Материал (средняя группа) на тему: учимся ориентироваться в пространстве.

Посмотрите вокруг себя. Опишите, то, что вы видите.

(Учащиеся описывают все то, что видят вокруг себя).

Все то, пространство, что вы увидели вокруг себя это и есть горизонт. А там где вы видите линию, где сходится земля с небом - это линия горизонта.

Наш земной шар делится на 4 основные части: на север, юг, запад и восток.

Ой, а что это там вверху так сильно, ярко светит?

(Ответ детей.)

Правильно, солнышко. А кто знает, откуда оно взялось, там так высоко?

(Дети должны придти к выводу, что оно постоянно всходит с одной стороны и заходит в противоположной стороне горизонта).

Восток – сторона восхода солнца. Юг – сторона полуденного солнца. Запад – сторона заката солнца. На Севере никогда не бывает солнца.

По Солнцу можно определить стороны горизонта. Для этого нужно в 12 часов встать спиной к Солнцу, и тень, отброшенная фигурой наблюдателя, превратится в стрелку – указатель, показывающую на Север. Противоположная сторона – это Юг. Руки расправленные в стороны, укажут на Запад и Восток).

(Г) Объединение в группы. Все дети стоят в шеренге и делятся на первый (fist), второй (second), третий (third), четвертый (forth) на английском языке. Задание группам. Определить на местности стороны горизонта по Солнцу. Презентация.

Просмотр фрагмента мультфильма «Эхо»

Ребята обратите внимание, на ситуацию, в которую попала героиня мультфильма. (Героиня заблудилась)

А как вы думаете, что нужно знать героине мультфильма, что бы найти верный путь к дому?

(Ответы детей). Что бы суметь правильно найти дорогу в нужном направлении, необходимо, прежде всего, знать стороны горизонта и уметь их определять.

(Г) Объединение в группы. Задание на карточках: рисунки, на которых изображены различные местные признак ориентирования на местности. Ребята в группах должны описать ими увиденное. Объяснить что особенного в этих изображениях.

Представить аппликацию из предложенных картинок. Презентовать. (Кто-то из учащихся догадается, что по данным местным признакам, возможно, определить стороны горизонта). Если нет, то учитель оказывает помощь и объясняет, используя наводящие вопросы).

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Нам за парты сесть вели.

(П) Работа по учебнику. Объединение в пары. «Как сидите»

В парах учащиеся используют местные признаки, чтобы определить С, Ю, В и З.

Ребята. Скажите, в каких случаях людям нужно обязательно знать стороны горизонта и уметь ориентироваться на местности?

(Ответы детей)

Для чего им нужно это знать?

(Ответы детей)

Ориентирование – это умение определять стороны света, представить себе направление в окружающем пространстве. «Навигация – процесс управления движущимся объектом в определенном направлении. А как люди этой профессии ориентируются?

(Ответы детей)

Правильно по компасу, по географической карте. Компас это прибор, предназначенный для определения сторон горизонта. Географическая карта - это уменьшенное изображение модели земной поверхности.

Игра «Запомни». На карточках ключевые слова. Учащийся произносит одно из ключевых слов и добавляет имя ученика, стоящего слева от него. Он, в свою очередь, тоже произносит другое ключевое слово. Таким образом, школьники должны назвать все ключевые слова.

(П) Объединение в пары. Игра. «Навигация» Один задает маршрут, другой должен маршрут прокомментировать, выполнить. Некоторые учащиеся смогут назвать промежуточные стороны горизонта.

Ф.О.Уровень мыслительных навыков:

Применение знаний

Критерий оценивания: Обучающийся

Называет стороны горизонта.

Определяет стороны горизонта по природным признакам.

Задание 1

Дополните названия сторон горизонта.

Дескриптор: Обучающийся - записывает стороны горизонта.

Задание 2

Используя рисунки 1 и 2, определите и запишите стороны горизонта. Объясните, как вы определили.

Дескриптор: Обучающийся - определяет и записывает стороны горизонта.

УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.

Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве и когда это следует начинать. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.

В три-четыре года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

В четыре – пять лет у детей продолжается развиваться умение ориентироваться в пространстве. Ребёнок учиться определять расположение одной – двух игрушек. Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
«Далеко - близко»

Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?

«Весёлая зарядка»

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!» А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д.

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо».

«Весёлый стих»

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.

«Упражнения на прогулке»

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.

Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

«Умные игрушки»

Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево. Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!»

Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее.

Все дети любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»

А еще можно поиграть так. Сядьте с ребёнком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади - куклу, справа - зайку, слева - мишку. Теперь расскажите ему такую присказку:

Вперед пойдешь - машину найдешь.
Направо пойдешь - зайку найдешь.
Налево пойдешь - мишку найдешь.
Назад пойдешь - куклу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.

«Где игрушки?»

Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу (спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите малыша, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а малыш должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева). Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В возрасте пяти-шести лет ребенок продолжает учиться определять местонахождение одних предметов относительно других.
Закрепить знания можно с помощью следующих игр:

«Регулировщик»

Пусть ребёнок будет регулировщиком, а Вы автомобилистом. Смастерите малышу жезл, а сами возьмите руль. Пусть ребёнок встанет посередине комнаты, и будет показывать Вам жезлом направление движения, а также он должен произносить команды: направо, налево, вперед, назад. Затем можно поменяться ролями.

«Робот»

Предложите ребёнку поиграть в робота. Вы будите давать малышу команды, а он исполнять. Например, иди вперед, поверни направо, подними левую руку, повернись налево. Потом можно поменяться ролями.

«Свет мой, зеркальце…»

С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если ребёнок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть…

Сообщите ребёнку, что сейчас покажете ему фокус. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А путаница произошла из-за того, что предмет изменил свое положение в пространстве.

Возможно, ребёнок не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это. И здесь тоже на помощь придут игры.

«Зеркало»

Поставьте два стула друг напротив друга. На один стул сядьте сами на второй посадите малыша. Объясните ребёнку, что то, что вы будите делать правой или левой рукой, малыш должен будет повторять за Вами той же рукой. Прикоснитесь рукой по очереди к правому, а затем к левому плечу, правой рукой к левому уху, левой рукой к правому колену, правой рукой к правому уху и т.д. Попросите ребёнка повторить то же самое действие.

«Весёлые картинки»

Мама может нарисовать картинку-загадку для ребёнка. Изобразите на ней (можно схематически) пару десятков зайчиков (или человечков). Пусть они стоят и передом, и задом, и боком. Часть фигурок будет держать флажки в правых лапках, часть - в левых. Пусть ребёнок обведет, например, синим карандашом тех, у кого флажок в правой лапе, а зеленым - у кого в левой.

«Скажи, где находится»

Ребёнку нужно называть пространственное расположение предмета относительно того, кто бросает мяч и называет предмет (в данном случае, мамы). Время от времени меняйтесь с малышом ролями. Попробуйте допустить ошибку. Заметит ли ее ребенок?

Станьте вместе с ребенком посреди комнаты и попросите, чтобы он расположился так, чтобы вы очутились слева от него, затем справа, спереди, сзади. Предложите ребёнку ответить на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы «право» и «лево» поменялись местами? А чтобы поменялись местами «спереди» и «сзади»?

Можно ли «справа» изменить на «спереди»? Что произойдет, если сделать полный оборот?» В первом и втором случае нужно повернуться на пол-оборота, в третьем случае - на четверть. А вот если сделать полный оборот, ничего не произойдет. Не спешите подсказывать малышу. Пусть он сам повертится на месте и поймет что к чему.

«Где звенит?»

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик (или другой звучащий предмет), держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

«Угадай, кого загадали»

Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.

Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Родитель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит справа от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем предложите поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

С детьми б-7 лет большое внимание необходимо уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к дому окружении используются игры и упражнения: «Как пройти в магазин (в аптеку и пр.)». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д.

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, можно поиграть в игры: «Наоборот», «Дополни предложение». Например, родитель начинает предложение: «Сережа подбросил мяч… (вверх); папа поставил кружку… (справа), а мама поставила тарелку… (слева).

Важно ребёнка 6-7 лет научить ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.д.)

Предложите ребёнку найти середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.

Предложите взять 5 красных кружков и положить в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, ребёнок рассказал о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.

Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть ребёнок поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску.

Купите тетрадь с крупными клетками, дайте ребёнку хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть ребёнок отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и т.д. и диктуйте уже по готовому рисунку.

Не забывайте, что такая работа очень утомительна для ребёнка, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны и т.д. Например:

Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью взрослого моделируют собственные планы маршрутов.

Учимся ориентироваться

Пожалуй, самое важное – умение ориентироваться в лесу, в тайге, вообще в любой труднопроходимой, пересеченной местности. Кроме топографических карт, работа с которыми требует некоторых специальных навыков и довольно сложна для новичка, есть множество других способов, достаточно простых и действенных.

Прежде чем углубиться в лес, надо обязательно посмотреть на солнце и запомнить, с какой стороны оно расположено. Если солнце слева, то при выходе из леса в том же направлении нужно, чтобы оно оказалось справа.

Передвигаясь в лесу, необходимо запоминать по возможности свой путь, замечая на дороге предметы, которые могут служить ориентирами: вывороченный пень, сломанное дерево, просеки, характерные изгибы ручьев и речек, овраги, канавы. В густом лесу определить свое месторасположение можно, забравшись на высокое дерево. Выйдя на тропу, нужно внимательно ее осмотреть. Если тропа заросшая и при движении по ней ветки бьют в лицо – с нее нужно сойти. Она звериная и к жилью не приведет. Заблудившись, лучше всего вернуться туда, откуда вы начали свой путь, и постараться сориентироваться снова. Выйти на дорогу можно по звуку проходящих автомобилей или поездов. Запомни, что в лесу громкий, низкий крик будет слышен значительно дальше, чем пронзительный.

Ночью, если нет компаса, можно ориентироваться по звездам и луне. В начале пути, выбрав на небе звезду, которая находится как раз над той точкой на земле, куда нужно выйти, можно углубиться в лес и идти по направлению к выбранной звезде.

Самый лучший, верный помощник при определении сторон горизонта и выборе направления движения – компас. Чтобы с помощью компаса установить, где север, где юг, надо опустить тормоз магнитной стрелки и, держа компас горизонтально, повернуть его так, чтобы северный конец стрелки указал на букву «с» (север). При таком положении буквы «в», «з», «ю» укажут направление на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет играть роль своеобразного «маяка» при движении по маршруту. В дорогу желательно брать так называемый жидкостный компас (он продается в любом охотничьем магазине). Его стрелка меньше «мечется» при ходьбе или беге. Перед началом похода нужно обязательно проверить, исправен ли компас. С опущенным тормозом его устанавливают в горизонтальном положении. К стрелке подносят какой-нибудь железный предмет, выводя ее из равновесия, и проверяют, вернется ли она в прежнее положение. Если не вернется, то компас неисправен, и пользоваться им нельзя. Нужно иметь в виду, что любой компас вблизи линий электропередач, у железных дорог, а также во время грозы может неправильно указывать стороны горизонта.

В полевых условиях надо уметь определять расстояние с помощью глазомера, как говорится, «на глазок». Иногда это умение дается от природы, но чаще всего его нужно развивать постоянной тренировкой. Причем в разных ландшафтах наш глазомер ведет себя по-разному. Известно, что степняки, обладающие, кстати, чрезвычайно острым зрением, прекрасно определяют расстояние в степи, но делают грубые ошибки, находясь в горах или в море. Городской житель очень часто теряется, когда ему нужно определить расстояние в природных условиях.

Ирина Тютина

Лэпбук «Влево - впаво . Вверх – вниз .

Учимся ориентироваться в пространстве ».

Цель : формировать пространственные представления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1. закрепить ориентирование на собственном теле ;

2. закрепить ориентирование в микропространстве ;

3. закрепить понимание и употребление предлогов;

4. закрепить ориентирование на листе бумаги .

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений , обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении .

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов :

Обучение детей ориентировке “на себе” .

В лепбуке это задания на изучение своего тела, тела человека, что расположении у человека вверху , внизу , справа, слева.

Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя» .

В лепбуке это задания на расположение фруктов и овощей справа, слева, задание на расположение колец пирамидки сверху вниз и снизу вверх , задание на расположение снеговика с использованием наречий «сверху» , «снизу» , «посередине» , задания на печатной основе.

Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений .

В лэпбук включены задания , которые наглядно показывают значение и употребление предлогов.

Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем .

«На зарядку становись!»

(подвижная игра) (вариант : «Непослушный спортсмен» , «Зеркало» )

Карточки со схематичным изображением человечков в разных позах.

Цель : закрепление представлений о схеме тела.

«Тактильные ладошки»

На обратной стороне лэпбука изображение двух рук (правой и левой, стрелки (право и лево) .

Цель : наглядное определение (примеры) понятий «правое» и «левое»

Игра «Муха»

Цель : учимся ориентироваться в пространстве листа , закрепление понятий «право-лево» , «верх-низ» , развитие внимания

«Где право? Где лево? Разукрась»

Цель : закрепление пространственных представлений , развитие внимания.

«Выложи узор»

Цель : формирование умения ориентироваться на плоскости листа .

Дидактическая игра «Сделай картинку»

Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения : на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.

Оборудование. Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.

Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов : грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.

– Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.

Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом» , «Облако над деревом» ).

Дидактическая игра с колечками

Цель. Закреплять понятия «внутри» , «снаружи» , «около» , «между» ; развивать пространственную ориентировку , внимание, быстроту реакции.

Оборудование. Два кольца.

Ход игры

На стол кладется два кольца. По инструкции педагога «Внутрь» дети должны положить игрушку внутрь кольца, «Между» – положить игрушку между кольцами; на сигнал «Снаружи» - за пределы кольца.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости ; употреблять в речи слова «справа» , «слева» , «наверху» , «внизу » .

Оборудование. Макет дома с окнами. Плоскостные изображения жильцов (девочка, мальчик, собака, кошка)

Педагог говорит детям о том, что однажды все собрались и решили жить вместе. И построили себе дом.

(На доске выставляются макет дома и жильцов) . А потом стали спорить, кто, где будет жить.

Педагог : «Давайте поможем всем заселиться в дом» . «Кошка будет жить справа» . Один из детей помещает кошку в окно справа.

Аналогично проводится работа с остальными жильцами. В конце игры педагог спрашивает детей : «Где живет собачка? Где живет девочка?» и т. д.

«Графический диктант»

Цель : формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Карточки с пошаговой инструкцией, на другой стороне карточки - рисунок,

что бы ребёнок смог сам себя проверить (коллекция пополняется)

«Копирование образца»

Карточки с рисунками (коллекция пополняется)

Цель : тренировка зрительно-моторной координации

«Лабиринт»

Карточки с лабиринтами разной сложности (коллекция пополняется)

Цель : закрепление умения детей ориентироваться на плоскости , развитие внимания, зрительного сосредоточения.

Дидактическая игра «Секреты»

Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы : песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.

Ход игры. Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.

Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое - трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку ) . Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет.

Дидактическая игра «Вправо - Влево »

Предложите детям выполнить разные задания :

– найти все машинки, которые едут направо (налево,

– найти зверят, которые держат предмет в правой (левой) лапке,

– выбери картинки, на которых солнышко светит справа (слева,

– выбери зверят, у которых бантик справа (слева,

– выбери картинки, на которых звери едут на машине (велосипеде, мотоцикле и т. д.) .

«Весёлые стихи»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

На полянке два жука

Танцевали гопака :

Правой ножкой топ,топ!

Левой ножкой топ, топ!

Ручки вверх , вверх , вверх !

Кто поднимет выше всех?

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз .

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Глазки вправо , глазки влево ,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо , влево , кругом, вниз ,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко ,

Вверху птички – высоко .

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так : тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо ,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

В правую руку свой мячик возьми,

(Взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

(В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Т. А. Шорыгина

Посмотрим вверх

Посмотри-ка вверх , дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид -

Белой краскою покрыт.

Видишь голубой плафон,

Он висит под потолком.

Знают взрослые и дети -

Лампочка в нем ярко светит.

Т. А. Шорыгина

Посмотри вниз

Возьму с собой дочурку -

Пойду с ней на прогулку.

Ирочка! Остановись!

Посмотри под ноги, вниз .

Видишь палый, желтый лист -

Он от сырости пятнист.

К темной веточке прилип,

А под ним алеет гриб!

Т. А. Шорыгина

Солнечный зайчик

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик.

Вверх , вниз ! Со стола - на карниз.

Зеркальцем взмахну -

Побежит к окну

И прыжками по стене

Возвращается ко мне.

Запетлял по половице,

Словно гонится лисица.

Раз! И прыгнул мне на парту -

Зайчик рад теплу и марту!

Т. А. Шорыгина

Перед домом

Перед домом

Есть скамейка

И крыжовника кусты,

Ранним утром их из лейки

Поливал сегодня ты.

А за домом огород,

Там на грядке лук растет.

Т. А. Шорыгина

Левая рука,

Рука левая,

Расскажи, что делала?

Расскажу я вам, друзья!

Помогала правой я.

Вместе сеяли газон,

Скоро стал зеленым он.

Вместе клумбу украшали

И цветы на ней сажали.

Подмели дорожки, -

Хлопнули в ладошки!

Т. А. Шорыгина

Наши руки

Наши руки - две сестрицы,

Левая и правая.

Наши руки - мастерицы,

Вам скажу по праву я.

Правая - лицо умыла,

Левая - дала ей мыло.

Лейку левая несет,

Правая цветы польет.

Наши руки - две сестрицы,

Наши руки мастерицы!

Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой скок, левой скок,

Сразу обе ножки.

То назад, то вперёд

Скачут по дорожке.

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

На одной ноге постой-ка.

Будто ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди,

да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Ветер тихо клен качает,

Вправо , влево наклоняет :

Раз – наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево ).

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево раз , вправо два ,

Потекла ручьем вода!

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

Поднимает кукла руки,

Вверх- вниз , вверх- вниз ! (поднимать и опускать руки вверх )

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед) .

Смотри скорей, который час,

Тик – так, тик – так!

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу» )

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) .

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево , вправо , назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

(ходьба на месте)

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

(повороты туловища вправо- влево )

Приседайте, не ленитесь,

Раз и два, раз и два!

(приседания) .

Поднимаем руки вверх – это «раз» ,

Повернулась голова – это «два» ,

Руки вниз , вперед смотри – это «три» ,

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре» ,

С силой их к плечам прижать – это «пять» .

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть» .

Руки в стороны! В полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет!