Конспект занятия зима старшая группа. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе " Зимушка-зима"

МАДОУ д\с № 81-ОВ Республика Башкортостан город Стерлитамак.
Воспитатель: Ибатуллина Ирина Раяновна.

Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цели: Формировать умение:
- строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением;
- наклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект пушистой шерстки. Скачать презентацию
Способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, т.е. гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Закрепить:
- знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;
-умения ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Расширять кругозор детей.
Воспитывать любознательность бережное отношение к природе.
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
познавательно-исследовательская
изобразительная
музыкальная
двигательная
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Материалы и оборудование. Литературно-музыкальное сопровождение, техническое оснащение:
Демонстрационный материал: Презентация «Зима». Медвежонок. Письмо. 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, ножницы, клей, пряжа, шаблоны снеговика.
Словарная работа:
а). Обогащение: презентация, эксперимент, путешественник, на северном полюсе, лютая зима.
б). Активизация: декабрь, январь, февраль, зимующие птицы, силуэт.

Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме (слайд 1).
Воспитатель: И говорить сегодня мы будем о зиме.
Какая погода сегодня?
Дети: Облачная. Идет снег.

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые хотят узнать много нового и интересного. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их называют?
Дети: Путешественники.
Воспитатель: А вы хотите стать путешественниками?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся путешествовать в зимний лес. Ведь мы с вами знаем, что главным богатством нашего края являются леса, которые хранят облик и величие российской природы. А на чем мы доберёмся в лес?
Дети:: На санках, на лыжах.
Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах. ПОЧЕМУ?
Дети: Потому что санки в сугробах проваливаются, а лыжи предназначены для езды по сугробам.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! Посмотрите, внимательно, чьи следы вы видите? (слайд 2).
Дети:: След зайца, лисы, белки.
Воспитатель: Присядем на пенечки. Ребята, послушайте песенку про зиму.
(Звучит детская песня про зиму, хорошо знакомая детям. Дети подпевают.)
Вдруг появляется медвежонок, зевает.
Воспитатель: Ой, кто это?
Медвежонок: Я услышал красивую песенку и проснулся. Решил посмотреть, кто это так красиво поет!
Воспитатель: Ой, медвежонок, прости нас, мы тебя разбудили.
Медвежонок: Ничего не пойму, где же листья на деревьях? Где цветы? Почему так холодно?
Воспитатель: Как много вопросов! Ребята, ответьте медвежонку, почему так холодно?
Дети: Потому что наступила зима!
Медвежонок: Зима? А что это такое?
Дети: Это время года.
Медвежонок: А сколько оно длится?
Дети: Три месяца. Декабрь. Январь. Февраль.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему медведь ничего не знает про зиму?
Дети:: Медведи зимой спят.
Медвежонок: А только медведи спят зимой?
Дети: Нет. Еще ежи.
Воспитатель: А какие медведи зимой не спят?
Дети:: Белые (слайд 3).
Медвежонок: Как интересно, а я и не знал, что у меня есть брат.
Воспитатель: Где живёт белый медведь?
Дети: На северном полюсе.
Воспитатель: Что спасает его от холода?

Воспитатель: Умеет ли плавать?
Дети: Да, умеет.
Воспитатель: Чем питаются белые медведи?
Дети: Рыбой, тюленями.

Воспитатель: Подберём модели, которые подойдут белому медведю.
(Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю, это карточки-схемы: «бутылка молока», «шерсть», «пасть», «четыре ноги», «перечеркнутый домик», «льды»).
Воспитатель: Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока?
Дети: Своих медвежат медведица кормит молоком.
Воспитатель: Почему выбрали схему с нарисованной шерстью?
Дети: Теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы.
Воспитатель: Почему выбрали схему с четырьмя лапами?
Дети: У медведей четыре лапы, две передние и две задние.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь пора двигаться дальше.
Медвежонок: А что это такое под ногами? (слайд 4)
Дети: Снег.
Воспитатель: Какой снег в лесу?
Дети: Мягкий, пушистый, блестит на солнце, искрится.
Воспитатель: Расскажите ребята медвежонку, что вы знаете про снег?
Дети: Это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.
Воспитатель: На что похожи снежинки? (слайд 5)
Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки.
Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода, часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они красивые!
Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Ребята, возьмите, снежинки. Положите на ладошку и сделайте вдох носом и дуйте на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как снежинки.
А как называется явление, которое у нас сейчас получилось?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко» со словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На дорожки, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка – … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Медвежонок: Как много родственников у слова «снег».
Воспитатель: Еще раз вспомним их.
Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежинки, снеговик, Снегурка, снегири.
Медвежонок: А что случилось с рекой?
Дети: Она покрылась льдом (слайд 6).
Воспитатель: Летом река покрывается льдом?
Дети: Нет, только зимой.
Воспитатель: Правильно, реки покрываются льдом только зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. У нас есть 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.
Какого цвета снег?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета лёд?
Дети: Прозрачный (Если называют голубой, то сравнить с этим цветом.)
Воспитатель: Теперь я положу под кусочек льда и снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинки, а где – нет.
Дети: Под снегом не видно, подо льдом видно.
Воспитатель: Итак, какими свойствами обладает снег и лёд?
Дети: Снег – белый, непрозрачный. А лёд – бесцветный и прозрачный.
Воспитатель: Вы наверное устали, присядем на пенечки и продолжим наш разговор.
Медвежонок: А как живется птицам зимой? (слайд 7)
Дети: Птицам зимой и холодно, и голодно. Птиц в лесу и не видно они с наступлением холодов перелетают поближе к людям.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Мы делаем кормушки и подкармливаем их.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называют одним словом птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Эти птицы – зимующие.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Снегири, синицы, воробьи, щеглы, чечётки, дятлы.

Медвежонок: Что-то холодно в зимнем лесу.
Воспитатель: Как в пословице «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает?
Дети: Если стоять будем, то замерзнем
Воспитатель: В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть?
Дети: Больше двигаться, выпить горячий чай.
Воспитатель: Все в кружок встанем и погреемся.
«Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)(слайд 8)
Стали белыми дома. (Делают руками крышу над головой)
Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт. (Имитируют)
Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, кружатся медленно)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки» (Лепят и бросают снежки).
Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу.
Медвежонок: Ой, ребята, мне с вами было так интересно. Я буду скучать без вас.
Воспитатель: Ребята, чтобы медвежонку не было так грустно, предлагаю вам сделать подарок аппликацию «Веселые снеговики». Они тебе, медвежонок, будут напоминать о твоей чудесной зимней прогулке.
Мы освоим новый приём аппликации – наклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? (слайд 12).
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по вели¬чине, сверху - самый маленький - это го¬лова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.

Воспитатель: Какое выражение лица может быть у снеговика?
Дети: Веселое.
Воспитатель: Мелко нарезаем нитки; на основу силуэтов равномерно, тонким слоем, наносим клей и приклеиваем обрезки ниток; выполняем из темных бусинок глазки.
Сделаем улыбочку из красной нитки, головной убор и шарфик нарисуем фломастерами.
Дети дарят свои работы медвежонку.
Медвежонок: Спасибо ребята за подарки. Я пойду домой, уж очень хочется спать. Ведь до весны еще долго. До свиданья, ребята.
Воспитатель: До свиданья, медвежонок. А нам, ребята, пора в путь. На чем мы с вами приехали в лес?
Дети: На лыжах.
Воспитатель: Назад мы поедем тоже на лыжах.
(Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.)
Рефлексия «Снежное дерево». На магнитной доске прикреплено дерево. Из картона вырезаны снежинки. В центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат снежинки,на которых в центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти.Если вы считаете,что легко справились с заданиями,то возьмите снежинку где изображено эмоция радости.Если задания вызывали у вас затруднения,то возьмите снежинку с изображением грусти.
Дети выбирают снежинку и прикрепляют на дерево.

Тема занятия: «Удивительное время - Зима!»

Скороговорка дня: «У ежа и елки иголки колки».

Цель занятия: знакомство с зимними явлениями природы.

Оборудование и материалы: персонаж Дуду, фотографии или рисунки с изображением зимних узоров на стекле, карточки или единый рисунок к заданию «Снежные загадки».

Часть I. Вырос лес, белый весь

Цели : знакомство с зимними явлениями природы; использование умения выявлять закономерность в построении геометрических последовательностей; развитие логического мышления, внимания.

В гости к детям приходит Дуду. Она вместе с ребятами с интересом изучает свойства снега и льда, наблюдает за превращениями воды. Но сегодня утром обезьянка увидела что-то совсем необычное.

Дуду. Здравствуйте, ребята! Представляете, смотрю я сегодня утром в окно, а на стекле кто-то за ночь нарисовал удивительный узор. Солнце коснулось его лучами, и он стал сверкать золотом и серебром, переливаться всеми оттенками розового цвета. Красота! Кто же нарисовал этот узор?

(Предположения детей.)

Педагог. Для того чтобы понять, из чего состоит узор, возникающий за ночь на окне, можно собрать «белую краску», которой он «нарисован». Она быстро превратится в воду. Дело в том, что вода (в виде пара) всегда есть в воздухе.

Ночью при резком похолодании она оседает на ветвях деревьев, на стеклах окон.

Рассмотрим узоры. Постараемся найти отгадки.

Вырос лес,

Белый весь.

На коне в него не въехать

И пешком не войти. (Зимний узор на окне.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Дидактическая игра «Снежные узоры» . Дуду предлагает детям дорисовать и придумать свои узоры. Можно предложить такие задания:

Продолжи геометрический узор;

Продолжи графический узор;

Догадайся и нарисуй, какой снежинки не хватает;

Дорисуй вторую половину картинки.

Чтение.

Ночь

Ночь... Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку,

Свет — от звезд.

Тянет нить

Сквозь щелку в шторах —

Все окно уже в узорах.

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В. Степанов

Кто же заставляет нас плясать зимой на улице? Не о нем ли в народе придумали загадку?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И нам стоять не велит. (Мороз.)

Научим Дуду «озвучивать» различные узоры. Постараемся внимательно выполнять упражнения. Тренируя внимание и координацию движений, будем выполнять все более сложные задания, увеличивая темп.

Примеры заданий:

Хлопок в ладоши, топаем левой ногой, хлопок в ладоши, топаем правой ногой.

Хлопок в ладоши, прыжок, хлопок по коленям, приседание.

Хлопок в ладоши, хлопок по коленям, приседание.

Часть II. Снежные загадки

Цели: дальнейшее формирование умения составлять простейшие задачи по рисункам и решать их; освоение новых форм записи результатов.

Дуду . Столько загадок появляется вокруг зимой! Загадку, которую я хочу загадать вам, придумали ребята из подготовительной группы. На самом деле они просто лепили из снега, но не успели закончить работу. Догадайтесь, кого или что хотели слепить из снега дети? Из каких фигур слеплена каждая снежная скульптура? Сколько снежных шаров понадобилось для каждой из них?

Предложим детям придумать и нарисовать фигуру, которую они будут лепить из снега на прогулке.

Итог занятия.

Дуду. Удивительное время зима — на окнах появляются рисунки, деревья сами собой одеваются в белые шубы, люди на улицах танцуют, за несколько минут можно вылепить снеговика и даже слона! А вам, ребята, что нравится больше всего из зимних загадок, забав и чудес?

(Ответы детей.)

Последующая работа

Вдохновленные талантом зимнего живописца мороза, дети на занятии по рисованию с удовольствием нарисуют «Зимний пейзаж».

Варианты работы.

1. Выполним рисунок по образцу на темной бумаге белой гуашью или зубной пастой.

2. На обычной бумаге для рисования — контуры рисунка. Согласно шифру, часть изображения раскрашивается в различные цвета. Большая часть изображения остается белой.

Творческая работа «Скульптуры из снега» . Во время прогулки поможем детям вылепить из снега фигуры, нарисованные ими на занятии. Полученные «скульптуры» можно раскрасить, используя обычную пластиковую бутылку с цветной водой и пульверизатором.

Тема занятия: «Что такое зима?»

Скороговорка дня: «Зимушка-зима все дорожки замела».

Цель занятия: актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимних явлениях природы.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, фотографии животных (зайца, лисы, медведя, волка), совок и небольшая емкость для снега, прозрачная емкость с водой и кубики льда, аквариум.

Предварительная работа

Зима вступила в свои права, и дети уже могут познакомиться ближе с зимними явлениями природы, особенностями жизнедеятельности животных в это время года, зимними играми и видами спорта.

Чтение . Э. Аттли (пер. с англ. И. Румянцевой, И. Баллод) «Про маленького поросенка Плюха», глава «Снежный гусь».

Вопросы по ходу чтения

— Чем похож на снег гусиный пух?

— Согласны ли вы с мнением Ежа: «Снег — это пух снежных гусей»?

— Что бы ответили ребята на вопрос маленького поросенка Плюха о том, откуда берется снег?

— Почему Плюх поверил лисе?

— Как дядюшка Барсук объяснил поросенку, откуда берется снег?

3. Трофимова «Снег — что это такое? » Выясним, как образуется снег, почему бывает пушистым, почему в мороз скрипит под ногами. Обдумаем, как можно рассмотреть строение снежинок.

Н. Павлова «Под снегом на лугу». Оказывается, растения не только могут перезимовать под снегом, но и давать новые ростки, цвести всю зиму! Договоримся с детьми о том, что во время прогулки обязательно проверим, как живется траве на участке под снегом.

В. Бианки «Дед Мороз, Заяц, Косач и Медведь», «На дне снежного моря», «Лес зимой». Узнаем, как согревает снег животных и растения, почему не промерзают деревья, как помочь деревьям пережить мороз.

На прогулке.

В гости к детям приходит обезьянка Дуду.

Дуду . Здравствуйте ребята, меня зовут Дуду. Я приехала в гости к своим новым друзьям по переписке — зайчику, лисе, медведю и волку. Но я ничего не могу понять. Вот фотографии. Я вижу зеленую травку, кругом цветы, а здесь все вокруг белое, что-то хрустит под ногами. Может быть, я не туда попала, и все эти звери не живут в ваших краях?

Педагог. Похоже, Дуду не знает, что такое снег и лед. Почему, как вы думаете?

Если дети затрудняются ответить, Дуду расскажет им, что она приехала из Африки, где никогда не бывает зимы, всегда тепло, светит солнце, созревают бананы.

Дуду. Значит, когда-то у вас все было так, как на этих фотографиях: зеленела трава, летали бабочки, цвели цветы. Что же случилось? Откуда же взялся на земле этот белый снег, откуда появился на реках лед, на деревьях иней? Неужели теперь трава и деревья замерзнут под снегом, а рыбы и другие обитатели рек — подо льдом?

Учебная задача. Рассказать Дуду, откуда берутся снег, лед и иней. Выяснить, как зимуют растения и животные под снегом и подо льдом.

Исследование «Ледяные звездочки» . Предложим детям рассказать Дуду, что они знают о том, как образуется снег. Обобщим ответы детей.

«Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звездочки. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом». (По рассказу 3. Трофимовой «Снег — что это такое?»)

Снежинки бывают самой разной формы. При помощи лупы убедимся в этом.

Снег хранит много загадок. Одну из них мы разгадали. Теперь мы знаем, как образуется снег. Но как холодные льдинки превращаются в теплое «пуховое одеяло»?

Наблюдение «Под снежным одеялом». Прежде всего вместе с Дуду убедимся, что под снегом, как под теплым одеялом, сохраняется до весны зеленая трава. Для этого аккуратно разгребем снег на газоне, рассмотрим траву и вновь накроем ее снегом. Укроем снегом кусты и молодые деревца.

Предложим детям рассказать Дуду о том, что снег не дает морозу добраться до травы, корней деревьев, животных, которые зимуют в норах. Вспоминая героев рассказов В. Бианки «Дед Мороз, Заяц, Косач и Медведь» и «На дне снежного моря», дети расскажут обезьянке о том, что лесным животным плохо зимой без снега.

Дуду . Спасибо, ребята, за рассказ. Мне очень понравился снег. Я наберу его в ведро и как можно лучше рассмотрю его в группе.

Часть I. Вода-то вода, но бела и тверда!

Цели: знакомство с зимними явлениями природы; формирование умений, связанных с экспериментальной деятельностью, выделением необходимой информации в тексте.

На занятие приходит Дуду.

Дуду . Я вчера оставила принесенный с прогулки снег в ведре, а сегодня его не нашла там.

Педагог. Как вы думаете, ребята, что сейчас находится в ведре? (Вода.) А где же снег, который был там вчера? (Растаял.)

Дуду. Выходит, когда холодно, вода превращается в снег, а когда тепло — снег превращается в воду! А может ли эта вода снова замерзнуть и превратиться в снег?

Выслушав предположения детей, Дуду рисует схему: капелька воды, снежинка и между ними стрелки, обозначающие круговорот.

Исследование «Загадки льда» . Познакомим детей с некоторыми секретами «твердой воды».

Дуду. Хочется сказать: «Все ясно!» Но я так и не поняла, а как же образуется лед? На нашей схеме то вода, то снег, а льда на ней нет.

Если дети не найдут ответа на вопрос обезьянки, покажем им сигнальный рисунок-подсказку: маленькие капельки воды превращаются в снежинки, а там, где воды много (большие капли, лужицы, вода рек), образуется лед. Обратим внимание детей на то, что на рисунке и лед на лужице, и лед на реке сковывает только верхнюю часть воды. Возможно, художник ошибся?

Наблюдение «Плавучий лед» . Вниманию детей и Дуду предлагается прозрачная емкость с водой (в идеале — аквариум без обитателей). Предложим детям сформулировать предположение — где окажутся кубики приготовленного нами для опыта льда, если их поместить в воду: на дне, в толще или у поверхности воды? Обсудим, как проверить предположение.

В достаточно глубокой емкости лед будет плавать у поверхности воды, так как лед легче воды. Это свойство льда имеет огромное значение в природе. Замерзший верхний слой воды превращается в лед. Лед не тонет и не дает морозу добраться до нижних слоев воды. Именно поэтому зимой в водоемах сохраняется жизнь.

Разминка «По воде, по снегу и по льду» . По команде, подаваемой водящими при помощи сигнальных рисунков (вода, снег, лед), игрокам нужно выполнять оговоренные движения. По воде можно плыть, передвигаться на лодке; по снегу можно ехать на лыжах, на санках, идти по сугробам; по льду можно катиться на коньках. Игрокам нужно стараться разнообразить движения, не путать команды. Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.

Часть II. Водоемы зимой

Цели: использование полученной ранее информации, формирование умения анализировать и сопоставлять факты, делать выводы.

Наблюдение «В подводном царстве». Рассмотрим обитателей аквариума. Что нужно растениям и животным для жизни? {Тепло, свет, воздух, корм.) Представим, что аквариум покрылся льдом. Что изменится в аквариуме? (Станет мало света, воздуха, будет холодно.)

Прочитаем рассказы Н. Сладкова «В пузырьке воздуха» и «Январь». Выясним, как обитатели водоемов переживают холода.

Дуду . Удивительно! Холодный снег и холодный лед помогают сохранить тепло! Не дают замерзнуть растениям и животным. Так много вокруг загадок и чудес. Возьмете меня сегодня с собой на прогулку? Я хочу разгадать и другие загадки снега.

Последующая работа

Если Дуду хочет изучать свойства снега, ей понадобится теплая одежда. Ведь мы не будем «плавать» на дне «снежного моря». Да и звери далеко не всегда греются под снегом. Им приходится искать корм, охотиться и на поверхности «снежного моря». Готовясь к зиме, они накопили подкожный жир (нагуляли бока), отрастили пушистые шубки (подшерстки).

На занятии по ручному груду расскажем обезьянке о зимней одежде, поможем выбрать необходимые предметы одежды, выкроим одежду для кукол.

Эксперименты со снегом и льдом

Опыт «Лед — силач». Нальем воду в пластиковую бутылку- до краев, плотно завинтим крышку. Предположим, что произойдет, если вынести бутылку на мороз: если бутылку оставить на улице во время утренней прогулки, к вечерней она уже может лопнуть. Это происходит потому, что объем льда всегда больше объема воды, из которой он образуется.

Опыт «Повторяю форму». Во время утренней прогулки предложим детям аккуратно заполнить подкрашенной водой различные формочки. Обсудим, что произойдет, если оставить формочки с водой на улице. Во время вечерней прогулки проверим свои предположения.

Если через формочки с водой проложить прочную нить, то у нас могут получиться разноцветные ледяные бусы. Ими можно украсить дерево.

Цель:
закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников.
Задачи:

● проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
● развивать познавательный интерес;
● формировать способность видеть красоту окружающего мира;
● воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
● воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
● развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Оснащение образовательного процесса:
иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений «Снеговики», «Путаница»; подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях;
Ход деятельности:
Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им стихотворение:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится

Ребята, о каком времени года я прочитала стихотворение?
- А почему вы думаете, что о зиме?
- Правильно, только зимой бывает снег.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие к Царице – зиме. Представьте себе, что вот это у нас волшебные сани и мы на них отправляемся в гости.
Воспитатель. Вот мы и приехали ребята послушайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
К ребятам выходит Царица – зима.
Царица – Зима: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я. Хотите ли вы увидеть настоящую русскую зиму? (Ответы детей). Тогда смотрите!
Звучит музыка, Царица – зима рассыпает всюду «снег»
Вам нравится? Наша русская зима, словно сказочное царство. Послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою.

(С.Есенин.)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

(И.Суриков.)
Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы!
А загадки вы умеете отгадывать? Попробуйте отгадать мои загадки, это очень сложно!
- Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
- Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
- Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадывали. За это я дарю вам нашу зиму на память!
Царица – зима дарит детям картину «Зимний лес» и уходит.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использовал художник, чтобы ее нарисовать? (Ответы детей.)
Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
Кого еще мы видим на картине в зимнем лесу?
Как изменилась жизнь животных и птиц зимой? Что стало с растениями? (Ответы детей.)
А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)
А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.)
Дайте с вами сейчас поиграем.
Физкультурная минутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу
А теперь бочком, бочком
Друг за другом все бегом
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.
Отставала, догоняла.
- Стоп! – сказала. – Я устала.
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.

Воспитатель. Ребята пришла пора нам поиграть свою смекалку показать.
- Упражнение «Снеговики».
Задание: сравнить двух снеговиков, найти различие между ними.
- Дидактическая игра « Назови приметы зимы»
Воспитатель: Скажите ребята, какая она, зима? Холод….
Дети: Холодная
Воспитатель: Мороз - ….
Дети: Морозная
Воспитатель: Стужа -….
Дети: Студеная
Воспитатель: Вьюга - ….
Дети: Вьюжная
Воспитатель: Лёд - ….
Дети: Ледяная
Воспитатель: Снег - ….
Дети: Снежная
Подведение итогов.
Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Послушайте еще одну красивую загадку о зиме.
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
Сюрпризный момент. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку Царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.

Татьяна Сизова
Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как времени года, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,обогащать словарь образными выражениями.

Развивающие:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Закреплять умение правильно строить предложения, при ответе на вопросы, уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках. Знакомить с народными приметами. Развитие длительного плавного выдоха, творческого воображения.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, интерес к занятиям по развитию речи,чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, формирование навыков сотрудничества.

Словарная работа:

вьюга, метель, снегопад, искрящийся, северный, морозный, студеная, холодная, пушистая, серебристая.

Демонстрационный материал:

иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, конверт с письмом, узелок, снежинки на ниточке, колпачки от фломастеров, рельефные пуговки.

Оборудование:

магнитофон, презентация «Морозные узоры»,музыка Чайковского

Предварительная работа:

наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок и зиме, подбор материала к занятию-иллюстрации, замешивание соленого теста, картонные листы в виде окна.

Ход НОД:

Дети встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро, Татьяна Викторовна.

Воспитатель: А как еще можно поздороваться? (пожать руки, привет, обняться, сказать «здравствуйте»)

Дети здороваются с гостями (остаёмся в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?

Дети: Зимой бывают большие сугробы

Воспитатель: Сейчас какое время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?

Дети: Сейчас середина зимы

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что январь-середина зимы

Сюрпризный момент .

Стук в дверь

Воспитатель : Ой, посмотрите, нам что-то принесли.

Ребята, посмотрим,что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно?

(развязывает узелок, а там волшебный комочек)посмотрите, это волшебный комочек.

Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать:

«Дел у меня немало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, леса,дома

А зовут меня…. (зима)»

Дети: Зима

Воспитатель: Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима?

Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята,

Я- волшебница Зима

Много снега намела.

С вами я в снежки играю,

И на санках вас катаю,

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу.

В гости к вам придет мой друг

Снежный комочек,а зовут его Снежок

Мой комочек берегите

Все задания выполняйте, в игры весело играйте.

Буду ждать его я здесь, на севере, с новостями от вас всех.

Помогите, ребята, волшебному комочку вернуться на север.

Волшебница Зима.

Воспитатель: Ребята, поможем Снежку вернуться на север.

Дети: Да, поможем

Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте Снежок посадим вот сюда и выполним первое задание (воспитатель достаёт снежинку с цифрой один, читает задание)

Нужно рассказать о зиме, какая бывает зима?

Дети: Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, снежная

Воспитатель: Еще нам Дима расскажет.

Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это зимушка-зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья, на кусты сыплются снежинки!

Анюта расскажет:

Зимушка-зима, в мешке, ты стужу принесла,

На землю холод натрясла.

У реки гостила - всю реку льдом покрыла

У избы побывала - все окна разрисовала

День укоротила, а ночь удлинила.

И Вика Кербникова:

Зимушка-зима, ты дорожки снегом замела

И сугробы нагребла

По полям, по лесам ходила,

Белой шубой всех накрыла.

Воспитатель: Молодцы, ребята, многое вы знаете о зиме. И Снежку очень понравилось (достаёт следующую снежинку)

Но вот второе задание - загадки:

Сколько зимних месяцев?

Дети: Три месяца

Воспитатель: А что бы их назвать, нужно быстро загадки отгадать. Кто сумеет загадать?

«Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год!»

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год, в декабре дни- короткие, ночи- длинные.

Воспитатель: А сейчас послушаем загадку о другом месяце.

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду, упадет

Не вода, а уже лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?»

Воспитатель: О каком месяце говорилось в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счету зимний месяц январь?

Дети: Январь-второй зимний месяц

Воспитатель: Что значит: «Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз»

Дети: Значит на улице холодно, морозно, нужно одеваться тепло.

Воспитатель: И последняя загадка

«Снег мешками валит с неба

С целый дом сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревья налетели

По ногам мороз силен.

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Дети: Это месяц февраль

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает много снега, снегопад

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги да метели

Воспитатель: Молодцы. И это задание мы выполнили. Наш волшебный комочек доволен. (садятся за столы (снежинка с заданием)

А теперь давайте вспомним пословицы и народные приметы о зиме.

Снежок будет очень рад и будет хлопать вам в ладоши.

Кто начнет?

Дети индивидуально называют :

Зима не лето, в шубу одета.

Зима снежная - лето дождливое.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь новому году начало,зиме середина.

В феврале два друга – метель да вьюга.

Если на небе много звёзд – к морозу.

Кошка пол скребёт – к метели.

Береги нос в большой мороз.

Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу.

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. А я знаю вот такую пословицу «В зимний холод всякий молод». Как вы это понимаете?

Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять- озябнешь.

Воспитатель: А теперь пришло время немного поиграть. Вы любите играть в снежки. Давайте покажем Снежку, как мы играем. (под музыку)

Игра в снежки.

(Воспитатель достаёт снежинку)

Нам нужно выполнить следующее упражнение, которое называется «Какой? Какая? Какое?». Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы подбирайте как можно больше прилагательных.

Зима какая? (холодная, снежная, морозная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, хрустящий)

День какой? (морозный, снежный, короткий, ветряный)

Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, морозная)

Лед какой? (холодный, прозрачный, хрупкий, звонкий, скользкий)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Снежок доволен вашими ответами.

Вам нравится зима? Поднимите руку кому нравится зима, кому не нравится?

А теперь поиграем в игру «Хорошо- плохо». Проводится игра со снежком.

Воспитатель: А за своим здоровьем зимой мы должны следить? А как?

Дети: Надо тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, не сидеть на снегу, долго не гулять.

Воспитатель: Хорошо, давайте представим, что на улице сильный мороз и дует холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду через нос или рот, почему?

Дети : Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: Давайте покажем как.

Дети дышат через нос 3-4 раза.

Воспитатель: На столах лежат снежинки, подружки нашего волшебного комочка. А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа ее в руке на нитке). Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребята, и волшебному снежку стало прохладнее, ему нравится. Зима- замечательное время года. Зимой происходят разные чудеса. Вот волшебный Снежок у нас в гостях- это чудо. Вот ещё здесь есть волшебная снежинка, посмотрите -загадка:

"Рисовать на окнах мастер,

Но не требует фломастер.

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний (Мороз)

Дети: Мороз

(дети просматривают презентацию «Морозные узоры»)

Воспитатель: Как появляются на стеклах такие красивые узоры?

Дети: Мороз рисует узор прозрачным водяным паром, который есть в комнате и в воздухе. Теплый водяной пар через щели в окнах выходит на улицу, так холодно, капельки воды на холоде превращаются в кристаллы, соединяются друг с другом, оседают на стеклах и появляются узоры.

Воспитатель: Ребята, наш волшебный комочек загрустил, видимо ему очень жарко, надо его охладить. Я предлагаю создать снежные узоры с помощью теста, это поможет и нашему гостю, охладит его.

Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять.»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Покажите правую руку, левую. Соедините ладошки вместе и потрите друг о друга.

У детей на столах заготовки- окно. С помощью теста дети лепят узоры, колпачком от фломастера можно сделать рельеф. Дети выполняют задание под музыку Чайковского «Зима».

По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с волшебным комочком.

Воспитатель: Какая получилась красота. Волшебному комочку стало прохладно и он снова веселый и ему пора возвращаться на север.

Ребята, а давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось больше всего? Вам было весело?Что было интересного?

Снежок: Молодцы ребята, и в игры вы умеете играть, и стихи рассказывать, и о зиме вы многое знаете. Мне пора отправляться в путь – дорогу.

Занятие закончено.