Отношение детей к камням. Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни


*Схема взаимодействия педагога дополнительного образования по Lego

с другими педагогами ДОУ.


Опубликовано на сайте ФГОС - игра.рф



Что такое конструктор Lego для ребенка?

Это буря эмоций, восторг, сменяющийся любопытством. Что ждет его в этой загадочной коробочке? Он еще не знает, но уверен, что наверняка что-нибудь удивительное. Конструктор Lego- это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка.

Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое. Только ребенок получает все это не сразу, а кропотливо собирает из мельчайших деталей, ощущая себя настоящим создателем. Lego - это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика. Но только не маленькими детальками, а кубиками побольше. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, в том числе радиоуправляемых игрушек, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства.

А еще Lego вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Каждый набор - это

своя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра - мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам Lego . С ними можно забыть про унылые дома, перемежающиеся серыми росчерками асфальтовых дорог, про ненастную погоду за окном, грязь и слякоть. Можно отрешиться от взрослого, не всегда понятного мира, и построить свой, красочный и необыкновенный,ощущая гордость за собственные творения.

C 2011 года из средств муниципального бюджета в наш детский садик поступили образовательные конструкторы для дошкольников. Целью внедрения конструкторов в дошкольное учреждение было- более раннее вовлечение детей в процесс конструирования.

Нашим дошкольным учреждением было принято решение использовать конструкторы для детей в возрасте от 4 до 7 лет, и мы решили открыть Lego центр, руководит которым педагог-психолог Волосникова Светлана Юрьевна.

Конструкторы Lego – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. В нашей центре конструкторы Lego , используются практически на всех коррекционно-развивающих занятиях. Дети из 3-х групп посещают кружок Lego-конструирования.

Начав занятияя увидела большой потенциал, заложенный в образовательных конструкторах- мои дошкольники, играя, конструировали те предметы и явления, которые их окружают: здания, деревья,домашние животные, профессии людей, технику. За короткое время мы самостоятельно освоили приёмы конструирования и создали своё планирование по работе с конструктором в детском саду, охватив следующие темы: "Основы безопасности жизнедеятельности", " Человек и профессии","Животный мир", "Мебель", "Транспорт"и создали тематические проекты "Птичий двор", "Супермаркет", "Кругосветное путешествие", "Новые приключения Колобка", "В гостях у дедушки Мазая".

Родители активно подключились к нашим увлекательным занятиям. Они приняли участие в выставках. Частые гости они и на совместных игротеках. Дети вместе с родителями строят и защищают совместно собранные модели. Отрадно, что родители "заразились" игрой и конструированием с детьми- в 15 семьях появились новые лего- конструкторы.

Промежуточным итогом нашей работы стало участие в традиционных состязаниях по соревновательной робототехнике на Кубок Главы Сосновского муниципального района с творческим проектом "Моя будущая профессия". Состязания проходили 1 июня 2012 года. Наша команда была награждена почётной грамотой и подарком- конструктором "Полицейский участок".Таким образом, в нашем учреждении расширилось количество конструктивного материала для дальнейшего развития творчества и фантазии детей. Одним из примеров нашей работы является создание "Лего- мульта"- нового продукта совместной деятельности ребят, родителей и педагога.

Использование интерактивных конструкторов в дошкольном учреждении

Lego WeDo .

Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности. Конструирование – это увлекательное, интересное и полезное занятие. Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. По словам знаменитого швейцарского психолога Ж. Пиаже, ребенок в подобных случаях действует как «зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

1. Что такое интерактивный конструктор Lego WeDo .

Конструктор Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для интегрированных проектов. Ребята собирают и программируют модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, упражнений из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Работая индивидуально, парами или в командах, дети создают и программируют модели, проводят исследования, обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Для работы необходимо: ноутбук (компьютер), интерактивный конструктор Lego Education WeDo 9580, программное обеспечение к интерактивному конструктору.
В набор Lego Education WeDo 9580 входят :

1)
158 элементов
2) USB LEGO-коммутатор. (подключается к компьютеру). Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo™. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером.

3) Мотор. Можно запрограммировать направление вращения мотора (по часовой стрелке или против часовой стрелки)

4) Датчик наклона. Сообщает о направлении наклона; различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон».

5) Датчик расстояния. Обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.



Программное обеспечение к интерактивному конструктору.

ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDoSoftware). Интерфейс программы понятен и прост в работе. Дети сразуориентируются в программе при первом знакомстве с ней. Программная среда устроена таким образом, что ребенок не пишет программу, а составляет ее из готовых блоков. В его распоряжении имеется палитра, из которой он может брать готовые блоки, перетаскивать их на рабочее поле и встраивать их в цепочку программы (с помощью этих программ модели «оживают»). Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.

Готовая программа


2. Способы и приемы работы с интерактивным конструктором .

Способ 1. Создание готовых моделей по образцу.

Начинать работу с интерактивным конструктором целесообразней с готовых моделей. В комплект конструктора входит 12 готовых моделей. Задания разделены на четыре темы: «Удивительные механизмы», «Дикие животные», «Игра в футбол», «Приключения». Для каждой модели есть пошаговые инструкции (Приложение 1) и образец создания программного обеспечения для «оживления» модели (Приложение 2). Перемещаться по программе, точнее по Блокам, используя только мышку, это легко для детей дошкольного возраста.


По завершении работы над моделями можно устроить выставку с обсуждением: какие детали и механизмы были использованы для создания данной модели, какие Блоки программы были использованы для создания программного обеспечения, за какие действия модели отвечает каждый Блок программы, как можно изменить программу чтобы … (модель двигалась дольше, в другом направлении, со звуковым сопровождением и т. д.). При написании программы можно проводить маленькие эксперименты с мощностью мотора, со временем ожидания, с различными звуками, которые возможно вставить в программу (хруст, который производит крокодил при пережевывании пищи, рычание и храп льва, чириканье птичек).
После создания моделей необходимо поощрять развитие творческих способностей детей, предлагая им составить рассказ о героях (моделях), сказки, интересные истории и т.д.

Главное в этом способе работы это мотивация детей на дальнейшее экспериментирование. Данный способ позволяет уделять больше времени возможностям интерактивного конструктора, чтобы в дальнейшем пробудить интерес к созданию своих моделей и программ к ним.

Каждая модель может занять одно занятие, а может и больше – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование.

Способ2. Создание своих моделей, путем знакомства с первыми механизмами.

При данном способе работы происходит знакомстводетей с основами построения механизмов и программирования (создания программ к механизмам).

Рассмотрим на примере знакомства с мотором и осью.

1) Выбрав механизм (мотор), вводится понятие мотора -устройство приводящий в движение что-либо, предлагается вспомнить устройства, где используется мотор (моторная лодка, вентилятор, самолет и т. д.) Дети собирают мотор по схеме. Для того чтобы лучше рассмотреть устройство механизма , нужно при помощи стрелок повернуть мотор вправо или влево.

2) Кабель, идущий от мотора, подсоедините к ЛЕГО-коммутатору. Мотор будет работать при подключении к любому из портов ЛЕГО-коммутатора.

3) Перетащите блоки из Палитры на Рабочее поле, чтобы составить заданную программу:

4) Щёлкните на Блоке «Начало». Дети наблюдают за действием механизма: мотор работает, ось крутится.

5) Чтобы остановить выполнение программы и выключить мотор, нажав кнопку Стоп. На основе полученных наблюдений идет обсуждение работы мотора.

Что делает мотор?

Включается и вращает ось.

Какую функцию выполняет Блок «Начало»?

Блок «Начало» является начальным блоком в каждой программе. После щелчка на Блоке «Начало» программа начинает выполняться. В приведенном примере программы включается Блок «Мотор по часовой стрелке».

Что делает Блок «Мотор по часовой стрелке»?

Блок «Мотор по часовой стрелке» включает мотор так, чтобы ось вращалась по часовой стрелке.

На данном этапе рекомендуется познакомиться с Блоками программы, отвечающими за работу мотора. Составить программы, используя все блоки и провести наблюдение и обсуждение как действует механизм при работе какого-либо блока.

Предложить иллюстративный материал для рассматривания, где используется механизм мотора для вращения чего-либо (вентилятор, мельница, пропеллер вертолёта т.д.)

Используя знания, полученные о работе мотора и программ, отвечающих за его работу, дети готовы к созданию собственных моделей.

(Приложение 4 НОД -конструирование «Вентиляторы», приложение 5 НОД – конструирование «Транспорт для Айболита»)

Данный способ помогает понять все тонкости механизмов и программирования для дальнейшего экспериментирования. В дальнейшем дети смогут строить собственные модели и создавать к ним программы.

Подобную работу можно проводить в дальнейшем с другими механизмами, чтобы освоить все возможности конструктора и создавать модели, которые будут включать в себя не один механизм, а несколько.

Дополнительные возможности интерактивного конструктора.

Можно приобрести ресурсный набор Lego Education WeDo . В него входят 326 деталей, чтопозволяет собирать новые более крупные модели WeDo и в сочетании с Робоконструктором Lego WeDo набором строить новые модели и создавать новые проекты.

Так же в работе над проектами можно использовать тематические наборы Lego , создавать и разыгрывать целые проекты, например «Тушение пожара», где пожарная часть и пожарная машина собраны из тематического набора Lego «Службы спасения», а насос, качающий воду, создан из интерактивного конструктора Lego WeDo.

Использование интерактивных конструкторов в образовательном процессе.

Использовать интерактивный конструктор можно в непосредственной образовательной деятельности по конструированию, в совместной деятельности, самостоятельной деятельности.

Интерактивный конструктор не желательно рассматривать очень узко, например, только в конструировании, т. к. данное оборудование универсально: например, изучая животных в образовательной области «Познание» дети знакомятся со строением тела, повадками, голосами животных и создание моделей животных с помощью конструктора поможет детям закрепить полученные ранее знания.

Ожидаемые результаты

Использование ИКТ открывает педагогам новые возможности для развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Современные интерактивные и коммуникативные средства эффективно интегрируются в различные образовательные области дошкольного образования и обеспечивают, при правильном использовании, развитие:

· Социальных навыков – умение моделировать поведение других людей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях.

· Наглядно-образного и абстрактного мышления;

· Способности к планированию. Поставив перед собой цель, по созданию новой или усовершенствованию знакомой модели дошкольник учится действовать как по имеющимся инструкциям, так и по схемам разработанным самим.

· Способности к оценке. Ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели, ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях.

· Мелкой моторики рук.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. Он, несомненно, оказал и до сих пор оказывает огромное влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ Ответственные: учитель-логопед Статкевич Е.О. воспитатели Мащалгина Г. П. Буданцева О.И. ГБДОУ детский сад № 34 2015 г

Цель: Расширять знания о разнообразии камней и их свойствах Задачи: Познакомить детей с понятием «камень» Познакомить детей с группами,на которые делятся камни Познакомить детей с самыми известными камнями - Ознакомить с изделиями из камня

Камень - (старославянское "камы"). Твёрдый минеральный материал (скальная масса). В основном камнями называют горные породы или драгоценные камни (алмаз, бриллиант и т.д.) Происходит от украинского "камiнь" - "гора".

Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. На Руси перстни с камнями носили ещё в древности.

Вера в таинственную магическую силу драгоценных камней существовала издревле, поэтому их приобретали как амулеты и талисманы, защищающие от враждебных сил и приносящие счастье, излечивающие от всех болезней. Три главных дос – тоинства драгоценных камней – красота, долговечность, редкость – выделяют их из мира неживой природы.

В мире существует очень много разнообразных камней по форме, размерам. I группа - драгоценные камни (самоцветы) алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, топаз, аквамарин, гранат,бирюза,горный хрусталь и другие. II группа - поделочные (цветные камни) нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, гипс. III группа - драгоценные камни органогенные: жемчуг, коралл, янтарь, гагат.

Самый известный из камней всех камней это АЛМАЗ. Алмаз - наазвание самого известного драгоценного камня произошло от греческого «адамос», что значит неодолимый или несокрушимый, и арабского «алмас» - твердейший. Главные отличительные черты алмаза - высочайшая среди минералов твёрдость (но в то же время хрупкость). Ювелирного качества цветные алмазы могут родиться абсолютно любого цвета, тона, оттенка, насыщенности... Наиболее часто встречаются лимонно-желтые и голубые камни, реже – красные, зеленые, фиолетовые, пурпурные.. Еще реже – розовые.. Наиболее редки природные черные бриллианы, за всю историю добычи алмазов было найдено и задокументировано всего несколько сотен таких камней... Первые алмазы были найдены в Индии. Из древнеиндийских источников следует, что это произошло около трех тысяч лет до нашей эры. АЛМАЗ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ АЛМАЗА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИРЮЗА Бирюза - один из самых ценный непрозрачных камней, используемых в ювелирном деле. Цвет бирюзы - от блекло-голубого до яркого небесно-голубого, почти синего; от желтовато-зеленоватого до почти зеленого. Часто бирюза имеет разнообразные включения других мине – ралов (чаще черного - псиломелан и бурого - лимонит - цветов). Иногда эти включения наблюдаются в виже жилок и очень мно – гочисленны - это "бирюзовая матрица". Окраска бирюзы весьма деликатна. При нагревании всего до 250 градусов Цельсия голубой цвет бирюзы переходит в блекло-зеле – ный (гораздо менее ценимый). Боится бирюза солнечного света, пота, масел - могут появиться желтоватые пятна.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИРЮЗЫ

МАЛАХИТ Малахит – непрозрачный камень с причудливым узором из вкраплений всех оттенков зелёного цвета. Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Плиний Старший писал, что мала – хит непрозрачен, но плотнее и темнее изумруда. Однако минерал ценится в основном за разнообразную текстуру: ленточную, струистую, концентричную, лучистую, звездчатую с переливами. Впервые месторождение малахита открыли в глубокой древности в горах Кир – мана на юге Ирана среди рудников меди. Месторождения «элатского камня» находятся неподалеку от города Элат на юге Израиля. Согласно иудейской ле – генде, здесь когда-то были «копи царя Соломона».

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ Горный хрусталь - бесцветный прозрачный кварц. Термин "хрусталь" - это руссифицированная форма греческого слова "кристаллос" - лед. Древние греки и римляни считали горный хрусталь замерзшим льдом. С английского языка термин "горный хрусталь" букваль- но переводится как "природный кристалл".Горный хрус- таль встречается, как правило, в виде хорошо образо- ванных кристаллов, причем их размеры могут достигать нескольких метров.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ

ЖЕМЧУГ Жемчуг – это округлой формы минерал из органических соединений. Образуется он внутри раковин некоторых видов моллюсков, после того, как туда попадает некий мелкий предмет, вроде песчинки. Постепенно вокруг этого предмета образуются тонкие слои перламутра. Жемчуг традиционно высоко ценится наряду с драгоценными камнями. Самый ценный вид жемчуга добывают в Персидском заливе. Это жемчуг «ориенталь» - восточный жемчуг. Оригинальный черный жемчуг добывают в Мексиканском заливе и неда- леко от острова Таити.Розово-красные жемчужины можно найти в Кали- форнийском заливе. Желтоватый и серебристый жемчуг водится в Цей- лонских водах, а в Индии жемчуг бледно-розовый. Из Японского моря привозят светло-зеленые жемчужины. А белый жемчуг добывается в Австралии.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕМЧУГА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы. Октябрь
Программное содержание.
Разви­вать интерес к камням, умение обследо­вать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяже­лый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные камни имеют разную форму, иногда острые углы;

мор­ские камни всегда округлой формы, глад­кие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко использу­ют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями , которые используются для украшений построек и изготовления памятников, су­вениров (гранит, мрамор ), показать изде­лия из драгоценных камней .

Материал. Наборы речных и мор­ских камней, мрамор, гранит (на подно­сах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, по­левой шпат) и «Из чего состоит мра­мор» (известняк). Кусочек дерева, гвоз­ди, молоток. Слайды: памятник А.С. Пуш­кину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набе­режная реки Москвы, Красная площадь. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.

Ход занятия

Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно пред­назначено нам? Верно, по адресу. Кто зна­ет адрес нашего детского сада? Кто по­мнит номер нашего детского сада? (От­веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает пись­мо, читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, пе­ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Мед­ной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Педагог. Тогда пошли искать ее. (Де­ти ищут посылку, находят зеленую ко­робку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь записка. Да­вайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий -
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети. Это камень. Это разные камни.

Педагог. Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку (откры­вает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно от­гадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них под­носы (по одному на двоих детей) с кам­нями, деревянный брусочек, сосуд с во­дой, салфетки.

Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, кото­рую вам подскажет музыка. (Деты слу­шают) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз по­слушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, пере­катывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камуш­ков, море красивое...

Педагог. Найдите на подносе мор­ские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цве­та, какая у них поверхность, какие края?

Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.

Педагог. Почему они такие? (Отве­ты?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Педагог. Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы?) Возь­мите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из де­рева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в ка­мень. (Забивает - не получается, пред­лагает двум-трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз по­пробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы за­бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Отве­ты.) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый?) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее?) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме?) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения.) Я хочу позна­комить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно по­смотрите на него (показывает). Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите: какой он?

Дети. Шершавый, неровный, разно­цветный.

Педагог. Возьмите лупы и рассмотри­те гранит. Гранит - это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, мож­но увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного ви­да. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, из­готовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мра­мор. Мрамор - тоже горная порода (по­казывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

Педагог. Мрамор, как и гранит, неод­нороден: он состоит из кальцита, изве­стняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы?) Мрамор - главный отделочный матери­ал. Самым ценным является белый мра­мор (показывает его). Настоящее цар­ство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.

1 -й слайд - памятник АС. Пушкину. Кому установлен этот памятник? Пра­вильно, А.С. Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. По­смотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2-й слайд - могила Неизвестного сол­дата в Александровском саду. Кому по­священ этот памятник? Да, солдатам, ко­торые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3-й слайд - набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гра­нитная. И не боится ни сырости, ни хо­лода: гранит - очень прочный камень.

4-й слайд - Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Педагог. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро... А еще есть драгоценные камни.

Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы?) На Руси из­давна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украше­ния?) Что вам понравилось? Какие укра­шения есть у вас дома? Дома вместе с ро­дителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

. С. 27-29.

Мы с детьми побывали в удивительном месте «парке камней». Честно скажу, мы отправились туда не подготовленными, и еще не знали столько много о камнях, сколько мы знаем теперь, но, в таких внезапных прогулках есть своя прелесть – экспромт и полет фантазии для мамы, ну и для детей!

Обязательно скачайте данную презентацию. Переключаться между слайдами нужно в ручном режиме, поскольку информации на слайдах много, и скорость чтения у мам разная.

Видеоотчет о походе в парк вы можете . После похода в парк, конечно же, на протяжении нескольких дней мы играли только в «камешки».

Пришлось на скорую руку выдумать несколько игр, чтобы развлечь детей:

Сначала мы, конечно же, насобирали целый мешок камней и принялись рассматривать эти камни. Из всех камней всего у трех мы обнаружили неоднородный цвет, зато у большинства камней разглядели слоистость



Мы очень часто оживляем камни и вообще, любые предметы. Они у нас ходят в гости друг к другу, пьют чаи и катаются на машинах. Это один из самых любимых сюжетов игр моих детей и по времени, на эту игру может уйти целый день. Даже в перерыв на обед, дети кричат, что они еще не доиграли.)))


Бросали камни с расстояния в ведерко. Дух соревнования мы пока не воспитываем, каждому давалось столько попыток, сколько нужно, чтобы все таки попасть, потому что ведер тоже было 2)))))))

— выкладывали из камней рисунок – цветок. На какой-то более масштабный рисунок у нас, пожалуй, и камней бы не хватило.



Еще я вспомнила игру-опыт из детства. Мы брали 2 камня (по одному камню в каждую руку) указательным и большим пальцами и стыковали эти камни друг с другом, причем давить нужно было довольно сильно.

Ведущий же, в это время, берет другой камень, и, как бы, опутывает им место стыка – 10 раз (забрасывает за сцепку и подставляет руку снизу, чтобы поймать камень). Потом 10 раз камень забрасывается (снизу ловится ладошкой и снова забрасывается) в образовавшиеся дырки-колечки между большим и указательным пальцами, сначала одной руки, потом другой. Когда все процедуры закончены, подопытному разрешают медленно попытаться оттянуть камни друг от друга. По ощущениям, кажется, что ты отсоединяешь железо от магнита. Свойства камней тут не при чем, я думаю, это просто руки затекают от сильного напряжения, вот и кажется, некое притяжение. Но все равно, эта игра с камнями тоже очень понравилась детям.

Взяли камень – мел, и порисовали им! Прямо на полу) каменная плитка позволяет нам и рисовать на ней и пластилиновые работы выполнять, и наклейки клеить. Все легко отмывается!

Следующий день мы начали с просмотра презентации.

После просмотра и моих подробных рассказов о камнях, кристаллах и минералах мы принялись играть в игры по стопам изученного материала:

1) заглянули в папину коллекцию камней, обнаружили потрясающий камень (мы его и раньше уже обнаруживали, но рассматривали с другой точки зрения). Неказисты снаружи и весь слоистый изнутри. Явно образовался глубоко под водой, где слой за слоем каменели осадки. Это один из удивительных красивых камней коллекции. Его он нашел на Красном море в Эйлате.

Как-то, этот камень (на фотографии он самый крупный) увидел один геолог и он сказал мужу, что там, внутри окаменели остатки какого-то морского животного, вероятнее всего, а дальше, слой за слоем накладывались и каменели осадки.


2) следующим шагом был, конечно же, . У нас дома стоит наша модель, которую мы запускаем по разным случаям. Изучение камней – как раз подходящий случай. Запустили вулкан, посмотрели, как лава выплескивается из вулкана. Разложили внизу вулкана камешки, которые назвали базальт, пемза, андезит, обсидиан, а в жерло вулкана забросили другие камешки, с названиями гранит и кварц. Ну и пошла у нас игра в камешки))) Камни ходили друг к другу в гости – внутривулканные приглашали к себе в домик, а вневулканные к себе. Потом мы еще долго катали камешки на машинах и рассказывали, как нам нравится извержение вулкана.


На этом первый день игр подошел к концу. дети, уставшие и довольные, мне кажется, даже во сне повторяли странные имена своих новых героев)))

3)Следующий день, по горячим следам мы начали с обсуждения второго способа образования камней – осадочного. Хотя, накануне, при изучении камня из Эйлата, мы его уже вскользь проговорили. Сделали себе слоистые бутерброды и съели их! Зато все понятно – хлеб-сыр, помидор, салат, лишь бы в рот теперь поместился))))


4)Потом мы перешли к обсуждению кристаллов. Я уже рассказывала Давиду, что все в нашем мире состоит из молекул, знает он и о том, что разным состояниям тел соответствует разное движение молекул, так что мы просто вспомнили, что молекулы твердых тел не движутся, а лишь колеблются, и имеют прочные связи друг с другом. Для наглядности и вообще для веселья встали мы все строем, взялись за руки и создали свою кристаллическую решетку. Дети тянули меня вправо и влево, но я стояла, не двигаясь, и из-за этого, не двигались и они. Вот так я им и объяснила взаимную связь между молекулами. Потом перешли к творческому занятию.

5)Взяли пластилин, трубочки для коктейлей, и стали творить кристаллические формы. Увы, особенно сложные фигуры у нас не получились, но алмаз нам удался на все 100! Конечно же, изучили мое кольцо (не с алмазом, а с цирконием, по качеству может и нет, а по виду очень похож), сравнили камень с карандашным стержнем. Очень удивились, что оба камня состоят из одного и того же элемента, но, в них нет ничего общего на вид.


6) Ну а потом мы приступили к опытам:

Опыт 1

Получение кристаллов воды

Налили воду в прозрачный стакан и сделали отметку уровня воды. Через некоторое время вытащили стакан и увидели, что лед в стакане находится выше водной отметки. «Почему?» задал резонный вопрос Давид. А вот почему, ответила я и нарисовала примерно такую вот схему:


На первом рисунке молекулы воды, по сути, они двигаются свободно, хотя и связаны друг с другом. А вот на второй схеме – молекулы той же воды, но в замороженном виде – они как солдаты выстраиваются в такие цветочные (Давид назвал их цветочки) фигуры. Такой порядок требует гораздо большего места, чем подвижным молекулам воды (даже простой подсчет покажет, что одинаковое место могут занимать 16 молекул воды и 13 молекул льда, посчитайте на картинке!).

Вот так мы получили водный кристалл.


Опыт 2

выращивание соляного кристалла.

Сделали соленый раствор, завязали нитку на карандаш и опустили нитку в раствор. Ждем, когда кристаллическая рыбка попадется на наш крючок. Вода у нас немного подкрашена чаем, Давиду стало интересно, повлияет-ли это на цвет кристалла.

Никак не могу выложить отчет, вот наконец время нашла. Провели мы недельку "Камни". Вдохновила меня Наташа (НаталиФокс). Несколько идей нашла в инете.

Первым делом собрали на прогулке камни, дома их помыли, просушили и начали рассматривать

У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Затем провели слдеующие эксперименты:

Оказывается, что камни имеют много разных свойств.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

Посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9

Понадобятся доска, камень, гвоздь. молоток. Вбиваем в камень и деревяшку. Делаем выводы.

Опыт №10

А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Опыт №11

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

Опыт №12
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ

Опыт №13
А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

Опыт №14
Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.

Опыт №15
Камень можно порвать как бумагу?
Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.

Опыт №16
Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик

Вопросы после проведенных опытов:

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Гвоздь нельзя вбить в камень?

4. Камень лёгкий как вата?

5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее?

6. Камень легко разбить как стекло?

7. Камень можно растянуть как резинку?

9. Из камня можно лепить как из пластилина?

10. Камень не плавает в воде как дерево?

11. Камень можно порвать как бумагу?

Узнаем какие бывают камни

Вот такая сенсорная коробочка получилась

Сравниваем морские камни и речные

Морские Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.
такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими.

Речные камни- Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

1. Сортируем речные и морские камушки

2. Волшебный мешочек.
Складываем в мешок морские и речные камни. Надо угадать на ощупь какой камень. У Мальвинки была только одна ошибка)

«Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг

Коралл. - А сегодня мы поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают учас­тие живые существа. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку. Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются. Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Жемчуг.
.

«Камень рождённый деревом»

Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём

Ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?
-чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.
По случаю достали из шкатулки бабушкины (моей) янтарные бусы. Мальвинка их несколько дней не снимала, только на сон)))))

Гранит

Драгоценные и полудрагоценные камни

Оникс и какие фигурки делают из него. Мальвинка была впечалена. Очень понравилось ей, что грани блестящие. Долго рассматривала, жалко лупу куда-то потеряли(

Сортировали мелкие камушки по цветам. Была у меня кофта с узором из камней. Кофты давно уже нет))) А камушки я оставила)))

Подвижные игры

[Попади в цель.
На песочнице расчертила круг, кидали в центр камни

Построили гору

Вот такой лабирин, ходили по нему

Выстроили горкой камни и прыгали через них, на двух ногах, на одной. боком, спиной, полусидя)

Творчество

Сделали вот такую вазу. Я залепила банку пластилином.


Дальше полностью самостоятельная работа дочки (подарили бабушке). Я даже удивилась, что ее хватило, правда два дня камушки клеили).


Семья "Камушкиных"
Папу зовут охотник, маму-хозяюшка. имена детей менялись постоянно)))) Мы загадывали им на ушко желания.

"Гарнитур из драгоценных камней")))))

Рисовала мелками


Еще попутно на логику включала задания, типа - выложи по величине в ряд, построй башенку, что бы было равновесие, сравни где больше и меньше камней и т. д.



На развитие слуха было такое задание: Вначале послушали как звучат камни, когда ударяешь друг об друга большие, средние и маленькие. Затем она отворачивалась и угадывала какие камни я ударяла друг о дружку. Ни одной ошибки, все угадывала)

Ну, и одно их самых понравившихся Мальвинке занятий, это массаж. До спа конечно далеко)))

Сопровождала рассказом примерно таким, только не смейтесь)))) на ходу сочиняла)
Мама камень пошла гулять с детками камушками (Каждым камушком по спине проводила)
Затем сказала вставайте в ряд за мной. (На позвоночник выкладывала в ряд)
Детки баловались и падали со спины. (Каждый камешек скатывала по спинке)
Затем мама говорила не баловаться и становится парами и идти домой. (Опять камушки гуляли по спине)
Потом просто целовала спинку)))

А это я готовила, но так и не провели. Мальвинка не захотела:

Физкультминутка

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.

Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Игра "Камень ножницы бумага"

Вот так прошла наша неделька. Спасибо заглянувшим на огонек))))