Если родитель не пришел на родительское собрание. Посещение родительских собраний — обязанность или право? Что должно быть на родительских собраниях

За все годы школы наш папа был на собрании раза два, не больше. Один раз уговорили пойти бабушку. Когда школьницами были мы с сестрой — наш отец тоже собраний избегал изо всех сил. Маме деваться было некуда, и она отбывала родительскую повинность с терпением и покорностью.

Мне довелось поспрашивать у знакомых разных возрастов о том, как они относятся к в школе. Только трое из нескольких десятков опрошенных ответили, что им очень нравится ходить на собрания и работать в родительском комитете. Отношение остальных колеблется от безразличного до резко негативного.

В чем причина такой нелюбви родителей к школьным собраниям?

Многие родители считают собрания потерей времени и пустой болтологией (каюсь, и я отношусь к таким родителям). Родителям неинтересно слушать об успехах или проступках чужих детей. И совсем неприятно, когда публично разбирают проступки и проблемы их собственного ребенка. Родителям учащихся средних и старших классов удобнее узнать все необходимое, поговорив с классным руководителем или предметником индивидуально. 15 минут такого разговора дают больше информации, чем присутствие в течение 2 часов на собрании.

И, тем не менее, родительские собрания пока остаются основным способом взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. Каким должно быть родительское собрание с точки зрения родителей:

  • Максимально информативным. Информация должна быть одинаково важна для всех родителей.
  • Промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид.
  • Решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения.
Кроме того, многие родители хотели бы, чтобы предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний.

Самое главное собрание — первое. Если новый сможет на первом же собрании заинтересовать родителей, то и позже посещаемость будет на высоте. Мамы и папы с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог. А вот присутствие на классных собраниях учителей-предметников зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Такие родители априори уверены в том, что они знают о воспитании если не все, то уж гораздо больше учителей. Мнение таких родителей категорично и громогласно высказывается при каждом удобном случае, они способны превратить в бессмысленную дискуссию любое, даже самое конструктивное собрание. Не у всякого классного руководителя оказывается достаточно твердости и такта для того, чтобы призвать к порядку любителя шумного выяснения отношений.

В результате получается, что учитель должен не только ежедневно выкладываться перед учениками, но и изобретать способы заинтересовать родителей. Заинтересовать участием в воспитательном процессе, побудить сотрудничать со школой, убедить не пропускать классные собрания. И все это — проявляя чудеса выдержки и такта.

Со стороны глядя на учительский труд, бесконечно ответственный и так мало ценимый государством и его гражданами, я очень сочувствую тем, кто учит и воспитывает наших детей. Это, наверное, одна из наиболее стрессогенных и тяжелых профессий.

За 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием.

Но родительские собрания, тем не менее, все равно не люблю. Честное слово, за 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием. Тягомотина, постоянные выговоры всем и за все, и редкие похвалы одному-двум отличникам. Причем это была не одна школа, не один и тот же классный руководитель (сын учился в трех школах, а классных руководителей сменилось не менее пяти), а методика проведения классных собраний практически всегда одна и та же: в начале сетования, что родители плохо посещают собрания, потом раздают листочки с оценками детей. Затем следуют нелицеприятные комментарии, и родители по очереди сжимаются в комочек за партой, краснеют и бледнеют. Или начинают спорить с учителями, часто — на повышенных тонах. Когда же речь заходит о финансовых вопросах, хочется уже только одного — отдать денег сколько скажут, и поскорее покинуть помещение.

Наверное, нам просто не повезло с родительскими собраниями. Хочется верить, что родителям нынешних школьников повезет больше.

Родительские собрания неотъемлемая часть школьной жизни родителей и учителей. В школе регулярно организуются встречи для педагогов и родителей, во время которых решаются многие серьёзные вопросы. Организация экскурсий, внеклассные мероприятия, общие рекомендации по усвоению учебного материала, организация питания учащихся — эти и многие другие вопросы обсуждаются на родительском собрании совместно с родителями. Необходимость таких встреч очевидна. Однако у родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Чтобы быть достоверно проинформированным о жизни своего ребенка в образовательном учреждении, необходимо систематически посещать родительские собрания и быть в контакте с классным руководителем.

Бывает, что классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Насколько это юридически обосновано рассмотрим с точки зрения Закона «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон).

Ст. 44 Закона закрепляет за родителями обучающихся права и обязанности.

В частности, родители имеют право:

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44 Закона).

Это право родителей полностью реализуется через ознакомление с информацией на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе с одного уровня образования на другой. Родителям первоклассников, например, важно знакомство с учителями, всегда интересна информация о программе обучения, требованиях педагога и т. д.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 Закона).

На сегодняшний день проводится множество мониторингов, которые выявляют уровень готовности детей к школе, отношение детей к образовательному процессу, уровень сформированности тех или иных компетенций и т. д.

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3ст.44 Закона).

По итогам каждого собрания подводятся итоги и выносятся те решения, которые принимаются всем коллективом присутствующих родителей. Такие решения нередко касаются вопросов управления образовательной организацией.

С одной стороны, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. С другой стороны, Закон не предусматривает посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Если вы по каким-то причинам не можете посетить родительское собрание, сообщите об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

Приходя в школу, родители должны помнить, что они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, уважать честь и достоинство работников образовательной организации (ч.4 ст.44 Закона).

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли бабушки или дедушки посещать родительские собрания?

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично. Бабушки и дедушки часто являются активными участниками воспитания и присмотра за детьми. Юридических оснований отказать бабушке/дедушке в присутствии на родительском собрании — нет. Однако, подписи на документах, справках, анкетах, которые заполняются во время собрания, должны быть заверены родителями. Именно родители являются официальными представителями ребенка, только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем. Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно.

Многие вопросы, конфликтные ситуации можно разрешить благодаря разъяснениям учителя на собрании. Если собрание было организовано профессионально и грамотно, то у родителей не будут возникать вопросы относительно необходимости такой формы взаимодействия учителя и родителя в школе. Стоит помнить о соблюдении этики общения. Результатом совместной работы на собрании может стать уверенность родителей в том, что они могут в решении любых вопросов обратиться к своему учителю.

Вот и осень опять с нею новый учебный год. А с ним - ежедневные родительские волнения и переживания за успехи своих детей. Девять месяцев предстоит нашим детям учиться и упорно трудиться, а для нас это значит 9 месяцев учебы с ними и заботы о них.

Летом все всегда проще - летом нет школы. С сентября же мы передаем детей на поруки школы, и та их тянет целых 9 месяцев. А о том, КАК тянет и ЧЕГО при этом желает от нас - мы узнаем с родительских собраний, на которых, как правило, принято ругать, стыдить и озадачивать какими-то проблемами, которых мы сами до прихода на собрание то, вроде бы, и не замечали. И приходим мы после того собрания домой озабоченные и встревоженные. И даже если наш ребенок до собрания как-то внушал нам веру в то, что у него все нормально и нет поводов для переживаний и волнений, то после собрания начинаешь накручивать себе такое, что выводит из равновесия и делает тебя взвинченной и усталой. И ты в панике начинаешь тут же садиться со своим ребенком за уроки, невзирая на позднее время и на то, что ребенок твой уже, собственно говоря, к твоему приходу все уроки сделал. НО... после полученной негативной информации на собрании тебе вдруг начинает казаться, что и твой ребенок так же, как и те, о которых учитель говорила, встревожено, мало знает, отстает в знаниях, а порой и вовсе все эти знания за лето растерял. И начинается нервозность, и начинается поток негодований, поток бурных эмоций, которые ты сама выплескиваешь на своего собственного ребенка. А ребенок твой как учился, так и учится прилежно, как вел себя хорошо, так и не замечен ни в чем плохом. Только страх, поселившийся в тебе после родительского собрания, не дает тебе самой покоя, и ты уже не веришь своему собственному ребенку, не веришь, его успехам и только паникуешь, мешая и ребенку собраться с мыслями и продолжить учиться спокойно и радостно.

Вот поэтому я и не люблю ходить на школьные собрания, потому что я ЗНАЮ своему ребенку, я ВЕРЮ своему ребенку, а еще я постоянно ВИЖУ , как он учит уроки и с ЧЕМ справляется, а с чем НЕ справляется, выполняя домашние задания.
Обычно любому учителю перед тем, как провести родительское собрание в самом начале учебного года, спускаются указания свыше, т.е. от директора школы и завуча, ЧТО говорить и О ЧЕМ говорить с родителями на собрании и установки идут строгого плана, что впереди у детей ЕГЭ, выпускные (если ваш ребенок в 4-м, 9-м или же 11-м), т.ч. родители, имейте, мол, в виду, что надо подтягиваться и браться за ум! И родители все, паникуя, прибегают домой, и начинают "наезжать" на своих детей, мигом запрещая им все блага, что они имели до этого (и интернет, и кино, и дискотеки, и прогулки и пр. пр.) А виною тому не наши дети, которых мы пытаемся так изолировать от мира, что им интересен и нужен, а неправильная постановка родительского собрания, неверный подход к нему изначально, неверная, если хотите, мелодия его звучания. А может, помочь ребенку и не теребить его весь год лекциями о том, что " Куда ты пошел? Тебе надо физику с математикой зубрить! У тебя экзамены впереди!" Да никто ее не станет зубрить, если мы станем надоедать и изводить своего ребенка своими нотациями.

У ребенка должно быть понятие ответственности, что ЭТО ему надо. И не с девятого, или вовсе в одиннадцатом классе, а на много раньше, когда он начинает себя искать в подростковом возрасте и задумываться о том, кем станет и какую дорогу по жизни выберет. И уж коли такие понятия в его голове появятся, то поверьте, что он и сам осознает всю меру той ответственности, что лежит на нем в том самом 9-м, или же 11-м классах. И только тогда, когда вы сами будете на все 100 уверены в своем ребенке, вас не испугает, вас не изведет ни одна учительница, что проводит грозное и строгое родительское собрание в самом начале учебного года.

Я не хожу на собрания. Почти не хожу. И ничего по сути дела не теряю, п.ч. я знаю своего ребенка, знаю, ЧТО он учит и КАК он учит. А еще знаю мир его внешкольных увлечений и этого мне вполне достаточно, чтобы не ходить на собрания и не изводить свою нервную систему.

А вы ходите на родительские собрания? А может, родительские собрания давно устарели и проще вводить какие-то индивидуальные консультации для родителей, чем общее, обязательное родительское собрание?!!

Вчера была на родительском собрании.

Родителей было много - 19 из 25. Это больше, чем обычно. И это заслуга классного руководителя, которая умеет поднять родителей с дивана, или создать такую мотивацию, чтобы они пришли. Это впечатляет.

Но сохранить эту мотивацию ни на собрании, ни на директорском совете, хотя на него ходят все, все-таки, на мой взгляд, не совсем удается. Иногда даже я и себя ловлю на мысли о том, зачем я там сижу , ведь все одно и то же, и ничего нового?

Быть может, поэтому на все собрания ходят одни и те же родители, дети которых и так неплохо учатся и со всем справляются, но которые все-таки надеются услышать что-то полезное для себя и для своего ребенка, и не упустить из виду того, что происходит.

Но быть может, и у родителей, которые не посещают родительских собраний, есть своя правда? И они просто ведут себя так же, как их дети, которые не хотят учиться и плохо себя ведут.Они просто не надеются услышать там ничего нового и интересного и не верят, что такие коллективные обсуждения проблем могут помочь им реально решить их проблемы, и не только с детьми.

Поэтому из двух зол: сидеть на собрании, тратить время и расстраиваться по поводу того, что все равно не можешь изменить, или сидеть дома, ничего не предпринимая, выбирают последнее.

И я подумала о том, что же хотела бы я, как родитель, услышать на этом собрании?

Нет, я не говорю, что в школе педколлектив ничего не делает. Это далеко не так. И я уважаю их за все. что они делают. Сейчас я говорю о том, что есть большая разница в том, что люди делают, и как они об этом говорят.

Ведь говорить о своей работе - это не значит хвастаться, или как -то вести себя не скромно. Речь сейчас совсем не об этом. Я просто полагаю, что было бы интереснее услышать какие-то более конкретные вещи, которые были реализованы в школе за последнюю четверть, чтобы добиться той успеваемости, которая есть.

А слушать о том, что в нашей школе процент успеваемости - 68%, или 73% мне, конечно, очень приятно, но когда это слышишь постоянно, то результат нивелируется. Ведь ты не можешь оценить, сколько труда было вложено именно в этой четверти, чтобы сохранить такой высокий процент? Какие конкретные вещи были сделаны, чтобы дети улучшили успеваемость?

Тогда бы и родители могли бы осознавать реальный вклад учителей в дело обучения их детей. Возможно, все это есть, и методы, и задачи, и примеры, и все это делается, но пока слушать об этом неинтересно, не говоря уже о том, чтобы что-то начать применять в домашних условиях.

Конечно, знать о том, как учиться твой ребенок и как ребенок уживается в коллективе и как себя проявляет в школьной жизни, знать надо, ведь дети не всегда говорят родителям о том, что с ними происходят, или говорят так, что картина может казаться более благополучной, чем есть на самом деле.

И для получения какой-то объективной картины бывать там никому не мешает. Хотя, я думаю, что очень мало что можно узнать про своего ребенка, если он не нарушает дисциплины и хорошо учиться. А разве у нас нет проблем с воспитанием?

Но, как и детей, заставлять родителя ходить на собрание и интересоваться жизнью своего ребенка - дело бесполезное и неблагодарное. Кроме раздражения, это ничего не вызывает.

А вот создать внутреннюю потребность заниматься воспитанием и наблюдать за своим ребенком - это уже не все могут.

Может быть, не хватает конкретных примеров о том, как поступать в том или другом случае, и о том, чем руководствоваться, и что считать правильным, когда что-то объясняешь своему ребенку. И разбора конкретной проблемы…

Но здесь возникает другой вопрос, ведь у всех свои проблемы, и возможно, будет кому-то неинтересно слушать одно и тоже? - можете сказать вы.

Но если выделять общие проблемы, которые могут проявляться на всех ступенях развития, во всех возрастах… и каждый раз готовить своего рода - « справочник» и методичку о том, как лучше помочь ребенку справиться, то может, это будет более интересно и для тех, кто учит, и для тех, кто воспитывает?

Например, вчера учительница математики сказала о том, что у детей страдают вычислительные навыки.

Но о том, как их совершенствовать, кроме того, что надо просто делать домашнюю работу и как превратить эти вычислительные навыки в интересное занятие по вечерам, или о чем-то еще, в чем могла бы проявиться любовь к математике, об этом ничего и никогда не говорится, кроме общих слов «НАДО» и «ДОЛЖНЫ».

Хотя есть не мало отличных книг по этому вопросу, но ведь не все их читают и мало кто о них знает…

Т.е. надо «заразить» своей любовью к математике родителей, а уж те найдут способы передать свой энтузиазм своим детям.

Нет, я не говорю о том, что не выдаются никакие рекомендации о том, в чем учителю нужна родительская помощь? О них говорят. Но все они какие-то сухие и неинтересные, что ребенок вряд ли будет с энтузиазмом их выполнять…

Их нельзя превратить в игру - вот в чем, на мой взгляд, проблема.

Так к чему все это я сейчас говорю?

Просто мы никогда не сможем разбудить у ребенка интерес к знаниям, если нам самим не будет интересно то, что мы делаем. И те, кто НЕ успевает, не обязательно вырастут плохими людьми.

Но очень часто из них получаются неплохие предприниматели, у которых нет проблем с деньгами. Не из всех, конечно. Но и у отличников не всегда все получается.

ПОЛУЧАЕТСЯ У ТЕХ, кто докопался до того, что их больше всего на свете интересует , и позволил себе следовать за своим интересом.

Так может, и нам, взрослым, почаще следовать за своим?

В статье раскрывается извечно проблемная тема для классных руководителей: "Почему же родители учеников не посещают собрания в школе". Статья содержит рекомендации для классный руководителей, памятки, которыми можно воспользоваться при проведении родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы с родителями.

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е.А.Мухачёва)

В последние годы возрос интерес учителей, руководителей учреждений образования к проблеме воспитания. Ушли в прошлое о том, что школа призвана лишь обучать детей. Современная жизнь диктует свои правила и обращает наше внимание на процесс воспитания в стенах школы. Однако эта же жизнь убеждает нас, что без семьи многие проблемы одному педагогу не решить. Как говорил В.А.Сухомлинский: «…Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Мы все с вами ведём работу с родителями: проводим и родительские собрания, и индивидуальные консультации и многие другие формы работы, но должного результата так и нет. Я задумалась, почему же родители не любят ходить на родительские собрания? Наверное им скучно, неинтересно, жалко попусту тратить временя... Зачастую родители могут предугадать ход событий: вот классный руководитель зачитывает оценки, поругает двоечника и хулигана, потом похвалит отличницу...Выходит, что родители уходят неудовлетворенными, потому что не получили информацию о своем ребенке, о той жизни, которую он ведет в стенах образовательного учреждения. Я пересмотрела свое отношение к ведению родительских собраний. Теперь я стараюсь сначала создать благоприятную атмосферу: при беседе с каждым родителем выбираю для каждого эмоциональную волну, уделить больше внимания практическим советам: как можно организовать совместный отдых (чтобы ВСЕМ было интересно), как достучаться до ребенка, если он уже ничего не хочет, кроме как резаться в компьютерные игры и т.д. В начале учебного года провожу опрос родительского мнения с целью выявления наиболее интересных тем совместного обсуждения с классным руководителем. Как классный руководитель стараюсь использовать профессиональные (и не только!) способности родителей. Так например, в каждом классе найдется свой профессиональный дизайнер или коммерсант или строитель (в этом году у меня в классе есть историк), давайте им возможность проявить себя! И вообще, почему не привлекать родителей и к жизни класса и школы, ведь когда появляется общность интересов за рамками только урочной деятельности, то и на родительских собраниях без проблем находятся темы для бесед и они превращаются в общение единомышленников, а не схватку на ринге, где классный руководитель и родители находятся в разных углах!

На мой взгляд, многое зависит от классного руководителя, от того насколько вы открыты к детям и родителям, насколько мы готовы к организации совместной деятельности, насколько изучили потребности каждого. Но зачастую мы настолько замучены отчётностью, что просто "не успеваем любить" наших детей, а дети это такие штучки, которые фальшь чувствуют на раз-два, поэтому и получается, что в гонке за бумагами теряем души. А родители тоже хотят, чтобы их детей любили, потому что они лучшие, хотя и двоечники, и хулиганы... Им тоже не хватает времени любить своих детей... У кого же есть время на это? Очень интересная проблема получается. Думаю, что с ней столкнулся любой учитель, который хоть раз проводил родительское собрание. Хочу дать несколько советов тем, кто их организует. Во-первых, нужно отказаться от разговора об оценках и успеваемости каждого ребенка в отдельности. По себе знаю, это момент собрания, которого родители ждут с содроганием. Кому приятны публичные упреки?! Лучше заранее приготовить выписку из журнала о текущих оценках и раздать каждому родителю эту информацию. Пока родители изучают оценки своих чад, можно обсудить общеклассные события, рассказать о мероприятиях. Во-вторых, очень хорошо воспринимается небольшой концерт (представление, сценка и т.д.) в средних классах, подготовленный силами детей специально для родителей. Какой родитель не придет посмотреть на свое сокровище? Потом детей можно распустить по домам, а с родителями обсудить какие-то проблемы. В-третьих, хорошо воспринимаются встречи с компетентными специалистами - психологом, врачом, социальным педагогом. Если собрания перестанут напоминать только «накачку» по поводу детей, то и родители пойдут в школу.

Анализируя свои родительские собрания, могу сказать, что родители с удовольствием посещают собрания, на которые я рассылаю приглашения на собрание. Стараюсь придумать интересную форму собрания. Часто использую методику деловой игры. Большой популярностью для старшего и среднего звена пользуются совместные собрания "Родители и дети". А главные секрет психологии успеха при встречи: начинать всегда с положительных моментов, хороших результатов ребенка (это очень важно слышать маме, что ее чадо, его деятельность так же важна и мне) А вот как расположу собеседника к себе, удостоверюсь, что меня понимаю, можно в индивидуальном порядке предложить к обдумыванию негативные аспекты поведения ребенка. Закончить встречу с родителями так же нужно исключительно на позитиве. Прощаясь, надо поблагодарить за сотрудничество. Мама должна уйти из школы с реальным видением картины успеваемости, поведения, получив профессиональные рекомендации подальнейшим действиям. Должна быть уверенность: учитель - это друг, союзник, который действует только во благо ребенку

При проведении родительского собрания, я стараюсь не беседовать с родителями второпях, создаю необходимые условия для общения с ними. Если я в какой-то проблеме или ситуации не компетентна, я обращаюсь за консультацией к специалистам. Готовясь к встрече с семьей учащегося, я помню, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но, в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее.

Чтобы родители пошли в школу их необходимо заинтересовать, т.е. показать практический смысл собрания.

Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.

Я считаю, что необходимо изменить отношение и образовательного учреждения к семьи. Нужно поощрять те классы, где родители принимают активное участие в жизни школы и класса. (здорово было придумано, насчёт поездок в Абакан). Но как не продуманы у нас большинство проектов. (Это и насчёт цветников, и насчёт ремонта, благоустройства территории школы.) Как мне жалко труд родителей и педагогов.

Чтобы родители ходили на общешкольные собрание, нужно установить взаимопонимание. Важно спокойное дружеское вступительное слово педагога.

Одновременно являясь мамой и педагогом, могу сказать, что хорошо знакома с этой проблемой. Считаю, что нужно уходить от стандартных форм проведения общешкольных родительских собраний. Творчески подойти к его подготовке, используя современные средства технического оснащения.

В определении тематики общешкольных собраний целесообразно участие родителей. Нужно изучить их мнение, интересующие их темы и вопросы.

Из опыта моей работы скажу, что благодаря установлению дружеских и партнерских отношений между семьей и классом, родители моих детей принимают активное участие и во внеучебных мероприятиях: экскурсиях, праздниках, походах, занятиях по интересам.

Я считаю, необходимо чаще проводить нестандартные родительские собрания (деловые и сюжетные игры, обсуждать различные ситуации по взаимоотношению между родителями и детьми, экскурсии. походы и т.д

Результатом моей работы является высокая посещаемость родителей родительских собраний, активное участие родителей в жизни школы и класса.