Что такое традиционная семья. Семья

Термин «традиционная семья» многим знаком еще со школы. Но что в действительности он значит? Уже никто толком и не вспомнит. Кажется, на уроке обществознания или истории учительница говорила что-то подобное. Но что? Уже и не вспомнить.

О том, что представляет собой традиционная семья, подробно расскажет данная статья.

Состав семьи

Состав такой ячейки общества знаком всем. Мама, папа, я — вот ключевая особенность, которую подразумевает традиционная семья. Признаки такой семьи - наличие обоих родителей, а также соиально- и культурнозаданные отношения между членами семьи. Термин «традиционная» в подобном случае приравнивается к естественной, то есть общепризнанной, нормальной.

Такая система стабильна до тех пор, пока ребенок не взбунтуется и не окажет сопротивления. Чрезмерная жестокость родителей, нередкие побои, - и ребенок учится приспосабливаться. Становится безвольным и апатичным или же, наоборот, лживым, грубым и жестоким.

Модель семьи

Традиционная модель семьи подразумевает определенный статус каждого своего участника. В ней главным считается папа. И все остальные подчиняются ему и пытаются всячески угодить.

Мама — довольно бесправный человек. Ее мнение, заботы во внимания не берутся, она не имеет права что-либо решать. Ее место около детей, но никак не на советах, к которым допуск разрешен исключительно мужчинам.

Статус детей не особо отличается от материнского. Права голоса они также не имеют. Однако огромную роль играет половая принадлежность ребенка. Если это мальчик, то его шансы на отцовскую любовь резко увеличиваются. Ведь в будущем он станет главой семьи.

Традиционная семья в истории

Каждая страна или город развивался по-своему. В результате на каждом клочке планеты существовали разные правила и устои.

Однако что-то общее в них все же появлялось. Ведь со временем возникали новые пути сообщения и путешественники, что отправлялись на экспедиции, экскурсии. В поисках новых, неизведанных земель они перевозили частичку одного города в другой. Так традиции и устои разных стран смешивались.

В первую очередь, говоря о традиционной семье, имели в виду экономическую ячейку конкретного общества, где все ее члены были заняты в одной отрасли или имели общую цель.

Женщина в семье

В далекие времена главной чертой подобной семьи было абсолютное неравноправие женщин и мужчин. Мужья, отцы распоряжались имуществом, могли заставить жену пойти против собственной воли, чтобы удовлетворить свои «мужские» цели.

В сексуальной жизни женщина также оставалась рабыней желаний своего мужчин. Последние без стеснения заводили любовниц. Не жалея чувств своих жен, пользовались услугами падших женщин.

Женщина не воспринималась как личность, а ее ценность заключалась до свадьбы в невинности, а после — в обеспечении уюта, комфорта, верности и преданности своему мужу.

Вообще, браки раньше заключали исключительно для продолжения рода. Быть может, если бы ни это условие, женщины вообще были бы нужны только для утех.

Дети в традиционной ячейке общества

Отношение к детям было подобно отношению к женщинам тех времен. Они также не имели никаких прав и вынуждены были беспрекословно подчиняться воле своего отца.

Половая принадлежность детей также играла огромную роль. Так, если женщина смогла родить мальчика, то и ее статус хоть немного, но все же повышался, и к малышу отношение было гораздо лучше, чем к девочке в той же семье.

Влияние семьи на ребенка

Семья имеет колоссальное влияние на развитие ребенка. На формирование его психики, моральных устоев, поведения, характера и много другого. Полноправно можно сказать, что семья делает ребенка личностью, закладывает в его понимание определенные ценности, традиции, нормы и правила поведения.

В большинстве именно семья определяет, каким станет новорожденный через несколько лет. Будет он нобелевским лауреатом или маньяком-убийцей, например.

Не зря же есть определения «благополучной» и «неблагополучной» семьи. Мама, папа, я — частицы единого мира. Потому их манеры, поведение, привычки, даже употребляемые слова очень схожи.

Традиционная семья — это важная частичка общества. Ее уклад, форма, размер, статусы членов семьи, ценности и нормы также с течением времени претерпевали определенные изменения. В итоге в современном обществе наблюдается совершенно другая картина, нежели была даже десятилетие назад.

Сейчас существует семьи, состоящие из одного, максимум двух детей, где главной считается мама. Некоторые и вовсе живут без отца. Дети, родители, бабушки и дедушки уже не живут единым семейством, предпочитая разобщенность дружному быту. В отличие от столетних правил отношений, в современном мире нет нужды узаконивать свой брак. И мало кто видит что-то необычное или зазорное в том, что люди проживают вместе какое-то время, а потом расходятся и создают новую семью.

Традиционная семья уже не та, что была хотя бы 100 лет назад. Но ведь очень многое изменилось с тех пор. И может, все не так уж плохо.

«Важным элементом этой сессии форума, - отметил председатель форума Владимир Якунин, - стало проведение круглого стола о семье. Колоссальное значение, колоссальная информативная база - и выводы о необходимости поддержки традиционной семьи как средства борьбы с демографическим кризисом не только в России, но и во всем мире».

Круглый стол «Семья: истоки и будущее цивилизаций» состоялся в рамках данного форума впервые и привлек большое число экспертов, выступающих за традиционные семейные ценности и преодоление демографического кризиса, охватившего многие страны мира.

Показательно, что инициатива по проведению данного мероприятия исходила от российской стороны. Изначально идея обсуждения проблем семьи в международном формате была предложена Натальей Якуниной - председателем Попечительского совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства».

В работе круглого стола приняли участие представители 24 стран. С докладами выступили Наталья Якунина, академик Патрик Фейган (США), директор европейского отделения противоабортной организации «Human life international» Эва Ковалевски (Польша), руководитель православного центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов (Россия), директор Института демографических исследований Игорь Белобородов (Россия), вице-президент Всемирного конгресса семей Ларри Якобс (США), заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ профессор Анатолий Антонов (Россия), член коллегии адвокатов Мадрида Игнасио Орсуага (Испания), президент Национальной ассоциации семей Великобритании доктор Томас Вард (Англия), заместитель директора Шанхайского института международных исследований Сяоюнь Цян (Китай), представитель организации «Focus on the family» Юри Мантилья (Боливия), член правления Ассоциации семей Латвии Бертуле Марика и многие другие.

Центральными темами для собравшихся стали глобальное снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства и мировая эпидемия абортов. В числе болезненных демографических аспектов были названы рост разводов, распространение внебрачных сожительств, увеличение доли неполных семей, распространение социальных девиаций (гомосексуализма, педофилии, отказа от деторождения (феномен child-free), проституции, порнографии и т.п.), деформация половозрастной структуры, изменения исторически сложившегося этноконфессионального баланса. Все это, как сказано в проекте резолюции, ставит под угрозу будущее цивилизаций.

Главным итогом мероприятия стало принятие определения семьи, исключающего такие социальные девиации, как гомосексуализм, внебрачное сожительство, child-free и другие. Согласно проекту итоговой резолюции, семьей является базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми признаками:

Союзом мужчины и женщины (согласно 16-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

Добровольностью вступления в брак;

Совместным проживанием супругов;

Ведением общего домашнего хозяйства;

Вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда;

Стремлением к воспроизводству и социализации новых поколений. Семья является незаменимым демографическим условием существования, воспроизводства и устойчивого развития цивилизаций. При этом матери и отцу неотъемлемо, согласно человеческой природе, принадлежат фундаментальные, приоритетные и первичные права и обязанности непосредственно осуществлять образование, воспитание, защиту, обеспечение и всестороннюю духовную и морально-психологическую поддержку своих детей;

Нерасторжимостью брака - изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности.

Знаменательно, что именно в стране, входящей в Евросоюз, сторонники традиционной семьи выступили за семейные ценности и борьбу с демографическим кризисом во всем мире.

Об итогах круглого стола рассказали его российские участники.

Протоиерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

Важным компонентом родосского форума стала тема семьи, которой был посвящен специальный круглый стол. Множество экспертов из разных стран сошлись во мнении, что проблема сохранения семьи и противодействие ее распаду актуальна для всех стран мира. Мало того, эта опасность носит глобальный характер. К кризисным явлениям были отнесены разводы, резкое катастрофическое падение рождаемости, наблюдаемое повсеместно, аборты, так называемая «коабитация», или внебрачное сожительство, отказ от вступления в брак и прочее. На круглом столе прозвучали интереснейшие доклады о ситуации с семьей в различных странах. Обрадовало участников круглого стола то, что, как оказалось, семейные ценности объединяют людей совершенно разных народов, религий и цивилизаций. Уже признание универсальности базовых, всеобщих ценностей, на которых строится семья, является само по себе уникальным событием и требует продолжения разговора.

Семья - это поистине универсальная ценность для всех цивилизаций. Я подробно изучал вопрос о происхождении современной моногамной семьи. Результаты ретроспективного анализа свидетельствуют о том, что традиционная семья была часто встречаемым явлением в человеческих популяциях еще во II тысячелетии до нашей эры. Поэтому совершенно неверно бытующее порой мнение, что наши древние предки были сплошные дикари и развратники. Другими словами, семейные ценности присущи человечеству с самых ранних пор.

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, редактор портала Demographia.ru , один из модераторов круглого стола «Семья: истоки и будущее цивилизаций»:

Круглый стол в рамках Родосской сессии форума - это очень важное событие. В последнее время во всем мире активизировались антисемейные силы. Уже в восьми странах разрешены так называемые однополые браки. Недавно евробюрократы вообще додумались до того, чтобы упразднить самые близкие для человеческого сердца слова - «мать» и «отец». Их хотят заменить безликим и бесполым словом «родитель». Все это делается в угоду агрессивному гей-лобби, у представителей которого по известным причинам могут быть только усыновленные дети. Мама среди двух, а порой и более, мужчин из воздуха не появится, а папой таких извращенцев тоже язык не повернется назвать. Вот они и продвигают нейтральное обозначение «родитель».

Но не только извращенцы разрушают нормальную семью. Эпидемия абортов - это тоже во многом результат навязанной Западом идеологии «планирования семьи». Кроме того, таким образом из наших младенцев уже давно получают сырье для омоложения под названием «фетальные препараты». Вообще антисемейная деятельность, щедро финансируемая различными заморскими фондами и правительствами ряда либеральных государств, привела к снижению рождаемости не только в России, но практически на всех мировых континентах.

Нам давно пытаются навязать мысль о том, что планета якобы перенаселена. Однако это наглая ложь, и мой доклад был как раз об этом. На всех без исключения мировых континентах из года в год снижается рождаемость. В последнее время эта тенденция приобрела слишком угрожающие темпы. Даже в Африке, безусловном демографическом лидере, многие страны имеют фактически европейскую рождаемость: ЮАР, Марокко, Тунис, Алжир и другие. В Азии тоже серьезные демографические проблемы. Там не так давно был достигнут исторический минимум рождаемости - 0,7 ребенка. Причем не где-нибудь, а в китайских провинциях Макао и Гонконг. Население Китая, как бы его ни боялись, начнет сокращаться уже через два-три десятилетия. Средняя китаянка сегодня рожает меньше француженки или датчанки. Япония, Корея, Сингапур - вымирающие страны. Про Европу вообще стыдно говорить: ее население себя не воспроизводит и активно заселяется иммигрантами. Сегодня в Европе нет ни одной страны с коэффициентом рождаемости, достигающим хотя бы простого воспроизводства. Аналогичная ситуация у нас в России. Вся эта дезинформация о грядущем перенаселении, нехватке питьевой воды и прочая неправда вытекает из концепции «золотого миллиарда», согласно которой жить на планете имеет право только население США и стран-сателлитов. Отрадно, что англичане и американцы, участвовавшие в круглом столе, выступают категорически против такой концепции.

Я рад, что в разгар демографического кризиса, охватившего многие страны западного и восточного мира, нам удалось собраться в таком многочисленном составе и принять общее и во многом судьбоносное решение. По сути 11 октября 2010 года произошло историческое событие: эксперты из разных стран приняли определение естественной традиционной семьи, которая выступает единственной альтернативой вымиранию человечества. К сожалению, настало время, когда понятие нормы приходится отстаивать всеми силами и подробно расписывать. Приходится даже особо указывать, что семья - это союз исключительно мужчины и женщины, что начало подлинно семейных отношений предполагает обязательную регистрацию брака, что семья предполагает деторождение, что только родителям (а не ювенальным службам) принадлежит первичное и приоритетное право на воспитание своих детей.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова:

Очень приятно, что заявленный первоначально круглый стол перерос в полноценную секцию. Вместо стандартных трех-пяти часов было три дня продуктивной работы, были утренние и вечерние заседания. Собрались представители более 20 стран, было довольно много докладов и сообщений. Проблемы семьи и демографии очень острые и, безусловно, заслуживают такого высокого внимания. Примечательно, что собрались не просто люди, которые занимаются общественной деятельностью, связанной с семьей, и не просто ученые, которые исследуют семью, а представители профамилистической парадигмы - то есть люди, которые признают высочайшую ценность семьи и что-то стараются сделать для того, чтобы семья как институт смогла существовать дальше.

Некоторые считают, что на форумы, где подразумевается диалог цивилизаций, должны приезжать представители разных взглядов, чтобы в этих столкновениях противоположных мнений рождалась истина. Диалог цивилизаций и разных культур состоялся, и собравшиеся не тратили время на то, чтобы переубедить друг друга.

Для представителей феминистических теорий семья - враг номер один. Для них это самый гнусный институт на земле. Семья выполняет безобразное, ужасное, с их точки зрения, дело. Она воспитывает девочек - девочками, мальчиков - мальчиками, и тех и других пытается воспитать будущими родителями, отцами-матерями. Феминизм - это величайшее преступление. Хотя, на мой взгляд, торжество и торжествующее шествие феминизма по миру - это доказательство явной шизофрении этого мира. Феминизм в начале XX века назывался суфражизмом, и он выполнил свою задачу. В развитых странах мира удалось добиться действительного социального и политического равноправия женщин и мужчин, а именно эти задачи и ставились.

Когда эти задачи оказались реализованными, женщины получили доступ к образованию, могли сочетать семейные дела, связанные с воспитанием детей, с профессиональными обязанностями. Но феминистские организации остались, и оказалось, что им и делать вроде бы теперь нечего. А самораспускаться не хотелось, и тогда они, по всем законам бюрократических организаций, должны были что-то придумать, чтобы существовать дальше. И они придумали гендерный феминизм. Пошла война против природы, против разделения в природе людей на два пола. Не могут феминистки (и феминисты) успокоиться. Они считают, что анатомическое, физиологическое строение человека отнюдь не доказывает различие человека по двум полам. Они считают, что пол - социокультурное понятие, и как сам человек определяет свой пол, так и должно быть. И в феминизме существует теория андрогинности, когда люди в общем-то и не мужчины, и не женщины, а некие андрогины, в которых сосуществует мужское и женское, и каждый выбирает свою принадлежность к тому или иному полу сам. Пропагандисты этих теорий прочитали много философских книг и сами пишут совершенно заумные философские «труды». Когда рассказываешь даже студентам о том, что пишется в статьях этих феминиствующих авторов, многие не верят. Но это правда. И каждый день тысячи изданий пишут совершенно невероятные вещи. И кому-то это очень нужно!

Феминистское движение очень мощное в современном мире. Меня парадоксальность этой ситуации немножко удивляет. Американцы всегда боролись с коммунизмом, но, добившись развала социалистического лагеря и СССР, американцы внутри себя вырастили ту же самую коммунистическую гидру, только под другим названием - «феминизм».

Но на нашем круглом столе были американцы - докладчики и участники - совсем других взглядов и убеждений. Не феминистских. Это люди, которые отстаивают традиционные ценности, в том числе семейные. Многих из них я знаю с 1995 года, то есть уже 15 лет. В 1995 году к нам приезжал известный американский ученый-фамилист Алан Карлсон. В итоге родилась идея создания Всемирного конгресса семьи, который объединял бы людей разных политических взглядов на основе общей заинтересованности в защите традиционной семьи. И этот конгресс мы создали. И в 1997 году прошел первый конгресс в Праге, потом второй - в Женеве (1999), третий - в Мехико (2004), потом в Варшаве (2007), Амстердаме (2009). Мы знаем друг друга достаточно давно.

На всех континентах земного шара институт семьи пребывает в кризисе, не выполняет своей функции по демографическому воспроизводству новых поколений и их надлежащей социализации. Мы приводим массу фактов в своих выступлениях, докладах, показывающих, к сожалению, неэффективность современной семьи, в которой в лучшем случае один-два ребенка. Такие малодетные семьи более подвержены распаду, разводам. Более того, мы живем в то время, когда люди вообще предпочитают не вступать в брак. Например, в скандинавских странах число сожительств, когда отказываются от официальной регистрации брака, выше, чем число законных браков. Имеются в виду гетерогенные сожительства, хотя в последнее время все больше говорят о гомосексуальных сожительствах, и кто-то усиленно проталкивает эти антисемейные идеи. Однако гомосексуальный союз - это социальная патология.

В целом же основная мысль, неоднократно звучавшая на круглом столе, состояла в том, что кризис современной семьи - это, в первую очередь, кризис ценностей. Печально, что большинство государств недооценивают семейные и демографические проблемы.

Если мы говорим о традициях наших ближайших предков, то традиционная семья — это всего лишь семья, состоящая из двух взрослых и несовершеннолетних детей. Такие семьи были у наших родителей, бабушек и дедушек. Собственно, мы тоже никуда не ушли от этой удобной модели: другие варианты у нас имеются, но это, скорее, исключения, подтверждающие правило. Мы все еще видим семью такой, и это, наверное, хорошо.

Проблема в том, что это вовсе не традиционная семья, потому что традиция жить таким составом слишком молода — всего несколько поколений, не о чем и говорить. Настоящая традиционная семья — это семья патриархальная. Та самая, в которой несколько поколений родственников жили вместе, вместе вели хозяйство и воспитывали детей. Та самая, в которой соблюдалась строгая иерархия. Та самая, главой которой был мужчина — мужчина, которому подчинялись и женщины, и дети, и старики. Сегодня мы не можем себе позволить жить эдакой мини-общиной, да и не хотим. Нам кажется, что несколько поколений под одной крышей — это перебор. Мы понимаем, что нет никакого смысла тащить в современный мир традицию, которая испортит нам жизнь: поживи-ка в мегаполисе с мамой, папой, бабушками-прабабушками, дядьями, тетками и прочей седьмой водой на киселе — с ума сойдешь от того, что невозможно побыть в одиночестве. Так почему мы совершенно разумно отрицаем возможность жить традиционной семье сейчас, но пытаемся вернуть в современную семью позицию« мужчина — главный»?

Нет, ты точно не хочешь жить, как твоя прапрапрапрабабушка

Традиционная семья не могла существовать без мужчины вовсе не потому, что без грубой мужской силы невозможно ведение хозяйства. Возможно, хотя это необычайно трудно. Дело не в том, что женщина слабее, дело в том, что женщина совсем недавно в принципе не считалась полноценным человеком. Патриархальное общество свято верило, что« курица не птица, баба не человек». Мужчина — это мост между женщиной и обществом, в котором она не имела никаких прав. Мужчина — это защита: да, муж мог избивать жену(и чаще всего это делал), зато от других мужчин она была худо-бедно защищена. Если у женщины не было мужчины, она фактически имела не больше прав, чем животное. И ее дочери, кстати, тоже. Представь, что в любой момент в твой дом может зайти человек с улицы и изнасиловать тебя — и ему ничего за это не будет, ты же одинокая баба, кому ты нужна? Вот так выглядел мир в эпоху традиционной семьи. Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня.

Зачем« традиционная семья» мужчине?

Как выглядит мир сейчас? Если не вдаваться в детали, то в целом мужчины и женщины имеют равные права. У тебя есть образование, у тебя есть работа, ты вправе распоряжаться своим имуществом, и тебя защищает закон. Зачем тебе нужен мужчина? Чтобы его любить и создать с ним семью, все верно. Если тебе этого хочется. Но с какой стати мужчина должен быть ее «главой»? Он образованнее? Нет. У него есть возможности, которых нет у женщины? Нет. Он больше зарабатывает? Не факт. На каком основании мужчина стремится получить какие-то там преимущества перед тобой?

Популярное

Отвечаем: на том простом основании, что он ленивый и наглый тип. На том основании, что он решил заполучить в лице женщины бесплатную прислугу. Поразительно, но до сих пор многие женщины уверены, что домашнее хозяйство — их забота. С какой стати? Большинство населения страны живет в крупных городах, и рабочий день у большинства выглядит совершенно одинаково: общественный транспорт, день в офисе у компьютера, снова общественный транспорт. Вы работаете одинаково, так с какой же стати ты должна вставать« к станку» во вторую смену? Убирать, готовить, стирать и гладить, пока это туловище будет играть в «Танчики». А потом ты должна привести себя в порядок, потому что« ты же женщина», и вообще, не будешь красавицей — он тебя бросит, несмотря на борщи. Неплохо устроился, да?

Зачем« традиционная семья» женщине?

Давай посмотрим, что же ты получаешь взамен: упс, ничего. По сути, мужчина тебе необходим только в тот момент, когда ты решаешь родить ребенка. К сожалению, не всякая зарплата позволяет нанять няню, а значит, ты будешь жить на деньги мужа, пока не вернешься на работу. И этим моментом он будет тебя попрекать, а еще потребует, чтобы ты обслуживала его получше: «Ты ж дома сидишь!» Тот факт, что ребенок, вообще-то, ваш общий проект, во внимание не принимается. Дети — женское дело. Господин устал, ему не до этого.

Если ты сейчас возмутилась и подумала: «Что за чушь, мой не такой!» — это значит, что тебе очень-очень повезло. Или же это значит, что ты всего лишь играешь в традиционную семью, и муж« глава» только на словах, а на деле ты в любой момент можешь отправить его с вещами на выход, и он это знает. Знает и не наглеет. Он такая же «глава», как ты — испанский летчик.

Но ведь немало женщин выбирают для себя роль жены, матери и домохозяйки. Имеют право, почему бы и нет? Это осознанный выбор и осознанный риск: даже если мужчина — самый верный в мире муж, это ничего не гарантирует. Он может потерять работу. Он может заболеть. Люди смертны и, что особенно важно, внезапно смертны. Остаться одной с детьми на руках, без опыта работы, а может, и без профессии — это страшно, но, если хочется рискнуть, почему нет? Эта модель семьи подразумевает очень простое разделение обязанностей: он зарабатывает деньги, она обеспечивает все остальное. Это удобно, особенно если пара планирует иметь не одного ребенка. Но дело в том, что дети — это давно не дополнительная рабочая сила и не гарантия сытой старости. Дети сегодня — это высшая ценность для родителей. Кто сказал, что работа, которой занят мужчина, важнее работы, которой занята женщина? Кто сказал, что мужчина должен быть главным на том основании, что он всех содержит? Да, женщина, безусловно, должна выполнять свои обязанности — если уж она добровольно их на себя взяла. Но с какой стати она должна стать« вторым номером»? Ни с какой.

Где тут ловушка?

Именно поэтому тебя должны насторожить рассуждения мужчины о традиционных ценностях семьи. И прежде чем связывать свою судьбу с мужчиной, который стремится к «традициям», подумай: что за этим стоит? Хорошо, если он подразумевает под этим крепкую семью и детишек. А если он собирается быть« главой и патриархом» — знаешь, к чему это приведет? К тому, что ты будешь работать, а потом затейливо убиваться на ниве домашнего хозяйства. К тому, что воспитание детей ляжет на твои плечи полностью. К тому, что тебя будут попрекать куском хлеба, пока ты этих самых детей будешь вынашивать и воспитывать. К тому, что в этот период тебе придется выпрашивать деньги на новую помаду — и хорошо еще, если не на прокладки. К тому, что при этом ты будешь жить в страхе: а ну как он тебя бросит? Именно так выглядит« традиционная семья» в современном мире.

К счастью, у нас есть и просто семья. Равный союз двух любящих друг друга людей. И этот союз, кстати, вовсе не делает вас одинаковыми. Равными — да. А вот женственность и мужественность при этом никуда не исчезают. Об этом нужно помнить, когда тебе в очередной раз запоют про« традиции».

Что такое традиционная семья сегодня? Скорее всего, подобный вопрос не был бы актуален лет двадцать назад. Почему же он сегодня не вызывает даже удивления на лицах окружающих? Давайте разбираться.

Прежде всего, становится любопытным тот факт, что ответы людей, которым был задан такой вопрос, оказывались различными. Давайте обратимся к терминологии, к расшифровке понятия «семья». Определение звучит примерно так: «Группа близких (по крови или документально) родственников, которые связаны общей жилплощадью и эмоциональной привязанностью».

Причем заметим, что в этой трактовке не зря подчеркивается так называемая эмоциональная связь, то есть любовь, привязанность. Согласитесь, если сын женился и не живет уже с родителями, это не значит, что он перестал быть членом их семьи. Ведь они друг друга по-прежнему любят. Однако у него также появились определенные обязательства перед женой, потому что и она - его семья. Так что же, получается, что у него их уже две?

Традиционная семья в настоящее время подразумевает союз мужчины и женщины, в результате которого появляется потомство.

Давайте поговорим о том, как же все зарождается. Сначала возникают чувства, которые объединяют двух людей. Начиная жить совместной жизнью, появляется такое понятие, как быт, который во многом может нарушить радужные представления мужа и жены о совместном проживании. Ведь недаром есть пословица: «Семейная лодка разбилась о быт». Не все оказываются готовыми к подобным передрягам, потому и получается, что одной любви для семьи маловато. В американских фильмах, в которых есть сцена венчания, произносят клятвы «в горе и в радости, в болезни и здравии…» и т.д. То есть люди будут друг с другом до того момента, пока кто-то не посчитает, что с него уже «достаточно». И тогда традиционная семья завершается очень распространенным на сегодня разводом. Заметьте, что в прошлом процентное соотношение расторгнутых и заключенных браков было в пользу последних. На сегодня же количество распавшихся семей возрастает.

Вообще, как показывает практика, все люди по-разному себе представляют свою будущую семью. Кто-то мечтает о принце, кто-то о богатом и состоятельном муже, кто-то о хозяйке и множестве детей. Но не все понимают, что определение семьи для каждого должно начинаться с любви и уважения. И эти чувства априори взаимны. Быт, к сожалению, очень омрачает яркие и красочные мечты многих парней и девушек. Важно не поддаться этому и находить позитив даже в повседневных мелочах.

Привычка - великая сила. Мы привыкаем видеть одно и то же, потому оно нас не впечатляет. Уметь раскрасить серость в яркие краски - это искусство, которому нужно учиться.

Помимо этого, возникает множество проблем, которые часто приводят к разводу. Они могут касаться как межличностных отношений, так и общественных неполадок.

Многие психологи утверждают, что традиционная семья в условиях быстрых темпов развития общества и увеличения количества проблем и соблазнов начинает лишаться умения слушать и слышать собеседника, близкого человека. К сожалению, у нас часто не хватает времени на самых родных, ведь они и так рядом, могут и подождать, есть дела поважнее.

Здесь отлично подходит девиз знаменитой Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Но ведь «завтра» рядом с этим человеком может и не наступить. Помните, что взаимное уважение и понимание помогут воссоздать те былые отношения, если вы их уже не видите в вашем союзе. Однако, как справедливо заметили мудрые люди, семья - это работа. Никто не говорил, что будет легко. Однако наше эмоциональное состояние того стоит. Ведь легче всего разорвать, чем попытаться соединить некоторые потрепанные нити. Создать тяжелее, чем разрушить. Так что давайте не будем искать легких путей. Ведь это - удел слабых.

Семья́ - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что

«…сейчас глава семьи - не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном - роль лидера принадлежит мужчине.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современной семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями;

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи

Семья стала меньше по численности;

Современная семья менее стабильна;

Уменьшилось число семей, где глава муж;

Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь - объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей.

В чем особенности современной семьи?

-- Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.