Конспект открытого нод на тему весна. Конспект НОД на тему «Весна

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средняя группа (возраст 4-5 лет)

«Весна. Лепка дерева»

Цель : описывание ранней весны, формирование наблюдательности в сезонных изменениях, происходящих весной, формирование умения отделять от целого куска пластилина части нужного размера.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к природе, интерес в

наблюдении за сезонными изменениями.

2 Развивать мелкую моторику

3. Развивать умение работать с пластилином

4. Учить описывать приметы ранней весны

5. Учить сравнивать сезонные приметы весны и

Зимы.

1. Организационный момент. Проговаривание стихотворения .

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки

На полях – грачей цепочки,

Над ожившею листвой –

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада –

Куст сирени у ограды.

2. Беседа о приметах ранней весны.

Воспитатель задает вопросы: Какой сейчас месяц? Сколько весенних месяцев? Назовите их. Как мы называем весну в марте? (ранняя). Погода очень холодная? Люди уже начали снимать шубы и валенки? Какое небо ранней весной? Снег часто идет? Идет ли дождь? Что происходит со снегом? Что случилось с сосульками? Откуда берутся лужи? Птицы ранней весной прилетают или готовятся к отлету? Что происходит с деревьями? Окутаны ли они зимним покрывалом? Куда делся снег с веток? Как появляются листья на деревьях?

Дети отвечают на вопросы, рассматривая картину с изображением весны.

3. Игры.

· Исправь ошибки .

Воспитатель. Нам прислал письмо Незнайка. Он пишет, что весна его любимое время года и он сочинил о ней рассказ. Послушайте.

Ранняя весна – прекрасное время года. Солнышко светит ярче и с каждым днем начинает греть все сильнее, от этого на улице становится все теплее. Люди начинают снимать шубы и валенки, и идут купаться на речку. Птицы улетают в теплые края. Снег начинает таять и чернеть, сосульки начинают таять, везде слышна капель и веселое чириканье птиц. Звери собираются в зимнюю спячку. Начинают просыпаться деревья. В лесу много грибов и ягод.

Дети называют ошибки в рассказе Незнайки.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке о приметах ранней весны.

Дети по очереди называют приметы.

· Закончи предложение

Воспитатель. Чем отличается ранняя весна от зимы? Закончи предложения.

— Зимой дни короче, а весной…(длиннее)

— Зимой ночи длиннее, а весной…(короче)

— Зимой идет снег, а весной…(дождь)

— Зимой мало птиц, а весной…(много)

— Зимой можно лепить снежную бабу, а весной…(пускать в лужах кораблики)

— Зимой снег белый, блестящий, а весной…(черный, грязный).

4. Дети совместно с воспитателем описывают картину с изображением весеннего пейзажа.

5. Лепка дерева.

Дети лепят дерево из коричневого пластилина: раскатывают колбаску, делая один конец острее и тоньше, — это ствол, кладут его на доску, слегка прижимают нижнюю часть и верхушку,но не расплющивают. Из черного пластилина раскатывают тонкие колбаски разной длины – это ветки, прикладывают их к стволу так, чтобы длинные ветки были внизу. Одну из колбасок стекой нарезают на мелкие отрезки, раскатывают из них много колбасок. Распределяют на ветках. Из коричневого пластилина раскатывают тонкую колбаску, нарезают ее на маленькие кусочки, скатывают из них маленькие шарики, придают им форму почек и распределяют на ветках.

6. Пальчиковая гимнастика

Долго, долго, мы лепили, Руки сцеплены в замок, круговые вращения руками

Наши пальцы утомились. Встряхивание кистями рук

Пусть немножко отдохнут Поглаживание каждого пальца по очереди

И опять лепить начнут Разведение рук в стороны

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ритма и выразительность движений.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности.

Воспитательные:

Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Коррекционные: развитие артикуляционного аппарата в процессе пения песен.

Индивидуальная работа с Егором: учить петь, не опережая товарищей, в одном темпе с ними.

Предварительная работа:

Беседа о весне, весенних явлениях природы, рассматривание картин, иллюстраций; разучивание стихов о весне, песен;

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: показ способа действий.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Активизация словаря: музыкальные фразы, колонии грачей, оригами.

Оборудование: катушки деревянные, цветы пластмассовые, цветы плоскостные на ковре, шарфики газовые, бабочки на резинках, макеты деревьев.

Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.

Динь-дон, динь-дон,
Слышим мы капели звон.
Улыбнуться нам пора,
С добрым утром, детвора!

Дети поют: «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель: Ребята, я рада вас видеть в нашем музыкальном зале, а теперь поприветствуем гостей.

Дети поют: «Здравствуйте гости!»

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей) Кажется, они уже начинаются. (Звучит сказочная музыка) Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?

Читает:

Дорогие ребята!

Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте:

В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг-
И станет летом вдруг!

Ты знаешь кто она?
Красавица… (Весна) .

Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка» .

Музыкальный руководитель:

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! (дети останавливаются, образуя полукруг.)

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу! Давайте мы его поприветствуем своей весёлой песенкой

«Утром рано я встаю» (И. Бодраченко) Пальчиковая речевая игра

Музыкальный руководитель поёт:

Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают…

Дети:

сто ребят, руки вверх, пальцы в стороны.
Подпевают сто ежей, ладони соединить друг с другом, пальцы расставлены.
Подпевают сто ужей. ладони вместе, волнообразное движение.
И поют ее зайчата, показывают «ушки» .

И поют ее лисята. виляют «хвостиком» , руки – «лапки»
А в берлоге медвежата, округлые руки вдоль туловища.
А в болоте лягушата. руки согнуты в локтях, пальцы в стороны.
Даже страшный крокодил одна ладонь над другой, открывается и

Эту песню подхватил. закрывается как «пасть крокодила» .
Утром рано мы встаем, качают головой

Хором песенку поем. разводят руками в воздухе

  • Вдруг раздается стук дятла (фонограмма) .

Воспитатель: Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем (детям раздаются деревянные катушки для отбивания ритма) .

Дети поют песню «Дятел»

Дятел сел на толстый сук тук да тук. (стучат)
Всем друзьям своим на юг тук да тук (стучат)
Телеграмму срочно шлет туки-туки-тук (стучат)
Что весна уже идет туки-тук (стучат)

Что растаял снег вокруг туки-туки-тук (стучат)
Что подснежники вокруг туки-туки-тук (стучат)

Воспитатель: Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.

Дети произвольно садятся на коврик

Воспитатель: Какое нежное и ласковое слово – весна! Это время года несёт всем радость. Неслучайно поэты посвящают весне свои стихи, композиторы - музыку, а художники-картины. Ребята, кто из вас назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют) Давайте вспомним приметы весны. (дети их называют по порядку) Ребята, а вы можете представить, что было бы вокруг нас, если бы не было этого времени года? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет прочитать стихи о весне?

Дети читают стихи
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна. Е. Карганов

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, как композитор П. И. Чайковский в произведении «Весна. Времена года» языком музыки передал прекрасные звуки окружающей нас природы.

Дети слушают «Весна. Времена года»

Музыкальный руководитель: Понравилась вам музыка? Какой вам она показалась? Какая она по характеру? Соответствует ли времени года? А что вы представили, слушая это музыкальное произведение? (Пение птиц, капель, журчание ручейка) . А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза.

Вновь звучит произведение П.И. Чайковского

Какая прекрасная мелодия. Светлая, ясная. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца, и стало хорошо от музыки и от того, что мы все вместе. Давайте попробуем передать своё настроение в движении под эту чудесную музыку, представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, легким облачком, скользящим по небу, первым весенним цветком.

Дети выполняют танец – импровизацию, при этом они по желанию берут со стола цветочки, газовые шарфики.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, движения вашего танца были лёгкие, изящные, как сама музыка. А сейчас поиграем в игру «Полёт бабочки» , Посмотрите, в зале расцвели цветы. присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик (Дети занимают места) . Вы все знаете, что у каждого музыкального произведения есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка» (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Проводится музыкально дидактическая игра «Музыкальный полёт» (Т. Рогаткина) У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы. Музыкальный руководитель: Приготовьтесь выполнять дыхательную гимнастику "Бабочка".

Дети выполняют упражнение на дыхание «Бабочка»

Музыкальный руководитель даёт оценку действиям детей.

Музыкальный руководитель: А теперь, друзья, музыкальная загадка, вы вступление к песне узнайте, поскорей ответ нам дайте.

Звучит вступление к песне «Весна пришла»

Музыкальный руководитель спрашивает у детей как надо исполнять песню (дети говорят: весело, напевно, не выкрикивая окончания фраз)

Исполнение песни (с солистами)

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить по цепочке

«Весеннюю песенку» , муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой

Музыкальный руководитель: Егор, будь внимательным, не спеши, слушай ребят

и пой вместе с ними.

Воспитатель: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а что-то самой хозяйки, красавицы-Весны мы с вами не встретили?

Звучит музыка в зал входит Весна

Весна: Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Вижу, что вы по настоящему любите природу и знаете её. Я неподалёку ходила, всё видела и всё слышала. Спасибо вам за помощь! Скажите, вы любите играть? (ответы детей) Так вставай скорее в круг, слева друг и справа друг

Дети считалкой «Сорока» выбирают водящего. Воспитатель просит детей соблюдать правила игры.

Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель: Спасибо тебе, Весна – красна, весело у тебя в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь.

Весна: Что ж, была я рада встрече с вами. Надеюсь, станем мы хорошими друзьями. Вы обо мне не забывайте в лесу почаще навещайте, всегда с природою дружите, и дружбой с лесом дорожите. До свидания, друзья! (Весна уходит)

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? Нам пора в обратный путь, в наш любимый детский сад, а приведет нас туда наша музыкальная дорожка.

Дети под музыку змейкой идут по залу, останавливаются в полукруге Воспитатель: Вот мы и пришли в детский сад, в группу нам уже пора –

Музыкальный руководитель поёт: До свидания, друзья!

Дети: До свидания! Дети выходят из зала.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Весна — красна» и презентацию к этой деятельности.

Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы даёт возможность закрепить знания детей по лексической теме весна, звукобуквенный анализ слов, грамматический строй речи и связную речь. Использование ИКТ даёт возможность проводить образовательную деятельность на современном уровне.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Весна»

  • закрепить знания детей по теме,
  • совершенствовать навыки словообразования и словотворчества,
  • формировать навыки работы с деформированным текстом,
  • совершенствовать звуко-буквенный анализ слов,
  • развивать навыки работать в коллективе.

Оборудование:

  • мультимедийные средства,
  • карточки для звукобуквенного анализа,
  • слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов),
  • карточки со словами.

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу

2. Сообщение темы.

Отгадайте загадку:

Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.

Слово – отгадка зашифровано при помощи картинок. (по первым буквам слов – картинок составьте слово)

(весы, ежевика, санки, носки, астры) ВЕСНА.

3. Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.

4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт.

5. Туча солнышко закрыла,

Чтобы тучу нам прогнать,
Задания будем выполнять.

Назови весенние слова.

Отгадай загадки. НАЙДИ ОТГАДКИ: (спрятаны в таблице).

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки,
На снегу…
(проталинки)

Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит… (капель)

Ветер с облаком играл, ветер облако порвал.
Облако соедините, слово вы прочтёте.
(Слоговое лото)

Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей).

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).

Звуковой анализ слов: СОЛНЫШКО, ПОДСНЕЖНИК.

Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Капли буквы разложу,
Из них слова я соберу.

Расшифруйте слова: РЛЕПЁТЫНЕЕ ЫТЦПИ (перелётные птицы).

Лучики солнышко нам протянуло.
Туча немного уже отступила.

6. Физминутка:

Кто по лесу ходил?
В нём порядки наводил?
В лесу ямки и следы
Полны холодной, талой воды.
Кто бродил по лесам?
Кто ходил по лугам?
На полях уже видны чёрные проталины.
Среди птиц шум и гам,
Лес стал словно балаган.
Ах, да это же весна!
В гости к нам она пришла.
Где бы весна ни бывала,
Всем тепло своё раздавала.
Ну а детям для красы
Брызнула веснушки на белые носы.
Крупные и мелкие,
Радуйтесь детки!

7. Подобрать родственные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянка, веснушки, веснушечки, веснушчатый, по – весеннему, весной.

Солнце пробивается, туча уменьшается.

8. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.

Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.

Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.

Уже солнышко видно, заглянет к нам оно в окно.

9. О чём можно так сказать?

  • Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
  • Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
  • Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
  • Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
  • Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

Солнце дарит нам улыбку.

10. Найди ошибку и исправь предложение.

  • Пригрело солнце, потому что тает снег.
  • Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  • Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  • Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Пришла весна, потому что пробудился медведь.

Солнце светит ярко нам множеством лучей.
Туча уменьшается всё быстрей.

11. Какое слово лишнее:

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, март.

Нам улыбку весёлую солнышко дарит.
Туча совсем скоро растает.

12. Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

13. Итог занятия.

Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).

Презентация к занятию

Бессонова Наталья Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 123,
г. Иркутск