5 правил дружбы. Общие правила дружбы

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: « ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС». (Свойства воздуха)

Интеграция образовательных областей :
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи :
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы :
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные: (Рассматривание картин)
3. Словесные: (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный материал: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физкультурная минутка.
Игровая: дидактическая игра: «Экологический светофор», «Электробытовая техника», игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово. Я буду называть слово, а вы должны сказать, какой звук в слове первый.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В».
ОБЛАКО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК - «О».
ЗЕМЛЯ – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «З».
ДЕРЕВО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Д».
УТРО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «У».
ХЛЕБ – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х».
- Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (везде).
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (ответы детей).
-Почему? (ответы детей).
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (Ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(Медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(Продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
- Как можно его обнаружить? (ответы). - А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? ВОЗДУХ. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? - А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух. Надуваем целлофановый пакет, демонстрируем его форму и упругость. Затем показывает не надутый шарик, обращает внимание на то, что он мягкий, бесформенный. Надувает его. Завязывает, все легко нажимают – пробуют упругость. Воздух заполняет собой весь предмет. Что у него внутри? Воздух. Поясняю, что только надутым шариком интересно играть.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды. - Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Физкультминутка
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)
Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)
Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)
Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)
Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)
До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
- Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо их проветривать. Провожу детей в спальню, где няня проветрила комнату. Предлагаю подышать, почувствовать воздух, спрашиваю, чем он отличается от воздуха в группе. Прошу объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.Здоровье человека зависит от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. - Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей). - Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да, зеленый.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да, зеленый.
Воздух тяжелее воды. Нет, красный.

Воздух можно почувствовать. Да, зеленый.

Воздух можно услышать. Да, зеленый.

Воздух имеет свою форму. Нет, красный.

На сегодня работа в нашей лаборатории закончилась. Всем спасибо за работу.

Наталья Семенютина
Эксперементальная деятельность «Воздух»

Цель : Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе .

Программное содержание :

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.

Обучающие задачи :

1. Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.

2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха .

3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара .

4. Активизировать речь и обогащать словарь.

5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру

поведения на занятиях.

Материал : 4 стола. На первом - веера и воздушные шары (по количеству детей) . На втором - стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой. На третьем - баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик. На четвертом - 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Стулья по количеству детей на них белые халаты. Проектор, экран, ноутбук, колонки, сумка-холодильник, фен.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух . Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде» , дидактическая игра «Живое – неживое» .

Ход занятия

Вводная часть

Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек» ).

А тут еще открытка с загадкой :

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух )

А как вы догадались? (Алина, Саша)

Да, воздух не видим , но он существует вокруг нас.

Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

А там ничего нет.

Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух ) Как считает Катя? А Дима?

Для чего нам нужен воздух ? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут .

А кому ещё нужен воздух ? (Рыбам, животным, растениям)

Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка » . Почему? Как вы считаете? Алиса? А Надя как думает? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема : если воздух невидим , как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей) Как считает Саша? А Никита?

Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух . Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели : глаза, руки, уши) . Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух )

А на эту? (Как можно почувствовать воздух )

На эту? (Как можно услышать воздух )

Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным) . В лаборатории надо соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть

Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери» . Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Слайд 12)

Как можно почувствовать воздух ? Молодцы.

Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух , холодок)

А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух , струю воздуха )

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика »

Цель : познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух , определить, что воздух есть в шаре , его можно почувствовать.

Материал : воздушные шары .

Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент , а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха , но шарик из руки не выпускаем.

Что вы чувствуете? Степа? А Андрей, что чувствует? (Воздух , холодок)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод : обнаружили воздух – почувствовали его , при помощи воздушного шарика .

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос : Как можно почувствовать воздух ? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух ? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика )

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Как можно увидеть воздух ?

У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух , ничего)

А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике

Цель : определить, что воздух есть в стаканчике . Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух .

Материал : стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики.

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент . На дно стаканчика кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает Катя? Вика?

Вывод : салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке , он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух , при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель : обнаружить, что воздух мы можем увидеть и другим способом. При разном выдохе воздуха , увидеть разное количество пузырьков.

Материал : трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента .

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? Лена? Саша? (Пузырьки воздуха ) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод : когда выдыхаем много воздуха , то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха , пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух .

Уважаемые коллеги эксперимент закончен .

Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос : Как же можно увидеть воздух ? (Да)

А кто не согласен? Все увидели воздух ?

А что нам помогло увидеть воздух ? (При опускании стаканчика в ёмкость с водой мы увидели, что салфетка на дне стаканчика осталась сухой, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха ).

Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо» )

Как можно услышать воздух ?

Эксперимент №4 «Слышим воздух разными способами »

Цель : обнаружить, что воздух можно услышать , разными способами : если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух .

Материал : баночки, бутылочки, шарик.

Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

Что вы слышите, коллеги? (Воздух , звук) .

А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух , что мы услышим? Лена? Петя? (Звук, писк) . Педагог сам проделывает эксперимент с шариком .

Вывод : воздух можно услышать разными способами.

На нашей планете Земля есть воздух , поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет , поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух , когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте

Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос :

Как можно услышать воздух ? Таня думает, что да. Вы согласны с Таней?

С помощью чего мы услышали воздух коллеги ? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Скажите мне, пожалуйста, коллеги, а как можно еще надуть шарик? (С помощью насоса) .

А я вам предлагаю другой способ.

Эксперимент №5 «Надуваем шарик»

Цель : обнаружить, что воздух при нагревании расширяется – занимает больше места. Познакомить детей с необычным способом надувания шарика.

Материал : сумка – холодильник, бутылочка, шарик, фен, емкость с водой и льдом.

Если взять пустую бутылку, её охладить, затем занести охлажденную бутылку в тёплое помещение, на горлышко надеть шарик. Что произойдёт?

Педагог вынимает охлаждённую бутылочку с шариком из сумки – холодильника. Тёплую струю фена направляет на бутылочку – нагревает её.

Что происходит коллеги? (Шарик надувается)

Почему он надувается? (Воздух расширяется )

Посмотрите на меня. Сожмите кулачки - вот так воздух сжимается в холоде , разожмите кулачки - воздух в тепле расширяется . И когда мы занесли бутылку в тёплое помещение, воздух стал расширяться , ему стало мало места в бутылочке, он начал, выходить из бутылочки и надул шарик.

Вывод : шарик можно надуть необычным способом, в шарике есть воздух , при нагревании бутылочки он нагревается – расширяется и выходит из бутылочки в шарик.

Эксперимент №6 «Сдуваем шарик»

Цель : шарик можно сдуть необычным способом, обнаружить, что если

воздух охладить , он сжимается - занимает меньше места.

Материал : бутылочка с шариком на горлышке, емкость с водой и льдом.

Коллеги, а как можно сдуть шарик? (Лопнуть, снять с бутылочки)

А давайте мы его охладим, ставим бутылочку и шарик в емкость с холодной водой и льдом. Воспитатель ставит бутылочку с надутым шариком на горлышке, в емкость с холодной водой и льдом.

Пока шарик с бутылочкой охлаждаются, я вам расскажу про воздушные шары .

Первый воздушный шар изобрели и построили французы, два брата Жозеф и Жак Монгольфье. Это было давно в 1783 году. Братья построили шар из бумаги и льняной ткани. Шар надули горячим воздухом , т. к. горячий воздух легче холодного . Первыми пассажирами были петух, утка и овца. (Показ картинок) . Этот полёт длился 8 минут. А когда полетел человек - полёт длился 25 минут. Шары стали надувать газами. Сейчас полёты на воздушных шарах - это увлекательный вид спорта. И может быть кто-то из вас, когда

вырастит, тоже будит летать на воздушных шарах .

Ну что же, давайте коллеги посмотрим, что же стало с нашим шариком? (Сдулся. А почему? Воздух сжался ) Покажите кулачками, как он сжался.

Вывод : воздух при охлаждении занимает меньше места – сжимается. Шарик можно сдувать таким необычным способом, воздух из шарика вышел обратно в бутылочку.

Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес ? Вика считает, что имеет. А Яна думает, что воздух не имеет веса .

А мы сейчас проверим.

Эксперимент №7 «Живой пластилин»

Цель : выявить, что воздух имеет вес .

Материал : 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко) .

Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары ) и пластилин всплывает на поверхность.

Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод : воздух имеет вес .

Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

Подойдите к волшебной «Чудо – двери» . Играет музыка. (Слайд 30)

Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Заключительная часть

Ребята, я вам предлагаю снять халаты и положить их на стульчики.

Посмотрите на меня.

Где мы сейчас были? (В научной лаборатории)

А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы)

С помощью чего мы нашли ответы :

Посмотрите на модели.

Увидели воздух :

1. С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.

2. Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух :

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух :

1. С помощью бутылочек, баночек.

2. С помощью шарика.

А что нового, интересного вы узнали из путешествия?

Ребята, подойдите ко мне, закройте глазки. Я вас всех поглажу, а вы мне

скажите, кого я больше всех погладила?

Я вас всех погладила, вы все были внимательными, активными. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты , как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

Про воздух...

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если он загрязнен.

Чистый воздух - одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Чего в комнате не видишь,
а жить без него не сможешь?
Ответ: Воздух

Придумай и запиши свою загадку о воздухе.

Он прозрачен, невесом, кто же это? Воздух он!
Без него нельзя прожить и минуты? Ответ: Воздух
Нужен всем живым существам на нашей планете. Ответ: Воздух
Деревья очищают, а человек загрязняет? Ответ: Воздух

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным - то, что не загрязняет. Объясните свое решение.
Ответ:
Красным карандашом отметили фабрики и заводы, которые загрязняют воздух вредными веществами, а так же весь транспорт (автобус, грузовик, легковой автомобиль, мотоцикл), который работает на бензине и с выхлопными газами выбрасывают в воздух несколько очень вредных веществ.
Зелёным карандашом отметили экологически чистые средства передвижения - лошадку с санями, самокат, велосипед, роликовые коньки. Трамваи и троллейбусы, которые работают на электричестве, при этом никаких вредных выхлопных газов не образуется и воздух остается чистым.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. Можно вырезать фотографии из журналов или сделать распечатку из Интернета. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.


Я люблю смотреть на небо, на прекрасные белые пушистые, как будто сладкая сахарная вата, облака. Глядя на них, фантазировать, представлять, на какое животное они похожи. Очень красиво небо, когда, после дождика, появляется радуга, и из-за тучек проглядывает ласковое солнышко.

Муниципальное дошкольное о бразовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад
« Сказка» п. Ивня

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Правда ли , что воздух есть везде ? »

Сапрыкина Ира (6 лет )
Галкина Алина (6 лет )

Научный руководитель :

воспитатель
МДОУ ЦРР- детский сад

«Сказка» п. Ивня

Польщикова Татьяна Михайловна

Цель : определить , действительно ли воздух проникает всюду и есть

Везде

Задачи :

§ изучить материалы энциклопедии по теме « Воздух»,

§ выяснить , может ли воздух поддерживать предметы,

§ обнаружить воздух в пространстве и доказать присутствие воздуха внутри человека

Гипотеза : предположим , что воздух есть везде.

Введение :

Воздух окружает нас повсюду. Он является бесцветным и очень мало весит. Землю окружает слой воздуха, который называется "атмосфера". Всем лю­дям, животным и растениям воздух необходим для существования. Воздух оказывает давление во всех направлениях на все тела. Кроме того, воздух яв­ляется средой для распространения звука, который передается в нем быст­рее, чем через жидкости и твердые тела. Воздух состоит из различных газов и водяного пара.

Воздух необходим всем живым организмам, без него нет жизни растениям и животным.

Много в природе волшебных чудес, Попон загадок таинственный лес: Кто это звонко поёт в синеве?
Что за зверек притаился в траве? Кто там стучит очень громко:
-Тук-тук!-?
Кто это сети развесив вокруг?

Словно жемчужины дивной красы,
На паутине капли росы,
Вдруг на болоте, в глуши, среди кочек Прячется сказочный алый цветочек! Только для нас невозможного нет -
Мы на вопросы отыщем ответ

Воздух бывает чистым и грязным .

Всем людям нужно знать, что жить лучше в том месте, где воздух чистый. Там растут большие растения, животные и люди не болеют, потому что дышат чистым воздухом. Это места у реки, у леса, где деревья выделяют много кислорода, отчего воздух становится чище.

Наверное, все знают, что там, где рядом свалки и дымят трубы заводов, там жить опасно, потому что воздух загрязнён отходами производства . Даже деревьям там тяжело, они так же, как и люди могут болеть.

Веер" href="/text/category/veer/" rel="bookmark">веер , помахать у лица и почувствовать дуновение(перемещение воздуха).

Описание опытов

Воздух поддерживает предметы

Чтобы убедиться в том, что воздух поддерживает предметы, воспитатель предложила мне встать на стульчик и взять два листочка

(один смять, другой ровный), отпустить их одновременно с высоты. Мы увидели, что ровный листок как бы парил, медленно опускался, а смятый упал сразу(он был тяжелее).



Есть ли воздух внутри человека ?

Как же убедиться в том, есть ли воздух внутри человека. Мы провели вот такой опыт. Глубоко вздохнув, мы задержали воздух и увидели, как грудная клетка увеличилась в размере (легкие наполнились воздухом), а затем выдохнули, и грудная клетка уменьшилась.

Вывод : Значит воздух есть внутри человека .

Можно провести ещё один опыт для того чтобы узнать: воздух есть внутри человека. Нужно взять трубочку (например, от сока), подуть в неё, подставить ладошку. Тогда можно почувствовать, как тёплый воздух
(нагревшись внутри) попадает на ладошку.

Вот так мы и убедились в том, что воздух есть внутри человека и его можно почувствовать.

Воздух есть повсюду и проникает везде .

Для того, чтобы убедиться в этом, мы надули шарик, а потом развязали ниточку. Мы увидели как шарик становится всё меньше и меньше, и наконец он стал совсем маленький: воздух весь из него вышел.

Подобный опыт можно провести с пластиковой бутылкой: надеть шарик на горлышко, надавить на бутылку и увидим, что шарик понемногу наполняется воздухом.

Воздух имеет вес

Оказывается, надутый шарик тяжелее пустого, а убедились мы в этом так: оба шарика (пустой и надутый) на ниточках привязали на палочку, расположенную горизонтально. Увидели, как полный воздухом шарик, перевесил пустой. Так всем стало понятно, что воздух имеет вес.

Вывод : Таким образом, наша гипотеза о том, что воздух есть повсюду, нашла подтверждение в нашем исследовании.

Список литературы :

1. Якушенко Р. « Мир вокруг нас»

2. « Моя самая первая энциклопедия» Росмэн, 2005г.

3. « Мир науки « (энциклопедия для маленьких)

4. « Наш дом - природа» И. Рыжова