Презентация "Развитие речи. Методы подготовки детей к школе"

Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г.П.Беляковой, Л.Е.Журовой, С.Н.Карпова, Ф.А.Сохина, Г.А.Тумаковой и др. Так элементарная сенсорная функция – фонематический слух – превращается под влиянием специального процесса формирования в сложную систему действий субъекта, составляющих фонематическое восприятие, которое является необходимой предпосылкой обучения детей грамоте.


Анализ исследования проблемы развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста. Именно Д.Б. Эльконин свидетельствует о том, что у детей начиная с 5 – 6 лет имеются физиологические и психологические предпосылки для успешного обучения грамоте. У этих детей в коре головного мозга, по законам образования условных рефлексов, образуются условно – рефлекторные функции чтения и письма, что свидетельствует о возможности обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте.


Дети среднего дошкольного возраста проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К.И.Чуковский, «языковой одарённостью». И поэтому «…введение ребёнка в языковую действительность в тот момент, когда его «языковое чутьё» переживает кульминацию своего развития, окажется эффективным средством для овладения им этой действительности».


В старшем дошкольном возрасте осуществляется активное взаимодействие образно – символических структур в интеллекте ребёнка (А.А.Алексеев). Этот психологический факт доказывает актуальность задачи развития умения соотносить известные звуки с их графическим изображением.


Психолого – физиологические особенности развития детей 6 лет. Старший дошкольный возраст, как и дошкольный в целом – этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного этапа является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновения сложных личностных новообразований.


Наиболее ценным «завоеванием» старшего дошкольного возраста является развитие произвольного внимания. Некоторые проявления этой формы запоминания можно отметить в возрасте 4 – 5 лет, однако значительного развития она достигает только к годам. Во многом этому способствует характер ведущей деятельности этого возрастного периода – игра, где умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения являются одним из условий достижения успеха.


Резюмируя наиболее важные достижения психического развития ребёнка на рубеже 6 – летнего возраста, можно заключить, что на этом этапе онтогенеза отмечается достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые формы мышления, смысловое запоминание. У ребёнка формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развиваются произвольные формы использования памяти, воображения, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.


Основными задачами подготовительного периода являются практическое ознакомление ребёнка с предложением, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов и союзов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. В школе подготовительный период к обучению грамоте продолжается до семи дней. Если в детском саду дети не сумели практически овладеть основными понятиями, у них будет затруднено дальнейшее обучение грамоте.


Методические рекомендации к организации педагогической работы по формированию фонематического восприятия. 1. Разучивание стихотворений (уметь называть звук артикуляционно подчёркнутый педагогом). 2. Учить детей самим менять свою артикуляцию, произносить слова интонационно подчеркнув в них нужный звук. 3. Определить на каком месте в слове находится нужный звук. 4. Предложить детям самим назвать слова, в которых есть заданный звук (с опорой и без опоры на предмет).


При планировании игр и упражнений необходимо соблюдать следующие педагогические условия: 1. Придерживаться строгой последовательности этапов проведения звукового анализа слов детьми. 2. Обучать детей действию обследования звуковой стороны слова с последующим выделением из слова нужного звука необходимо через интересную для детей деятельность. 3. Подбирать тексты стихотворений необходимо с учётом занимательности момента выделения в них звука.


4. Целесообразно планировать работу по обучению детей действию звукового анализа слова одновременно с работой по звукопроизношению. 5. Важно так подбирать стихи для занятий, чтобы звуки, легко и трудно выделяемые, чередовались, так как в противном случае, усвоив и затвердив способ протяжного произнесения нужного звука, дети с большим трудом будут каждый раз переходить к подчёркнутому произнесению звука, который нельзя протянуть.


6. При подборе стихотворений важно проследить, чтобы выделяемый звук встречался в словах в разных позициях: в начале, в середине и конце слова, иначе дети затвердят способ выделения звука в какой – то одной части слова. 7. Необходимо так планировать занятия, чтобы дети два раза подряд не выделяли один и тот же звук. 8. Использовать картины с изображением растений, животных, игрушек, что оживляет занятия по формированию фонематического восприятия.


9. Трудности выделения звука зависят от качества и положения звука в слове, от произносительных особенностей звукового ряда: - ударные гласные выделяются легче безударных; - твёрдые согласные легче мягких; - щелевые звуки и р как более длительные – легче взрывных.


Важно отметить, что в процессе целенаправленной, систематической, поэтапно организованной учебной, игровой, самостоятельной деятельности воспитанников, они начинают проявлять неподдельный интерес к изменениям в звучании слов, определяют местоположение звука в слове, выделяют ударную часть слова (рыба, рыбак, рыбаки). Обучение дошкольников вычленению ударения в слове является необходимым этапом в работе по развитию звуко – слогового анализа.


Заключение В старшем дошкольном возрасте осуществляется активное взаимодействие образно – символических структур в интеллекте ребёнка. Этот психологический факт доказывает актуальность задачи развития умения соотносить известные звуки с их графическим изображением. Степень развивающего характера технологии обучения грамоте определяется использованием методов, соответствующих ведущем виду деятельности дошкольников – игре.

Тема: развитие речи

Мнемотаблицы по комплексно тематическому планированию в Детском саду

В папке находится комплексно-тематическое планирование на учебный год с сентября по июнь, можно использовать в детском саду по любой образовательной программе. На каждую тему в презентации представлены мнемотаблицы, которые могут...

Сочинение лимериков как средство творческого развития детей

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Про овощи - шутка (клип)

Клип создан на шуточное стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи». Стихотворение читает воспитанник МБДОУ д/с №92 г.Таганрога Бондарев Андрей. Получилось очень весело и интересно. Дети наглядно могут увидеть несуществующие овощи: огурбузы, ...

День рождения буквы Ш

Данная презентация направлена на автоматизацию звука Ш. 2 слайд - буква Ш приглашает гостей, а вы с ребенком выполните артикуляционную гимнастику, во время прочтения текста, по мере появления персонажей нажимайте...

Интерактивная игра «Разложи овощи и фрукты по форме»

Данная игра создана в программе SMARTNotebook 11 для использования на интерактивной доске SMARTBoard. Цель: Развивать умения определять форму предмета, классифицировать. Упражнять в согласовании существительного и прилагательного. Описание: Педагог предлагает детям...

Интерактивная игра «Помоги Копатычу собрать урожай»

Данная игра создана в программе SMARTNotebook 11 для использования на интерактивной доске SMARTBoard. Цель: Закрепить обобщающие понятия «овощи – фрукты», выделить их характерные особенности. Развивать умение классифицировать. Описание: Педагог предлагает...

Читаем сами (слова с изученными буквами)

Презентация предназначена для отработки навыка чтения слов с гласными А, О, У, Ы, Э и согласными М, Л, Н. Ребёнок читает слово, затем появляется картинка к прочитанному слову. Всего 22 ...

Звуки У-А

Детская презентация.к занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы тема "Звуки У-А"

"Игрушки" для детей с нарушением речи(онр) 5-6 лет

Презентация лексическая тема "Игрушки" для детей с нарушением речи(онр) 5-6 лет старшая группа.

Кто живет в домиках?

Игра –тренажер «Кто живет в домиках?» предназначена для отработки навыка деления слов на слоги.

Клип по книге Е.Чарушина «Кот Епифан»

Клип сделан к 115- летию писателя. В клипе использованы иллюстрации из книги Е.Чарушина «Кот Епифан», художник С. Куприянов. Текст читает Д.Авилов

Приключения буквы Л

Данная презентация направлена на автоматизацию звука Л. Букву Л пригласили в детский сад, но дорога предстоит трудная. Что же ожидает букву Л? Сначала вы выполните артикуляционную гимнастику, затем воспроизведете звук...

Проект "Русская изба"

Данный проект охватывает темы: «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского...

Знаешь ли ты русские пословицы

Интерактивный тест «Знаешь ли ты русские пословицы» поможет ребятам проверить знание некоторых русских пословиц. Способствует развитию речи, образному мышлению, а также пробуждению интереса к данному жанру фольклора. Может использоваться как...

Е.Карганова "Если снег повсюду тает" Э.Павлова "Дождинки"

Презентация создана для совместного, более легкого заучивания, повторения стихотворения дошкольниками, школьниками. Этому способствует опора на зрительные образы, помогающие запоминанию.

Анна Вишневская «Мой сон»

Цель. Уточнить знания детей о школе, познакомить и закрепить названия и назначение учебных принадлежностей, развивать логическое мышление, внимание, зрительную и слуховую память. Продолжать учить детей отгадывать ребусы, ориентироваться в пространстве. Закреплять у детей навыки чтения.

Ход занятия.

Ребенок.

У нас в саду случилось чудо
Нет, правда, чудо, я не вру.
Вдруг ни откуда, ни отсюда
Он сам явился поутру.

Воспитатель. Портфель? Вот забавное словечко. Интересно, откуда оно появилось? Как попало в русский язык? А давайте-ка, друзья, мы отправимся в гости к словарю. Ведь в словаре много разных слов, их правильное правописание и объяснение этих слов. А вот перед нами и словарь (большая бутафорская книга), давайте его откроем (открывают книгу).

Голос на магнитофоне сообщает: «Слово «портфель» французское, состоит из двух частей: «Порт» - то, в чем носят, «фе» - листья, бумаги. А все вместе переводится как «листоноска». Вот и получается, что в школу дети ходят с листоносами».

Вдруг слышится шум.

Воспитатель.

Что такое? Что случилось?
Знать, беда на нас свалилась.
Слышите, земля дрожит?
Кто-то к нам сюда спешит.

Вбегает портфель (ребенок в шапочке-атрибуте).

Я спешил сюда, бежал
Очень, дети, я устал.
Помогите мне собраться.
Лето кончилось вчера.
Это значит, это значит
В школу вам идти пора.

Воспитатель. А чем же мы тебе можем помочь, Портфель, ведь у нас нет школьных принадлежностей. Где ты их растерял?

Портфель. Гулял я по лесу, гулял, то на дерево заберусь, то на поляне полежу, вот и растерял все.

Воспитатель. Эх, растеряша, ты, растеряша. Придется нам с ребятами тебе помочь. Итак, друзья, отправляемся в путь за школьными принадлежностями, а то первого сентября не начнутся занятия. А путь наш будет лежать через волшебный сказочный лес, по которому и гулял наш Портфель.

Портфель. Вот поляна. Буквы надо здесь забрать, чтобы детям показать.

Очень ждет нас первый класс. А что тут делает Баба Яга?

Баба Яга. А мне ваши буквы нравятся. Хоть десяток припасу, спрячу в домике в лесу.

Портфель. Что ты, Ягусенька, как же дети будут читать слова в школе?

Баба Яга. Ладно, так и быть, найдете их в домике и на дереве, будут ваши.

Проводится игра «Буквы спрятались». Приложение 1 , Приложение 2 .

Портфель. Время движется вперед, не стоит на месте.

Где он носом проведет, там дорожку кладет. Что это, ребята? (карандаш).

Карандаш. А вот и я, Ивашка – деревянная рубашка. Скажу вам откровенно, в школе жить интересно. Но без книг нельзя. Укажу я вам дорогу. Слушайте меня, друзья. Ваши книжки можно найти только тогда, когда правильно пройдете по перепутанным дорожкам.

Задание – лабиринт «Найди книжки». Приложение 3 .

Портфель. Как я рад, что вы снова со мной, мои любимые книжки. Ребята, а вы знаете, как называется первая книжка в первом классе? (букварь). Правильно, и он приглашает вас в гости в страну Букварию. В этой стране есть три остановки, которые называется «Книжкино», «Загадкино», «Бюро находок».

Воспитатель. Двери знаний отворитесь, в мир прекрасный нас впустите. Вот и первая остановка. Здесь нужно угадать нам такую загадку:

33 родные сестрицы – писанные все красавицы.

В одном городе живут и повсюду славятся. (буквы).

Проводится игра «Назови первую букву в первом слове».

Юнга – будущий матрос, южных рыбок нам привез.

Экскаватор землю роет – это школу детям строят.

А еще на этой остановке мы поиграем в игру «Звоночек».

Проводится игра «Звоночек».

(Пока звенит звонок, дети ходят вокруг стульев и кладут туда свои вещи, как только звоночек перестал звенеть, дети быстро должны их взять).

Воспитатель. Ребята, книгам очень не нравится, когда они грязные, в пятнах, потому что

Твой учебник не альбом, рисовать не надо в нем.
Бейся над любой задачей, а страницу не испачкай.
Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
Давайте попробуем их найти.

Проводится игра «Найди спрятанные цифры». Приложение 4 .

Воспитатель. Жизнь Портфеля бьет ключом, ему печали нипочем!

Везде он поспевает, такое затевает!

Давайте с ним мы поиграем, и все загадки разгадаем.

Потому что мы с вами на остановке «Загадкино». Приложение 5 .

И последняя загадка эвенская.

Туда войдешь слепым, а выйдешь зрячим (школа).

Воспитатель. Ну вот и последняя наша остановка, которая называется «Бюро находок». На ней мы попробует отгадать загадки Портфеля. Это загадки – договорки.

  1. Чтобы ручкою писать приготовим мы … (тетрадь).
  2. Буквы все от А до Я на страницах … (букваря).
  3. Чтобы карандаш вдруг не пропал, уберем его в … (пенал).
  4. Ты в школу ходишь с ним, ведь он тебе необходим.

Пенал, тетради с «Букварем», все поместиться может в нем.

Что это? (портфель).

Ребята, прежде чем пойдете в школу, всегда заглядывайте в свой портфель. А сейчас задание. Вычеркните предметы, которые в школе не нужны, и дорисуйте необходимые.

Проводится игра «Какие предметы нужны в школе».

Воспитатель. Ну вот и закончилось наше путешествие с Портфелем. Все школьные принадлежности, которые носят в портфеле, мы нашли. Выполнили все задания, и нам пора возвращаться.

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!
Берите с собою портфель.
По лесенке знаний шагайте смелей!

Ольга Белова
Презентация «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

Слайд 1

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Слайд 2

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Слайд 3

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

Слайд 4

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Слайд 5

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др., появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Слайд 6

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Слайд 7

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Слайд 8

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Слайд 9

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Слайд 10

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Слайд 11

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Источники рисунков и шаблона презентации

Публикации по теме:

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Консультации для родителей детей с ОВЗ: «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Нарушения речевого развития – одна.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е.

Презентация «Особенности развития детей 4–5 лет» 1. Рост стал 102 см и более и увеличился на 4-5 см вес стал 16 кг и боле и увеличился на 1-2 кг. 2. Тело ребёнка изменило пропорции активно.

Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи Несформированность коммуникативной функции речи – одна из причин неподготовленности детей с речевой патологией к школьному обучению. В дошкольном.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Речевое развитие детей 6 – 7 лет

Какие звуки должен произносить ребёнок к 6 годам? ВСЕ!!!

Фонематические процессы умение различать и повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та- ца -та, вы-вы- фы и т.п подбирать слова с определенным звуком владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков)

Состояние грамматического строя согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из дома, рассказал о друге) словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д., словоизменение (кукла – нет куклы - дам кукле – вижу куклу –играю с куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т.д.), адекватное употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и т.д.).

С логовая структура слова

Состояние словарного запаса сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), обратить внимание на наиболее трудные разделы: времена года, их признаки, месяцы дни недели качества предметов родственные связи Употребление приставочных глаголов существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Состояние связной речи. отвечать на вопросы пересказывать

Развитие мелкой моторики

Развитие мышления

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях положения тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях). Развитие чувства ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм). Коммуникативные умения (общение в детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции). Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила). Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое). Развитие элементарных математических навыков. Развитие процессов внимания и памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей 6-7 лет на материале сказки.

Традиционные занятия для детей порой оказываются сложными и малоинтересными, у ребёнка не возникает желания заниматься и как следствие тормозится его речевое развитие. Поэтому традиционные занятия нео...

Система работы по развитию образной речи детей 6-7 лет

Родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет"

Доклад на тему: «Развитие речи детей 6-7 лет».Удовлетворяя любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю...

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной....