Работы лалика. Флаконы для духов от ювелира рене лалика


Рене Лалик (1860-1945) - властелин стекла
(Lalique. L"Homme de verre)


О Рене Лалик до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов, янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей. Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво: змеи, стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, чувственные силуэты женщины, в которой угадывался очаровательный образ Августины-Алисы Ледрю - друга Родена и дочери скульптора Огюста Ледрю.

Августина-Алиса (на фото вместе с Рене Лалик ) стала музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой мастерской Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем "яиц Фаберже", российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.


На рубеже 19-20 веков господствующим стилем декоративно-прикладного искусства во Франции был ар-нуво (фр. art nouveau ), легко узнаваемый по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным "текущим" женским фигурам. Одним из наиболее ярких представителей этого стиля стал Рене Лалик. Это ему принадлежит правило трех «F» - femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) - и он неустанно следовал ему. Эксперты всегда отмечали, что «Лалик - единственный из всех натуралистов, который может восхищаться красотой природы, не становясь при этом ботаником-педантом».

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик - обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению - стеклу.

В этот раз на пути нового "стекольщика" попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.


Теперь Лалик практически отказался от использования драгоценных камней в пользу этого невозможного, алхимического материала - податливого, твердого и хрупкого одновременно. Ювелирное мастерство ушло на второй план, что великосветские красавицы расценили как катастрофа. В 1912 году он устроил прощальную выставку своих изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали.

Тем временем, увидели свет первые духи Франсуа Коти — Rose Jacqueminot , "Роза Жакмино", названные в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Рассказывают, что в бутике, отказавшему ему в продаже духов, Коти разбил флакон об пол. Почувствовав чудесный запах, посетители тут же стали спрашивать, что это за парфюм — Rose Jacqueminot стала знаменитой в одно мгновение. Вскоре и Коти стал самым популярным парфюмером, а уже через несколько месяцев после создания Rose Jacqueminot он заработал свой первый миллион.

Однако Франсуа Коти, как создатель ароматов, считал, что духи должны быть облечены в достойную оправу. Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества, по которому от художника требовались только эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена, как тогда было принято, на заводе "Баккара". Но Лалик не мог доверить воплощение своих идей в чужие руки, а знаменитые стеклодувы "Баккара" не допускали "чужака" в свои владения. После недолгих переговоров Рене Лалик реализовал свой проект на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.).

Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников - ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращатся с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!

Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких колекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры, как это принято и в других видах искусства, абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.


Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.


Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани. Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый "эффект опала". В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно, каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

Безупречный скульптурный силуэт, причудливость рельефного рисунка, возникающего словно из глубин стекла, высокий уровень исполнения - в 20-ые годы мастерство Рене Лалик достигло вершины популярности. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий - вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех "F": женщина и природа — истинный источник его вдохновения. Лучший ювелир ар нуво стал лучшим стекольным мастером ар деко — нового художественного стиля в годы между двумя мировыми войнами, стиля, который создавал иллюзию благополучия и "былой роскоши".

В последние годы жизни Лалик занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, ресторанов, церквей, пульмановских вагонов поездов и жилых помещений пароходов. Так в 1932-м пароход Normandie был декорирован полностью от бра до фонтанов фирмой Lalique (см. на фото ресторан парохода Normandie ).

Скончался великий мастер в 1945 году в Париже на восемьдесят шестом году жизни. На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не стала отдыхать. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень семейной фирмы. После смерти отца дело возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод.

Для современных вещей Lalique характерно все те же принципы - обилие изображений женских тел и всевозможной флоры и фауны. Коллекции обновляются каждый сезон, но в каждом изделии ощущается отблеск яркого стиля "прекрасной эпохи". Время от времени фирма выпускает ограниченными сериями реплики своих великих творений 20-х годов - например, знаменитые вазы «Вакханки» или «Водоворот», и у ее поклонников есть шанс стать обладателями предмета музейного уровня.

В 2008 году компанию купил швейцарский бизнесмен Сильвио Денц, страстный поклонник маэстро и обладатель самой большой коллекции изделий Lalique в мире. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения основателя, вышла коллекция Hommage à René Lalique, вернувшая к жизни многие из исторических произведений Рене Лалика, которые до этого можно было увидеть только в музеях. В Эльзасе, при фабрике заработал музей, спроектированный бюро известного французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. В экспозицию вошли вещи из коллекции внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина компании.

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они - привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и... большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов. Например, ваза "Змея" (фото слева ) 1924 г. - одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 - 58000 $.

Источники -

(1860-04-06 ) Мать Olympe Lalique [d] Супруга Alice Ledru [d] и Мари Ламберт [d] Дети Marc Lalique [d] , Suzanne Lalique-Haviland [d] , Georgette-Renée Lalique [d] , René-Claude Le Mesnil [d] , Raymond Lalique [d] и Renée Georgette Lalique [d]

Биография

Приобрел популярность как автор ювелирных украшений и аксессуаров. Для своего времени Лалик выделялся использованием, помимо драгоценных металлов и камней, поделочных камней и природных материалов - опал, яшма, лунный камень, коралл, рог, кость. Создавал эксклюзивные украшения для актрисы Сары Бернар .

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода - в Винжен-сюр-Модере (Эльзас) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризи (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом . Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность (некит лалик) произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

Французский дизайнер и предприниматель, представитель модерна, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860.


Он создавал драгоценности для неповторимой Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.

Р.Ж. Лалик. Кулон Клубок змей с цепочкой. Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы

К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было прод но автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

Имя Р.Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX - начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком - Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика. Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Р.Ж. Лалик. Гребень. Франция. 1900–1902. Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10,6 х 10,4 см. Поступил из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В упомянутом собрании находится украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличающееся ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней, оправленных в тонкий контур из золота. Изображение стрекозы было одним из любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

В галерее "Мунстон" хранится более сдержанная по цветовым сочетаниям, выдержанная в холодных зеленых тонах брошь "Стрекоза". В изысканном изделии Р.Ж. Лалик вновь создает образ прекрасной женщины-стрекозы. Ее торс словно вырастает из длинной вертикали хвоста, который ассоциируется с облегающими женскими туалетами эпохи модерна. Украшение выполнено из золота, эмали, хризопраза и бриллиантов.

Начиная с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня. В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года. А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

Среди экспонатов крупнейшего российского музея - знаменитая подвеска 1900–1901 годов "Клубок змей" из золота и выемчатой опаловой эмали. Надо отметить, что к игре опаловых оттенков Р.Ж. Лалик испытывал особое пристрастие на протяжении всей жизни. В прославленной эрмитажной коллекции находится стопа желтого стекла в серебряной оправе, чеканенной листьями и цветами чертополоха - повторение стопы из Лиссабонского музея.

В 1956 году в собрание Эрмитажа поступила хранившаяся до войны в Александровском дворце Царского Села камышовая трость с серебряным набалдашником, украшенная золотой фигуркой изящной девушки-стрекозы, вероятно, принадлежавшая до революции кому-то из членов царской семьи. По имеющимся данным, трость также была выполнена французским ювелиром.

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм - круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Р.Ж. Лалик. Стопа. Париж. 1902. Серебро, стекло; литье, чеканка. Высота 16,0 см, диаметр 9,0 см. Поступила из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге есть брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает ее образцом недорогого украшения того времени.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы. На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.

Рене Лалик - художник, ювелирный гений конца ХIХ - начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.

Лалик, Рене

Лалик, Рене
René Jules Lalique

Род деятельности:

ювелир, стеклянных дел мастер

Дата рождения:

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода - в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» - оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Нормандия оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод. В 2010 г. крупная выставка произведений Лалика прошла в Московском Кремле .

Галерея

Литература

  • René LALIQUE catalogue raisonné de l" œuvre de verre (3° édi) by Felix Marcilhac , ISBN 978-2-85917-402-6 , 2004
  • Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Т.5. Искусство. - М.: Инфра-М; Весь Мир , 2001.
  • Warman’s Lalique by Mark Moran , ISBN 978-0-87349-787-9 ,Krause Pubns Inc, 2004
  • LALIQUE: A COLLECTOR’S GUIDE by Christopher Van Percy , 1989

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 5 мая
  • Умершие в 1945 году
  • Ювелиры Франции
  • Умершие в Париже
  • Персоналии XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Идиотизм
  • Яворники

Смотреть что такое "Лалик, Рене" в других словарях:

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и художник по стеклу. Учился в Школе декоративных искусств в Париже. Выполнял украшения в стиле модерн из благородных металлов, жемчуга, драгоценных камней, эмали, черепахового панциря, рога,… … Художественная энциклопедия

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн. * * * ЛАЛИК Рене ЛАЛИК (Lalique) Рене … Энциклопедический словарь

    Лалик Рене - Фигурка для автомобильного радиатора Рене Лалик (фр. René Jules Lalique; 6 апреля 1860 5 мая 1945, Париж) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Вопреки мещанским вкусам своего времени создавал… … Википедия - (1860—1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Большой Энциклопедический словарь

    Лалик Р. - ЛАЛИ́К (Lalique) Рене (1860–1945), франц. ювелир и мастер худ. стекла. Используя растит. мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Биографический словарь

    ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) - ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника… … Энциклопедический словарь

    ювелирное искусство - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь