Какое значение имеет мысль. Что такое мысль человека

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х - 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества , чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов.

Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности. «После этапа междисциплинарных исследований, - писал он, следует ожидать более высокого этапа - трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы , без строгих границ между дисциплинами».

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A) , в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества, проявляющиеся при решении конкретных проблем. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её, одним из основных способов решения проблем XXI века. Об это свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, данной Декларации, содержат рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества .

В свою очередь, для того чтобы трансдисциплинарность стала доступной и понятной преподавателям, студентам ВУЗов, её следует представить в виде научного подхода (трансдисциплинарность-4). Иными словами, трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией , трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности , методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений. В таком контексте , трансдисциплинарность-4 позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью готовыми к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности.

Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Свое практическое применение мультидисциплинарный подход нашёл, прежде всего, в работе экспертных групп . Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами.

Трансдисциплинарный системный подход

Термин система, применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики , объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновесной термодинамики , разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом , но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию ?

Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Плотина. В свою очередь, от их представления о Едином , ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий её существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

Быть естественным фрагментом - означает иметь ряд атрибутов , признаков , свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

Единая упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentіа - сила) - скрытой силой , присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией» в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять собственное общее состояние потенции, различающееся напряжённостью и целеустремлённостью.

Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей , максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате удалось расширить смысл и сферу практического применения существующих научных понятий . Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий. Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты - форма и содержание имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

Лингвистические формулы основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями: Пространство - это форма существования потенции ЕУС; Информация - это форма проявления общего состояния потенции ЕУС; Время - это форма преобразования потенции ЕУС; Система - это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина - это то, как должно быть в действительности». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе своего существования, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда - это то, как есть в действительности». В действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широкораспространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным.

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и полное раскрытие многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы. Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного

См. также

Примечания

Литература

  • Transdisciplinarity: reCreating Integrated Knowledge. Editer by Margaret A Somervill & David J Rapport. 271 pages. Published in 2000 by EOLSS Publishers Co. Ltd. Oxford, UK. ISBN 0-9534944-1-1
  • System and Informological Approach to Cognition and Practical Work. Nikiforov A.L., Mokiy M.S. & Mokiy V.S. 140 pages. Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-035-3
  • Spatial and temporal factors in education. V.S.Mokiy, A.O.Zhamborova, O.E. Shegay. 72 pages, Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-033-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. - М.: "Либроком", 2011. ISBN 978-5-397-02784-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – С. 79-83.
  • Гребенщикова Е.Г. Новый интерфейс науки и общества: трансдисциплинарные стратегии в биомедицинских исследованиях // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – №1 – (26). – С. 149-155.
  • Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика») // Вопросы философии. - 2005. - № 8.- С. 105-117.
  • Краткое введение в информологию. В. С. Мокий, А. О. Жамборова, О. Е. Шегай. 150 страниц. Издано в 1999 году, Издательство «Новый Центр», Москва, Россия. ISBN 5-89117-028-0
  • Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М. С. Мокий. 184 страницы. УДК 330.8 ББК 65.050 М74 Издано в 2001 году, МАЭП (Московская Академия Экономики и Права), ИИК «Калита», Москва, Россия.
  • Феномен трансдисциплинарности. Л. П. Киященко /опыт философского анализа - Л. П. Киященко, П.Д Тищенко. УДК 165 ББК 87.22 Институт философии РАН, Издано в 2006 году, издательство «НАУКА», г. Москва, Россия. ISBN 5-02-033857-5
  • Основы трансдисциплинарности. В. С. Мокий. 368 страниц. УДК 101.1:316 ББК 60.011 М749 Издано в 2009 году, ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», Нальчик, Россия. ISBN 978-5-9996-0011-0
  • Философия трансдисциплинарности. Л. П. Киященко, В. И. Моисеев. 205 страниц. УДК 168.5 ББК 73 К46 Издано в 2009 году, Институт философии Российской Академии Наук, Москва, Россия. ISBN 978-5-9540-0152-5
  • История и философия исторической науки. Философия и методология экономической науки. /учеб. пособие/ М. С. Мокий, В. С. Мокий, А. Л. Никифоров. 220 страниц. (Серия «Путь в науку»). Издано в 2010 году, ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», Москва. Россия.

Эффективность реабилитации зависит от правильной координации действий многих специалистов. Региональное бюро ВОЗ по европейским странам предложило бригадную форму в качестве модели организации восстановительного лечения, основанную на принципе работы мультидисциплинарной реабилитационной бригады.

Мультидисциплинарная бригада (МДБ) объединяет специалистов, оказывающих помощь в лечении и реабилитации больных и работающих как единая команда (бригада) с четкой согласованностью и координированностью действий, что обеспечивает целенаправленный подход в реализации задач реабилитации.

В состав бригады входят:
невролог, кинезотерапевт, инструктор ЛФК, нейропсихолог-логопед, психиатр, психолог, эрготерапевт (или бытовой реабилитолог), специально обученные приемам реабилитации медсестры. Желательно включение в состав бригады социального работника и диетолога. С учетом того, что в палатах ранней реабилитации находятся больные в остром периоде инсульта, ведущим врачом и координатором работы всей бригады является врач-невролог, прошедший специальную подготовку по вопросам медицинской реабилитации.

Задачи врача невролога МДБ

Оценка тяжести состояния и прогноз степени восстановления, что определяет отбор больных для палат ранней реабилитации; контроль как за неврологическим статусом, так и за состоянием гомеостаза, а также вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной систем с целью уточнения функционального резерва; выбор оптимальных методов лечения с учетом пато- и саногенетических реакций, уровня и характера поражения, степени функциональных расстройств, с ежедневной коррекцией применяемых методик в зависимости от динамики процесса восстановления; адекватное медикаментозное лечение и организация ухода за больными; оценка результатов лечения с применением балльной оценки по шкалам, отражающим как функциональное состояние нервной системы, так и активность больного в быту, а также качество жизни.

Кинезотерапевтом
является врач или методист ЛФК, прошедший специальную подготовку по нейрореабилитации. В работе ему помогают инструкторы ЛФК со средним медицинским образованием. Кинезотерапевт разрабатывает индивидуальный комплекс ЛФК и участвует в его проведении, детально оценивая нарушения двигательных и чувствительных функций, дает советы ухаживающему персоналу по созданию оптимального положения больного в постели для предупреждения нарушений тонуса и патологических позных установок, обучает больного и родственников методам правильного перемещения, вертикализации и ходьбе, решает вопросы по использованию вспомогательных приспособлений.

Специальные упражнения позволяют воздействовать на конкретные мышцы или группы мышц, увеличивая их силу и облегчая деятельность пациента в повседневной жизни. При значительной степени двигательного дефицита рад применяемых упражнений проводится при одновременном участии двух методистов.

Одним из основных постулатов, определяющих работу в палатах ранней реабилитации, следует считать разумную опеку больных, которая не должна переходить в гиперопеку. Необходимо с самого начала воспитывать у пациентов стремление к независимому образу жизни. Чрезмерная опека в дальнейшем может сказаться не только на степени восстановления, но и на поведении пациента, способствуя формированию психологии "инвалида", что ухудшит качество жизни как больного, так и членов его семьи. Ухаживающему персоналу и родственникам проще и быстрее накормить, переложить, посадить больного, однако всему этому с первых дней следует обучать самого больного.

Данная задача возлагается на врача-эрготерапевта , целью работы которого является социальная и бытовая адаптация больного путем достижения максимальной независимости в самообслуживании. Эрготерапевтом может работать специально обученный врач-невролог, либо прошедший специальную подготовку кинезотерапевт (врач-реабилитолог или методист ЛФК).

С первых дней большое внимание уделяется правильному положению больного в постели, укладке парализованных конечностей, ранней активизации. Пациента обучают поворачиваться, правильно садиться в кровати, пересаживаться в прикроватное кресло. С учетом функциональных возможностей больного эрготерапевт оценивает имеющиеся проблемы и ставит достижимые цели на 3—5 дней. В случае если эта цель не достигнута, проводится анализ ситуации и коррекция работы всей МДБ.

На каждом этапе цели усложняются, постепенно эрготерапевт помогает пациенту адаптироваться в его повседневной жизни, обучая необходимым бытовым навыкам. Уже на стационарном этапе следует обучить больных одеванию, приему пищи, умыванию, пользованию туалетом, телефоном, ручкой или карандашом для письменного вербального общения при выраженных нарушениях устной речи, ходьбе с дополнительными приспособлениями.

Работа проводится как непосредственно в палатах, так и в специально оснащенных кабинетах со стендами для разработки движений мелких суставов кисти. Эрготерапевт занимается не только с больным, но и с его родственниками, принимая во внимание интересы и целевые установки самого больного и его семьи.

Основной задачей нейропсихолога-логопеда является оценка речевых и других высших психических функций проведение восстановительных занятий при наличии афазии или дизартрии. Кроме того, этот специалист осуществляет нейропсихологическое тестирование и коррекцию таких высших психических функций, как гнозис, праксис, память. Для предупреждения аспирации и аспирационной пневмонии логопед проводит оценку функции глотания и обучает больного методике преодоления нарушений глотания. Специальное внимание логопед уделяет также вопросу выбора типа питания при наличии у пациента дисфагии.

Для нормального глотания необходима достаточная сила губ, мускулатуры лица, сила и подвижность языка, хорошее состояние зубов, нормальная саливация. У 50% больных с инсультом в остром периоде заболевания возникают проблемы с глотанием вне зависимости от локализации очага поражения. Аспирация может быть незаметной (нет кашля, вытекания пищи и т.п.), но даже микроаспирации повышают риск развития пневмонии.

Чаще пациенты поперхиваются водой, поэтому необходимо применение загустителей (специальный порошок, крахмал) во все жидкости. С учетом вкуса больного можно использовать йогурты, мороженое, студень, пюре, приготовленное с помощью миксера. Не следует смешивать твердую и жидкую пищу. После каждого глотка должна быть пауза (длительность ее индивидуальна). Кружка должна быть небольшая и невысокая. Нецелесообразно пить через трубочку. Удобен поильник с длинным носиком, который стимулирует глотание. После еды больной должен находиться в вертикальном положении (сидя, полусидя) не менее 30 мин. При выраженных расстройствах глотания альтернативным является зондовое питание.

В составе МДБ необходимо наличие психиатра для выявления и купирования у больных с инсультом психопатологических расстройств: реактивной депрессии или других психогенных реакций на болезнь, а также изменений психики по правополушарному типу. Кроме того, специалист проводит коррекцию общего снижения интеллектуально-мнестических функций, деменции.

Курация больных с инсультом является весьма сложной работой по ряду параметров: высокая физическая нагрузка прн уходе за беспомощными больными; большая ответственность перед пациентом и его родственниками, сначала за жизнь больного, а затем за возможность восстановления утраченных функций, в том числе и высших психических. Конечный результат реабилитации во многом зависит от благоприятного эмоционального климата в коллективе, который определяется совместимостью членов МДБ, доброжелательностью, взаимной поддержкой, взаимозаменяемостью, особенностями менталитета. В подборе кадров и сплоченности коллектива немаловажную роль может сыграть психолог.

В остром периоде инсульта в психологической коррекции нуждаются как больные, так и их родственники. Беседа с родственниками — важная часть работы лечащих врачей, психолога и среднего медицинского персонала.

Психолог оценивает установку больного на восстановление с учетом психологического и социального статуса — какую работу выполнял пациент, или он был пенсионером, находился ли на содержании родных ияи был кормильцем семьи. Так, боязнь потерять интересную и прибыльную работу может быть важным стимулом для занятий. Большое значение также имеет социальная защищенность — наличие семьи, детей, материальное положение пациента. У лиц социально не защищенных может развиться выраженная депрессия, требующая специальной медикаментозной коррекции.

В то же время при равных условиях устанокка на восстановление различна в зависимости от преморбидных особенностей личности, что требует психологического анализа и коррекции поведения. Кроме того, психолог может способствовать облегчению восприятия и адаптации к инвалидности, улучшению функциональных навыков общения и социальной интеграции, восстановлению важной роли пациента в семье и обществе.

В.И. Скворцова, В.А. Епифанов, В.В. Гудкова, Е.А. Петрова

Жанр : Неврология

Формат : PDF

Качество : OCR

Описание : В последнюю декаду XX века в клинической неврологии были обоснованы новые подходы к лечению пациентов в острой стадии мозгового инсульта. Раньше считали, что при развитии инсульта, особенно геморрагического, заболевшему требуется строгий физический покой и интенсивное введение лекарственных препаратов, улучшающие реологические свойства крови, вазоактивные, ноотропные, нейропротективные, противоотечные препараты и витамины. Полезность интенсивной терапии в условиях нейрореанимационного отделения пациентов в тяжелом состоянии не вызывает сомнений. При лечении больных с мозговыми инсультами в обычном неврологическом стационаре летальность колеблется от 22 до 35%, в то же время при хорошей организации деятельности нейрореанимационных отделений (использование для дифференциальной диагностики характера мозгового инсульта нейровизуализационных методик, включая компьютерную и магнитно-резонансную томографию, технику для мониторирования жизненно важных функций, автоматизированные инфузаторы) удается снизить стационарную летальность больных в острейшей фазе мозгового инсульта до 10%. Если больные выживали в острейшую фазу церебрального инсульта, то на 5-7 сутки с момента заболевания снова значительно нарастала частота летальных исходов в связи с грозными осложнениями в виде тромбоэмболии легочной артерии, инфаркта миокарда, гипостатической пневмонии, уросепсиса и т.п. Вместе с тем, специальные рандомизированные исследования неврологов Великобритании показали целесообразность и полезность использования ранней двигательной активности пациентов уже в острой стадии мозгового инсульта. Детальная информация по этой проблеме имеется в переведенной на русский язык книге «Инсульт. Практическое руководство для ведения больных» Ч.П. Ворлоу, М.С. Дениса, Ж. ван Гейн, Г.Ж. Ханкий, П.А.Г. Сандеркока, Ж.М. Бамфорда и Ж.Вордлау (Изд-во «Политехника», СПб, 1998. - 630 с.).
Благодаря неиссякаемому энтузиазму нашей коллеги из Великобритании доктору медицины Полины Монро за 10 лет контактов удалось провести стажировку в клиниках Великобритании (Лондона, Эдинбурга, Оксфорда и др.) более 70 коллег из России, которые осваивали новый принцип ведения больных мультидисциплинарной бригадой. В 1998 году впервые в России удалось организовать на базе клиники нервных болезней Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени акад. И.П. Павлова Инсультный Блок (по западному образцу «Stroke Unite»). Научное и методическое руководство новой структурной единицы осуществляет профессор кафедры неврологии В.А.Сорокоумов. Благодаря прогрессивному менталитету руководства Университета и клиник был выделен специальный штат и сформирована мультидисциплинарная бригада по ведению пациентов в острой фазе мозгового инсульта. Опыт первых 5-ти лет работы такого отделения на 16 коек подтвердил достаточно высокую результативность мультидисциплинарного подхода к ведению больных в острой фазе церебрального инсульта. У больных, получавших лечение в Инсультном Блоке, практически не развивались, упоминавшиеся выше осложнения при мозговых инсультах, и существенно снизилась летальность в первый месяц болезни. Также заметно улучшился регресс очаговых и проводниковых симптомов, связанных с локализацией острого сосудистого поражения нервной системы. В отработке методик по ведению больных в этом Инсультном Блоке большую помощь оказывали наши коллеги из Великобритании, которые приезжали в наш город по обмену опытом (за этот период нашу клинику посетили более 80 коллег из Великобритании), организатором их приезда также была доктор Полина Монро. Мы выражаем всем Британским коллегам (профессорам, научным сотрудникам, медсестрам, врачам, логопедам, физическим терапевтам, эрготерапевтам и др.) искреннюю благодарность, как от лица наших специалистов, так и от выздоровевших пациентов.
Положительный опыт ведения неврологических больных в острейшую фазу болезни, а также на этапах ранней и последующей реабилитации позволил превратить нашу клинику в учебный центр для всех желающих внедрять в своих лечебно-профилактических учреждениях мультидисциплинарный подход. Уже прошли подготовку мультидисциплинарные бригады из больниц и поликлиник Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Кишинева, Хабаровска и др.
В помощь для осваивающих такую программу и подготовлено настоящее методическое пособие.

«Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных»

Мультидисциплинарный подход. Организация инсультного блока

  1. Понятие реабилитации
  2. Мультидисциплинарный подход
  3. Постановка реабилитационных целей
  4. Восстановление после инсульта
  5. Позиционирование
  6. Организация Инсультного Блока
  7. Приложения
    • Шкала/индекс Бартела
    • Реабилитационные цели МДБ
    • Модифицированная шкала Rankin
    • Скандинавская шкала
    • Типы и подтипы инсультов
    • Программа обучения по курсу «Мультидисциплинарный подход в ведении и реабилитации неврологических больных»

Сестринские вопросы

  1. Роль медсестры
  2. Сестринский процесс
  3. Вопросы ухода
    • Уход за кожей и профилактика пролежней
    • Риск развития пневмонии и аспирации
    • Питание и гидратация
    • Нарушение функции глотания (См. Часть 3 «Логопедия Глотание»)
    • Нарушение функции тазовых органов (См Часть 4 «Функция тазовых органов»),
    • Недостаточность самоухода
    • Риск травматизации
    • Дезориентация и психомоторное возбуждение
    • Проблемы семьи
  4. Перемещение пациентов
  5. Приложения
    • Сестринский оценочный лист
    • Шкала Глазго
    • Оценка питания
    • Приказ № 123: Отраслевой стандарт "Протокол ведения больных. Пролежни"
    • Карта сестринского наблюдения за больным с пролежнями
    • Шкала Ватерлоу
    • Оценка пролежней
    • Лист регистрации противопролежневых мероприятий
    • Оценка и лечение раны
    • Инструкции по кормлению
    • Индекс Бартела
    • Реабилитационные цели МДБ
    • Лист оценки боли
    • Оценка обращения с пациентом при перемещении

Логопедия. Глотание

  1. Логопедия. Роль логопеда
  2. Как улучшить общение пациента с нарушенной коммуникацией
  3. Глотание. Дисфагия
  4. Группы пациентов с риском дисфагии
  5. Механизм нормального глотания
  6. Предварительная оценка
  7. Предостерегающие знаки и симптомы дисфагии
  8. Процедура тестирования глотания
  9. Практические направления в кормлении пациентов с нарушенным глотанием
  10. Позиционирование
  11. Выбор пищи
  12. Когда возникают проблемы - что делать?
  13. Приложения:
    • Скрининговое тестирование глотания
    • Основные направления в кормлении и глотании
    • Типы жидкостей для пациентов с дисфагиями
    • Еда, которую легко проглотить
    • Классификация структуры еды с примерами
    • Инструкция по кормлению

Функция тазовых органов

  1. Опросники
    • Запоры
    • Питьевой режим
  2. Типы дисфункций тазовых органов у неврологических больных
  3. Методы ведения
  4. Оценка и мониторирование:
    • Опросник Аддисона
    • Карта учета выделенной мочи и степени срочности позыва на мочеиспускание
    • Карта учета употребляемой жидкости
  5. Питьевой режим
  6. Использование подгузников, прокладок и кондомных мочеприемников для ведения пациентов с дисфункцией тазовых органов
  7. Использование постоянных катетеров
  8. Профилактика и лечение запоров
  9. Значение мультидисциплинарного подхода в ведении больных с дисфункцией тазовых органов

Физическая терапия

  1. Понятие о физической терапии
  2. Неврологическая оценка
  3. Оценка больного ОНМК
  4. Подходы в физической терапии при инсульте
  5. Оценка больного рассеянным склерозом
  6. Подходы в реабилитации больных рассеянным склерозом
  7. Приложения:
    • Оценка больного ОНМК физическим терапевтом
    • Шкала / индекс Бартела
    • MMSE - Краткая шкала оценки ментального статуса
    • Шкала спастичности Эшвсрта
    • Шкала Берга
    • Фазы походки
    • Тест «Встать и пойти»
    • Другие функциональные шкалы (SODRING, MRMI)
    • Оценка больного PC физическим терапевтом
    • Реабилитационный двигательный прогресс
    • Приказ № 337 Положение об организации работы врача по ЛФК
    • Положение об организации работы инструктора-методиста по ЛФК
    • Положение об организации работы инструктора по ЛФК
    • Положение об организации работы медицинской сестры по массажу
    • Расчетные нормы нагрузки специалистов по ЛФК
    • Функциональные обязанности специалиста по ЛФК в МДБ

Эрготерапия

  1. Понятие об эрготерапии
  2. Общая эрготерапевтическая оценка. Области оценки
  3. «Оценка больного ОНМК эрготерапевтом» - руководство к заполнению
  4. Оценка при долгосрочной реабилитации
  5. Когнитивная функция
  6. Диспраксия
  7. Синдром неглекта
  8. Боль в плече
  9. Сравнение правостороннего и левостороннего гемипареза
  10. Проблемы и их решение
  11. Одевание
  12. Этапы прописывания кресла-каталки
  13. Применение лангет
  14. Обустройство дома
  15. Управление утомляемостью
  16. Приложения:
    • Карта наблюдения пациента эрготерапевтом
    • Оценка больного ОНМК эрготерапевтом
    • Шкала Бартела
    • Опросник по ежедневной активности
    • Канадская оценка деятельности
    • Оценка восприятия
    • Тест с вычеркиванием
    • Назначение лангеты
  17. Использованные материалы

Созерцай, Филиция, духовный мир через религиозную интуицию.

Религиозная интуиция является, когда сердце от грехов и страстейочищается.
Мирское искусство, бывает, личность размывает.
Через искусство теряем критическое чувство.
Душа, Евсей, постоянно сотрясается эхом страстей.
Служитель, наша память — искуситель.
Образы и представления из сознания, а страсти из сердца удалим, когда грех победим.
Музыка, Рита, отражение страстных ритмов.
К музыке привык. Чувств непосредственный язык.
Духовная музыка, знал он, богослужению фон.
Какое диво читать молитвы речитативом.
Ламаизм имеет цель ту — смерть и погружение в пустоту.
Богатство, верьте, отнимает память смерти.
Наркотик и теперь демона дверь.
Земная радость, наш враг — превратится в прах.
Шутки порой восхищают, но целомудрия лишают.
Шутки, Настя, путь к страсти.
Грех, друг мой, общение с тьмой.
Плач сердце лечит, а смех калечит.
Скорби роятся, но в радость превратятся.
Сердце, Федот, лучший ДОТ.
С этих мест неси свой крест.
Страдания, Лар, божественный дар.
Нам, Даня, жажду страданий и состраданий.
В радость вскоре обратится горе.
Логическое значение в словах ограничение.
И в беспечности у нас инстинкт вечности.
Ощущения мобилизуются и в образы, представления преобразуются.
Смирение, знать, привлекает благодать.
Славолюбие, сребролюбие и сластолюбие, Насть, рождают страсть.
Прилично количество пищи привычно.
Покой? Свою волю укрой.
Скорей раздражительность преодолей.
Сластолюбив. Будешь гневлив.
Не нарицательный образ жизни, но отрицательный.
Вера и нравственность, Есения, даёт спасение.
Получим культуру вскорости из каналов духовности.
Власть предержащих от страха дрожащих.
Наша вина - не видим событий до пятого звена.
Меж ними боренье: деньги и общественное мнение.
Сновидения - откровения духовного зрения.
Кому горе - бегите в горы.
Невинны, спасайтесь в долины.
Говорят во лбу 666 горят.
Цель не конечная: на плече звезда пятиконечная.
Муж не хочет ждать, он хочет дать!
Жена не может ждать, она хочет взять!
Жена везде получает извне.
Муж, смотри, получает изнутри.
Возбудить и передать спеши творческую энергию души.
Спешим? Другим внушим.
Изменим, братцы, души вибрации.
Не для популярности измени свои полярности.
Подняться над планом обычных причин - удел мужчин.
Мудрец служит высшим, правит низшим.
Справедливость - не творчество, человека отрочество.
Справедливость сама отлетела от ума.
Друг, третье взаимодействие — двух.
И в пустыне не водись со злыми, пустыми.
Ворон даёт норов.
Праздник урожая для тебя 9 сентября.
350 слов и сейчас с корнем рус, рас.
Государство на мели, коль нет цели.
3000 слов и еще прибавьте, имеют ра, рo, ру, рю, pи в качестве приставки.
Письмо Китаю Арии дали.
Не ново - от знака слово.
Слoгoвoe письмо не примитивно, а более информативно.
На баклажки глазей, Ново черкасский музей.
Чем знаменит до кирилловский алфавит?
Для русских сердец знак - телец.
Из каких явлений наказание четырех поколений? 17. 42. 67. 84 лет.
Для всех затор люксембургский компьютер.
Наследника как спас казак?
Знание, освобождение - природы отражение.
Логика объективна, сознание - субъективно.
Искать пойдем истины вертикальный подъем.
Бай! Волю инстинктам не отдай.
Молчать, познавать, желать, дерзать учила мать!
Программатикa: воля холерика, вдумчивость мeлaнxoликa, жизнерадостность сангвиника, хладнокровности флегматика.
Тому, кто оглох: ум - природа, энергия - Бог.
Какие прения про закон забвения.
Мнение: велик закон забвения.
Детали - муть, важна СУТЬ.
Прости, забыл я расти.
Лиц симметрии полная - смерть бескровна.
Мнение: велик закон забвения.
Не канючь, безмолвие наш ключ.
Знаем сами, враг - пробирный камень.
Раскаяние, единственный грех — отчаяние.
Все узнай, без чувств познай.
Не в лет 300 соединись с пантеоном «монистом».
Пиши: у иных нет тел, у других души.
Благая весть - у человека все есть.
Земля: это лаборатория духа и света.
Космосознание не лихо - из себя выход.
Ввысь по нити сознания поднимись.
Над макушкой, братцы, зона концентрации.
«Человека цель»: найти из материи щель.
Расшифруем вскоре эйцехоре!
Ответ такой! Губит совесть покой.
Дисциплина, воля, знание и нет звёзд влияния.
Неуправляем у большинства микрокосм естества.

Считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей». Часто короткая мысль передаётся в одном предложении .

С точки зрения физиологии интеллекта живых организмов:

Мысль - чувственный образ. Этот образ может:

  • складываться из множества ощущений различных органов чувств (Солнце светит в глаза и греет кожу);
  • находиться в фокусе внимания (быть текущим) сознания или подсознания (во время сна, интуиции), непосредственно во время ощущений или хранения памятью;
  • синтезироваться из различных текущих ощущений и/или хранимых памятью, в частности, образуя поток ассоциативно-образного мышления.

На данный момент не существует какой-либо даже слабой теории, объясняющей работу мозга и структуру мысли в частности. Можно попытаться дать только более-менее общую картину и изложить факты.

Мысль - это наиболее заметный сознанию элемент мышления, происходящего в мозгу; элемент, с которым каждый день имеет дело любой человек. Собственно, само мышление для сознания представляется, как поток мыслей, связанных между собой в последовательную цепочку более-менее относящихся друг к другу ассоциаций и идей. Но было бы необоснованно думать, что мысль - это единственное, что происходит в нашем мозгу в процессе мышления. Однако сознание фиксирует и запоминает лишь это. Всё остальное происходит вне поля видимости сознания и потому называется подсознанием .

Мысль имеет разные проявления и формы: воспоминания , фантазии , ассоциации , чувства , убеждения и гипотезы .

Мысли могут протекать как в форме свободных ассоциаций, так и быть направленными сознанием в строгом направлении, быть логически обоснованными, и следовать в виде фиксируемых утверждений, выводимых по строгим правилам от предыдущего к следующему. Последний способ мышления называется логикой .

О чём бы ни была мысль, она сама по себе запоминается и фиксируется в краткосрочной памяти, принимая форму образа . Память, в которой хранятся образы, иначе называется воображением . Воображение даёт возможность человеку возвращаться к нужным мыслям вновь и вновь, перебирая и пробуя всевозможные их комбинации друг с другом в поисках наилучшего, внося изменения в них или связи между ними. В некотором смысле воображение играет роль ручных счёт , школьной или шахматной доски, на которых пишут или двигают фигуры. В компьютере достаточно слабым аналогом краткосрочной памяти человека является оперативная память - ОЗУ и регистры .

Регистрация мыслей

Мысли человека являются результатом активности нервных клеток головного мозга . Существуют сообщения о методах интерпретации этой активности при помощи различных физических методов.

Японские ученые разработали миниатюрный прибор для регистрации электрической активности головного мозга, способный распознавать и интерпретировать до 512 различных команд.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Фреге Г. Мысль: логическое исследование

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мысль" в других словарях:

    мысль - мысль, и … Русский орфографический словарь

    мысль - мысль/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. Ему пришла в голову фантазия. Он напал на мысль. Ср. . См. изречение, намерение бараньи мысли с подливом, без задних… … Словарь синонимов

    МЫСЛЬ, мысли, жен. 1. только ед. То же, что мышление. «Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении…» Ленин (о Марксе). 2. Продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? мысли, чему? мысли, (вижу) что? мысль, чем? мыслью, о чём? о мысли; мн. что? мысли, (нет) чего? мыслей, чему? мыслям, (вижу) что? мысли, чем? мыслями, о чём? о мыслях 1. Ваша мысль это ваше… … Толковый словарь Дмитриева

    мысль - основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.… … Большая психологическая энциклопедия

    МЫСЛЬ, и, жен. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м. 3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что н. 4. мн. Убеждения, взгляды. Быть… … Толковый словарь Ожегова

    Жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка и пр. Мысли роятся в голове день и ночь, наяву и во сне. Эта мысль запала мне на… … Толковый словарь Даля