Тест на выявление тревожности у детей. Тест тревожности по В.М.Астапову (предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.)

Цель : выявление признаков тревоги.

1.Испытывающий страхи, тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.

2.Ему трудно сосредоточиться на чем – то.

3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.

5.Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8.Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.У него обычно холодные и влажные руки.

10.У него нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями

6. Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (р. Тэммл, м. Дорки, в. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов.

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda , В.R.McCandless , D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale ) Дж.Тейлор (J.A.Taylor , 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан . Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно . В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

Примечание

  • Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
  • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Тестовый материал
Утверждения Верно Неверно
1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4 Ты легко краснеешь.
5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7 Ты очень сильно стесняешься.
8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11 В глубине души ты многого боишься.
12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13 Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14 Тебе трудно решиться на что-либо.
15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16 Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.
17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19 Тебя легко разозлить.
20 Часто тебе трудно дышать.
21 Ты всегда хорошо себя ведешь.
22 У тебя потеют руки.
23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24 Другие ребята удачливее тебя.
25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26 Часто тебе трудно глотать.
27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28 Тебя легко обидеть.
29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30 Ты никогда не хвастаешься.
31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32 Вечером тебе трудно уснуть.
33 Ты очень переживаешь из-за оценок.
34 Ты никогда не опаздываешь.
35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36 Ты всегда говоришь только правду.
37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39 Ты боишься темноты.
40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41 Иногда ты злишься.
42 У тебя часто болит живот.
43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45 У тебя часто болит голова.
46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48 Ты часто устаешь.
49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50 Тебе нередко снятся страшные сны.
51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52 Бывает, что ты врешь.
53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности » (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1 . Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2 . Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1 . Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2 . Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3 . Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12 лет
д м д м д м д м
1 0-2 0-3 0 0-1 0-3 0-2 0-6 0-5
2 3-4 4-6 1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
3 5-7 7-9 4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 9-11
4 8-10 10-12 8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
5 11-14 13-15 12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
6 15-18 16-18 16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
7 19-21 19-21 20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
8 22-25 22-24 23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
9 26-29 24-26 27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Примечание к таблице норм :

  • д – нормы для девочек,
  • м – нормы для мальчиков.

4 . На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

Источники
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

Этот тест поможет определить, есть ли у ребенка какие-то проблемы с нервной системой и степень его психоэмоционального напряжения.

Тест для родителей детей 4-10 лет

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.

Возможные варианты ответов:

  • данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;
  • данный пункт проявляется периодически – 1 балл;
  • данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Ваш ребенок:

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается.

9. Не может сразу прийти в себя утром.

10. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

11. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

12. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

13. Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

14. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

15. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

16. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

От 20 до 30 баллов – невроз.

От 15 до 20 баллов высокая вероятность невроза.

От 10 до 15 нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.

От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.

Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Тревожность - не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу. Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия.

Почему дети беспокоятся

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста

Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной . Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Особенности повышенной тревожности у младших и старших дошкольников

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.

Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.

У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.

Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.

При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:

  • неврозы
  • навязчивые мысли и движения
  • фобии.

Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки

Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:

  1. В поведенческих реакциях:
  • ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
  • излишняя скованность и напряжённость
  • повышенная суетливость, жестикуляция
  • ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
  • малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
  • плаксивости.
  1. В физиологических реакциях и симптомах:
  • покраснение или, наоборот, побледнение лица
  • излишняя потливость
  • дрожание рук
  • вздрагивание при неожиданных звуках
  • учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
  • нарушения сна
  • проблемы с аппетитом.
  1. В переживаниях и чувствах:
  • боязнь неудачи
  • тягость ожидания
  • желание удалиться
  • чувства незащищённости
  • ощущение неполноценности
  • чувство стыда или вины.

«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».

Как проводится диагностика?

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методикетесту Тэммпл-Амен-Дорки . Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, отмечая символом «+» то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания - радость или грусть.

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.

Арттерапия - один из действенных методов коррекции детской тревожности.

Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка

Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста

Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:

  1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
  2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
  3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
  4. Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
  5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
  6. Соблюдайте последовательность в действиях.
  7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
  9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
  10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.

Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Цель: Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Оборудование: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Инструкция к выполнению : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Анна: 10 лет, нарушений со слухом нет.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку +
7. Умывание Потому что он умывается +
8. Выговор Мама хочет уйти от него +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю пить молоко +

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

У Анны средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Картинки к тесту для девочек: