Самое раннее определение цели воспитания. Целеполагание в педагогике

Цель воспитания - это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда целенаправленно; бесцельного воспитания не бывает.

Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому вопросы о том, к чему должны стремиться школы и воспитатели в практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, индивидуальные -предполагают воспитание отдельного человека. Прогрессивная педагогика выступает за совмещение общих и индивидуальных целей.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, много, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их воспитательных систем. Каждая из них требует для своей реализации определенных условий и средств. Широкий диапазон различий между целями - от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений личности - лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Чем определяются цели воспитания? Стремлением к идеалу, принятому обществом. У нас идеал - это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек. Следует отметить, что хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они вполне реальны, поскольку в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания

организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы определяют их конкретную постановку.

Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам - эта цель.

История педагогики - это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, т.е. они не являются раз и навсегда заданными, одинаково пригодными для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, не возникают стихийно или по желанию отдельных людей. История общественного развития подтверждает, что они всегда обусловлены рядом существенных причин. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания опираются на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Какие же факторы определяют выбор цели воспитания? Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации.

Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них -темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

Борьба вокруг целей воспитания шла уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но о том, что считать добродетелью, мнения расходились. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель писал о воспитании мужества,

выносливости, умеренности, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Я.А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом к своему сочинению «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания -сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно», т.е. он должен быть человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

Французский материалист К. Гельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя - «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, их ум для истины и сделать, наконец, из них (граждан). здравомыслящих и чувствующих людей. сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж.-Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо, чтобы создать человека, ведь тот появляется на свет беспомощным и слабым. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И.Г. Песталоцци, швейцарский педагог, говорил, что цель воспитания - развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей.

На воспитание немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания - добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В.Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А.И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания - подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Н.Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым он понимал своеобразное сочетание личного с общественным.

Воспитанный человек - это прежде всего человек нравственный. «Мы смело высказываем убеждение, - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, - что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Как видим, единой цели воспитания никогда не было и, очевидно, не будет. Отсюда бесконечные споры о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть. А поскольку система воспитания начинает реализовываться уже в начальной школе, от целей ее, от того, как их будет понимать и направлять воспитатель, как поймут и воспримут ученики, будут во многом зависеть их достижения и то, какие граждане пополнят завтра ряды нашего общества.

Опираясь на знания, почерпнутые из истории, философии, политологии, других социальных наук, подготовьте реферат о целях воспитания, обсудите этот вопрос сообща на семинарском занятии. Вы узнаете, какая бездна проблем заключена в человеке, его воспитании, выборе для него путей развития.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических качеств, умственных сил, трудовых умений и навыков и т.д., к тому же в наилучшем их сочетании, чтобы ни одна из сторон не отставала в развитии. Отчетливую формулировку этой цели встречаем у гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими она уходит в античные времена.

Педагоги эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой,

литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей.

У социалистов-утопистов Мора, Кампанеллы, Оуэна, Сен-Симона, Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. К. Гельвеций, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета. Формирование всесторонней гармонически развитой личности как общая цель воспитания было положено в основу государственной политики первого в мире социалистического государства. Не отказываемся мы от нее и теперь, хотя, по объективным причинам, несколько сужаем и конкретизируем ее до реально выполнимых объемов.

Итак, совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек - наивысшая цель воспитания. Рождена она лучшими умами человечества, их верой в человека и могущество воспитания. Конечно, это очень высокая цель, но, поскольку она ни в социалистическом, ни в каком другом обществе не была достигнута в полном объеме, многие высказываются за отказ от нее или, по крайней мере, значительное упрощение. Но есть ли равнозначная альтернатива этой великой цели?

Путь, пройденный школой, зеркально отражает путь, пройденный страной. Здесь и большие достижения, и крупные провалы. Состояние школы, в котором она оказалась в середине 80-х годов прошлого века, отражало кризисное состояние общества, руководимого однопартийной командно-административной системой. В числе главных причин позже назовут искажение марксистско-ленинской концепции социализма, повлекшее за собой ориентацию школы лишь на общественные интересы, в ущерб развитию потребностей личности. Начавшаяся в апреле 1985 года перестройка высветила это противоречие, показала нецелесообразность односторонней ориентации воспитания, потребовала повернуть учебно-воспитательный процесс к человеку, создать условия для полноценного развития и реализации его жизненных устремлений. Но противоречия настолько обострились, кризисные процессы зашли так далеко, что потребовалось коренным образом пересматривать фундаментальные основы развития общества, а вместе с ними и воспитательные концепции. Воспитанию сегодня отводится главная роль в реализации демократических преобразований, начатых в нашей стране.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию.

Оказалась суженной, выхолощенной первоначально великая цель. Неизбежным следствием стало отчуждение детей от школы и учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности. Упал социальный престиж воспитанности и образованности. Восторжествовала авторитарная педагогика.

«Подменяя подлинное движение лозунговым забеганием вперед, политика ставила перед школой глобализированные цели - либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (массовая профессиональная подготовка учащихся). Эти цели, рассчитанные на повсеместное внедрение, не были подкреплены ни научным обеспечением, ни необходимым финансированием, кадровыми и прочими ресурсами», - писалось в новом варианте Концепции общего среднего образования (Учительская газета, 23 августа 1988 г.).

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания - формировании всесторонне и гармонически развитой личности - потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, стремится современная отечественная школа. Это вполне достижимая, при разумной организации и поддержке общества, цель.

Педагогическая работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая работа педагога развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.

Сущность воспитания - основные понятия, цели, задачи

Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями. Активными субъектами конкретно-исторического процесса.

Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.

Основная функция воспитания как общественного явления - в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.

Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.

Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.

Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.

Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего - родители и педагоги.

Продолжительность. Воспитание - это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия - длительные и мгновенные (Макаренко - метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.

Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.

Комплексность. Воспитание - процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.

Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.

Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.

К первой группе факторов относятся:

наследственность и состояние здоровья человека;

социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;

обстоятельства биографии;

специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:

особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;

порядок взаимоотношений с социумом;

организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.

Ко второй группе факторов относится способность к процессу обучения.

Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.

Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:

обобщение учащимися своего опыта;

осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;

следование этапам самого процесса развития личности.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

Идеальная цель конкретизируется другими, более близкими целями, поэтому существует иерархия целей. Цели могут быть:

  • - главные или стратегические, которые предполагают существенное изменение личностных качеств воспитуемых;
  • - рабочие или тактические, предполагающие решение тех или иных задач воспитания на том или ином этапе формирования личности;
  • - сиюминутные или оперативные, осуществляющиеся сразу после их возникновения и оказывающие непосредственное изменение хода действий.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Воспитание - это деятельность направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (закон об образ.)

Воспитание как соц. явление- это процесс передачи накопленного опыта.

Воспитание как педаг-ое явление - это целенаправленный процесс формирования заданных качеств личности.

Цели воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Воспитательная система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность.

Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями - от незначительных

Изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер. Они всегда соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы: темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т. п. Поэтому цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра педагогики

Контрольная работа

по педагогике

студента III курса

заочной формы обучения

Абрамович Александр Викторович

2.1 Модульное обучение

1. Понятия цели воспитания в педагогике (исторический аспект)

1.1 Понятие о целях воспитания в истории педагогики

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» - познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов - это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян - трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В то же время в истории педагогики наблюдалось поразительное многообразие подходов к определению цели воспитания. В Античности был сформулирован идеал гармоничного развития личности, однако он по-разному трактовался различными мыслителями. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Д. Локк полагал, что цель воспитания - сформировать джентльмена - человека деятельного и инициативного, обладающего глубоким умом и практическими знаниями. В теории Ж.-Ж. Руссо цель воспитания подчинена формированию общечеловеческих ценностей. И.Г. Песта-лоцци утверждал, что целью воспитания должно стать развитие способностей и дарований человека, заложенных природой. Их необходимо постоянно совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей личности». И.Ф. Гербарт считал целью воспитания всестороннее развитие интересов ученика, направленное на его гармоническое развитие, идеалом личности ему представлялся добродетельный человек, умеющий приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок. К.Д. Ушинский целью воспитания называл духовное и нравственное развитие. М.И. Демков считал, что целью воспитания должно стать укрепление нравственности и религиозности человека.

1.2 Принципы воспитания и обучения в истории педагогики

Принципы воспитания - это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1.Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX-XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

2.Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.

3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.

Развивающее обучение - это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.

Выводы по первому вопросу: Таким образом, исторически сложилось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой. Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

2. Характеристика современных образовательных технологий

Понятие о технологии

Технология (от греч. tйchne -- искусство, мастерство, умение и греч. logos -- изучение) -- комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

2.1 Модульное обучение

Модульное обучение - истоки

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.

В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). воспитание обучение образовательный модульный

Концепции модульного обучения

1.технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (1919 г.)

2.советские педологические вариации (1923 г.)

3.технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е)).

Цель модульного обучения

Создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса.

Особенности модульного обучения

1.модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

2.модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

3.модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Технология модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей

Процессуальность (Алгоритм модульного урока)

1. Формулировка темы урока.

2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3. Разбивка учебного материала на определенные логически завершенные учебные элементы и определение каждого из них.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учащихся.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока.

Принципы модульного обучения

1. Мобильность;

2. Структуризация содержания обучения;

3. Динамичность;

4. Действенность и оперативность знаний;

5. Гибкость;

6. Осознанная перспектива;

7. Разносторонность методического консультирования;

8. Паритетность.

2.2 Разноуровневое обучение

Разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне(А,В,С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Виды разноуровнего обучения.

1. Внутренняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

2. Внешняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов,профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

Технологичность.

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения:

1. Знание (запомнил, воспроизвел, узнал);

2. Понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой);

3. Применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);

4. Обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);

5. Оценка (определил ценность и значение объекта изучения).

Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.

Процессуальность.

Ознакомление с таксономией целей обучения является первым этапом ориентации учащихся. Кроме того, в ориентационную основу действий входят ознакомление обучаемых с процессуальной стороны и распределением функций между участниками учебной работы.

Важным условием является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала;

Полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения;

Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;

Возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т. п.);

Приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения;

Текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет-незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично);

По каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения;

В случае затруднений каждый получит помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы;

Возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы;

Ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теоремы, законы и т. п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником;

Возможно обучение по индивидуальным планам, даже с опережением товарищей по каким-либо образовательным областям на один и более классов.

Ход учебного занятия планируется учителем с предоставлением возможности учащимся, особенно старших классов, свободы выбора различных методов, организационных форм, приемов, процедур к т. п. В качестве теоретической основы для конструирования учебного занятия рекомендуется системно-деятельностный подход.

Системность.

На основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

Внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

Дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.

Создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

Организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

Полное усвоение базового компонента содержания образования;

Парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;

Текущий контроль за усвоением учебного материала;

Вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);

Опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.

Выводы по второму вопросу: Таким образом, по изученной технологии, модульного изучения развивает индивидуальные способности каждого ребенка, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень освоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

В условиях применения технологии разноуровневого обучения предпочтительны такие по времени занятия, которые позволяют реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.

3. Сущность и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание -- это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.

Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:

Формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;

Формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;

Развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;

Формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;

Помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.

Знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;

Умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;

Опыт общественно полезной и производственной деятельности.

В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний -- рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.

Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала -- запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1. Осознание целей и задач труда;

2. Воспитание мотивов трудовой деятельности;

3. Формирование трудовых умений и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности -- способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Формами трудового воспитания являются:

1. Средства морального и материального поощрения;

2. Представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3. Подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4. Использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Вывод по третьему вопросу: Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод, что трудовое воспитание должно быть правильно, педагогически целесообразно организованно. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Список использованных источников

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский и др. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. - 2000. - №2. - С.10-43.

Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996. - 312 с.

Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания / В.Н. Кряж, З.С. Кряж - Минск: НИО, 2001. - 179 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.-Т.1: А-М. - 1993 - 608 с.

Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студ., преподавателей, аспирантов / Т.А.Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие педагогики как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы изучения. Сущность процесса воспитания и обучения. Основные понятия социализации, их характеристика. Педагогический процесс, его состав и компоненты, основные задачи и цели.

    тест , добавлен 08.04.2009

    Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Характеристика основных концепций воспитания. Основные понятия социальной педагогики. Компоненты воспитательной системы школы, ее цели и задачи. Методики изучения воспитанности личности. Анализ методики Капустина "Экспертная оценка уровня воспитанности".

    контрольная работа , добавлен 05.04.2012

    Цель и задачи трудового воспитания. Методы воспитания сознательной дисциплины. Содержание и формы трудового воспитания младших школьников. Задача воспитания трудолюбия как одна из важнейших в системе формирования личности. Организация труда в школе.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Исследование системы образования и воспитания в Японии. Анализ форм организации учебной деятельности. Описания дошкольных образовательных учреждений. Основные задачи японской педагогики. Изучение особенностей обучения в старшей школе и в университете.

21 22 ..

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

21. Принятие цели воспитания в педагогике

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Например, когда-то в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий и наказаний используются все реже (Физическое наказание в современной школе недопустимо).
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле - здоровый дух.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс обществ могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.
Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.