Женские архетипы и их тени. Женский архетип: я такая разная, или несколько слов о женских архетипах

Женские роли, которые мы играем в процессе жизни, описаны и в мифах Древней Греции, и в знакомых с детства сказках. Старые, как мир, сказания предлагают не просто узнать и понять логику и чувства героинь, а поучаствовать и прожить драматические события из жизни архетипических персонажей. Так передается мудрость поколений женщин, живших за много веков до нас, так они делятся с нами своими знаниями и чувствами. Для начала практики нарисуйте мандалу - цветок с пустой серединой и 10 лепестками - в блокноте, в котором вы ведете наблюдения за собой (начало критических дней, важные события, дневник сновидений и пр.) Центр - это пространство сути, начала и конца, бесформенное и потенциальное, внутреннее и вечное, оно связывает все части нашего существа воедино и одновременно связано с Землей воображаемым стеблем. Продолжая эту линию, мы попадаем в Центр планеты Земля. Это точка отсчета, ноль-состояние, здесь мы отдыхаем и восстанавливаем энергию, очищаем ум от мыслей и обретаем связь с Целым.

В лепестки вы вписываете имена богинь - архетипы. Конечно, пройти весь спектр архетипов за одно занятие практически невозможно: эта задача потребует времени.

Выполняя упражнения, мы оживляем образ той богини, на которую настраивается ум. После каждого модуля необходимо прислушаться к ощущениям, проговорить их (лучше с партнером), записать и зарисовать, а также отметить, часто ли вам приходится в жизни использовать этот образ (основная роль, часто, иногда, крайне редко, никогда) и нравится или вам быть в нем (да, нет). Затем оцените уровень физического самочувствия по десятибальной шкале (10 - отличное, 0 - сильный дискомфорт). Помните, что каждый архетип имеет свои задачи и преимущества, и отказываясь от некоторых из них, мы лишаем себя возможности узнать свой потенциал. Например, нежелание быть «Дхумавати» (Бабой-Ягой) перекрывает путь к долгой жизни и часто ассоциирует старость с самым негативным периодом жизни. Если вы поставили себе 10 баллов, например, за роли Афины и Артемиды, и 2 за Афродиту или Кали, спросите себя, что в них вас так отталкивает или напрягает. Возможно, вы откроете черты, которые вытесняете из своей жизни.

По окончании работы с каждым образом необходимо вернуться к нейтральному состоянию через Шавасану и спокойную пранаяму: ситали, квадрат пранаямы и глубокое йоговское дыхание с вниманием вдоль вертикальной оси тела (вдох макушка, выдох копчик). Для начала лучше сделать их все, по 3 минуты каждую. В дальнейшем, когда вы научитесь входить в нейтральное состояние, можно выполнять только последнюю практику.

Персефона

Обычно проявляется наиболее активно в подростковом возрасте, однако может возвращаться в течение всей жизни в критических ситуациях, например, после развода. Помогает восстановить связь с Душой, ее потребностями, найти новое направление в жизни или свое предназначение. Ей свойственны: чувствительность, переходящая в чувственность; изучение впечатлений тела и производимое впечатление; знакомство с миром и своей силой. Связь с матерью для Персефоны имеет огромное значение, однако ее влечет неизвестное и она находит возможности для приключений - ее похищают, с ней как бы «случаются» разные события, за которые она не несет сознательной ответственности. Она занята исследованием внешнего и внутреннего мира. Ее внимание одновременно направлено внутрь, на ощущения, движения энергии в теле и наружу. Она «движется между мирами», распознает образы сновидений, обладает медиумическими способностями.

Техники йоги, освобождающие пространство между тканями, избавляющие от мышечных зажимов, упражнения, повышающие чувствительность стоп, кистей, ушных раковин, мышц лица и шеи, помогают перенести внимание с мыслительной активности на тактильные сигналы, слух, вкус и запах, одним словом, восстанавливают связь с изначальной природой, пробуждают творческие импульсы.

Афина

Ее центр активности приходится на принятие решений, построение стратегий и воплощение замыслов в реальность. Афина - истинный реалист, умеющий думать и завоевывать авторитет в избранной деятельности. Женщина с сильным архетипом Афины высоко ценится в современном мире, она активно работает и делает карьеру, ее ум действует целенаправленно, и она составляет достойную конкуренцию многим мужчинам. Она может стать ученым, политиком, руководителем проекта, создателем собственного бизнеса. Она находчива и красноречива, однако часто не замечает эмоциональных потребностей окружающих и собственной усталости. Так как работа приносит ей ощутимый внешний результат, она склонна жертвовать ради нее своим самочувствием, эмоциональными и духовными потребностями.

Для «пробуждения Афины» отлично подходят такие упражнения, как Сурья Намаскар, позы Воина I, II и III, поза Дерева, Уттхита и Паривритта Триконасаны, перевернутые позы и другие упражнения, улучшающие мозговое кровообращение, упражнения на равновесие, кружение с удержанием вертикальной оси тела. Последнее в разных вариантах существует в различных традициях, и его часто спонтанно делают дети: стоя прямо с вытянутыми в стороны на уровне плеч руками начните вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. Если после выполнения этого упражнения вы почувствуете потребность присесть или полежать, чтобы избавиться от головокружения, обязательно последуйте этому естественному требованию вашего тела. Через одну-две недели занятий вестибулярный аппарат окрепнет и головокружения пройдут. Удерживайте внимание на вертикальной оси, проходящей через позвоночник, попробуйте продолжать вращение с закрытыми глазами, ощущая пространство вокруг тела как упругое энергетическое движущееся поле. Затем остановитесь, успокойте дыхание, понаблюдайте за ощущениями.

Выполняя асаны, удерживайте в уме геометрический рисунок позы и выполняйте медленное глубокое дыхание без задержек, при котором вдох равен выдоху по длительности. Удерживайте концентрацию внимания на точке межбровья (в перевернутых асанах) или на линии горизонта (в позах стоя).

Артемида

Изначально Артемида была богиней Луны, она появилась на свет вместе с Аполлоном - богом света, покровителем искусств. Затем она становится богиней-охотницей, сохраняя связь с природой, понимая и уважая ее законы. В наше время женщина с доминирующим архетипом Артемиды занимается спортом, любит соревнования, следит за своим здоровьем, для нее большое значение имеют красота, сила, выносливость и умение достигать поставленных целей. Она ценит свое время и не расходует силы впустую. Ее внимание направлено на достижение результата. Сочетание водного и огненного аспектов позволяют ей быть одновременно в контакте с собой и с внешней средой.

Упражнения, улучшающие координацию движений, управление вниманием, асаны на баланс, а также парные упражнения «на соревнование» активизируют энергетический рисунок Артемиды. Можно выполнять такую последовательность: Поза Дерева с открытыми глазами (внимание на точке на полу в 1,5 метра перед собой) или с закрытыми (внимание на точке межбровья) по 1,5-2 минуты на каждой ноге. Вариант: напротив партнера, в манере соревнования. Триконасана, переход в Паривритта Триконасану, по минуте в каждой позе, внимание распределено от области таза во все стороны к конечностям и голове. Ардха Чандрасана по минуте в каждую сторону, внимание на вытяжении ноги, позвоночника и руки, а также на опорных руке и ноге; в позе должно возникать ощущение расширения. Поза Лучника, внимание поверх линии вытянутой руки в точке на горизонте, по 1-2 минуты на каждой ноге; в позе должно возникать ощущение опоры и устремленности. Натарджасана, внимание на раскрытии грудной клетки; поднимайте колено вверх, раскрывая область паха и передней поверхности бедра. Вариант: в манере соревнования с партнером. Чатуранга Дандасана, 3 раза по 2-3 цикла дыхания. Отдых и наблюдение за ощущениями в теле.

Гера

Гера - одна из трех замужних богинь Олимпа, но только для нее муж был самым важным объектом внимания. Для Геры ценность института брака - высшая цель. Она не мыслит себя без своего царственного мужа и потому носит корону царицы. Ее внимание направлено на него, как свет, исходящий из ее сердца и придающий ее супругу ореол уважения, силы и власти. Она буквально «делает» его царем. Ее поддержка, воодушевление и мудрый совет восстанавливают его веру в себя, и он управляет всеми богами (или подчиненными). Она является его «шакти», как говорят на Востоке. Ее энергия претворяет в жизнь его планы.

Ощутить поддержку Геры помогут такие медитации:

Сядьте в Ваджрасану напротив партнера, переплетите пальцы, поднимите руки над головой так, чтобы они образовали полукруг. Руки символизируют нимб - свечение энергии вокруг головы, активизацию верхних центров, отвечающих за ясность, силу проекции мысли и мудрость. Смотрите в пространство между головой и руками партнера, не мигая, проецируйте свет, уверенность и воодушевление. Представляйте, что ваш партнер наделен самыми лучшими качествами: мужеством, мудростью, силой, авторитетом и справедливостью. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Сложите руки над головой в мудру «корона»: соедините мизинцы и большие пальцы, остальные пальцы направлены вверх, как зубцы короны, между ладонями - широкий круг. Поместите эту мудру над головой, не касаясь макушки, локти направлены в стороны, спина прямая. Представляйте себя венценосной королевой, наблюдайте за тем, как меняются ваши осанка и образ, поддерживайте позитивный настрой, чувствуя, насколько важен ваш потенциал для поддержания всего вашего окружения, ваше отношение к себе как к величеству, не имеющему ничего общего с эгоизмом. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Деметра

В этой ипостаси женщина приобщается к счастью материнства, она готова к полной самоотдаче во имя ребенка, она питает, защищает и воспитывает. Во время беременности особенно сильно проявляется связь женщины с Землей, дающей жизнь и прибежище всем живым существам. Ноги, бедра, таз наполнены теплой тяжестью, колени и тазобедренные суставы смягчаются и расширяются, грудь наливается, внимание из луча превращается в подобие теплого облака, захватывающего в основном нижнюю часть тела и грудную клетку (во время беременности), ребенка или того, кого вы берете под свою опеку (это может быть взрослый человек, например, мужчина). Возникает прочная эмоциональная связь и понимание потребностей объекта материнской любви.

Пробудить энергию Деметры поможет следующая последовательность асан:

Поза ворона с движениями таза влево-вправо, переход в позу стула (2 мин.), а затем в Баддха Конасану, а после в Супта Баддха Конасану. Уштрасана (1-2 мин.), поза Ребенка, Супта Ваджрасана. Медитация: сидя в Сукхасане, положите ладони на грудь, центр ладони едва касается соска, предплечья параллельны полу, глаза полуприкрыты и смотрят на кончик носа. Вдох через нос 5 секунд, выдох 5 секунд, задержка 15 секунд. Эта практика активизирует поле в области груди, усиливает способность к спокойной самоотдаче, повышает чувствительность рук и целительские способности.

Гестия

Гестия изначально была богиней домашнего очага, но у нее не было специфического изображения. Ее стихией был домашний очаг, огонь, согревающий дом и собирающий всех членов семьи для совместной трапезы. Гестия - самостоятельная богиня, ее внимание направлено на гармонизацию внутреннего пространства тела и дома, а также любого пространства, которое она считает своим. Попросите сотрудничества Гестии, чтобы понять, насколько удобное положение занимает ваше тело во время привычных действий (работы, отдыха, вождения машины и прочих обыденных дел) и в процессе выполнения несложных асан. «Освещайте» светом внимания внутреннее пространство тела, оптимизируя мышечные усилия и нейтрализуя напряжение. Взгляните глазами Гестии на свое рабочее место и домашнюю обстановку, подумайте, что бы вам хотелось изменить. Понаблюдайте за собой: какую домашнюю работу вы выполняете с удовольствием? Любите ли вы готовить своими руками, что руководит вами при выборе продуктов и способа приготовления пищи?

Следующие упражнения позволят активизировать Гестию:

Плавные боковые вытяжения и Сурья Намаскар в медленном варианте, по 3 цикла дыхания в каждой позе. Выполняя комплекс, наблюдайте за малейшими ощущениями, возникающими в теле, освобождайтесь от напряжения. Составьте «карту тела»: изобразите его схематично, наподобие детского рисунка. Отметьте красным карандашом те участки, где у вас возникает напряжение (например, плохо тянутся подколенные сухожилия, напряжены плечи, затруднены движения пальцев ног, шеи и пр.) Отметьте, как изменяются ощущения после выполнения упражнений с повышенным вниманием к трудным участкам. Нарисуйте свою ауру: посмотрите, какого она цвета и размера. Проделывайте подобную процедуру после занятий на протяжении недели или месяца, не заглядывая в предыдущие рисунки, затем сравните их. Попросите близкого друга прокомментировать ваш рисунок, посмотрите, может ли он «прочитать» ваше состояние? Слышите ли вы сами послания от своего организма или игнорируете их? Что меняется в вашем самочувствии?

Афродита (Венера)

Алхимическая богиня, завоевавшая яблоко Париса, признанная прекраснейшей, излучающая золотое свечение - вот далеко не все эпитеты, описывающие эту женщину.

Афродита находит и культивирует приятные, экстатические ощущения в теле, она занята поиском блаженства, она испытывает и транслирует его. Спонтанно каждая женщина бывает в подобном состоянии во время влюбленности, осознанно она достигает его, сосредоточиваясь на наполнении тела и эмоционального состояния радостными переживаниями. Блаженство возможно «включать» по собственному желанию, и тогда вокруг тела возникает «магнетическое» поле, движения становятся грациозными и плавными. Афродита никогда не критикует себя. Можно сказать, что ее оджас, теджас и прана находятся в идеальном балансе. Внимание Афродиты сосредоточено на ощущениях удовольствия, она испытывает и излучает радость, она находится «в потоке» жизни, спонтанно и естественно инициирует контакты, ее любят, ею любуются, ей посвящают стихи, она вдохновляет на подвиги и творчество.

Изучая свое тело, найдите места, где прямо сейчас вы испытываете приятные ощущения: тепло, движение, желание потянуться. Часто подобные ощущения возникают в области бедер, икроножных мышцах, ступнях. Начните двигаться, усиливая приятные переживания. Возможно, вы станете делать спонтанные движения, состоящие из асан, танцевальных движений и жестов. Позвольте своему телу вести вас.

Чтобы пробудить в себе Афродиту, выполняйте такие упражнения:

Плавная Бхуджангасана (1-2 мин.), Дханурасана на боку, Гарудасана с движениями рук, Адхо Мукха Шванасана с подъемом ног. Даосская медитация «Внутренняя улыбка».

Тара

В буддийской традиции Тара представляет собой женскую ипостась Будды сострадания, приходящую на помощь в трудных ситуациях. «Женское сердце нежнее мужского» - этот аспект особенно сильно проявлен у тех, кто видит свое предназначение в помощи и спасении жизни и здоровья: медсестры, врачи, психологи, а также некоторые женщины, чувствующие личную ответственность за благополучие окружающих. Для тех, кто хочет научиться лучше понимать потребности окружающих, настраиваться на одну волну с теми, кому нужна помощь и забота, существуют практики, раскрывающие и усиливающие эту способность: сердечный центр становится основным местом восприятия сигналов, что ощущается как особое поле энергии в области груди и рук. Архетип Тары наделен особой живительной силой, магнетизмом и мудростью. В анахате качество внимания ощущается в виде нежного света, излучаемого на определенного человека, людей или ситуацию.

Упражнения, развивающие чувствительность рук, расширяющие грудную клетку. Медитация «Алмаз в розе»: сядьте удобно с прямой спиной. Соедините ладони у сердца и прижмите их к груди; большие пальцы вместе, между ладонями. Слегка прикройте глаза и неспешно сконцентрируйте сознание на точке между бровями. Представьте в своем сердце красную розу. В середине бутона лежит сверкающий бриллиант. Тихо пойте мантру «Ом мани падме хум». Вы можете также взять любую другую краткую фразу, которая вдохновляет и одухотворяет вас. Удерживайте свое сознание на образе алмаза в центре розы до конца медитации, пока не истечет время - 2 минуты.

Кали

Гневная богиня, ее можно встретить в разных традициях, в частности, в Греции ее роль исполняли медуза Горгона, Геката, а также Медея, Ариадна и многие другие обманутые или отвергнутые женщины. Кали - темная и яростная ипостась Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.

Кали независима и самостоятельна в принятии решений. Ее архетип позволяет в полной мере ощутить свою силу. Женщина в этом образе напоминает Лилит, которая отказалась подчиняться Адаму. В гневе она способна на разрушение, однако долго вытесняемый подавленный гнев приносит разрушение ей самой. Поэтому «выпуская пар», женщина способна овладеть собственной силой, трансформировать ее в энергию для жизни и устранить препятствия для дальнейшего развития.

Есть такая притча. Жила-была прекрасная принцесса. Никто не находил в ней никаких изъянов, она была воплощением Красоты, Изящества и Совершенства. Влюбился в нее один принц и решил на ней жениться. Пришел к ней свататься. Красавица дала свое согласие, но поставила одно условие: «Я стану твоей женой, буду тебя любить, уважать и слушаться, стану верно служить тебе, и никогда ты не будешь знать со мной горя, а жизнь твоя будет наполнена радостью и счастьем. Но обещай мне лишь одно: раз в год ты будешь отпускать меня от себя на одну ночь и никогда не спросишь, куда я ухожу и что делаю». Юноша подумал, что не такое уж это трудное условие и, конечно же, согласился. Они поженились, стали королем и королевой и стали жить в Любви и Радости. Женщина стала верной спутницей жизни для своего Мужчины. Она окружила его вниманием и лаской, одарила теплом своего сердца и нежной любовью. Она верно и честно служила ему, их королевство процветало, ничто не омрачало их жизнь, но, как они и договорились, каждый год на одну ночь королева уходила из дома, ничего не говоря своему мужу, и он не спрашивал, где она проводит это время. Так жили они долгое время, но смутное беспокойство начало понемногу овладевать королем. И каждый раз, когда жена его покидала, это беспокойство все больше росло и крепло: «Где она проводит время без меня? Что делает? Почему я не могу спрашивать ее об этом?»

Наконец, он решил проследить за супругой. Однажды ночью, когда она молча ушла из дома, он незаметно отправился за ней. Он увидел, как она прошла через поле, перебралась через реку и углубилась далеко в лес. Там она скрылась за старым пнем. И тут, приблизившись к пню, он увидел, как она сбросила с себя одежду, обернулась змеей и, свернувшись кольцом, стала шипеть и брызгать ядом. Испугавшись, он вскрикнул и обнаружил свое присутствие. Змея, увидев его, приблизилась к нему и произнесла: «Что же ты наделал? Всего на одну ночь ты не смог отпустить меня, не беспокоясь о себе. Разве не верно я служила тебе, разве не любила я тебя? Ты не знал заботы и печали со мной, а взамен я просила для себя всего лишь одну ночь в году. Несмотря на то, что я счастлива с тобой, люблю наших детей и с удовольствием забочусь о наших подданных, иногда я устаю, раздражаюсь и гневаюсь, и, чтобы не показывать свои чувства окружающим, я ухожу в лес и избавляюсь от них, выражая все, что накопилось у меня в душе за целый год, на один день превращаясь в ядовитую змею. А теперь, раз ты узнал мою тайну, я не смогу копить все раздражение и мне придется выражать его в тот самый момент, когда я его чувствую...»

С тех самых пор женщины больше не скрываются от мужчин для того, чтобы обернуться змеей, пошипеть и покусаться. А мужчины забыли, что такое жизнь с любимой без заботы и печали. И добиваясь своей Женщины, беря ее в жены, каждый Мужчина мечтает о жизни в раю с красивой, заботливой, совершенной Женщиной, но получает вместе с ней Змею, которая время от времени кусает своего Мужчину.

Этот образ обладает особой силой и как положительными, так и резко отрицательными чертами. Часть женщин полностью отвергает этот аспект, другие намеренно его культивируют. Чтобы не подавлять периодически накапливающиеся чувства гнева, раздражения и негодования, а превратить их в своих союзников, необходимо признавать их и давать себе возможность выражать эти эмоции.

Катарсические практики, такие, как динамическая медитация «Кундалини» (Ошо), крия кундалини-йоги «для преобразования гнева», холотропное дыхание, «дикие» танцы, помогают превратить разрушительную энергию Кали в огромную движущую силу.

Гнев является естественной эмоцией, присущей человеку. Однако современная ситуация такова, что мы часто гневаемся, но не имеем возможности адекватно выразить эту эмоцию. Причина в социальном давлении: практически каждого из нас с детства учат, что гневаться плохо, не предлагая при этом никаких разумных способов решения проблемы. Человек, свободно выражающий гнев, обычно подвергается осуждению со стороны окружающих. В результате он неплохо овладевает приемами подавления гнева, так, что это входит в привычку и приводит к накоплению гнева внутреннего.

Внутренняя агрессия может вырываться наружу в виде мощных приступов ярости, которые сменяются переживанием чувства вины. Другим способом использования внутреннего гнева служит направление его на самого себя. Здесь лежат корни депрессий и саморазрушительного поведения.

Крия «Избавление от гнева»: Практика предлагаемого комплекса позволяет опустошить запасы внутреннего гнева. Во втором упражнении область, в которой «складируется» внутренний гнев, оказывается под давлением, и негативной эмоции не остается ничего другого, кроме как выйти на поверхность. В третьем упражнении мы выражаем гнев вовне, а в шестом происходит отреагирование гнева, направляемого на самого себя. Остальные упражнения приводят в равновесие пупочный центр, где коренится эта эмоция, а также открывают каналы для преобразования энергии гнева, предотвращая его накопление.

1. Лягте на спину, придите в спокойное и комфортное состояние. Начните дыхание одновременно через нос и через рот, так, чтобы получался храп. Продолжайте 2 минуты.

2. Поднимите прямые ноги на 20-30 см от пола. Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты, дышите медленно и глубоко. Затем, не опуская ног, высуньте язык и начните «дыхание огня» через рот. Продолжайте 1-1,5 мин.

3. Без отдыха, поднимите ноги вертикально вверх и начните с силой бить руками по полу. Время 2-3 минуты.

4. Бхаджа-пранаяма. Притяните колени к груди и обхватите их руками. Язык высунут наружу, вдох через рот, выдох через нос. Дыхание глубокое, медленное и мощное. Время 2-3 минуты.

5. Сядьте на колени и осторожно опуститесь между пятками. Положите руки на колени. 1 минуту оставайтесь в этом положении. Затем обхватите грудь руками. Наклоняйтесь вперед с выдохом и выпрямляйтесь со вдохом. Продолжайте в умеренном темпе в течение 2 минут. Затем на 30 секунд увеличьте темп.

6. Сядьте с вытянутыми вперед ногами, начните шлепать свое тело ладонями, продолжайте 2 минуты. Удары должны быть достаточно сильными, то есть должно быть больно.

7. Встаньте и наклонитесь вперед с прямой спиной так, чтобы корпус был параллелен полу, а руки свободно свисали вниз. В течение 3 минут монотонно пойте мантру «Рам». Сосредоточьтесь на вибрации этого звука в пупочном центре.

8. Не прекращая пения, перейдите в позу Кобры. Продолжайте петь «Рам» в течение минуты. Затем начните петь с поворотами головы вправо-влево, продолжайте 30 секунд.

9. Сядьте в позу Лотоса или другую позу со скрещенными ногами. Переплетите все пальцы кроме указательных и вытяните руки вертикально вверх. Сат-крия. С произнесением «Сат» втягивайте живот и выполняйте мула-бандху, с произнесением «Нам» отпускайте замки. После каждого цикла мантры делается короткий вдох. Концентрация внимания на межбровье. Продолжайте 2-3 минуты. В конце сделайте вдох, задержите дыхание на 20 секунд и, выполнив мула-бандху, подтолкните энергию вверх. Сделайте выдох, задержите дыхание на выдохе и с помощью маха-бандхи протяните энергию вверх по позвоночнику.

10. Медитируйте в течение 11 минут.

11. Глубокая релаксация в течение 11 минут.

Дхумавати (Баба Яга)

Очень старая и очень мудрая женщина, которая прошла все стадии жизни, знает суть вещей, чувствует людей по первому взгляду - этот архетип живет во многих русских сказках, в Индии ее зовут Дхумавати. Ее внешний облик не особенно привлекателен, ее суть - предельная честность и ясность.

Мы можем обращаться к этому образу, когда хотим честно признаться себе в своих глубинных желаниях, а также определить дальнюю перспективу жизненных решений. Известная всему миру йогиня Индра Деви (наша соотечественница) дожила до возраста Дхумавати (103 года). Путешествуя по всему миру, она учила йоге в легкой, полной юмора манере. В 92 года она была в Москве и поразила всех, когда с легкостью «взлетев» на сцену, научила Кирилла Молчанова стойке на голове за пару минут.

Укрепляя кости и суставы, представляя себе дальние перспективы жизни, мы даем себе возможность дожить до преклонных лет, обретая больший смысл, честность по отношению к себе и непреходящую радость.

Божественные Архетипы Земной Женщины

Все Богини, о которых вы прочтете на этой страничке - это женские архетипы, истолкованные на понятном нам, русичам, мировоззрении, которые транслируют свою божественную суть в наших земных женщинах. Это основные женские энергии, проявленные в этом мире. Это образы проявления божественной Природы Мироздания. И все они в той или иной степени присутствуют в каждой женщине. В реально живущей на Земле женщине, присутствует ведущий архетип как главная сила, безсознательно ведущая её по жизни.

Дорогие женщины, многие из вас, изучив тщательно себя, вы найдете ответы на свои некоторые вопросы. Например, "почему мне мало семьи и детей?", "почему я порою ненавижу всех мужчин?", "почему я не хочу детей", "ну отчего я такая медлительная?" и на многие-многие другие темы своего характера вы найдете ответы. Кроме того, те женщины, которые воспитывают дочерей, найдут много полезных рекомендаций по правильному воспитанию своей дочки. А может быть, в ком-то вы узнаете свою маму, бабушку, сестру, тётю, подругу... И близкий человек вам станет более понятен, его мотивы поведения и вообще его жизнь. Поняв её или свой характер, вы, возможно, наконец, перестанете осуждать её и себя.

Сначала внимательно прочтите все четыре статьи. Пока не спешите себя относить к тому или иному архетипу. Наблюдайте за собой в течение некоторого времени. Потом снова прочтите описания земных женщин Богинь. Прислушивайтесь к себе, читая описания, что откликается, что было уже в вас когда-то, а что вы чувствуете в себе как потенциал. Только будьте честны с собой. Не всегда просто признать и принять свои те черты в характере, которые нам не очень нравятся. Однако, будьте откровенны наедине с собой.

Чистые женские архетипы встречаются достаточно редко. Гораздо чаще мы встречаем женщин, проявляющих преимущественно какой-то один архетип, но в тех или иных условиях демонстрирующих поведение, соответствующее другому архетипу. Четыре архетипа - это четыре различных вида женских энергий, которые существуют в нашем пространстве. Вместе они составляют некий идеальный образ земной женщины.

В чем же смысл ведущего архетипа женщины? В том, что на всю жизнь энергии этого архетипа будут для вас наиболее приемлемы. Это глубинные, сокровенные энергии всего вашего существа. Вы должны их хорошо знать и уметь использовать. Эти энергии даны самой природой, они никогда не подведут. Зная себя, женщина становится счастливой. Она начинает лучше понимать себя, свою душу и понимать, что ей действительно нужно в этой жизни.

Благодаря пониманию своего ведущего архетипа, вы будете знать, какие основные трудности ждут вас в жизни, что у вас плохо получается и какие ошибки вы можете совершать. Хорошо обдумав свои сильные и слабые стороны, примите эту данность за основу. На этом понятном для вас и поэтому достаточно устойчивом фундаменте теперь вы сможете строить и себя, и свое счастье, обходя подводные камни.

А ощущение счастья приходит тогда, когда мы начинаем понимать себя, принимать себя и перестаем спорить с собой.

В добрый Путь!

Вся палитра женственности, женское внутри нас, целостное женское начало раскрываются нам в виде 7 женских архетипов.

В результате опроса выявили 7 символограмм женской сути: ведьма, амазонка, гейша, жена-мать, королева, фея и богиня.

Все важные моменты уже были определены в предыдущей статье Гармоничная личность: 7 мужских архетипов , поэтому сразу перейду к описанию архетипов.

1.Ведьма

ВЕДающая МАть, та, кто ведает внутренним миром и энергиями. Ведьма ищет способы влияния на подсознание. Как и архетип Разведчика, она собирает информацию и разведывает, но только не внешний мир, а внутренний. Положительная ведьма может исцелить от душевных ран, знает волшебные снадобья и заговоры. Славяне знают таких ведьм как красавиц-Берегинь, живших по берегам рек и озер в гармонии с природой и собой, и как Матушку-Йогиню, пока силами исправляющих славянскую историю на свой лад, из нее не сделали старую уродливую Бабу Ягу.

Отрицательная ведьма может загубить, иссушить душу и тело, навести морок на сознание. Такую ведьму мы представляем одинокой, живущей в дремучем лесу, в болотных топях старухой.

2. Амазонка

Смелая, физически совершенная и жестокая воительница, считающая главным достоинством свою свободу. Чтобы стать непревзойденными лучницами, амазонки удаляли себе одну грудь. Подобно мужскому архетипу Защитника, амазонка тоже является защитницей, она передовой боец женской составляющей личности. Амазонка в положительной полярности дает личности хорошую конкурентоспособность, неуязвимость, здоровую независимость и самодостаточность.

Отрицательная полярность Амазонки проявляется в личности в виде феминизма, открытого противопоставления себя окружающим, в маниакальном стремлении быть лучше всех, трудоголизме и нездоровой конкуренции женщины с мужчинами или мужчины…с женщинами.

3. Гейша

Третий земной архетип. Гейша – великая дипломатка. Она красива, ухожена, образованна и подкована в области искусства. Положительный полюс гейши являет собой воплощение женственности на земле, все краски творческих энергий, высокую эстетику эротичности, владение и управление своим телом, умение красиво изъясняться, искусство танца, умение восполнять и аккумулировать энергии, создавать комфорт.

Незрелая гейша с отрицательным полюсом отчаянно стремится обрести мужское покровительство, соблазняет, чтобы потом низвергнуть покровителя к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала «недолюбленной», отвергнутой отцом дочерью. В крайних случаях гейша в отрицательной полярности проявляется в виде торговли своим телом.

4. Жена-Мать

Вобрав в себя качества предыдущих архетипов, независимых, одиноких, не имеющих прочных союзов, Жена-Мать, наконец, хочет и имеет возможность создавать союз и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две достаточно непохожие функции: жены и матери, что довольно сложно, учитывая к тому же, что потребность быть матерью намного более архаична, нежели потребность быть женой. В итоге обычно мы имеем Гипермать, которая подавляет остальные аспекты нашей личности, вбирая в себя всё пространство, отведенное для каждого архетипа. Гипермать – это та же Жена-Мать, но с отрицательным полюсом. Разрастаясь до невероятных размеров, Гипермать вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, всё и всех вокруг, заставляя забыть о том, как быть женой, любовницей, гейшей, просто женщиной.

5. Королева

Первый из трех «небесных» женских архетипов. Королева обладает безоговорочным чувством собственного достоинства, благородством и защищенностью. При этом она достойна и защищена не за какие-либо личные качества, а просто так, потому что рождена женщиной. Что касается положительного полюса Королевы, то он характеризуется достаточно высоким статусом социальной реализации, а так же функцией дарения, в том числе и дарения чувства достоинства, т.е. Королева способна пробудить достоинство в других людях. Она своевременно и гармонично управляет своими внутренними и внешними процессами.

В негативном полюсе мы можем увидеть Снежную Королеву, жесткую, напряженную, агрессивную и эмоционально холодную, удушающую своей властью, из-за недостатка защищенности.

6. Фея

Зрелая Королева, раскрывшая свою функцию дарения, поднимается на еще одну ступень и становится Феей. Фея по мановению волшебной палочки меняет наше бытие к лучшему, решает проблемы и приносит в жизнь радость. Она имеет высокий уровень духовности и расширенное сознание. Ориентация личности на успех, на более серьезное отношение к своему здоровью, повышение качества жизни, всё это результат работы нашей внутренней Феи. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, благословляя окружающий мир.

Как такого, негативного аспекта, у архетипа Феи нет. Кроме избыточного служения окружающим и утомления в порывах спасать и исцелять.

7. Богиня

Последний этап на пути к женской целостности. У Богини намного больше власти, чем у Феи. И в отличие от феи, которая в изобилии дарит легкость и радость окружающим своими деяниями, Богиня использует свою власть для реализации четких целей. Людей с хорошо развитой Богиней легко узнать по незабываемому блеску в глазах, легкой, уверенной походке, по событиям их жизни: когда создается впечатление, будто весь мир, природа, окружающие помогают им осуществить самые невероятные планы, будто обстоятельства нарочно складываются наилучшим для них образом.

Для личностного роста очень важно выявить, какие архетипы еще нужно в себе доразвить. Кому-то пора вытаскивать из темного болота на прекрасную светлую полянку у реки свою Ведьму, кому-то раскрыть творческий потенциал своей Гейши, другому отогреть Снежную Королеву. И в этом вам помогут те архетипы, которые у вас хорошо развиты.

О взаимодействии мужских и женских архетипов читайте в следующей статье. Продолжение следует…

Существует множество классификаций типов, а точнее женщин. Все они отождествляют женщин с каким-либо образом. Наиболее популярной сегодня является классификация Юнга, выделяющая 4 женских архетипа. О том, что это за архетипы – далее в статье.

Архетипы женщин по Юнгу

Тип первый: Принцесса . Его Карл Юнг ввел в список женских архетипов первым. Зависима от мнения окружающих, склонно идеализировать окружающий мир, часто проявляет интерес к искусству. Типичным примером такого архетипа является Джульетта.

Но у этого архетипа есть и оборотная сторона, чаще обозначающаяся как «Дрянная девчонка». Классическим примером такого образа является певица Земфира. По причине меньшей везучести, склонна к отрицанию любых авторитетов. Часто имеет много партнеров, но все равно ждет своего принца. В то же время, она любит помечтать.

Тип второй: Жрица . Такая женщина часто похожа на Мери Поппинс. Пообщавшись с такой женщиной хотя бы час, вы никогда не забудете ее. Жрицы воплощают в своем характере все черты истинно женственности: интуицию, чувственность, мягкость и спокойствие. Таких женщин любят все, даже в независимости от того как они выглядят и жрицы отвечают миру тем же. «Параллелью» такого образа является Ведьма. Таким женщинам свойственна холодность, расчетливость, жестокость и способность к обольщению людей в собственных интересах.

Тип третий: Охотница . Эта женщина стремится сделать , не особо заботясь о том, что происходит у нее дома. Любит и умеет во всем опережать мужчин. По характеру – сдержана и практична.

Отрицательная сторона такого архетипа – Амазонка. Такие женщины стремятся, во что бы то ни стало занять руководящий пост. Феминистка, просто обожает причинять боль мужчинам, которых неизменно считает ниже себя.

Тип четвертый: Хозяйка . Это – женщина-домоседка. Она гостеприимна, любит дом и уют. Буквально излучает любовь и заботу, любит и умеет слушать.

Противоположностью в данном случае является Ужасная мать. Типичный пример такой матери – гиперзаботливая еврейская мамочка или напротив – холодная, безразличная мать. Любит всех, всегда и всему учить, причем доводя свое учение до тирании.

Вот мы и разобрались с женскими архетипами по Юнгу. Вы уже поняли, как какому из них принадлежите?


Душу женщины, скорее интуитивной и чувствующей, нежели непосредственно ощущающей и логически осмысливающей мир, трудно понять не только мужчинам-ученым, но часто и самой женщине.

Приоткрыть загадку женской души удалось одной из представительниц юнгианской школы, последовательнице К.Г. Юнга, американскому врачу-психиатру и психологу Джин Шиноде Болен . Она описала женские архетипы простым и понятным языком, дав каждому из них имя соответствующей по психотипу богини из пантеона древнегреческих богов. Свою теорию Дж. Ш. Болен изложила в книге «Богини в каждой женщине », вышедшей в 1984 году.

Архетипы – общечеловеческие психические схемы, модели инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Женские архетипы – врожденные модели психики присущие каждой женщине.

Дж. Ш. Болен выделяет семь основных женских архетипов :

  • Деметра – соответствует архетипу матери,
  • Афродита – возлюбленная,
  • Гера – жена,
  • Персефона – дочь,
  • Артемида – сестра,
  • Афина – мудрый стратег,
  • Гестия – хранительница домашнего очага.

Автор неспроста выбрала образы мифических богинь. Сам К. Юнг утверждал, что все мифы, лечены, сказки архетипичны, наравне с образами сновидений и грез. Доказательством того, что в мифах содержатся архетипичные образы, общие для всего человечества, является тот факт что легенды и сказки многих народов очень схожи, несмотря на различия в типах культур и менталитете наций.

В каждой женщине «живут» богини. У каждой богини-архетипа есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Чтобы оставаться в гармонии с собой и окружающим миром, женщина должна регулировать проявления разных архетипов. Если архетип проявляется неконтролируемо и главенствует в структуре личности, происходит дисбаланс, приводящий к внутриличностным и межличностным конфликтам.

Например, женщина-домохозяйка, которой руководит архетип матери (Деметра), чрезмерно заботясь о детях, может забывать уделять внимание мужу и себе, что негативно повлияет на ее семью и скажется на формировании личности детей.

Гармоничное развитие личности – залог «дружбы» между внутренними богинями. Влияние чрезмерно проявляющегося архетипа можно уменьшить, а тот архетип, который необходим, но слабо проявлен, можно развить в себе.

Деметра

Деметра в греческой мифологии богиня плодородия и материнства . Архетип Деметры – это сама женская природа. Женщина стремится стать матерью, родить и воспитать здоровое и счастливое потомство.

Деметра женственна, заботлива, добра, нежна, терпелива, ответственна, великодушна. Ее любовь сосредоточена на детях.

Профессию , как правило, женщины-Деметры, выбирают ту, где можно помочь, накормить, научить других людей. Она любит готовить пищу и кормить ею семью, и пища эта не только реальная, но и духовная. Деметра всегда окажет моральную поддержку и поможет любому нуждающемуся в этом.

Женщина материнского типа привлекает мужчин-мальчиков . Ее избранник может быть моложе нее, легкомысленным, эгоистичным или просто мужчиной, нуждающимся в материнском тепле. Деметра не выбирает мужчину, она откликается на его любовь. Нередко ее выбор обусловлен жалостью к мужчине или сочувствием.

Отрицательные стороны архетипа: отсутствие игривости, сексуальности, рациональности, любви к себе. Главный недостатокгиперопека над детьми, мужем и окружающими. Дети Смерхматери-Деметры вырастают инфантильными и слабохарактерными.

  • полюбить себя и научиться заботиться о себе,
  • научиться не вмешиваться в жизнь повзрослевших детей,
  • развивать в себе Афродиту, Персефону, Афину.

Афродита

Богиня любви и красоты . Обольстительная красавица Афродита просыпается в каждой женщине, когда она влюблена, близка с мужчиной и любит его. Объектом любви Афродиты становится не только мужчина, но и любимое занятие, место, предмет. Афродита – творческая натура и любовь для нее тоже искусство.

Профессию Афродиты выбирают творческую, связанную с искусством и культурой. И мужчины ее привлекают творческие, неординарные, эмоциональные, сложные, но плохо подходящие на роль мужа. Она страстная любовница, дети Афины – плоды ее любви.

Афродита – свободная, креативная, романтичная, чувственная, сексуальная и энергичная женщина, живущая «здесь и сейчас». Она не размышляет, а ощущает и чувствует.

Минусы архетипа: импульсивность, нерациональность, чрезмерная влюбчивость, спонтанность и эмоциональность.

  • развивать сдержанность,
  • обдумывать проблему, перед тем как принять окончательное решение,
  • научиться говорить «нет»,
  • развивать Деметру, Геру, Афину.

Гера

Гера – богиня-жена . Каждая девочка с детства мечтает выйти замуж «раз и навсегда», поэтому архетип Геры очень развит в нашем обществе.

Смысл жизни Геры в любви к мужу, главное стремление – быть женой, причем официальной, а не гражданской. Гера – женщина сохраняющая брак и делающая все для благополучия супруга, она его соратница и надежный «тыл».

Гера преданная, терпеливая, поддерживающая, почтительная женщина, та, что не бросит мужа ни при каких обстоятельствах.

Для Геры принципиально важна верность мужчины, его преданность ей, так как она сама верная женщина. Но в случае измены, она не станет винить мужа, виновата будет соперница-обольстительница.

Отрицательные стороны архетипа: ревность, агрессивность, мстительность, зацикленность на браке (не решается на развод, даже если он пойдет ей на пользу), слабо выраженная любовь к детям.

  • отделить свое «Я» от «Мы», определить личные границы,
  • не зацикливаться на муже,
  • не ограничиваться ролью жены,
  • отрицательные эмоции сублимировать в продуктивной деятельности,
  • развивать в себе архетипы Афродиты, Афины, Персефоны.

Персефона

Персефона – дочь, девочка , вечно юная и молодая. Это женщина-ребенок, не осознающая своих желаний, не готовая брать ответственность, испытывающая трудность в выборе как профессии, так и мужа.

Персефона податлива, ведома, пассивна, наивна, нерешительна, открыта и скромна. Все ее старания направлены на то, чтобы быть хорошей дочерью для матери, она мамина дочка.

С мужчинами Персефона застенчива и нежна, ей не хватает решительности и сексуальности. К ней тянутся юные и неопытные мужчины, а также те, которые устали от самодостаточных женщин. Нередко Персефона выходит замуж поневоле, уступая требованию родителей.

Персефона тонко чувствует и воспринимает окружающий мир, поэтому умеет подстраиваться и нравиться людям. Не боится рутинной работы , выбирает ту деятельность, в которой не требуется проявлять инициативу и управлять людьми. Склонна к частой смене работы.

Персефона имеет все шансы перерасти свое девичество и стать психологически зрелой женщиной.

  • развивать осознанность, учиться понимать себя, свои желания, ставить личные цели,
  • развивать ответственность и смелость,
  • научиться заботиться о себе самостоятельно,
  • расти духовно, пробуждая в себе Афродиту, Афину, Деметру.

Каждая взрослая женщина была девочкой. Вырастая, женщины забывают как это – быть беспечной, легкой и веселой, они несут бремя забот, обязанностей и ответственности, ограничивая себя ролями жены, матери, работницы. Однако, для гармоничного развития, нужно постараться сохранить молодость в душе.

Артемида

Артемида – богиня охоты . Это сильная женщина, способная постоять за себя и защитить права других женщин. Она хорошая подруга и сестра . Каждый раз, когда женщина берется отстаивать свои права или права других, в ней просыпается Артемида.

Артемида смелая, уверенная в себе, настойчивая, целеустремленная, независимая и свободолюбивая. Она привыкла рассчитывать в жизни только на свои собственные силы и вера в победу ее никогда не покидает.

Женщины, с преобладающим архетипом Артемиды, выбирают мужские профессии , любят путешествовать, заниматься спортом, становятся общественными деятелями. Артемида любит спорить, конкурировать и соперничать с мужчинами.

Женщина-охотница живет ради цели , которую видит перед собой и стремится к ней, но этой целью редко бывает брак или любовь мужчины. Артемида сторонится мужчин, часто бывает одинока , боится вступать в брак, выглядит неприступной.

Мужчины ею воспринимается в лучшем случае как друзья. Партнером Артемиды может стать лишь мужчина-соратник, чьи принципы, планы, интересы и цели совпадают с ее собственными.

Отрицательные черты: неумение доверять мужчинам, быть нежной и женственной, конфликтность, принципиальность, чрезмерная мужественность.

  • развивать женственность,
  • учиться доверять, принимать заботу и опеку,
  • пробудить в себе Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.

Афина

Этот архетип главенствует, когда женщина обладает незаурядным умом и трудится интеллектуально. Разум – ее главное оружие. Все ее поступки логичны, продуманы и являются частью стратегии.

Афина – активная, целостная, властная, сильная, зрелая личность. Она консервативна, ответственна, дисциплинирована, не боится брать на себя обязанности лидера. Это женщина-трудоголик, карьеристка и бизнес-леди.

Эмоции предпочитает не выражать, оттого кажется равнодушной. В ее принципы входит практицизм, четкость, ясность, сдержанность. Она не станет тратить время на мечты и романтику, а сразу начнет действовать и чем более эффективно, тем лучше.

Афина ищет успешного, смелого, сильного, самодостаточного и состоявшегося в выбранной сфере деятельности мужчину , такого же победителя , как и она сама.

Так же как Артемиде, ей не хватает женственности, умения доверять и следовать за мужчиной.

  • уделять больше времени личной жизни и отдыху,
  • реализоваться как жена и мать,
  • стать для мужчины музой, а не равноправным соперником,
  • учиться быть ведомой, а не ведущей,
  • развивать Афродиту, Персефону, Деметру.

Гестия

Этот архетип преобладает в женщинах, живущих больше внутренним миром, нежели внешним. Гестия – целостная натура, добрая, мудрая, спокойная, уравновешенная, интровертированная и настолько наполненная внутренне, что не испытывает потребности проявлять себя во внешнем мире.

Гестиям комфортно дома и никогда не бывает скучно наедине с собой, поэтому часто они становятся домохозяйками или работают удаленно на дому. Гестия не любит толпу и шумную компанию, ей хорошо в одиночестве и достаточно одного близкого, понимающего и любящего человека рядом, которым чаще всего становится ее муж.

Это мудрые женщины, у них хорошо развита интуиция, способность понимать внутренний мир другого человека без слов, сопереживать и сочувствовать. Такая женщина становится прекрасной женой и хранительницей домашнего очага. Она умеет создавать уют и приятную, умиротворяющую атмосферу в доме.

Гестия не навязывает себя мужчине, не контролирует его и не критикует. Чаще всего ее мужем становится мужчина-лидер, умеющий быть инициативным и деятельным.

  • развивать социальные навыки,
  • стать более открытой и общительной,
  • раскрывать таланты,
  • применять способности и знания на практике,
  • пробудить в себе Афродиту, Афину, Артемиду.

Почему женщине нужно знать своих внутренних богинь? Получение знаний влечет за собой осознание причин жизненных трудностей, а значит, становится понятным над чем в себе стоит поработать, чтобы стать счастливее.