Игры с палочками кюизенера для детей. Игры и занятия с палочками кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.


Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»

9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».

10. «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположениеи поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».

28. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».

29. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»

30. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».


31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).

33. «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».

34. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?»

37. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет».

38. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», - и т.д.

39. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая», - и т.д.

42. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».

48. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».

49. «Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек»

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,» - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам, предложенным в интернете или в различных пособиях. Так же можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

В этой статье предлагаются занятия с палочками Кюизенера, в ходе которых, ребенок знакомится с такими характеристиками палочек как: цвет, длина, числовое значение, и учится различать их по этим свойствам.

Если вы уже знакомы с занятиями с блоками Дьенеша, то заметите, что многие игры аналогичны, что облегчает вам проведение занятия с ребенком.

Знакомство с палочками Кюизенера. Свойства палочек и их сравнение

Игра “Найди меня”

Цель игры - знакомство с палочками Кюизенера:

  • перечисли цвета всех палочек;
  • найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т.д.);
  • найди палочку не красного цвета;
  • найди все палочки такой же длины;
  • отбери по одной палочке разных цветов;
  • найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную);
  • сравнить по длине две выбранные палочки;
  • выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, синяя, красная, синяя;
  • найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета - одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка:

- «Белая палочка короче всех остальных»;

- «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»;

Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что - разное?»

Игра “Угадайка”

Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.

Количественное сравнение

Игра “Где больше?”

Перед ребенком выкладывается два ряда палочек - в одном 4 палочки, в другом - 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну).

Дополнительные задания:

  • добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)?
  • покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;
  • положи столько же палочек сколько у меня;

Пространственная ориентация

Игра “Слева-справа ”

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа - голубую, снизу желтую, сверху - оранжевую» - и т.д.

Игра “Составь картинку”

Предложите ребенку составить из палочек какое-нибудь изображение:

  • елочку, дорожку, забор, домик;
  • геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, и т.д.;
  • построить лестницу;
  • составить узоры

Соотношение числа и цвета

Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета - это палочка 1”, “розовая палочка - это палочка 2”, “голубая палочка - это палочка -3” и т.

Для того, чтобы ребенок осознал, что каждая следующая палочка отличается от предыдущей на единицу, предложите ему следующую игру:

Игра “Числовая лесенка”

Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая).

Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке).- ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая.

Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет.

Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа . Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз).

  • сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”.

Ребенок начнет осознавать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проводите проверку этого утверждения с помощью палочки “1”, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке, проговаривая при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.

Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Занятия с палочками Кюизенера для детей постарше смотрите

Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретальнее.

Все начинается с правильного подхода

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, - это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком). Не забывайте всегда обращать внимание крохи на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша. Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

Краткая инструкция по использованию

В общем, можно сказать, что счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно рук, логику, воображение, кроме того, они помогают малышу становиться более сосредоточенным, усидчивым. Также богаче и ярче становится развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Также детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам (если они имеют различную величину).

в грудном возрасте

С девяти месяцев жизни малыша можно смело браться за совершенствование моторики его ручек. В данном возрасте у крохи начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большими указательным пальцами), потому задача родителей - усовершенствовать этот природный и жизненно необходимый навык. В этом деле лучшим помощником окажутся счетные палочки, которые имеют небольшую длину и совсем маленькую толщину. В коробочке для палочек прорежьте небольшое отверстие ножом, после чего выверните все содержимое перед малышом. Пусть он засовывает в коробку палочки одну за другой, подбирая их своими пальчиками. Когда ребенок начнет подрастать, игру можно разнообразить тем, что она теперь будет проходить на время. Малыш должен будет засунуть максимальное количество пластинок в коробку за определенный период.

Учим цвета

Для малыша весьма занимательными станут игры со счетными палочками, где их нужно рассортировать по цвету. Начинать ребенка учить этому можно также в девятимесячном возрасте или в один годик. Для начала выберите пластинки двух цветов, перемешайте их и покажите малышу, как именно надо их раскладывать. Можно просто создать две кучки, к примеру, для синих и красных. Можно сделать игру более интересной - предложить ребенку класть синие палочки в коробочку того же цвета, то же самое делать с красными. Подобное упражнение влияет на развитие сенсорной системы малыша. Он начинает быстрее воспринимать новый материал и лучше обрабатывает его. Также в ходе игры ребенок будет учиться сравнивать и принимать правильное решение. Когда увидите, что в работе есть успехи, прибавьте еще один цвет.

Нестандартные сочетания

Как правило, в возрасте года дети начинают осваивать такой материал, как пластилин. Поначалу малыши лепят из него какие-то абстрактные и неясные фигуры, но если вы слегка поможете им в этом творческом процессе, то успехи будут куда более заметными. Именно в этой работе можно выгодно использовать счетные палочки, а как это сделать, мы сейчас расскажем. Палочка, подходящая по цвету, может стать стволом дерева или стебельком цветочка. Из большого количества пластинок можно смастерить забор в пластилиновом домике. Также палочки можно применить в качестве колючек для ежика, рук и ног человека, лап собаки или кошки и так далее. Все зависит от вашей фантазии и, конечно же, от абстрактного мышления вашего ребенка.

Рисуем с помощью палочек

Бывает так, что взрослые пытаются научить ребенка рисовать определенные вещи, предметы или вообще изображать что-то на бумаге, но их старания тщетны. Но следует помнить, даже если малыш не проявляет особых талантов в области живописи, передавать и уметь изображать простейшие предметы и явления он просто обязан. Это в корне влияет на его абстрактное мышление и восприятие. Потому сейчас мы будем складывать различные фигуры из счетных палочек и начнем с самого простого. Нарисуйте простейшую картинку на бумаге, не закрашивая ее, а оставив лишь контуры. Теперь предложите ребенку выложить по этим линиям палочки. Обращайте внимание малыша на то, что обе полоски должны точно совпадать. Усложнить задачу можно с помощью цветов. Нарисуйте, к примеру, коричневый ствол елочки и зеленые ветки. Пускай теперь кроха подберет соответствующие по цвету пластинки и наложит их сверху.

С головой в математику

Каждый родитель знает, что счетные палочки - один из лучших помощников в том случае, если мы учимся считать до 10 или изучаем геометрию. Поразительно, но простые пластинки, которые напоминают спички, служат лучшими учителями для детей и отлично развивают абстрактное мышление и понимание данного материала. Как научить малыша просто считать - это понятно каждому. Нужно просто выкладывать нужное количество палочек, добавлять к ним дополнительные или отнимать. А вот если вы изучаете геометрию, то возможностей тут куда больше. Из пластинок можно составлять фигуры, менять их, при этом делать это с помощью перемещения лишь одной из их сторон. Кстати, объяснить малышу, что же это такое - сторона, можно именно таким способом. Аналогично вкладываются знания по поводу того, что такое угол, параллельные стороны, перпендикулярные и прочие азы геометрии.

Формируем дидактические навыки малыша

Настоящей находкой для подрастающего поколения являются счетные палочки Кюизенера. Они являют собой сочетание цвета и числа, что, по мнению экспертов, позволяет ребенку наиболее скоро и эффективно выучить азы математики и логики. Кроме того, они отлично развивают дидактические навыки, улучшают моторику рук и усовершенствуют абстрактное мышление. Если смотреть с математической позиции, то данные палочки - это множество, в котором отслеживается порядок и эквивалентность. Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.

Играем с изобретением Кюизенера

Если у вас совсем крошечный ребенок (год-полтора), то цветные счетные палочки Кюизенера пока что будут служить только в роли конструктора. Однако все равно используем его с намеком на математику, применяя следующий метод. Из палочек можно делать лесенку. Внизу размещаем самую длинную из них, выше устанавливаем чуть более короткую, потом еще короче и так далее. Также пластинки можно размещать по-разному. Они могут иметь в результате форму пирамидки, а могут быть подогнаны под одну сторону. Это даст ребенку возможность понять, что значит больше и меньше, что значит быть «между» или «по обе стороны». Аналогично можно составлять любые композиции и постепенно усложнять их, следя за развитием своего чада.

Заключение

Счетные разноцветные палочки - это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего - моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ? или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Палочки всякие нужны

Действительно, самые разные палочки таят в себе массу возможностей для малышовых игр. Вот, скажем, обычные счетные палочки. Чаще всего мы используем их по назначению: пересчитываем вместе с малышом, изучая первые математические понятия. Но, кроме простого пересчитывания, с палочками можно придумать много других полезных игр и занятий. И не только математических. Или возьмем спички. Каждый из нас усвоил с детства, что «спички - детям не игрушка». Но это смотря как играть! Спички могут стать хорошим подспорьем для игр, только сначала их нужно обезопасить. Ножом счистите со спичек серу, сложите их в отдельную коробочку - и замечательный материал для игр готов. А вот зубочистки для игры с малышами лучше не использовать. Они имеют достаточно острые края - кроха может пораниться.

Какие же еще палочки пригодятся нам для игры? Прежде всего, соломинки для коктейля. Они бывают разных цветов и разной длины. Подойдут всякие, и чем больше разных - тем лучше. Если вы часто покупаете мороженое на палочке, можно насобирать этих самых палочек. Вымойте их, высушите и храните в отдельной коробочке. Им тоже найдется полезное применение. Добавим в арсенал подручных средств картонные трубочки (от бумажных полотенец, туалетной бумаги), и можно приступать к играм.

Игры с палочками будут не только замечательным развлечением для малыша, они помогут его всестороннему развитию. Пытаясь захватить спичку непослушными пальчиками, кроха будет тренировать мелкую моторику, учиться координировать свои движения. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш станет развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный опыт. Выкладывая узоры и фигурки, кроха потренирует пространственное и творческое мышление, фантазию, воображение. А еще игры с палочками - это способ развития математических способностей и мышления, усидчивости и умения концентрировать внимание. Играть в подобные игры можно где угодно: дома за столом, на ковре или на диване, на улице, на даче, на пляже во время летнего отдыха…

Но прежде чем играть, будет не лишним вспомнить основные правила безопасности. Все-таки спички, кусочки коктейльных трубочек - достаточно мелкие предметы для ребенка. Не оставляйте кроху с подобным игровым материалом без присмотра. Всегда будьте рядом, помогайте, объясняйте, направляйте игру в нужное русло и внимательно следите за действиями малыша.

«Моторные» палочки

Игры с небольшими предметами, которые малышу необходимо брать в руки и проделывать с ними какие-то манипуляции - лучший способ тренировки мелкой моторики. Развитые, умелые пальчики помогут крохе легче справляться с письмом в будущем. А, кроме того, упражняя пальчики, мы способствуем развитию речи маленького игрока.

Копилка. Если у вас есть обычная копилка, предложите малышу бросать в нее не монетки, а счетные палочки или спички. Обычно копилки выполнены в виде какого-то персонажа. Вот пусть малыш его и «кормит» палочками. Заполнили копилку доверху, высыпали спички - и можно заполнять снова.

Бутылка-копилка . Вместо покупной копилки можно использовать любые подходящие подручные предметы: пластиковые бутылки, флаконы от шампуней и кремов, жестяные банки из-под напитков. Это внесет в игру разнообразие. Главное, чтобы отверстие в них было не слишком большое. Тогда малышу придется проявить больше ловкости. А, значит, и пользы от игры будет больше. На каждом флаконе нарисуйте маркером смешную рожицу животного или человечка, чтобы «кормить» их было интереснее.

Пластилиновый ежик. Из большого куска пластилина слепите ежика. Расскажите малышу, что ежик где-то потерял свои иголки и теперь не может собирать сухие листочки для своей норки. Да и обидеть теперь его каждый зверь может. Конечно, добрый малыш согласится помочь ежику - воткнуть ему в пластилиновую спинку новые иголки из спичек. Точно так же можно слепить конус-елочку. И добавить ей «осыпавшиеся» иголки.

Ловкие пальчики. А эта игра подойдет трехлетним ребятишкам. Малыш зажимает в кулачке десяток спичек, держит их над столом, а потом разжимает кулачок, чтобы спички упали на стол. Теперь его цель - собрать все спички в кулачок одной рукой так аккуратно, чтобы не задеть те, которые еще лежат на столе. Это очень непростая задача, но она замечательно развивает точность движений. Начните всего с трех-четырех спичек, постепенно увеличивая их количество.

Не урони! Для самых маленьких игроков это упражнение будет сложновато, а вот трехлетним ребятишкам уже можно его предложить. Оно замечательно развивает ловкость, точность, аккуратность, координацию движений. Положите на стол пять спичек. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую - двумя указательными, третью - двумя средними. Затем четвертую - безымянными пальцами, пятую - двумя мизинцами. Конечно, такой трюк у малыша получится не сразу. Пусть сначала потренируется поднимать по одной спичке указательными пальцами. Но если ему удастся освоить упражнение, вы сможете по праву гордиться своим малышом и его умелыми пальчиками!

Умные палочки

С палочками интересно учить цвета, осваивать первые математические понятия, развивать мышление и логику. Причем новые игры можно придумывать бесконечно: чуть-чуть изменили задание, и вот игра уже другая!

Рельсы-рельсы… Предложите малышу построить из счетных палочек рельсы для поезда (можно одновременно использовать и палочки, и трубочки, чтобы дорога получилась длиннее). Сначала выкладываем рельсы - две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы - кладем палочки перпендикулярно. Ребятишкам постарше задайте ритм чередования шпал: например, красная, синяя и снова красная или две желтых, одна синяя, две желтых и т.п. Вы начинаете, а малыш продолжает. Потом пусть кроха придумает свое чередование, а мама продолжит…

Дорожки. Строить дорожки из палочек - тоже интересное занятие. Главное, чтобы потом по этим дорожкам кто-нибудь побегал. Может, пальчики малыша. А, может, небольшая игрушка. Или выкладывайте дорожку от одной игрушки до другой, чтобы им было легче ходить в гости друг к другу. Тогда и строить будет веселее!

Длинные и короткие. Параллельно с «дорогостроением» можно знакомить малыша с понятиями «длинный» и «короткий». Построим две дорожки разной длины и будем их сравнивать. По длинной дорожке игрушка будет идти долго и даже успеет спеть целую песенку. А по короткой - раз-два, и дорожка закончилась! А потом пусть малыш сам построит дорожку короткую и дорожку длинную и разберется, где какая.

Узкие и широкие. А еще можно сделать дорожку узкую и дорожку широкую. Покажите малышу, что по узкой дорожке может проехать всего одна машинка. А на широкой дорожке может поместиться целая шеренга из нескольких машин.

Цветная копилка . Параллельно с развитием моторики можно еще и учить основные цвета. Возьмите пластиковую круглую баночку с крышкой из-под пищевых продуктов. Внутри банки сделайте перегородки из картона, разделив ее на четыре отсека. Крышку тоже разделите на четыре части, приклеив на нее цветную бумагу основных цветов (у вас должен получиться цветной круг, каждая четверть которого имеет свой цвет). Прорежьте в крышке четыре отверстия, чтобы в них можно было просовывать счетные палочки. Задача малыша - не просто просовывать палочки в дырочки, а опускать их в отверстие своего цвета. Когда все палочки будут распределены, откроем крышку и проверим: в каждом отсеке должны быть палочки одного цвета.

Палочки-конструкторы

Из разноцветных счетных палочек, трубочек для коктейля или спичек можно как из своеобразной мозаики выкладывать самые разные фигурки.

Учим фигурки. Выкладывайте на столе геометрические фигурки из палочек (квадрат, треугольник, ромб, трапеция, звезда и т.п.) и называйте их. Пусть малыш попробует рядышком выложить точно такие же фигурки. Кроха гораздо быстрее запоминает информацию, если во время обучения одновременно задействуется несколько органов чувств. Сложив несколько раз фигурки из палочек, «пощупав» их, малыш легко их запомнит. Точно так же можно учить и буквы, выкладывая их из спичек или счетных палочек.

Строим дом. Из палочек можно выкладывать самые разные картинки: домики, машинки, елочки, кораблики, ракеты, самолетики и даже человечков! Самым маленьким строителям не обойтись без помощи мамы. А малыши постарше пусть попробуют придумывать свои собственные рисунки и узоры. И здесь тоже можно параллельно повторять цвета. Например, выложите рядом два домика: один только из красных палочек, другой - только из синих.

Собираем по схеме. Ближе к 3-м годам можно учить малыша выкладывать разные фигурки и картинки по схеме. Для этого маме необходимо сначала эти схемы нарисовать. Это совсем не сложно! Возьмите линейку, цветные карандаши и лист бумаги в клеточку. Выложите несколько разных фигурок из счетных палочек, а затем зарисуйте их на бумагу, точно повторяя цвета, количество и расположение. Схема готова. Начните с самых простых форм. Например, покажите малышу как, используя схему, выложить из палочек красный треугольник.

Палочки-поделки

Всевозможные палочки пригодятся нам и для творческих занятий. Они помогут смастерить вместе с малышом веселые и симпатичные поделки.

Разноцветные бусы. Возьмем коктейльные трубочки, отрежем от них гофрированную сгибающуюся часть. Вот эти отрезанные кусочки мы и будем использовать в качестве бусин. Для бусин можно и просто порезать трубочки на кусочки, но гофрированные части смотрятся эффектнее. Дайте малышу шнурок и покажите, как нанизать на него «бусинки». Чтобы бусы получились еще интереснее, можно чередовать кусочки трубочек с крупными стеклянными бусинами. В зависимости от цвета трубочек бусы могут быть одноцветными или разноцветными. Самые маленькие ювелиры пусть надевают трубочки в любом порядке, а ребятишкам постарше можно предложить придерживаться определенной последовательности цветов. Маленькая модница с удовольствием примерит получившееся украшение. А сыночек пусть подарит модные бусы своей подружке по песочнице.

Забавные существа. Из картонных трубочек можно делать простые и веселые поделки даже с самыми маленькими карапузами. Представьте, что картонный цилиндр - это туловище зверушки или человечка. А дальше пусть за дело берется фантазия: можно дорисовывать личики и мордочки фломастерами, приклеивать лапки, ушки, хвостики из цветной бумаги, делать волосы из ваты и ниток, рога из веточек, добавлять юбочки из кусочков ткани… Придумайте и смастерите вместе с малышом целую коллекцию забавных существ и сочините о них сказку.

Веселые палочки

Кукольный театр. Кукольный театр любят все малыши. Вы можете легко и быстро смастерить персонажей для такого театра и разыграть вместе с малышом любимую сказку. Берем самую простую недорогую книжку с яркими картинками («Колобок», «Теремок» и т.п.), вырезаем персонажей из книжки, наклеиваем их на картон, приклеиваем или прикрепляем скотчем соломинку для коктейля или палочку от мороженого. Артисты для представления готовы! Можно теперь сделать ширму из большой картонной коробки и разыгрывать сказку.

Сколько палочек? Эта нехитрая игра будет тренировать органы чувств малыша, внимание, наблюдательность, мышление. Главное, чтобы малыш уже разбирался с понятиями «один» и «много». Кладем в картонную коробочку одну счетную палочку так, чтобы малыш не видел, и начинаем ее трясти. Сколько палочек в коробочке: одна или много? Потом положим в коробку несколько палочек и потрясем. Вот теперь много! Потренируйте малыша различать на слух одну, две, три и даже четыре палочки… Это вполне реально. И очень интересно!

Подзорная труба. Картонная трубочка - это же замечательная подзорная труба! Одну такую трубочку берет мама, другую - малыш. Мама рассматривает в подзорную трубу комнату и говорит: «Я вижу собачку». Малыш тоже рассматривает комнату в подзорную трубу и находит собачку, которую увидела мама. С ребятишками постарше можно похожим образом сыграть в игру «Я вижу что-то красное». Мама говорит: «Я вижу что-то красное (синее, большое, мягкое, полосатое и т.п.)». А малыш, поглядывая в подзорную трубу, пытается угадать, что же это такое.

Чудо-тоннель. Картонные трубочки умеют превращаться в тоннели. Подскажите малышу такую идею, и он станет увлеченно засовывать в них маленькие игрушечные машинки.

Веселый футбол. Наверное, эту игру помнят многие родители еще со времен своего детства. Особенно папы. Если малыш уже умеет дуть сквозь соломинку, пришло время познакомить с этой игрой и его. Кроме поднятия настроения, забава принесет и другую пользу: дыхательные упражнения развивают легкие ребенка и укрепляют органы речи. Итак, из кусочка бумажной салфетки делаем небольшой легкий шарик. Кладем его в центр стола, вооружаемся соломинками и начинаем дуть через них на «мяч», стараясь, чтобы он перелетел на другой край стола, но не упал на пол. Можно играть и наоборот: каждый игрок старается забить гол в ворота противника - сбросить мячик на пол на «вражеской» стороне.

Палочки на прогулке

Поиграть с палочками можно и на улице во время прогулки. Для этого нам не нужно нести счетные палочки из дома. Материал для игр отыщется в буквальном смысле под ногами. Соберите несколько сухих веточек, они пригодятся для игр. Только обрывать живые ветки с деревьев не нужно, будем учить кроху бережному обхождению с природой.

Рисунки на песке. Покажите малышу, как можно с помощью палочки рисовать на песке или земле. Самым маленьким художникам понравится просто проводить линии и штрихи, удивляясь результатам своих действий. Ребятишки постарше пусть попробуют изобразить что-нибудь узнаваемое.

Повторяй за мной. Предложите малышу повторять узоры за вами. Пусть попробует скопировать то, что вы нарисуете. Это могут быть простые картинки, прямые, ломаные, волнистые, пунктирные линии, геометрические фигурки, буквы и т.п. А потом пусть рисует малыш, а мама за ним повторяет. Рисунки можно дополнять выложенными все из тех же веточек деталями. А еще использовать листья, кусочки коры, мох и т.п.

Фанты. Возьмите две палочки: короткую и длинную. Зажмите их в руке так, чтобы было непонятно, где какая. Договоритесь с малышом: если он вытащит короткую палочку, то выполняет мамино задание, если длинную, задание выполняет мама. Это - игра-развлечение, игра-шутка для подросших ребятишек. А заодно и тренировка на умение различать понятия «длинный» и «короткий».

Катапульта. Эта веселая подвижная игра подойдет даже для самых маленьких ребятишек. Собираем десяток прутиков (привлекаем к сбору и малыша), мастерим «катапульту» из дощечки и камешка, укладываем прутики на одну сторону дощечки и радостно запускаем их вверх ударом по другой стороне. Прутики разлетаются в разные стороны, вызывая бурю восторга у малыша. Теперь его задача -- вновь собрать прутики и приготовить их к следующему запуску. Собирая палочки, можно их пересчитывать. А если к вам присоединятся и другие гуляющие поблизости малыши, игра станет еще веселее.

Играйте с удовольствием!