Нестандартное оборудование для детей своими руками. Как сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Основная школа №12»

Инструктор по физической культуре: Чистякова Анна Вячеславовна г. Архангельск 2017 г.

Нестандартное оборудование, в настоящее время, стало неотъемлемой частью работы инструктора по физической культуре. Спортивные и игровые атрибуты, изготовленные своими руками, облегчают работу как воспитателям, так и инструкторам. С их помощью мы повышаем двигательную активность детей во время пребывания в детском саду.

Развиваем все физические качества для полноценного развития детей (силу, ловкость, гибкость, координацию движений, прыгучесть, глазомер и т.д.)

«Гантели»

Изготовлены из бутылок из-под йогурта. Внутрь гантели насыпается обычный речной песок, крышка фиксируется клеем, гантели украшаются по

замыслу. Вес гантели 350 гр.

Применяется в старшем дошкольном возрасте на зарядке, а также на разминке. Развивает силу рук.

«Весёлый буратино»

Изготовлен из фанеры. По трафарету выпиливается силуэт героя сказки, затем рисуем личико и колпак. Далее изделие покрываем лаком.

На кончике носа изделия просверливается отверстие для верёвочки, длинной 25-35 см. Также необходимо колечко

диаметром 10-15 см, которое фиксируется веревкой. Игрушка готова.

Применяется в любом возрасте, очень занимательная игра для развлечений в группе. Развивает глазомер, ловкость рук, координацию.

«Туннель»

Для изготовления понадобиться полотно любой лёгкой ткани (в нашем случае подкладочная ткань) , длинной 3 метра, ширина зависит от диаметра обруча. Далее сшиваем ткать по бокам, вшиваем одну сторону полотна в гимнастический обруч. Другую сторону оставляем незашитой, чтобы не

туннель получился сквозным.

Применяется в любом возрасте. Развивает ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве, скорость. Можно применять как в группе, так и на физкультурных занятиях, на праздниках и развлечениях в детском саду.

«Классики»

Изготавливается из ковровой дорожки (длинна 2,5-3 метра, ширина 1,5 метр) . Тесьмой вышиваем классы и цифры. Очень старая всеми забытая игра

«Классики» . Применяется в любом возрасте.

Развивает координацию движений, прыгучесть, ловкость, глазомер и многие другие качества, необходимые для полноценного развития ребёнка. Можно применять как в группе, так и на занятиях по физкультуре.

Коврик «Ловкие ножки»

Изготовлен из плотной ткани. Из более лёгкой ткани в него вышиваем ячейки для ножек. В нашем случае вдоль 4 ячейки, поперёк 3 ячейки, всего получается 12 ячеек. Отдельно рисуем и вырезаем из ткани силуэт стопы. Пришиваем к коврику в каждую ячейку одну или две стопы (на ваше усмотрение) . Применяется в любом возрасте. После сна, во время бодрящей гимнастики. Также на зарядке утром и во время корригирующей гимнастики на занятиях физической культурой. Развивает координацию движений, ловкость ног, гибкость стоп, ориентацию в пространстве.

«Штанга деревянная»

Применяется в возрасте от 4-х лет и старше. Для развития силы рук. Можно использовать как в группе, так и на занятии. На физкультурных праздниках и развлечениях штанга будет отличным аттракционом как для детей, так и для родителей.

«Ловкий мешок»

Мешок изготовлен из плотной ткани, желательно яркого цвета. Применяется чаще в эстафетах. Развивает ловкость и прыгучесть «Шортики для близнецов» Из плотной ткани шьём большие шорты, так, чтобы в каждую штанину помещался ребёнок. Штанины лучше сделать разного цвета. Применяется в играх-перебежках или эстафетах.

В игре участвует сразу два ребёнка. Развивает ловкость, быстроту, скорость, гибкость, а так же воспитывает взаимовыручку. «Волшебный кубик»

Изготовлен из ткани или клеёнки. С каждой стороны должен быть карман, в который воспитатель будет вкладывать задание. Это может быть рисунок животного или схема.

Воспитатель или ребёнок подбрасывают куб, дети выполняют задание, которое выпало. Развивает как физические качества, так и воображение ребёнка.

Для развития физических качеств ребёнка дошкольного возраста изготовлены также следующие спортивные и игровые атрибуты:

  • «Косички для гимнастики и зарядки» (2-7 лет)
  • «Деревянный руль» для п.и. «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобили»
  • Атрибут для п.и. «Карусель»
  • «Деревянные лошадки»
  • «Лужицы, кочки, следочки» Развивает координацию движений. Применяется в возрасте от 1,5 лет. Отлично развивает координацию движений ребёнка.
  • Настенный шаблон «Ловкие ножки» (2-7 лет)

Множество людей хотят поддерживать себя в форме и заниматься спортом, но не все имеют возможности по ряду причин посещать профессиональные фитнес-центры. Не стоит расстраиваться, ведь эту проблему можно легко разрешить. В одной из наших статей мы рассказали, с учетом всех технических нюансов. Но, чтобы начать занятия, нужно иметь хотя бы минимальный набор спортивных снарядов.

Современные магазины спорттоваров предлагают множество разнообразных тренажеров, но цены на них очень «кусаются». Поэтому многие стали интересоваться, как сделать инвентарь для домашнего спортзала своими руками, не затратив при этом большого количества средств. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Самодельная боксерская груша для домашнего спортзала

Боксерская груша- это один из самых необходимых снарядов, который поможет отрабатывать силу и технику удара. Сделать его самостоятельно довольно просто:

  • Для этого необходимо взять старый пожарный рукав и распороть по одной из складок;
  • Должна получиться брезентовая полоса, которую необходимо выстирать и прокипятить, чтобы ткань не была слишком жесткой и не повредила руки;

  • Отмеряем от заготовки нужную длину и сшиваем мешок цилиндрической формы диаметром до полуметра. Во внутрь размещаем еще один плотный мешок, хорошенько набитый опилками, зерном или пластиковыми гранулами. Заполнять изделие песком не рекомендуется, потому что в нижней части оно будет слишком твердым, а наверху мягким. Это будет создавать неудобства;
  • Готовый снаряд лучше всего прикрепить к потолку при помощи цепи или веревки. Также можно закрепить инвентарь на кронштейне, перекладине или шведской стенке. При занятиях на свежем воздухе мешок подвешивается на крепкое дерево.

Есть еще один вариант, как сделать боксерскую грушу в домашних условиях своими руками. Получится так называемый «драчливый мешочек», который поможет тренировать реакцию и научиться уворачиваться от удара.

  • Небольшой кусочек от пожарного шланга набейте ненужными вещами или тряпками и хорошенько зафиксируйте с обеих сторон;
  • Подвесьте изделие на плотной резинке или укрепите врастяжку на двух жгутах. При ударе мешочек будет пружинить.

Также такой спортивный инвентарь своими руками можно сделать из брезента от автомобильного чехла, но его придется сшивать в несколько слоев, чтобы он не разорвался.

Самодельная гиря для домашнего спортзала

Самый простой вариант данного инвентаря – это пластмассовая канистра с удобной ручкой. Ее можно заполнить песком, гравием или мелкими монетами. Можно отлить изделие самому, сделав металлический корпус и свинцовые «внутренности». Но не стоит создавать снаряд полностью из свинца, так как указанный металл при соприкосновении с кожей может нанести ей вред.

Есть еще пара простых способов, как сделать гирю своими руками:

  • Три прочных пакета вкладываем друг в друга, засыпаем наполнитель, и придаем изделию нужную форму при помощи скотча. Как это будет выглядеть, смотрите на фото ниже;

  • Трубку небольшого диаметра сворачиваем в виде ручки. В мячике с плотной оболочкой (лучше всего подойдет баскетбольный) делаем разрез, закладываем внутрь крупные болты и металлические отходы, заливаем бетонную смесь. В ней же закрепляем ручку, соединив ее концы между собой. Затем плотно зашиваем разрез. Минус такой гири в том, что тяжело будет рассчитать ее точный вес.

Гантели и штанга из пластиковых бутылок своими руками

Гантели – один из самых распространенных спортивных снарядов, который можно задействовать во множестве упражнений. Их можно легко изготовить из подручных материалов. Самый простой вариант – использование пластиковых бутылок.

Инструкция, как сделать гантели своими руками:

  1. Для сборки одной пары снарядов понадобится 4 бутылки. У них вырезается средняя часть, а верхушка и дно скрепляются между собой изолентой;
  2. В получившиеся емкости загружают наполнитель, например, смесь цемента и песка. Для увеличения веса нужно поместить в наполнитель металлические элементы (подшипники, гвозди, мелкий металлолом);
  3. Далее две части из бутылок соединяются между собой трубкой или прочной деревянной палкой, которую нужно вставить в горлышки;
  4. Места соединений и получившаяся ручка заматываются скотчем или изолентой.

Перед началом тренировки еще раз проверьте все стыки, чтобы наполняющий материал не «просачивался» наружу.

Пластиковые бутылки можно использовать и для создания штанги. Так как конструкция предполагает больший вес, чем у гантелей, поэтому и материала понадобится больше.

Простая схема, как сделать штангу своими руками:

  1. Берем минимум 8 целых бутылок из пластика и засыпаем в них наполнитель. Вес каждого элемента должен быть одинаковым, чтобы во время выполнения упражнений не было перекоса в стороны;
  2. В качестве грифа используем арматурину (обмотанную скотчем) или трубу, которая удобно лежит в руках;
  3. Готовые грузы ровно размещаем с каждого конца грифа и плотно стягиваем изолентой. На каждой стороне должно находиться по 4 заполненных бутылки. Обязательно проверяем плотность соединения и не жалеем изоленту, если гриф съезжает;
  4. Для увеличения веса снаряда поверх бутылок можно заложить дополнительные утяжелители, например, из деревянных брусков, также примотав их скотчем к основным грузам.

Наращивать вес на такую штангу можно до 100 кг. А чтобы было проще вычислить, сколько будет весить самодельный инвентарь, используйте следующие данные:

Вес пластиковой бутылки объемом 2 литра (в кг):

  • С водой – 1,997;
  • С щебнем (песчаником) – 2,600;
  • С уплотненным песком – 3,360;
  • С влажным песком – 3,840;
  • Со свинцом – 22,800.

Скамья для штанги своими руками

Почти все спортивные снаряды можно использовать как отдельные единицы без дополнительного оборудования. А для работы со штангой обязательно требуется специальная скамья для жима лежа. Чтобы ее изготовить, необходимо иметь навыки работы с металлом.

Для создания металлического основания понадобится:

  • Дрель;
  • Болгарка;
  • Труба профильная с сечением 40х40 мм;
  • Рулетка;
  • Тиски;
  • Полоса стальная (длина 140 мм, ширина 40 мм);
  • Сварочный аппарат.

Делаем лавку под штангу:

  1. Отрезаем 2 куска трубы длиной 830 мм каждый. Они будут использоваться для поддержки штанги, поэтому они должны иметь максимальную прочность. Снизу от каждого изделия отмеряется 340 мм и делается отметка простым карандашом;
  2. Две трубы устанавливаем на расстоянии друг от друга в 520 мм и на высоте 340 мм (столько нужно отступить от сварного шва до основания). Сварной шов необходимо делать с учетом того, что на него будет оказываться нагрузка свыше 100 кг;
  3. Опорный элемент для лавки будет иметь длину 970 мм. Он объединит конструкцию с задними и передними опорами (на заднюю он кладется сверху, а спереди прикрепляется сбоку при помощи сварки);
  4. С обратной стороны врезается ножка на 340 мм;
  5. Для равномерного распределения нагрузки на плоскость пола под передние ножки делается расширение в 220 мм, под заднюю – 300 мм. Стыки хорошенько свариваются;
  6. Из стальной полосы в тисках выгибаются 2 опоры в виде буквы «J» одинаковой длины. Задний выступ у них должен быть высоким (7-8 см), а передний, наоборот, должен быть небольшим.

Также в конструкции должны быть предусмотрены отверстия диаметром в 1 см. Они используются для входа стержней и располагаются на расстоянии 160 мм от центра балки, которая объединяет передние ножки (см. чертеж).

  • Рулетка;
  • Болгарка;
  • Дверные петли;
  • Листовая сталь 2 мм;
  • Сварочный аппарат;
  • Армирующий прут без ребер;
  • Поролон;
  • Прорезиненная ткань;
  • Обрезная доска.

Этапы работы:

  1. Вырезаем стальные листы размером 350х160 и 350х940 мм. Первый закрепляем сварным швом в области ног с выступом за пределы трубы в 1 см;
  2. Второй фиксируем при помощи стальной петли путем приваривания ее одной стороной к трубе, а второй к пластине из стали;
  3. С обратной стороны отступается 100 мм и закрепляются две безреберных арматурины длиной по 300 мм. Это позволит устанавливать спинку под наклоном;
  4. На финальном этапе укладываем сверху ДСП или обрезную доску, чтобы она выступала в каждую из сторон на полсантиметра. Только на стыке двух пластин, наоборот, необходимо обрезать по 1 см.

Все стыки металла и дерева аккуратно закрепляются саморезами, чтобы не пробить деревянную поверхность. Сверху конструкция оборачивается поролоном и заматывается прорезиненной тканью с максимальной плотностью.

Ролик для пресса своими руками

Ролик для пресса – это простейший эффективный снаряд, который использует множество людей. Изготовить его довольно просто.

Главная деталь для такого приспособления – колесо диаметром около 10-20 см. Вполне подойдет данная запчасть от коляски, детского велосипеда или большой игрушки. Вторая необходимая деталь – металлическая трубка (можно также использовать пластиковую трубу или кусочек деревянного черенка). Длина этого элемента – не менее 30 см, а диаметр – не менее 3 см (он должен быть максимально приближен к отверстию).

Самый простой метод сборки, когда трубка продевается в отверстие в колесе и закрепляется с обеих сторон изолентой. Можно придумать и другие крепления, например, надев с каждой стороны крышку от пластиковой бутылки.

Есть еще один вариант, как сделать тренажер для пресса своими руками. При этом конструкция получится более надежная. Для этого берем металлический стержень с нарезной резьбой, продеваем через отверстие в колесике и фиксируем гайками. Для удобства надеваем на него два кусочка поливного шланга с каждой из сторон.

Как видите, сделать домашние тренажеры можно самостоятельно, и совсем не обязательно покупать дорогой инвентарь, который предлагают многие магазины. Нужно лишь запастись необходимыми материалами, затратить немного времени и сил, тогда вы сможете полностью укомплектовать свой спортивный уголок для комфортных и эффективных тренировок.

Видео: Самодельная штанга из пластиковых бутылок

В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, которое представляем вашему вниманию.

Так же наш уголок направлен на снятие агрессии, помогает детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.

«Весёлые карандаши»


Материал
: оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнер от киндер сюрприза.

Задачи: способствовать профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшение кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий (сохранение и укрепление здоровья)

Варианты использования: Массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп.

«Собери по цвету»


Материал
: Пластиковые бутылки обрезала наполовину. Края обклеены самоклейкой. Плёнка того же цвета, что и пробка. Чтобы дети не забыли, не запутались, какой цвет им нужно собирать.

Задачи: Развитие ловкости, координации движений, сноровки и меткости.

Варианты использования: Пробки рассыпаем и перемешиваем. По команде: «Раз, два, три! «. Дети собирают пробки, каждый своего цвета. Кто первый соберет, Молодец!

«Варежки – липучки»


Материал
: Рукавицы, сшитые из фланелевой ткани, липучки, мячик связанный из шерстяных ниток (внутри контейнер от киндер сюрприза).

Задачи: Совершенствовать умение ловить мяч рукой, учить контролировать свои действия, развивать ловкость рук, координацию движений, навыков метания, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

« Ловишки»


Материал
: К ручке пластмассовой бутылки привязана ленточка, а другой её конец прикреплен к контейнеру от киндер сюрприза. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали - молодцы!
Задачи: Развивают глазомер детей, ловкость, воспитывают волевые качества, внимания, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 179»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники). В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999. При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей. Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

Предлагаем примерный перечень физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.). Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие. Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе. Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д. Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость. Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание. Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно педагогу находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом. Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием). Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования. В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность. Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.). Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены. Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы

Тип оборудования


Спортивный уголок во второй младшей группе

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы. У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей. Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.). К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога. В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками). К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду. Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре. Увеличению двигательной активности малышей способствует благоприятная окружающая обстановка: много свободного места в группе, большое разнообразие предметов и игрушек, непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и упражнениях.

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.). Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования для второй младшей группы

Тип оборудования


Спортивный уголок в средней группе

Размещение физкультурного оборудования В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" - тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты. Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей. В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы. С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе. Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы

Тип оборудования


Старшая и подготовительная группы

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированны и точны. Двигательная активность становится все более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации. Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность. На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями. Размещение физкультурного оборудования Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп

Тип оборудования

Примерный набор оборудования для физкультурного зала

Тип оборудования


Общие принципы размещения материалов в физкультурном зале.
В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям проявлять свою двигательную активность.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. д.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.
Желательно иметь передвижной "Физкультурный уголок" - тележку с разными пособиями: плоские обручи, резиновые кольца, геометрические фигуры и т. д.
Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала желательно всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.
Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.
Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий желательно иметь дополнительную комнату, расположенную недалеко от физкультурного зала, что позволит освободить место для двигательной активности детей.
При наличии свободного помещения необходимо создать тренажерный зал, где будут расположены детские тренажеры сложного и простейшего типа.
Для подвижных игр в зале необходимо иметь физкультурный передвижной уголок, лабиринт игровой, "Парашют", мини-стадион.

Литература:
1. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика


Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательно- развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в группе используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы


Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание не смотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, увлекательными и разнообразными, побудили меня к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.


«Тропа здоровья» Материал: дорожки представляют собой поверхность с нашитыми пуговицами в определенном порядке, из прутьев, из пластмассовых кружков. Упражнение: для общеразвивающих упражнений на занятиях. Цель: способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; улучшение кровообращения




«Массажёр-цветок» Материал: цветные карандаши, футляр от киндера-сюрприза Упражнение: для игр, используется при дыхательной гимнастики (в футлярах лежит чеснок, лук, лимон) Цель: развитие мелкой моторики рук, улучшение кровообращения в пальцах и кистях.








«Гантели» Материал: пластиковые бутылки с песком. Цель: способствовать развитию силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости. Упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.








«Эспандер» Материал: изготовлены из пластиковых бутылок, бельевой резинки. Для оформления используется наклейки. Цель: для развития и укрепления мышц плечевого пояса и силы, можно использовать в комплексах утренней гимнастики, для индивидуальной работы, на занятиях по физической культуры.




Новые, яркие, нестандартные пособия - повышает у детей интерес к занятиям, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Все пособия и оборудование используется во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.