Рассказы практиков о наружном наблюдении. Практика наблюдения

Процесс обучения основывается на общих принципах созна­тельности, активности, доступности, последовательности, систе­матичности.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1. Связь. Радиостанции: тип, возможности (методическая раз­
работка по связи); код условных выражений; взаимодействие в
подразделении.

2. Методы ведения наружного наблюдения. Ведение наружно­
го наблюдения в пешем порядке и на автомобилях.

3. Комплексное занятие (Организация наружного наблюдения
ОБП).

При разработке объекта в оперативно-розыскной деятельнос­ти практически невозможно обойтись без скрытого наблюдения за его личной и деловой жизнью, выполняемого чаще всего визу­альными и акустическими методами. Такое отслеживание произ­водится как эпизодически (с целью выявления определенного фак­та), так и постоянно (для ориентации ц текущей ситуации и ее ре­альных изменениях).

1. Наблюдение (РПМ - разведывательно-поисковые меро­приятия) за стационарным объектом - некоторым помещением, строением, открытой площадкой - применяют, чтобы:

^ выявить связи объекта, посетителей этого места;

+ перехватить разыскиваемого человека;

^ «разработать» сей объект для проведения конкретной акции.

Наружное наблюдение надо вести из удачно выбранного мес­та, с которого превосходно наблюдаются все возможные подходы к объекту и где длительное пребывание незнакомого индивида не способно вызвать нежелательное подозрение (столик в кафе на­против, остановка городского транспорта, имитируется торговая или рабочая точка, а иной раз и всецело незаметно - чердак, кры­ша или квартира в подходящем доме, транспорт и пр.).

Если же тайное размещение связано с определенными затрудне-


ниями, следует чаще менять привлеченных к делу сотрудников, прибегать к слежке из автомобиля или имитировать его поломку с последующим ремонтом.

Будучи в рабочем помещении, занавесьте окна легкими зана­весками и смотрите из глубины комнаты, а чтобы не обнаружить себя резкими демаскирующими бликами применяемой оптики, пользуйтесь так называемыми «световыми туннелями».



Фиксацию посетителей (связей) адреса в случае необходимо­сти можно осуществлять путем фото- и видеосъемки, причем неза­метность таких действий обеспечивается применением портатив­ной аппаратуры, длиннофокусных объектов и различных (в том числе импровизированных) приставок бокового обзора.

При фотографировании в сумерках применяют инфрахрома-тические материалы вкупе с фотовспышками с черным светофиль­тром, или используют различные методики, резко увеличивающие светочувствительность обычных пленок до необходимых 2000- 4000 единиц ГОСТа.

Разрабатывая стационарный объект, выясняют:

Все пути подхода к нему;

Перспективные пути ускользания и прятания;

Временной распорядок его обитателей и соседей;

Временные моменты звукового прикрытия (шум проходя­
щего поезда или звонки в школе, звон колоколов в церкви);

Систему охраны;

Внутреннюю планировку объекта.

Внутреннюю планировку объекта с должной точностью опре­деляют:

Попросту заглядывая в окна;

Проникая в помещение или на желаемую площадку, маски­
руясь под какого-либо посетителя, человека из обслуги, вызван­
ного ремонтника и любого прочего, не привлекающего присталь­
ного внимания, персонажа;

Ориентируясь по разным сходным объектам, вход в кот

рые доступен;

Со слов знающих людей (обитателей, строителей, обслуг

контактеров и пр.);

По рабочим чертежам из архивов (из бюро технической ин­
вентаризации или местного архитектурно-планировочного учреж­
дения).

Наружное наблюдение проводится с конкретной целью:

Детальной разработки организованной преступной группы
для предполагаемой вербовки, разоблачения или ликвидации;

Выхода на разыскиваемое лицо, которое контактирует (или может контактировать) с объектом;

Выяснения места сбора выявляемой группировки;

Выявления подельников объекта.


Сотрудник, осуществляющий наружное наблюдение, должен по возможности иметь неприметную внешность, отличную память, оптимальную выносливость, железное терпение, мгновенную ре­акцию, полноценное зрение, превосходный слух, ярко выражен­ное умение импровизировать и ориентироваться в ситуации.

Взаимодействие в группе при ведении скрытого наблюдения осуществляется в основном по радиостанции. Сотрудник, «веду­щий» объект, обязан постоянно докладывать по радиостанции о передвижении объекта, о связях, описывая их внешность, об ис­пользуемом транспорте, местах посещения, адресах старшему груп­пы, при этом используя при переговорах код условных обозначе­ний, необходимый для конспирации. Все знаки используемого в слежке кода в одном из вариантов выглядят так: «Груз» с «Сур­ком» первым транспортом № 3 на «складе» в 10.00 («Сурок» - на вид 30 лет, выше среднего роста, плотного телосложения, волосы короткие русые, лицо круглое, глаза серые, нос прямой, губы боль­шие, слева сверху губы шрам, одет - черная куртка, темные брю­ки, белые кроссовки)».

Старший группы наружного наблюдения должен вести свод­ку скрытого наблюдения, где отмечать дату, время, место получе­ния объекта с подробным описанием связей объекта, используе­мого автотранспорта, мест посещения, адресов, номеров телефо­нов, по которым объект звонил.

Учитывая, что периодическое появление одних и тех же лиц способно насторожить объект, надо использовать средства лич­ной маскировки (т. е. при проведении наружного наблюдения дол­жен быть оперативный гардероб и в каждой автомашине опера­тивные номера). Помимо этого у каждого сотрудника должен быть документ прикрытия (удостоверение сотрудника МВД, пожарной службы, налоговой полиции и т. п.). Следует помнить, что иной раз лучше потерять объект, чем быть обнаруженным.

В первоклассном наружном наблюдении участвуют, как пра­вило, от 3 до 8 сотрудников и несколько автомобилей. В каждой автомашине по 3 человека, в том числе хотя бы одна женщина.

Сотруднику, проводящему наружное наблюдение, надо уметь засекать свой объект в толпе народа и, ориентируясь по собран­ной дотоле информации, превосходно знать его обычный гарде­роб, походку, предпочтительные маршруты, места жительства (дача, родственники, знакомые), характерный распорядок дня, свя­зи объекта, типы, цвета и номера используемых автомобилей.

Слежку за разрабатываемым объектом надо выполнять, на­страиваясь на определенную задачу, ибо общая установка на на­блюдение всегда менее продуктивна, чем конкретная.

Метод визуального контроля существенно зависит как от ваших собственных возможностей и имеющейся цели, так и от сопутствую­щих условий, в том числе от степени настороженности объекта.


В наружном наблюдении применяются такие формы наблюде­ния, как:

1. «Ц е п о ч к о и». Непосредственно за объектом наблюдает
один сотрудник, все прочие растянутой цепочкой размещаются
позади, причем каждый из последующих ориентируется по преды­
дущему. Контактирование между звеньями происходит по радио­
станции, а расстояние между ними зависит от конкретных внешних
обстоятельств (на запустелых улицах - побольше, на довольно
многолюдных - поменьше). Первый сотрудник, ведущий наруж­
ное наблюдение за объектом, передает его следующему сотрудни­
ку, через определенное время тот уступает свое место другому.

2. «С опережение м». Объект отслеживают 2 -3 сотрудни­
ка, один из них находится впереди объекта (работа впереди иду­
щего сотрудника только на прием. Передает о передвижении объек­
та тот сотрудник, который его «ведет»).

3. «В и л к о и». Данный вариант прокручивают на многолюд­
ных улицах, и он характеризуется тем, что сотрудники шагают по
обеим сторонам трассы, время от времени переходя с одной сто­
роны на другую. Иной раз могут идти по параллельным улицам,
отмечая объект на перекрестках и поддерживая связь с сотрудни­
ком, который ведет непосредственное наблюдение за объектом.

4. «С подключение м». Сотрудники занимают (как прави­
ло, перебрасываются транспортом) подходящие места на пути пред­
полагаемого перемещения объекта и активно подключаются к ве­
дению наружного наблюдения в разных точках его движения. Это
перспективно там, где трудно не привлечь к себе чужого внимания.

5. «С е т ь ю». В неприятные моменты неожиданной утраты
объекта весь ближайший район охватывается как бы сжимающимся
кольцом, которое после нахождения цели постепенно вновь рас­
тягивается в прежнюю стандартную цепочку.

6. «Вплотную с подстраховкой». Пребывая в местах
максимальной концентрации людей (на вокзалах, в магазинах, рын­
ках, в метро и т. д.) можно не избегать сближения с объектом вплот­
ную, что обычно осуществляется одним-двумя наблюдателями в
тот момент, как остальные обретаются снаружи и пассивно контро­
лируют все имеющиеся входы и выходы. Здесь, как, впрочем, и все­
гда, не рекомендуется встречаться с наблюдаемым глазами.

7. «Р а з о в о е с п е р е д а ч е и». В кафе, ресторан сотрудник
из группы наружного наблюдения входит вместе с объектом, раз­
мещается неподалеку от него, покидает заведение непосредствен­
но за ним. После выхода объект передается остальным, а засве­
тившийся сотрудник по возможности снимается с последующего
наблюдения.

Иногда случается, что объект пробует «провериться», стремясь выявить вблизи еебя постоянно появляющихся лиц, либо обнару-


жить в действиях отдельных окружающих некоторые странности. Встречное отслеживание осуществляется с привлечением другого ин­дивида или самостоятельно, с применением отражающих поверх­ностей (витрин магазинов и пр.), наблюдением из зданий (из окна квартиры, лестничной площадки и т. д.) и просто через обоснован­ное поворачивание головы (осмотр товаров на лотке, имитацию потери некоего предмета...). Необычности в соседском поведении иной раз высвечивают резкими «зигзагами» своих перемещений (нео­жиданными изменениями темпа и направления движения).

Слежка за перемещающимся автомобилем, в сущности, напо­минает наблюдение за пешеходом. Здесь применяют обычно не­сколько автомашин. «Сидеть на хвосте» у едущего впереди объекта допустимо лишь на протяжении сотен, от силы - пары тысяч мет­ров, после чего требуется обязательный отрыв с подключением к слежке очередного автомобиля. Чтобы избежать досадных неожи­данностей, следует отлично знать все техвозможности, дорожные особенности района, уровень мастерства и привычки водителя.

Когда опытный объект излишне насторожен или чего-то опа­сается, он может попытаться ускользнуть от ожидаемого контро­ля, пользуясь шаблонными приемами, опирающимися чаще всего на: изменение ритма, направления и типа движений, создание по­зади себя определенных барьеров, усыпления бдительности сопро­вождающих. Очень часто при этом реализуют такие трюки, как:

1. Продолжительное петляние в многолюдных (метро, веще­
вые рынки, вокзалы...) местах;

2. Использование проходных подъездов, квартир или дворов
и всех прочих черных ходов;

3. Частая смена транспорта;

4. Переходы в метро с одной линии на другую;

5. Применение лабиринтных маршрутов;

6. Неожиданное ускорение после поворота за угол с намере­
нием проскочить заметно дальше, чем можно было ожидать при
обычной скорости движения;

7. Покидание мчащегося транспорта в кратковременные мо­
менты его явного ухода из-под контроля;

8. Неожиданный проезд на красный свет светофора или же под
опускающимся шлагбаумом;

9. Создание у сопровождающих впечатления движения в хо­
рошо известном направлении и неожиданное ускользание с пред­
полагаемого маршрута;

10. Вход и выход из общественного транспорта при закрытии
его дверей;

П. Изменение внешнего облика и походки в краткие периоды обоснованного ускользания от визуального контроля (в туалете, в подъезде, у друзей...);


12. Явная агрессия по отношению к выявленному наблюдате­лю с перспективой разжигания скандала.

При внезапном исчезновении объекта предпочтительно не дей­ствовать наобум, а немного переждать, взять под тщательный кон­троль все места его возможного появления.

Приложение 1 ВАРИАНТ КОДА УСЛОВНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

1. Объект слежки - «груз».

2. Место жительства объекта - «склад».

3. Адрес посещения объекта - «перевалочный пункт».

4. Автотранспорт, используемый преступниками:

Трамвай - транспорт 1

Автобус - транспорт 2

Троллейбус - транспорт 3

Такси - транспорт 4

5. Удостоверение (МВД, ФСБ) - «красненькая»

6. Оружие - «инструмент»

7. Связь преступника (объекта) - «рабочий»

8. БТР - «аллигатор»

9. БМД - «ягуар»

10. Танк - «носорог»

11. Пушка - «вулкан»

12. Миномет - «гейзер»

13. Установка «Град» - «буря»

14. Гранатомет АГС-17 - «шайтан»

15. Гранатомет РПГ - «упырь»

16. Средства наблюдения (бинокль, стереотруба) - «глаз»

17. Рекогносцировщик - «флажок»
Связь - «катушка»

18. Снайпер - «лесник»

19. Снаряды - «огурцы»

20. Патроны - «горох»

21. Гранаты - «помидоры»

22. Госномер автомобиля - «картинка»

23. Мины - «дыня»

24. Командир подразделения - «бригадир»

25. Зам. командира - «прораб»

26. Сотрудник - «врач», «доктор»

27. КП - «гнездо»

28. Боевой выезд - «чартерный рейс»

30. Водитель - «гайка»


Приложение 2 ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия №1

Тема занятия: Связь. Радиостанции: типы радиостанций, на­ходящихся на вооружении в РОСО. Код условных выражений. Методы ведения наружного наблюдения.

Цель занятия: Обучение сотрудников навыкам ведения скры­того наблюдения за учебным «объектом», взаимодействие всего подразделения в целом, используя радиостанции. Обучение мето­дам ведения наружного наблюдения.

Задачи: 1. Образовательная - овладение навыками работы на радиостанциях «Стандарт» с применением кода условных выра­жений, позволяющих успешно проводить наружное наблюдение.

2. Воспитательная - воспитание смелости и решительности, внимательности, умение ориентироваться в сложной оперативной обстановке.

Форма одежды: гражданская.

Место занятия: учебный класс, г. Краснодар, ул. Мира и ул. Красная.

Материальное обеспечение: радиостанции «Стандарт», «Кен-вуд», автомобили ВАЗ-2109, ВАЗ-2106.

Ход занятия

Содержание Время Организационно-методич. указания
Подготовительная часть
Построение, проверка личного со- 1 мин. Проводить в составе ОБО
става.
Доведение задач и содержания заня- 2 мин. Необходимость получения
тия до обучаемых. знаний по НН для успешного
проведения спецопераций
Основная часть
1 . Обучение сотрудников работе с ра- 30 мин. Литература: методические
диостанциями, стоящими на воору- разработки по средствам
жении РОСО. связи
Типы радиостанций: «Стандарт»,
«Кенвуд», «Моторолла».
2. Методы ведения наружного на- 20 мин. Разобрать детально все методы
блюдения. ведения наружного наблюде-
ния. Описание «объекта»
3. Документы прикрытия. Оператив- 10 мин.
ные номера и гардероб.

4. Практическое занятие: 1 час
- получение учебного «объекта» на Подробное описание «объек-
ул. Мира и ул. Красной в г. Крас- та» сотрудниками при получе-
нодаре нии
- установление места посещения Старшему группы четко руко-
учебного «объекта», используемый водить группой, постоянно
автотранспорт требовать доклад о передви-
жении «объекта», вести свод-
ку скрытого наблюдения.
- связи учебного «объекта», их ус- Подробное описание связей.
тановление установление адресов
Заключительная часть
Подведение итогов занятия 20 мин. Разобрать ошибки при веде-
нии наружного наблюдения

При проведении совместных ТСУ с подразделениями развед­ки УФСБ и ГУВД начальнику ОБО необходимо подготовить сле­дующие документы:

Боевой приказ на проведение операции, утвержденный на­
чальником УФСБ РФ по Краснодарскому краю;

Боевой приказ начальника РОСО на проведение штурма;
-план-схема объекта захвата (штурма), утвержденный началь­
ником РОСО;

Совместный план проведения ТСУ, утвержденный началь­
ником ГУВД и согласованный с начальником РОСО.


ЛЕГЕПДИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Оперативно-боевому подразделению приходится решать мно­гие сложные вопросы в районе выполнения поставленных перед ним задач. В настоящее время приходится проводить специаль­ные мероприятия в отношении преступных группировок, в состав которых входят бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые знакомы с основами оперативно-розыскной, агентурно-оперативной деятельности. Все чаще приходится вводить оперра­ботников в разработку преступных группировок под видом пред­принимателей, деловых людей, криминальных элементов и т. п.

Зачастую при проведении специальной операции по захвату группы преступников в отдаленной местности привлекается мно­го сил и средств, которые должны выдвинуться к месту проведе­ния операции скрытно. Со стороны организованных преступных групп ведется контрнаблюдение с целью обнаружения сотрудни­ков органов безопасности. Поэтому необходимо уделять особое внимание легендированию при проведении оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.

Легендирование-это вымышленное, правдоподобное объяс­нение появления сотрудников (сотрудника) ОБГ в районе выпол­нения оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.


Легенда предназначена для скрытого выдвижения оператив­но-боевых групп в район выполнения задачи.

В зависимости от выполнения задач разрабатываются различ­ные легенды. Для оперативно-боевых подразделений, в основном, прорабатываются легенды для проведения доразведки местности, где планируется проведение специальной операции, незаметного проникновения на нужный объект боевых групп. В другом случае легенда может прорабатываться и для одного оперработника, ко­торый вводится в разработку организованной преступной группы.

Требования, предъявляемые к легенде:

ф относимость; + своевременность; ф достоверность; ф полнота.

Оперативно-боевая группа может выдвигаться в район выпол­нения задачи, например, в другой город под видом спортивной команды. Для этого, соответственно, прорабатываются вопросы: проходят ли в этом городе спортивные сборы, в какой период вре­мени эти сборы проводятся, какой необходимый спортивный ин­вентарь нужен и т. д. Если, например, в какой-либо город, согласно легенде, приехала спортивная команда по плаванию на сборы, а в этом городе никогда не проводились подобные соревнования, нет плавательного бассейна, то данная легенда обречена на провал.

При закреплении легенды - основные вопросы легендирова-ния доводятся до каждого члена ОБГ, ему вручаются необходи­мые документы прикрытия, отрабатывается линия поведения. На этом же периоде до.окружающих доводятся элементы легенды, объясняющие, например, необходимость приезда спортивной команды (проведение сборов, соревнований, слетов и т. д.).

Более сложные вопросы легендирования возникают при вво­де оперработника в разработку, когда возникают вопросы прора­ботки биографии, ролевой деятельности и психологической под­готовки.

Легенда в рассматриваемом аспекте - это вымышленная био­графия. В основу легенды закладывается легальная роль опера­тивного работника. От того, как искусно будет сыграна роль, во многом зависит решение задач конспиративного поведения.

Проведенный анализ ролевого поведения оперативного работ­ника свидетельствует о том, что основой ролевого поведения дол­жна стать система К. С. Станиславского.

Система Станиславского разработана им для практических целей перевоплощения актера. Театральная игра представляет тот


вариант жизнедеятельности, когда эмоции, соответствующие чув­ствам изображаемого актером лица, приходится воспроизводить по волевому приказу самого субъекта. В этом плане театральная игра имеет много общего с оперативной деятельностью. Так же, как и актер, оперативный работник, выступающий.под прикры­тием, должен ревновать, ненавидеть, удивляться, радоваться и т. д., не имея к этому никакой внутренней потребности. Чтобы вос­произвести все это без видимой фальши, он обычно вынужден «вы­жимать» из себя переживания, интуитивно полагаясь на свой жиз­ненный опыт, действуя на свой страх и риск. Между тем К. С. Ста­ниславский указал на очень эффективный и довольно несложный путь. Этот путь - действовать так, как бы действовал воспроиз­водимый персонаж. Не надо стремиться вызывать несуществую­щие чувства и сыграть эмоциональный подтекст. По Станиславс­кому, актер должен создавать действия плюс действенный текст, а о подтексте не заботиться. Он придет сам собой, если актер пове­рит в правду своего физического действия.

Научившись действовать так, как того требует роль, субъект ролевого поведения способен устранить из своих действий прак­тически все психологические признаки расшифровки и тем самым оказаться неуязвимым для противника. Отсюда вполне понятно, что для этого его поведение должно быть построено с учетом ос­новных положений системы. Таковыми являются теории о «сверх­задаче» и «сквозном действии».

Сверхзадача - это цель деятельности, устремления человека к осуществлению главных жизненных задач. Стремление к сверх­задаче у людей является постоянным, непрерывным, определяю­щим все поведение. Люди стремятся к сверхзадаче безотчетно. Она входит во все структурные компоненты психики (ум, чувство, волю) и как закон подчиняет себе отдельные жизненные ситуации. Сверх­задача непрерывно напоминает исполнителю роли о цели его дея­тельности и помогает ему удерживать его реакции в плане играе­мой роли. -Если же произойдет расхождение цели роли с целями человека, то возникают ролевые конфликты, а они порождают ситуации, в которых обнажается искусственность поведения «че­ловека-роли».

Стремление «человека-роли» к сверхзадаче осуществляется не хаотично, а в рамках «сквозного действия».

Как известно, любая деятельность складывается из системы разнообразных действий и операций. Это могут быть цепи соци­альных коммуникаций (коммуникативная деятельность), познава­тельной активности (гностическая деятельность), двигательных реакций (моторная деятельность) и т. д. Не уложенные в систему «сквозного действия» эти действия и операции окажутся направ­ленными в разные стороны.


«Сквозное действие» и «сверхзадача» вносят в ролевое пове­дение порядок и организованность, они делают процесс играния роли частью жизни ее носителя. Основываясь на этих принципах, оперработник может довести свое конспиративное поведение до грани искусства. Поскольку в оперативной деятельности субъект ролевого поведения играет гласную и негласную роли, то его дея­тельность предполагает наличие двух типов сверхзадач: сверхза­дачу оперативной деятельности (т. е. негласной роли) и сверхзада­чу роли прикрытия (т. е. гласной роли). В зависимости от этого имеют место и два типа «сквозных действий».

Сверхзадача роли прикрытия (гласной роли) занимает подчи­ненное положение по отношению к сверхзадаче оперативной дея­тельности: входит в ее структуру, ею определяется. Рассмотрим процесс формирования сверхзадачи. Сверхзадача представляет собой словесную формулировку цели деятельности. Для этой формулировки обязательно нужны глагольные обороты речи. Данное требование связано с тем, что сверхзадача должна побуждать человека на совершение действия, и глагол тут оказывается очень кстати: он трансформирует все другие части речи, в частности существительные, обозначающие поведенческие акты, в действия. Однако, прежде чем назвать гла­гол, нужно поставить перед трансформируемым существительным слово «хочу»: «Хочу делать... что?»

Предположим, оперативный работник В. выступает под при­крытием журналиста. На этой основе ему требуется сформировать сверхзадачу. Он не может просто взять конструкцию «хочу быть журналистом». Эта конструкция не отвечает требованиям теории в двух отношениях.

Во-первых, в действительности В. лишь только играет роль журналиста, «оставаясь оперативным работником», а во-вторых, конструкция «хочу быть» слишком обобщенная. Чтобы оживить конструкцию, нужно ввести конкретную цель. Если эта цель будет отвечать задачам конспирации, то внутри человека создается стремление и позыв к действию ради его выполнения. Этот позыв нужно выразить метким словесным оборотом, выражающим его внутреннюю суть. Здесь непременно нужен глагол.

Для оперативного работника, выступающего под прикрыти­ем журналиста, формулировка сверхзадачи гласной роли будет примерно такой: «Хочу казаться журналистом».

Когда сверхзадача сформулирована, уточняются ее детали, исходя из задач, стоящих перед оперативным работником на дли­тельный период.

Согласно системе К. С. Станиславского оперработник обязан прожить всю прошлую жизнь своей роли. Только в этом случае он полностью сольется с нею и, следовательно, сумеет избежать пси-


хологических ошибок расшифровки. Здесь выделяются три основ­ных этапа:

1) анализ линии действия роли (исследование жизни роли);

2) создание «жизни человеческого тела» роли;

3) создание «жизни человеческого духа» роли.

Анализ линии действия роли слагается из разбора действий роли: а) по крупным событиям и б) по подробным событиям. По всем выделенным этапам формируются сверхзадачи и «сквозные действия» персонажа, что крайне необходимо для приведения его поведения в кризисных ситуациях. Многие события, происходя­щие в жизни людей, отражаются на их будущем поведении. Как правило, эти события происходят на стыках основных жизненных этапов. Анализ жизни нужно начинать с младенческого возраста.

Именно в младенческом и раннем возрасте родители заклады­вают в своих детей идеологические программы. Кроме того, в этом возрасте формируются черты их характера. Этот факт имеет пря­мое отношение к проработке легенды: играние роли должно увя­зываться с событиями раннего детства. Психологические службы контрразведок противника используют факты неувязок для рас­шифровки интересующих их лиц. Принятие гласной роли требует от сотрудника госбезопасности тщательного проигрывания дей­ствия роли по всем жизненным этапам.

В методическом плане это делается путем членения крупных жизненных этапов на дробные события. Так, для проигрывания всех этапов детства следует выделить впечатления и переживания, связанные с игрой, переменой мест жительства, отношениями меж­ду детьми в семье и т. д. Проигрывая юность, нужно сосредото­читься на характерных для этого периода мыслях о смысле жизни, мечтах, устремлениях, а также встречах с друзьями, недругами, родными, знакомыми. Оперативному работнику нельзя оставлять без внимания ни одного из таких событий.

Создание «жизни человеческого тела» роли нужно для того, чтобы ощутить телесную жизнь принимаемого образа.

Это связано с тем, что переживания «человека-роли» проявля­ются внешне. Нам нужно натренироваться в соответствующих пе­реживаниях.

«Жизнь человеческого тела» роли, то есть искусственные пе­реживания, создается с помощью метода физических действий.

Метод физических действий нацелен на управление моторны­ми компонентами психики «человека-роли».

«Жизнь человеческого тела» занимает большое место в игра-нии роли. Человек входит в роль. Человек входит в роль, проде­лывая отдельные действия, свойственные играемой роли, и тем


самым побуждая себя к соответственным внутренним пережива-няиям. Это оказывается возможным потому, что имеется прямая и обратная связь между физической и духовной жизнью. Известно, что плохое настроение, переживания, неудачи непроизвольно ска­зываются на позе человека, его походке, мышлении и т. д. К. С. Станиславский доказал обратное: специфическое внешнее выра­жение ведет к определенному внутреннему настрою. Так, если на­чать хмуриться, то у человека постепенно установится «хмурое» настроение. Улыбка, говорили еще древние китайцы, заставляет улыбаться не только лицо, но и всего человека.

Секрет приема создания «жизни человеческого тела» роли за­ключается в том, что самое простое физическое действие при сво­ем реальном воплощении заставляет оперработника создать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения, предполагаемые обстоятельства, «если бы». Если для одного, са­мого простого физического нужна такая большая работа вообра­жения, то для создания целой линии «жизни человеческого тела» роли необходим длинный, непрерывный ряд вымыслов и предпо­лагаемых обстоятельств. Их можно понять и добыть только с по­мощью подробного анализа, производимого всеми душевными силами творческой природы.

Чтобы создать «жизнь человеческого тела» роли, нужно перенес­ти себя в положение действий принимаемой роли. Для этого следует начинать выполнять психофизические действия, связанные с отдель­ными событиями. Таким образом, здесь оперработник должен идти от дробных событий (найденных им при анализе линии действия роли) к крупным событиям, то есть к основным жизненным этапам. При этом он должен начинать проигрывание действий с магического «если бы»: что я сделал бы, если бы произошло то-то?

Схема «жизни человеческого тела» роли - это только начало процесса вживания в роль. Далее предстоит самое важное -углубление вживания до тех пор, пока не начнется «жизнь челове­ческого духа» роли. Подход к этому важнейшему этапу осуществ­ляется путем формирования «киноленты видения», «иллюстриро­ванного подтекста».

Суть дела здесь заключается в создании внутреннего видения тех действий, которые проигрываются или о которых носитель роли сообщает словами. Для оперработника, проигрывающего легенду, этот этап работы сводится к созданию зрительных моде­лей всех дробных и крупных событий, вычлененных на этапе ана­лиза линии действия роли. При этом надо научиться видеть эти события так, чтобы, говоря о них, как бы сообщать лишь малень­кую частицу того, что фактически знаешь.

Процесс тренировки видений состоит из двух периодов: на­капливание видений, применение видений в общении.


Накапливание видений - это подробная, многократно повто­ряемая мысленная зарисовка своих действий и действий других людей, уточнение своего места в этих действиях. Эта работа долж­на происходить у оперработника наедине с самим собой на базе различных материалов (литературы, кинофильмов, бесед).

Применение этих видений (зарисовок) в общении должно осу­ществляться, с одной стороны, в «предлагаемых обстоятельствах» на глазах у руководителей или специалистов, а с другой - в жиз­ни. Субъект ролевого поведения должен побыть в роли среди лю­дей. В общении с ними он должен пользоваться образными пред­ставлениями своей роли о действиях, событиях, мечтах и т. д. И потом, если оперативному работнику нужно будет вести речь обо всем пережитом, то эти представления будут направлять ход его рассказа. За ними будут стоять конкретные картины (видения).

Образ, который оперативный работник «прорабатывает», ста­новится его личным достоянием, он всплывает в воображении вся­кий раз, когда о нем заходит речь.

Видения роли должны накапливаться непрерывно, имея отно­шение не только к тому, о чем, как предполагает оперативный ра­ботник, ему придется рассказывать, но и к тому, что могло бы про­изойти в прошлом или будущем..

Известны два метода перевоплощения: «от себя» и «от обра­за». Используя первый метод, человек как бы выращивает в са­мом себе требуемые качества роли. Он «высвечивает» одни сторо­ны своей личности и «затемняет» другие. В результате человек ста­новится другим, оставаясь самим собой. Применяя второй метод, человек перекладывает на самого себя все психологические осо­бенности роли. После тщательной проработки он становится со­вершенно другим человеком в негласной роли и самим собой - в гласной роли. При этом используется известная закономерность. В каждом человеке сидит способность с одним быть одним, а с другим - другим.

В каких случаях целесообразно прибегать к методу «от себя», а в каких - «от образа»? Это зависит от особенностей личности оперативного работника. По методам перевоплощения всех лю­дей можно разбить на три группы.

Первая группа - уверенные в себе, волевые, не застенчивые люди. Они смело идут к роли «от себя», быстро осваиваются в но­вой обстановке, обладают качествами лидера. Им присуща твор­ческая свобода, у них естественный экспромт.

Вторая группа - включает в себя лиц с волевой недостаточ­ностью. Это в основном застенчивые люди. Они большие труже­ники, отличаются добросовестностью и исполнительностью. Та­ким людям трудно перевоплощаться. Им легче вести игру «от об­раза», прикрываясь образом роли.


Третья группа людей успешно пользуется как тем, так и дру­гим методом. Таких большинство.

Перед проработкой легенды каждому оперработнику нужно определить, к какой группе он относится. Это можно сделать сле­дующим образом. Если зрительное представление роли не оказы­вает решающего влияния на процесс общения с другими и вам легко играть роль, оставаясь самим собой, вы относитесь к первой груп­пе. Если вы застенчивы и вам трудно переломить себя, принимая другой образ поведения, вы входите во вторую группу. Если же затрудняетесь по этому вопросу сделать уверенное заключение, вы принадлежите к третьей группе.

Оперработник должен внимательно проанализировать неглас­ную роль и принять решение о том, на какой метод перевоплоще­ния опереться при проработке легенды.

При подготовке оперработника к какой-либо ролевой деятель­ности тщательно прорабатывается его легенда. Это прежде всего биографические данные. Немаловажное значение играют и опе­ративные документы прикрытия: это паспорта, водительские удо­стоверения, трудовые книжки, дипломы об окончании различных учебных заведений. Эти оперативные документы прикрытия изго­товляются специальными подразделениями оперативно-техничес­ких служб ФСБ на подлинных бланках, которые предоставляются соответствующими организациями конспиративно. Если изготов­ляются 2 и более оперативных документа на одного человека, то обязательно проверяется соответствие фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Виды наружного наблюдения (НН).

Наблюдение со стационарных позиций используется для контроля оп­ределенной местности, отдельных зданий, организаций, предприятий, предметов или лиц, не находящихся в движении.

Стандартные задачи наблюдения со стационарных позиций:

Выявить посетителей интересующего здания или сооружения;

Перехватить разыскиваемого человека;

Провести "разработку" данного здания или сооружения для проведе­ния конкретной операции.

На предварительном этапе организации НН со стационарных позиций необходимо выяснить:

Все возможные пути подхода объекта НН к месту наблюдения, в том числе скрытные и мало используемые;

Возможные перспективные пути ухода объекта из-под наблюдения и места его возможного появления или скрытного нахождения;

Временной распорядок обитателей здания (если это жилой дом) или график работы сотрудников (если это служебное помещение);

График движения проходящего рядом транспорта и место его парковки;

Время регулярных звуковых сигналов (шум проходящего поезда, звон церковных колоколов и т.д.);

Внутреннюю планировку близлежащих зданий и сооружений.

Послед­нее обстоятельство можно выяснить следующими путями:

Заглядывая в окна и двери;

Проникая в интересующее место под видом посетителя, обслуживаю­щего персонала, сотрудника ремонтных служб (имея в наличии соответст­вующие документы прикрытия);

Ориентируясь по ранее обследованным однотипным зданиям и соору­жениям, предварительно в обязательном порядке выявив все отклонения от стандартного типового проекта;

Путем изучения чертежей из архивов местного БТИ или муниципаль­ного архитектурного отдела (управления);

Путем опроса жителей, обслуживающего персонала, строителей, по­сетителей и т.д.

Небольшое лирическое отступление.

Термин «документы прикры­тия» в данном контексте обозначает не общеизвестные «мурки» (удосто­верения сотрудников МУРа, которыми при необходимости своей легализа­ции пользовалась комитетовская «семерка»).

В данном случае используется только смысловая нагрузка термина - «документ, подтверждающий оперативную легенду о принадлежности ис­пользующего его человека». Фактура самих документов, как вы увидите ниже, совсем иная.

Документы прикрытия условно можно разделить на внешние и внут­ренние.

Внутренние - это документы самой организации, которой принадле­жит СБ. Так, например, установщики отдела собственной безопасности од­ного из крупных банков в качестве прикрытия использовали документы пенсионного фонда при этом банке. Пенсионеры у подъездов весьма слабо разбирались, из КАКОГО пенсионного фонда эти вежливые и разговорчи­вые мужчины и женщины. В данном случае использовалась семантическая (смысловая) двусмысленность наименования.

В одной из крупных компаний при разработке предполагаемых партне­ров и клиентов использовались документы отделов маркетинга, юридиче­ского, снабжения и т.п.

Вообще, как мне кажется, от слова «безопасность» в названии структурных подразделений предприятия нужно всячески из­бавляться.

Также большую помощь при различных ситуациях может оказать удо­стоверение внештатного корреспондента заводской многотиражки.

Внешние - это документы дружественных организаций-партнеров, ко­торые могут предоставляться по взаимной договоренности. Например, транспортная компания, крупным клиентом которой является ваша фирма, и т.п. Наверное, не стоит напоминать о том, что использование таких до­кументов должно проходить очень аккуратно, чтобы не подставить парт­нера под огонь критики или под различные карательные санкции. Также в работе СБ используются фиктивные или настоящие документы сотрудни­ков жилищно-коммунального хозяйства, ремонтных служб, консалтинговых фирм, существующих или несуществующих общественных организаций.

Хорошими документами прикрытия могут послужить уже упоминавшие­ся журналистские удостоверения. В узких кругах широко известен случай, когда сотрудники службы безопасности работали против одного «пропла­ченного» конкурентами профсоюзного лидера под видом журналистов ме­стной городской газеты.

Для получения более качественных результатов в процессе проведения НН осуществляется обязательная регистрация в журнале наблюдений все­го происходящего в зоне ответственности наблюдателя, а при необходимо­сти - фотографирование или съемка на видео.

Посты стационарного наблюдения должны располагаться в местах, где их длительное пребывание объяснимо и одновременно имеется возмож­ность контролировать все подходы к объекту. Это могут быть: стоянки ав­томашин, кафе, рестораны, магазины, снятые на подставных лиц кварти­ры, газетные киоски и продуктовые палатки, остановки городского транс­порта, офисы фирм и т.д.

Наблюдение может вестись одним человеком, а если возможности по наблюдению значительно ограничены, то должна использоваться бригада НН из 3-4 сотрудников. Так как длительное нахождение детективов может вызвать подозрения, через некоторое время их должны менять находя­щиеся поблизости (но вне зоны видимости ОН - объекта наблюдения) коллеги по наблюдению. Если скрытное расположение наблюдателей связано с определенными трудностями, то следует прибегнуть к наблюдению из автомобиля (причем в автомашине должен находиться только один человек) или к имитации его поломки с последующим ремонтом.

При наблюдении из помещения рекомендуется завесить окна легкими занавесками и вести НН из глубины комнаты. Чтобы не обнаружить себя резкими демаскирующими бликами используемой оптики, необходимо ис­пользовать так называемые «световые туннели».

Сопровождение объекта наблюдения при движении пешим порядком.

При подвижном наблюдении обычно используются 4-6 человек или 1-2 бригады наблюдения. НН ведется с таким расчетом, чтобы в непосредст­венной близости от объекта всегда находился лишь один наблюдатель.

Кроме выполнения своих непосредственных задач по удержанию объ­екта в зоне визуального контакта в его обязанности входит информирова­ние бригады НН о положении ОН. Связь с бригадой осуществляется с помощью жестов, положения тела, рук, действий и радиосвязи. Использова­ние средств радиосвязи должно происходить как можно более скрытно. Средства связи должны быть переведены в режим вибрации (т.е. тональ­ный режим), использование звуковых сигналов вызова должно быть по ме­ре возможности сокращено.

Знаки, используемые при НН в виде кода, в качестве примера могут вы­глядеть так:

- «объект стоит» - руки перекрещены за спиной;

- «объект повернул налево» - левая рука упирается в левое бедро;

- «объект повернул направо» - правая рука упирается в правое бедро;

- «объект пересекает улицу» - полуоборот в сторону со сгибанием од­ной руки у груди;

- «объект развернулся и идет в обратном направлении» - рука подно­сится к голове;

- «объект ушел из-под контроля» - обе руки поднимаются к голове;

- «меня надо сменить» - пристальный взгляд на часы с имитацией удивления.

Детективу, ведущему НН за лицом, являющимся объектом наблюдения, на первом этапе необходимо выяснить место проживания объекта и его распорядок дня. Поведение объекта, его контакты, номера используемых автомобилей, их маршрут, расписание поездов и т.д. лучше всего надикто­вывать на диктофон, а затем расшифровывать и фиксировать на электрон­ных или бумажных носителях.

Позиция, выбранная для наблюдения за домом проживания объекта, должна быть по возможности закрыта, т.е. не бросаться ему в глаза. Для этого подойдут скверы, подъезды домов, здания учреждений и организа­ций (особенно с множеством посетителей). Очень удобны уличные кафе, где, усевшись у окна или выбрав столик на улице, можно спокойно ждать появления объекта наблюдения.

Если детективы действуют в паре, то в ожидании выхода ОН необходи­мо разместиться следующим образом: один детектив располагается лицом к месту выхода объекта, а другой - спиной. Возможна имитация деловой беседы. Такая позиция позволяет одному детективу немного расслабиться и отдохнуть, тогда как второй ведет наблюдение.

Если поблизости невозможно сидеть или стоять, не привлекая к себе внимания, то один из детективов может передвигаться около места нахож­дения ОН, останавливаясь по пути под различными предлогами: рассмат­ривая витрины, разговаривая с продавцами на развалах и т.д.

В случае, когда и это по каким-то причинам невозможно, надо занять позиции в обоих концах улицы и брать объект под наблюдение при его движении в одну из сторон.

При появлении объекта в зоне наблюдения необходимо держаться спо­койно и уравновешенно, ни в коем случае недопустимы резкие движения. Если ОН при выходе не заметил ведущего наблюдение детектива, то по­следнему целесообразней постараться как-то укрыться. Если же он попал в поле зрения объекта, то лучше не изменять положения (если вы стоите) или темпа и направления движения (если вы движетесь) и передать объ­ект другому детективу. Преследование объекта следует начинать только тогда, когда он далеко отойдет или скроется за углом.

Дальнейшее преследование осуществляется без суеты и торопливо­сти. Оптимальной позицией для наблюдения за объектом при движении пешим порядком считается расположение за спиной ОН, предоставляю­щее полную свободу действий. Непосредственно за объектом движется лишь один человек, остальные члены бригады НН размещаются сзади в виде растянутой цепочки, причем каждый из последующих ориентирует­ся по предыдущему.

При работе в составе бригады НН один из детективов обязан двигаться по противоположной стороне улицы параллельно объекту, контролируя его возможные повороты на перекрестках и уход в проходные дворы. Это позволяет осуществлять более качественный контроль объекта, не давая ему возможности скрыться на перекрестке.

Расстояние, с которого ведется наблюдение, зависит от многих причин. Оно может изменяться от 3-5 метров на оживленных улицах или в толпе до 50-100 метров на малолюдных и пустынных улицах, где достаточно видеть объект издалека.

Движение за объектом осуществляется как по той же стороне улицы, что и ОН, так и по противоположной. Темп движения наблюдателя должен соответствовать скорости движения объекта. При повороте ОН за угол скорость движения ускоряется.

При работе в одиночку в случае, когда объект скрывается за углом до­ма, не следует догонять его бегом, надо перейти на противоположную сто­рону улицы и ускорить шаг. Если при выходе из-за поворота ОН не удается обнаружить, то необходимо тщательно проанализировать, куда мог скрыться объект за время, когда он находился вне зоны визуального кон­троля наблюдателя. Чаще всего это бывают магазины, подъезды, проход­ные дворы и т.д.

При утере объекта ближайший район охватывается постепенно сжи­мающимся кольцом из членов бригады наблюдения. После обнаружения ОН детективы постепенно растягиваются в стандартную цепочку.

Если объект ушел из-под наблюдения, должны быть взяты под кон­троль места возможного появления объекта (адреса проживания родст­венников, любовницы, друзей, постоянно посещаемые рестораны и кафе, место работы и т.д.).

Следуя за объектом, детектив должен уметь засекать свой объект в толпе: изучить его походку, характерные движения, предпочтительные маршруты движения и т.д. Чтобы тщательно рассмотреть лицо наблюдае­мого, нужно использовать многолюдные улицы и перекрестки, оптовые рынки, общественный транспорт и т.д., так как в этих местах это можно проделать незаметно для ОН.

Если встреча с объектом неизбежна, то необходимо уклоняться даже от моментальных взглядов с объектом глаза в глаза. Такие вещи очень легко запоминаются.

В процессе работы наблюдатель должен сохранять невозмутимое вы­ражение лица и показное равнодушие.

При движении ОН пешим порядком бригада НН может двигаться, растя­нувшись в сеть, кто-то впереди, другие параллельными улицами и переул­ками, проходными дворами, поддерживая связь с машиной, и друг с другом.

Если объект начинает нервничать и постоянно оглядывается, необхо­димо тщательно проанализировать, почему это происходит: то ли у него в данный момент назначена встреча, и он предпочитает подстраховаться, то ли ОН обнаружил НН. В первом случае рекомендуется продолжать наблю­дение, усилив меры маскировки, во втором - временно снять наблюдение с объекта.

Доведя объект до жилого дома, необходимо исследовать его двор - не имеет ли он нескольких выходов и если имеет - перекрыть их все.

Признаками возвращения объекта домой могут служить следующие на­блюдения: уверенное ориентирование на местности, знание цифр кодово­го замка на двери подъезда, вынос мусора, выход за продуктами и т.д. Ес­ли подобных фактов не отмечено, то иногда можно под благовидным предлогом завести осторожный разговор с пенсионерами у подъезда (осо­бенно в многоквартирных домах, где низка вероятность расшифровки) с целью получения дополнительной информации.

Выяснив места посещения ОН, необходимо твердо запомнить, а при первом удобном случае - записать: время пребывания, прихода и ухода, улицу, номер дома, а если удастся, то и квартиры.

Сопровождение объекта наблюдения в местах массового посещения.

При посещении ОН организации или учреждения детектив сопровожда­ет его по зданию только в том случае, если нет возможности визуального контакта через стекла окон и дверей.

Если ОН использует лифт, детективу не следует подниматься в одном лифте с объектом, так как велика вероятность запоминания ОН внешности наблюдателя. Определив по указателю этаж подъема лифта, нужно подняться этажом выше или ниже для поиска ОН и его последующего контроля.

В целях исключения вероятности ухода ОН из-под наблюдения остав­шиеся члены бригады НН осуществляют визуальный контроль всех выхо­дов из здания.

При посещении ОН ресторана или кафе наблюдение осуществляется одним сотрудником НН или «семейной» парой. Пройти в помещение лучше вместе с другими посетителями и под их прикрытием сориентироваться, оценить расположение помещения, выбрать и занять удобную для наблю­дения позицию. Если ОН зашел только с целью поесть, то лучше всего просто покинуть помещение. Если объект явно кого-то ждет, то, заказав для обоснования своего нахождения несколько блюд, необходимо продол­жать наблюдение за объектом и его собеседником. Следует избегать раз­говоров с посетителями, случайно оказавшимися за одним столиком.

Счет лучше оплатить заранее, чтобы не привлекать внимание объекта и обслуживающего персонала своим неожиданным уходом.

Заметив, что объект собирается уходить, нужно спокойно закончить прием пищи, спокойно встать и так же спокойно выйти. Если ОН все еще находится в кафе или ресторане, то особенно важно не срываться резко вслед за ним. При работе в паре недопустимы откровенные жесты в сторону объекта и слова типа «уходит, пошли». Для психологической подготовки ухода подойдет спокойно сказанная фраза: «Не пора ли до­мой?», «Нас ждут дома» и т.д., чтобы случайные соседи ничего не запо­дозрили.

После выхода объект чаще всего передается другим членам бригады НН, а «засветившиеся» детективы снимаются с дальнейшего наблюдения в целях исключения возможности расшифровки НН объектом.

При проведении мероприятий по НН на железнодорожных, речных и морских вокзалах и в аэропортах бригада НН должна появляться на месте не позднее, чем за час от отхода поезда, судна или отлета самолета и не позднее чем за полчаса до их прибытия.

Ведение НН в данном случае осуществляется одним - двумя детективами в максимальной близости от объекта, остальные члены бригады НН кон­тролируют имеющиеся входы и выходы.

При неожиданном отъезде ОН сопровождающие его детективы должны при первой же возможности связаться с руководством или заказчиком по телефону или телеграфу. Имеющиеся у мобильной связи возможности по роумингу позволяют значительно упростить этот процесс.

(Продолжение следует).

Здесь только о дневной практике наблюдения за содержанием ума. Эта практика является подготовительной для следующей практики, наблюдения умом самого себя.
Суть этой практики заключается в том, что под наблюдением за содержанием ума имеется в виду не отслеживание каждой мысли, а не впадение в ментальную грезу. Когда мы неосознанно вовлекаемся в мечты, то главным героем обычно бывает наша выдуманная персона . Вот это вовлечение и называется ментальной грезой.
Привычка заглядывать в содержание ума избавит нас от периодов неосознанного мышления, в которых находится основной пласт васан , привычке ума к личностным мыслям. Обычный двойственный ум состоит на 80% из мыслей о себе и на 20% обо всем остальном. Мы должны избавиться от этих 80% мыслей, чтобы нам легче было в Осознании Сознающего-Мыслящего-Воспринимающего(Я есть-чувство себя-бытия) Но эту работу нужно сделать качественно, на пять с плюсом. Вот почему она такая сложная и длинная.
Наблюдение за содержанием ума - есть самопознание, оно расскажет нам про ум. Необходимо запастись терпением, потому что ум нельзя быстро опустошить. Наблюдать будем так часто, как можем нобез фанатизма. Если наша устремленность будет сильна и мы будем использовать всё свое свободное время, то этого будет достаточно. Наблюдение за содержанием ума, это разворот ума на самого себя. Эта практика опустошает ум и происходят периоды безмыслия. Нам нужно постепенно « пробовать их на вкус» и привыкать к ним. Во время этой практики личность начинает меркнуть, что нам и надо.
Так как ум быстро устает от монотонной практики, то мы можем менять техники. В одно время мы можем смотреть в ум, выныривая из грез, а когда не заняты работой, мы распознаем присутствие знания «Я ЕСТЬ»(Сознающий или «чувство»-знание себя-бытия). Здесь главное знать, что фиксация ума и деятельность ума несовместимы. Позже мы все равно увидим, что ум как таковой сам и есть Истинное Я.
Так как большинство из нас работает или учится, то нам нужно распространить практику и на это время. Но начинать нужно в спокойных условиях. Можно просто закрыть глаза и прочувствовать, как это находиться внутри. Посмотреть на мысли, как они приходят и уходят. Хотя на самом деле нет внешнего и внутреннего, но мы в основном знаем как смотреть наружу, но не внутрь.

Попривыкнув к этому состоянию, постепенно переносим его на дневные активности. Начинаем с часа. Находим дома простую монотонную работу, моем посуду, пылесосим. Во время этой работы, внимательно смотрим на свои мысли. Фишка в том, что бы ни разу не потерять осознание того, о чем мы думаем. О чем мы будем думать, не так важно, важно чтобы мы не пропустили ни одной мысли. В начале будут неудачи, но просто необходимо возвращаться к осознаванию того, о чем мы думаем и как можно дольше удерживать его.
Не нужно выслеживать мысли, как кот мышку. От такого напряжения мы быстро устанем и обязательно заболит голова. У нас должно быть легкое заинтерисованное наблюдение. На ощущения тела, мы тоже не обращаем внимание, только на мысли. Нам необходимо изучить свой ум через постоянное наблюдение. Нужно заглядывать в ум как можно чаще и сделать это своей привычкой. Наблюдение за умом постепенно поднимет нас с ментального на интуитивный уровень сознания. Важный момент в практике, это постепенность и постоянство. Стоит нам сделать перерыв на два дня и мы сразу почувствуем как нас уносит в неосознанное мышление.
Каждый день, в течении отведенного часа , мы постепенно привыкаем к наблюдению за мыслями и со временем сможем осознавать их все до одной. Постепенно будет появляться «просвет ясности», и после некоторой стабилизации, увеличиваем время практики до двух часов. Месяца три-четыре у нас должно уйти на развитие привычки заглядывать в ум. И еще какое-то время на то, что-бы она сделала своё дело. А когда мы утвердимся в двух-часовом безусильном наблюдении, то оно спонтанно распространится на весь период бодрствования. Всё это меняет наш ум и делает его недвойственным.
Потренировавшись дома, мы переносим нашу практику на более сложные дневные активности . Придет время, когда мы сможем безусильно осознавать мысли и одновременно разговаривать с кем нибудь. Осознавание мыслей, которые являются проявлениями «Я ЕСТЬ», должно покрыть всё состояние бодрствования и спонтанно перейти и покрыть состояние сна со сновидениями и без сновидений. В глубоком сне без сновидений нечего наблюдать, там ум отражает «Ничто». Ум начинает знать себя во всех трех состояниях, и поэтому они становятся одним состоянием.Усилия нам нужны только в начале , когда мы привыкаем быть внимательными к мыслям. В конце концов мысли уходят, остается только внимание.

На днях свой профессиональный праздник отметили работники самого засекреченного подразделения МВД России — Оперативно-поискового управления... Долгое время сама аббревиатура ОПУ ничего не говорила большинству простых жителей страны, а о существовании в недрах МВД собственной милицейской разведки криминальный мир и вовсе не догадывался. Между тем история собственно милицейской службы наружного наблюдения началась еще в 1938 году, и таким образом 29 сентября 2003 года бойцы невидимого фронта МВД отметили свой 65-летний юбилей.
Наружное наблюдение, или филерская служба, существовала в России давно. До революции "топтуны" подчинялись охранным отделениям и были ориентированы на работу против "тогдашних" подрывных элементов. После установления советской власти "наружка" использовалась только чекистами, пока в 1938 году в системе НКВД не было создано сугубо милицейское подразделение, профилированное на работу в криминальном мире.

Долгое время разведка именовалась 7-м управлением МВД, или в просторечии "семеркой". В 1991 году "наружка" получила статус управления и сегодняшнее название — Оперативно-поисковое управление МВД России. В феврале 1996 года МВД официально утвердило положение об оперативно-поисковом управлении, кроме этого работа подразделения регламентируется несколькими совершенно секретными приказами. В каждом областном и краевом УВД существуют подразделения ОПУ, и занимаются они везде одними и теми же вопросами.

Кстати, первый раз милицейская "наружка" крупно засветилась в октябре 1996 года в Москве, когда охрана тогдашнего секретаря Совбеза Александра Лебедя задержала бригаду ОПУ, которая, как заподозрили секьюрити, "пасла" их патрона. Задержанных "опушников" даже сняли на телекамеру и выдали сюжет в эфир государственного телевидения.

Сразу отметим, что большинство работников ОПУ, или как их называли раньше "разведчиков наружного наблюдения", находится за штатом милиции. Это означает, что "опушники" числятся работниками разных гражданских предприятий или вовсе безработными.

На руках у них есть документы прикрытия: удостоверения работников социальных и коммунальных служб, журналистов или просто военнослужащих. В ГУВД Пермской области руководство ОПУ и один из диспетчеров (принимает заявки на слежку, координирует работу бригад наблюдения и инициаторов задания) находится в здании ГУВД, однако расположение штаб-квартиры и ряда баз (раньше их называли конспиративными квартирами, на милицейском сленге — "кукушки") является государственной тайной.

Офис ОПУ может быть замаскирован под какое-нибудь строительно-монтажное управление, отдел гражданской обороны или войсковую часть. Автомашины, на которых работают разведчики, имеют так называемые "предписания на транспортное средство", или попросту говоря "талон-вездеход", запрещающий ГИБДД досматривать автомобиль.

Правда, с появлением в продаже разных баз данных — типа "Мегаполис", конспирация нет-нет да и нарушается. В том же "Мегаполисе", который можно свободно купить на Центральном рынке, в разделе "Автомобили и владельцы", всплывает с десяток автомобилей, зарегистрированных за ОПУ ГУВД Пермской области, в том числе и за 1-м отделом ОПУ, дислоцированным в Березниках.

Чем же занимается "наружка"? Спектр работы довольно обширный. Это и скрытое наблюдение за фигурантами уголовных и оперативных дел, обеспечение операций по захвату вымогателей или разгону воровских сходок. Кроме этого — получение как можно более полной информации о частной жизни "объекта оперативной заинтересованности". Называется это оперативной установкой по месту жительства. Выглядит это примерно так: к соседям фигуранта заходит какая-нибудь женщина, представляется, допустим, работницей пенсионного фонда и по ходу беседы аккуратно выспрашивает про поведение в быту соседей, в том числе и фигуранта. Особую ценность для установщиков представляют пенсионеры — бдительные старички и старушки просто кладезь ценной информации, они всегда знают, кто когда приходит домой, скандалит с женой и прочие бытовые данные.

Кроме этого в ОПУ существуют такие понятия, как "оперативно-поисковые" и "разведывательно-поисковые мероприятия". РПМ можно заказать как на целый микрорайон, так и на конкретную коммерческую фирму. Тогда милицейская разведка будет фиксировать всех посетителей, записывать все номера паркующихся около офиса автомашин и так далее. По некоторым данным, "наружка" помогает в работе и другому засекреченному подразделению МВД — Управлению оперативно-технических мероприятий, которое отвечает за прослушивание телефонных переговоров, негласный аудиоконтроль помещений и иную техническую разведку. Так вот "наружка" обеспечивает безопасность при оборудовании квартиры или помещения "закладками" - следит, чтобы объект разработки, не дай бог, не появился дома и не застукал за работой техников.

Порядок работы "наружки" строго регламентирован. Что бы выставить за человеком "ноги", надо получить санкцию суда, разрешение начальника оперативного подразделения. После этого заполняется специальный номерной бланк-задание (он секретный только после заполнения). В заявке указываются данные человека, основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий и как можно больше известной информации об объекте: адрес, номера машины, телефона, кличка, связи. Отдельно указывается — осведомлен ли объект о негласных методах работы. А дальше — что именно требуется от "наружки": провести скрытое наблюдение, наблюдение с видеодокументированием, с негласной аудиозаписью или оперативную установку в адресе. После того, как опушники отработают задание, инициатору доставят спецпочтой или курьером сводки. Все эти данные подшиваются в оперативное дело и крайне редко всплывают в деле уголовном или тем более в судебном процессе.

Но как и везде, нарушения происходят даже в этом секретном подразделении. Например, в прошлом году сотрудники Воронежского УФСБ задержали заместителя начальника ОПУ УВД Воронежа, продававшего бандитам информацию из базы данных милицейской разведки. За это он получил год тюрьмы. В Перми подобных случаев, по-видимому, не было. Ходили, правда, слухи о том, что во время предвыборной кампании в 1999 году на севере области бригада "наружки" работала против штаба одного из кандидатов, но подтвердить или опровергнуть эти слухи так и не удалось.

В общем, работа у сотрудников ОПУ хотя и интересная, но и весьма неблагодарная. Зарплата на общем милицейском уровне, единственная привилегия — год службы считается за полтора. А в минусе — ненормированный рабочий день, общение с разнообразным жульем и полная конспирация. О месте работы может знать только супруга, да и то в общих чертах.

Хотя расшифровки бывают и курьезные. Рассказывают, например, такой случай. Как-то в один из РОВД Перми доставили несколько подвыпивших мужчин. Один из них заявил дежурному, что является сотрудником "семерки". После разбирательства и выяснения в райотдел приехали коллеги "опушника" и забрали его на свободу. А спустя некоторое время какая-то бдительная бабушка позвонила в этот же райотдел и рассказала о подозрительной машине и хмурых типах в салоне. Приехавший наряд проверил документы у водителя и пассажиров — на поверку они оказались слесарями. Но вот незадача — один из милиционеров узнал в одном из "слесарей" недавнего пьяного "семерочника", о чем громко и радостно оповестил весь двор.

Константин СТЕРЛЕДЕВ

Я не знал, что перед применением непрямых техник утром, в предстоящий вечер нельзя пытаться применять прямые. Не знал многого, и курс мне много чего прояснил. За это отдельное огромное спасибо!

Итак, в пятницу я лёг приблизительно в 22:30 и завёл будильник на 5:30 утра. Перед сном я повторил, в каком порядке я буду выполнять циклы техник, дал ещё раз себе установку, просыпаясь, не открывать глаза, и не двигаясь стараться сразу разделиться с физическим телом. Потом я заснул в позе лёжа на спине, с руками вытянутыми вдоль тела, (как поза "трупа") и прикрылся по пояс одеялом, т.к. возможно было, что будет прохладно, а я не хотел прерываться из-за ощущений холода.

Я проснулся в 5:20 утра (до будильника), удовлетворил естественные потребности организма и в 5:45 я лёг спать. Сплю я с берушами, т.к. имею слух очень чувствительный, и мне не нравится просыпаться от шума, создаваемого скрипом потолка, когда наверху ходят соседи.

Проснувшись через некоторое время, я, не открывая глаз, почувствовал это ощущение оторванности от тела, (здесь и далее я не уверен, не сон ли это был), в то же мгновение, помня установку, я попытался разделиться (не двигаясь и не открывая глаз), и я сделал это (по крайней мере, я так считаю), но я не встал, не взлетел, ничего из того, что было описано, у меня получилось как бы кувыркаясь вперёд, но не завершая кувырок (т.е. остановившись и упёршись в "землю" руками и коленями — т.е. в положении "на четвереньках"), а просто как бы выполз на четвереньках. Потом, вроде бы, было несколько мгновений, когда я не видел. Т.е. я как бы полз, ничего не видя.

После пары движений я очутился в другой комнате. Там почему-то горел свет (и было, как будто, вечером дело), хотя в реальности там не могло быть света в это время, и более того, по времени должно было бы уже рассвести (это я понял уже, когда проснулся), но это было не главное. Я видел различия, но, несомненно, это была моя зала. Я знал и был уверен, что у меня получилось. Я не понимал как, но выглядело так, будто всё-таки сработало. Я старался успокоиться, чтобы не проснуться. Глобального плана действий у меня не было, я просто хотел убедиться, что увижу своё спящее тело, потрогать стену и взлететь. Я помнил этот план, но я старался не спешить. Я чётко понимал, что я сплю. Потом я решил пойти в ванную, чтобы посмотреть в зеркало. Там тоже горел свет, хотя я его не включал. И, что интересно, я не помнил движений. Т.е., к примеру, я подумал о ванне. Посмотрел на неё, оглянулся (стоя в зале) и вроде бы сделал направление к ванной, но самого движения не помню (как, кстати, не помню и прохождения через и стену, и движения от "выползания на карачках" до того, как я стоял в зале. Просто пара движений в такой и позе и я раз — стою в зале) — только помню, что раз и я как бы уже в ванной (ванна очень близко) и там я хотел посмотреть в зеркало, но я не помню, посмотрел или нет.

Зато совершенно отчётливо помню свою мысль. "Я сейчас сплю. Это фаза". Я также думал, что я понимаю , что я сплю, что это фаза, но тогда почему имеются некоторые неточности . Мысль была буквально такая: "Я сплю. Однозначно. Я в фазе. Я точно разделился. Но почему не всё совпадает? Спокойно. У меня получилось и это главное. Нужно всё сделать" . Я старался думать попроще, чтобы не прервать фазу. Я подумал, что нужно посмотреть на себя. И вот раз, и я как бы в спальне.

Вижу, спит моя жена. (Хотя её в тот момент уже не должно было быть дома. Если она ещё и не ушла, то она точно не спала, т.к. она проснулась в 6:30 утра, но этот момент я не понимал до конца.) Я сплю. Что интересно, себя я помню, вроде бы, без бороды, но в реальности уже год, как у меня борода. Я как-то не очень реально выглядел. Я опасался, что смотря на своё тело, я проснусь, потому я решил взлететь. Я как бы воспарил над подоконником. Выглядело это так, что голова и верхняя часть туловища были почти на месте, а поднялись только ноги и я принял горизонтальное положение лицом вниз, как бы. Что важно, что я "воспарил" над подоконником, который был очень широкий, но в реальности в нашей спальне такого подоконника нет. Меня это не смущало, я понимал, что что-то не так, но я в сотый раз подумал: "Ну хорошо, пусть это сон. Но если я это понимаю — то это фаза".

Потом я опустился ногами на пол и решил потрогать стену — ощущения наощупь были абсолютно идентичные ощущениям, когда я щупал стену в реальности. Я подумал: "Отлично. Пока хватит. Первый шаг сделан" . Я "подошёл" к своему телу (самого движения я не помню, просто оказался как бы перед собой спящим), и как бы начал "ложиться" на него примерно также, как оно лежало. Потом на мгновенье как-то стало всё "серое" — типа, как white noise в телевизоре, и я открыл глаза, лёжа на спине в своей кровати.

Первый взгляд был на часы — было 7:15 утра. Сразу возникла куча мыслей, восторг и радость, что вот оно, получилось!

Потом пробовал ещё несколько раз выйти в фазу при последующих просыпаниях, начинал делать циклы, но больше не получалось. Может, я был слишком доволен результатом и не пробовал, как следует — не знаю.

Какие были проблемы:

  1. Я выбрал цикл — "плавание", "вращение", "фантомное раскачивание" — но я не представляю себе, как сделать "вращение". Я представляю, что кручусь, но как-то не получается и всё. Но, план есть план и я пытаюсь использовать эту технику.
  2. В некоторых пробуждениях я не помню, что завершал цикл. Наверное, просто засыпал дальше, т.к. глаза я не открывал.
  3. Несоответствие деталей сна реальности — это, конечно, больше всего разочаровывает. Из-за этого всё пережитое кажется сном, и единственным утешением является то, что я однозначно "чувствовал" выход из тела и знал, что я сплю, т.е. следуя логике — как минимум, это был если и сон, то он был осознанным.

Я пытался повторить успех выхода из тела в ночь с субботы на воскресенье — но ничего ровным счётом не получилось. Лёг в субботу я в 00:10 (наверное, это была ошибка — слишком поздно), будильник был на 5:30 утра, но проснулся я в 5:20 (опять раньше и выключил его заранее), лёг в 5:50 полный надежд выйти в фазу. Но максимум, что получалось при просыпаниях, это то, что вроде бы переставал ощущать тело и осознание этого как бы "подрывало" и вот всё. Я уже не сплю, как бы. Пытаюсь сделать цикл техник, но как-то всё отвлекает. То шум сверху донесётся, то ещё что. Откладываю. Засыпаю. Один раз вроде бы почти начало получаться, но пришла жена, и я услышал это, и отвлёкся… Так в попытках промучился до 7:30, примерно, и понял, что вряд ли уже что получится, т.к. начал уже как бы глубоко засыпать. Вторая попытка оказалась неудачной. Теперь не знаю, что и как делать. Ждать ли выходных или пробовать так? Одно успокаивает. В книге из третьего дня курса я прочёл в некоторых отзывах, что это нормально иметь в фазе предметы, которых в действительности не существует. К примеру, в одном отзыве я прочёл, что практикант, вставая, ударился головой о шкаф, и потом подумал: "Стоп, какой шкаф. Тут же его не было никогда" — из чего я сделал вывод, что всё, возможно, не так плохо, и потому очень интересует Ваше мнение и комментарии о произошедших со мной опытах, как об удачном, так и о неудачном, если можно.

Комментарий преподавателя (Дамир Миронов)

Олександр благодарю за описание твоего опыта, некоторые комментарии ниже, думаю, помогут тебе подробнее разобраться в своём внетелесном опыте , но сразу скажу, всё у тебя получается правильно, просто практикуй дальше.

Итак, по порядку. В своём опыте выхода из тела, который ты описываешь, ты засыпал в позе "трупа", имей в виду, что это совсем не обязательно, иногда в этой позе можно легко выйти в фазу, а иногда эта поза может и помешать. Самое важное — знать и понимать, что неважно, в какой позе ты ложишься практиковать, можно делать всё те же техники абсолютно в любой позе. Ты просыпаешься за 2 часа, чем обычно, ложишься в любую удобную позу и делаешь техники, если с первого раза выход не произойдёт, то он произойдёт в последующих пробуждениях. Ни в коем случае при последующих пробуждениях не нужно менять положение тела, чтобы сделать разделение, в какой позе происходит пробуждение — так сразу и разделяемся, если разделение сразу не получилось, то в этой же позе и делаем техники.

Исключением из этого могут быть случаи, когда ты просыпаешься в позе, которая приносит дискомфорт (отлежал руку, неудобно лежишь, холодно и т.д.), в таком случае не стоит дискомфорт терпеть (из-за него либо выхода не произойдёт, либо процессу выхода и самой фазе этот дискомфорт будет мешать), здесь стоит лечь удобно и начать техники.

По поводу "несоответствия предметов" — фаза это не точная копия нашего мира, фаза — это слияние твоей осознанности (из материального мира) и мира сновидения. Поэтому, когда ты себя осознаёшь вовне (начинаешь делать техники удержания и т.д. (об этом читаем в книге), то это, как ты правильно заметил, уже не сон, это фаза, это некое новое состояние, совсем отличное от бодрствования и сновидения. И в этом состоянии есть то "что ты ожидаешь" из реального мира, и то "что ты не ожидаешь" — это элементы сновидения. Конечно же, и то и другое между собой в процентном соотношении может варьироваться — чем стабильнее и осознаннее фаза, тем больше она передаёт физических законом, чем меньше осознанности и стабильности, тем больше присутствие законов сновидения (т.е. полное отсутствие привычных нам материальных законов).

Также следует знать, что фаза — это не только гипперреалистичное пространство, которое отражает физические законы (в первое время практики мы все к этому стремимся) и не только пространство, в котором главенствую законы сновидения. Фаза — это то, что ты сам себе спланировал, осознанно или нет, она может быть и такой и такой, по твоему усмотрению. В зависимости от того, что тебе нужно. Вначале, конечно, интересно увидеть "там" то, что мы привыкли видеть здесь. Но, по сути, там нет ничего, кроме того, что мы сами себе смоделируем, опять же осознанно или нет.

По поводу движений и несоответствии времени суток, думаю, с этим уже сейчас больше понятно, по большому счёту, всё это чаще моделируется спонтанно нашим бессознательным (отсюда борода или её отсутствие, присутствие или отсутствие жены), нужно понимать, что это — фантомы, и фантомные ощущения лишь ощущения, там не столь важно идёшь ты в ванну ногами или сразу там оказываешься, там этой ванны то и нет, ты просто себе осознанно или нет, моделируешь определённую обстановку.

Если что-то "не помнишь", это говорит о том, что было понижение осознанности, это вполне нормально, т.к. и здесь, в нашем мире мы не всегда всё осознаём и помним, что делаем. Периодичная практика фазу — осознанность — будет тренироваться автоматически.

Ты пишешь: "Я подумал, отлично. Пока хватит. Первый шаг сделан". И далее вернулся в тело, по сути, это твоё дело, но вообще, это можно расценивать как ошибку, желательно находиться в этом состоянии "до последнего", чтобы максимально давать механизмам сознательного и бессознательного привыкать к этой обстановке. Часто мы можем сделать больше, но считаем что "пока хватит, в следующий раз ещё…"

Здесь важно учиться использовать ситуацию "здесь и сейчас" до максимума, т.к. следующей ситуации или подобного опыта может уже и не возникнуть. (Это на будущее пригодиться, при получении информации и т.д.) Так же здесь ещё что отмечу, имей в виду, что как только ты вернулся в тело, Сразу же можно сделать Повторное разделение и испытать такой же внетелесный опыт, а может даже ещё длительнее по времени. Чем возвращаться в тело, вставать и ждать следующего дня.

Вращение — (я выбрал цикл — "плавание", "вращение", "фантомное раскачивание" — но я не представляю себе, как сделать "вращение" ). Если не понятно, как это сделать, попробуй представить что ты лежишь на большой пластинке от граммофона, ровно поперёк неё. И пластинка сама крутится, и тебя с собой вращает. Таким образом ты будешь ощущать, и чувствовать вращение, возможно даже с вестибюлярными ощущениями головокружения. Далее ты знаешь, как только усилили вращение до максимума — разделяемся.

Далее о твоих последующих попытках выхода из тела. Обрати внимание, какую позу ты занимаешь, об этом я писал выше, так же об этом нужно подробнее прочесть в учебнике "Школы внетелесных путешествий", который ты получил в конце курса "Выход из тела за 3 дня" , и, в общем-то, просто практикуй дальше. Не слишком фанатично и не слишком вяло, придерживаясь золотой середины с чётким намерением "во что бы то ни стало" получить результат. А так всё очень хорошо у тебя получается, успехов в практике!