов до сдачи мочи (по согласованию с врачом).

Общая информация об исследовании

Белок общий в моче – это ранний и чувствительный признак первичных заболеваний почек и вторичных нефропатий при системных заболеваниях. В норме лишь незначительное количество белка теряется с мочой благодаря фильтрационному механизму почечного клубочка – фильтра, препятствующего проникновению крупных заряженных белков в первичный фильтрат. В то время как низкомолекулярные белки (менее 20 000 дальтон) свободно преодолевают клубочковый фильтр, поступление высокомолекулярного альбумина (65 000 дальтон) ограниченно. Большая часть белка реабсорбируется в кровоток в проксимальных канальцах почки, в результате чего лишь его малое количество в итоге выделяется с мочой. Около 20 % выделяемого в норме белка составляют низкомолекулярные иммуноглобулины, и по 40 % приходится на альбумин и мукопротеины, секретируемые в дистальных почечных канальцах. Потеря белка в норме составляет 40-80 мг в сутки, выделение более 150 мг в сутки называется протеинурией. При этом основное количество белка приходится на альбумин.

Следует отметить, что в большинстве случаев протеинурия не является патологическим признаком. Белок в моче определяется у 17 % населения и только у 2 % из них служит причиной серьезного заболевания. В остальных случаях протеинурия рассматривается как функциональная (или доброкачественная); она наблюдается при многих состояниях, таких как лихорадка, повышенная физическая нагрузка, стресс, острое инфекционное заболевание, дегидратация. Такая протеинурия не связана с заболеванием почек, и потеря белка при ней незначительна (менее 2 г/сутки). Одной из разновидностей функциональной протеинурии является ортостатическая (постуральная) протеинурия, когда белок в моче обнаруживается только после длительного стояния или ходьбы и отсутствует при горизонтальном положении. Поэтому при ортостатической протеинурии анализ на общий белок утренней порции мочи будет отрицательным, а анализ суточной мочи выявит присутствие белка. Ортостатическая протеинурия встречается у 3-5 % людей до 30 лет.

Белок в моче также появляется в результате его избыточного образования в организме и усиленной фильтрации в почках. При этом количество белка, поступившего в фильтрат, превосходит возможности реабсорбции в почечных канальцах и в итоге выделяется с мочой. Такая протеинурия "переполнения" также не связана с заболеваниями почек. Она может сопровождать гемоглобинурию при интраваскулярном гемолизе, миоглобинурию при повреждении мышечной ткани, множественную миелому и другие заболевания плазматических клеток. При таком варианте протеинурии в моче присутствует не альбумин, а какой-либо специфический белок (гемоглобин при гемолизе, белок Бенс-Джонса при миеломе). В целях выявления специфического белка в моче применяют анализ суточной мочи.

Для многих заболеваний почек протеинурия является характерным и постоянным признаком. По механизму возникновения ренальную протеинурию разделяют на клубочковую и тубулярную. Протеинурия, при которой белок в моче появляется в результате повреждения базальной мембраны, называется клубочковой. Базальная мембрана клубочков – основной анатомический и функциональный барьер для крупных и заряженных молекул, поэтому при ее повреждении белки свободно поступают в первичный фильтрат и экскретируются с мочой. Повреждение базальной мембраны может возникать первично (при идиопатическом мембранозном гломерулонефрите) или вторично, как осложнение какого-либо заболевания (при диабетической нефропатии на фоне сахарного диабета). Наиболее распространена клубочковая протеинурия. К заболеваниям, сопровождающимся повреждением базальной мембраны и клубочковой протеинурией, относятся липоидный нефроз, идиопатический мембранозный гломерулонефрит, фокальный сегментарный гломерулярный склероз и другие первичные гломерулопатии, а также сахарный диабет, болезни соединительной ткани, постстрептококковый гломерулонефрит и другие вторичные гломерулопатии. Клубочковая протеинурия также характерна для поражения почек, связанного с приемом некоторых лекарств (нестероидных противовоспалительных препаратов, пеницилламина, лития, опиатов). Самой частой причиной клубочковой протеинурии является сахарный диабет и его осложнение – диабетическая нефропатия. Для ранней стадии диабетической нефропатии характерна секреция небольшого количества белка (30-300 мг/сут), так называемая микроальбуминурия. При прогрессировании диабетической нефропатии потеря белка увеличивается (макроальбуминемия). Степень клубочковой протеинурии различна, чаще превышает 2 г в сутки и может достигать более 5 г белка в сутки.

При нарушении функции реабсорбции белка в почечных канальцах возникает тубулярная протеинурия. Как правило, потеря белка при этом варианте не достигает таких высоких значений, как при клубочковой протеинурии, и составляет до 2 г в сутки. Нарушением реабсорбции белка и тубулярной протеинурией сопровождаются гипертензивный нефроангиосклероз, уратная нефропатия, интоксикация солями свинца и ртути, синдром Фанкони, а также лекарственная нефропатия при применении нестероидных противовоспалительных препаратов и некоторых антибиотиков. Самой частой причиной тубулярной протеинурии является гипертоническая болезнь и ее осложнение – гипертензивный нефроангиосклероз.

Увеличение белка в моче наблюдается при инфекционных заболеваниях мочевыделительной системы (цистите, уретрите), а также при почечно-клеточном раке и раке мочевого пузыря.

Потеря значительного количества белка с мочой (более 3-3,5 г/л) приводит к гипоальбуминемии, снижению онкотического давления крови и как внешним, так и внутренним отекам (отекам нижних конечностей, асциту). Значительная протеинурия позволяет дать неблагоприятный прогноз хронической почечной недостаточности. Стойкая потеря небольшого количества альбумина не проявляется какими-либо симптомами. Опасность микроальбуминурии заключается в повышенном риске ишемической болезни сердца (в особенности инфаркта миокарда).

Достаточно часто в результате самых разных причин анализ утренней мочи на общий белок бывает ложноположительным. Поэтому протеинурия диагностируется только после повторного анализа. При положительных двух и более анализах утренней порции мочи на общий белок протеинурия считается стойкой, а обследование дополняется анализом суточной мочи на общий белок.

Исследование утренней порции мочи на общий белок является скрининговым методом обнаружения протеинурии. Он не позволяет оценить степень протеинурии. Кроме того, метод чувствителен к альбумину, но не выявляет низкомолекулярные белки (например, белок Бенс-Джонса при миеломе). Для того чтобы определить степень протеинурии у пациента с положительным результатом анализа утренней порции мочи на общий белок, на общий белок исследуется и суточная моча. При подозрении на множественную миелому анализу также подвергается суточная моча, причем необходимо проводить дополнительное исследование на специфические белки – электрофорез. Следует отметить, что анализ суточной мочи на общий белок не дифференцирует варианты протеинурии и не выявляет точной причины заболевания, поэтому его необходимо дополнять некоторыми другими лабораторными и инструментальными методами.

Для чего используется исследование?

  • Для диагностики липоидного нефроза, идиопатического мембранозного гломерулонефрита, фокального сегментарного гломерулярного склероза и других первичных гломерулопатий.
  • Для диагностики поражения почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани (системной красной волчанке), амилоидозе и других мультиорганных заболеваниях с возможным вовлечением почек.
  • Для диагностики поражения почек у пациентов с повышенным риском хронической почечной недостаточности.
  • Чтобы оценить риск развития хронической почечной недостаточности и ишемической болезни сердца у пациентов с заболеваниями почек.
  • Для оценки функции почек при лечении нефротоксичными препаратами: аминогликозидами (гентамицином), амфотерицином В, цисплатином, циклоспорином, нестероидными противовоспалительными препаратами (аспирином, диклофенаком), ингибиторами АПФ (эналаприлом, рамиприлом), сульфонамидами, пенициллином, тиазидом, фуросемидом и некоторыми другими.

Когда назначается исследование?

  • При симптомах нефропатии: отеках нижних конечностей и периорбитальной области, асците, прибавке в весе, артериальной гипертензии, микро- и макрогематурии, олигурии, повышенной утомляемости.
  • При сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, амилоидозе и других мультиорганных заболеваниях с возможным вовлечением почек.
  • При имеющихся факторах риска хронической почечной недостаточности: артериальной гипертензии, курении, наследственности, возрасте больше 50 лет, ожирении.
  • При оценке риска развития хронической почечной недостаточности и ишемической болезни сердца у пациентов с заболеваниями почек.
  • При назначении нефротоксичных препаратов: аминогликозидов, амфотерицина В, цисплатина, циклоспорина, нестероидных противовоспалительных препаратов, ингибиторов АПФ, сульфонамидов, пенициллинов, тиазидовых диуретиков, фуросемида и некоторых других.

Что означают результаты?

Референсные значения (средняя порция утренней мочи)

Концентрация:

Референсные значения (суточная моча)

Выделение:

после тяжелой физической нагрузки

Причины повышения уровня общего белка в моче:

1. Заболевания почек:

  • первичные заболевания почек: липоидный нефроз, идиопатический мембранозный гломерулонефрит, фокальный сегментарный гломерулярный склероз, IgA-гломерулонефрит, мембранопролиферативный гломерулонефрит, пиелонефрит, синдром Фанкони, острый тубулоинтерстициальный нефрит;
  • поражения почек при системных заболеваниях: сахарном диабете, артериальной гипертензии, системных заболеваниях соединительной ткани, амилоидозе, постстрептококковом гломерулонефрите, преэклампсии, уратной нефропатии, злокачественных новообразованиях (легких, желудочно-кишечного тракта, крови), серповидно-клеточной анемии и др.;
  • поражение почек при лечении нефротоксическими препаратами: аминогликозидами, амфотерицином В, цисплатином, циклоспорином, нестероидными противовоспалительными препаратами, ингибиторами АПФ, сульфонамидами, пенициллинами, тиазидами, фуросемидом и некоторыми другими;
  • поражение почек при отравлении солями свинца и ртути;
  • почечно-клеточная карцинома.

2. Увеличение образования и фильтрации белка в организме (протеинурия "переполнения"):

  • множественная миелома, макроглобулинемия Вальденстрема;
  • гемоглобинурия при интраваскулярном гемолизе;
  • миоглобинурия при поврежеднии мышечной ткани.

3. Транзиторная (доброкачественная) протеинурия.