Средства выразительности в сюжетной лепке. Шпаргалка: Обучение дошкольников декоративной лепке

Осуленко Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№6 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область.
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей старшего дошкольника
Дата публикации: 18.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Сюжетная лепка как средство развития творческих способностей

старшего дошкольника.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый набор

зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее

развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети

6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и

форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают

понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. У

детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает

увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как

нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в

нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни,

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как

дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры

между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить

детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить

творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во

пропорций

предметов,

наблюдения

действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с

рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает

использованием

условных

изображения

предметов,

находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий

некоторых

предметов

поднимают

скульптуры

подставке

каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно

если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной

лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для

композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не

один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом.

пятилетним

воспитатель

предлагает

композицию

однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка

с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не

только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной

неоднократных

повторений,-

научились

передавать

соотношение

маленький),

интересно

располагали предметы на подставке.

В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет

нескольких

является

наиболее

изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и

форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с

колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры

мальчика

нескольких

изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна

вызывать затруднений.

Наиболее

является

расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за

соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении,

им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению

предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные

фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так,

чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных

предметов.

дополняют

второстепенными

деталями:

вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно

выполняют

соединяют

Ограничивать

стремлении

выразительной

дополнительных

предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и

полного изображения формы основных предметов и плотного соединения

частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети

привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению

предметов

подставке,

тормозом

развитии

дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение

подготовительной

активности

самостоятельности

использовании

изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм,

достаточно

предметах

передавать

характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет

позволяют сформулировать следующие задачи:

научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам

знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать

предметы на подставке;

изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться

предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание,

но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-

каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с

изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов.

Ставится

достигнуть

изображении

движения

выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции

передавая

соотношения

действия.

Исследования

практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур,

но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен

обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из

окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам

рассказов,

например:

медведя»,

веленью», «Лиса и гуси».

В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить

взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе -

поупражнялись

деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно

помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который

делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного

в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке,

образовательное,

воспитательное

значение.

согласовывать

действия

действиями

товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать,

какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей

коллективной

окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более

фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет.

подбирать

располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна

Например,

персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной

репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей

избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята

стоят вокруг козы.

Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу

например,

первоклассников,

портфелями,

важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в

движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки

дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

Младшая группа (2 – 4 года)

Двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры . Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет .

В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи - овощи, ягоды, фрукты.

При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.

Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое.

С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями - раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.

К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета.

В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это - новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, - воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2-3 простых предмета - шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей - фигурку зайчика, игрушечного медведя.

Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.

В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.


Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими - шарик 3-4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.

Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.

Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.

Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.

Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать.

Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаска), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).

Далее идет более сложная работа, пальцами - нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки).

Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2-3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).

Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.

Средняя группа .

Если в группу четырёхлеток все или большинство детей перешли из младшей группы, то работа с ними будет естественным продолжением работы предыдущего года. В начале года воспитатель рассмотрит с детьми ряд хорошо знакомых им предметов, игрушек, напомнит, что они лепили вместе в прошлом году, повторит с ними некоторые приемы работы.

Нужно, чтобы в первые работы входило кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием.

Если в группу четырехлеток все или большая часть детей переведена из яслей или пришли из семьи, нужно начать с ними работу по программе младшей группы (трехлеток), но вести ее более ускоренно, давать большее разнообразие в тематике, не останавливаясь долго на первых простых приемах.

Необходимо достаточное количество упражнений, чтобы дети прочно усвоили приемы.

Каждое последующее занятие должно нести в себе значительную часть предыдущего программного материала.

Например, дети усвоили приемы лепки шарообразных и цилиндрических форм. При переходе к освоению нового программного материала - расплющиванию шара ладонями - дети снова упражняются в прокатывании шара.

Дети, усвоившие уже в предыдущей группе основные технические приемы, могут больше внимания уделить изображению, передавать более сложные формы, лепить предметы из нескольких частей, находящихся в определенных пропорциональных соотношениях по величине.

Здесь можно уже с середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например: при лепке птички воспитатель напоминает им о наблюдении за воробьями, показывает игрушечную птичку - токарную, глиняную, из папье-маше, дает возможность рассмотреть ее, рассказывает, в какой последовательности ее лучше вылепить, обращает внимание на форму головы, хвоста, туловища, на место клюва, ножек, предлагает раскатать глину столбиком, отделить два небольших кусочка - один для головки, другой для подставки (операции а, б, в - рис. 4).

Воспитатель следит, как дети делят глину, советует одним увеличить, другим уменьшить кусочек, отделенный для головы или для подставки. Затем продолжает указание:

Теперь сделайте подставочку, скатайте шарик для головы, а из большого кусочка слепите короткую морковку. Это будет туловище. Прилепите шарик к его круглому концу сбоку. Вот и получились туловище и головка. Хвостик вы расплющите пальцами, оттяните коротенький клюв и посадите птичку на подставку, вот так. А теперь попробуйте слепить птичку сами, у нас будет много красивых игрушечных птичек. Мы их раскрасим.

Можно разбить указание и на три части, вторая часть его - лепка туловища и головы, соединение частей жесте. В третьей части дети производят отделку - расплющивают хвост, оттягивают клюв.

Темп указания и в этой группе - замедленный, дети должны хорошо усвоить приемы, показываемые воспитателем.

В средней группе воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. И здесь воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов. В результате детской работы получаются игрушки, предметы для игры.

Некоторые предметы могут быть и более сложными, состоящими из нескольких частей, имеющими много деталей. Дети значительно упростят их, так как воспитатель обратит внимание лишь на главное (туловище рыбки, хвост, плавники). Предмет можно оставить перед детьми в продолжение всего занятия.

В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета - округлые (рыбка, торт) или продолговатые (чашка, булка).

Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.

К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных - мышку, кролика и других. Процесс лепки птички описан выше и показан на рис. 4. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству.

В средней группе» как и в младшей, дети окрашивают лишь некоторые игрушки одним основным цветом (рыбка, птичка, утенок). Те игрушки, которые можно употребить в игре, воспитатель окрашивает и расписывает сам. Иногда, если это нужно, покрывает их лаком.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин . Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.

Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами : Лепка предмета из отдельных частей , Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.

П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения : плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.

8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения .

Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.

Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер , т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.

Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму : стол­бик, палочки Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы : шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск ( лепешку, печенье).

В качестве образца д ля лепки детей 2 - 3 лет используют­ся естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игруш­ки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизо­ванные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготов­ленные воспитателем.

При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.

Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточ­но сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассив­ных движений .

В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-б че­ ловек .

Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 мин с каж­дой подгруппой.

Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная

4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.

Дальнейшее обучение связано с формированием у детей уме­ ния изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и жи­вотного.

Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка.

Совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;

Знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.

В старшей группе больше места занимает коллектив­ ная лепка.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались. Проблемно-творческие задания . В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский .

В старшей группе воспитатель предоставляет де­тям больше самостоятельности в выборе те­мы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти.

На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.

Находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.

В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из. нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.

Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи: научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов , а также из окружающей жизни;

использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке; изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача - достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия.

Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».

В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.

Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой.

Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга , тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы.

Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом). Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды , бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

Методика обучения лепке в возрастных группах

детского сада

Первая младшая группа . На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом.

Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.

По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят нагляднодейственный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка». Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.

Каждое занятие должно быть увлекательным. Малышам двух - двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка , грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность такого занятия должна быть не более 10-12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого-либо предмета. Воспитатель лепит не более 2-3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Такие занятия проводятся со всей группой. Воспитатель сидит за столом, а дети располагаются на стульях, расставленных полукругом, и наблюдают работу воспитателя.

Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.

У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление.

Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.

При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько илом плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик,- говорит воспитатель ,- что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»

Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями.

Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации.

Большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал (в данном случае - глина) и оборудование, плотно лежащие на поверхности стола толстые (1 см) и тяжелые доски, так как во время лепки они не должны двигаться. Нельзя предлагать легковесные подкладки, например клеенку, так как у детей возникает желание поиграть: они завертывают глину в клеенку, отвлекаясь от занятия.

Для более успешного закрепления навыков лепки и обучения новым приемам следует проводить занятия не один раз в неделю, а два.

После того как дети хорошо усвоят материал, можно переходить к обычному чередованию занятий.

Вторая младшая група . В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.

Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет.

При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах и т. д.

Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так , чтобы действия были четкими, понятными детям.

Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.

«Беру кусок глины,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.

Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.

С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.

Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки , сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.

После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться потешкой или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.


Введение. Теоретическая часть

2 Материалы и оборудование для лепки

3 Организация и методика занятий. Практическая часть

1 Конспект предметной лепки «Ежики»

2.2 Конспект сюжетной лепки «Пограничник с собакой»

3 Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек

Заключение

Приложение


Введение


Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.


I. Теоретическая часть


1 Особенности лепки в детском саду


Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. «...В семье изобразительных искусств,- отмечал скульптор И. Я. Гинцбург,- лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в.детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней - это в основном предметы декоративно-прикладного, искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

Какие же выразительные средства познает ребенок в процессе восприятия скульптуры и какие из них он может использовать в лепке?

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движением руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок-дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую - путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Быстрое освоение детьми способов изображения дает возможность им раньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке из 2-3 фигур. Создание пластической композиции не требует от дошкольника учитывать законы перспективы. Так, в рисунке предмет на переднем плане изображается в нижней части листа и большим по размеру. Вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве на доске или глиняной подставке.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Так, в младшей группе ребенок лепит столбики для забора. Он их перекладывает с одного места на другое, устанавливает в ряд, вокруг дома, пересчитывает и т. д. Старшие дошкольники во время лепки фигуры человека ищут место для прикрепления каждой части. При этом они непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта. возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой, например изготовление посуды и угощений для кукол, лепка фигурок для игры в космодром, зоопарк, хоккей и т. д. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Специфику лепки определяют материалы. Глина, окрашенная ангобом (жидкая глина), поддается обжигу в муфельной печи, и у ребенка получается настоящая керамика, в результате он знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, а это расширяет рамки его представлений об окружающем.

В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

1.2 Материалы и оборудование для лепки


Обычно в детском саду для лепки используют глину и пластилин.

С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека. Из глины делают посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, при смешивании с водой она превращается в пластичный материал. Высохшая глина сохраняет форму, которую ей придают, и, если ее обжечь, становится твердой. Эти особенности глины позволяют человеку использовать ее в строительстве, а также для изготовления керамических, глиняных изделий.

Глина, как правило, продукт разрушения горных пород. Добытая в разных местах, она имеет свой цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серовато-белый, зеленовато-голубой, бурый.

Окраска зависит от красящих веществ, которые входят в состав глины, кроме того, в ней имеются растворимые соединения железа, смолы, воск, часто бывает примесь песка. Если песка немного, то глина считается жирной и более пластичной, если много, то она называется тощей (или суглинком). Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается. Глина очень выразительна как материал. Гончары понимают это и, работая над изделиями, стараются выявить ее красоту и пластичность.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать, ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного - формы. Все это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада - научить детей видеть и создавать основную форму предметов.

Нужно учесть также, что детям 2-4 лет трудно обрабатывать этот материал, даже если его разогревают перед занятием. Пластилин хорошо использовать в работе с детьми 5-7 лет, у которых в достаточной мере развиты мелкие мышцы руки и уже проявляется желание изображать мелкие детали предметов: украшения одежды фигур, растительные формы в сюжетной лепке. Но и в старших группах пластилин следует использовать лишь на некоторых занятиях.

Таким образом, основной материал для работы с детьми - это глина. Где же достать глину для занятий лепкой?

Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому глину нужно искать летом, когда детский сад выезжает на дачу.

Воспитателей затрудняет, а часто и пугает подготовка глины для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно ее заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.

Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми детскими работами, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), то, насколько возможно, нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешанное тесто, отстающее от рук (в подготовительной группе эту часть работы могут выполнить дети).

Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а если его нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Бывает так, что глина засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами. В таком случае глину «отмучивают». Делают это следующим образом. Ее дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем берут другой сосуд и сливают в него все содержимое первого сосуда, пропуская всю массу через сито, решето или эластичную ткань.

Весь мусор, оставшийся в ткани или решете, выбрасывают, а глинистую массу ставят в теплое место выпариваться. Процесс отмучивания длительный, а поэтому проводить его лучше летом.

Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи.

К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры устойчивыми и динамичными. Глиняные фигуры, выполненные на каркасах, часто дают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Деревянные легко сделать самим. Самые простые формы стеки - это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для этого хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 10-15 см, то доска может быть размером 22 X 35 см. Если фигура больше, то и доска большего размера.

Вместо досок в старших группах можно использовать поворотные станки, которые удобны во время работы и дают детям возможность аккуратно повертывать изделие и прорабатывать его со всех сторон.


3 Организация и методика занятий


Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книги по скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурок, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

Скульптуру монументальную или парковую, которая находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, продумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.

Большую работу по знакомству детей со скульптурой могут провести и родители. Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные фотографии или цветные слайды. Изображение должно производиться с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т. е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Если же знакомство со скульптурой начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как объемный предмет, а как простую плоскостную картинку. Фотографии скульптуры с разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к другу изображения.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

Лепка требует иногда особого подхода к организации занятия. Так, в зависимости от объема работы одну тему можно разделить на 2-3 занятия. Лепка предмета и роспись его ангобом требуют несколько удлиненного занятия -30-35 минут. Для демонстрации вылепленной фигурки нужна подставка с поворотным кругом, чтобы можно было рассмотреть предмет со всех сторон.

Учитывая, что в лепке ребенку легче создать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов лучше начинать с пластического решения, а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом или краской.

Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут создать выразительный образ, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические приемы, которыми владеет скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей. Например, форма в их работах упрощена: голова человека изображается в виде шара, руки и ноги в виде цилиндров. Изображая дополнительные детали, ребенок почти не отбирает их по степени выразительности, иногда опускает основное и тщательно лепит второстепенные детали.

Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они еще не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель - создать предмет, с которым можно играть.

При соответствующем обучении и руководстве воспитателя дошкольники пользуются стекой, сознательно подбирают каркасы - палки и применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной,

нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка по сравнению с рисунком также имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения (например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т.д.), то в лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет - это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения дети выполняют развернутые сюжеты.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции прежде всего следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Вначале, как правило, дети не задумываются над объемом и формой подставки, не прикрепляют к ней предметы, часто делают ее тонкой. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка - это лишь поверхность (пол, земля), на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком, поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно, влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, выполняют декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобом и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой - печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.


II. Практическая часть. Конспекты по различным видам лепки


2.1 Конспект предметной лепки «Ежики»


Цель: развивать у детей интерес к лепке;

у детей 3 лет совершенствовать умение скатывать глину круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек;

детей 4 лет учить лепке ежа по представлению, добиваться выразительной передачи образа.

Материал: еж - скульптура малых форм или игрушка, глина, доски.

Ход занятия:

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает: 9

«Однажды мама-зайчиха заказала ежику новое платье для Запа. Пришел срок, и они пошли на примерку.

Стучали в дверь ежикова дома, стучали - никто не открывает. Потом слышат, ежик слабым голосом говорит:

Толкните дверь, она не заперта.

Вошли в дом - ежик лежит в постели, болеет. В комнате

не прибрано. Еда не приготовлена. Даже воды больному подать некому - нет у ежика ни жены, ни детей.

Ах ты, беда какая! - говорит мама-зайчиха. - Что же вы нас не позвали, мы бы давно пришли вам помочь - и лекарство бы принесли, и еду приготовили.

А как я позову? - отвечает ежик. - Я же болею. Я даже дверь вам не смог открыть.

Приходите к нам жить, - говорит мама-зайчиха. - Одному нельзя - скучно и помочь некому.

Спасибо вам большое за приглашение, - сказал ежик. - Плохо жить одному. Только у вас ведь своя семья, заячья. Вот если бы у меня дети были, я бы их научил шить платьица и шубки. А на ночь рассказывал бы сказки. Подарки бы им дарил - на день рождения и просто так. Очень жалко стало зайцам ежика. У них-то самих семья большая и дружная».

Постановка игровой и учебных задач

Воспитатель спрашивает, не хотят ли дети вылепить из глины много ежат, чтобы у лесного портного тоже была своя большая и дружная семья. Получив согласие, предлагает научить их лепить ежат.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способа лепки осуществляется после того, как дети вместе с воспитателем рассмотрят ежа-игрушку или ежа - скульптуру малых форм. В процессе восприятия педагог обращает внимание детей на форму тела, маленькую мордочку, короткие лапки. Детям 4 лет показывает, как изменяется положение тела ежа и его колючек, когда он что-то ищет, рассматривает и т.п.

Дети 4 лет (1-2 ребенка) могут напомнить младшим последовательность и приемы лепки, объяснить, как процарапать стекой колючки.

Когда дети закончат лепку, воспитатель делает вид, что берет телефонную трубку и с кем-то разговаривает. Сообщает, что звонит еж, который очень волнуется и спрашивает, на самом ли деле у него теперь будет много умных, красивых и послушных детей. Узнав от детей (хоровой ответ), что это правда, он выражает желание немедленно приехать и забрать ежат в свой лесной домик.

Воспитатель организует приезд ежа (игрушка) на большой грузовой автомашине. Еж благодарит детей и спрашивает совета, какие имена дать ежатам. Затем говорит, что, к сожалению, у него в домике нет ни кроваток, ни скамеек, ни тарелок, и просит детей сделать из строительного материала все необходимое для его семьи.

Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель берет ежа и начинает беседовать с ними. Еж здоровается с ребенком, спрашивает, как его зовут, сколько ему лет. Советуется, чем ему лучше всего кормить своих детей, где можно взять еду. Интересуется, во что можно поиграть с ежатами. Просит назвать самые интересные сказки и самые красивые стихи. В конце беседы еж спрашивает, что ребенок построил для его сына (дочки). Затем благодарит и приглашает прийти к нему в лес в гости.


2 Конспект сюжетной лепки «Пограничник с собакой»


Программное содержание. Учить детей в лепке создавать композицию из двух предметов, объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигуры на подставке.

Оборудование. Глина, поворотный круг, стеки.

Методика проведения занятия. За день до занятия воспитатель предупреждает детей о том, что они будут лепить пограничника с собакой, и предлагает им подумать, в каком положении может быть пограничник и его собака, когда они находятся на посту. Во время занятия педагог спрашивает детей об этом и просит самостоятельно решить композицию и разместить фигурки на подставке. В ходе лепки воспитатель следит, как работают дети, и помогает им наводящими вопросами передать особенности в строении фигуры человека и животного.

Примечание. За несколько дней до занятия прочитать детям рассказ о пограничниках, рассмотреть иллюстрации, скульптуру малой формы «Пограничник с собакой», уточнить, какими выразительными средствами пользовался скульптор.


2.3 Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек


Программное содержание: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.

Материал: глина. вода, тряпочки, дымковские игрушки - образцы.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход занятия: Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная,

(Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)

Дети, с кем приехала птичница?

С петухом и с курицей.

Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?

Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.

Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?

У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.

Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю (сопровождает показом), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?

Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.

Правильно, с чего начнете работу?

С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Как будем лепить птицу?

Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских птиц. Приступайте к работе.

(Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу).

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные

У Тани петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.

Петя сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.

В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается с ними.


Заключение


Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс.

Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок сознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Список использованной литературы


Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. - М.: ТИ Сфера, 2010. - 96с.

Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. - 105с.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. - 190с.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. - 208с.

Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.- 144 ил.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1994. - 112с.

лепка детский занятие материал


Приложение


Рис. 1 Приемы лепки Рис.2 Колючки у ежика можно изобразить с помощью стеки


Оборудование для лепки: станок с поворотным кругом. 2. поворотный круг для показа модели. 3. доски для лепки. 4. стеки для обработки глины. 5. печатки для украшения лепных работ. 6. блюдца для воды. 7. тряпочка. 8. краска. 9. кисть.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.