Христианское назначение мужа. Муж – священник в семье

Господь сотворил мужчину главой семьи. Какими качествами должен обладать муж? Каковы же роли и обязанности мужа, согласно Библии? Каков же образ идеального мужа? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Роль мужа в семье, согласно Библии

Стих из Библии Качества мужа, его роль
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» Любит Господа. Покорный Богу. Праведен.
Безупречен. Глава жене. Глава в семье.
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый.
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». Трезвый. Воздержан. Божий сосуд.
Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам.
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» Избранный Богом, отделённый от мира,
Посвященный Богу. Знающий Слово
Царственный священник, великодушен.
Божий благовестник, не любящий спорить.
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Любит и уважает жену. Не гневливый.
Не суровый, добрый, нежный, интересный
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой.
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен.
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом.
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив.
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Верный, благоразумный, общительный
Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив.
Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный,
Ответственный за духовную жизнь в браке
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа.
Милосердный. Хороший муж/отец.
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив.

Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).

Главенство мужа – Божье повеление

Главенство в семье – это любящее и нежное руководство. Божий порядок таков: «… Жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Муж является главой по отношению к своей жене, как Христос является главой по отношению к Церкви. Главенство Иисуса Христа представляет собой не только власть, оно включает в себя искреннюю заботу о церкви». (29) Главенство Христа над Церковью должно отражать главенство мужа над женой. Оно включает в себя жертвенность, наставничество, руководство, самоотречение, заботу, ответственность за семью, жену, детей, за их духовное состояние и материальное благополучие. Всё это Господь возлагает на мужа. В 1 Послании Тимофею 3:4-5 написано: «…Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? Бог хочет, чтобы муж научился управлять своей семьёй. Для этого необходимо знать способности своих домочадцев, любить их, дать им свободу для самовыражения. Муж должен знать и делать в семье то, что хочет Господь, и быть участником во всех сферах семейной жизни. Особую помощь надо оказать жене, чтобы она могла раскрыть и реализовать свои таланты. Муж в семье – глава, пример для подражания детям: пример благочестия, целомудрия, посвящённости Богу. Ему запрещено пить вино. Пьянство ведёт человека к распутству. В Послании Ефесянам 5:18 написано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». А в книге Притч 23:31-34: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты».

Муж – священник в семье

Девять мест Священного Писания раскрывают экзегетику священства.

Места Писания Экзегетика священства
1. Исх.29:9 «…священство по уставу на веки»… Священниками избирались мужчины из потомства Аарона. Посвящение Богу.
2. Исх.29:45 «Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»… Священник посредник между Богом и человеком. Священнодействовать – предстоять пред Богом в служении. Молится за себя, за семью, за народ.
3. Лук.1:21,22 « Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; Народ ждал откровения от Бога.
Людям необходимы знания о Боге.
В Боге – спасение и удовлетворение духовных запросов личности.
4. Ин14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Путь к Богу возможен только через Христа.
Это стало возможным только в Новом Завете.
5. Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»… Поверившим в Иисуса Христа и Принявшим Его как Господа и Спасителя, даётся власть быть Божьим чадом.
6. 1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» Иисус Христос посредник между Богом и людьми.
7. Евр.9:11 «…Христос, Первосвященник будущих благ»… Иисус Христос Первосвященник.
8. 1 Пет.2:9. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»… Человек, верующий во Христа становится избранным, взятым Богом в Его удел. Святым. Царственным священством, для того, чтобы возвещать людям Слово Божье, Благовествовать о спасении в Иисусе Христе.
9. Гал.3:28,29 «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Во Христе нет не мужского ни женского пола, поэтому царственным священством становятся как мужчины, так и женщины. Они по обетованию Божьему – наследники жизни вечной.

В отношении семьи Бог ставит разграничения, утверждает главенство мужа над женой, и жене повелевает быть послушной мужу. Рассмотрим роль священника, согласно первому посланию Тимофея. Послание Тимофею было написано для Ефеской Церкви. Цель написания послания: как нужно поступать в доме Божьем (3:15). В созданную в Ефесе Апостолом Павлом Церковь пришли люди с различной мотивацией. Одни, действительно, искали Бога, другие – из-за корыстных побуждений. Корыстолюбцы выдвинулись и сделались законоучителями. Они занимались «баснями и родословиями бесконечными», уклонились в пустословие, отступили от веры. Этим людям поверили некоторые женщины. Молодые вдовы (5:11-15), незамужние женщины (4:3) внимали духам обольстительным и учениям бесовским (4:1). Некоторые верующие жены стали подражать тем, кто стал вольготно относится к благочестию (благоговение, почтение к Богу) думая, что служение Богу должно обогащать. Из контекста послания видно, как они стали посещать собрания, и как они вели себя дома: учили мужей с целью захвата главенства, другие захватили главенство в свои руки, стали непокорны своим мужьям. Они украшались драгоценностями, дорогими одеждами, приходили в церковь с неприличными причёсками, вели себя вызывающе. Что же теперь делать верующим мужьям? Они в сомнении. Апостол Павел говорит мужьям: «Не гневайтесь, молитесь. Бог даст вам мудрости и научит: как поступать в доме Божьем и как навести порядок в своем доме. Изучайте вместе с женами здравое учение Господа Иисуса Христа (6:3). Оно меняет жизнь человека и его взгляды». Чем ближе муж и жена к Господу, тем крепче и стабильнее семья. Муж подотчётен Богу, потому что Бог поставил над семьей главой Христа, потом мужа как главу и священника (1 Кор11:3). Итак, муж – священник в доме. Огромная ответственность лежит на нём. Муж очень хорошо должен знать Слово Божье для того, чтобы научить домочадцев истине. Это – домашний врач и домашний психолог. Он должен знать состояние всех членов семьи, чтобы вовремя оказывать им помощь. Бог дал жену мужчине как подарок, который очень ценен в Его очах.

Роль жены в браке

Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Жена – помощница мужу, согласно тридцать первой главе Книги Притч

Стих из тридцать первой главы
Книги Притч
Качества жены, её роль
10. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» Любовь к Богу. Святость. Добродетельность. Простота в общении. Талантливость.
11. «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка»; Доверие. Благонадёжность. Уверенность. Значимость. Многоценность. Общительность.
12. «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Мудрость во взаимоотношении. Любовь и уважение к мужу. Почтение. Смирение
13. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками». Профессионализм и трудолюбие. Старательность.
14. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». Попечение о доме. Дальновидность и трудолюбие.
15. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» Умение планировать день, видеть главное. Умение готовить пищу. Жертвенность.
16. «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Желание и умение работать с растениями и с землей. Мудрость в сельском хозяйстве.
17. «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Способность отвечать взаимностью на любовь. Умение оградить мужа от неприятностей.
18. «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью». Прилежность. Жертвенность.
Увлеченность, радость, удовлетворение трудом.
19. «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено». Умение делать ручную работу. Внимательное отношение к домочадцам.
20. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся». Сострадательность. Милосердие. Мудрость в благотворительности. Умение служить.
21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды». Трудолюбие. Заботливость. Смелость. Бережливость. Экономичность. Чуткость.
22. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». Внешняя красота и гармоничность. Созидание уюта. Изящность. Мудрость в одежде.
24. «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским». Мудрость в торговле. Трудолюбие. Знание рынка. Грамотность. Финансовая поддержка.
25. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». Знание семейной нужды. Жизнерадостность. Оптимизм.
26. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». Приветливость. Скромность, любовь, доброта, нежность. Кротость и мудрость в слове. Знание Писания. Умение учить. Духовная зрелость.
27. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности». Умение вести домашнее хозяйство. Умение дорожить временем. Внимательность.
28. «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее»: Жена и мать, достойная любви, благодарности и похвалы от мужа и детей. Признательность.
29. «»много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»». Счастливая жена, достойная признательности и ободрения. Чистота и порядочность.
30. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Жизнь, угодная Богу. Благоговение. Смирение и великодушие. Божий страх.
31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее»! Жена, достойная признательности и чести.
Благочестие.

Обманчивость миловидности и суетность красоты

Женщин часто называют представительницами прекрасного пола. Говоря о «прекрасном», люди имеют в виду внешнюю красоту. Что же говорит Библия о миловидности? В книге Притч 31:30 написано: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Многие люди стараются своей миловидностью завоевать благорасположение к себе. И если человек надеется на себя и смотрит на миловидность, он может обмануться. Почему же миловидность обманчива? Миловидность – это очарование, элегантность, приятность, благорасположение – הך. Человек может претвориться и показать себя, будто он добр, любвеобилен, но всё это может быть обманом. Обман по-еврейски ложь, притворство — רקשׁ. Многие люди обольщаются миловидностью, они считают её духовным проявлением и даже не подозревают её обманчивости, не зная, что миловидность это — качество души. Почему же не надо брать во внимание внешнюю красоту? Красота – изящество – דיפי по-еврейски. Если человек не знает Господа, у него нет чувства меры, тогда красота ведёт к гордости, распутству и безрассудству. Господь упрекает таких людей через пророка Иезекииля 16:13-16, говоря:

«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и

узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и

елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия…Но ты

понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала

блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд

твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них»…

Сама по себе внешняя красота, данная Богом – прекрасна, если женщина относится к ней правильно, как к Божьему дару и довольна той красотой, которую дал ей Бог. Но красота в книге Притч – суетна. По-еврейски значит – пустота, тщета, напраслина – הבל. Телесная красота – не главное потому, что она со временем исчезнет. «Вы заключаете брак не с телом, а с человеком…» (30) Очень ценна в очах Господа внутренняя красота – красота души прощенной Иисусом Христом.

«Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать

любви исчезнет при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным

благородством, тем более с течением времени раскрывают благородство своей

души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей. Красота

телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый

день обновляется и больший возжигает в себе пламень… Не в теле красота, но

красота тела зависит от… характера, который отпечатывает душа в формах тела». (31)

«Самый правильный страх»

Главное в этой фразе не «миловидность и красота», но «…жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». «Бояться» по-еврейски значит – почитать, уважать, благоговеть ירא. Благоговение – глубокое почтение Господа. Благоговеть пред Богом может только душа, рождённая свыше, спасённая Христом Иисусом. Душа, которая идёт путем освящения (1Фес.4:3) и имеет плоды Духа Святого. «…А жена да боится своего мужа». Это – библейское отношение жены к мужу. Муж не применяет унижение для подчинения себе жены. Здесь не говорится о страхе наказания, но раскрывается любовь к мужу.

«Когда жена так высоко ценит мужа, что боится причинить ему боль неверным действием и поступить своевольно, вопреки его желанию, когда она боится огорчить любимого человека и нанести ущерб семье. Это – самый правильный страх…Он подобен, страху огорчить Господа». (32)

Так как написано: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс.110:10). И это располагает сердце мудрой жены быть послушной мужу. Самое главное требование Бога к жене – покорность и повиновение мужу во всём. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петра 3:1). Это самое весомое благословение в браке, которое открывает «простор для Божьего действия» (33) и созидания семьи по Небесному образцу. Нужно сделать всё возможное, чтобы центром семьи был Христос. Благоговение тесно связано с добродетельностью. (Еф.5: 33)

Добродетельность

«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρης необременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:

«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,

что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том

помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то

исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).

Добродетель ещё по-гречески «δύναμις» – могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.

Труд жены. Забота жены о семье

В труде на благо семьи раскрываются таланты и способности жены. В тридцать первой главе Книги Притч описана очень энергичная, деятельная жена, у которой много удивительных качеств. «Дары, которые развились и нашли должное применение для помощи мужу, её помыслы, её сердце обращено к мужу, она готова жить для него, она охотно делает физическую работу на дому как домохозяйка или домашний инженер». (34) Жена призвана освободить супруга от напрасных тревог и позаботиться о домашних делах. «…С охотою работает своими руками» (Прит.31:13). «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит.31:18). Слово «чувствует» переводится с еврейского как отведать, вкусить, побробовать. А первоначально – узнавать, распознавать, различать – מעם. Как хорошо, когда жена знает, что делать и делает то, что нужно делать! Тем самым она доставляет пользу всем членам семьи. На все времена года приготовлено все самое необходимое: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Прит.31:19,21). «Добродетельная жена всё умеет и делает сама» и «в этой невидимой силе её работы кроются видимые блага для её семьи». (35) Изящность и трудолюбие, забота и бережливость, внимательное отношение к нуждам домашних, строгость, правильный взгляд на вещи – отличительные черты добродетельной жены.

Наслаждение трудом – Божий дар

Нужно научиться творчески подходить к любой работе, даже если она является повседневной рутиной. Тогда любая работа будет приносить радость и глубокое удовлетворение. Труд приносит жене радость и глубокое удовлетворение. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Прит.31:25).

Она живет по принципу: Екл 5: 17-18

«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться

добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни

жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому

человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них

и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий».

Увлеченность, радость и наслаждение трудом – это Божий дар. Но кто не имеет этого дара, тому надо просить его у Господа. Просить, чтобы Сам Господь поменял отношение к работе. Только тот, кто любит свою половинку, способен наслаждаться жизнью. В книге Екклесиаста 9:9 написано об этом: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь … потому что это — доля твоя в жизни…». Все желания жены должны быть направлены к мужу. У добродетельной жены нет времени на и пустую созерцательность и лень. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Прит.31:27). Мудрая жена искусно планирует день, согласуя свою трудовую деятельность с мужем. Супруга заботиться о том, как можно получить прибыль из всего того, чем она занимается. «Она делает покрывала и продает…» (Прит.31:24). И делает это она для того, чтобы в семье были средства для «служения милосердия» (36) и благотворительности.

Служение благотворительности

«После того, как жена обеспечила свой дом, она помогает бедному и нуждающемуся, она сострадательна и милосердна» (37)… «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Прит.31:20). «Семья и служение неразделимы». (38) Сердце жены открыто для милосердия и духовного служения, а значит, открыто для Бога. Правильные взаимоотношения с Богом, послушание мужу, придают жене уверенности и оптимизма. Открытое сердце для мужа и семьи результат правильных отношений: любовь и сострадание к бедным людям. Бог берет под защиту бедных и повелевает отверзать руку для них. Во Второзаконии 15:11 написано: «…ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». И она помогает им. Когда сердце свободно от материальной зависимости, тогда благотворительность по Господнему повелению приносит радость.

«Осознание того, что ты поглощен деятельностью или на тебе лежит

ответственность, которая по-настоящему важна, результаты которой имеют

непреходящий характер и будут длиться вечно, которая в основе своей показывает

осмысленное влияние на другого человека»… (39)

Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях

В природе каждой женщины заложено особое желание делать всё, чтобы нравиться мужу. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (Прит.31:22). «Ковры, её одежда, виссон и пурпур – отражают ту атмосферу уюта и тепла в доме, мудрость в одежде – создают единство во всём и приносят обновление любви и дружбы в супружескую жизнь». (40) Это хорошо, но в притче говорится, какой принцип должен стоять в первую очередь. Сначала муж, потом дети, внутренняя красота и внешняя, дом, муж. Этот принцип повторяется и в других местах Библии. В послании Титу 2:4-5: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Когда жена выглядит привлекательно, мужу приятно потому, что он понимает: жена хочет нравиться ему. Очень важно, когда жена выбирает правильные приоритеты в семейных отношениях. Во многих семьях создаются конфликтные ситуации, когда жена меняет приоритеты. Особенно ярко это наблюдается при рождении ребенка. Всё своё внимание мать приковывает к первенцу, а муж остаётся без внимания. Это может его привести к ревности. До рождения первенца вся любовь жены была направлена к мужу, но теперь не так. Муж на какое-то время становится одиноким. Это одиночество он хочет заполнить, муж может найти друзей, подругу. Бог дал указание жене: жена ни на минуту не ослабляй своей связи с мужем, потому что муж должен «прилепиться» к жене, а не к ребенку. Наступит в семейной жизни тот момент, когда дети оставят дом, покинут родителей, но останутся опять вместе только муж и жена. Тот внутренний конфликт, который был у мужа в момент рождения ребенка, трудно забыть. Поэтому нужно жене уделить должное внимание вначале мужу, потом детям, только потом красоте, обустройству дома, и в конечном итоге, возвратится в послушании к мужу. Таков принцип верных приоритетов, согласно Писанию. «Она имеет правильные ценности, она правильно расставила приоритеты, она питается мудростью от Бога, потому светильник ее не гаснет и ночью, она всегда выбирает правильный путь, даже в трудные времена». (41)

Достоинство похвалы и почтение жены

«Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:28, 29). В этих словах – отношение детей к матери и мужа к жене. Всё добро, что сделала жена в жизни, принесёт плод. Это благодарность и похвала. «Муж рад за такую жену, он постоянно хвалит её перед другими и в её отсутствии». Добродетельная жена достойна и почтения детей. Многие люди говорят: «Если будешь хвалить жену, она может возгордиться, и ничего не будет делать в доме». Но это неверное понимание психологии человека. Бог хочет, чтобы человека хвалили, если он этого достоин. Похвала – это не лесть, если она исходить от искреннего сердца. Хвалить надо именно жену, а не подруг в её присутствии. Муж хвалит свою жену в присутствии других людей: «…да прославят ее у ворот дела ее» (Прит.31:31). Мужу надо благодарить и славить Бога за жену и за детей, которых даровал Господь, потому что «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:22). Бог хочет слышать хвалу и прославление Себя в Своём творении, ибо Он достоин славы и хвалы. Человек, прославляющий Господа, не останется в стыде. Бог благословляет семью и прославляет семью среди других людей. А «благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит.10:22).

Итак, образ добродетельной жены, описанный в тридцать первой главе Книге Притч –

«Это и азбука стремлений жены, и поэзия счастья семейной жизни. Но чтобы жизнь в браке стала такой поэзией, жёны вынуждены постоянно тренировать себя в прозе, много трудиться над своими качествами, не мечтать о романтическом браке, а созидать духовным, душевным и физическим трудом ту романтику в браке, которая приносит радость, силу и вдохновение». (42)

Чтобы быть счастливой в браке, нужно каждой современной женщине стремится к достижению этого идеала образцовой жены.

ТЕМА 30
СЕМЬЯ. РОЛЬ МУЖА И ОТЦА

I. Введение
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2, 3).
Находясь в бурном потоке земной жизни, многие люди забыли, многие не знают, а многие и не задумываются о цели, своем назначении и смысле жизни. Особенно сильно современное человеческое общество запуталось в семейных отношениях и, пренебрегая духовными и нравственными законами семьи, само себе причиняет боль и разрушение. Ведь семейная жизнь может нести счастье, радость и благословение, но в то же время брачный союз, построенный на неверной основе, может нести огромные огорчения. Важно понимать, что семейный союз созидается и развивается по определенным объективным духовным законам, установленным Богом, которые человек не в силах отменить. Мы не можем аннулировать Божьи законы или разрушить их лишь потому, что не согласны с ними, - мы не умнее Бога. Мы можем лишь потерять счастье и уничтожить себя, противоборствуя воле Господа. Поэтому знание и, главное, правильное применение этих духовных законов в жизни ограждают от трагедий и ведут в тихую, нежную и прекрасную гавань семейного счастья.
Современное общество, пренебрегающее семьей, терпит непоправимый урон, и если это происходит в течение продолжительного времени, то рано или поздно такое общество вообще прекратит свое существование.
Ничто не может являться сегодня таким ценным «украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10), как счастливая христианская семья. Это та важнейшая сфера жизни, где мы, христиане, можем с особой силой явить миру красоту Божьих принципов и действие благодати Божьей. В этом нестабильном, безнравственном и разрушающемся греховном мире христианские семьи должны особым образом являть свет Иисуса Христа, стать тем «письмом Христовым», прочитав которое, люди могли бы с восторгом сказать: «Я хочу познать такого Бога, Который создает такие счастливые, стабильные и прекрасные семьи!»
Люди должны узнать, что только спасительная благодать Божья и живая вера дают силы для созидания, для восстановления семей, для победы над грехами этого мира, для праведной и благочестивой жизни в нынешнем веке.

II. Роль мужа в семье
Мужчина - как муж и отец - в семье и обществе занимает особое место и выполняет незаменимую роль в физическом, социальном и духовном плане. Но дело осложняется тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец Божий совсем затерялся в этой разноголосице мнений. Впору говорить о кризисе роли мужчины как в обществе в целом, так и в семье в частности, который привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд симптомов: рост сексуальных преступлений, гомосексуализм, разводы, мужской шовинизм и крайний феминизм, споры о роли мужчины и женщины в церкви, женщины в традиционно мужских ролях и т.д. Такой кризис обусловлен многими причинами, главная из которых - потеря большинством мужчин и отцов духовных ориентиров и приоритетов в отношении своего истинного призвания и предназначения. И преодоление этого кризиса для каждого мужчины возможно только при условии возвращения к Божьему стандарту - изменение «в мужа совершенного», достижение «полноты возраста Христова».

III. Божий порядок взаимоотношений и приоритетов
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (1 Кор. 11:3).
Богом все созидается в совершенном порядке и гармонии, и Им установлена определенная иерархия в семье. Соблюдение этого порядка приносит благословение, а неисполнение приводит к трудностям и страданиям, так как в конечном итоге неисполнение - это проявление гордости человека и бунт против Бога. Нам так хочется делать все по-своему, но Господь установил для мужа и жены самое совершенное назначение, при котором лучше всего раскрывается и проявляется природа мужчины и женщины.
Бог создал мужчину и женщину с разной природой и разными сферами ответственности, и Он не изменяет Свое назначение: муж - глава, он отвечает за семью, заботится, обеспечивает и защищает ее, а жена - помощница мужу, хранительница очага и украшение семьи. В этом Библия не делает принципиального различия между верующим или неверующим, не важен также социальный статус, возраст, конфессиональная принадлежность или раса.
Во Христе существует совершенное духовное равенство между мужчиной и женщиной как наследниками Божьей благодати, и это равенство предполагает порядок и соподчинение с уважением к авторитету. Здесь нет места подавлению или угнетению, напротив, муж должен признавать достоинство, которое Бог дал женщине при сотворении.
Существует пять приоритетов в нашей жизни: взаимоотношения с Богом, с женой, с детьми, служение, работа. Необходимо каждому из них уделять должное внимание. Когда муж и жена находятся в правильном положении перед Богом и друг перед другом, они будут счастливы в своей семейной жизни.

IV. Назначение мужа в семье
1. Глава семьи
«Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).
Бог возложил на мужа руководящую роль, роль главы жены и семьи. Это главенство - не диктатура, не право демонстрировать свою силу, требуя беспрекословного подчинения, не право господствовать над женой и детьми. Главенство мужа начинается с покорности Христу, которая должна отчетливо прослеживаться в его жизни (ведь глава мужа - Христос!), и, видя покорность мужа, жене будет гораздо проще признать его главенство. Далее, покоряясь Христу, муж получает от Него власть и одновременно ответственность за семью - он должен бережно поддерживать, наставлять и указывать направление движения всей семье. И наконец, истинная власть главы проистекает из жертвенной любви мужа к своей супруге.
2. Священник
Супружеская жизнь в Библии сравнивается с отношениями Христа и Церкви, поэтому христианская семья - это церковь в миниатюре, где муж исполняет роль священника и пастора (а не фарисея и законника!). Как священник, муж несет всю ответственность за духовное развитие жены и детей, и его важнейшая задача - привести всю семью в Царство Божье. Служение Богу начинается в семье, и всякий муж, как пастырь:
- удовлетворяет нужды семьи;
- сам стоит в истине и направляет свою семью на путь правды;
- является добрым, любящим, жертвенным;
- не господствует, не ищет корысти, а подает пример.
3. Отец
К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности никогда им не являлись. Ведь настоящее отцовство - это больше чем просто рождение детей, это - посвященность, ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина. Ведь никакая, даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок в любом возрасте для своего гармоничного развития нуждается в отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Библейское отцовство базируется на:
1) участии, когда отец проводит время с детьми, помогает удовлетворять их нужды, жертвует ради детей своими интересами;
2) постоянстве, которое выражено в эмоциональной выдержке, выполнении своих обещаний (отец должен «держать свое слово»), неизменности;
3) осведомленности, когда отец знает, что происходит в жизни его детей, о чем они думают, что чувствуют;
4) заботе, выражающейся в утешении, одобрении, поддержке.
4. Обеспечитель
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Материальные потребности семьи в основном должны удовлетворяться через добросовестный и самоотверженный труд мужа. Важное значение для благополучия семьи имеет как способность мужей зарабатывать средства, так и способность жен жить на имеющиеся деньги (не быть расточительной!).

V. Качества превосходного мужа
Мы не можем сами произвести силу, которая превратит нас в праведных мужей и отцов, так же как не можем получить ее от других людей. Она должна снизойти от Отца, через Его Слово и живую воду Святого Духа. Мы знаем, как замечательно, когда мы умеем любить и радоваться, быть в мире с ближними, добрыми, милосердными, контролировать свои эмоции. Но никакие собственные усилия воли и ума не помогут нам превратиться в человека, обладающего всеми этими характеристиками. Лишь вбирая в себя жизненную силу Христа, читая и изучая Его Слово, под действием Святого Духа мы начнем обретать новые качества жизни и великую мудрость.
1. Доверие Богу
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр. 3:5, 6).
Доверие - убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в добросовестность и искренность кого-нибудь. Прежде всего, муж Божий - это человек, который осознает свою полную зависимость от Бога и доверяет Ему всю свою жизнь без остатка. Он умеет общаться со своим Небесным Отцом и стремится познать Его совершенную волю для себя и жизни своей семьи. Настоящий мужчина знает, что является основой его жизни и деятельности, и видит цель, к которой он стремится. Доверие Богу - не недостижимый идеал, а ежедневное хождение перед Господом.
2. Верность и любовь к жене
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25-33).
Это самое важное качество мужа и самое главное требование, которое Господь предъявляет к мужьям. Мерой такой любви являются не чувства и переживания, а способность к самопожертвованию, желание отдавать себя другому, посвящать свою жизнь для счастья ближнего. Жена, которую так любит муж, будет иметь непреодолимое стремление слушаться и повиноваться ему.
Любить жену - значит:
- любить жертвенно, как Христос возлюбил Церковь, безо всяких условий, не переставая (Еф. 5:25);
- любить жену как свое тело (Еф. 5:28) - беречь, питать и согревать, заботиться о ее здоровье и отдыхе.
3. Авторитет
«Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Пр. 31:23).
Авторитет - признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Истинное главенство основано на авторитете, способности оказывать влияние. Несмотря на то что руководящее положение дано мужу Богом, уважение и авторитет нужно заслужить. Это кропотливый и ежедневный труд. Мы можем убедить себя и других в том, что не пьем, не курим, не грубим и т.п., и поэтому мы достаточно сильны и влиятельны. Но авторитет мужа в своей семье напрямую зависит от того, насколько сам муж подчиняется Христу и признает Его авторитет, насколько все больше уподобляется Ему в Его любви, будучи «всем слугой».
4. Мужество и твердость характера
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (И. Нав. 1:9).
Важное качество мужа - быть настоящим мужчиной: надежным, ответственным, бесстрашным. Такой муж не прячется от трудностей, не убегает от сложных ситуаций, не оставляет непосильное бремя для своей жены, но, напротив, подставляет свое плечо. На такого мужа жена может положиться в любой ситуации, найти в нем защиту и безопасность. Когда в мужчине теряется Божье, тогда теряется и мужское. Сказано: «нет твердокаменных женщин, но есть мягкотелые мужчины». Но если мужчины станут мужчинами, то и женщины станут женщинами, семьи станут очагами тепла и любви, и мир изменится.
5. Благоразумное отношение к жене
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7).
Бог создал женщину прекрасной и нежной. Исходя из особенностей жены, любовь мужа должна проявляться не только в чувствах, но и в действиях, направленных на реальную помощь. Хрупкость и чувствительность жены требуют самого бережного, трепетного и ответственного отношения со стороны мужа. Благоразумное отношение означает:
- снисходить к ее недостаткам, принимая жену такой, какая она есть, и не быть суровым;
- помогать, своевременно участвуя в ее нуждах - духовных, эмоциональных и физических;
- беречь, ограждая жену от несвойственных ее природе и характеру занятий и дел;
- ценить достоинства и значимость жены, не скупясь на похвалу;
- прощать, быстро разрешая конфликты и признавая свои ошибки.

Как прекрасно протекают отношения двух людей в период зарождения: романтика, признания в любви, милые ухаживания. Связь мужчины и женщины чрезвычайно гармонична на протяжении первого периода проистекания отношений, они без лишних фраз подстраиваются один под другого, а в незначительных конфликтах с легкостью идут на компромиссы. При рождении новой любви в воздухе пахнет весной, и краски наполняют даже туманные сны, прочный союз непоколебим скандалами и непониманием.

Прянично-маковые отношения с присущей романтикой со временем близятся к логической развязке в виде свадьбы и создания семьи. Даже на этой поре частенько правила «игры» в супружеском союзе не оговариваются. Совместный быт и ведение хозяйства само собой подталкивает пару к решению проблемных ситуаций, где, как оказывается должен быть кто-то главным. Именно об этом и поговорим: в чьем лице из пары должен вступать глава семьи.

Суть понятия семейного главенства

Собственно, положение индивида в семье, как главы, связывают с установлением распорядительных (управляющих) функций. Другими словами, тот, кому отдано главенство, должен заниматься руководством делами, касающимися семьи, принимать , относительно всех членов, регулировать внутрисемейные взаимоотношения, подбирать методы воспитания детей, распределять общий бюджет и прочее.

Общеприняты два типа семейного главенства в социуме:

Патриархальный, где главой семейства в обязательном порядке является супруг;

Эгалитарный, где в семье принято определение о совместном руководстве с присущим распределением ролей.

Конечно, около сотни лет, назад данная дилемма даже не выносилась бы на обсуждение, поскольку вопрос считался бы абсурдным, ведь в лице мужчины не подвергалось никакому сомнению. Женщинам была отдана роль своего рода слуги супруга: она должна была не просто уважать его и никогда не перечить, но даже бояться и во всем повиноваться.

Современный взгляд на главенство в семье

Мужчина, относительно собственной природы происхождения, призван быть непререкаемым главой собственной семьи, ведь он сильнее женщины, смелее и решительнее. Женский пол, почитающий супруга своего, способен лишь принимать его доброту и рассчитывать на благосклонность. В это же время супруга обязана во всю мужественным супругом, в свою очередь который уподоблен обращаться к ней уважительно, и содержать ее, так же всех . Вот так когда-то принято было.

Сегодня же положение дел несколько изменилось. Современное общество для женщин предоставило и открыло множество прав, уравняв, тем самым, с мужчиной в правах. Сегодняшние девы стремятся быть независимыми относительно мужского влияния (кстати, не безуспешно), они не собираются ожидать милости от мужчин и самостоятельно получают от жизни все, что надобно.

Наиболее знаменательный прецедент содержится в том, что, не глядя на стремление во многом уравняться с мужской половиной социума, большая часть прекрасных дам (заметим, что речь идет о замужних девах), едины во мнении, что главенство в семье должно быть исключительно за мужчиной. Именно супруг обязан нести ответственность в абсолютном понимании за все семейство, однако, значимые решения должны приниматься исключительно после обсуждения их с женой, и никак иначе.

Однако, многие социальные опросы, отражают некий переход патриархального уклада в более демократический тип организации взаимоотношений. В основе подобной семейной демократии лежит экономическое и правовое обоих супругов. Другими словами, функции управления рассредоточиваются между мужем и женой в более-менее равномерной степени.

Тактика, оправдывающая себя

Традиционно решение досуга отдается тому, кто главный в семье, мужчине то есть. Женщина, признавая непоколебимое и абсолютнейшее главенство мужа, водружает на себя обязанности в хозяйственной сфере и даже финансовой. Думаем, картина знакома многим.

В тот же час, супруга, преподносит многие ситуации, таким образом, будто семейные решенные вопросы – это заслуга ее благоверного. Такого рода тактика оправдывает себя: чувствует себя на вышине и очень признателен драгоценной, что обязательно выражается в особенном отношении к возлюбленной, энергично идет на подвиги и свершает чудеса. С другой стороны, усмотрев активность жены, муж просто может расслабиться окончательно, привыкнуть к типичному положению дел. Только не любая женщина обладает способностью вынести эдакий груз.

Безоговорочная передача титула

Распределение ролей в семье, при подобной модели семейного уклада, логично: супруга отдает полное главенство мужу. В эдакой ситуации существуют, как позитивные характеристики, но и отрицательные так же. Положительная сторона заключается в собственной значимости мужчины, даже более того, в единоличной . Тем самым женщина сохраняет силы и вдохновение, которое дарит супругу, вознаграждая, таким образом, за самоотдачу. Мудрая женщина при патриархальном типе семейного уклада не упускает возможность хвалить спутника за мужественность, силу и прочее.

Отрицательный момент может проявиться несколько позже, когда мужчина, а он тоже человек, рожденный природой, из плоти, крови, устает и польются потенциальные претензии, касающиеся инертности спутницы относительно даже хозяйственных вопросов. В один замечательный момент он скажет, что очень утомился везде справляться самостоятельно и отправится на поиски достойной его спутницы.

Главенство в семье – вопрос противоречивый

Какую бы вы поведенческую модель не выбрали для своей супружеской пары, наиболее худший вариант, когда со стороны спутницы исходит попытка отвоевывания власти у мужа, где заключения принимаются в единоличном порядке.

Современные дивы могут обходить своих спутников по жизни в карьере, брать в бразды контроля над общим бюджетом, при этом подавляя его волю, доказывая, что именно она истинный и кормилец. Дорогие дамы, вы совершаете непоправимую осечку, превращая любимого гордого и властного самца в подкаблучника, теряющего уважительное почтение не только в умах окружения, так же с порой и в ваших глазах. Отношения сойдут в пустоту, если мужчина перестанет мириться с таким положением обстоятельств. К тому же, попытка захвата супругой полной власти в семье, обладает еще одним существенным недостатком – потеря женщиной, которая некогда представлялась супругу нимфой, женственности.

Призвание женской половины от природы привносить в тепло, заботу и ласку. Власть требует проявления мужского характера, который тем временем не представляется возможным проявляться в человеке, который рядом.

Противоречивость в семейном главенстве присуща мужчинам, поскольку их рвение быть главными наталкивается на то, дабы при этом обязанности распределялись поровну. Эпизодически возможно повстречать мужчин, которые вожделели бы наблюдать, тем более, признавать жену главной, ведь будет задето их эго мужского начала.

Добавить можно лишь одно пожелание: разделите обязанности поровну, конечно, по навыкам и умению, будьте каждый в собственной области главой. Женщины пусть отдают инициативу супругам, которые обязаны почитать, уважать их со своей стороны.

Благодарите всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф 5:20-33).

Это Послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю!» И эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью и всей своей смертью, по любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый муж должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права над своей женой и над своими детьми. Это - неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она - невеста, радующаяся о том, что возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя (Откр 19:7). Она - невеста, та, которая настолько - так глубоко, так совершенно - возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности готова все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно - даже на страдания, если нужно - на крест.

Вы видите, что в этом Послании говорится не о владычестве мужа и о подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая вызывается жертвенной, героической любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем.

Митрополит Антоний Сурожский. (Таинство любви)

Если муж инфантилен, не может быть главой семьи?.. Светлана.
…Я перестала его уважать. Я давила на него, указывала, что и как ему делать, хотела переделать его «под себя», чтобы он стал сильным. Наши отношения испортились. Как научиться быть слабой, как научиться быть второй, будучи первой?

Здравствуйте, дорогая Светлана. Прежде всего, Светлана, Вам не нужно быть слабой. Для того, чтобы быть второй, надо проявлять не слабость, а деликатность. «Будьте братолюбивы с нежностью», – говорил ап. Павел. Не бойтесь быть нежной, научитесь хвалить и благодарить. Только помните, что все надо делать искренне, от души, тогда ваш муж Вам поверит. Будьте уверены, что глубокая самоотверженная любовь творит чудеса. Уповайте на Господа, и Господь поможет Вам. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я замужем, детей пока Господь не дал. Я работаю и весьма успешно. Если все-таки появится ребенок, естественно мне придется оставить работу на некоторое время. Вопрос в том, не является ли работа для замужней женщины грехом в принципе. Предназначено ли жене-христианке исключительно сидеть дома и заниматься хозяйством и воспитанием детей? Как быть тогда с применением ее талантов, которые могли бы послужить людям и посредством применения которых она могла бы прославить Господа? Или подразумевается, что главный талант и область, где допустимо совершенствоваться - все-таки ведение домашнего хозяйства, а все остальное только проявление эгоизма и тщеславия? Благодарю за ответ.

Юлия

Уважаемая Юлия, душа человека воспитывается ко спасению через перенесение искушений, через возрастания из меры в меру. И если в Слове Божием говорится, к примеру, о чадородии как о пути спасения, то из этого не нужно делать вывод, что жена рождающая должна быть тупа как пробка, и что ее функции, как у коровы, производящей на свет телят.

Она так же несет в себе образ и подобие Божие, как и мужчина. Один современный богослов сказал: «Мужчина и женщина равные, но разные» - таков христианский подход к различению достоинств мужчины и женщины с точки зрения наличия в них черт образа и подобия Божия. И одним из таких способов вырастания в большую меру совершенства является сочетание семейных попечений и тех или иных творческих интенций, профессиональных и карьерных устремлений, с естественными ограничениями, как в том, так и в другом.

В наше время очень многим женщинам чрезвычайно трудно понести подвиг только семейного служения. Им необходимо работать порой не для того, чтобы кардинально улучшить материальное положение семьи, а для того, чтобы подкрепиться душой новыми впечатлениями, сильнее ощутить, как дороги муж, дети, те самые домашние обязанности, которые в ином случае казались бы непрерывной скучной чередой дел. Подвиг только домашнего служения оказывается непомерно тяжелым, и найти такого рода профессиональное служение, которое бы стало выходом для молодой или не очень молодой женщины, в определенных случаях для души небесполезно. Прот. Максим Козлов

Должно ли во всем подчиняться мужу, если у него нервные расстройства, психические заболевания, шизофрения в легкой форме? Надежда

Уважаемая Надежда, конечно, шизофренику не нужно подчиняться. Если он с психическим заболеванием будет Вам нож к горлу приставлять и медленно начинать пилить, то лежать и подчиняться никак не следует. Церковь не требует от нас поступков безумных, в смысле глупых и неосмысленных, и послушание есть духовное усовершенствование человека, а не требование бессмысленного. Так что, собственно, и брак с безумным невозможен, поэтому этот вопрос канонически является основанием для развода. Прот. Максим Козлов

Моя жена отстаивает только личную власть в семье (особенно над душами и поведением детей), уже практически сделала их зависимыми от телевизора. Я работаю один, 2 девочки 10-и и 14-и лет, 4-х комнатная квартира. 3 поколения женщин в семье жены или разрушали семейную жизнь или занимали командное положение по отношению к мужу. Я русский и православный и не могу с этим смириться. В результате жена оскорбляет меня при детях, ответить я не могу, что отражается на сердце. Как быть? Виктор

Уважаемый Виктор, если Вы оба осознаете себя православными христианами, то мне кажется, что важно было бы Вам вместе с супругой пойти побеседовать с внимательным священником, и дальше постараться его иметь неким, если хотите, третейским судьей в ваших спорах и недоумениях. Знаю многие семьи, которые так решали свои несогласия вместе выносить на суд опытному батюшке, а потом слушаться его советов, и таким образом свои проблемы разрешали. Прот. Максим Козлов

Я бы хотела немножко рассказать о своей семейной жизни и попросить совета. С мужем мы венчаны чуть больше полугода. Замуж за него я выходила без особой любви, но это скорее не его вина, а моя особенность - я никогда не была влюбчивой, имею достаточно спокойный характер, и хотя стремилась, конечно, к семейной жизни, но никогда не вымаливала исступленно себе мужа и не ударялась по этому поводу в отчаяние.

Между нами была взаимная симпатия (со стороны мужа, пожалуй, - любовь, была и есть), было благословение родителей и духовника. Мы хранили себя до венчания, была замечательная свадьба, все проблемы, возникающие до нее, чудесным образом разрешались в последний момент, что укрепляло мою уверенность в том, что действительно есть воля Божия на этот брак. Мы начали совместную жизнь, я сразу же забеременела, скоро родится ребенок. Живем мы в общем неплохо, муж меня любит, со мной ласков, не агрессивен и не склонен к диктаторству, много делает по дому. Есть разногласия в духовной жизни, обусловленные принадлежностью к разным приходам и наличием разных духовников (муж склонен к бОльшим послаблениям в духовной жизни), но в основном все они как-то разрешаются, серьезных ссор и конфликтов практически не бывает. Но вот что меня беспокоит - мне кажется, что муж недостаточно осознает свою ответственность за семью, свою роль в ней, хотя формально при разногласиях чуть что заявляет, что «муж глава есть жены», хотя, по его интонации, не слишком сам уверен в этом.

Мне бы и хотелось, чтобы он был главой, но пока, как мне кажется, этого не происходит. До венчания я знала, что зарабатывает он не так много, но поскольку сама хозяйство никогда не вела, была зависима от родителей, то думала, что этих денег вероятно будет достаточно, потом, надеялась на то, что муж будет как-то еще крутиться, чтобы обеспечить семью. Реально же оказалось, что денег хватает фактически только на питание, муж заканчивает работу в 16.30, мчится домой под бочок к любимой жене, кастрюле горячего супа и компьютеру и подрабатывать где-то еще у него не возникает абсолютно никакой потребности. А скоро родится ребенок, траты предстоят большие. Когда я озвучила этот вопрос, ответ был - ну у нас же родители слава Богу живы, первый внук, они помогут! Слава Богу, что есть родители, что они могут себе позволить нам помочь, но ведь они не обязаны нас обеспечивать, мне даже как-то стыдно просить у своих деньги на детские принадлежности… Мужу не стыдно совсем, ему не стыдно приходить в гости без подарка, говоря, что нет денег… Я бы поняла и приняла, если бы муж работал как пчелка но просто был бы не в состоянии заработать, но не могу понять нежелание… Проблема денег на деле идет и глубже - именно из-за того, что денег мало, муж, хотя разумеется считает аборт делом неприемлемым, считает вполне приемлемым предохранение, мотивируя тем, что «много я не прокормлю». Проблема в том, что даже и не будет пытаться прокормить. Доходит до того, что сейчас я уже озабочена мыслью, как бы побыстрей выйти на работу после родов, вместо того, чтобы воспитывать малыша, потому что надо на что-то жить, хотя понимаю, что так не должно быть. В итоге и получается, что функции главы семьи фактически беру на себя я, думаю о том, как обеспечить семью, как спастись через деторождение и одновременно взять на себя и функции мужа по обеспечению семьи, хотя мне очень бы хотелось, чтобы муж действительно стал главой семьи не на словах только, а на деле. Наверное, здесь трудно что-то посоветовать, сама не знаю, какого совета я жду, но буду благодарна за любой. Спаси Господи!

Ольга

Уважаемая Ольга, хорошо бы нам иметь спутников жизни идеальных, так, чтобы были и добры, и милы, и к диктаторству не стремились, и к нам были бы внимательны, и зарабатывали бы много, и ответственность на себя брали бы так, чтобы мы за ними ощущали себя как за каменной стеной, и потребительски бы к родителям, ни к своим ни к нашим бы не относились, - вот бы жизнь была у нас тогда! Не жизнь, а малина.

Но только вот если каждый из нас на себя посмотрит, то ведь, наверное, можно себе и такой вопрос задать: за что же такому святому праведнику такая обуза, как я? Ну, зачем такому исполненному всех достоинств человеку такой муж или такая жена, как я, досталась? Он чего лучшего заслуживает. Вот, наверное, каждому из нас дано по силам и по мере. Есть в Вашем супруге хорошие свойства, есть немощи и есть на то ваша семейная жизнь, чтобы рука об руку идя немощи друг друга преодолевать, а доброе друг в друге взращивать, в чем да поможет вам Господь.

Прот. Максим Козлов

Общественное мнение по вопросу о главенстве в семье в последнее десятилетие изменилось кардинально, сообщает ВЦИОМ.

В 2005 году были сильны две позиции: с одной стороны, понимание старшинства по возрастному критерию - 38% россиян видели главой семьи старшего мужчину или, если такового нет, женщину, с другой - точка зрения, что никого не следует ставить выше остальных членов семьи, а все важные вопросы должны решаться совместно в ходе дискуссий - 35%.

В 2017 году приверженцев второй позиции стало почти вдвое больше (60%), тогда как первых, напротив, заметно меньше (20%).

62% граждан, женатых или проживающих вместе без регистрации, говорят, что в их семье нет единоличного лидера, принимающего решения. Однако мужские позиции все еще сильны: 29% признают, что главный в их семье - муж, жену называют только 7%.

Результаты опроса показывают, что семейная жизнь россиян улучшается: различные ее аспекты сегодня устраивают супругов и людей, проживающих в так называемом «гражданском браке», гораздо больше, чем 5-10 лет назад. Так, среди семейных людей почти все довольны отношениями с супругом (96%, в т.ч. 80% они полностью устраивают), тем, как в семье принимаются решения (96%), договоренностями о распоряжении семейным бюджетом (95%), распределением семейных обязанностей (94%). Семейная жизнь в целом также устраивает подавляющее большинство (94%).

«Как бы вы прокомментировали итоги опроса? Есть ли у вас ощущение, что семьи стали счастливее?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней , епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, отметил: «Сказать, что семьи стали счастливее, я не могу».

«На мой взгляд, сегодня многие решения в семье принимают женщины - но все равно на первом месте стоят мужчины, которые и решают судьбу семьи. В 90-е годы многие женщины работали почти даром, или им постоянно задерживали зарплату. А мужчины работать не хотели, предпочитая отгородиться от проблем - в том числе, с помощью алкоголя. Тогда у женщин были преимущества. А сегодня мужчины все-таки в основном работают и проявляют свои лидерские качества. Но возникают вопросы - кто главнее. В некоторых странах Запада есть феминистское течение в богословии. Его последователи, в частности, считают, что слово "Бог" не мужского, а женского рода. На мой взгляд, вопрос "Кто главный в семье?" возник и по этой причине», - продолжил он.

«А мир и Бог там, где супруги принимают решения вместе. Муж приходит с работы и рассказывает, как у него прошел день, какие планы на ближайшее время. Супруга понимает, что он с ней делится - и это очень важно. Важно, и когда супруги вместе завтракают, жена провожает мужа на работу, а встречает его с ужином. Муж в такой семье понимает: его здесь ждут и любят. Если так будет во всех семьях, наступит счастье. Это очень важно не только для самих супругов, но и их детей. Видя мир и согласие в семье, дети начнут уважать родителей. Будет кому, как говорится, подать на старости лет стакан воды», - добавил владыка.

«Если же кто-то в семье начнет стремиться к лидерству, говорить: "Я здесь главный!" - дети, видя нелюбовь родителей друг к другу, не будут любить и их самих. Нельзя соревноваться, кто в семье главнее. В семье главным должно быть слово "мы". И нужно уметь вовремя сказать друг другу: "Прости, я не прав". Любовь и прощение помогут преодолеть все трудности», - заключил епископ.

Священник Андрей Постернак , директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «насколько семьи стали счастливее и стабильнее, можно судить по числу разводов».

«И раз их количество не меняется, значит, это ложное самоощущение. Изменение приоритетов, когда мужчина в качестве главы семьи уходит в прошлое - это тоже характеристика традиций, которые сохраняются осколками. Равное распределение обязанностей ближе людям, которые рассматривают брак как взаимные "партнерские отношения", как принято сейчас говорить, с четким фиксированием обязанностей, материальных в том числе. То есть брак рассматривается как договор, который может быть расторгнут в любое время. И тут речь уже идет не о семье, а о сожительстве. Отношения, которые ни к чему не обязывают людей», - добавил священник.

«Если мы говорим о семейных отношениях и распределении обязанностей, то счастье не в этом, а в том, любят ли супруги друг друга. И слово "любовь" должно звучать первым в отношениях. Если есть любовь, то неважно, кто главнее или оба равны, главное, что они ощущают себя едиными и счастливыми в этом законном супружестве. Но семей, где одинаково любят друг друга, не так много судя по статистике разводов и по тому представлению о семье, которое существует в современном обществе», - сказал о. Андрей.

Протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что еще со времен крестьянского общества и большой патриархальной семьи, где главой неминуемо был мужчина, у русских в сознании присутствовала эта модель - пусть даже только как идеал.

«Но в практическом смысле в ХХ веке, особенно после Великой Отечественной войны, в России основной формой семейной жизни стал скрытый матриархат, когда главой семьи провозглашался мужчина, но по факту была женщина. Все же важно понимать, кто такой глава семьи. Ведь все вопросы решаются сообща, пока удается договориться. Глава семьи с удовольствием советуется с домочадцами, пока вопрос не стал принципиальным. А поскольку пространство критических решений у нас не такое большое, то возникает иллюзия, что мы можем не иметь главу семьи, а можем договориться. Чем благополучнее материальная ситуация, тем сложных конфликтных решений меньше», - подчеркнул о. Максим.

«Но в любой семье в какой-то момент возникает ситуация, когда договориться не удается. И тогда глава - тот, за кем остается последнее слово. Так что у нас продолжается традиция скрытого матриархата, - если ситуация не такова, что женщина нелюбима и бесправна. Тут же еще очень важно, какие чувства связывают супругов. Часто кто-то любит больше, а кто-то, как любят говорить сейчас молодые люди, «отмораживается». Особенно остро это проявляется в «гражданских браках». Когда брак стабилен и люди уверены в отношениях - это одно. А когда они не связаны серьезными обязательствами и готовы разбежаться в любой момент, - тот, кто хочет сохранить отношения, вынужден уступать», - продолжил он.

«Вообще россияне стали более эмансипированными, то есть независимыми друг от друга, более самодостаточными, готовыми не связывать себя серьезными обязательствами. И количество разводов у нас не уменьшается. Об уровне счастья может свидетельствовать рождение детей, но косвенно. Когда рождаемость идет вверх, - значит, люди увереннее в себе и партнере, то есть они счастливы. Но все же счастье очень субъективно, всегда все может поменяться в любой момент», - заключил священник.

Протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что у него нет ощущения, что семьи стали счастливее: число разводов очень велико, и пар, которые не хотят оформлять свои отношения, тоже становится все больше.

«Детей в семьях мало. Так что я не могу сказать, что ситуация нормализуется. Наоборот, она мне кажется неблагополучной. Что же касается счастья - это все индивидуально. Люди живут и счастливы - ну, дай Бог им счастья на долгие годы, чтобы их союз был прочен, и со временем оформлен», - отметил священник.

«В гражданском браке, увы, мужчина не хочет брать на себя ответственность. Спроси любую женщину, хочет ли она выйти замуж за мужчину, с которым живет? - Раз живет, значит, хочет, иначе бы не жила. А спроси мужчину - его все устраивает! Он сыт, одет - обут, ублажен - имеет все, что хочет, а ответственности никакой. Надоела - до свиданья, я другую заведу. Это гримаса нашего современного воспитания и просто беда - люди потеряли представление об ответственности, долге, чести. Они не женятся, не хотят иметь детей. И женщины, которые живут на птичьих правах, тоже не хотят их иметь. Останется одна с ребенком, и попробуй одной его вырасти, воспитай», - продолжил он.

«Это следствие нравственного разложения нашего общества. В незарегистрированных союзах обычно один дурак, другой подлец. Кто есть кто, догадаться легко. Многие дети воспитываются в неполной семье. Женское воспитание не может быть полноценным, необходимо совместное. Ребенок, воспитанный в неполной семье, транслирует опыт, в котором он неповинен, на свою жизнь. Судя по опросу, именно столько людей (60%), в свое время не получили полноценное воспитание. Плюс влияние Запада, где постоянное противодействие мужскому началу. Удивительно, что Европа, родоначальница рыцарства (благородства, мужества, ответственности, самоотверженного служения женщине), трансформировалась в нечто противоположное. Это и псевдокультура (кинофильмы, СМИ). На этой сфере деятельности тоже лежит колоссальная ответственность за деформацию нашего сознания», - заключил батюшка.

Протоиерей Михаил Дудко , главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что, конечно, многое сейчас меняется - и в восприятии семьи, и в совместной жизни людей.

«Церковь не может не обращать внимания на происходящие в обществе процессы. Я, к сожалению, обычно сталкиваюсь не со счастливыми семьями, а с теми, которые приходят в Церковь с вопросами. И у меня поэтому нет ощущения, что люди, живущие в браке, стали счастливее, чем раньше. Зато у меня есть ощущение, что часто супруги каким-то образом используют друг друга. Нередко один из них пытается остаться независимым в то время, когда ему, скорее, нужна не независимость, а больше ответственности - за супругу, семью, и в первую очередь, за детей. Но зачастую этого не происходит, поэтому отношение к семье и оценка семейного положения разная даже у супругов, состоящих в одном брачном союзе», - подчеркнул священник.

«Тем не менее, как я уже сказал, Церковь обязана учитывать происходящие в обществе процессы. С другой стороны, она не должна забывать о том, что в соответствии со Священным Писанием в каждой семье должен быть глава. И глава - это мужчина, муж. Конечно, это относится к религиозно однородным семьям, где царит единогласие, есть единоверие. Там обычно по поводу этого вопросов не возникает. Церковь, говоря о главенства мужа, имеет в виду в первую очередь главенство любви. Ибо мужу вменяется в обязанность не столько даже содержание семьи или принятие каких-то решений, сколько любовь к жене - это очень важный момент, о котором люди забывают. Главенство мужа в христианской православной семье в соответствии с Евангелием - это главенство любви к жене, к своим детям и к своей семье вообще. Если такое главенство будет признаваться, - думаю, никаких возражений это ни у кого не вызовет», - заключил он.

Протоиерей Георгий Кожеватов , клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сомневается в том, что если сожительств у нас стало больше, семьи стали счастливее.

«То, что удобно, не значит "хорошо". Сейчас, может быть, этим людям хорошо. А к чему приведет такое удобство в дальнейшем? По заповеди Божией глава семьи - муж. Но такие семьи сейчас встречаются очень редко. Это не только мое наблюдение, но и других священнослужителей - например, автора многих книг Ильи Шугаева. А насчет взаимоотношений в семье - конечно, в ней должны царить совет да любовь, но решения должен принимать мужчина, и отвечать за них тоже. Нельзя возлагать всю ответственность на женщину. У женщин нет для этого силы - принимать на себя все удары, которые происходят вне дома, вне семьи. А если ей придется делать это, тяжело будет остаться женственной, милой, любящей. Такая женщина грубеет, черствеет, приобретает совсем не свойственные ей, не милые черты характера, которые извращают женское естество. А у мужчины, который примеряет на себя женскую роль, извращается мужское естество - что мы сейчас и наблюдаем», - добавил он.

«Нужно ли кого-то ставить в семье выше? - Нет. Дело в другом. Я перед своей женой благоговею, она во всех отношениях выше меня на голову, но принимаю решения я - и выполняю мужскую работу тоже. Как я могу заставить жену таскать сумки, которые сам несу с трудом, в три приема? Неужели это сделает мне честь? Каждый у нас в семье на своем месте. И это неплохо. А почему так говорили опрошенные, мне сказать трудно - наверное, чтобы снять с себя ответственность. Легко сказать "Мы вместе принимаем решения", переложив при этом ответственность на другого человека», - заключил священник.