Новый год австралия. Презентация - новый год в австралии

На заре человеческого существования люди не имели современного комфорта, но уже тогда их сердца тянулись к творчеству. обладающие зачатком разума, и есть первые художники земли.

Наскальные рисунки эпохи палеолита

Древнейшие наскальные рисунки относятся к эпохе палеолита. Именно тогда взяли в руки краски первые художники земли. МХК начала свой длительный путь к развитию. Героями сюжетов становятся люди и дикие звери, которые одновременно были источником пищи и тотемными покровителями рода.

Наиболее известный памятник мадленской эпохи - пещера Ласко во Франции. Ученые датировали рисунки 18 тысячелетием до н.э. ценность ее настолько велика, что пещеру превратили в настоящий музей. На просторах обширного зала по стенам в безумном танце кружится целое стадо быков, лошадей, медведей и оленей. По масштабам его часто сравнивают с Сикстинской капеллой. Даже своды пещеры украшены орнаментом, напоминающим растения.

Несмотря на то, что первые художники земли творили свои шедевры по памяти, они с необычайной точностью передавали пропорции животных. Уже тогда мастера использовали перспективу и светотень для придания реалистичности изображениям. В арсенале художника было несколько цветов: черный, желтый, красный, которые изготавливались из минералов.

Мезолитическая живопись

В эпоху мезолита жизнь человека сильно изменилась. Крупного скота становилось все меньше, а от успешной охоты во многом зависела жизнь всего племени. Именно охота становится центральным сюжетом, который изображали первые художники земли. Это было своеобразным ритуалом. Многие историки считают, что изображением удачного загона скота люди пытались привлечь удачу.

В мезолите уходит многокрасочность и объемность форм. Изображения становятся более графичными и формализованными. Рисунок теперь выполнен только черным или только красным цветом. К концу периода появляются и более мирные сюжеты - сбор фруктов, меда, танцы у костра.

Наиболее яркий памятник этой эпохи - грот Зараут-Камар в Узбекистане. Благодаря искусству мезолита мы можем больше узнать об образе жизни и представлениях К примеру, именно благодаря рисункам было установлено примерное время появления лука.

Неолитическое искусство

Эпоха неолита ознаменовалась активным Человеку снова пришлось вступить в борьбу с природой за лучшие условия для жизни. Первые художники земли в древней цивилизации северной Европы все больше уходят в символизм. Изображение человека становится все схематичнее, порой с утрированными первичными половыми признаками.

Именно на территории севера Европы находится больше всего памятников этого периода. Появляются изображения морских животных - тюленей, китов, рыб. Скорее всего, это из-за того, что жизнь в этом регионе больше была связана с морем.

Первые художники земли оставили после себя множество петроглифов - камней с выдолбленным рисунком. Небольшие следы краски говорят о том, что прежде они были раскрашены. Суровый влажный климат оставил в целостности только рельеф. Мы никогда не сможем увидеть их в первозданной красе.

Роль художника в древнем обществе

Сейчас художник - это человек, который стремится реализовать себя через искусство. Но было ли это возможно в то далекое время? Люди были настолько заняты борьбой за жизнь, что вряд ли у них осталось бы время вдохновенно творить. Скорее всего, рисунок тоже был подчинен общим целям выживания.

Как бы там ни было, древнейшие художники обладали высоким талантом. Просто невозможно представить, что так рисовать могли все. Поэтому предполагают, что создатели были не только первыми художниками, но и первыми шаманами - жрецами. Они выполняли особые сакральные функции. Рисуя охоту - приманивали удачу, сбор плодов - обильный урожай в окрестном лесу, танцующих женщин - как символ продолжения рода и крепкого потомства.

Первые художники земли - это необычные люди, которые стали первооткрывателями. Именно они перенесли внутреннее представление о мире на плоскость камня. Это стало большим шагом в развитии всего человечества и его эмоциональной сферы. Благодаря им, мы сейчас наслаждаемся шедеврами мирового искусства.

Первые итоги эпохи Возрождения начали подводить довольно скоро — уже в XVI веке. Тогда-то Вазари и написал: «Джотто был рожден, чтобы просветить живопись».
Джотто был гением своего XIV века; так, как писал он, еще не умели писать художники, жившие до него, и не получалось у тех, что появились после. Его идеи пригодились только живописцам XV в. А XIV столетие не могло похвастаться изобилием гениев, и в Италии равен Джотто только Данте, с которым они дружили.

Джотто родился в предместье Флоренции, но мастерство прославило его по всей Италии, так что он получал заказы в разных городах. Он расписывал церкви и в основном изображал святых, но зрителям нравилось, что персонажи Священной истории, вышедшие из-под кисти Джотто, совсем как обычные люди и испытывают всем понятные чувства. Им можно было сопереживать. Правда, все они еще немного на одно лицо, а здания и пейзажи — это просто идеи зданий и пейзажей. Джотто не вдавался в подробности повседневной жизни, которые научились выписывать художники XV века. Но интересно, что его, как и корифеев Ренессанса — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, занимали в первую очередь люди и их душевное состояние. Джотто был наблюдательным художником. Он знал, в каких случаях люди опускают головы, в каких — разводят руками, и пользовался этим знанием, чтобы передать переживания своих героев. Возможно, Джотто умел даже больше, чем видно по его росписям. Существует предание о том, как он, еще будучи в учениках, изобразил муху на носу одной из фигур, написанных его учителем. Получилось так похоже, что мастер, вернувшись, несколько раз пытался ее согнать. Но на собственных фресках Джотто ни одной мухи не замечено. Может, поскромничал?

Он еще не знал анатомии (художники увлекутся ею значительно позже), но его герои двигаются естественно, как в жизни; он не ведал о теории перспективы, которую изобретут в XV веке, но его фигуры не плоские, как у его предшественников, а объёмные, и росписи имеют глубину, а не только длину и ширину. В будущем живописцы полюбят геометрию — Джотто был не чужд порядку: его фрески в Капелле дель Арена в Падуе заключены в прямоугольники и расположены рядами. Подобно мастерам Возрождения, он был одновременно художником, скульптором и архитектором. По его проекту построена колокольня Флорентийского собора — она так и известна как кампанила Джотто.
Он был признанным гением, и, как это случается с гениями, опередил свое время. Хотя он и оставил учеников, 50 лет после него в живописи ничего интересного не происходило. Только художники следующего столетия оказались на том же творческом пути, по которому шел Джотто, и очень быстро обогнали его. За это искусствоведы не приняли Джотто в эпоху Возрождения, а оставили в Проторенессансе. Первым же художником Ренессанса принято считать его земляка Мазаччо.
Однако Вазари, который был значительно ближе нас к Джотто, считал, что он «обрел истинный способ живописи». Может, так оно и есть?

Мазаччо прожил всего 27 лет и оставил мало работ. Но его фрески служили образцом для многих поколений художников. Изображая изгнание из рая Адама и Евы, он первым из живописцев Возрождения «правильно» написал обнажённые фигуры и устойчиво поставил их на землю. Современников восхищало, что люди на его фресках «совсем как живые», а потомки почтили его память такой эпитафией: Как живописец, я с природою сравнился. Правдиво придавал любой своей работе движенье, жизнь и страсть. Великий Бонарроти учил всех остальных, а у меня учился.

Знаете ли вы, что: фреска — вид живописи, которая наносится прямо на стену. Такая живопись называется монументальной. Слово фреска произошло от итальянского fresco — сырой, свежий, но сама живописная техника появилась задолго до нашей эры, когда итальянского языка не было в помине. Фресковая роспись делается по сырой штукатурке водяными красками.

Искусствоведа первобытный человек волнует как художник. Археолог по произведениям первобытного человека пытается воссоздать его историю. Зоолога и географа первобытный человек интересует как естествоиспытатель. К какому периоду истории человека следует отнести возникновение искусства? Около 30-40 тысяч лет тому назад неандертальца сменил человек современного типа. Период от 40-30 до 15-го тысячелетия называют поздним палеолитом и подразделяют, в свою очередь, на три эпохи: ориньяк, солютре и мадлен, Мадленом заканчивается палеолит.

Человек позднего палеолита был в первую очередь охотником. Его добычей были зубры и туры, дикие козы и бараны, олени и тарпаны, а иногда носороги и мамонты. По-видимому, древние охотники разных племен охотились на разных зверей. Так, в Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехия) были найдены среди других костей останки тысячи мамонтов; такого количества мамонтов нет в других стоянках. В Солютре, во Франции, найдены костные остатки десяти тысяч диких лошадей - тарпанов.

Наши предки, жившие в Украине, охотились преимущественно на зубров: в Амфросиевской стоянке были найдены остатки тысяч зубров.

Имеются некоторые общие черты во всех рисунках человека позднего палеолита. Животные, как правило, изображаются в профиль. На рисунках обычно не показана земля. Очень часто при тщательной разработке общего контура ноги изображены схематично, а концевые суставы не показаны вовсе. Это вполне понятно: ведь охотник видит профиль туловища и оснований ног, а концевые суставы скрыты травой.

На протяжении тысячелетий, охватывающих период позднего палеолита, изменялось искусство, совершенствовалась техника рисунка. Животные раннего ориньяка даны в сравнительно статичных позах. Рисунки позднего ориньяка - к этому периоду относятся, например, рисунки из пещеры Ласко во Франции - более динамичны. Это достигается различиями в ориентации туловища и головы, изменениями положений ног относительно друг друга. Основным достижением искусства позднего ориньяка была, конечно, многокрасочность. В эпоху солютре появляются и скульптурные изображения животных, известные нам как по пещерам Франции, так и по другим многочисленным палеолитическим стоянкам человека.

Конец позднего палеолита - эпоха мадлен - период высшего расцвета палеолитического искусства. На смену многокрасочным, но однотонным рисункам приходят тоновые изображения, объемно передающие формы зверя. Сравните раннеориньякских мамонтов с мадленскими. Первые статичны; это чуть добродушные, обросшие густой шерстью создания. Мадленский же художник не обратил внимания на шерсть, его мамонт почти гол, но зато какое напряжение, какая сила чувствуются в этой фигуре - где уж тут говорить о добродушии! Очень интересно передано движение на фресках пещеры Альтамиры в Испании, принадлежащих по возрасту к концу мадленской эпохи. Бегущий кабан имеет восемь ног! Это прообраз стробоскопической фотографии. Простым и лаконичным средством первобытный художник передает мелькание ног бегущего зверя; четыре ноги даны четким рисунком, а четыре показаны легким тоновым изображением.

О многом могут рассказать рисунки пещерного человека зоологам. Эти рисунки, как правило, настолько точны, что позволяют определить не только род и вид, но иногда даже и подвид животного. Например, на рисунке из пещеры Комбарель (Франция) даны изображения диких баранов и козлов: наверху крупно, во весь рост, - фигура самца-муфлона, чуть правее - горный козел. Ныне в окрестностях Комбареля нет ни муфлонов, ни горных козлов. Муфлоны сохранились лишь на островах Корсика и Сардиния, а горные козлы представлены в Европе тремя подвидами - иберийским и альпийским козерогами и безоаровым козлом. К какому из этих трех современных подвидов стоял ближе козерог верхнего палеолита Франции? Рисунок из пещеры Комбарель дает нам ответ: к альпийскому козерогу.

Дикие лошади - тарпаны были истреблены совсем недавно, в XIX веке. Сохранилось достаточное количество рисунков и описаний очевидцев для воссоздания облика тарпана. Но червь сомнения грыз души зоологов. А не были ли последние тарпаны помесями между дикой формой и домашними лошадьми или даже просто одичавшими лошадьми? Палеолитические рисунки, в особенности многокрасочные фрески пещеры Ласко, помогают зоологам восстановить облик западноевропейского тарпана.

Последний тур погиб в начале XVII века. До нас дошло несколько изображений тура, сделанных в середине XVI века в трудах немецкого дипломата Герберштейна. Но эти наивные гравюры могут дать нам лишь слабое представление об облике тура. Изучение фресок Ласко позволило подтвердить существование резкого полового диморфизма в окраске: быки были черно-бурой или черной окраски, а коровы рыжей, почти красной масти. Профессор Московского университета В. Г. Гептнер на основании изучения рисунков первобытного человека смог даже сделать ряд интересных заключений об изменчивости формы рогов и окраски этих вымерших быков.

Рисунки палеолитического человека позволяют говорить о времени исчезновения различных животных. Если художник из пещеры Ле Мадлен (Франция) был современником мамонтов, то это значит, что мамонты вымерли в Западной Европе не более 11-14 тысяч лет тому назад, то есть с тех пор минуло лишь 600-750 поколений людей. Теперь мы твердо знаем, что зубр, тур и тарпан были животными лесных и лесостепных ландшафтов. А раз мы находим вместе с изображениями этих животных изображения мамонтов и шерстистых носорогов, то последних можно рассматривать как представителей фауны лесов и лесостепей, а не тундр, как неверно пишут авторы многих популярных описаний.

Анри Лот нашел в Сахаре на фресках пещеры Тассили животных, совсем «не подходящим» для сегодняшней пустыни. В период (нового каменного века) здесь обитали жирафы, страусы, антилопы, африканские слоны, то есть типичные представители саванновой фауны; жили здесь и влаголюбивые бегемоты. Изучение наскальных фресок Тассили позволило А. Лоту сделать вполне обоснованный вывод: Сахара превратилась в пустыню сравнительно недавно.

Художник палеолита тщательно рисовал то, что он видел. Как мы уже говорили, по пещерным рисункам можно определить не только род и вид животного, но подчас и подвид, судить об изменчивости… Но среди сотен абсолютно реалистических рисунков пещеры Ласко имеется один, который вводит в смущение всех зоологов. На нем изображено непонятное, неизвестное животное. Французские исследователи назвали его единорогом. Быть может, первобытный охотник решил пофантазировать, изобразить мифическое животное? Но почему все другие рисунки изображают совершенно конкретных животных? А может быть, это и не мифическое чудовище, а все еще не открытое крупное копытное, вымершее лишь в палеолите? Мы не можем еще дать ответ на этот вопрос. Да мало ли загадок таится в пещерах, где жили наши предки 17 тысяч лет тому назад!

С каждым годом искусство первобытного человека начинает привлекать к себе все больше исследователей. Пещерные рисунки и наскальные фрески, резные изображения на кости и скульптуры ценны для нас не только как плоды творения гениальных художников детства человечества, но и как достоверные свидетельства первых натуралистов о животном мире минувших эпох.