Ребенок 3 с половиной года развитие. Основа познавательной активности

С этим вопросом «Летидор» обратился к психологу. Об обязательных навыках трехлетних малышей нам рассказала Елена Первухина, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.

Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трёхлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.

«У меня не получается!» - это не преграда для малыша до 3 лет

Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.

Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается - ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.

А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача - собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…

Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить - упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.

iconmonstr-quote-5 (1)

Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.

Трёхлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.

Навык 1: самостоятельность

До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.

Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы. За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно - ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие. Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама - ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо» .

iconmonstr-quote-5 (1)

Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.

Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно» .

Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои - «не стучи в барабан, играй лучше в посудку» , - то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».

Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.

iconmonstr-quote-5 (1)

Чем больше «я сам» будет в жизни ребенка, тем увереннее в себе он будет.

До 3 лет ребенок должен попробовать самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой игрушки, есть.

Предоставляйте малышу максимум свободы и взращивайте самостоятельность .

Радуйтесь, когда малыш сам убирает игрушку, сам натягивает колготки. Навыки самостоятельности сильно пригодятся ребенку в детском саду. Чем более самостоятельным он будет, тем легче пройдет его адаптация к новому месту и коллективу.

Навык 2: общение

Дети начинают разговаривать в разное время. Кто-то в полтора года, кто-то ближе к трем. Заговорить ребенку помогут его родители.

Всегда общайтесь с малышом с помощью простых предложений. Чем короче они будут, тем лучше. Не тараторьте, не частите, дайте ребенку время для ответа.

iconmonstr-quote-5 (1)

Даже если ребенок не разговаривает, диалог у вас с ним должен быть обязательно.

Часто мамы и бабушки ведут монолог, не давая ребенку шанса вклиниться в него. Задали ребенку короткий вопрос - ждите ответа. Даже если он молчит, он все равно что-то ответит: покажет пальчиком, кивнет головой. Вы можете простыми словами отвечать за него.

Например:

  • Что ты хочешь?
  • Ты хочешь водички. Мама, дай пить .

Навык 3: умение занять себя игрой

До трех лет маме надо познакомить ребенка с воображаемым миром, где действия происходят понарошку. Пусть в вашей игре одна и та же палочка будет и удочкой, и пистолетом, и подзорной трубой. Научите малыша играть!

Покажите, что вот мишка и собачка, которые пришли к доктору, потому что у них болит живот, а вот доктор, который дает им лекарство.

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

Продуктивное и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и . Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед
  • п ервое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Многие родители по достижению их трехлетнего возраста начинают с ужасом замечать, что он просто-таки становится похож на главного героя мультика «Чертенок с пушистым хвостом». Никакие наказания, поощрения, замечания, современные методы не помогают, и ребенок продолжает делать все по-своему, вести себя плохо, не обращая внимания на все старания родственников. Все дело в первом возрастном , который переживает кроха именно в этот период. Родителям стоит запастись терпением и уделять малышу как можно больше времени, а, вместе с воспитанием, активно заниматься и его физическим и умственным . Наша статья поможет разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, с помощью каких игр можно развить его физическую форму и интеллект.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Если вам интересно, соответствуют ли физические параметры вашего малыша нормативным показателям для этого возраста и не имеется ли проблем со , предлагаем вам измерить его , окружность , окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Так выглядят средние показатели для :

  • рост - от 92,4 до 99,8 см;
  • вес - от 12,7 до 16,2 кг;
  • окружность головы - от 48 до 50,9 см;
  • окружность груди - от 50,8 до 54,6 см.

Если показатели роста вашего сына находятся на отметке 85 см и ниже, либо на отметке 107,2 см и выше, то это звоночек к тому, что малыша следует показать специалистам. Возможно, у ребенка генетическая предрасположенность к низкому (высокому) росту, а, может быть, несоответствие средним нормативным показателям является следствием проблемы со здоровьем, патологии роста.

То же касается и показателей того, сколько должен весить ребенок в 3 года. Критически низкая масса тела для трехлетки - 10 кг и ниже, критически высокая - 20,7 кг и выше.

Что касается окружности головы и окружности грудной клетки, то обычно в три года несоответствие средним данным впервые встречается очень редко. Скорее всего, если большая либо маленькая голова является свидетельством наличия заболевания, то эта проблема была уже выявлена в более раннем возрасте. Тем не менее, отметим, что у считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,2 см и ниже, высокими - 53,7 см и выше.
Для средними показателями являются:

  • рост - от 91,2 до 98,9 см;
  • вес - от 12,2 до 15,8 кг;
  • окружность головы - 47,1 до 49,9 см;
  • окружность грудной клетки - 50,3-53,9 см.

Низкими показателями считаются:

  • рост - от 83,6 см и ниже;
  • вес - от 9,6 кг и ниже;
  • окружность головы - от 44,3 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 106 см и выше;
  • вес - от 20,9 кг и выше;
  • окружность головы - от 52,7 см и выше.

Прибавка в росте и весе, как у мальчиков, так и у , должна быть стабильной, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени.
В этом возрасте происходит замена жировой ткани на мышечную, поэтому малыши выглядят уже не «пухликами». У них удлиняется шея, расширяются плечи, становятся выпуклыми лопатки, вытягиваются руки и ноги, позвоночник изгибается естественным образом. А вот живот все еще пребывает в выпуклом состоянии. Поскольку увеличиваются другие части тела, голова уже не кажется крупной. В целом, тело начинает приобретать пропорциональный вид.

Развитие малыша

Как до трехлетнего возраста, так и по его достижению, родителям важно следить за физическим и умственным развитием малыша. После того как обязательные посещения педиатра отходят в прошлое, мамам и папам особенно внимательно нужно следить за состоянием здоровья, психики и интеллекта ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на появившуюся проблему и раньше начать ее устранение. Если ребенка планируют отдать в детский сад, то ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию. То, как развит малыш в физическом плане, проверят педиатр и хирург-ортопед. Его интеллект оценит невропатолог.

К развитию трехлетнего ребенка выдвигается ряд требований. Ознакомившись с ними, родители сами могут определить, соответствует ли уровень их малыша его возрасту. Ниже мы приводим стандартные требования для развития ребенка в 3 года.

Физическое

Для малыша этой возрастной группы уже интересно бегать, прыгать, играть в мяч - бросать его и ловить, танцевать. При занятии и игре он задействует обе руки. Может ходить разными видами шага в разном темпе, на носочках, спиной вперед, по лестнице вверх и вниз. Уже неплохо удерживает равновесие при ходьбе по узкой либо наклонной поверхности.

Ему должно быть несложно выполнить два движения одновременно, например, топнуть ногой и хлопнуть в ладоши.

Желательно, чтобы в этом возрасте маленький человечек уже освоил трехколесный велосипед либо уверенно научился крутить педали.
Для крохи очень важно развитие крупной и мелкой моторики . В этом плане он уже должен обучиться таким действиям:

  • самостоятельно снимать обувь на застежках-липучках;
  • самостоятельно расстегивать пуговицы;
  • пить из чашки, не проливая напиток;
  • держать карандаш;
  • разворачивать конфеты.

Знаете ли вы? В три года бельгийские дети уже идут в школу, а в арабских странах с этого возраста разрешены гонки на верблюдах .

Психическое

Трехлетка становится более терпеливым, усидчивым, может сдерживать некоторые свои эмоции.

В то же время он больше капризничает, чаще поступает наперекор взрослым, более упрям, обидчив. Вместе с тем, он все больше стремится быть самостоятельным. Фразу «я сам» можно теперь услышать по несколько раз в день.

Он хорошо заучивает стихи, может вспомнить, что с ним эмоционально яркого происходило на протяжении года.

Игры - на первом месте в досуге малыша. В игре ребенку начинает больше нравиться исполнять какую-либо роль, перевоплощаться.
В его лексиконе появляется все больше вопросов: «почему?», «зачем?», «когда» и т.п.

Умственные способности крохи соответствуют возрасту, если он знает:

  • восемь цветов;
  • расположение предмета - близко, далеко;
  • отличие в размере предметов - больше, меньше;
  • названия домашних животных;
  • различия между деревом, кустарником, цветком, травой;
  • простые геометрические фигуры.

Он может сделать простую аппликацию, нарисовать простой рисунок, круг, овал, слепить простую пластилиновую фигурку.

Знаете ли вы? Многочисленные наблюдения медиков и педагогов говорят о том, что большинство мальчиков несколько позже начинают ь, чем девочки. Связано это с тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.

Если вас интересует вопрос, как должен ребенок в 3 года, то речь его должна быть понятной взрослым, даже посторонним. Он уже может составлять сложные предложения, строить фразы из пяти-шести слов, называть предметы на предложенной картинке. Выражает словами свои чувства и потребности. Знает свое имя и фамилию. Отличает людей по и возрасту. Осознает и может назвать свою половую принадлежность, части своего тела.

Навыки и умения

В 3 года у ребенка должны быть развиты следующие бытовые навыки:

  • самостоятельное раздевание, с небольшой помощью родителей;
  • знание предназначения многих предметов в доме;
  • умение выполнить просьбы «отнеси», «принеси», «подай»;
  • мытье рук с мылом;
  • самостоятельная ложкой и вилкой;
  • пользование салфеткой, носовым платком, расческой;
  • правильное применение слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Важно! Если после прочтения вышеприведенных требований, оказалось, что ваш ребенок еще чего-то не умеет, не отчаивайтесь. Все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений .

Отклонения от развития

Особое внимание следует уделить, если:

  • у крохи ограниченный словарный запас;
  • он не может составлять предложения, а говорит лишь отдельными словами;
  • не умеет сам и не проявляет инициативы;
  • самостоятельно не держит ложку и не ест ей;
  • играет в примитивные, однообразные игры без сюжетной линии.


Все вышеперечисленные ситуации требуют консультации специалистов.

Также обеспокоиться следует, если ребенок пугается при общении со взрослыми, не может с чем-либо играть в течение 5-10 минут, чрезмерно активен, постоянно агрессивен.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо , имеющих травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со , черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой и развития также страдают детки с ДЦП, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 3 года

Предлагаем вам ознакомиться с играми и , разработанными специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи трехлетних малышей.

Игры

Трехлетка уже может неплохо ловить мяч , поэтому с ним можно чаще играть в различные игры с использованием данного снаряда. Среди них:

  • «лови мяч». Подходит как для игры со взрослым, так и со сверстниками. Взрослый становится напротив ребенка, говорит «Маша (Саша), лови мяч!» и кидает мяч ему в руки. Ребенок должен назвать имя либо сказать «Мама (папа), лови мяч!»;
  • «съедобное-несъедобное». Взрослый одновременно с произнесением названий овощей, ягод либо каких-либо предметов кидает мяч ребенку. Если произнесенное взрослым слово обозначает что-то съедобное, то малыш должен словить мяч. Если несъедобное, то отбить.

В ходе прогулки малыш должен кататься на качелях, каруселях, по лабиринту, подниматься по вертикальной лестнице, спускаться с горки, прыгать на батуте.

Из развивающих домашних игр у трехлетнего ребенка должны быть головоломки, кубики, мозаика, калейдоскоп.

Упражнения

В комплекс необходимо вводить следующие движения:

  • ходьба с чередующимся шагом через невысокие препятствия;
  • ходьба по наклонной поверхности;
  • подъем и спуск по лестнице;
  • перепрыгивания через линию на полу;
  • прыжки в длину с места двумя ногами одновременно;
  • прыжки с небольшой высоты;
  • бег, бег на носочках;
  • повороты тела в стороны;
  • приседания;
  • вис на перекладине;
  • кувырки;
  • катания на велосипеде и самокате;
  • ползания по тоннелю либо между предметами;
  • изображение ходьбы и повадок животных.

Мелкую моторику следует развивать с помощью занятий рисованием, лепкой из пластилина и теста, надеванием бусинок на нитку, игрой с крупами.

Внимание можно развивать путем несложной игры «кто пропал». Расставьте пять-шесть , дайте малышу их внимательно рассмотреть. Затем попросите малыша отвернуться и спрячьте одну игрушку. Далее следует попросить малютку угадать, какой игрушки не хватает. Можно также играть, меняя игрушки местами, добавляя какую-либо игрушку еще. Проводя такую игру регулярно, можно добиться высокой степени концентрации внимания и развития кратковременной памяти.
Игра «части одно целого» позволит развить у малыша мышление. Взять картинку и разрезать ее пополам. Затем попросить ребенка соединить детали. В дальнейшем разрезать картинку на три, четыре части. Для этой игры также можно использовать простейшие мягкие пазлы.

Логическое мышление поможет развить игра «кто лишний». Необходимо заготовить карточки с предметами. Затем выкладывать перед ребенком четыре предмета с одним лишним в логической цепочке. Например, среди шапки, пальто, варежек будет сапог.

Пока на кухне готовится обед, можно предложить ребенку поиграть с посудой. Расставив кастрюли, положить в одном месте крышки от них и попросить малыша правильно подобрать их к каждой посудине.

Осенью можно собирать листики, делать гербарий, а затем просить ребенка вспомнить, от какого дерева какой листок.

Каждому трехлетке покажется интересной игра на память «супермаркет» - нужно будет попросить малыша сходить в виртуальный магазин и купить четыре продукта. С каждым разом количество продуктов нужно увеличивать.

Математические задатки можно закладывать путем игры, например в кукольный театр, когда одна кукла просит принести другую определенное количество конфет либо других предметов.

Развиваем речь

Можно при помощи ежедневного чтения книжек. Одно из хороших упражнений - отгадывание загадок. Также следует разучивать стишки, песенки, скороговорки. Словарный запас ребенка в 3 года должен составлять до 1,5 тысяч слов.

Есть несколько игр , с помощью которых можно хорошо развивать речевые навыки у ребенка .

  • «Что это?» - игра, когда родитель ставит перед ребенком несколько предметов и просит его назвать название и предназначение каждого из них. Сам, при этом, отмечает правильный ответ и дополняет его комментарием, расширяя знания малыша.
  • «Экскурсия по дому». Родитель и ребенок ходят по дому и рассказывают друг другу о предназначении предметов обихода.
  • «Своя история». Можно взять любую книжку, открыть любую картинку и попросить ребенка рассказать по ней историю, помогая ему и направляя ход его мыслей.
  • «Театр теней». Наверняка ребенку понравится театр теней. Можно вырезать любые фигурки, подсветить их фонарем на стене и разыгрывать с ребенком диалоги.
  • «Лепим букву». Заранее заготовить мешочек с нарисованными буквами. Предложить ребенку вытянуть картинку. Затем внимательно рассмотреть букву, подумать, из каких деталей она состоит. Вылепить ее из пластилина либо теста.


Знаете ли вы? В большинстве языков мира слова «мама» и «папа» звучат приблизительно одинаково. Это связано с тем, что лепечущие малыши произносят первые звуки, похожие на звучание данных слов.

Режим дня для ребенка

Для качественной жизни ребенку необходимо придерживаться . Для стабильной работы нервной, пищеварительной и систем трехлетний ребенок должен спать дважды в сутки, в одно и то же время с промежутками в четыре часа, гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день. У него должно быть время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Общая норма сна для трехлетки - 12 часов в сутки. Может быть следующее распределение на дневной и ночной сон:

  • ночной - 10 часов;
  • дневной - 2 часа.

Если малыш отказывается днем, то необходимо увеличить длительность сна в ночное время. Недосыпание может оказать негативное влияние на общее развитие ребенка.

Режим дня для трехлетки, который не ходит в детсад, примерно может выглядеть следующим образом :

  • 7.30 - подъем, гигиенические процедуры;
  • 7.40 - зарядка;
  • 8.00 - завтрак;
  • 8.40 - прогулка;
  • 12.00 - обед;
  • 12.30 - дневной сон;
  • 15.30 - пробуждение и игры;
  • 16.00 - полдник;
  • 16.50 - прогулка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - , гигиенические процедуры;
  • 20.30 - ночной сон.

Важно! Нужно следить за тем, чтобы режим не сбивался. Допускается незначительное смещение его составляющих до получаса.

В три года на ребенка буквально «сваливается» куча проблем. Во-первых, это возраст, когда большинство маленьких человечков идет в садик, а, значит, переживает болезненную смену родной домашней обстановки на чужую, детсадовскую, и длительную разлуку с мамой. Во-вторых, приходит первый возрастной кризис, который связан с тем, что ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Естественно, маленькому крохе тяжело пережить все эти изменения. Поэтому родителям в данный период необходимо особенно уделять внимание ребенку, и его развитию в том числе. Главное в этом деле - первым делом создать благоприятные условия для развития полноценной и здоровой личности. Родителям следует понимать, что поведение малыша зависит от того, как ведут себя они сами, и в каком эмоциональном состоянии они находятся. Ответственные родители всегда обращают внимание на проблемы в развитии малютки, консультируясь со специалистами, либо самостоятельно тестируя малыша. При выявлении проблемы с каким-либо направлением развития они могут заниматься с ребенком самостоятельно либо записать его в развивающие секции.

Сложно выделить в эти полгода что-то особенное. Индивидуальность развития никто не отменял, поэтому не стоит равнять всех детей по одной планке, выходя за пределы которой, малыш рассматривается как развитый не по годам или, наоборот, отстающий от своих сверстников. Но и закрывать глаза не стоит, видя, что другие дети в детсадовской группе значительно преуспевают по сравнению с вашим крохой.

важно В три с половиной года ребенок начинает думать. Это проявляется тем, что по поводу всего происходящего он дает свои комментарии, пытаясь объяснить все какими-то своими предположениями.

Ни в коем случае нельзя высмеивать его, важно направлять его догадки в нужное русло, задавать ему наводящие вопросы, создавая таким образом ситуацию, когда малыш будет приходить к истине почти самостоятельно. Это разовьет в нем , к логическому мышлению, .

Физическое развитие

За предыдущие полгода ребенок значительно вырос, из пухлощекого карапуза превратившись в худощавого. Некоторые дети настолько вытягиваются, что щепетильные родители пугаются того, что недостаточно хорошо кормят своих малышей. Это не так, потому что претерпевает значительные изменения, благодаря которым у чада:

информация Согласно таблицам, которыми пользуются педиатры, к 4 годам рост стремится к 100 см, а вес варьируется между 14 и 20 кг.

Обращают внимание на размеры головы, потому что за последние полгода-год она заметно увеличивается в своей окружности, а также на параметры грудной клетки и бедра, благодаря которым косвенно судят о развитии мышечной системы.

Максимально развиваются крупные мышцы бедер, плеч, спины, остаются при этом относительно недоразвитыми мышцы кистей, стоп, межреберий. Нагрузки должны быть контролируемыми, питание полноценным, стрессы минимальны. При этих условиях ребенок будет развиваться гармонично.

Двигательные умения и навыки

В 3 года и 6 месяцев ребенок живо участвует в быте. Ему с нетерпением хочется помочь маме подмести пол на кухне или помешать ложкой салат. Конечно, он еще совершает множество ошибок, благодаря которым понимает, как надо делать в следующий раз, чтобы их не повторить.

Нельзя ругать ребенка, если он не смог донести совочек с мусором до урны, не рассыпав его, или вывернул кусочки овощей из салатницы. Наоборот, важно похвалить малыша за готовность помочь, объяснив ему, что для того, чтобы избежать неприятностей, нужно попробовать сделать все немного аккуратнее и показать, как именно.

дополнительно Обучение чему-либо должно еще проходить в порядке игры.

Случается так, что дети делают что-то назло, рассердившись, что их ругают или не обращают достаточно внимания. В такие моменты стоит объяснить карапузу, что он не прав, что его поведение обижает родителей, но при этом он не должен чувствовать, что он плохой. Дети в три с половиной - четыре года еще не отличают понятия «я плохой» и «меня не любят» , для них это тождественно.

К четырем годам ребенок охотно:

  • рассматривает книги;
  • рисует;
  • делает поделки;
  • играет со своими игрушками в ролевые игры, разговаривая при этом.

Он уже более сосредоточен, и аккуратен, чем в три года, и не прерывает одно занятие ради другого. В это время важно развивать в ребенке трудолюбие и усидчивость.

Социальное развитие и речь

Играя во дворе в песочнице, ребенок 3,5-4 лет не станет отбирать лопатку у друга, закатывая истерику, что это его игрушка. Он не отбирает машинки силой, он начинает применять , такие как просьба, обмен, хитрость. Иногда случаются приступы эгоизма, но все чаще они сходят на нет, превращаясь в умение договариваться.

Все меньше дети, играя вместе, привлекают в игру взрослых, потому что им уже легче объясняться и находить общий язык, распределяя между собой роли. Однако привязанность к родителям еще достаточно велика, чтобы надолго оставлять ребенка одного или даже в компании сверстников.

важно Речь превращается уже в понятные полноценные предложения, слова которых полностью связаны с собой по смыслу. Количество дефектов постепенно уменьшается. Малыш становится еще более самостоятельным, определяя то, что его понимают.

Дети, в семьях которых царит понимание и умение договариваться, всегда имитируют поведение родителей в обществе, а дети из конфликтующих семей пытаются перетянуть на себя лидерство при помощи криков, слез и драк. Поэтому не стоит забывать о том, что дети всегда следуют не советам родителей, а их примеру.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также , поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников... Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы... Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет ) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случаевеселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию... Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — . Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе "Школы трехлетки ". Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира... Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи: